Jump to content

Ядерная морская двигательная установка

(Перенаправлено с Атомного Корабля )
Когда в 2007 году атомоход «Арктика» класса «50 лет Победы» был принят на вооружение, он стал крупнейшим в мире ледоколом .

Ядерная морская двигательная установка — это движение корабля или подводной лодки с использованием тепла, обеспечиваемого ядерным реактором . Электростанция нагревает воду для производства пара для турбины, используемой для вращения гребного винта корабля через коробку передач или через электрический генератор и двигатель. Ядерная двигательная установка используется в основном на военных кораблях, таких как атомные подводные лодки и суперавианосцы . Построено небольшое количество экспериментальных гражданских атомных кораблей. [1]

По сравнению с судами, работающими на нефти или угле, ядерная силовая установка предлагает преимущество очень длительных интервалов работы перед дозаправкой. Все топливо содержится внутри ядерного реактора, поэтому топливо не занимает места для груза или запасов, а также не занимает места выхлопные трубы или воздухозаборники для горения. [2] Однако низкая стоимость топлива компенсируется высокими эксплуатационными расходами и инвестициями в инфраструктуру, поэтому почти все атомные суда являются военными. [2]

Электростанции

[ редактировать ]

Основные операции военного корабля или подводной лодки

[ редактировать ]

Большинство морских ядерных реакторов относятся к типу водо-водяных , за исключением нескольких. [ количественно ] попытки [ кем? ] при использовании реакторов с жидким натриевым теплоносителем. [2] Первичный водяной контур передает тепло, образующееся в результате ядерного деления топлива, к парогенератору ; эта вода находится под давлением, поэтому она не кипит. Эта схема работает при температуре от 250 до 300 ° C (от 482 до 572 ° F). Любое радиоактивное загрязнение первичной воды локализовано. Вода циркулирует насосами; на более низких уровнях мощности реакторы, предназначенные для подводных лодок, могут полагаться на естественную циркуляцию воды для снижения шума, создаваемого насосами. [ нужна ссылка ]

Горячая вода из реактора нагревает отдельный водяной контур парогенератора. Эта вода преобразуется в пар и проходит через паровые сушилки на пути к паровой турбине . Отработанный пар при низком давлении проходит через конденсатор, охлаждаемый морской водой, и возвращается в жидкую форму. Вода перекачивается обратно в парогенератор и продолжает цикл. Любая потеря воды в процессе может быть восполнена за счет добавления опресненной морской воды в питательную воду парогенератора. [3]

В турбине пар расширяется и снижает свое давление, передавая энергию вращающимся лопаткам турбины. Может быть много ступеней с вращающимися лопастями и неподвижными направляющими аппаратами. Выходной вал турбины может быть соединен с редуктором для снижения скорости вращения, затем вал соединяется с гребными винтами судна. В другой форме приводной системы турбина вращает электрический генератор, а вырабатываемая электроэнергия подается на один или несколько приводных двигателей гребных винтов судна. и используют Великобритании Военно -морские силы России, США прямую силовую установку паровой турбины, в то время как французские и китайские корабли используют турбину для выработки электроэнергии для движения ( турбоэлектрическая трансмиссия ). [ нужна ссылка ]

Некоторые атомные подводные лодки имеют один реактор, но российские подводные лодки имеют два, как и военный корабль США « Тритон» . Большинство американских авианосцев оснащены двумя реакторами, но у USS Enterprise их было восемь. Большинство морских реакторов относятся к типу реакторов с водой под давлением , хотя ВМС США и СССР проектировали военные корабли с реакторами с жидкометаллическим охлаждением . [ нужна ссылка ]

Отличия от наземных электростанций

[ редактировать ]

Реакторы морского типа отличаются от коммерческих энергетических реакторов наземного базирования в нескольких отношениях. [ нужна ссылка ]

В то время как наземные реакторы атомных электростанций производят примерно до 1600 мегаватт чистой электроэнергии ( мощность EPR паспортная ), типичный морской двигательный реактор производит не более нескольких сотен мегаватт. Некоторые малые модульные реакторы (ММР) аналогичны морским двигательным реакторам по мощности и некоторым конструктивным соображениям, поэтому ядерные морские двигательные установки (как гражданские, так и военные) иногда предлагаются в качестве дополнительной рыночной ниши для ММР. В отличие от наземных проектов, где сотни гектаров могут быть заняты такими установками, как атомная электростанция Брюса , в морских условиях ограниченное пространство требует, чтобы морской реактор был физически небольшим, поэтому он должен генерировать более высокую мощность на единицу пространства. Это означает, что его компоненты подвергаются большим нагрузкам, чем компоненты наземного реактора. Его механические системы должны безупречно работать в неблагоприятных условиях моря, включая вибрацию, качку и качку корабля, действующего в бурном море. Механизмы остановки реактора не могут полагаться на гравитацию, чтобы поставить стержни управления на место, как в наземном реакторе, который всегда остается в вертикальном положении. Коррозия в соленой воде является дополнительной проблемой, усложняющей техническое обслуживание. [ нужна ссылка ]

Ядерный топливный элемент для грузового корабля NS Savannah . Элемент содержит четыре пучка по 41 твэла. Оксид урана обогащен до 4,2 и 4,6 процента U-235.

Поскольку активная зона морского реактора намного меньше, чем энергетического реактора, вероятность пересечения нейтрона с делящимся ядром до того, как он улетит в защиту, намного ниже. Таким образом, топливо обычно более обогащено (т. е. содержит более высокую концентрацию 235 У против. 238 U), чем тот, который используется на наземной атомной электростанции, что увеличивает вероятность деления до уровня, при котором может произойти устойчивая реакция. Некоторые морские реакторы работают на относительно низкообогащенном уране , что требует более частых дозаправок. Другие работают на высокообогащенном уране , содержание которого варьируется от 20%. 235 U, более 96% 235 Тебя нашли на подводных лодках США , [4] при этом активная зона меньшего размера работает тише (большое преимущество для подводной лодки). [5] Использование более высокообогащенного топлива также увеличивает удельную мощность реактора и продлевает срок службы загрузки ядерного топлива, но является более дорогим и создает больший риск для ядерного распространения, чем менее высокообогащенное топливо. [6]

Морская ядерная двигательная установка должна быть спроектирована так, чтобы быть высоконадежной и самодостаточной, требующей минимального обслуживания и ремонта, которые, возможно, придется проводить за многие тысячи миль от порта приписки. Одной из технических трудностей при проектировании твэлов морского ядерного реактора является создание твэлов, выдерживающих большое количество радиационных повреждений. Топливные элементы со временем могут треснуть, и могут образоваться пузырьки газа. Топливо, используемое в морских реакторах, представляет собой сплав металла и циркония , а не керамический UO 2 ( диоксид урана ), часто используемый в наземных реакторах. Морские реакторы рассчитаны на длительный срок службы активной зоны, что обеспечивается относительно высоким обогащением урана и включением в топливные элементы « выгорающего яда », который медленно истощается по мере старения топливных элементов и становится менее реактивным. Постепенное рассеивание «ядерного яда» увеличивает реактивность активной зоны, чтобы компенсировать снижение реактивности стареющих топливных элементов, тем самым продлевая срок службы топлива. Компактный Корпус реактора снабжен внутренней нейтронной защитой, снижающей повреждение стали от постоянной нейтронной бомбардировки. [ нужна ссылка ]

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]

Утилизация атомных подводных лодок стала важнейшей задачей для ВМС США и России. [7] После выгрузки топлива в США принято отрезать с судна реакторную секцию для захоронения в неглубоком захоронении как низкоактивные отходы (см. программу утилизации кораблей и подводных лодок ). [8] В России целые суда или герметичные секции реакторов обычно остаются на плаву, хотя новый объект возле губы Сайда должен обеспечить хранение в сухопутном комплексе с бетонным полом некоторых подводных лодок на крайнем севере. [ нужна ссылка ]

Будущие проекты

[ редактировать ]

Россия построила плавучую атомную электростанцию ​​для своих дальневосточных территорий. В проекте предусмотрены два энергоблока мощностью по 35 МВт на базе реактора КЛТ-40, используемого на ледоколах (с дозаправкой каждые четыре года). Некоторые российские военные корабли использовались для подачи электроэнергии для бытовых и промышленных нужд в отдаленные дальневосточные и сибирские города. [ нужна ссылка ]

В 2010 году Lloyd's Register исследовал возможность использования гражданских атомных морских силовых установок и переписывал проект правил (см. текст в разделе « Торговые суда »). [9] [10] [11]

Гражданская ответственность

[ редактировать ]

Страхование атомных судов не похоже на страхование обычных кораблей. Последствия аварии могут выйти за пределы национальных границ, а масштабы возможного ущерба выходят за рамки возможностей частных страховщиков. [12] Специальное международное соглашение, Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов , разработанная в 1962 году, предусматривала ответственность подписавших ее национальных правительств за аварии, вызванные ядерными судами, находящимися под их флагом. [13] но так и не был ратифицирован из-за разногласий по поводу включения военных кораблей в сферу действия конвенции. [14] Ядерные реакторы, находящиеся под юрисдикцией США, застрахованы в соответствии с положениями Закона Прайса-Андерсона . [ нужна ссылка ]

Военные атомные корабли

[ редактировать ]
Помимо атомных авианосцев, у США когда-то были атомные крейсера.

К 1990 году на кораблях (в основном военных) было больше ядерных реакторов, чем на коммерческих электростанциях во всем мире. [15]

Под руководством капитана ВМС США (впоследствии адмирала) Хаймана Дж. Риковера , [16] Проектирование, разработка и производство атомных морских двигательных установок началось в США в 1940-х годах. Первый прототип военно-морского реактора был построен и испытан на военно-морском реакторном комплексе Национальной реакторной испытательной станции в Айдахо (ныне Национальная лаборатория Айдахо ) в 1953 году.

Подводные лодки

[ редактировать ]
Французская атомная подводная лодка Saphir возвращается в Тулон , свой порт приписки , после миссии «Гераклес».

Первая атомная подводная лодка Nautilus USS вышла в море в 1955 году (SSN-571) (SS был традиционным классификационным обозначением корпуса подводных лодок США, а SSN обозначал первую «атомную» подводную лодку). [17]

Советский Союз также разрабатывал атомные подводные лодки. Первыми разработанными типами были проект 627, обозначенный в НАТО классом «Ноябрь» с двумя реакторами с водяным охлаждением, первый из которых, К-3 «Ленинский комсомол» , разрабатывался на атомной энергетике в 1958 году. [18]

Ядерная энергетика произвела революцию в подводной лодке, сделав ее, наконец, настоящим «подводным» судном, а не «погружаемым» кораблем, который мог оставаться под водой только в течение ограниченного периода времени. Это давало подводной лодке возможность работать под водой на высоких скоростях, сравнимых со скоростями надводных кораблей, в течение неограниченного времени, зависящего только от выносливости ее экипажа. Чтобы продемонстрировать это, USS Triton был первым судном, совершившим подводное кругосветное плавание вокруг Земли ( операция Sandblast ), сделав это в 1960 году. [19]

«Наутилус » с водо-водяным реактором (PWR) привел к параллельной разработке других подводных лодок, таких как уникальный реактор с жидкометаллическим (натриевым) охлаждением на авианосце « Сивулф» или два реактора на «Тритоне» , а затем «Скейт» подводные лодки класса , работающие от одной реакторы и крейсер USS Long Beach в 1961 году с двумя реакторами. [ нужна ссылка ]

К 1962 году ВМС США имели 26 действующих атомных подводных лодок и еще 30 строящихся. Ядерная энергетика произвела революцию в военно-морском флоте. Соединенные Штаты поделились своими технологиями с Великобританией , в то время как разработки Франции , СССР , Индии и Китая шли отдельно. [ нужна ссылка ]

После кораблей класса «Скейт» американские подводные лодки оснащались серией стандартизированных однореакторных установок, построенных компаниями Westinghouse и General Electric . Компания Rolls-Royce plc построила аналогичные агрегаты для подводных лодок Королевского флота , в конечном итоге разработав собственную модифицированную версию PWR2 . [ нужна ссылка ]

Крупнейшими атомными подводными лодками, когда-либо построенными, являются российские атомные подводные лодки водоизмещением 26 500 тонн . Самыми маленькими ядерными боевыми кораблями на сегодняшний день являются французские «Руби» ударные подводные лодки класса водоизмещением 2700 тонн . В период с 1969 по 2008 год ВМС США эксплуатировали невооруженную атомную подводную лодку NR-1 Deep Submergence Craft , которая не была боевым судном, но была самой маленькой атомной подводной лодкой водоизмещением 400 тонн. [ нужна ссылка ]

Авианосцы

[ редактировать ]

США и Франция построили атомные авианосцы .

Французский флот

[ редактировать ]
Авианосец «Шарль де Голль» ВМС Франции.

Единственный французского атомного авианосца образец — «Шарль де Голль» , вошедший в строй в 2001 году (планируется преемник). [20]

Французский авианосец оснащен катапультами и аэрофинишерами . « Шарль де Голль» водоизмещением 42 000 тонн является флагманом ВМС Франции (Marine Nationale). Корабль несет на борту самолеты Dassault Rafale M и E‑2C Hawkeye , вертолеты EC725 Caracal и AS532 Cougar для боевого поиска и спасения , а также современную электронику и Aster . ракеты [21]

В состав ВМС США входят 11 авианосцев, все с атомными двигателями: [22]

  • USS Enterprise : находился на вооружении в 1962–2012 годах, оснащен восемью реакторными установками, до сих пор является единственным авианосцем, на котором размещено более двух ядерных реакторов, причем каждый реактор A2W заменяет один из обычных котлов в более ранних конструкциях. [23]
  • «Нимиц» Класс : десять авианосцев водоизмещением 101 000 тонн и длиной 1092 фута, первый из которых был введен в эксплуатацию в 1975 году. Авианосец класса «Нимиц» оснащен двумя ядерными реакторами, обеспечивающими паром четыре паровых турбины .
  • Джеральда Р. Форда Класс , один авианосец водоизмещением 110 000 тонн и длиной 1106 футов. Лидер класса Джеральд Р. Форд поступил на вооружение в 2017 году, запланировано еще девять.

Эсминцы и крейсеры

[ редактировать ]

ВМФ России

[ редактировать ]
Российский флагман «Пётр Великий».

Класс «Киров », советское обозначение «Проект 1144 Орлан» ( «Орлан» ) — класс атомных ракетных крейсеров ВМФ СССР и ВМФ России , крупнейших и тяжёлых надводных боевых кораблей (т.е. не авианосцев и не десантных кораблей) . десантный корабль ) в эксплуатации в мире. Среди современных военных кораблей они уступают по размеру только крупным авианосцам и сопоставимы по размерам с Второй мировой войны времен линкорами . классификация этого корабля — «тяжёлый атомный ракетный крейсер Советская » . часто называют эти корабли линейными крейсерами из-за их размеров и общего внешнего вида. Западные обозреватели обороны [24]

ВМС США одно время имели атомные крейсеры в составе своего флота . Первым таким кораблем стал USS ​​Long Beach (CGN-9) . Введенный в строй в 1961 году, он был первым в мире надводным боевым кораблем с ядерной установкой . [25] Год спустя за ней последовал военный корабль США Bainbridge (DLGN-25) . Хотя Лонг-Бич проектировался и строился как крейсер, [26] Bainbridge начал свою жизнь как фрегат , хотя в то время ВМФ использовал код корпуса «DLGN» для « лидерного эсминца , управляемого ракетного оружия , ядерного ». [27]

Последними атомными крейсерами, которые построят американцы, будет четырехкорабельный крейсер «Вирджиния» класса . USS Virginia (CGN-38) был введен в строй в 1976 году, за ним последовал USS ​​Texas (CGN-39) в 1977 году, USS Mississippi (CGN-40) в 1978 году и, наконец, USS Arkansas (CGN-41) в 1980 году. В конечном итоге все эти корабли оказалось слишком затратным в обслуживании [28] и все они вышли на пенсию в период с 1993 по 1999 год. [ нужна ссылка ]

Другие военные корабли

[ редактировать ]

Корабли связи и управления

[ редактировать ]
Корабль управления и связи ССВ-33 Урал

ССВ-33 Урал ( ССВ-33 Урал ; кодовое название НАТО : Капуста [ по-русски « капуста »)) — управления и контроля, военный корабль находившийся на вооружении ВМФ СССР . Корпус SSV-33 был заимствован у атомных линейных «Киров» крейсеров типа с ядерной морской силовой установкой. [29] SSV-33 выполнял функции электронной разведки , слежения за ракетами, космического слежения и ретранслятора связи. Из-за высоких эксплуатационных расходов SSV-33 был поставлен на прикол. [29]

ССВ-33 нес только легкое оборонительное вооружение. Это были две 76-мм пушки АК-176, четыре 30-мм пушки АК-630 и четыре счетверенные ракетные установки «Игла». [ нужна ссылка ]

Атомный БПЛА

[ редактировать ]

« Посейдон» ( русский : Посейдон , « Посейдон », кодовое название НАТО « Каньон » ), ранее известный под российским кодовым названием Статус-6 ( русский : Статус-6 с ядерной силовой установкой и ядерным вооружением, ), — это беспилотный подводный аппарат разрабатываемый компанией Rubin Design. Бюро , способное доставлять как обычные, так и ядерные полезные нагрузки . По данным российского государственного телевидения, он способен доставить термоядерную кобальтовую бомбу мощностью до 200 мегатонн (в четыре раза мощнее, чем самое мощное устройство, когда-либо взорванное, « Царь-бомба» , и в два раза превышает максимальную теоретическую мощность) по военно-морским портам противника и прибрежные города. [30]

Гражданские атомные корабли

[ редактировать ]
Погон инженера из Саванны

Ниже приведены корабли , которые используются или находились в коммерческом или гражданском использовании и имеют ядерную морскую двигательную установку.

Торговые суда

[ редактировать ]

Гражданские торговые суда с атомными двигателями так и не развились дальше нескольких экспериментальных судов. Построенное в США судно « Саванна » , построенное в 1962 году, представляло собой в первую очередь демонстрацию гражданской ядерной энергетики и было слишком маленьким и дорогим для экономичной эксплуатации в качестве торгового судна. Конструкция представляла собой слишком компромиссный вариант: он не был ни эффективным грузовым судном, ни жизнеспособным пассажирским лайнером. Построенный в Германии грузовой корабль и исследовательский центр «Отто Хан» , построенный в 1968 году, прошёл около 650 000 морских миль (1 200 000 км) в 126 рейсах за 10 лет без каких-либо технических проблем. [ нужна ссылка ] Он оказался слишком дорогим в эксплуатации, и его переоборудовали на дизельное топливо. Японский Муцу , построенный в 1972 году, столкнулся с техническими и политическими проблемами. В его реакторе произошла значительная утечка радиации, и рыбаки протестовали против эксплуатации судна. Все эти три корабля использовали низкообогащенный уран. «Севморпуть» , советский, а затем российский авианосец ледокольного класса LASH, успешно работает на Северном морском пути с момента его ввода в эксплуатацию в 1988 году. По состоянию на 2021 год. Это единственное действующее атомное торговое судно. [ нужна ссылка ]

Гражданские атомные корабли страдают от затрат на специализированную инфраструктуру. Эксплуатация « Саванны » была дорогостоящей, поскольку это было единственное судно, использовавшее специализированный береговой персонал и средства технического обслуживания. Более крупный флот может разделить фиксированные затраты между большим количеством эксплуатируемых судов, что снизит эксплуатационные расходы.

Несмотря на это, интерес к ядерным двигателям все еще существует. В ноябре 2010 года British Maritime Technology и Lloyd's Register приступили к двухлетнему исследованию совместно с американской компанией Hyperion Power Generation (теперь Gen4 Energy ) и греческим судовым оператором Enterprises Shipping and Trading SA с целью изучения практического морского применения небольших модульных реакторов. Целью исследования было создание концептуального проекта танкера на основе реактора мощностью 70 МВт, такого как Hyperion. В ответ на интерес своих членов к ядерным силовым установкам Регистр Ллойда также переписал свои «правила» для атомных кораблей, которые касаются интеграции реактора, сертифицированного наземным регулирующим органом, с остальной частью корабля. Общий смысл процесса нормотворчества предполагает, что в отличие от нынешней практики морской отрасли, когда проектировщик/строитель обычно демонстрирует соблюдение нормативных требований, в будущем ядерные регулирующие органы захотят гарантировать, что именно он является оператором атомной станции. что демонстрирует безопасность в эксплуатации, а также безопасность, обусловленную проектированием и строительством. В настоящее время ядерные корабли находятся под ответственностью своих стран, но ни одна из них не участвует в международной торговле. В результате этой работы в 2014 году Lloyd's Register и другими членами этого консорциума были опубликованы две статьи о коммерческих ядерных морских двигательных установках. [10] [11] В этих публикациях рассматриваются прошлые и недавние работы в области морских ядерных двигательных установок и описывается предварительное концептуальное проектирование танкера Suezmax дедвейтом 155 000 тонн , который основан на традиционной форме корпуса с альтернативными вариантами размещения ядерной двигательной установки мощностью 70 МВт, обеспечивающей мощность до 23,5 тонн. Мощность на валу МВт при максимальной продолжительной мощности (в среднем: 9,75 МВт). Рассмотрен силовой модуль Gen4Energy. Это небольшой реактор на быстрых нейтронах, использующий эвтектическое охлаждение свинец-висмут, способный проработать на полной мощности десять лет до дозаправки, а срок службы - 25 лет эксплуатации судна. Они приходят к выводу, что эта концепция осуществима, но прежде чем концепция станет жизнеспособной, потребуются дальнейшая зрелость ядерных технологий, а также развитие и гармонизация нормативной базы. [ нужна ссылка ]

Ядерные двигатели были предложены снова на волне декарбонизации морского судоходства, на долю которого приходится 3–4% мировых выбросов парниковых газов. [31]

Торговые грузовые суда

[ редактировать ]

5 декабря 2023 года верфь Цзяннань, входящая в состав Китайской государственной судостроительной корпорации, официально представила проект 24000 TEU класса контейнеровоза , известного как KUN-24AP, на главной выставке морской индустрии Marintec China 2023, проходящей в Шанхае . Сообщается, что контейнеровоз оснащен реактором на основе тория с расплавленной солью , что делает его первым контейнеровозом с ториевым двигателем и, если он будет построен, крупнейшим контейнеровозом с ядерной установкой в ​​мире. [32]

Ледоколы

[ редактировать ]

оказалось как технически, так и экономически осуществимым Использование атомных ледоколов в советской , а затем и российской в Арктике . Корабли с ядерным топливом годами работают без дозаправки, а суда оснащены мощными двигателями, хорошо подходящими для ледокольных задач. [ нужна ссылка ]

Советский ледокол «Ленин» был первым в мире надводным судном с атомной силовой установкой в ​​1959 году и оставался в строю 30 лет (новые реакторы были установлены в 1970 году). Это привело к созданию серии более крупных ледоколов, водоизмещением 23 500 тонн «Арктика» шести судов класса , которые были спущены на воду в 1975 году. Эти суда имеют два реактора и используются в глубоких арктических водах. «НС Арктика» стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса . [ нужна ссылка ]

Для использования на мелководье, таком как устья рек и рек, «Таймыр» мелкосидящие ледоколы класса были построены в Финляндии они были оснащены однореакторной ядерной двигательной установкой , а затем в России . Они были построены в соответствии с международными стандартами безопасности для атомных судов. [33]

Все атомные ледоколы были заказаны Советским Союзом или Россией. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вирт, Джон Дж. (1979). «Федеральный демонстрационный проект: Н.С. Саванна». Инновации в морской отрасли . Том. 1. Национальные академии, Совет по исследованиям морского транспорта, Национальный исследовательский совет (США). стр. 29–36.
  2. ^ Jump up to: а б с Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
  3. ^ Вирен Чопра, Роб Хьюстон (редактор), DK Eyewitness Books: Transportation , Penguin, 2012, ISBN   1465408894 стр. 60
  4. ^ Мольц, Джеймс Клей (март 2006 г.). «Глобальное распространение подводных лодок: новые тенденции и проблемы» . НТИ . Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г. Проверено 7 марта 2007 г.
  5. ^ Эктон, Джеймс (13 декабря 2007 г.). «Молчание – это высокообогащенный уран» . Проверено 13 декабря 2007 г.
  6. ^ «Прекращение производства высокообогащенного урана для военно-морских реакторов» (PDF) . Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина . Проверено 25 сентября 2008 г.
  7. ^ Саркисов и Турньоль дю Кло (1999), с. 3.
  8. ^ Саркисов и Турньоль дю Кло (1999), с. 3-4.
  9. ^ «Полный вперед для ядерных перевозок» , World Nuclear News , 18 ноября 2010 г. , дата обращения 27 ноября 2010 г.
  10. ^ Jump up to: а б Хирдарис, Спирос; Ченг, Ю.Ф.; Шоллкросс, П; Бонафу, Дж; Карлсон, Д; Принц, Б; Саррис, Джорджия (15 марта 2014 г.). «Соображения относительно потенциального использования технологии малых ядерных модульных реакторов (ММР) для движения торгового флота». Океанская инженерия . 79 : 101–130. дои : 10.1016/j.oceaneng.2013.10.015 .
  11. ^ Jump up to: а б Хирдарис, Спирос; Ченг, Ю.Ф.; Шоллкросс, П; Бонафу, Дж; Карлсон, Д; Принц, Б; Саррис, Джорджия (март 2014 г.). «Концептуальный проект танкера Suezmax с малым модульным реактором мощностью 70 МВт». Труды Королевского института военно-морских архитекторов. Часть A: Международный журнал морской техники . 156 (А1): А37–А60. дои : 10.3940/rina.ijme.2014.a1.276 .
  12. ^ «Ответственность за ядерный ущерб» . Всемирная ядерная ассоциация . Проверено 17 марта 2011 г.
  13. ^ «Брюссельская конвенция об ответственности операторов атомных судов» . Международное право . Публичное международное право . Проверено 17 марта 2011 г.
  14. ^ "?" (PDF) . Международная ассоциация по атомной энергии. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2010 года . Проверено 17 марта 2011 г.
  15. ^ «Ядерное оружие на море». Бюллетень ученых-атомщиков : 48–49. Сентябрь 1990 года.
  16. ^ Гроувс, Лесли Р.; Теллер, Эдвард (1983). Теперь это можно рассказать . п. 388. ИСБН  978-0-306-80189-1 .
  17. ^ Стейси, Сьюзен (2000). Доказательство принципа: история Национальной инженерной и экологической лаборатории Айдахо, 1949–1999 гг . ISBN  978-0-16-059185-3 .
  18. ^ Тракимавичюс, Лукас. «Действительно ли малое красиво? Будущая роль малых модульных ядерных реакторов (ММР) в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 05 декабря 2020 г.
  19. ^ «Первое кругосветное плавание подводной лодки» . Книги рекордов Гиннесса . Проверено 2 июня 2020 г.
  20. ^ «Запускается программа создания авианосца, который заменит «Шарль-де-Голль» . 23 октября 2018 г.
  21. ^ Пайк, Джон. «Шарль де Голль» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 10 ноября 2015 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  22. ^ «Регистр военных кораблей» . Проверено 01 июня 2020 г.
  23. ^ «Speed ​​Thrills III — Максимальная скорость атомных авианосцев» . Navweaps.com. 29 апреля 1999 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
  24. Боевое оружие , Де Агостини, Новара, 1985.
  25. ^ «Военный корабль США Лонг-Бич (CGN 9)» .
  26. ^ Джон Пайк. «CGN-9 Лонг-Бич» .
  27. ^ Джон Пайк. «CGN 25 класса Бейнбридж» . Глобальная безопасность .
  28. ^ «Ядерная энергетика для надводных боевых действий» . Сеть оборонных СМИ .
  29. ^ Jump up to: а б Пайк, Дж. «SSV-33 Проект 1941» . GlobalSecurity.org . Проверено 30 октября 2015 г.
  30. ^ «Российские СМИ: ядерная торпеда может уничтожить США, Европу, мир» . Бизнес-инсайдер .
  31. ^ «Судоходная отрасль должна рассмотреть ядерный вариант декарбонизации: эксперты | S&P Global Platts» . www.spglobal.com . 04.11.2020 . Проверено 6 ноября 2020 г.
  32. ^ Чен, Стивен (05 декабря 2023 г.). «Китайская верфь раскрывает планы по созданию первого в мире ядерного контейнера, работающего на ультрасовременном реакторе на расплавленной соли» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 7 декабря 2023 г.
  33. ^ Кливленд, Катлер Дж, изд. (2004). Энциклопедия энергетики . Том. 1–6. Эльзевир. стр. 336–340. ISBN  978-0-12-176480-7 .
  34. ^ "На ледоколе 'Арктика' поднят российский флаг" . sudostroenie.info (in Russian). 2020-10-21 . Retrieved 2021-02-07 .
  35. ^ «Атомный ледокол «Урал» проекта 22220 вышел из Мурманска в первый эксплуатационный рейс» . ПортНьюс. 2 декабря 2022 г. Проверено 4 декабря 2022 г.
  • АФП, 11 ноября 1998 г.; в «Атомные подводные лодки обеспечивают электричеством сибирский город», FBIS-SOV-98-315, 11 ноября 1998 г.
  • ИТАР-ТАСС, 11 ноября 1998 г.; в «Российские атомные подводные лодки снабжают электроэнергией города на Дальнем Востоке», FBIS-SOV-98-316, 12 ноября 1998 г.
  • План Гарольда Уилсона Сюжет BBC News
  • Саркисов, Ашот А.; Турньоль дю Кло, Ален, ред. (1999). Анализ рисков, связанных с выводом из эксплуатации, демонтажем и утилизацией атомных подводных лодок . Подсерия 1 научного партнерства НАТО: Технологии разоружения. Том. 24. Дордрехт: Спрингер. ISBN  978-0-7923-5598-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf91448e80ee51c49c800416ae753a28__1718976540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/28/bf91448e80ee51c49c800416ae753a28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuclear marine propulsion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)