Сен-Жерве-Сен-Проте
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте | |
---|---|
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте | |
48 ° 51'20 "N 2 ° 21'16" E / 48,85556 ° N 2,35444 ° E | |
Расположение | 4-й округ Парижа |
Страна | Франция |
Номинал | Костел |
Архитектура | |
Стиль | Французское барокко (входной фасад и некоторые другие элементы) и готика. |
Сен-Жерве-Сен-Проте (англ. Французское произношение: [sɛ̃ ʒɛʁvɛ sɛ̃ pʁɔtɛ] ) — римско-католическая приходская церковь, расположенная в м округе Парижа 4 - , на площади Сен-Жерве в районе Марэ , к востоку от мэрии (Hôtel de Ville) . Нынешняя церковь была построена между 1494 и 1657 годами на месте двух более ранних церквей; Фасад, завершенный последним, был первым образцом французского стиля барокко в Париже. В состав органистов церкви входили Луи Куперен и его племянник Франсуа Куперен , два самых знаменитых композитора и музыканта периода барокко; орган, который они использовали, можно увидеть и сегодня. В церкви собраны замечательные образцы средневековых резных хоров, витражей 16-го века, скульптуры 17-го века и современных витражей Сильви Годен и Клода Куражо. Сен-Жерве была приходской церковью до 1975 года, когда она стала штаб-квартирой монашеских братств Иерусалима .
История
[ редактировать ]Церковь, посвященная святым Гервасию и Протасию , двум христианским мученикам из Милана , существует на этом месте в VII веке, что делает ее одной из первых приходских церквей на правом берегу Парижа. На нем присутствовали в основном лодочники и рыбаки, поскольку оно находилось недалеко от речного порта на Гревской площади . Он был построен на небольшом холме Монсо Сен-Жерве , чтобы защитить его от наводнений Сены. После завершения строительства стены Филиппа-Огюста , построенной между 1190 и 1209 годами, район был защищен от нападений, и население начало расти. Церковь находилась под покровительством нескольких важных братств или гильдий Парижа, в том числе виноторговцев. С их финансовой помощью в начале 13 века на этом месте была построена более крупная церковь. [ 1 ]
Строительство нынешней церкви началось в 1494 году, но было отложено из-за религиозных войн и нехватки средств. Оно было начато в готическом стиле ; часовни апсиды были закончены в 1530 году, а трансепт - в 1578 году. [ 2 ] Хотя интерьер церкви был в основном готическим, фасад был построен в оригинальном новом стиле французского барокко по проекту архитектора Саломона де Бросса (1571–1626). Первый камень фасада был заложен молодым королем Людовиком XIII в 1616 году. Между 1600 и 1628 годами на северной стороне был построен второй ряд часовен, включая золотую часовню, украшенную росписью по дереву. [ 3 ]
В 17 и 18 веках церковь посещали многие члены аристократических семей, живших в Марэ, в том числе Мария де Рабутен-Шанталь, маркиза де Севинье и канцлер Людовика XIV Мишель Ле Телье , чей надгробный памятник найден. в церкви.
Начиная с 1653 года, церковь Куперенов на протяжении более двух столетий принимала и приютила семью , одну из самых известных династий французских музыкантов. С одной стороны церкви до сих пор стоит дом знаменитых клавесинистов , органистов и композиторов с мемориальной доской, посвященной правлению Куперенов. Орган, которым пользовались Луи и Франсуа Куперены , до сих пор существует внутри церкви; его построили самые известные мастера органов того времени: Франсуа-Анри Клико , Луи-Александр Клико и Роберт Клико .
В 18 веке фасад церкви вызывал большое восхищение, хотя его почти закрывал ряд домов. Вольтер писал: «Это шедевр, у которого нет ничего, кроме места, с которого его можно увидеть». Дома, закрывающие вид, были окончательно снесены в 1854 году, открыв вид на фасад. [ 4 ]
Во время Французской революции церковь была лишена многих своих сокровищ и превращена в Храм Разума и Молодости, а затем возвращена Церкви в 1802 году.
29 марта 1918 года немецкий снаряд, выпущенный из дальнобойной « Парижской пушки », упал на церковь, убив 91 человека и ранив 68 человек; взрыв обрушил крышу во время службы в Страстную пятницу . Это был самый страшный инцидент, повлекший за собой гибель мирного населения во время немецкой бомбардировки Парижа в 1918 году. [ 5 ]
В 1975 году церковь стала штаб-квартирой Монашеских братств Иерусалима , основанных в том же году отцом Пьером-Мари Дельфье с разрешения тогдашнего архиепископа Парижа Франсуа Марти . Орден посвящен ведению монашеской жизни в городских условиях; большинство его членов работают неполный рабочий день на гражданских должностях. Церковь известна своей самобытной экуменической литургией; например, принятие лютеранской гимновой музыки и православных тропарей. Орден основал несколько других общин во Франции, в Мон-Сен-Мишель , Везле и Магдале -Солонь , а также в других местах Европы: во Флоренции, Брюсселе, Кельне, Варшаве и Монреале.
Пять новых витражей работы Сильви Годен были добавлены к юго-западному свесу церкви в 1993–95 годах. Еще одна серия из шести окон работы Клода Куражо была добавлена в начале 2000-х годов на верхнем уровне церкви, в южном нефе, трансепте и хоре, заменив разрушенные на протяжении веков. [ 6 ]
Фасад
[ редактировать ]Фасад церкви был начат в 1616 году, намного позже нефа церкви, а краеугольный камень был заложен Людовиком XIII. Проект был разработан Саломоном де Броссом (1571–1626), другой крупной парижской работой которого был Люксембургский дворец . В то время как неф церкви был выполнен в поздней или яркой готике , фасад представил совершенно новый классический стиль, который открыл путь французскому барокко . Фасад разместил три классических архитектурных ордера один над другим. Первый этаж представлял собой три пролета с парами колонн с капителями простейшего дорического ордера , с классическим фронтоном. Выше него находится уровень из трех пролетов с колоннами ионического ордера , а выше - один пролет с парными колоннами коринфского ордера , поддерживающими изогнутый фронтон. Чтобы прикрепить новый фасад к готической части церкви, де Бросс спроектировал траверс и две полукруглые часовни по обе стороны фасада. Фасад послужил образцом для других церквей во Франции и Европе, в первую очередь для церкви Сен-Поль-Сен-Луи , церковь иезуитов, недалеко от Марэ, первая церковь в Париже, построенная полностью в новом стиле. [ 4 ]
Со времен средневековья ; перед церковью посадили вяз он служил местом встреч и местом, где судьи иногда разрешали споры. Деревья регулярно пересаживались на протяжении веков. На стенах некоторых соседних зданий можно найти резные изображения деревьев более ранних веков.
Неф
[ редактировать ]Неф церкви (1600–1620 гг.) отличается впечатляющей высотой, простотой и чистотой линий. В то время как нижний уровень нефа выполнен в стиле поздней готики, верхний уровень нефа демонстрирует влияние эпохи Возрождения, с большими полукруглыми арками, содержащими ряд больших витражей, наполняющих церковь светом. Верхние окна созданы Клодом Куражо в XXI веке и иллюстрируют историю Адама и Евы, Ноева ковчега, а также патриархов и их супругов. Потолок нефа, где арки стен соединяются в искусную вышивку, символизирует небесные своды.
Хоровые кабинки
[ редактировать ]Деревянные хоры (16–17 века) времен правления Франсуа I и Генриха II богато украшены резьбой со сценами повседневной жизни, различных профессий и гротескными животными. Скрытые от глаз присутствовавших на мессе, они были задуманы как место, где каноники церкви могли отдохнуть во время службы. Некоторые из фигур были слишком интимными для более пуританских последующих столетий, и их пришлось подвергнуть цензуре, в том числе резное изображение мужчины и женщины, купающихся вместе. [ 4 ]
Часовня Богородицы
[ редактировать ]Часовня Богородицы в задней части церкви имеет впечатляющий сводчатый потолок в стиле поздней готики с висячей каменной короной диаметром 2,5 метра и абстрактными узорами, напоминающими пламя. Посетители церкви часто используют эту комнату для молчаливой медитации. В часовне есть одни из старейших витражей в ярком готическом стиле, выполненные Жаном Шастелленом в 1517 году и иллюстрирующие жизнь Девы Марии. [ 4 ] Еще одно замечательное окно работы Шателлена «Суд Соломона», выполненное в 1533 году в красочном стиле эпохи Возрождения, находится в приделе. [ нужна ссылка ]
Живопись и скульптура
[ редактировать ]В церкви хранится ряд выдающихся произведений искусства.
- Картина венецианского художника Себастьяно Риччи (1659–1734) « Святой Григорий Великий и святой Виталь ходатайствуют за души в Пугатории» , расположенная в часовне святой Филомены. Его привез из Венеции в Париж Наполеон после итальянской кампании.
- Картины Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Поклонение волхвов» « Клода Виньона (1593–1670), расположенные в часовне Богородицы.
- Статуя Христа, вырезанная из дуба Антуаном-Огюстеном Прео (1809–1879) в часовне Богородицы.
- Статуи из надгробного памятника Мишелю Ле Телье (1603–1685), канцлеру Людовика XIV работы Пьера Мазелина (1632–1685) и Симона Хюртеля (1648–1724). Среди фигур: молящийся канцлер; плачущий «джинн», молящийся у его ног; и две драпированные фигуры, представляющие Веру и Религию. Две другие фигуры из группы, Справедливость и Пруденс, находятся в Лувре.
Галерея
[ редактировать ]-
Боковая часовня
-
Часовня Богородицы
-
Фрагмент из книги Жана Шастеллана «Мудрость Соломона» (1533 г.)
-
Погребальный памятник Мишелю Ле Телье (1685 г.)
-
кованые ворота в часовню
-
резная сцена купания на хоровой кабинке
Орган и семья Куперенов
[ редактировать ]Церковь является одной из величайших святынь органной музыки благодаря семье Куперенов ; восемь членов семьи были там органистами с 1656 по 1826 год. Среди них были Луи Куперен (1626–1661) и Франсуа Куперен (1668–1733), авторы знаменитых месс и других сочинений для инструмента. Большой орган Куперена до сих пор стоит на трибуне над входом в задней части церкви. Первый орган был построен Матисом Лангухедулом из Фландрии в 1601 году; за ним последовал новый орган, изготовленный французской династией Пьера, Александра и Франсуа Тьерри между 1649 и 1714 годами; затем перестроен Франсуа-Анри Клико в 1769 году, с многочисленными реставрациями в последующие годы. Сам орган является зарегистрированной исторической достопримечательностью. [ 7 ]
Доступ
[ редактировать ]Расположен недалеко от станций метро : Hôtel de Ville и Pont Marie . |
Его обслуживают линии 1 , 7 и 11 .
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Дюмулен 2010 , с. 60.
- ^ Хьюсман, Г. и Пуассон, Г. (1966) Памятники Парижа . Париж: Хашетт; стр. 98–99
- ^ Хьюсман, Г. и Пуассон, Г. (1966); стр. 169–70
- ^ Перейти обратно: а б с д Дюмулен 2010 , с. 61.
- ^ Zaloga, S. J. (2018) Superguns 1854–1991 . pp. 17
- ^ Церковь Сен-Жерве , Sources Vives (2001), страницы 75-88.
- ^ Источники Vives, Церковь Сен-Жерве , страницы 119-123.
Библиография
[ редактировать ]- Дюмулен, Алин (2010). Церкви Парижа . Издания Массин. ISBN 978-2-7072-0683-1 .
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221-07862-4 .
- Церковь Сен-Жерве . Источники Вивес - Монашеские братства Иерусалима. 2001.