Осуждение зверям
Damnatio ad bestias ( лат. «осуждение зверям») — форма римской смертной казни , при которой осужденный был убит дикими животными, обычно львами или другими большими кошками . Эта форма казни, впервые появившаяся во времена Римской республики примерно во 2 веке до нашей эры, была частью более широкого класса кровавых видов спорта , называемых Бестиарии .
Акт Damnatio ad Bestias считался распространенной формой развлечения для граждан Рима низшего сословия ( плебеев ). Убийства дикими животными, такими как берберийские львы , [ 1 ] рабам и Это наказание также применялось к худшим из преступников, беглым христианам .
История
[ редактировать ]Точная цель ранних проклятий ad bestias неизвестна и могла быть религиозным жертвоприношением, а не юридическим наказанием. [ 2 ] особенно в регионах, где львы существовали естественным образом и почитались населением, таких как Африка, Индия и другие части Азии. Например, в египетской мифологии был химерный демон Подземного мира Аммит , пожиравший души исключительно грешных людей, а также другие львоподобные божества, такие как Сехмет , которая, согласно легенде, почти поглотила все человечество вскоре после своего рождения. . Есть также сообщения о кормлении львов и крокодилов людьми, как мертвыми, так и живыми, в Древнем Египте и Ливии . [ нужна ссылка ]
Подобные осуждения описываются историками походов Александра Македонского в Среднюю Азию . Македонянин по имени Лисимах , выступавший перед Александром за человека, приговоренного к смерти, сам был брошен льву , но одолел зверя голыми руками и стал одним из любимцев Александра. [ 3 ] Важно отметить, что этому нет никаких реальных доказательств, и если это действительно так, то, скорее всего, это был ослабленный/юный лев . В Северной Африке во время Наёмнической войны карфагенский генерал Гамилькар Барка бросал пленников на растерзание зверям. [ 4 ] тогда как Ганнибал заставлял римлян, захваченных в Пунических войнах, сражаться друг с другом, а выжившим приходилось противостоять слонам . [ 5 ]
львы были редкостью в Древнем Риме, и человеческие жертвоприношения были запрещены там Нумой Помпилием Согласно легенде, в VII веке до нашей эры. Damnatio ad bestias выступали там не как духовная практика, а скорее как зрелище. Помимо львов, для этой цели использовались и другие животные, в том числе собаки , волки , медведи , леопарды , тигры , гиены и крокодилы . Оно сочеталось с гладиаторским боем и сначала было представлено на Римском форуме , а затем перенесено в амфитеатры . [ нужна ссылка ]
Терминология
[ редактировать ]Хотя термин «damnatio ad bestias» обычно используется в широком смысле, историки выделяют два подтипа: obicĕre bestiis. [ нужна ссылка ] (бросить зверям), где люди беззащитны, и Damnatio ad Bestias , где наказанных ожидают и они готовы сражаться. [ 6 ] Кроме того, существовали профессиональные звероборцы, прошедшие подготовку в специальных школах, таких как Римская утренняя школа, получившая свое название по времени проведения игр. [ 7 ] В этих школах обучали не только боям, но и поведению и приручению животных. [ 8 ] Бойцов выпускали на арену одетыми в гимнастерки и вооруженными только копьем (изредка мечом). Иногда им помогали венаторы (охотники), [ 9 ] которые пользовались луками, копьями и кнутами. Такие групповые бои представляли собой не казни людей, а скорее инсценированные бои и охоту на животных. Использовались различные животные, такие как слоны , носороги , буйволы кабаны , бегемоты , зубры , , медведи , львы, тигры, леопарды, гиены и волки. Первая такая инсценированная охота ( лат . venatio ) с участием львов и пантер была организована Марком Фульвием Нобилиором в 186 г. до н. э. в Большом цирке по случаю греческого завоевания Этолии . [ 10 ] [ 11 ] и В Колизее других цирках до сих пор есть подземные коридоры, которые использовались для вывода животных на арену.
История и описание
[ редактировать ]Обычай отдавать преступников львам был принесен в Древний Рим двумя полководцами, Луцием Эмилием Павлом Македоником , разгромившим македонян в 167 году до нашей эры, и его сыном Сципионом Эмилианом , завоевавшим африканский город Карфаген в 146 году до нашей эры. [ 13 ] Первоначально это было военное наказание, возможно, заимствованное у карфагенян. Рим зарезервировал свое первое использование для неримских военных союзников, признанных виновными в дезертирстве или дезертирстве. [ 2 ] Приговоренных привязывали к колоннам или бросали животным, практически беззащитных (т.е. obicĕre bestiis ).
Некоторые задокументированные примеры Damnatio ad Bestias в Древнем Риме включают следующее: Страбон был свидетелем [ 14 ] казнь предводителя восставших рабов Селура . [ 15 ] [ 11 ] Разбойник Лауреолус был распят, а затем съеден орлом и медведем, как это описал поэт Марциал в своей «Книге зрелищ» . [ 16 ] [ 17 ] Подобные казни задокументированы также Сенекой Младшим ( «О гневе», III 3), Апулеем ( «Золотой осел», IV, 13), Титом Лукрецием Каром ( «О природе вещей ») и Петронием Арбитром ( «Сатирикон» , XLV). Цицерон возмутился, что человека бросили на съедение зверям, чтобы потешить толпу только потому, что его считали уродливым. [ 18 ] [ 19 ] Светоний писал, что, когда цена на мясо была слишком высока, Калигула приказал скормить заключенных, без какой-либо дискриминации в отношении их преступлений, цирковым животным. [ 20 ] Помпей использовал Damnatio ad Bestias для демонстрации сражений и во время своего второго консульства (55 г. до н.э.) устроил бой между тяжеловооруженными гладиаторами и 18 слонами. [ 5 ] [ 21 ] [ 22 ]
Самыми популярными животными были тигры , которых в значительном количестве завозили в Рим специально для Damnatio ad Bestias . [ 11 ] Менее популярны были бурые медведи , привезенные из Галлии , Германии и даже Северной Африки . [ 23 ] [ 24 ] Местным муниципалитетам было приказано обеспечивать транзитом животных кормом и не задерживать их пребывание более чем на неделю. [ 11 ] [ 25 ] Некоторые историки полагают, что массовый вывоз животных в Рим нанес ущерб дикой природе Северной Африки. [ 26 ]
Казнь христиан
[ редактировать ]Использование проклятия ad bestias против христиан началось в I веке нашей эры. Тацит утверждает, что во время первых гонений на христиан при правлении Нерона (после Римского пожара в 64 г. н. э.) людей заворачивали в шкуры животных (так называемые туника молеста ) и бросали собакам. [ 27 ] Этой практике последовали и другие императоры, которые перенесли ее на арену и использовали более крупных животных. Применение проклятия ad bestias к христианам было призвано приравнять их к худшим преступникам, которых обычно наказывали таким образом.
Среди современных специалистов распространено мнение [ 28 ] что выдающееся положение христиан среди приговоренных к смерти на римской арене в прежние времена сильно преувеличивалось. Нет никаких доказательств казни христиан в Колизее в Риме. [ 29 ]
По римским законам христианами были: [ 30 ] [ нужен лучший источник ]
- Виновен в государственной измене (majestatis rei)
- Для их богослужения христиане собирались тайно и по ночам, устраивая незаконные собрания , а участие в таких coetus nocturni или coetus illicitum приравнивалось к бунту.
- За отказ почтить изображения императора возлияниями и благовониями
- Несогласные с государственными богами (атеос, святотатство )
- Последователи запрещенной законом магии ( волхвы, злодеи )
- Исповедники религии, не разрешенной законом ( religio nova, паломничества и незаконной ), согласно Двенадцати таблицам .
Распространение практики бросания христиан на растерзание зверям отразил христианский писатель Тертуллиан (II век нашей эры). Он заявляет, что широкая общественность обвиняла христиан во всех всеобщих несчастьях и после стихийных бедствий кричала: «Долой их львам!» Это единственное упоминание современников о том, что христиан бросали именно на растерзание львам. Тертуллиан также писал, что христиане стали избегать театров и цирков, которые были связаны с местом их пыток. [ 31 ]
« Страсти святых Перпетуи, святых Фелисита и их сподвижников » , текст, претендующий на роль свидетельства очевидца, написанного Вибией Перпетуей, о группе христиан, приговоренных к проклятию ad bestias в Карфагене в 203 году нашей эры, гласит: что мужчины должны были облачиться в одежды жреца римского бога Сатурна , а женщины - жриц Цереры . Их выводили обратно отдельными группами и сначала мужчин, а затем женщин подвергали воздействию различных диких зверей.
Однако, несмотря на сопротивление Перпетуи, трибун уступил, и пленникам разрешили войти в собственную одежду. [ 32 ] Две молодые женщины, Перпетуя и рабыня Фелиситас, были зарезервированы в качестве финала казни, чтобы встретиться с дикой коровой. Поскольку считалось, что публичная нагота не поставит под сомнение их верность, дальнейшая деградация была добавлена не только за счет того, что они полностью подверглись воздействию зверя, но и за счет использования одного из представителей своего пола, а не обычного животного-самца. Подразумевалось, что женщины были показаны как недостаточно женщины, чтобы совершить прелюбодеяние. [ 33 ] После того, как с них сняли всю одежду, Перпетую и Фелиситас выгнали на арену, прикрытые только прозрачной сеткой. Это оказалось слишком тяжело для толпы, и их вернули, чтобы одеть в простую свободную одежду, прежде чем снова отправить лицом к лицу со зверем. [ 34 ]
Это также не единственный случай такого обращения с женщинами-христианками, многие из которых обычно предварительно подвергались другим наказаниям и жестоким пыткам. [ 35 ] Однако в более общем плане, в отличие от своих одетых коллег-мужчин, женщин полностью обнаженных привязывали к кольям или столбам, заложив руки за спину. [ 36 ] Полное обнажение тела самки перед быком после того, как с нее полностью лишили всей одежды, было одним из аспектов ее позора, причем подразумевалось также, что к ней не относились так же, как к одетым конкурентам-мужчинам, и ей разрешали сражаться с любым «зверем», но она становилась беспомощной. . Во-вторых, публичное обнажение будет означать обвинение женщины в прелюбодеянии. [ 33 ]
Те, кто пережил первые нападения животных, были либо возвращены для дальнейшего воздействия зверей, либо публично казнены гладиатором . [ 37 ]
Гонения на христиан прекратились к IV веку нашей эры. ( Миланский эдикт 313 г. н. э.) предоставил им свободу религии.
Наказание за другие преступления
[ редактировать ]Римские законы, известные нам по византийским сборникам, таким как Кодекс Феодосия и Кодекс Юстиниана , определяли, каких преступников можно было бросить на растерзание зверям (или осудить другими способами). Они включали:
- Дезертиры из армии [ 38 ]
- Те, кто нанимал колдунов , чтобы причинять вред другим, во времена правления Каракаллы . [ 39 ] Этот закон был восстановлен в 357 году нашей эры Констанцием II. [ 40 ]
- Отравители; по закону Корнилия патриции были обезглавлены, плебеи брошены на растерзание львам, а рабы были распяты [ 38 ] [ 41 ]
- Фальшивомонетчики, которых тоже могли сжечь заживо [ 38 ] [ 42 ]
- Политические преступники. Например, после свержения и убийства Коммода новый император бросил львам и слуг Коммода, и Нарцисса, которые его задушили. Несмотря на то, что Нарцисс привел к власти нового императора, он совершил преступление, убив предыдущего. [ 43 ] Такое же наказание было применено к Мнестею, организовавшему убийство императора Аврелиана . [ 44 ]
- Отцеубийцы , которых обычно топили в кожаном мешке, наполненном змеями ( poena cullei ), но могли бросать зверям, если подходящего водоема не было. [ 38 ]
- Зачинщики восстаний, которых в зависимости от социального положения либо распинали, бросали на растерзание, либо ссылали. [ 45 ]
- Те, кто похищал детей с целью выкупа, согласно закону императора Константина Великого от 315 года нашей эры , [ 40 ] были брошены на растерзание зверям или обезглавлены.
Осужденный был лишен гражданских прав ; он не смог написать завещание, и его имущество было конфисковано. [ 46 ] [ 47 ] Исключение из Damnatio ad Bestias было предоставлено военнослужащим и их детям. [ 38 ] Также закон Петрония ( Lex Petronia ) 61 года нашей эры запрещал работодателям отправлять своих рабов на съедение животным без судебного приговора. Местные губернаторы были обязаны проконсультироваться с римским депутатом, прежде чем устраивать бой опытных гладиаторов против животных. [ 48 ]
Практика проклятия ad bestias была отменена в Риме в 681 году нашей эры. [ 6 ] После этого он был использован однажды в Византийской империи : в 1022 году, когда несколько опальных полководцев были арестованы за подготовку заговора против императора Василия II царский евнух был брошен львам. , они были заключены в тюрьму, а их имущество конфисковано, а помогавший им [ 49 ]
Известные жертвы, согласно различным христианским традициям
[ редактировать ]- Игнатий Антиохийский (107 г. н.э., Рим) [ 50 ]
- Гликерия (141 г. н.э., Траянополис, Фракия) [ 51 ]
- Бландина (177 г. н. э., Лион)
- Перпетуя и Фелисити , Сатур и другие (203 г. н.э., предположительно Карфаген)
- Германик, вторая половина II века, Смирна , (упоминается в Мученической кончине Поликарпа Смирнского)
- Евфимия (303 г. н. э., вероятно, в Халкидоне )
- Марциана Мавретания (303 г. н. э., Кесария, Mauretania Caesariensis)
- Агапий (306 г. н.э., Кесария )
Выжил, по разным легендам
[ редактировать ]- Раннее описание спасения от смерти путем пожирания содержится в истории Даниила в Книге Даниила (ок. 2 век до н. э.).
- Греческий писатель Апион (I век нашей эры) рассказывает историю раба Андрокла (во времена правления Калигулы ), который был пойман после бегства от своего хозяина и брошен льву. Лев пощадил его, что Андрокл объяснил тем, что он выдернул шип из лапы того самого льва, когда скрывался в Африке, и лев вспомнил о нем. [ 52 ]
- Матери Кесарии , по христианскому преданию
- Павел (по апокрифам и средневековым сказаниям, на основе его заметки «когда я сражался со зверями в Ефесе», 1 Коринфянам, 15:32)
- Фекла , согласно апокрифическому рассказу Деяния Павла и Феклы.
- Об анекдотическом побеге сообщается в биографии императора Галлиена (в « Истории Августа» ). [ 53 ] Мужчину поймали после того, как он продал жене императора стекло вместо драгоценных камней. Галлиен приговорил его к встрече со львами, но приказал каплуна выпустить на арену , а не льва. Затем герольд императора заявил, что «он подделывал, и с ним обращались так же». После этого торговца отпустили.
Описание в популярной культуре
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Томмазо Кампанелла в своей утопии «Город Солнца» предлагает использовать Damnatio ad Bestias как форму наказания. [ 54 ]
- Джордж Бернард Шоу . Андрокл и Лев
- Генрих Сенкевич . Quo Vadis
- Линдси Дэвис . Двое для Львов
Фильм
[ редактировать ]- Бои с дикими животными на арене римского Колизея были показаны в «Гладиаторе» (2000) и других фильмах.
Музыка
[ редактировать ]- У канадской дэт-метал-группы Ex Deo есть песня под названием «Pollice Verso (Damnatio ad Bestia)» на альбоме Caligvla .
- У британской блэк-металлической группы Cradle of Filth есть песня под названием «Вы узнаете льва по его когтю», и эта фраза используется в ее текстах.
- Венгерская блэк-метал группа Harloch: [ 55 ] есть альбом Damnation to the Beasts [ 56 ] [ 57 ]
-
«Мученик на арене цирка» , Федор Бронников , 1869 год.
-
Мученичество святой Марсиены, миниатюра XV века.
-
Медведь пожирает преступника. Римская мозаика
-
Игнатий Антиохийский, растерзанный львами
См. также
[ редактировать ]- Испытание на животных
- Атласский медведь
- Кровавый спорт
- Осуждение памяти
- Казнь слоном
- Преследования христиан в Римской империи
- Публичная казнь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ноуэлл, К.; Джексон, П. (1996). «Африканский лев Panthera leo (Линней, 1758 г.)». Дикие кошки: исследование состояния и план действий по сохранению (PDF) . Гланд, Швейцария: Группа специалистов по кошкам МСОП/SSC. стр. 17–21. ISBN 978-2831700458 .
- ^ Перейти обратно: а б Элисон Фатрелл (ноябрь 2000 г.). Кровь на арене: зрелище римской мощи . Издательство Техасского университета. п. 177. ИСБН 978-0-292-72523-2 . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Гаспаров М.Л. Занимательная Греция . Infoliolib.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ Полибий . Общая история I 82, 2
- ^ Перейти обратно: а б Плиний Старший . Естественная история. VIII, разд. VII.
- ^ Перейти обратно: а б Тираспольский Г. И. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме (Conversations with an executioner. Executions, torture and harsh punishment in ancient Rome). Moscow, 2003. (in Russian)
- ^ Библиотека. Архивировано 2 сентября 2004 г. в Wayback Machine . Инвиктори.орг. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Гладиатор. Архивировано 16 сентября 2008 г. в Wayback Machine . 4ygeca.com. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «Венация I» . cuny.edu . Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Ливи . История Рима от основания города XXXIX 22, 2
- ^ Перейти обратно: а б с д Мария Ефимовна Сергеенко . Krotov.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ Мике-Брониарек, Ева (2006). Галерея польской живописи . Музей Народове в Варшаве. п. 151. ИСБН 8371003277 .
Семирадский представляет древнеримскую постановку мифа по желанию императора Нерона. Он приказал казнить молодую белокурую христианку таким же образом, как и в рамках игр в амфитеатре.
- ^ Ливи . Эпитома. «История Рима от основания города»
- ^ Страбон, VI, II, 6
- ^ Страбон. «География: Книга VI, Глава 2» . penelope.uchicago.edu . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Боевой. Книга зрелищ . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ Martialis.net, М. Валерий Марциал Archived 2011-07-23 at the Wayback Machine . Martialis.net. Retrieved 2 February 2011
- ^ Цицерон. Письма. Том. 3. п. 461. Письмо (Объявление) Fam., VII, 1. (DCCCXCV, 3)
- ^ Цицерон Письма Том. 1. п. 258. Письмо (К) Фам., VII, 1. (XXVII, 3)
- ^ Светоний. Жития двенадцати цезарей. п. 118 (IV Гай Калигула, 27, 1)
- ^ Дион Кассий . Римская история XXXIX в 1938 году, 2.
- ^ Плутарх . Помпей, 52 года
- ^ Плиний Старший. Естественная история VIII, 64
- ^ Плиний Старший. Естественная история. VIII, 53
- ^ Код. Теод. 15 заголовок XI. 1–2
- ^ Немировский. История древнего мира. (The history of the ancient world) Ch. 1. p. 86 // Тираспольский Г. И. Беседы с палачом (Conversations with an executioner)
- ^ Тацит. Анналы, XV, 44.
- ^ «Тайны Колизея» . Смитсонианмаг.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Хопкинс, Кейт (2011). Колизей . Профильные книги. п. 103. ИСБН 978-1846684708 .
- ^ Гонения на христиан в Римской империи Archived 2008-09-28 at the Wayback Machine . Ateismy.net. Retrieved 2 February 2011
- ^ "О прескрипции против еретиков" . Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2011-02-02 .
- ^ Шоу, Брент Д. Страсти Перпетуи . п. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Шоу, Брент Д. Страсти Перпетуи . п. 7.
- ^ Шоу, Брент Д. Страсти Перпетуи . п. 9.
- ^ Шоу, Брент Д. Страсти Перпетуи . п. 18.
- ^ Шоу, Брент Д. Страсти Перпетуи . п. 8.
- ^ Бомгарднер, Д.Л. (10 октября 2002 г.). История римского амфитеатра . Рутледж. стр. 141–143. ISBN 978-0415301855 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Гражданское право» . СП11.
- ^ Волхвы ( Volkhvy ) (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б «Гражданское право» . спс15.
- ^ (истории) . www.diet.ru. Retrieved 2 February 2011
- ^ "ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА // Право России" . Allpravo.ru (in Russian). Archived from the original on 27 September 2008 . Retrieved 2 February 2011 .
- ^ VI: Светлейший муж Вулкаций Галликан. АВИДИЙ КАССИЙ , Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Krotov.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ XXVI: Флавий Вописк Сиракузянин. БОЖЕСТВЕННЫЙ АВРЕЛИАН , Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Krotov.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ Графский В.Г. "Всеобщая история права и государства" .
- ^ «Гражданское право» . сп6.
- ^ Дигесты Юстиниана . Том. 7–2. Москва. 2005. с. 191, фрагмент 29.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дигесты Юстиниана . Том. 7–2. Москва. 2005. с. 191, фрагмент 31.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "История Византии. Том 2 (Сборник)" . Historic.ru . 2 June 2005 . Retrieved 2 February 2011 .
- ^ Фрэнк Нортен Мэгилл; Кристина Дж. Мус; Элисон Авес (1998). Словарь мировой биографии: Древний мир . Тейлор и Фрэнсис. п. 587. ИСБН 978-0893563134 . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Святая Гликерия, дева-мученица, в Гераклее | Антиохийская православная архиепархия . Антиохийский.org. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Авл Геллий (2 век), Аттические ночи , Том. 14
- ^ Властелины Рима . Krotov.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ ГОРОД СОЛНЦА Томмазо Кампанелла . Krotov.info. Retrieved 2 February 2011
- ^ «Харлох - Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» . Metal-archives.com . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Харлох - Проклятие зверей - Энциклопедия металла: Металлические архивы» . metal-archives.com Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Осуждение зверям» . harloch.hu Проверено 25 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Скотт, СП (1932). Гражданское право, включая «Двенадцать таблиц», «Институты Гая», «Правила Ульпиана», «Мнения Паулюса», «Постановления Юстиниана» и «Конституции Льва». . Центральная трастовая компания.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд Г. Кайл (1998). Зрелища смерти в Древнем Риме . Рутледж. ISBN 0415096782 .
- Кэтрин Э. Уэлч (2007). Римский амфитеатр – от истоков до Колизея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521809443 .
- Борис А. Пашке (2006). «Римская казнь ad bestias как возможный исторический фон для 1 Петра 5.8». Журнал по изучению Нового Завета . 28 (4): 489–500. дои : 10.1177/0142064x06065696 . S2CID 170597982 .