Jump to content

Реактивный авиалайнер

(Перенаправлено с Пассажирского самолета )
Боинг 737 на протяжении многих лет был самым распространенным реактивным лайнером.

или Реактивный авиалайнер реактивный лайнер авиалайнер с реактивными двигателями (пассажирский реактивный самолет ). Авиалайнеры обычно имеют два или четыре реактивных двигателя; трехмоторные конструкции были популярны в 1970-х годах, но сегодня встречаются реже. Авиалайнеры обычно классифицируются как большие широкофюзеляжные самолеты , средние узкофюзеляжные самолеты и меньшие региональные реактивные самолеты .

Большинство авиалайнеров сегодня оснащены реактивными двигателями, поскольку они способны безопасно работать на высоких скоростях и создавать достаточную тягу для самолетов большой вместимости. Первые реактивные лайнеры, представленные в 1950-х годах, использовали более простой турбореактивный двигатель; они были быстро вытеснены конструкциями с турбовентиляторными двигателями , которые тише и экономичнее.

Ранняя история

[ редактировать ]

Первые авиалайнеры с турбореактивным двигателем представляли собой экспериментальную модификацию поршневого авиалайнера Avro Lancastrian , на котором использовались несколько типов ранних реактивных двигателей, включая de Havilland Ghost и Rolls-Royce Nene . Они сохранили два внутренних поршневых двигателя, причем струи разместились во внешних гондолах. Первым авиалайнером, оснащенным только реактивным двигателем, был Vickers VC.1 Viking G-AJPH с двигателем Nene , который совершил первый полет 6 апреля 1948 года.

Первые реактивные авиалайнеры имели гораздо более низкий уровень внутреннего шума и вибрации, чем современные самолеты с поршневыми двигателями, настолько, что в 1947 году, после первого пилотирования самолета с реактивным двигателем, командир звена Морис А. Смит, редактор журнала Flight , сказал: «Пилотирование реактивного самолета подтвердило одно мнение, которое я сформировал после полета в качестве пассажира на испытательных стендах реактивных самолетов в Ланкастере, о том, что немногие, если вообще таковые имеются, летавшие на реактивном транспортном средстве, захотят вернуться к шуму, вибрации и сопутствующая усталость воздушного винтового самолета с поршневым двигателем» [ 1 ]

1950-е годы

[ редактировать ]
De Havilland Comet — первый специально построенный реактивный авиалайнер.
Боинг 707 — первый коммерчески успешный реактивный лайнер.

Первым специально построенным реактивным авиалайнером стал британский de Havilland Comet , который совершил первый полет в 1949 году и поступил на вооружение BOAC в 1952 году. Он перевез 36 пассажиров на расстояние до 2500 миль (4000 км) со скоростью 450 миль в час (725 км/ч). Серьезные конструктивные проблемы возникли не прошло и двух лет после ввода в эксплуатацию, что повлекло за собой несколько изменений в конструкции. Последняя оригинальная Comet была модернизирована в 1958 году. [ 2 ] Также в 1949 году был разработан Avro Canada C102 Jetliner , который так и не поступил в производство; [ нужна ссылка ] однако термин «лайнер» стал использоваться как общий термин для обозначения пассажирских реактивных самолетов.

За этими первыми реактивными авиалайнерами несколько лет спустя последовали Sud Aviation Caravelle из Франции, Ту-104 из Советского Союза (второй в эксплуатации), а также Boeing 707 , Douglas DC-8 и Convair 880 из США. Разработка прототипов и ввод этих ранних образцов в эксплуатацию придавали национальный престиж. В политике закупок также присутствовал сильный национализм , так что американские самолеты Boeing и Douglas стали тесно ассоциироваться с Pan Am , в то время как BOAC заказала британские Comets.

Pan Am и BOAC, с помощью рекламных агентств и своих сильных морских традиций командной иерархии и цепочки подчинения (сохранившихся со времен эксплуатации летающих лодок ), быстро связали «скорость реактивных самолетов» с безопасностью и надежностью самолетов. «роскошь океанских лайнеров в общественности восприятии » .

Аэрофлот использовал советские Туполевы , а Air France представила французские Каравеллы . Однако коммерческие реалии диктовали исключения, поскольку лишь немногие авиакомпании могли рискнуть упустить превосходный продукт: American Airlines заказала новаторскую Comet (но позже отменила ее, когда у Comet возникли проблемы с усталостью металла ), канадские, британские и европейские авиакомпании не могли игнорировать лучшие эксплуатационная экономика Boeing 707 и DC-8, в то время как некоторые американские авиакомпании заказали Caravelle.

Boeing стал самым успешным из первых производителей. Стратотанкер KC -135 и военные версии 707-го остаются в эксплуатации, в основном в качестве танкеров или грузовых судов . Базовая конфигурация реактивных авиалайнеров Boeing, Convair и Douglas с широко разнесенными гондолами двигателей, подвешенными на пилонах под стреловидным крылом, оказалась наиболее распространенной компоновкой и наиболее легко совместима с турбовентиляторными двигателями большого диаметра с большим двухконтурным режимом. что впоследствии преобладало из соображений бесшумности и топливной экономичности .

Инновации

[ редактировать ]

Турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT3 использовались на оригинальных моделях Boeing 707 и DC-8; в начале 1960-х годов JT3 был модифицирован в турбовентиляторный двигатель JT3D с малым байпасом для дальнемагистральных вариантов 707 и DC-8. [ 3 ]

В проектах Де Хэвилленда и Туполева двигатели были встроены в крылья рядом с фюзеляжем . Эта концепция сохранилась только в военных проектах, в то время как на Caravelle двигатели были установлены по обеим сторонам задней части фюзеляжа.

1960-е годы

[ редактировать ]

Реактивные авиалайнеры 1960-х годов включают BAC One-Eleven и Douglas DC-9 двухдвигательные самолеты ; Боинг-727 , самолеты Hawker Siddeley Trident и Ту-154 триреактивные ; и спаренные многомоторные Ил-62 и Vickers VC10 . [ 4 ] Всемирно известный сверхзвуковой «Конкорд» впервые поднялся в воздух в 1969 году, но оказался экономической катастрофой. Только 14 из них поступили на вооружение, а последний Конкорд был списан в 2003 году. [ 5 ]

Инновации

[ редактировать ]
Туполев Ту-144 — первый сверхзвуковой реактивный авиалайнер.

Реактивные авиалайнеры 1960-х годов были известны развитием более экономичной технологии турбовентиляторных двигателей , которая пропускает воздух вокруг ядра двигателя, а не через него. [ 5 ] Реактивные авиалайнеры, поступившие на вооружение в 1960-х годах, были оснащены тонкими турбовентиляторными двигателями с малым двухконтурным расположением двигателя, многие самолеты использовали заднемоторную конфигурацию с Т-образным хвостовым оперением , например, BAC One-Eleven , Boeing 737 и Douglas DC-9 двухдвигательные самолеты ; Boeing 727 , Hawker Siddeley Trident , Туполев Ту-154 триреактивные самолеты ; и спаренные многомоторные Ил-62 и Vickers VC10 . Заднемоторное Т-образное оперение до сих пор используется на реактивных лайнерах с максимальной взлетной массой менее 50 тонн. [ 4 ]

По состоянию на апрель 2023 года заказан 15 591 самолет Boeing 737 и поставлено 11 395 самолетов, и он остается самым производимым реактивным самолетом.

Другие разработки 1960-х годов, такие как ракетный взлет ( RATO ), впрыск воды и форсажные камеры (также известные как подогрев), используемые на сверхзвуковых реактивных лайнерах (SST), таких как Конкорд и Ту-144 , были заменены.

1970-е годы

[ редактировать ]
Боинг 747 — первый широкофюзеляжный реактивный авиалайнер.

На реактивных авиалайнерах 1970-х годов были представлены широкофюзеляжные (двухфюзеляжные) самолеты и турбовентиляторные двигатели с большим двухконтурным режимом . [ 6 ] Pan Am и Boeing «снова открыли новую эру в коммерческой авиации», когда первый Боинг 747 поступил в эксплуатацию в январе 1970 года, что ознаменовало дебют турбовентиляторного двигателя с большим двухконтурным режимом, который снизил эксплуатационные расходы. [ 7 ] а первые модели, вмещавшие до 400 пассажиров, получили прозвище «Джамбо Джет». Боинг 747 произвел революцию в авиаперевозках, сделав коммерческие авиаперевозки более доступными, поскольку цены на билеты упали, а авиакомпании улучшили свою практику ценообразования. [ 5 ] Другие конструкции с широким фюзеляжем включали McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar триджеты , меньшие по размеру, чем Boeing 747, но способные летать по аналогичным дальним маршрутам из аэропортов с более короткими взлетно-посадочными полосами. Также на рынке состоялся дебют европейского консорциума Airbus , первым самолетом которого стал двухдвигательный Airbus A300 . [ 8 ]

1980-е годы

[ редактировать ]
Airbus A320 — первый реактивный лайнер с электронным управлением.

В 1978 году компания Boeing представила двухмоторный Boeing 757, который заменил свой 727 , а также широкофюзеляжный двухмоторный 767, чтобы бросить вызов Airbus A300 . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Среднеразмерные 757 и 767 добились успеха на рынке, отчасти благодаря правилам 1980-х годов по стандартам эксплуатации двухдвигательных двигателей с увеличенным запасом хода ( ETOPS ), регулирующим трансокеанские двухдвигательные полеты. [ 12 ] Эти правила позволяли двухмоторным авиалайнерам пересекать океан на расстоянии до трех часов от аварийных отвлекающих аэропортов . [ 13 ] Согласно правилам ETOPS, авиакомпании начали эксплуатировать Боинг 767 на дальних зарубежных маршрутах, для которых не требовалась вместимость более крупных авиалайнеров. [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ]

1990-е годы

[ редактировать ]

К концу 1980-х годов модели DC-10 и L-1011 приближались к пенсионному возрасту, что побудило производителей разработать конструкции на замену. [ 16 ] Макдоннелл Дуглас начал работу над MD-11 , расширенным и модернизированным преемником DC-10. [ 16 ] Airbus, благодаря успеху своего семейства A320 , разработал двухдвигательный среднемагистральный A330 и связанный с ним четырехдвигательный дальнемагистральный A340 . [ 16 ] В 1988 году компания Boeing начала разработку двухдвигательного самолета 777 . [ 17 ] использование двухдвигательной конфигурации с учетом прошлых успехов в проектировании, прогнозируемых разработок двигателей и преимуществ снижения затрат. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, компания Boeing также выпустила крупное обновление своего 747 — 747-400 .

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Boeing 787 — первый , построенный преимущественно из композитных материалов. реактивный лайнер

Для самых современных авиалайнеров характерно более широкое использование композитных материалов, турбовентиляторные двигатели с высокой степенью двухконтурности и более совершенные цифровые системы полета. Примерами новейших широкофюзеляжных авиалайнеров являются Airbus A380 (первый полет в 2005 году), Boeing 787 (первый полет в 2009 году) и Airbus A350 (первый полет в 2013 году). Эти улучшения позволили увеличить дальность полета и снизить стоимость перевозки на одного пассажира. Sukhoi Superjet 100 и Airbus A220 (ранее Bombardier CSeries) являются примерами узкофюзеляжных самолетов с аналогичным уровнем технического прогресса.

Производство А380 было прекращено в 2019 году, а последний самолет был доставлен в Эмирейтс в 2021 году. Airbus начал его проектировать в 90-х годах, ожидая, что авиакомпании смогут перевозить множество людей между крупными хабами всего за один рейс. Их целью было создание очень большого самолета с обычным металлическим корпусом и двигателями, который заменит Боинг 747 . Однако авиакомпании начали выполнять более прямые прямые рейсы между небольшими городами, что сделало двухмоторные самолеты более привлекательными и экономичными в эксплуатации. [ 20 ] Для сравнения, компания Boeing применила другой подход и в 2003 году начала разработку модели 787 с новой композитной рамой и более экономичными двигателями. Это оказалось бы более разумным выбором, поскольку более легкий планер в сочетании с двумя двигателями следующего поколения ( Trent 1000 и GEnx ) был гораздо менее затратным в эксплуатации, чем четырехмоторный A380. Последний удар по программе A380 был нанесен, когда Emirates отменила крупный заказ в 2018 году и оставила Airbus без достаточного спроса для продолжения производства. Оно отменило программу после того, как осознало, что она никогда не окупит 25 миллиардов евро (30 миллиардов долларов), потраченных на исследования и разработки . [ 21 ] Всего для 14 авиакомпаний был произведен и эксплуатирован 251 самолет А380. [ 22 ] По состоянию на июнь 2023 года Boeing произвел 1054 самолета 787 для 34 авиакомпаний и имеет 592 невыполненных заказа. [ 23 ]

Хронология

[ редактировать ]
График поставок реактивных авиалайнеров
3 Семейство Embraer ERJ
328ДЖЕТ
4 Ту-104 Ту-124 Tupolev Tu-134
Yakovlev Yak-40
Бомбардье CRJ Серия Bombardier CRJ700
Семейство Embraer E-Jet Э-Джет Е2
сиденья
/ряд
1950-е годы 1960-е годы 1970-е годы 1980-е годы 1990-е годы 2000-е 2010-е годы 2020-е годы
2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4
5 де Хэвилленд Комета
Суд Авиация Каравелла
ЦВ-880 / 990
BAC One-Eleven Ромбак
Макдоннелл Дуглас DC-9 Макдоннелл Дуглас MD-80 МД-90 Боинг 717
Стипендия Fokker F28 Ф100 ( Ф70 : 94-97)
Бритиш Аэроспейс 146
Антонов Ан-148 /158
Сухой Суперджет 100
Комак ARJ21
А220
6 Боинг 707 ( Боинг 720 : 60-67)
Дуглас DC-8
Tupolev Tu-154
Боинг 727
Хокер Сиддели Трайдент
Викерс VC10
Ильюшин Ил-62
Боинг 737 Оригинал Боинг 737 Классик Боинг 737 НГ 737 МАКС
Yakovlev Yak-42
Боинг 757
Семейство Airbus A320 А320нео
Tupolev Tu-204
Комак C919
сиденья
/ряд
1950-е годы 1960-е годы 1970-е годы 1980-е годы 1990-е годы 2000-е 2010-е годы 2020-е годы
2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4
7 Боинг 767
8 Аэробус А300 ( Аэробус А310 : 83–98)
Аэробус А340
Аэробус А330 А330нео
8/9 Боинг 787
9 Макдоннелл Дуглас DC-10 МД-11
Локхид L-1011
Ильюшин Ил-86 Ильюшин Ил-96
Аэробус А350
9/10 Боинг 777
10 Боинг 747 ( Боинг 747СП : 76-82) Боинг 747-400 747-8
Аэробус А380
  = Твинджет   = Три   = Кваджет Overline : высокое крыло курсив : закопанные двигатели жирный шрифт : задние двигатели нет: подкрыльевые двигатели
  = Аэробус   = Боинг   = Британский   = Дуглас   = Эмбраер   = Русский

Сравнение

[ редактировать ]
Региональные самолеты
Модель Поставки Построен Сиденья
/ряд
1-класс
сиденья
Крыло
(м²)
МВВ
(т)
Двигатели Диапазон
(нми)
SE 210 Каравелла 1959-1972 282 5 90-131 147 43.5-58 2 × Эйвон / JT8D 890–1,800
BAC One-Eleven 1965-1989 244 5 89-119 91-95.8 35.6-47.4 2 × Спей 720-1,621
Yakovlev Yak-40 1968–1981 1,011 4 32 70 15.5 3 × АИ-25 970
Фоккер F28 1969–1987 241 5 65-85 76.4-79 29.5-33.1 2 × Спей 900-1,550
Tupolev Tu-134 1970–1989 852 4 72–84 127.3 47 2 × Д-30 1,000–1,600
БАе 146 1983–2001 387 5 70–112 77.3 38.1-44.2 4 × АЛФ 502 1,800-2,090
Фоккер 100/70 1988–1997 330 5 79-122 93.5 39.9-45.8 2 × Руки 1,323-1,841
CRJ100/200 1992–2006 1,021 4 50 48.4 24 2 × GE CF34 1,650–1,700
Эмбраер ERJ 1997–2020 1,231 3 37–50 51.2 20-24.1 2 × АЭ 3007 1,650–2,000
Дорнье 328JET 1999–2002 110 3 30–33 40 15.7 2 × ПВ300 1,480
CRJ700/900/1000 2001-2020 924 4 78-104 70.6-77.4 34-41.6 2 × GE CF34 1,378-1,622
Эмбраер Э-Джет 2004-настоящее время 1,671 4 72-116 72.7-92.5 38.6-52.3 2 × GE CF34 2,150-2,450
Антонов Ан-148 /158 2009-сейчас 47 5 85-99 87.3 43.7 2 × Д-436 1,300-2,400
Сухой SSJ100 2011-сейчас 172 5 108 83.8 45.9-49.5 2 × СаМ146 1,646-2,472
Комак ARJ21 2015-сейчас 45 5 90-105 79.9 43.5-47.2 2 × GE CF34 1,800-2,000
Узкофюзеляжные реактивные авиалайнеры
Модель Поставки Построен Сиденья
/ряд
1-класс
сиденья
Крыло
(м²)
МВВ
(т)
Двигатели Диапазон
(нми)
де Хэвилленд Комета 1952-1964 114 5 99 187-197 50-71 4 × Призрак / Эйвон 1,300-2,802
Боинг 707/720 1958-1978 1019 6 156-194 226-283 104-151.5 4 × JT3C / 4A / 3D / RB.80 2,800-5,000
Дуглас DC-8 1959-1972 556 6 177-259 234 124-161 4 × JT3C / 4A / 3D / RB.80 3,760-5,200
Конвейр 880/990 1960-1963 102 5 110-149 190-209 83.7-115 4 × GE CJ805 2,472-3,302
Tupolev Tu-154 1962-2006 1,026 6 180 201.5 98-104 3 × НК-8 / Д-30 1,300-2,850
Боинг 727 1964-1984 1,832 6 125-155 153 76.7-95.1 3 × JT8D 1,900-2,550
HS Трайдент 1964-1978 116 6 101-180 126-136 48.5-68 3 × Спей 1,170-2,350
Викерс VC10 1964-1970 54 6 151 265 152 4 × RB.80 Конвей 5,080
Дуглас DC-9 1965–1982 976 5 90-135 86.8-93 41.1-54.9 2 × JT8D 1,200-1,500
Ильюшин Ил-62 1967-1995 292 6 186 280 165 4 × Д-30 5,400
Боинг 737 Оригинал 1968-1988 1,144 6 103-130 91 50-58.1 2 × JT8D 1,540-2,600
Yakovlev Yak-42 1980-2003 185 6 120 150 57.5 3 × Д-36 2,200
МДД МД-80 1980–1999 1,191 5 130-155 112 63.5-72.6 2 × JT8D -200 1,800-2,900
Боинг 757 1983–2004 1,050 6 221-280 185 115.7-123.8 2 × РБ211 / PW2000 3,400-3,915
Боинг 737 Классик 1984–2000 1,988 6 122-168 91 60.6–68 2 × CFM56 2,060–2,375
Аэробус А320ceo 1988 – настоящее время 8,073 6 117-199 124-128 68-93.5 2 × CFM56 / V2500 / PW6000 3,100-3,750
МД-90 / Б717 1995–2006 272 5 117-163 93-112 54.9-75.3 2 × БР715 / В2500 1,430-2,237
Tupolev Tu-204 1996 – настоящее время 86 6 156-215 184 103-111 2 × ПС-90 / РБ211 2,500-3,600
Боинг 737НГ 1997-сейчас 7,065 6 123-215 124.6 65.5–85.1 2 × CFM56 2,935–3,010
Аэробус А220 2016-сейчас 342 5 120-150 112 63.1-69.9 2 × PW1000G 3,350-3,400
Аэробус А320нео 2016-сейчас 1,499 6 160-240 124-128 75.5-97 2 × CFM LEAP / PW1000G 3,500-4,000
Боинг 737МАКС 2017-сейчас 387 6 153-204 127 80.3–88.3 2 × CFM СКАЧОК 3,300–3,850
Эмбраер Э-Джет Е2 2018-сейчас 114 4 88-146 103 44.8-61.5 2 × PW1000G 2,017-2,850


Широкофюзеляжные реактивные авиалайнеры
Модель Поставки Построен Сиденья
/ряд
Тип.
сиденья
Крыло
(м²)
МВВ
(т)
Двигатели Диапазон
(нми)
Аэробус А300 / Аэробус А310 1974–2007 816 8 220-247 219-260 144-172 2 × JT9D / PW4000 / CF6 2,900-5,150
Боинг 767 1982-сейчас 1,200 7 214-296 283-291 143-204 2 × JT9D / PW4000 / CF6 / RB211 3,900-6,590
Локхид L-1011 1972–1984 250 9 246-256 321-329 200-231 3 × РБ211 4,250-6,090
Аэробус А330 / Аэробус А330нео 1994-настоящее время 1,506 8 246-300 362 233-251 2 × PW4000 / CF6 / Трент 700 - Трент 7000 6,350-8,150
Боинг 787 2011-сейчас 992 8/9 242-330 377 228-254 2 × GEnx / Трент 1000 6,430-7,635
Ильюшин Ил-86 / Ил-96 1980-настоящее время 136 9 263-386 300-350 215-270 4 × НК-86 - ПС-90 / PW2000 2,700-6,900
Дуглас DC-10 / MD-11 1971-2000 586 9 270-323 339 195-286 3 × JT9D / PW4000 / CF6 3,500-6,725
Аэробус А350 2015-сейчас 398 9 315-369 442-464 280-316 2 × ТОЛЬКО Трент 8,100-8,700
Боинг 777 1995-настоящее время 1,649 9/10 313-396 428-437 247-351 2 × PW4000 / Трент 800 / GE90 5,240-8,555
Аэробус А340 1993–2011 377 8 250-370 363-437 275-380 4 × CFM56 / Трент 500 6,700-9,000
Б747 / 747СП / 747-400 / 747-8 1970-2022 1,558 10 276-467 511-554 318-448 4 × JT9D / PW4000 / CF6 / RB211 GEnx 4,620-7,730
Аэробус А380 2007-2021 243 11 575 845 575 4 × Трент 900 / GP7200 8,000

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «1947 | 2080 | Архив полетов» . Flightglobal.com. 1947-11-27 . Проверено 21 февраля 2013 г.
  2. ^ «Последняя комета 1 | Комета — первый в мире реактивный авиалайнер | Комета — первый в мире реактивный авиалайнер | Архив выставок | Выставки и показы | Исследования» . Музей РАФ . Проверено 7 июня 2023 г.
  3. ^ «Первое поколение реактивных авиалайнеров» . Америка по воздуху (экспонат). Национальный музей авиации и космонавтики . 2007. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 31 августа 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кроо, Илан (19 января 2006 г.). «Размещение двигателя» . AA241 Введение в проектирование самолетов: синтез и анализ . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 15 мая 2016 года . Проверено 12 февраля 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Уолтер Джеймс Бойн. «История полетов: революция в реактивных двигателях, надежность авиакомпаний и достижения отрасли» . Британника . Проверено 7 июня 2023 г.
  6. ^ Уэллс и Родригес 2004 , с. 146
  7. ^ «Авиационные технологии – Америка по воздуху» . си.еду . Проверено 31 августа 2016 г.
  8. ^ «Эра широкофюзеляжных авиалайнеров — воздушная Америка» . си.еду . Проверено 31 августа 2016 г.
  9. ^ «Поколение 1980-х» . Время . 14 августа 1978 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2007 года . Проверено 19 июля 2008 г.
  10. ^ Вайнер, Эрик (19 декабря 1990 г.). «Новый авиалайнер Boeing, созданный авиакомпаниями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 мая 2011 г.
  11. ^ Иден 2008 , стр. 98, 102–103
  12. ^ Перейти обратно: а б Иден 2008 , стр. 99–104
  13. ^ Норрис и Вагнер 1999 , с. 128
  14. ^ Йенн 2002 , с. 33
  15. ^ Иден 2008 , с. 112
  16. ^ Перейти обратно: а б с Норрис и Вагнер 1999 , с. 126
  17. ^ Норрис и Вагнер 1996 , стр. 9–14.
  18. ^ Норрис и Вагнер 1999 , с. 129
  19. ^ Норрис и Вагнер 1999 , с. 127
  20. ^ «Через четыре года после отмены, возвращается ли A380? - AeroTime» . 14 февраля 2023 г. Проверено 7 июня 2023 г.
  21. ^ «Что пошло не так с Airbus A380? | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Проверено 7 июня 2023 г.
  22. ^ Приско, Якопо (11 июля 2022 г.). «Почему супергигант А380 возвращается» . CNN . Проверено 7 июня 2023 г.
  23. ^ «Боинг: Коммерческий» . www.boeing.com . Проверено 7 июня 2023 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Иден, Пол, изд. (2008). Гражданские самолеты сегодня: самые успешные коммерческие самолеты в мире . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN  978-1-84509-324-2 .
  • Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Современные реактивные лайнеры Боинг . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint. ISBN  0-7603-0717-2 .
  • Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1996). Боинг 777 . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN  0-7603-0091-7 .
  • Уэллс, Александр Т.; Родригес, Кларенс К. (2004). Безопасность коммерческой авиации . Нью-Йорк: McGraw-Hill Professional. ISBN  0-07-141742-7 .
  • Йенн, Билл (2002). Внутри Боинга: строительство 777 . Миннеаполис, Миннесота: Зенит Пресс. ISBN  0-7603-1251-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e39a1aba4443cce18a16383096784939__1721955900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/39/e39a1aba4443cce18a16383096784939.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jet airliner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)