Прана Пратиштха
Прана пратиштха ( IAST : prāṣa pratiṭhā ) — это обряд или церемония , посредством которой мурти преданный образ божества) освящается в индуистском храме , во время которого читаются гимны и мантры , чтобы пригласить божество стать постоянным гостем, и мурти ( Глаза открываются впервые. [ 1 ] Считается, что этот ритуал , практикуемый в храмах индуизма и джайнизма , вселяет жизнь в индуистский храм и привносит в него сверхъестественное присутствие божественности и духовности. [ 1 ] [ 2 ]
Церемония знаменует признание образа бога как «частицы божественного целого, божественного, воспринимаемого в образе человека не как отдельная сущность, а как бесформенное, неописуемое вездесущее целое», причем божественное присутствие является напоминанием о его трансцендентности. и быть созерцаемым в своих внутренних мыслях во время даршана в храме. [ 1 ]
В индуизме
[ редактировать ]Санскритское слово пратиштха , которое в общем употреблении означает «приложение» или «размещение», используемое в связи с мурти, переводится Апте как «освящение сосуда или жилища». [ 3 ] Соответствующее прилагательное пратиштха означает «установленный» или «освященный». [ 4 ] Прана означает «жизненная сила, дыхание, дух». Фраза Прана Пратиштха — это ритуал, который означает «создание образа в его жизненном дыхании». [ 5 ] или «оживление храма». [ 2 ] Его также называют Мурти Стхапана (размещение изображения внутри храма) или составное слово Пранапратиштха . Традиционно на этом этапе глаз мурти скульптурно открывался. [ 2 ] внутри гарбхагрихи (пространства Пуруши в храме) индуистского храма
Этот ритуал обычно включает в себя пуджу , пение санскритских мантр , когда божество перемещается снаружи в центральное место. Это включает в себя приглашение божества в качестве постоянного гостя храма, омовение и очищение божества, аналогично встрече почитаемого гостя после долгого путешествия. Затем следует одевание и усаживание божества в удобное место, лицом изображения, обращенным на восток (обозначающее восход солнца), после чего следует церемония Ньяса с гимнами (акт прикосновения к различным частям мурти , символизирующий присутствие различных боги как органы чувств – Индра как рука, Брахма как сердце, Сурья как глаза и т. д.). [ 1 ] Священник читает определенные мантры и выполняет ритуалы, чтобы наполнить идола праной . Во время этого процесса божество нисходит в идола, делая его живым изображением. [ 5 ] После вливания праны божество считается освященным и благословенным. В этот момент преданные часто ищут благословения божества. Ритуал также включает в себя опрыскивание ароматной водой и цветами, а Чаксунмилан (санскрит: «чакшу унмилан», открытие божественного ока). кульминацией ритуала является церемония [ 6 ] Тогда изображение считается освященным. В больших и церемониальных общественных храмах мурти могут уходить на закате, как гость, ложащийся спать, а затем просыпаться на рассвете с любезностями, омовением, предложением свежей одежды, едой и общением с преданными. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Некоторые храмы могут включать в себя тщательно продуманные шествия в качестве общественных мероприятий, таких как традиционные пения и танцы в ознаменование праздника. [ 6 ]
Особый тип освящения используется для праздничных икон (санскрит: утсава виграха ) с целью выставления божества напоказ перед обществом, чтобы получить видение (санскрит: даршана ) божества. [ 9 ]
В джайнизме
[ редактировать ]Другой термин, используемый для освящения в джайнской традиции, - это анджана шалака , обряд «открытия глаз», посредством которого квалифицированный практик «оживляет» мурти для поклонения. [ 10 ]
Дигамбара-джайны освящают статую Джины ритуалом Абхишека , во время которого статую пробуждают путем последовательного обливания благоприятными жидкостями, такими как вода, топленое масло, кокосовое молоко, вода из желтого сандалового дерева, коровье молоко и другие жидкости. [ 11 ] Храм считается действующим только тогда, когда освящено главное изображение Джина. Ритуал освящения изображения, чтобы вдохнуть «жизнь в храм», засвидетельствован в средневековых джайнских документах. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, Bloomsbury Academic, ISBN 978-0304707393 , страницы 14–15, 32–36.
- ^ Jump up to: а б с В. Бхарн и К. Круше (2012), «Вновь открывая индуистский храм», издательство Cambridge Scholars Publishing, ISBN 978-1443841375 , стр. 53
- ^ О «освящении мурти» для пратиштхи см.: Апте, с. 653, столбец 1, что означает 13.
- ^ О значении пратиштхи как установленного или освященного см.: Apte, p. 653, столбец 2, что означает 4.
- ^ Jump up to: а б Вагхорн, Джоан Пунзо; Катлер, Норман; Нарайанан, Васудха (1996). Боги плоти, боги камня: воплощение божественности в Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 100-1 43–45. ISBN 978-0-231-10777-8 .
- ^ Jump up to: а б с Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, Bloomsbury Academic, ISBN 978-0304707393 , страницы 32–36.
- ^ К. Фуллер (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии, Princeton University Press, ISBN 978-0691120485 , страницы 67-68.
- ^ Хиллари Родригес (2003), Ритуальное поклонение Великой Богине, Исследования Макгилла по истории религий, State University of New York Press, ISBN 0-791453995 , Глава 3
- ^ Технический термин утсава виграха для освящения фестивальных икон и роль в предоставлении даршана см.: Flood (2003), p. 7.
- ^ Об анджана шалаке , обряде «открытия глаз», см.: Корт, Джон Э. «Обзор джайнских пуран », в: Doniger, p. 197.
- ^ Jump up to: а б Лиза Оуэн (2012), «Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре», BRILL, ISBN 978-9004206298 , страницы 44, 146-147, 184-186.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Садгуру, Джагги Васудев . «Прана Пратиштха – Наука посвящения» . Садхгуру.орг .
- Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-0567-4 . (Четвертое исправленное и дополненное издание).
- Донигер, Венди, изд. (1993). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1382-9 .
- Гэвин Флад , изд. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Молден, Массачусетс: ISBN Blackwell Publishing Ltd. 1-4051-3251-5 .