Jump to content

Стефан I Венгрии

(Перенаправлено со Стефана Венгерского )

Святой Стефан I
Изображение Стефана I на венгерской коронационной покрове ( ризе ) 1031 года.
Король Венгрии
Царствование 1000 или 1001–1038
Коронация 25 декабря 1000 г. или 1 января 1001 г.
Преемник Питер
Великий князь венгров
Царствование 997–1000 или 1001
Предшественник Геза
Рожденный Масло
в. 975
Эстергом , Венгерское княжество
Умер 15 августа 1038 г. (62–63 года)
Эстергом или Секешфехервар , Королевство Венгрия
Похороны
Супруг Гизела Баварская (м. 996)
Проблема Отто
Сент-Эмерик
Династия Арпад
Отец Геза Венгрии
Мать Загнанный в угол
Религия (до Великого раскола 1054 г. ) Католицизм
Подпись Подпись святого Стефана I

Стефан I , также известный как король Святой Стефан ( венгерский : Szent István király [ˌsɛnt ˈiʃtvaːn kiraːj] ; латинский : Sanctus Stephanus ; словацкий : Штефан I. или Штефан Вельки ; ок. 975 – 15 августа 1038), был последним великим князем венгры между 997 и 1000 или 1001 годами и первый король Венгрии с 1000 или 1001 года до своей смерти в 1038 году. Год его рождения неизвестен, но многие детали его жизни позволяют предположить, что он родился в или после 975, в Эстергоме . При рождении ему дали языческое имя Вайк , но дата его крещения неизвестна. Он был единственным сыном великого принца Гезы и его жены Сарольт , которая происходила из известной семьи дьюла . Хотя оба его родителя были крещены, Стивен был первым членом своей семьи, ставшим набожным христианином. Он женился на Гизеле Баварской , отпрыске императорской династии Оттонов .

После того, как Стефан стал преемником своего отца в 997 году, ему пришлось бороться за трон против своего родственника Коппани , которого поддерживало большое количество языческих воинов. Он победил Коппани с помощью иностранных рыцарей, включая Веселина , Хонта и Пазмани , а также местных лордов. Он был коронован 25 декабря 1000 г. или 1 января 1001 г. короной, присланной Папой Сильвестром II . В серии войн против полунезависимых племен и вождей, включая черных венгров и своего дядю Дьюлу Младшего , он объединил Карпатский бассейн . Он защитил независимость своего королевства, вынудив вторгшиеся войска Конрада II, императора Священной Римской империи , уйти из Венгрии в 1030 году.

Стефан основал по крайней мере одно архиепископство, шесть епископств и три бенедиктинских монастыря, что привело к развитию Церкви в Венгрии независимо от архиепископов Священной Римской империи . Он поощрял распространение христианства, применяя суровые наказания за игнорирование христианских обычаев. Его система местного управления была основана на графствах, организованных вокруг крепостей и управляемых королевскими чиновниками . Во время его правления в Венгрии царил длительный мирный период, и она стала предпочтительным маршрутом для паломников и торговцев, путешествующих между Западной Европой , Святой Землей и Константинополем .

Он пережил всех своих детей и умер 15 августа 1038 года в возрасте 62 или 63 лет. Он был похоронен в своей новой базилике , построенной в Секешфехерваре и посвященной Святой Деве . За его смертью последовали гражданские войны, которые длились десятилетия. Он был канонизирован Папой Григорием VII вместе со своим сыном Эмериком и епископом Герардом Чанадским в 1083 году. Стефан — популярный святой в Венгрии и на соседних территориях. В Венгрии его праздник (отмечается 20 августа) также является государственным праздником в честь основания государства, известным как День основания государства .

Ранние годы ( ок. 975–997)

[ редактировать ]

Дата рождения Стивена неизвестна, поскольку она не была записана в документах того времени. [ 1 ] Венгерские и польские хроники, написанные столетия спустя, указывают три разных года: 967, 969 и 975. [ 2 ] конца XI или начала XII веков Единогласное свидетельство его трех житий и других венгерских источников, в которых говорится, что Стефан был «еще подростком» в 997 году: [ 3 ] обосновать достоверность последнего года (975). [ 1 ] [ 2 ] Стефана В «Малой легенде» добавлено, что он родился в Эстергоме . [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] это означает, что он родился после 972 года, потому что его отец, Геза, великий принц венгров , примерно в том же году выбрал Эстергом в качестве королевской резиденции. [ 1 ] Геза силой способствовал распространению христианства среди своих подданных, но никогда не переставал поклоняться языческим богам. [ 5 ] [ 6 ] его сына И «Великая легенда» , и почти современник Титмар Мерзебургский описывали Гезу как жестокого монарха, предполагая, что он был деспотом, безжалостно укрепившим свою власть над мятежными венгерскими лордами. [ 6 ] [ 7 ]

Венгерские хроники сходятся во мнении, что матерью Стефана была Сарольт , дочь Дьюлы , венгерского вождя , обладавшего юрисдикцией либо в Трансильвании , либо в более широком регионе слияния рек Тиса и Марош . [ 8 ] [ 9 ] Многие историки, в том числе Пал Энгель и Дьюла Кристо, предполагают, что ее отец был идентичен « Гиласу », который крестился в Константинополе около 952 года и «остался верным христианству». [ 10 ] по сообщению византийского летописца Иоанна Скилица . [ 11 ] [ 12 ] Однако эта идентификация не принята единогласно; историк Дьёрдь Дьёрфи утверждает, что в византийской столице крестился не отец Сарольта, а его младший брат. [ 8 ] В отличие от всех венгерских источников, Польско-Венгерские хроники и более поздние польские герцога источники утверждают, что матерью Стефана была Адельхаида, иначе неизвестная сестра польского Мешко I , но достоверность этого сообщения не признается современными историками. [ 13 ]

Миниатюра иллюминированной рукописи, изображающей рождение.
Рождение Стефана изображено в « Иллюминированной хронике».

Стивен родился как Вайк , [ 4 ] [ 14 ] имя, происходящее от тюркского слова бадж , означающего «герой», «господин», «князь» или «богатый». [ 2 ] [ 15 ] о Стефане «Великая легенда» повествует, что он был крещен святым епископом Праги Адальбертом . [ 15 ] который несколько раз останавливался при дворе Гезы между 983 и 994 годами. [ 16 ] [ 17 ] о Святом Адальберте Однако почти одновременная легенда , написанная Бруно Кверфуртским , не упоминает об этом событии. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Соответственно, дата крещения Стефана неизвестна: Дьерфи утверждает, что он был крещен вскоре после рождения, в то время как Кристо предполагает, что он принял крещение только незадолго до смерти своего отца в 997 году. [ 15 ] [ 17 ]

Стефана Официальная агиография , написанная епископом Хартвиком и санкционированная Папой Иннокентием III , повествует, что он «был полностью обучен знанию грамматического искусства» в детстве. [ 18 ] [ 2 ] Это подразумевает, что он изучал латынь, хотя некоторый скептицизм оправдан, поскольку лишь немногие короли той эпохи умели писать. В двух других его житиях конца XI века не упоминаются какие-либо грамматические исследования, а говорится лишь, что он «был воспитан, получив образование, подходящее для маленького принца». [ 2 ] Кристо говорит, что последнее замечание относится только к физической подготовке Стефана, включая его участие в охоте и военных действиях. [ 2 ] Согласно «Иллюминированной хронике» , одним из его наставников был граф Деодат из Италии , основавший впоследствии монастырь в Тате . [ 19 ]

Согласно легендам Стефана, великий князь Геза созвал собрание венгерских вождей и воинов, когда Стефан «достиг первой стадии юности». [ 18 ] в возрасте 14 или 15 лет. [ 20 ] [ 21 ] Геза назначил Стефана своим преемником, и все присутствующие принесли клятву верности молодому принцу. [ 21 ] Дьерфи пишет, не указывая своего источника, что примерно в то же время Геза назначил своего сына править « дукатом Ньитра ». [ 15 ] Словацкие историки, в том числе Ян Штайнхюбель и Ян Лукачка, принимают точку зрения Дьерфи и предполагают, что Стефан управлял Ньитрой (ныне Нитра , Словакия) примерно с 995 года. [ 22 ] [ 23 ]

Геза устроил брак Стефана с Гизелой , дочерью Генриха II, герцога Баварии , в 995 году или позже. [ 4 ] [ 24 ] Этот брак установил первую семейную связь между венгерским правителем и правящим домом Западной Европы. [ 25 ] поскольку Гизела была тесно связана с династией Оттонов империи императоров Священной Римской . [ 17 ] Согласно популярной традиции, сохранившейся в аббатстве Шайерн в Баварии , церемония проходила в замке Шайерн и праздновалась святым Адальбертом. [ 21 ] В новый дом Гизелу сопровождали баварские рыцари, многие из которых получили земельные гранты от ее мужа и поселились в Венгрии, помогая укрепить военные позиции Штефана. По словам Дьерфи, Стивен и его жена «предположительно» поселились в Ньитре после свадьбы. [ 26 ] [ 27 ]

Царствование (997–1038)

[ редактировать ]

Великий князь (997–1000)

[ редактировать ]

Великий принц Геза умер в 997 году. [ 14 ] [ 28 ] Стефан созвал собрание в Эстергоме, на котором его сторонники провозгласили его великим принцем. [ 29 ] Первоначально он контролировал только северо-западные районы Карпатского бассейна ; на остальной территории по-прежнему доминировали племенные вожди. [ 30 ] Восхождение Стефана на престол соответствовало принципу первородства , который предписывал, чтобы отцу наследовал его сын. [ 27 ] С другой стороны, это противоречило традиционной идее старшинства , согласно которой Гезу должен был сменить самый старший член династии Арпадов , которой был Коппани . в то время [ 27 ] [ 31 ] Коппани, носивший титул герцога Шомодьского , в течение многих лет управлял областями Задунайского края к югу от озера Балатон . [ 25 ] [ 28 ] [ 32 ]

Казнь Коппани
Chronicon Казнь Коппани после его поражения от Стефана, изображенная в Pictum.

Коппани сделал предложение вдове Гезы, Сарольт, в соответствии с языческим обычаем левирата . [ 29 ] [ 33 ] [ 34 ] Он также заявил о своих претензиях на трон. [ 29 ] Хотя не исключено, что Коппани уже крестился в 972 году. [ 29 ] большинство его сторонников были язычниками, противниками христианства, представленного Стефаном и его преимущественно немецкой свитой . [ 35 ] В хартии 1002 года Паннонхалма-Арчабби говорится о войне между «немцами и венграми», имея в виду вооруженные конфликты между Стефаном и Коппани. [ 35 ] [ 36 ] Несмотря на это, Дьерфи говорит, что Озлар Алан »), Бешеньё Печенег »), Кер и другие топонимы, относящиеся к этническим группам или венгерским племенам в Задунайском крае вокруг предполагаемых границ герцогства Коппань, предполагают, что значительные вспомогательные подразделения и группы венгерских воинов, которых поселил здесь великий князь Геза, сражались в армии Стефана. [ 37 ]

Кристо утверждает, что весь конфликт между Стефаном и Коппани был всего лишь враждой между двумя членами династии Арпадов , не затронувшей других вождей венгерских племен. [ 30 ] Коппани и его войска вторглись в северные районы Задунайского региона, взяли многие форты Стефана и разграбили его земли. [ 35 ] Стефана, который, согласно « Иллюминированной хронике» , «впервые был препоясан мечом своим», [ 38 ] поставил братьев Хонта и Пазмани во главе своей гвардии и назначил Веселина возглавить королевскую армию. [ 35 ] [ 39 ] [ 40 ] Последним был немецкий рыцарь, приехавший в Венгрию во времена правления Гезы. [ 41 ] Хонт и Пазмани были, согласно Симона Кезы « Gesta Hunnorum et Hungarorum» и « Иллюминированной хронике» , «рыцарями швабского происхождения». [ 42 ] которые поселились в Венгрии либо при Гезе, либо в первые годы правления Стефана. [ 30 ] С другой стороны, Лукачка и другие словацкие историки говорят, что Хонт и Пазмани были «словацкими» дворянами, которые присоединились к Стефану во время его правления в Ньитре. [ 43 ]

Коппани осаждал Веспрем , когда ему сообщили о прибытии армии Стефана. [ 37 ] В завязавшейся битве Стефан одержал решительную победу над своими врагами. [ 34 ] Коппани погиб на поле боя. [ 25 ] Его тело было четвертовано, а его части выставлены у ворот фортов Эстергом, Дьёр , Дьюлафехервар (Алба-Юлия, Румыния ) и Веспрем, чтобы угрожать всем, кто готовил заговор против молодого монарха. [ 34 ] [ 44 ] [ 45 ]

Стефан оккупировал герцогство Коппани и подарил своим сторонникам большие поместья. [ 28 ] [ 46 ] Он также предписал, чтобы бывшие подданные Коппани платили десятину архаббатству Паннонхалма, согласно акту об основании этого монастыря, который сохранился в рукописи, содержащей вставки . [ 35 ] [ 47 ] В том же документе говорится, что «в Венгрии в то время не было других епископств и монастырей». [ 48 ] С другой стороны, почти современный епископ Мерзебурга Титмар заявил, что Стефан «учредил епископства в своем королевстве». [ 49 ] прежде чем быть коронованным королем. [ 48 ] , если последний отчет верен, то епархии Веспрем и Дьер являются наиболее вероятными кандидатами По мнению историка Габора Торочкая . [ 50 ]

Коронация (1000–1001)

[ редактировать ]
Современная скульптура Святого Стефана в Будапеште
Современная скульптура короля Святого Стефана в Будапеште

Приказав выставить часть трупа Коппани, расквартированного в Дьюлафехерваре, резиденции его дяди по материнской линии, Дьюлы Младшего , Стефан заявил о своем праве на управление всеми землями, находящимися под властью венгерских лордов. [ 51 ] Он также решил укрепить свой международный статус, приняв титул короля. [ 52 ] Однако точные обстоятельства его коронации и ее политические последствия являются предметом научных дискуссий. [ 53 ]

Титмар Мерзебургский пишет, что Стефан получил корону «благосклонно и по настоянию». [ 49 ] императора Оттона III (годы правления 996–1002), [ 54 ] подразумевая, что Стефан принял сюзеренитет Императора до его коронации. [ 53 ] С другой стороны, во всех легендах о Стефане подчеркивается, что он получил свою корону от папы Сильвестра II (годы правления 999–1003). [ 53 ] Христос [ 55 ] и другие историки [ 56 ] отметим, что Папа Сильвестр и император Оттон были близкими союзниками, а это означает, что оба сообщения действительны: Стефан «получил корону и посвящение» [ 49 ] от Папы, но не без согласия Императора. Примерно через 75 лет после коронации Папа Григорий VII (годы правления 1075–1085), претендовавший на сюзеренитет над Венгрией, заявил, что Стефан «предложил и преданно сдал» Венгрию « Святому Петру » (то есть Святому Престолу ). [ 54 ] [ 56 ] [ 57 ] Стефана» В противоположном отчете « Большая легенда говорится, что король предложил Венгрию Деве Марии . [ 56 ] Современные историки, в том числе Пал Энгель и Миклош Мольнар, пишут, что Стефан всегда отстаивал свой суверенитет и никогда не принимал папского или имперского сюзеренитета. [ 25 ] [ 53 ] Например, ни одна из его грамот не была датирована годами правления современных императоров, что было бы так, если бы он был их вассалом. [ 58 ] Более того, Стефан заявил в преамбуле к своей Первой книге законов , что он управляет своим царством «по воле Божией». [ 58 ] [ 59 ]

Точная дата коронации Стефана неизвестна. [ 55 ] Согласно более поздней венгерской традиции, он был коронован в первый день второго тысячелетия, что может относиться либо к 25 декабря 1000 года, либо к 1 января 1001 года. [ 14 ] [ 60 ] Подробности коронации Стефана, сохранившиеся в его «Великой легенде», позволяют предположить, что церемония проходила в Эстергоме или Секешфехерваре. [ 61 ] следовал обряду коронации немецких королей. [ 62 ] Соответственно, Стефана помазали . освященным маслом во время церемонии [ 62 ] Портрет Стефана, сохранившийся на его королевском плаще с 1031 года, показывает, что его корона, как и диадема императора Священной Римской империи, представляла собой корону-обруч, украшенную драгоценными камнями . [ 63 ]

Помимо короны, Стефан считал копье с флагом важным символом своего суверенитета. [ 63 ] Например, на его первых монетах имеется надпись LANCEA REGIS («королевское копье») и изображена рука, держащая копье с флагом. [ 63 ] По словам современника Адемара де Шабанна , копье было подарено отцу Стефана императором Отто III в знак права Гезы «пользоваться наибольшей свободой во владении своей страны». [ 64 ] В его уставах Стефана называют по-разному: Ungarorum rex («король венгров»), Pannoniorum rex («король паннонцев») или Hungari rex («король Венгрии»). [ 54 ]

Объединение ( 1001–1009 гг. )

[ редактировать ]

Хотя власть Стефана не зависела от его коронации, [ 54 ] церемония предоставила ему международно признанную легитимность христианского монарха, правившего своим королевством « по милости Божией ». [ 65 ] Все его легенды свидетельствуют о том, что вскоре после своей коронации он основал архиепископство с кафедрой в Эстергоме . [ 66 ] Этот акт гарантировал, что Церковь в Венгрии стала независимой от прелатов Священной Римской империи. [ 67 ] [ 68 ] Самое раннее упоминание об архиепископе Эстергома по имени Домокос сохранилось в акте об основании архаббатства Паннонхалма от 1002 года. [ 66 ] По словам историка Габора Торочкая , Стефан также основал Калочскую епархию в 1001 году. [ 69 ] Стефан пригласил иностранных священников в Венгрию для евангелизации своего королевства. [ 68 ] Сподвижники покойного Адальберта Пражского, в том числе Радла и Астрик , прибыли в Венгрию в первые годы его правления. [ 70 ] [ 71 ] Присутствие неназванного «архиепископа венгров» на синоде 1007 года Франкфурта и освящение алтаря в Бамберге в 1012 году архиепископом Астриком показывают, что прелаты Стефана поддерживали хорошие отношения с духовенством Священной Римской империи. [ 7 ]

Превращение Венгрии в христианское государство было одной из главных забот Стефана на протяжении всего его правления. [ 72 ] Хотя обращение венгров началось уже во времена правления его отца, только Стефан систематически заставлял своих подданных отказаться от языческих ритуалов. [ 73 ] Его законодательная деятельность была тесно связана с христианством. [ 74 ] Например, его Первая Книга Законов первых лет правления включает ряд положений, предписывающих соблюдение праздников и исповедь . предсмертную [ 75 ] [ 76 ] Другие его законы защищали права собственности. [ 77 ] и интересы вдов и сирот, или регулировал статус крепостных крестьян. [ 76 ]

Если же кто-нибудь будет иметь такое ожесточенное сердце, — не дай Бог всякому христианину, — что не захочет исповедовать свои проступки по совету священника, то он должен лежать без всякого богослужения и милостыни, как неверный. Если его родственники и соседи не призовут священника, и поэтому он умрет неисповеданным, то следует вознести молитвы и милостыню, но его родственники должны смыть свое нерадивость постом по решению священников. Умирающие внезапной смертью должны быть погребены со всеми церковными почестями; ибо суд Божий сокрыт от нас и неизвестен.

- Законы короля Стефана I [ 78 ]
Дьюла Младший взят в плен
Войска Стефана захватывают его дядю Дьюлу Младшего.

Многие венгерские лорды отказались признать сюзеренитет Стефана даже после его коронации. [ 44 ] Новый король сначала восстал против своего дяди Дьюлы Младшего, чье царство «было самым обширным и богатым». [ 79 ] по данным «Иллюминированной хроники» . [ 80 ] Стефан вторгся в Трансильванию и захватил Дьюлу и его семью около 1002 года. [ 81 ] [ 82 ] или в 1003. [ 14 ] [ 80 ] Современные Анналы Хильдесхайма [ 82 ] добавляет, что Стефан обратил «страну своего дяди в христианскую веру силой» после ее завоевания. [ 80 ] Соответственно, историки относят создание Трансильванской епархии к этому периоду. [ 82 ] [ 69 ] Если отождествление Дьюлы, предложенное Кристо, Дьерфи и другими венгерскими историками, с неким Прокуем, который, согласно Титмару Мерзебургскому, был дядей Стефана, верно, [ 83 ] Позже Дьюла бежал из плена и бежал к Болеславу I Храброму , герцогу польскому (годы правления 992–1025). [ 80 ]

В состав территории [князя Болеслава Храброго] входил некий острог, расположенный недалеко от границы с венграми. Его опекуном был господин Прокуй, дядя венгерского короля. И в прошлом, и в последнее время Прокуй был изгнан из своих земель царем, а его жена взята в плен. Когда он не смог освободить ее, его племянник организовал ее безоговорочное освобождение, хотя он был врагом Прокуя. Я никогда не слышал ни о ком, кто проявлял бы такую ​​сдержанность по отношению к побежденному врагу. Благодаря этому Бог неоднократно даровал ему победу не только в упомянутом выше городе, но и в других.

Около ста лет спустя летописец Галл Аноним также упомянул о вооруженных конфликтах между Штефаном и Болеславом, заявив, что последний «победил венгров в бою и сделался хозяином всех их земель до Дуная ». [ 22 ] [ 85 ] [ 86 ] долины реки Моравы — притока Дуная — Дьерфи говорит, что в сообщении летописца говорится об оккупации поляками в 1010-х годах. [ 86 ] С другой стороны, Польско-Венгерская хроника утверждает, что польский герцог в начале XI века оккупировал большие территории к северу от Дуная и к востоку от Моравы вплоть до Эстергома. [ 86 ] [ 87 ] Последний источник, по мнению Штайнхюбеля, доказывает, что значительная часть земель, составляющих ныне Словакию, между 1002 и 1030 годами находилась под властью Польши. [ 87 ] В отличие от словацкого историка, Дьерфи пишет, что эта поздняя хроника, «в которой одна нелепость следует за другой», противоречит всем фактам, известным из источников XI века. [ 88 ]

Поражение Кина от Стивена
Стивен побеждает Кина «Герцога болгар и славян»

« Иллюминированная хроника» повествует, что Стефан «повел свою армию против Кина, князя болгар и славян, чьи земли по своему естественному положению наиболее сильно укреплены». [ 89 ] после оккупации страны Дьюлы. [ 90 ] По мнению ряда историков, в том числе Золтана Ленкея [ 90 ] и Габор Торочкай, [ 69 ] Кин был главой небольшого государства, расположенного в южных частях Трансильвании, и Стефан оккупировал его страну около 1003 года. Другие историки, в том числе Дьерфи, говорят, что летописный отчет сохранил память о походе Стефана на Болгарию в конце 1010-х годов. [ 91 ]

Аналогично идентификация " черных венгров " [ 92 ] — которые были упомянуты Бруно Кверфуртским и Адемаром де Шабанном среди противников политики Стефана, обращающейся в свою веру, — неясно. [ 93 ] Дьерфи размещает свои земли к востоку от реки Тисы ; [ 94 ] а Торочкай говорит, что они живут в южных частях Задунайского края. [ 69 ] Отчет Бруно Кверфуртского о насильственном обращении черных венгров предполагает, что Стефан завоевал их земли самое позднее в 1009 году, когда «первая миссия Святого Петра» [ 95 ] папский легат кардинал Азо — прибыл в Венгрию. [ 96 ] Последний присутствовал на встрече в Дьере королевская хартия, определяющая границы вновь созданного Печского епископства . , где 23 августа 1009 года была издана [ 95 ]

также Эгерская епархия была основана около 1009 года. [ 95 ] [ 97 ] По мнению Тороцкая, «весьма вероятно», что учреждение епископства было связано с обращением кабаров — этнической группы хазарского происхождения — [ 98 ] и их вождь. [ 99 ] Глава Кабаров, которым был либо Самуэль Аба , либо его отец, [ 100 ] по этому случаю женился на неназванной младшей сестре Стивена. [ 99 ] [ 101 ] Клан Аба был самым могущественным среди местных семей, которые присоединились к Стефану и поддержали его в его усилиях по установлению христианской монархии. [ 102 ] Сообщения Анонимуса , Симона Кезского и других венгерских летописцев Бар-Калана, Чака и других дворянских семей 13-го века, происходящих от венгерских вождей, предполагают, что в этот процесс были вовлечены и другие местные семьи. [ 102 ]

Стивен создал территориальную административную систему, [ 80 ] создание графств . [ 103 ] Каждое графство, возглавляемое королевским чиновником, известным как граф или испан , представляло собой административную единицу, организованную вокруг королевской крепости. [ 103 ] Большинство крепостей в этот период представляли собой земляные валы. [ 104 ] но замки в Эстергоме, Секешфехерваре и Веспреме были построены из камня. [ 105 ] Форты, служившие округами, также стали ядрами церковной организации. [ 104 ] Развивавшиеся вокруг них поселения, где каждое воскресенье проводились рынки, были важными местными экономическими центрами. [ 104 ]

Войны с Польшей и Болгарией ( ок. 1009–1018).

[ редактировать ]

Шурин Стефана, Генрих II , стал королем Германии в 1002 году и императором Священной Римской империи в 1013 году. [ 58 ] Их дружеские отношения обеспечили то, что на западных границах Венгрии в первые десятилетия XI века наступил период мира. [ 58 ] [ 106 ] Даже когда недовольный брат Генриха II, Бруно , искал убежища в Венгрии в 1004 году, Стефан сохранил мир с Германией и договорился об урегулировании конфликта между двумя своими зятьями. [ 58 ] [ 107 ] Около 1009 года он выдал свою младшую сестру замуж за Отто Орсеоло , дожа Венеции (годы правления 1008–1026), близкого соратника византийского императора Василия II (годы правления 976–1025), что позволяет предположить, что отношения Венгрии с Византийская империя также была мирной. [ 108 ] С другой стороны, союз Венгрии и Священной Римской империи привел ее к войне с Польшей, продолжавшейся примерно с 1014 г. [ 109 ] до 1018. [ 110 ] Поляки заняли венгерские посты по реке Мораве. [ 111 ] Дьерфи и Кристо пишут, что в этот период произошло и вторжение печенегов в Трансильванию, память о котором сохранилась в легендах Штефана, поскольку печенеги были близкими союзниками зятя польского князя, великого князя Святополка I. Киев (годы правления 1015–1019). [ 109 ] [ 112 ]

Польша и Священная Римская империя заключили Баутценский мир в январе 1018 года. [ 112 ] Позже в том же году 500 венгерских всадников сопровождали Болеслава Польского в Киев , предполагая, что Венгрия была включена в мирный договор. [ 112 ] Историк Ференц Макк говорит, что Бауценский мир обязал Болеслава передать Стефану все занимаемые им территории в долине Моравы. [ 111 ] По словам Леодвина, первого известного епископа Бихара (ок . 1050 – ок. 1060), Стефан вступил в союз с византийцами и возглавил военную экспедицию, чтобы помочь им против « варваров » на Балканском полуострове . [ 113 ] Византийские и венгерские войска совместно взяли «Цезарии», который Дьерфи идентифицирует как современный город Охрид . [ 114 ] В отчете Леодвина предполагается, что Стефан присоединился к византийцам в войне, закончившейся завоеванием ими Болгарии в 1018 году. [ 115 ] Однако точная дата его экспедиции неизвестна. [ 114 ] Дьерфи утверждает, что только в последний год войны Штефан повел свои войска против болгар. [ 114 ]

Внутренняя политика (1018–1024 гг.)

[ редактировать ]
Святые Герард и Эмерик
Современный статут епископа Герарда Чанадского и его ученика принца Эмерика (оба были канонизированы вместе с королем Стефаном в 1083 году). Статуя Пюспёккута в Секешфехерваре , рассрочка
Печварадское аббатство
Руины аббатства Печварад , основанного Стефаном

Епископ Леодвин писал, что Стефан во время своего похода на Балканы собрал в «кесариях» мощи ряда святых, в том числе святого Георгия и святителя Николая . [ 115 ] Он пожертвовал их своей новой трехнефной базилике, посвященной Святой Богородице. [ 116 ] в Секешфехерваре, [ 117 ] где он также основал капитул собора и свою новую столицу. [ 118 ] На его решение повлияло открытие в 1018 или 1019 году нового паломнического маршрута в обход его старой столицы Эстергома. Новый маршрут соединил Западную Европу и Святую Землю через Венгрию. [ 119 ] [ 120 ] Стефан часто встречался с паломниками, способствуя распространению его славы по всей Европе. [ 121 ] Аббат Одило из Клюни , например, писал в письме Стефану, что «те, кто вернулся из святыни нашего Господа », свидетельствуют о страсти короля «к чести нашей божественной религии». [ 122 ] Стефан также основал четыре общежития для паломников в Константинополе, Иерусалиме , Равенне и Риме . [ 123 ]

[Почти] все из Италии и Галлии, желавшие отправиться к Гробу Господню в Иерусалиме, отказались от обычного пути, который лежал по морю, и пробирались через страну царя Стефана. Он сделал дорогу безопасной для всех, приветствовал как братьев всех, кого видел, и одаривал их огромными дарами. Это действие побудило многих людей, дворян и простолюдинов, отправиться в Иерусалим.

- Родульфус Глабер , Пять книг историй [ 124 ]

Помимо паломников, безопасным маршрутом через Венгрию часто пользовались купцы, путешествуя между Константинополем и Западной Европой. [ 119 ] В легендах Стефана говорится о 60 богатых печенегах, которые отправились в Венгрию, но подверглись нападению венгерских пограничников. [ 125 ] Король приговорил своих солдат к смертной казни, чтобы продемонстрировать свою решимость сохранить внутренний мир. [ 125 ] Регулярная чеканка монет началась в Венгрии в 1020-х годах. [ 126 ] Его серебряные динары с надписями STEPHANUS REX («Король Стефан») и REGIA CIVITAS («королевский город») были популярны в современной Европе, о чем свидетельствуют поддельные копии, обнаруженные в Швеции . [ 119 ] [ 126 ]

Стефан убедил некоторых паломников и торговцев поселиться в Венгрии. [ 119 ] [ 122 ] Жерар , монах -бенедиктинец , прибывший в Венгрию из Венецианской республики между 1020 и 1026 годами, изначально планировал продолжить свое путешествие в Святую Землю, но решил остаться в стране после встречи с королем. [ 121 ] Стефан также основал ряд бенедиктинских монастырей, в том числе аббатства в Печвараде , Залаваре и Баконьбеле. [ 127 ] — в этот период. [ 128 ]

В «Долгой жизни святого Герарда» упоминается конфликт Стефана с Аджтони , вождем региона реки Марос . Многие историки относят это столкновение к концу 1020-х годов, хотя Дьёрфи и другие учёные считают, что это произошло как минимум десятилетием раньше. [ 129 ] [ 86 ] Конфликт возник, когда Аджтоний, «отнявший власть у греков», согласно легенде святого Герарда, взимал налог с соли, доставляемой Стефану по реке. [ 130 ] Король послал большую армию во главе с Чанадом против Айтони, который был убит в бою. [ 131 ] Его земли были преобразованы в венгерское графство , и король основал новое епископство в Чанаде (Ченад, Румыния), бывшей столице Айтони, которая была переименована в честь командующего королевской армией. [ 131 ] Согласно Annales Posonienses , венецианец Герард был рукоположен в сан первого епископа новой епархии в 1030 году. [ 132 ]

Конфликты со Священной Римской империей (1024–1031 гг.)

[ редактировать ]

Шурин Стефана, император Генрих, умер 13 июля 1024 года. [ 133 ] Ему наследовал дальний родственник [ 134 ] Конрад II (годы правления 1024–1039), проводивший наступательную внешнюю политику. [ 135 ] Конрад II изгнал дожа Отто Орсеоло — мужа сестры Стефана — из Венеции в 1026 году. [ 121 ] [ 135 ] Он также убедил баварцев провозгласить своего сына Генриха своим герцогом в 1027 году, хотя сын Стефана Эмерик имел серьезные претензии на герцогство Баварское через свою мать. [ 134 ] Император Конрад запланировал брачный союз с Византийской империей и отправил в Константинополь одного из своих советников, епископа Вернера Страсбургского . [ 116 ] [ 136 ] Осенью 1027 года епископ, казалось, путешествовал как паломник, но Стефан, который был проинформирован о его истинной цели, не позволил ему войти в свою страну. [ 116 ] [ 136 ] Биограф Конрада II Випо Бургундский рассказал, что баварцы спровоцировали стычки вдоль общих границ Венгрии и Священной Римской империи в 1029 году, что привело к быстрому ухудшению отношений между двумя странами. [ 137 ] [ 138 ]

Император Конрад лично повел свои войска в Венгрию в июне 1030 года и разграбил земли к западу от реки Раба . [ 137 ] [ 139 ] Однако, согласно « Анналам Нидеральтейха» , император, страдавший от последствий тактики выжженной земли , использованной венгерской армией, [ 140 ] вернулся в Германию «без армии и ничего не добившись, так как армия находилась под угрозой голода и была взята в плен венграми под Веной ». [ 139 ] уступил Венгрии земли между реками Лайта и Фиша . Мир был восстановлен после того, как Конрад летом 1031 года [ 141 ]

В это же время возникли раздоры между паннонской нацией и баварцами по вине баварцев. И в результате король Венгрии [Стефан] совершил множество набегов и набегов на владения норичей (то есть баварцев). Обеспокоенный этим фактом, император Конрад напал на венгров с большой армией. Но король [Стефан], сил которого было совершенно недостаточно для встречи с императором, полагался исключительно на опеку Господню, которой он добивался молитвами и постами, возвещавшими по всему его царству. Поскольку император не мог войти в королевство, столь укрепленное реками и лесами , он вернулся после того, как достаточно отомстил за свой ущерб грабежами и поджогами на границах королевства; и ему хотелось в более подходящее время завершить начатое. Его сын, король Генрих , однако, еще будучи маленьким мальчиком, которому было поручено попечение Эйгильберта, епископа Фрайзинга , получил от короля [Стефана] дипломатическую миссию с просьбой о мире; и исключительно по совету князей королевства и без ведома своего отца он предоставил благосклонность к примирению.

- Випо , Деяния Конрада II [ 142 ]

Последние годы (1031–1038 гг.)

[ редактировать ]
Похороны принца Эмерик и ослепление Вазула
Похороны принца Эмерика и ослепление Вазула ( Chronicon Pictum , 1358 г.)

Биограф Стивена Хартвик рассказывает, что король, чьи дети умирали один за другим в младенчестве, «сдержал горе об их смерти утешением из-за любви своего выжившего сына». [ 143 ] Эмерик . [ 144 ] Однако Эмерик был ранен в результате несчастного случая на охоте и умер в 1031 году. [ 119 ] После смерти сына пожилой король так и не смог «полностью вернуть себе былое здоровье». [ 145 ] по данным «Иллюминированной хроники» . [ 144 ] Кристо пишет, что сохранившийся в легендах о Стефане образ короля, несшего бдения и омывающего ноги нищим, связан с последними годами Стефана, после смерти его сына. [ 146 ]

Смерть Эмерика поставила под угрозу достижения его отца в создании христианского государства. [ 147 ] потому что двоюродный брат Стефана, Вазул , который имел самые серьезные претензии на его преемство, был заподозрен в склонности к язычеству. [ 148 ] Согласно « Анналам Алтайха», Стефан проигнорировал притязания своего двоюродного брата и назначил своим наследником сына своей сестры, венецианца Питера Орсеоло . [ 149 ] Тот же источник добавляет, что Вазул был схвачен и ослеплен, а трое его сыновей, Левенте , Андрей и Бела , были изгнаны из Венгрии. [ 149 ] Легенды Стефана относятся к неудачному покушению на жизнь пожилого короля со стороны членов его двора. [ 146 ] По словам Кристо, легенды относятся к заговору, в котором участвовал Вазул, и его нанесение увечий было наказанием за этот поступок. [ 146 ] О том, что уши Вазула были наполнены расплавленным свинцом, зафиксировано лишь в более поздних источниках, в том числе в « Иллюминированной хронике» . [ 146 ]

По мнению некоторых историков, положения Второй книги законов Стефана о «заговоре против короля и королевства» подразумевают, что книга была обнародована после неудачного заговора Вазула против Стефана. [ 76 ] [ 150 ] Однако эта точка зрения не получила всеобщего признания. [ 76 ] Дьерфи утверждает, что книга законов была издана не после 1031 года, а около 1009 года. [ 151 ] Точно так же оспаривается подлинность указа о десятине: по словам Дьерфи, он был издан во время правления Стефана, но Беренд, Ласловский и Сакач утверждают, что это «могло быть более поздним дополнением». [ 47 ] [ 151 ]

Стефан умер 15 августа 1038 года. [ 152 ] Он был похоронен в базилике Секешфехервара. [ 149 ] За его правлением последовал длительный период гражданских войн, языческих восстаний и иностранных вторжений. [ 153 ] [ 154 ] Нестабильность закончилась в 1077 году, когда на престол взошел Ладислав , внук Вазула. [ 155 ]

Король Святой Стефан и его жена
Король Стефан и его жена Гизела Баварская основывают церковь в Обуде из Chronicon Pictum.

Стефан женился на Гизеле , дочери герцога Баварии Генриха Спорщика, который был племянником Оттона I, императора Священной Римской империи . [ 156 ] Матерью Гизелы была Гизела Бургундская , представительница династии Вельфов . [ 21 ] [ 157 ] Гизела родилась около 985 года и была моложе своего мужа, от которого она пережила. [ 21 ] [ 157 ] Она покинула Венгрию в 1045 году и умерла как настоятельница Нидернбургского аббатства в Пассау в Баварии около 1060 года. [ 158 ]

Хотя в « Иллюминированной хронике» говорится, что Стефан «родил много сыновей», [ 159 ] [ 160 ] только двое из них, Отто и Эмерик, известны по имени. [ 65 ] Отто, названный в честь Отто III, судя по всему, родился до 1002 года. [ 65 ] Он умер еще ребенком. [ 160 ]

Эмерик , получивший имя своего дяди по материнской линии, императора Генриха II, родился около 1007 года. [ 65 ] Его «Легенда» начала XII века описывает его как святого принца, сохранившего целомудрие даже во время брака. [ 160 ] По словам Дьёрфи, жена Эмерик приходилась родственницей византийскому императору Василию II. [ 114 ] Его преждевременная смерть привела к серии конфликтов, приведших к ослеплению Вазула и гражданским войнам. [ 119 ] [ 161 ]

Будь послушен мне, сын мой. Вы — ребенок, потомок богатых родителей, живущий среди мягких подушек, обласканный и воспитанный во всевозможных удобствах; ты не принимал участия ни в бедах походов, ни в различных нападениях язычников, в которых ушла почти вся моя жизнь.

- Стивена Увещевания своему сыну Эмерику [ 125 ]

В следующем генеалогическом древе представлены предки Стивена и его родственники, упомянутые в статье. [ 157 ] [ 162 ]

Дьюла Старший Великий принц такса «половецкая» дама *
Генрих Баварский Гизела Бургундская Дьюла Младший Загнанный в угол Великий принц Геза
две дочери дочь Дож Отто Орсеоло дочь Самуэль Аба ***
Гизела Баварская Стефан I болгарская принцесса** Михаил Венгерский
Петр, король Венгрии
взгляд
Отто Эмерик Византийская принцесса

*Хазарская, печенежская или волжская булгарка.
**Дьерфи пишет, что она, возможно, была членом болгарской династии Кометопули .
***Самуэль Аба мог быть сыном сестры Стивена, а не ее мужа.

Наследие

[ редактировать ]

Основатель Венгрии

[ редактировать ]
Король Святой Стефан на венгерской банкноте номиналом 10 000 форинтов (1998–)
Серебряная монета : 5 Пэнго, Смерть Святого Стефана, 1938 г.

Штефан всегда считался одним из самых важных государственных деятелей в истории Венгрии. [ 163 ] Его главным достижением стало создание христианского государства, обеспечившего выживание венгров в Карпатском бассейне, в отличие от гуннов , аваров и других народов, ранее контролировавших эту же территорию. [ 163 ] Как подчеркивает Брайан Картледж, Стивен также подарил своему королевству «сорок лет относительного мира и здравого, но не впечатляющего правления». [ 164 ]

Его преемники, в том числе потомки Вазула, стремились подчеркнуть свою преданность достижениям Стефана. [ 165 ] Хотя сын Вазула, Андрей I Венгерский , захватил трон благодаря языческому восстанию , он запретил языческие обряды и заявил, что его подданные должны «жить во всем согласно закону, которому научил их король Св. Стефан», согласно XIV века Иллюминированная хроника . [ 165 ] [ 166 ] В средневековой Венгрии общины, претендовавшие на привилегированный статус или пытавшиеся сохранить свои « свободы », часто заявляли, что происхождение их особого статуса приписывают королю Святому Стефану. [ 167 ] Примером может служить письмо 1347 года жителей Тапа , в котором королю рассказывалось о своих обидах на Архаббатство Паннонхалма и утверждалось, что налоги, взимаемые с них аббатом, противоречат «свободе, предоставленной им во времена короля Святого Стефана». [ 168 ]

Святость

[ редактировать ]
Король Святой Стефан
Король и исповедник
Почитается в Костел
Восточная Православная Церковь
канонизирован 20 августа 1083 г., Секешфехервар , Папа Григорий VII.
Главный храм Базилика Святого Стефана
Будапешт , Венгрия
Праздник 16 августа
20 августа (в Венгрии)
2 сентября (1686–1969)
30 мая (его Святой Декстер в Венгрии)
Атрибуты Корона ; Скипетр ; глобус
Покровительство Венгрия, короли, каменщики, каменщики, каменщик, каменщики, защитники от детской смерти

Культ Стефана возник после длительного периода анархии, характерного для правления его непосредственных преемников. [ 169 ] [ 170 ] Однако нет никаких свидетельств того, что Стефан стал объектом почитания до своей канонизации. [ 171 ] Например, первый член королевской семьи, названный в его честь, Стефан II , родился в начале 12 века. [ 172 ]

Канонизация Стефана была инициирована внуком Вазула, королем Венгрии Ладиславом I , который укрепил свою власть, захватив и заключив в тюрьму своего двоюродного брата Соломона . [ 173 ] [ 174 ] По словам епископа Хартвича, канонизация была «провозглашена апостольским письмом по приказу Римского престола». [ 175 ] предполагая, что церемония была разрешена Папой Григорием VII. [ 176 ] Церемония началась у могилы Стефана, где 15 августа 1083 года массы верующих начали трехдневный пост и молитву. [ 177 ] Легенда гласит, что гроб Стефана нельзя было открыть до тех пор, пока король Ладислав не держал Соломона в плену в Вышеграде . [ 177 ] По преданию Стефана, за открытием гробницы Стефана последовали чудеса исцеления. [ 174 ] Историк Кристо приписывает исцеления либо массовому психозу , либо обману. [ 174 ] В легендах о Стефане также говорится, что его «пропахшие бальзамом» останки были подняты из гроба, наполненного «розовой водой», 20 августа. [ 177 ] В тот же день были канонизированы сын Стефана Эмерик и епископ Чанадский Герард. [ 178 ]

Совершив служение вечерни в третий день, все ожидали милости Божией по заслугам блаженного; внезапно, когда Христос посетил Его мессы, знамения чудес пролились с неба по всему святому дому. Их множество, которого в ту ночь было слишком много, чтобы сосчитать, напоминает ответ из Евангелия , который Спаситель мира доверил Иоанну , спрашивавшему через посланников, тот ли он, кто должен прийти : слепой видит, хромой ходят, глухие слышат, прокаженные очищаются , увечные выпрямляются, парализованные исцеляются...

- Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана [ 179 ]

Первая легенда Стефана, так называемая «Великая легенда» , была написана между 1077 и 1083 годами. [ 180 ] Это дало идеализированный портрет короля, [ 181 ] тот, кто посвятил себя и свое королевство Деве Марии. [ 180 ] Стефана, Однако «Малая легенда» написанная около 1100 г., [ 181 ] при короле Коломане [ 180 ] — подчеркнул суровость Стивена. [ 181 ] Третья легенда, также составленная во время правления короля Коломана епископом Хартвиком, была основана на двух существующих легендах. [ 180 ] Работа Хартвика, санкционированная в 1201 году Папой Иннокентием III , послужила официальной легендой Стефана. [ 180 ] Габор Кланичай писал, что легенды Стефана «открыли новую главу в легендах о святых правителях как жанре», предполагая, что монарх может достичь святости, активно используя свою королевскую власть. [ 182 ] Стефан был первым триумфатором Майи Кристи («воина Христа») среди канонизированных монархов. [ 183 ] Он также был « королем-исповедником », не принявшим мученической смерти, чей культ был санкционирован, в отличие от более ранних святых монархов. [ 184 ]

Культ Стефана распространился за пределы Венгрии. Первоначально его почитали в первую очередь в Шейерне и Бамберге , в Баварии, но его мощи были перенесены также в Аахен , Кёльн , Монтекассино и Намюр . [ 170 ] После освобождения Буды от турок-османов Папа Иннокентий XI в 1686 году распространил культ короля Святого Стефана на всю Римско-католическую церковь. [ 170 ] и объявил 2 сентября своим праздником . [ 161 ] [ 170 ] Поскольку в 1969 году праздник святого Иоакима был перенесен с 16 августа, [ 185 ] на следующий день после смерти Стефана праздник Стефана был перенесен на эту дату. [ 186 ] Стефан почитается как покровитель Венгрии. [ 170 ] и считался защитником королей, каменщиков, каменщиков, каменщиков и каменщиков, [ 187 ] а также детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. [ 187 ] Его канонизация была признана Вселенским Патриархом Константинопольским Варфоломеем I в 2000 году. [ 188 ] В календаре Венгерской католической церкви праздник Стефана отмечается 20 августа, в день перенесения его мощей . [ 170 ] Кроме того, его «Святому Декстеру» посвящен отдельный праздник (30 мая). [ 170 ]

Святой Декстер

[ редактировать ]
Мумифицированная рука с полоской, украшенной жемчугом, в позолоченной шкатулке.
Святое право выставлено в базилике Святого Стефана в Будапеште.

Неповрежденная правая рука Стивена, или правая рука ( венгерский : Szent Jobb ), стала предметом культа. [ 178 ] [ 189 ] Его украл священнослужитель по имени Меркурий, но он был обнаружен 30 мая 1084 года в округе Бихар . [ 177 ] Кража священных реликвий, или фурта сакра , к тому времени стала популярной темой биографий святых. [ 190 ] Епископ Хартвик описал обнаружение правой руки Стефана в соответствии с этой традицией, имея в виду приключения и видения. [ 190 ] Аббатство, построенное в округе Бихар (ныне Саниоб , Румыния), было названо в честь святого Декстера и посвящено ему. [ 178 ]

Почему же, братья, другие члены его, разъединившись, и плоть его превратилась в прах, совсем отделилась, только правая рука, кожа и сухожилия которой приросли к костям, сохранила красоту цельности? Я предполагаю, что непостижимость божественного суда стремилась провозгласить необычайностью этого факта не что иное, как то, что дело любви и милостыни превосходит меру всех других добродетелей. ... Десная рука блаженного мужа была заслуженно освобождена от гниения , потому что всегда процветая от цветка доброты, она никогда не была пуста от раздачи даров для питания бедных.

- Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана [ 191 ]

Святой Декстер веками хранился в аббатстве Сентйобб, за исключением периода монгольского нашествия 1241 и 1242 годов, когда он был перенесен в Рагузу (ныне Дубровник , Хорватия). [ 189 ] Затем реликвию перевезли в Секешфехервар около 1420 года. [ 189 ] После османской оккупации центральных территорий Венгерского королевства в середине 16 века он охранялся во многих местах, включая Боснию , Рагузу и Вену. [ 192 ] Он был возвращен Венгрии в 1771 году, когда королева Мария Терезия подарила его монастырю сестер Лорето в Буде. [ 192 ] Он хранился в Зальцбурга часовне Св. Сигизмунда Будайской крепости примерно с 1900 по 1944 год, в пещере недалеко от в 1944 и 1945 годах и снова у сестер Лорето в Буде с 1945 по 1950 год. Наконец, с 1950 года Святая Декстер побывал в базилике Святого Стефана в Будапеште. [ 192 ] Ежегодное шествие в честь реликвии было учреждено в 1938 году и продолжалось до 1950 года, когда коммунистическое правительство запретило шествие. Оно было возобновлено в 1988 году. [ 192 ]

Увещевания

[ редактировать ]

Согласно «Большой легенде» Стефана , король «сам составил для своего сына книгу о нравственном воспитании». [ 193 ] Эта работа, ныне известная как «Увещевания» или «De Institutione Morum» , [ 194 ] сохранилась в рукописях, написанных в эпоху позднего средневековья . Хотя ученые спорят о том, можно ли приписать его королю или священнослужителю, большинство из них сходятся во мнении, что оно было составлено в первые десятилетия XI века. [ 54 ] [ 195 ]

В « Наставлениях» утверждается, что королевская власть неразрывно связана с католической верой. [ 54 ] [ 195 ] Ее автор подчеркнул, что монарх обязан делать пожертвования Церкви и регулярно консультироваться со своими прелатами, но имеет право наказывать провинившихся священнослужителей. [ 54 ] Одна из его основных идей заключалась в том, что суверен должен сотрудничать с «столпами своего правления», то есть с прелатами, аристократами, испанцами и воинами. [ 195 ]

Дорогой мой сын, если ты желаешь почтить царскую корону, я советую, советую, я призываю тебя, прежде всего, поддерживать католическую и апостольскую веру с таким усердием и заботой, чтобы ты мог быть примером для всех, кто находится под твоим началом. Бога, и чтобы все духовенство по праву называло тебя человеком истинно христианского исповедания. Не сделав этого, вы можете быть уверены, что вас не назовут христианином или сыном Церкви. Действительно, в царском дворце, после самой веры, Церковь занимает второе место, первая составленная и распространенная по всему миру членами Его, апостолами и святыми отцами. И хотя она всегда производила свежее потомство, тем не менее в некоторых местах она считался древним. Однако, возлюбленный сын, даже теперь в нашем царстве Церковь провозглашается молодой и недавно насаждённой; и потому она нуждается в более благоразумных и надежных опекунах, чтобы благо, которое божественная милость даровала нам незаслуженно, не было уничтожено и уничтожено по вашей праздности, лености или небрежению.

- Стивена Увещевания своему сыну Эмерику [ 196 ]

В искусстве

[ редактировать ]
Мумифицированная рука с полоской, украшенной жемчугом, в позолоченной шкатулке.
Церковь Святого Саввы , Белград

Король Святой Стефан был популярной темой в венгерской поэзии с конца 13 века. [ 197 ] Самыми ранними стихами были религиозные гимны , в которых святой король изображался как апостол венгров. Светская поэзия, особенно стихи, написанные к его празднику, следовала аналогичному образцу, подчеркивая роль Стефана как первого короля Венгрии. [ 197 ] Поэты описали Стефана как символ национальной идентичности и независимости, а также способности венгерской нации пережить исторические катаклизмы во время коммунистического режима между 1949 и 1989 годами. [ 197 ]

Популярный гимн, который до сих пор поют в церквях, впервые был записан в конце 18 века . [ 197 ] Он провозглашает короля Святого Стефана «сияющей звездой венгров». [ 197 ] Людвиг ван Бетховен написал увертюру «Король Стефан» к открытию венгерского театра в Пеште в 1812 году. [ 198 ] По словам музыканта Джеймса М. Келлера, «[т] нисходящие унисоны, открывающие увертюру «Король Стефан», кажутся прообразом начала Девятой симфонии ; ... [а] затем более поздняя тема, представленная флейтами и кларнетами, кажется почти вариацией ... знаменитой мелодии оды «К радости» финала Девятой симфонии». [ 198 ] Венгерский композитор Ференц Эркель назвал в его честь свою последнюю полную оперу 1885 года « Иштван Кирай» («Король Стефан»). [ 199 ] В 1938 году Золтан Кодай написал хоровое произведение под названием Éének Szent István Királyhoz («Гимн королю Стефану»). [ 200 ] В 1983 году Левенте Сореньи и Янош Броуди сочинили рок-оперу « Иштван, киралы» («Король Стефан») о первых годах его правления. Семнадцать лет спустя, в 2000 году, Сёреньи написал продолжение под названием «Велед, Урам!». («Вы, сэр»). [ 201 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Дьерфи 1994 , с. 64.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристо 2001 , с. 15.
  3. ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 5), с. 381.
  4. ^ Jump up to: а б с «Стефан I» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2008 г. Проверено 29 июля 2008 г.
  5. ^ Контлер 1999 , с. 51.
  6. ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 331.
  7. ^ Jump up to: а б Корова 1999 , с. 547.
  8. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 44.
  9. ^ Сэлэгян 2005 , стр. 147.
  10. ^ Иоанн Скилицес: Краткий обзор византийской истории, 811–1057 (гл. 11.5.), стр. 11.5. 231.
  11. ^ Энгель 2001 , с. 24.
  12. ^ Кристо и Макк 1996 , с. 28.
  13. ^ Дьерфи 1994 , с. 46.
  14. ^ Jump up to: а б с д Энгель 2001 , с. 27.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Дьерфи 1994 , с. 78.
  16. ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 329.
  17. ^ Jump up to: а б с д Кристо 2001 , с. 16.
  18. ^ Jump up to: а б Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 4), с. 381.
  19. ^ Дьерфи 1983 , с. 132.
  20. ^ Дьерфи 1994 , стр. 79–80.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Кристо 2001 , с. 17.
  22. ^ Jump up to: а б Штайнхюбель 2011 , с. 19.
  23. ^ Лукачка 2011 , стр. 31.
  24. ^ Кристо 2001 , стр. 16–17.
  25. ^ Jump up to: а б с д Молнар 2001 , с. 20.
  26. ^ Дьерфи 1994 , с. 81.
  27. ^ Jump up to: а б с Кристо 2001 , с. 18.
  28. ^ Jump up to: а б с Лукачка 2011 , стр. 33.
  29. ^ Jump up to: а б с д Дьерфи 1994 , с. 83.
  30. ^ Jump up to: а б с Кристо, Дьюла (2001). «Поражение Коппани [поражение Коппани]» . Король Святой Стефан [Король Святой Стефан] . Венгерская электронная библиотека . Проверено 17 августа 2013 г.
  31. ^ Котлер 1999 , с. 52–53.
  32. ^ Энгель 2001 , с. 30.
  33. ^ Кристо 2001 , стр. 18–19
  34. ^ Jump up to: а б с Картледж 2011 , с. 11.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Кристо 2001 , с. 19.
  36. ^ Дьерфи 1994 , стр. 83–84.
  37. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 84.
  38. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 39.64), с. 105.
  39. ^ Дьерфи 1994 , стр. 63, 83.
  40. ^ Энгель 2001 , с. 39.
  41. ^ Дьерфи 1994 , с. 63.
  42. ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 78), с. 163.
  43. ^ Лукачка 2011 , стр. 32–33.
  44. ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 53.
  45. ^ Дьерфи 1994 , с. 85.
  46. ^ Дьерфи 1994 , стр. 85–86.
  47. ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 351.
  48. ^ Jump up to: а б Торочкай 2001 , с. 52.
  49. ^ Jump up to: а б с Хроникон . Титмара Мерзебургского (гл. 29), с 193.
  50. ^ Торочкай 2001 , стр. 52–54.
  51. ^ Кристо 2001 , с. 20.
  52. ^ Кристо 2001 , с. 21.
  53. ^ Jump up to: а б с д Энгель 2001 , с. 28.
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж г Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 343.
  55. ^ Jump up to: а б Кристо 2001 , с. 22.
  56. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 96.
  57. ^ Письмо Папы Григория VII королю Венгрии Соломону, в котором он заявляет о сюзеренитете над этим королевством , стр. 48.
  58. ^ Jump up to: а б с д и Макк 2001 , стр. 45.
  59. ^ Законы короля Стефана I (Стефан I: Предисловие), с. 1.
  60. ^ Кристо 2001 , стр. 22–23.
  61. ^ «Королевские коронации и похороны в Секешфехерваре (2013/6)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
  62. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 98.
  63. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 97.
  64. ^ Макк 2001 , стр. 41.
  65. ^ Jump up to: а б с д Кристо 2001 , с. 23.
  66. ^ Jump up to: а б Торочкай 2001 , с. 54.
  67. ^ Торочкай 2001 , с. 53.
  68. ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 54.
  69. ^ Jump up to: а б с д Торочкай 2001 , с. 58.
  70. ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 336.
  71. ^ Торочкай 2001 , стр. 55–57.
  72. ^ Картледж 2011 , с. 14.
  73. ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 331, 333.
  74. ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 333.
  75. ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 334.
  76. ^ Jump up to: а б с д Дьерфи 1994 , с. 135.
  77. ^ Картледж 2011 , с. 15.
  78. ^ Законы короля Стефана I (Стефан I:12), с. 4.
  79. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 40.65), с. 105.
  80. ^ Jump up to: а б с д и Кристо 2001 , с. 24.
  81. ^ Sălăgean 2005 , стр. 150–151.
  82. ^ Jump up to: а б с Короткое 2001 , с. 145.
  83. ^ Короткометражка 2001 , с. 146.
  84. ^ Хроникон ( Титмара Мерзебургского гл. 8.4), стр. 363–364.
  85. Деяния польских князей (гл. 6), стр. 31–33.
  86. ^ Jump up to: а б с д Дьерфи 1994 , с. 142.
  87. ^ Jump up to: а б Штайнхюбель 2011 , стр. 19–21.
  88. ^ Дьерфи 1994 , стр. 107–108, 142.
  89. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 41.66), с. 105.
  90. ^ Jump up to: а б Ленкей 2003 , с. 37.
  91. ^ Дьерфи 1994 , с. 91.
  92. ^ Жизнь пяти братьев Бруно Кверфуртского (гл. 10), стр. 10. 245.
  93. ^ Ленкей 2003 , стр. 38–39.
  94. ^ Дьерфи 1994 , с. 187.
  95. ^ Jump up to: а б с Торочкай 2001 , с. 60.
  96. ^ Ленкей 2003 , с. 39.
  97. ^ Дьерфи 1994 , с. 108.
  98. ^ Энгель 2001 , с. 22.
  99. ^ Jump up to: а б Торочкай 2001 , с. 61.
  100. ^ Энгель 2001 , с. 29.
  101. ^ Кристо и Макк 1996 , с. 63.
  102. ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , стр. 40, 85.
  103. ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , стр. 40–41.
  104. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 119.
  105. ^ Энгель 2001 , с. 41.
  106. ^ Дьерфи 1994 , с. 140.
  107. ^ Дьерфи 1994 , с. 133.
  108. ^ Дьерфи 1994 , с. 144.
  109. ^ Jump up to: а б Кристо 2003 , с. 71.
  110. ^ Ленкей 2003 , с. 88.
  111. ^ Jump up to: а б Макк 1993 , стр. 48–49.
  112. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 143.
  113. ^ Дьерфи 1994 , стр. 145–146.
  114. ^ Jump up to: а б с д Дьерфи 1994 , с. 146.
  115. ^ Jump up to: а б Кристо 2003 , с. 72.
  116. ^ Jump up to: а б с Батлер, Камминг и Бернс, 1998 , с. 159.
  117. ^ Дьерфи 1994 , стр. 146, 151.
  118. ^ Энгель 2001 , с. 43.
  119. ^ Jump up to: а б с д и ж Картледж 2011 , с. 16.
  120. ^ Дьерфи 1994 , стр. 147, 151.
  121. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 148.
  122. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 147.
  123. ^ Дьерфи 1994 , с. 150.
  124. ^ Родульфус Глабер, Пять книг историй (гл. 3.1.2.), стр. 3. 97.
  125. ^ Jump up to: а б с Кристо 2001 , с. 28.
  126. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 160.
  127. ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 352.
  128. ^ Дьерфи 1994 , с. 110.
  129. ^ Короткометражка 2001 , с. 40.
  130. ^ Дьерфи 1994 , с. 101.
  131. ^ Jump up to: а б Короткое 2001 , с. 142.
  132. ^ Торочкай 2001 , с. 62.
  133. ^ Вольфрам 2006 , с. 40.
  134. ^ Jump up to: а б Вольфрам 2006 , с. 187.
  135. ^ Jump up to: а б Ленкей 2003 , с. 90.
  136. ^ Jump up to: а б Вольфрам 2006 , стр. 197–198.
  137. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 149.
  138. ^ Кристо 2003 , с. 74.
  139. ^ Jump up to: а б Вольфрам 2006 , с. 231.
  140. ^ Кристо 2003 , стр. 74–75.
  141. ^ Дьерфи 1994 , стр. 149–150.
  142. ^ Деяния Конрада II (WIPO) (гл. 26), стр. 85–86.
  143. ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 19), стр. 19. 390.
  144. ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 48.
  145. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 45.69), с. 107.
  146. ^ Jump up to: а б с д Кристо 2001 , с. 32.
  147. ^ Дьерфи 1994 , с. 169.
  148. ^ Котлер 1999 , с. 58–59.
  149. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 170.
  150. ^ Законы короля Стефана I (Стефан II:19), с. 11.
  151. ^ Jump up to: а б Дьерфи 1994 , с. 136.
  152. ^ Гайли 2001 , с. 136.
  153. ^ Энгель 2001 , стр. 29–32.
  154. ^ Молнар 2001 , стр. 25–27.
  155. ^ Молнар 2001 , с. 27.
  156. ^ Энгель 2001 , с. 26.
  157. ^ Jump up to: а б с Веспреми 1994 , с. 236.
  158. ^ Веспреми 1994 , с. 237.
  159. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 38.63), с. 104.
  160. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 168.
  161. ^ Jump up to: а б Батлер, Камминг и Бернс 1998 , с. 160.
  162. ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 17, приложения 1–2.
  163. ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 51.
  164. ^ Картледж 2011 , с. 17.
  165. ^ Jump up to: а б Ленкей 2003 , с. 106.
  166. ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 60.86), с. 113.
  167. ^ Трингли 2001 , с. 129.
  168. ^ Трингли 2001 , с. 139.
  169. ^ Венгерский 1996 , с. 24.
  170. ^ Jump up to: а б с д и ж г Диос, Иштван. «Король Святой Стефан [Король Святой Стефан]» . Жития святых . Общество Святого Стефана. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  171. ^ Кланичай 2002 , стр. 127.
  172. ^ Кланичай 2002 , стр. 129.
  173. ^ Энгель 2001 , стр. 32–33.
  174. ^ Jump up to: а б с Кристо 2001 , с. 35.
  175. ^ Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 393.
  176. ^ Кланичай 2002 , стр. 125.
  177. ^ Jump up to: а б с д Кланичай 2002 , стр. 124.
  178. ^ Jump up to: а б с Энгель 2001 , с. 33.
  179. ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 393–394.
  180. ^ Jump up to: а б с д и Беренд 2001 , с. 375.
  181. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 90.
  182. ^ Кланичай 2002 , стр. 136.
  183. ^ Кланичай 2002 , стр. 134.
  184. ^ Кланичай 2002 , стр. 16.
  185. ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana 1969), стр. 98 и 135
  186. ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana, 1969), стр. 100, 137
  187. ^ Jump up to: а б Гайли 2001 , с. 314.
  188. ^ Папп, Тамаш (21 августа 2005 г.). «Чтится и Православной Церковью: О связи нашего царя, основавшего наше государство, с восточными традициями» . Новый человек (на венгерском языке). 34–35 (LXI). Будапешт. ISSN   1418-1657 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 19 августа 2013 г.
  189. ^ Jump up to: а б с Чорба 2004 , с. 7.
  190. ^ Jump up to: а б Кланичай 2002 , стр. 146.
  191. ^ Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 27), стр. 27. 396.
  192. ^ Jump up to: а б с д «История Святого Декстера [История Святого Декстера]» . Базилика Святого Стефана: История [Св. Стефана: История . Базилика Святого Стефана, Будапешт. 1991. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 19 августа 2013 г.
  193. ^ Дьерфи 1994 , стр. 166–167.
  194. ^ Дьерфи 1994 , с. 166.
  195. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1994 , с. 167.
  196. ^ О'Мэлли 1995 , стр. 46–47.
  197. ^ Jump up to: а б с д и Помогац, Бела (2000). «Святой Стефан в венгерской поэзии» . Kisebbségkutatás / Исследования меньшинств . 9 (3). Будапешт. Архивировано из оригинала 3 октября 2014 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
  198. ^ Jump up to: а б Келлер, Джеймс М. (2013). «Бетховен: Увертюра к королю Стефану, опус 117» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 21 января 2014 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
  199. ^ Бока, Габор (13 августа 2013 г.). «Король Стефан – от нот к опере» . Мир оперы . Проверено 17 февраля 2015 г.
  200. ^ Брейер, Янош (1982). Кодай гид . Музыкальное издательство. стр. 293, 318. ISBN.  978-0-328-47359-5 .
  201. ^ Кристофер Рехтенвальд (18 апреля 2012 г.). «Вы, сэр! Король захватывающей драмы театра Талия? » Вива ля мюзикл.

Источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • «Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана» (перевод Норы Беренд) (2001). В голове, Томас. Средневековая агиография: Антология . Рутледж. стр. 378–398. ISBN   0-415-93753-1 .
  • Джон Скилицес: Краткий обзор византийской истории, 811–1057 (перевод Джона Уортли с введением Жан-Клода Шейне и Бернара Флюзена и примечаниями Жан-Клода Шейне) (2010). Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-76705-7 .
  • «Жизнь пяти братьев Бруно Кверфуртского (перевод Марины Миладинов)» (2013). В «Святых эпохи христианизации Центральной Европы (десятый-одиннадцатый века)» (под редакцией Габора Кланичая, перевод Кристиана Гашпара и Марины Миладинов, со вступительным эссе Яна Вуда) [Центральноевропейские средневековые тексты, Том 6.]. Издательство Центральноевропейского университета. стр. 183–314. ISBN   978-615-5225-20-8 .
  • Оттонская Германия: Хроника Титмара Мерзебургского (перевод и аннотации Дэвида А. Уорнера) (2001). Издательство Манчестерского университета. ISBN   0-7190-4926-1 .
  • «Родульфус Глабер: Пять книг историй» (2002). В опере Родульфуса Глабера (под редакцией Джона Франса, Нейтарда Булста и Пола Рейнольдса) [Оксфордские средневековые тексты]. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-822241-6 .
  • Симон из Кезы: Деяния венгров (отредактировано и переведено Ласло Веспреми и Франком Шаером с исследованием Йено Шуча) (1999). Издательство Центральноевропейского университета. ISBN   963-9116-31-9 .
  • «Письмо Папы Григория VII королю Венгрии Соломону, в котором он заявляет о сюзеренитете над этим королевством». В «Переписке Папы Григория: Избранные письма из реестра» (перевод с введением и примечаниями Эфраима Эмертона). Издательство Колумбийского университета. стр. 48–49. ISBN   978-0-231-09627-0 .
  • «Деяния Конрада II (Випо)» (2000). В «Имперских жизнеописаниях и письмах одиннадцатого века» (перевод Теодора Э. Моммзена и Карла Ф. Моррисона, с историческим введением и новыми предлагаемыми чтениями Карла Ф. Моррисона, под редакцией Роберта Л. Бенсона). Издательство Колумбийского университета. стр. 52–100. ISBN   978-0-231-12121-7 .
  • Деяния польских князей (перевод и аннотации Пола В. Нолла и Фрэнка Шаера с предисловием Томаса Н. Биссона) (2003). Издательство Центральноевропейского университета. ISBN   963-9241-40-7 .
  • Венгерская иллюминированная хроника: Хроника Gestis Hungarorum (под редакцией Дежсо Дерцени) (1970). Корвина, издательство Taplinger Publishing. ISBN   0-8008-4015-1 .
  • «Законы короля Стефана I (1000–1038)». В «Законах средневекового королевства Венгрия, 1000–1301 гг.» (Перевод и редакция Яноша М. Бака, Дьёрдь Бониса, Джеймса Росс Суини с эссе Андора Чизмадиа о предыдущих изданиях, второе исправленное издание, в сотрудничестве с Лесли С. Домонкос) ) (1999). Издательство Чарльза Шлакса-младшего. стр. 1–11. ISBN   1-884445-29-2 . OCLC   495379882 . OCLC   248424393 . LCCN   89-10492 . ОЛ   12153527М . (ISBN может быть опечатан в книге как 88445-29-2).

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Бакай, Корнелиус (1999). "Венгрия". В Reuter, Тимоти (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том III: ок. 900–1024 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 536–552. ISBN  978-0-521-36447-8 .
  • Беренд, Нора (2001). «Введение в Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана». В голове, Томас (ред.). Средневековая агиография: Антология . Рутледж. стр. 375–377. ISBN  978-0-415-93753-5 .
  • Беренд, Нора; Ласловский, Йожеф; Сакач, Жолт Бела (2007). «Королевство Венгрия». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900–1200 . Издательство Кембриджского университета. стр. 319 -368. ISBN  978-0-521-87616-2 .
  • Батлер, Албан; Камминг, Джон; Бернс, Пол (1998). «Жития святых» Батлера (новое полное издание): август . Бернс и Оутс. ISBN  978-0-86012-257-9 .
  • Картледж, Брайан (2011). Воля к выживанию: история Венгрии . К. Херста и Ко ISBN  978-1-84904-112-6 .
  • Курта, Флорин (2001). «Трансильвания около 1000 года нашей эры». В Урбанчике, Пшемыслав (ред.). Европа около 1000 года . Издательство ДИГ. стр. 141–165. ISBN  978-83-7181-211-8 .
  • Чорба, Чаба (2004). Замок ( Сентйобб на венгерском языке). Дирекция музеев округа Хайду-Бихар муниципалитета округа Хайду-Бихар. ISBN  978-963-7194-15-3 .
  • Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN  978-1-86064-061-2 .
  • Гайли, Розмари Эллен (2001). Энциклопедия святых . Издательство информационной базы. ISBN  978-1-4381-3026-2 .
  • Дьёрфи, Дьёрдь (1983). Король Стефан и его работа (на венгерском языке) Издательство «Мысль». ISBN  978-963-9441-87-3 .
  • Дьёрфи, Дьёрдь (1994). Король Венгрии Святой Стефан . Атлантические исследования и публикации. ISBN  978-0-88033-300-9 .
  • Кланичай, Габор (2002). Святые правители и блаженные князья: династические культы в средневековой Центральной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-42018-1 .
  • Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN  978-963-9165-37-3 .
  • Кристо, Дьюла ; Макк, Ференц (1996). Арпада Правители дома (на венгерском языке). Книги МПК. ISBN  978-963-7930-97-3 .
  • Кристо, Дьюла (2001). «Житие короля Стефана Святого». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Издательство Люцидус. стр. 15–36. ISBN  978-963-86163-9-5 .
  • Кристо, Дьюла (2003). ( Войны и тактика при Арпаде на венгерском языке). Книжное издательство Шукиц. ISBN  978-963-9441-87-3 .
  • Ленкей, Золтан (2003). «Сент Иштван [Святой Стефан] ». В Сентпетери, Йожеф (ред.). Святой Стефан и III. Андраш [Святой Стефан и Андрей III] (на венгерском языке). Издательство Кошута. стр. 5–118. ISBN  978-963-09-4461-8 .
  • Лукачка, Ян (2011). «Начало дворянства в Словакии». В Тейхе, Микулаш; Ковач, Душан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 30-37 . ISBN  978-0-521-80253-6 .
  • Мадьяр, Золтан (1996). Святой Стефан в истории венгерского искусства (на венгерском языке). Издательство Геликон. ISBN  978-963-208-401-5 .
  • Макк, Ференц (2001). «О внешней политике святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 37–48. ISBN  978-963-86163-9-5 .
  • Макк, Ференц (1993). ) Внешняя политика Венгрии (896–1196 (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN  978-963-04-2913-9 .
  • Мольнар, Миклош (2001). Краткая история Венгрии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-66736-4 .
  • О'Мэлли, Винсент Дж., CM (1995). Святые товарищи: перекрестная ссылка на святые отношения . Дом Альбы. ISBN  978-0-8189-0693-0 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Сэлэгян, Тюдор (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 вв. н.э.)». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 133–207. ISBN  978-973-7784-12-4 .
  • Штайнхюбель, Ян (2011). «Герцогство Нитра». В Тейхе, Микулаш; Ковач, Душан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 15 -29. ISBN  978-0-521-80253-6 .
  • Торочкай, Габор (2001). «Епархии и епископы Святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 49–68. ISBN  978-963-86163-9-5 .
  • Трингли, Иштван (2001). «Свобода Святого Короля: Святой Стефан и Святые Короли в Венгерской Юридической Херитаге». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 127–179. ISBN  978-963-86163-9-5 .
  • Веспреми, Ласло (1994). «Жизелла». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). ( Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 вв.) на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 236–237. ISBN  978-963-05-6722-0 .
  • Вольфрам, Хервиг (2006). Конрад II, 990–1039: Император Трех Королевств . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  978-0-271-02738-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Стефан I Венгрии
Родился: ок. 975   Умер: 15 августа 1038 г.
Царственные титулы
Предшественник Великий князь венгров
997–1000
Вакантный
Стал королем
Новое название Король Венгрии
1000–1038
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: caa4c3b32920600db17f190367eb6d91__1719600840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/91/caa4c3b32920600db17f190367eb6d91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stephen I of Hungary - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)