Оценка тренинга по повышению осведомленности в большой группе
Автор | Джеффри Д. Фишер Роксана Коэн Сильвер Джек М. Чински Барри Гофф Йехиэль Клар |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Последние исследования в области психологии |
Предмет | Тренинг по повышению осведомленности в больших группах |
Жанр | Психология |
Издатель | Спрингер Верлаг |
Дата публикации | 1990 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Твердый переплет |
Страницы | 142 |
ISBN | 0-387-97320-6 |
ОКЛК | 21563816 |
302 | |
Класс ЛК | ХМ134.Е93 1990 г. |
Оценка тренинга по повышению осведомленности в больших группах: продольное исследование психосоциальных эффектов — научно-популярная книга по психологии о тренинге по повышению осведомленности в больших группах , опубликованная в 1990 году издательством Springer-Verlag . Соавторами книги являются психологи Джеффри Д. Фишер, Роксана Коэн Сильвер , Джек М. Чински, Барри Гофф и Йехиэль Клар. Книга была основана на психологическом исследовании «Форума», курса, который в то время проводила Вернер Эрхард и партнеры . Результаты исследования были опубликованы в двух статьях в Журнале консалтинговой и клинической психологии в 1989 и 1990 годах. Фишер и соавторы представили первоначальный контекст исследования, предоставив анализ и обсуждение научной литературы по психологии, касающейся тренинга осознанности в больших группах.
Психологи проанализировали, можно ли классифицировать тренинг по повышению осведомленности в больших группах как психотерапию человека , и попытались определить, являются ли эти методы вредными, полезными или не оказывают никакого воздействия на психическое здоровье . Среди участников были люди, принимавшие участие в программе «Форум» 1985 года на северо-востоке США. Им сказали, что они участвуют в исследовании «Качество жизни», и им было поручено заполнить анкеты о своем опыте через определенные промежутки времени до и после завершения программы. Размер выборки включал 83 участника программы, а также еще 52 выборочные группы лиц, не принимавших участия в «Форуме». Психологи пришли к выводу, что программа обучения осознанности в больших группах не оказала длительного положительного или отрицательного воздействия на самовосприятие .
Исследование, представленное в книге «Оценка тренинга по повышению осведомленности в больших группах», было хорошо встречено коллегами авторов; и получил признание Американской психологической ассоциации в 1989 году вручив ей «Национальную премию психологических консультантов по менеджменту». Журнал «Этика в психологии: профессиональные стандарты и примеры» охарактеризовал исследование как «одну из немногих тщательных попыток тщательного изучения методов Эрхарда». [ 1 ] Книга «Группа в обществе» , опубликованная в 2009 году, охарактеризовала исследование авторов как «самое тщательное независимое исследование на сегодняшний день» тренинга по повышению осведомленности больших групп. [ 2 ] На исследования психологов ссылаются в исследовании 2005 года «Тренинг осознанности в больших группах», опубликованном Британским психологическим обществом , и в статье 2010 года в журнале Nova Religio , опубликованной University of California Press .
Авторы
[ редактировать ]Джеффри Д. Фишер получил докторскую степень. из Университета Пердью , [ 3 ] где он специализировался на изучении социальной психологии . [ 4 ] Он профессор психологии в Университете Коннектикута . [ 5 ] Фишер основал и является директором Центра здравоохранения, вмешательства и профилактики (CHIP) в Университете Коннектикута. [ 3 ] Он является соавтором книги «Экологическая психология» совместно с Полом А. Беллом и Эндрю Баумом. [ 6 ]
Роксана Коэн Сильвер получила докторскую степень. степень Северо-Западного университета . [ 7 ] В 1989 году Сильвер работал над исследованиями в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . [ 8 ] Сильвер продолжал уделять внимание социальной психологии. [ 9 ] В 2006 году она была профессором кафедры психологии и социального поведения медицинского факультета Калифорнийского университета в Ирвине . [ 10 ] Серебро было отмечено в 2007 году Премией Американской психологической ассоциации за выдающиеся заслуги перед психологической наукой. [ 11 ]
Джек М. Чински работал профессором психологии в Университете Коннектикута. [ 12 ] Он специализировался в области общественной психологии. [ 12 ] Чински продолжал уделять внимание общественным отношениям. [ 13 ] В 2005 году Чински практиковал клиническую психологию профессором в Коннектикуте и был почетным Университета Коннектикута, проработав в этом учреждении 30 лет. [ 14 ]
Барри Алан Гофф получил докторскую степень по социальной психологии и работал преподавателем в аспирантуре для преподавателей взрослых в Университете Коннектикута. [ 15 ] Гофф получил степень магистра в области консультативной психологии и американской литературы . [ 16 ] Он является автором книги « Социальная поддержка среди лучших друзей» . [ 17 ] Он работал в сфере консалтинга, уделяя особое внимание эффективности работы персонала и удовлетворенности клиентов . [ 15 ] Гофф консультировал Министерство труда США в этих областях, а также консультировал по разработке систем управления производительностью для Министерства труда Коннектикута, городов Филадельфии, Пенсильвании и Содружества Кентукки . [ 15 ]
Йехиэль Клар получил степень бакалавра, магистра и доктора философии. степени Тель-Авивского университета . [ 18 ] В 1990 году он стал преподавателем кафедры психологии Тель-Авивского университета, а позже был выбран на должность старшего преподавателя университета. [ 18 ] Клар преподавал в качестве приглашенного профессора в Университете Коннектикута, Университете Лихай , Университете Канзаса и Университете Карлтона . [ 18 ] Он является редактором журнала « Самоизменение: социальные психологические и клинические перспективы» . [ 19 ]
Организация обучения
[ редактировать ]Книга была основана на психологическом исследовании «Форума», курса, который в то время проводила Вернер Эрхард и партнеры . [ 2 ] Результаты самого исследования были ранее опубликованы в Журнале консалтинговой и клинической психологии в 1989 году. Фишером и др. [ 20 ] и в 1990 г. в том же журнале Klar et al. [ 21 ]
Исследование проводилось по соглашению между Werner Erhard and Associates и исследователями, [ 2 ] что дало исследователям независимость в методах исследования. Само соглашение прилагается в качестве приложения к работе и гласит: «Спонсор Форума соглашается организовать все выплаты затрат, связанных с расходами, следующим образом. Единственными конкретными фиксированными затратами, указанными в этом соглашении, были «пилотирование экспериментальных процедур и разработка полного предложения для последующих исследований».
«Оценка тренинга по повышению осведомленности в больших группах» представляет собой исторический анализ исследований, опубликованных в научных журналах и книгах до публикации исследования. Известные исследования, проанализированные и помещенные в методологический контекст Fisher et al. включая корицу, [ 22 ] Рим, [ 23 ] Брюэр, [ 24 ] Конвей, [ 25 ] Стекло, [ 26 ] Кирш, [ 27 ] Бэр, [ 28 ] Бергер, [ 29 ] Бейт Халлахми , [ 30 ] и Либерман. [ 31 ] [ 32 ]
Методы
[ редактировать ]В книге проанализировано, можно ли классифицировать тренинг по осознанности в больших группах как психотерапию человека , и была предпринята попытка определить, являются ли эти методы вредными, полезными или не оказывают никакого воздействия на психическое здоровье . Участникам сказали, что психологи изучают «Качество жизни» в Северной Америке. Среди этих участников были мужчины и женщины, которые посетили семинар Вернера Эрхарда и партнеров «Форум» в 1985 году в большом городе на северо-востоке Соединенных Штатов. Участники исследования были разделены на группу 1 и группу 2. Группе 1 было предложено заполнить анкету как до, так и после завершения «Форума». Группе 2 было предложено заполнить анкету только после завершения курса Форума.
включал Размер выборки 83 человека, принимавших участие в «Форуме», а также дополнительные 52 группы выборки для сравнения, состоящие из людей, которые имели схожие исходные характеристики с участниками выборки Форума, но не принимали участия в курсе. [ 2 ] Системы убеждений и характеристики участников изучались Фишером и его командой психологов за четыре-шесть недель до того, как они приняли участие в курсе, через четыре-шесть недель после завершения курса, а затем снова через 18 месяцев после окончания курса. . [ 2 ] Качества, исследованные Фишером, основывались на предполагаемых преимуществах и включали черты характера , физическое и эмоциональное здоровье, социальную компетентность, чувство собственного достоинства и удовлетворенность жизнью. [ 2 ]
Выводы
[ редактировать ]Фишер и его соавторы пришли к выводу, что посещение Форума оказало минимальное длительное влияние, положительное или отрицательное, на самовосприятие участников. Они кратко обсудили возможные негативные и позитивные последствия посещения Форума. Психологи обнаружили минимальное негативное воздействие на испытуемых, принимавших участие в их исследовании. [ 33 ] Анализируя возможные положительные результаты, они обнаружили, что испытуемые «стали более внутренне ориентированными». Наблюдалось значительное небольшое увеличение краткосрочного восприятия людьми того, что они сохраняют контроль над своей жизнью – в психологии это называется внутренним локусом контроля . [ 2 ]
Исследователи обнаружили, что у испытуемых были некоторые незначительные краткосрочные положительные эффекты, ощущаемые в результате тренинга по повышению осведомленности в больших группах, но не было заметных долгосрочных положительных эффектов, заявив: «Фактически, за исключением краткосрочных многомерных результатов для воспринимаемого контроля, не было заметного влияния ни на один аспект, который мог бы отражать позитивные изменения». После того, как участники вернулись для последующего анализа через 18 месяцев, результаты показали, что небольшое увеличение восприятия контроля со стороны людей исчезло. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Исследование, опубликованное в журнале « Оценка тренинга по повышению осведомленности в больших группах », в 1989 году было удостоено награды Американской психологической ассоциации «Национальные психологические консультанты по менеджменту». В своей книге 1994 года « Справочник по групповой психотерапии » авторы Адди Фухриман и Гэри М. Берлингейм процитировали Фишера и сравнил его с исследованием другой организации по обучению работе с большими группами под названием Lifespring . [ 34 ] Авторы отметили, что «Фишер и др. не сообщили о систематических изменениях самооценки по сравнению с их контрольной группой». [ 34 ] В «Справочнике по групповой психотерапии» рекомендовано исследование «Для более детального обзора литературы по LGAT». [ 34 ] «Большая часть доказательств», представленная в разделе «Справочника по групповой психотерапии», посвященном ЭСТ, основана на результатах исследования Фишера. [ 34 ]
«Одна из немногих тщательных попыток тщательного изучения техник Эрхарда»
— Этика в психологии [ 35 ]
Авторы Джеральд Кучер и Патрисия Кейт-Шпигель процитировали это исследование в своей книге 1998 года «Этика в психологии: профессиональные стандарты и примеры» . [ 1 ] Они охарактеризовали исследование как «одну из немногих тщательных попыток тщательного изучения методов Эрхарда». [ 1 ] Кучер и Кейт Шпигель отметили, что исследование Фишера «не выявило долгосрочных эффектов лечения, и пришли к выводу, что утверждения о далеко идущих эффектах программ Форума оказались преувеличенными». [ 1 ]
При обсуждении программ Вернера Эрхарда в своей книге 2003 года «Психологические основы успеха » автор Стивен Дж. Краус процитировал исследование Фишера и сопоставил его выводы с заявленными результатами участников курса. [ 35 ] Краус писал: «Люди, которые посещают EST или Landmark Forum, обычно сообщают о положительной пользе от этого опыта, но исследование, в котором сравнивались участники с контрольной группой непосещавших, показывает, что семинар вызывает лишь кратковременное повышение локуса контроля. и никаких измеримых долгосрочных эффектов». [ 35 ]
В книге 2006 года « Помощь любой ценой » автор Майя Салавиц сослалась на исследование Фишера при обсуждении феномена свидетельств относительно воспринимаемых участниками результатов участия в тренинге по повышению осведомленности в больших группах. [ 36 ] Салавиц отметил: «Небольшое исследование, проведенное по результатам этих семинаров, не показало, что они даже эффективны в стимулировании позитивных изменений. Большинство участников находят этот опыт глубоко трогательным, и многие люди считают, что такое эмоционально интенсивное мероприятие обязательно должно привести к психологическому улучшению. Следовательно, подавляющее большинство участников при последующем опросе говорят, что их жизнь изменилась к лучшему. Однако несколько исследований (в том числе одно из Lifespring) показали, что, хотя участники говорят, что опыт LGAT улучшил их жизнь, положительного эффекта не было. или небольшой, недолговечный, об их реальных психологических проблемах и поведении». [ 36 ]
В книге 2009 года «Группа в обществе » автор Джон Гастил обсудил программы обучения по повышению осведомленности в больших группах, включая «Тренинг семинаров Эрхарда» ( est ), Lifespring и «Форум», и написал: «В ходе самого тщательного независимого исследования на сегодняшний день команда исследователи под руководством психолога Джеффри Фишера получили разрешение изучить влияние участия в тренировочном процессе, спонсируемом Werner Erhard and Associates». [ 2 ] Гастил отметил: «В краткосрочной перспективе среднестатистические участники Форума испытали небольшое, но значительное усиление чувства того, что ход их жизни находится под их собственным контролем – то, что психологи называют «внутренним локусом контроля». Однако за восемнадцать месяцев наблюдения даже этот небольшой импульс исчез, и никаких других изменений не произошло. Это говорит о том, что даже когда участники субъективно ощущают самотрансформацию в ходе группового процесса, такого как Форум, на самом деле она может и не произойти». [ 2 ]
На книгу ссылались в курсе психологии на уровне колледжа «Влияние участия в тренинге по повышению осведомленности в больших группах на развитие» в Университете Миннесоты . [ 37 ] В исследовании 2005 года, опубликованном Британским психологическим обществом , в котором анализировался курс Landmark Forum, цитируется «Оценка тренинга по повышению осведомленности в больших группах» в качестве фона феномена тренинга по повышению осведомленности в больших группах: [ 38 ] как и исследование 2010 года в журнале Nova Religio, опубликованное издательством University of California Press . [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Как это понять: Психология ЭСТ
- Тренинг по повышению осведомленности в больших группах
- Список организаций, обучающих повышению осведомленности больших групп
- Возмутительное предательство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кучер, Джеральд П.; Патрисия Кейт-Шпигель (1998). Этика в психологии: профессиональные стандарты и примеры . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 111–112. ISBN 0-19-509201-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гастиль, Джон (2009). Группа в обществе . Sage Publications, Inc., стр. 228–229. ISBN 978-1-4129-2468-9 .
- ^ Jump up to: а б ДиКлементе, Ральф Дж.; Ричард А. Кросби; Мишель К. Кеглер (2009). Новые теории в практике и исследованиях укрепления здоровья . Джосси-Басс. п. XXIII. ISBN 978-0-470-17913-0 .
- ^ Стаут, Крис Э. (2008). Новые гуманитарии: вдохновение, инновации и проекты для провидцев, Том 1, Изменение глобального неравенства в отношении здоровья (Социальные и психологические проблемы: проблемы и решения) . Прегер. п. 12 . ISBN 978-0-275-99770-0 .
- ^ Дюпюи, Марк А. (17 мая 1988 г.). «Точки СПИДа», нацеленные на подростков». Юнайтед Пресс Интернэшнл . Хартфорд, Коннектикут : UPI.
- ^ Браун, Малкольм В. (6 марта 1990 г.). «Исследование того, как шум исчезает в грохоте». Нью-Йорк Таймс . п. С1.
- ^ Блюменталь, Джереми А. (весна 2005 г.). «Право и эмоции: проблемы аффективного прогнозирования». Юридический журнал Индианы . 80 (155). Университет Индианы.
- ^ Гоулман, Дэниел (8 августа 1989 г.). «Новые исследования обнаруживают множество мифов о трауре». Нью-Йорк Таймс . п. С1.
- ^ Гиллман, Тодд Дж. (19 января 1994 г.). «Психологи находят благодатную почву для исследований стресса». «Утренние новости Далласа» . п. 15А.
- ^ Палата представителей США (10 ноября 2005 г.). «Роль социальных исследований в обеспечении готовности к стихийным бедствиям и реагирования на них» . Слушания в Подкомитете по исследованиям: Комитет по науке: Палата представителей . Вашингтон, округ Колумбия : Конгресс США . С. 24–463ПС, зав. № 109–32 . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Государственный университет Восточного Теннесси (27 апреля 2009 г.). «Эксперт по травматологии Сильвер выступит в Государственном университете Восточного Теннесси 29 апреля» . Новости ФРС США . Джонсон-Сити, Теннесси .
- ^ Jump up to: а б Фитцпатрик, Джеки (13 ноября 1994 г.). «Когда кризис личный, все протягивают руку помощи». Нью-Йорк Таймс . п. 13CN.
- ^ Кэмпбелл, Сьюзен (14 февраля 1997 г.). «Глядя влюбленными глазами, постарайтесь не обращать внимания на страсть». Хартфорд Курант . Хартфорд, Коннектикут . п. Е1.
- ^ Спенсер, Марк (31 октября 2005 г.). «Надвигаются серьезные проблемы; новому школьному совету предстоит столкнуться с насыщенной повесткой дня» . Хартфорд Курант . Хартфорд, Коннектикут . п. Б.3.
- ^ Jump up to: а б с «Профили сотрудников; Барри А. Гофф, доктор философии». Группа Чартерного Дуба . Charteroakgroup.com. 2010 . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Готлиб, Бенджамин Х. (1988). Организация социальной поддержки: форматы, процессы и эффекты . Sage Publications, Inc. с. 334. ИСБН 0-8039-2716-9 .
- ^ Гофф, Барри Алан (1988). Социальная поддержка среди лучших друзей: затраты и выгоды для отношений и здоровья . Коннектикут : Университет Коннектикута . OCLC 22966081 .
- ^ Jump up to: а б с Университет Лихай (2010). «Йехиэль Клар из Тель-Авивского университета назначен приглашенным профессором Рассела Берри в Центре Бермана» . Центр еврейских исследований Филиппа и Мюриэль Берман . Вифлеем, Пенсильвания : www.lehigh.edu. Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Клар, Йехиэль; Джеффри Д. Фишер; Джек М. Чински; Арье Надлер (1992). Самоизменение: социально-психологические и клинические перспективы . Спрингер. ISBN 0-387-97811-9 .
- ^ Фишер, Джеффри Д.; Сильвер, Роксана Коэн; Чински, Джек М.; Гофф, Барри; Клар, Йехиэль; Загибойло, Синди (1989). «Психологические эффекты участия в тренинге по повышению осведомленности в большой группе» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 57 (6). Американская психологическая ассоциация : 747–755. дои : 10.1037/0022-006X.57.6.747 . ISSN 0022-006X . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Клар, Йехиэль; и др. (февраль 1990 г.). «Характеристики участников тренинга по повышению осведомленности в больших группах» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 58 (1). Американская психологическая ассоциация : 99–108. дои : 10.1037/0022-006X.58.1.99 . ISSN 0022-006X . ПМИД 2319051 . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Корица, К.; Д. Фарсон (1979). Культы и минусы: Эксплуатация эмоционального роста потребителя . Чикаго: Нельсон Холл. ISBN 0-88229-456-3 .
- ^ Рим, HP (1977). «Границы человеческого разума». Психиатрические летописи . 7 (11): 11–32. дои : 10.3928/0048-5713-19771101-04 .
- ^ Брюэр, М. «Мы собираемся вас разобрать и собрать обратно». Психология сегодня : 35–40, 82, 88–89.
- ^ Конвей, Фло ; Джим Сигельман (1979). Щелчок . Филадельфия: Липпинкотт. ISBN 0-440-57970-8 .
- ^ Гласс, LL; М. А. Кирш; Ф. Н. Пэррис (1977). «Психические расстройства, связанные с обучением на семинарах Эрхарда: I. Отчет о случаях». Американский журнал психиатрии . 134 (3): 245–247. дои : 10.1176/ajp.134.3.245 . ПМИД 842699 .
- ^ Кирш, Массачусетс; ЛЛ Гласс. (1977). «Психические расстройства, связанные с обучением на семинарах Эрхарда: 2. Дополнительные случаи и теоретические соображения». Американский журнал психиатрии . 134 (11): 1254–1258. дои : 10.1176/ajp.134.11.1254 . ПМИД 910977 .
- ^ Баер, Д.М.; СБ Штольц. «Описание тренинга семинаров Эрхарда ( est ) с точки зрения поведенческого анализа». Бихевиоризм . 6 : 45–70.
- ^ Бергер, FM (1977). «Информационные группы и психиатрия». Биологические коммуникации . 3 : 89–98.
- ^ Бейт-Халлахми, Бенджамин (1987). «Психотерапевтическая субкультура: практика и идеология». Информация по общественным наукам . 26 (3): 475–492. дои : 10.1177/053901887026003001 . ПМИД 11618146 . S2CID 19874563 .
- ^ Либерман, «Влияние тренинга по повышению осведомленности в больших группах на психиатрический статус участников», Американский журнал психиатрии, т. 144, стр. 460-464, апрель 1987 г.
- ^ Финкельштейн, П.; Венеграт, Б.; Ялом, И. (1982). «Тренинг по повышению осведомленности в больших группах». Ежегодный обзор психологии . 33 . Кэлвин Перри Стоун: 515–539. дои : 10.1146/annurev.ps.33.020182.002503 . ISSN 0066-4308 .
- ^
Фишер, Джеффри Д.; Коэн Сильвер, Роксана; Чински, Джек М.; Гофф, Барри; Клар, Йехиэль (1990). Оценка тренинга по повышению осведомленности в большой группе: продольное исследование психосоциальных эффектов . Последние исследования в области психологии. Нью-Йорк: Springer Science & Business Media (опубликовано в 2012 г.). ISBN 9781461234289 . Проверено 9 апреля 2017 г.
[...] за исключением одного одномерного эффекта, никаких доказательств негативного воздействия не было обнаружено ни по одному из показателей.
- ^ Jump up to: а б с д Фухриман, Адди; Гэри М. Берлингейм (1994). Справочник по групповой психотерапии: эмпирический и клинический синтез . Уайли. стр. 537, 539, 540, 544. ISBN. 0-471-55592-4 .
- ^ Jump up to: а б с Краус, Стивен Дж. (2003). Психологические основы успеха . Наука следующего уровня. п. 235. ИСБН 0-9725540-1-7 .
- ^ Jump up to: а б Салавиц, Майя (2006). Помощь любой ценой . Книги Риверхеда . стр. 159, 318 . ISBN 1-59448-910-6 .
- ^ Хьюз, Стивен Дж., «Влияние участия в тренинге по повышению осведомленности в больших группах на развитие», Университет Миннесоты , представлено на конференции «Образовательная, педагогическая и школьная психология», симпозиумы: SY EDC (18) 4 , Мадридский университет Комплутенсе .
- ^ Рубинштейн, Гиди (2005). «Характеристика участников Форума, клиентов психотерапии и участников контрольной группы: сравнительное исследование». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 78 (4). Британское психологическое общество : 481–492. дои : 10.1348/147608305X42721 . ISSN 1476-0835 . ПМИД 16354440 .
- ^ Мельхиор, Сефи; Стивен Шарот (май 2010 г.). «Веха в Израиле: набор и обслуживание клиентов в организации с человеческим потенциалом». Нова Религио . 13 (14). Издательство Калифорнийского университета : 61–83. дои : 10.1525/номер.2010.13.4.61 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фишер, Джеффри Д.; Сильвер, Роксана Коэн; Чински, Джек М.; Гофф, Барри; Клар, Йехиэль; Загибойло, Синди (1989). «Психологические эффекты участия в тренинге по повышению осведомленности в большой группе» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 57 (6). Американская психологическая ассоциация : 747–755. дои : 10.1037/0022-006X.57.6.747 . ISSN 0022-006X . Проверено 25 июня 2010 г.
- Фишер, Джеффри Д.; Коэн Сильвер, Роксана; Чински, Джек М.; Гофф, Барри; Клар, Йехиэль (1990). Оценка тренинга по повышению осведомленности в большой группе . Нью-Йорк: Springer-Verlag . ISBN 0-387-97320-6 .
- Клар, Йехиэль; и др. (февраль 1990 г.). «Характеристики участников тренинга по повышению осведомленности в больших группах» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 58 (1). Американская психологическая ассоциация : 99–108. дои : 10.1037/0022-006X.58.1.99 . ISSN 0022-006X . ПМИД 2319051 . Проверено 25 июня 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спрингер , Полное цитирование работы на официальном веб-сайте издателя.