Боинг 747СП
Боинг 747СП | |
---|---|
![]() | |
Боинг 747SP авиакомпании Saudi Air в московском аэропорту Шереметьево в 2007 году. | |
Роль | Широкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг Авиационная компания |
Первый полет | 4 июля 1975 г. |
Введение | 25 апреля 1976 г. в составе Pan Am. |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Пан Ам (исторический) United Airlines (исторический) Южноафриканские авиалинии (исторический) Иран Эйр (исторический) Кантас (исторический) |
Произведено | 1976–1982, 1987–1989 |
Количество построенных | 45 [ 1 ] |
Разработано на основе | Боинг 747-100 |
Варианты | СОФИЯ |
Boeing 747SP (от Special Performance ) — укороченная версия Boeing 747 широкофюзеляжного авиалайнера , рассчитанная на большую дальность полета . Это самый высокий дозвуковой пассажирский авиалайнер с практическим потолком 45 100 футов (13 700 метров). Boeing нуждался в самолете меньшего размера, чтобы конкурировать с McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar трехреактивными широкофюзеляжными самолетами , представленными в 1971/1972 году. Pan Am запросила модификацию 747-100 для полетов между Нью-Йорком и Ближним Востоком , эту просьбу также разделила компания Iran Air , и первый заказ поступил от Pan Am в 1973 году.
Вариант впервые поднялся в воздух 4 июля 1975 года, был одобрен Федеральным управлением гражданской авиации 4 февраля 1976 года и в том же году поступил на вооружение компании Pan Am.
Длина SP составляет 184 фута 9 дюймов (56,31 м), что на 47 футов (14 м) короче исходных вариантов 747. Двери главной палубы уменьшены до четырех с каждой стороны, чтобы соответствовать меньшей вместимости. Вертикальное и горизонтальное оперения увеличены, а закрылки упрощены. При максимальной взлетной массе 700 000 фунтов (320 т; 320 000 кг) он может перевозить 276 пассажиров в трех классах на расстояние более 5830 морских миль [нми] (10 800 км; 6710 миль). Один 747SP был преобразован в Стратосферную обсерваторию инфракрасной астрономии (SOFIA). Последний экземпляр был поставлен в 1987 году; некоторые были переоборудованы в транспорты глав государств . Продажи не оправдали ожидаемых 200 единиц, и в конечном итоге было произведено только 45 самолетов. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]
Идея создания 747SP возникла из запроса компании Pan Am на вариант 747, способный безостановочно перевозить полную полезную нагрузку на самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном . [ 3 ] К запросу Pan Am присоединилась компания «Iran Air» ; их совместный интерес заключался в создании авиалайнера большой вместимости, способного обслуживать маршруты Pan Am Нью-Йорк-Ближний Восток и запланированный маршрут Iran Air Нью-Йорк-Тегеран. [ 4 ] (Нью-Йорк-Тегеран за короткое время стал самым длинным беспосадочным коммерческим рейсом в мире). Самолет был выпущен по первому заказу Pan Am в 1973 году, а первый экземпляр был поставлен в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Укороченная версия 747-100, SP была разработана с учетом двух требований рынка. [ 5 ] Первой была необходимость конкурировать с DC-10 и L-1011, сохраняя при этом общность с Боингом 747. [ 5 ] который в стандартной форме был слишком велик для многих маршрутов. До появления 767 у Boeing не было широкофюзеляжного самолета среднего размера, который мог бы конкурировать в этом сегменте. Вторым требованием рынка был самолет, подходящий для сверхдальних маршрутов, появившихся в середине 1970-х годов по совместному запросу. Эти маршруты требовали не только большей дальности полета, но и более высоких крейсерских скоростей . Boeing не мог позволить себе разработку совершенно новой конструкции, вместо этого предпочитая укоротить Боинг 747 и оптимизировать его по скорости и дальности полета за счет вместимости. [ 8 ]

Первоначально обозначенный 747SB как «короткий корпус», позже сотрудники прозвали его «воздушным шаром Саттера» в честь главного инженера 747 Джо Саттера . [ 9 ] Позже компания Boeing изменила производственное обозначение на 747SP, что означает «особые характеристики», что отражает большую дальность полета и более высокую крейсерскую скорость самолета. [ 10 ] Производство 747SP продолжалось с 1976 по 1983 год. Однако VIP-заказ [ 5 ] из ОАЭ Для рейса Amiri Flight в Абу-Даби компания Boeing выпустила последний SP в 1987 году. Компания Pan Am была стартовым заказчиком 747SP, приняв первую поставку, Clipper Freedom , 5 марта 1976 года. [ 10 ] Затем 25 апреля 1976 года компания Pan Am совершила первый полет на Боинге 747SP, совершив беспосадочный рейс из Нью-Йорка в Токио.
747SP был самым дальнемагистральным авиалайнером, пока в 1989 году в эксплуатацию не поступил 747-400 . Несмотря на свои технические достижения, SP никогда не продавался так хорошо, как надеялся Boeing. [ 5 ] Рост цен на топливо в середине 1970-х - начале 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость, [ 5 ] снижение вместимости и увеличение дальности полета будущих авиалайнеров. [ 5 ] были одними из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Всего было построено 45 самолетов, а из оставшихся большинство используется операторами на Ближнем Востоке. Однако некоторые инженерные разработки по 747SP были повторно использованы при разработке 747-300 . В 747SP верхняя палуба начинается над частью фюзеляжа, содержащей кессон крыла, а не перед кессоном крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Такая же конструкция использовалась в 747-300 и более новых 747-400, в результате чего верхняя палуба была удлинена.
Дизайн
[ редактировать ]Помимо значительно более короткого фюзеляжа и на одну дверь кабины с каждого борта меньше, 747SP отличается от других вариантов 747 упрощенными закрылками и более высоким вертикальным оперением. [ 5 ] для противодействия уменьшению рычага отклонения от курса из-за укороченного фюзеляжа. используются цельные закрылки В 747SP на задней кромке , а не меньшие по размеру закрылки с тремя прорезями, как в стандартных 747.
СП мог разместить 230 пассажиров в салоне 3-го класса или 331 (303 эконом, 28 бизнес) в салоне 2-го класса и максимум 400 пассажиров в одном классе. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]
С 2007 по 2022 год специально модифицированный 747SP использовался в качестве обсерватории Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA) . астрономической [ 5 ] эксплуатируется совместно НАСА и немецкой DLR . Бывший самолет Pan Am и United Airlines, приобретенный в 1997 году, его планер был модифицирован для установки телескопа-рефлектора диаметром 2,5 метра на большую высоту, где содержится более 99,9% поглощающего свет водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы охватывали широкий диапазон длин волн — от ближнего инфракрасного до субмиллиметрового диапазона; ни один материал окна не является прозрачным во всем этом диапазоне, поэтому наблюдения проводились через квадратное отверстие площадью 13 футов (4,0 м) в левой верхней четверти задней части фюзеляжа, за новой гермопереборкой. Раздвижная дверь закрывала проем, когда телескоп не использовался. [ 11 ] Астрономы собирали данные и управляли инструментом из кабины, которая обычно находится под давлением. Первоначально доставленный в Pan Am и названный «Clipper Lindbergh», это название было написано шрифтом на левом борту самолета.
В сентябре 2022 года SOFIA прекратила свою деятельность после завершения своей последней миссии. Вывод из эксплуатации был произведен как по соображениям стоимости, так и по соображениям соответствия требованиям будущего десятилетия. [ 12 ] Позже самолет был доставлен в Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне , штат Аризона , для выставления на всеобщее обозрение. [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]Поставки
[ редактировать ]С 1974 по 1987 год было построено 45 самолетов 747SP. [ 14 ] Производственная линия была прекращена в 1982 году, но вновь открылась в 1987 году для выполнения заказа на рейс Amiri Flight в Абу-Даби. [ 15 ]
Тип | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
747-СП | 14 | 4 | 2 | 5 | 9 | 6 | 4 | — | — | — | — | — | — | 1 | 45 |
Текущие операторы
[ редактировать ]
По состоянию на июнь 2024 г. [update]В эксплуатации остаются только два Boeing 747SP, оба используются в качестве испытательных самолетов для производителя двигателей Pratt & Whitney Canada . [ 16 ] [ 17 ] Еще восемнадцать самолетов хранятся или законсервированы иным образом. Остальные самолеты были либо списаны, либо уничтожены, либо брошены. [ 14 ] В 2016 году последний 747SP, находившийся в коммерческой эксплуатации, спустя 40 лет был выведен из эксплуатации авиакомпанией Iran Air . [ 18 ] [ 19 ] В 2020 году последний самолет, находившийся в государственном пользовании, находился на хранении Королевского полета Омана. [ 20 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]В этот список помимо основных эксплуатантов вошли и организации, временно использовавшие самолет.
- Африка
- Америка
- Азия
Бахрейн
Бруней
Иран
Ирак
Казахстан
Ливан
Мой собственный
Китайская Народная Республика
Катар
Китайская Республика
Республика Корея
Саудовская Аравия
Сирия
Таджикистан
Объединенные Арабские Эмираты
Йемен
- Европа
- Океания
Рекорды
[ редактировать ]Боинг 747SP совершил три значительных коммерческих кругосветных рекордных рейса: два выполняла компания Pan Am , а другой - United Airlines, при этом самолет был «одолжен» Фонду дружбы с целью сбора денег для фонда. Эти рейсы:
- Либерти Белл Экспресс [ 5 ] — Вылетел из Нью-Йорка/JFK 1–3 мая 1976 года. 2 остановки в аэропорту Палам , Нью-Дели и аэропорту Токио-Ханеда . Кругосветный перелет занял 46 часов 26 минут и составил 23 137 миль. [ 5 ]
- Рейс 50 компании Pan Am — в честь 50-летия Pan Am. Вылетел 28–30 октября 1977 года из Сан-Франциско , продолжительность полета 54 часа 7 минут 12 секунд. 3 остановки в аэропорту Хитроу , Кейптауне и Окленде . Рейс 50 пролетел над Северным и Южным полюсами.
- Дружба Один [ 5 ] — Прилетел 29–31 января 1988 года из Сиэтла для сбора средств для Фонда дружбы. Было сделано две остановки в Афинах и Тайбэе . Рекорд продержался меньше месяца, так как его побил Gulfstream IV . Кругосветный перелет занял 35 часов 54 минуты и составил 23 125 миль. [ 5 ]
- В 1976 году самолет Boeing 747SP (ZS-SPA) авиакомпании South African Airways совершил беспосадочный перелет с завода компании Boeing в Сиэтле во время доставки в Кейптаун. Это был мировой рекорд для коммерческого самолета без дозаправки, этот рекорд удерживался более десяти лет.
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]- 19 февраля 1985 года у рейса 006 авиакомпании China Airlines , самолета 747SP-09 ( регистрация самолета N4522V) с 274 пассажирами и экипажем, выполнявшего рейс из аэропорта Чан Кайши в Лос-Анджелес, в полете произошел отказ двигателя номер четыре. Пока летный экипаж пытался восстановить мощность, самолет перевернулся вправо и начал крутое снижение с крейсерской высоты 41 000 футов, дважды перегружая 4,8 G и 5,1 G. Капитану удалось стабилизировать самолет на высоте 9500 футов, и самолет направился в Сан-Франциско , который находился на расстоянии 550 км (297,0 морских миль; 341,8 миль). Два пассажира получили ранения, самолет получил серьезные структурные повреждения. [ 54 ]
- 5 октября 1998 года у самолета Boeing 747SP-44 (ZS-SPF) авиакомпании South African Airways, эксплуатируемого авиакомпанией LAM Mozambique Airlines, вскоре после взлета из международного аэропорта Мапуту в Мозамбике произошел отказ двигателя. Нет. В двигателе №3 произошел неконтролируемый отказ – летящие обломки нанесли ущерб двигателю №3. 4 двигателя и крыло. Вспыхнул пожар, который не удалось потушить немедленно, что привело к вынужденной посадке. Все 66 человек на борту выжили. В результате самолет был выведен из эксплуатации и отправлен на слом. [ 24 ]
- 15 января 2004 года у авиакомпании Iran Air Flight 800 самолета 747SP-86 ( регистрация самолета EP-IAC) вскоре после взлета из международного аэропорта Пекин Столичный произошел сбой в работе гидравлики , самолет совершил вынужденную посадку, но переднее шасси разрушилось. Все люди, находившиеся на борту, остались живы и не пострадали. [ 55 ]
- Во время гражданской войны в Йемене 19 марта 2015 года самолет 747SP, принадлежавший президенту Йемена , 7O-YMN, был обстрелян. Последующие фотографии показывают, что впоследствии самолет был полностью уничтожен пожаром.
- 27 августа 2020 г. Las Vegas Sands самолет Boeing 747SP-21 (VQ-BMS) компании был поврежден и не подлежал ремонту во время урагана Лаура. [ 56 ] во время прохождения технического обслуживания. Правое крыло сломалось, и крыло другого самолета, предположительно BBJ N836BA, прорезало носовую часть фюзеляжа.
Самолет на выставке
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
- Бывший самолет 747SP компании South African Airways по прозвищу «Малути» выставлен на статической выставке в аэропорту Рэнд в Южной Африке, где он обслуживается Обществом музеев Южноафриканских авиалиний .
- NASA 747SP N747NA, SOFIA (бывший Pan Am Clipper Lindbergh ) хранится в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 57 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Модель | 747СП [ 58 ] |
---|---|
Экипаж кабины | Три [ 59 ] |
2-классные места | 331 (28F + 303Y) [ 58 ] или 343 (30F + 313Y) [ 60 ] |
3-классные места | 276 (25F+57J+194Y) [ 60 ] |
Лимит выхода | 400 [ 59 ] |
Общая длина | 184 футов 9 дюймов (56,31 м) |
Размах крыльев | 195 футов 8 дюймов (59,64 м) |
Площадь крыла | 5500 кв. футов (511 м 2 ) 2 ) [ 61 ] |
Общая высота | 65 футов 10 дюймов (20,07 м) |
Эксплуатационная масса пустого | 325 260–336 870 фунтов (147,54–152,80 т) |
Максимальный взлетный вес | 700 000 фунтов (317 500 кг) |
Максимальный посадочный вес | 450 000 фунтов (204 100 кг) |
Модели двигателей (x4) | Пратт и Уитни JT9D -7(A/AH/F/FW/J) Роллс-Ройс РБ211-524 (B2/C2/D4) |
Тяга двигателя (х4) | JT9D: 46 950–50 000 фунтов силы (209–222 кН) RB211: 49 150–51 980 фунтов силы (219–231 кН) |
Максимальная скорость | 0,92 Маха (542 узла; 1004 км / ч; 624 миль в час) [ 62 ] |
Крейсерская скорость | 0,86 Маха (493 узла; 914 км/ч; 568 миль в час) [ 62 ] |
Сервисный потолок | 45 100 футов (13 700 м) [ 62 ] |
Максимальная дальность | 6650 миль (12320 км; 7650 миль) [ а ] [ 60 ] |
Максимальный запас топлива | 50 360 галлонов США (190 630 л) |
Примечание
- ^ JT9D, 233 пассажира
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Краткое описание модели 747» . Боинг. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Современные реактивные лайнеры Боинг . Оцеола, Висконсин: Zenith Imprint. п. 20. ISBN 0-7603-0717-2 .
- ^ Иден, Пол. (Эд). Гражданская авиация сегодня. 2008: Янтарные книги, стр. 92–3.
- ^ Дженкинс, Деннис (2000). Боинг 747-100/200/300/SP (Серия AirlinerTech, Том 6) . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 76. ИСБН 1-58007-026-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Иден 2008, стр. 96–7.
- ^ Pan Am заказывает детский гигантский грузовой и контейнерный транспорт , октябрь 1973 г., стр. 9
- ^ Pan Am Новый порядок австралийского транспорта , ноябрь 1973 г., стр. 41
- ^ «Классика Боинга 747» . Коммерческие самолеты Боинг . Боинг . Проверено 23 января 2009 г.
Компания Boeing также построила 747-100SP (специальные характеристики), который имел укороченный фюзеляж и был предназначен для беспосадочных полетов выше, быстрее и дальше, чем любая модель 747 того времени.
- ^ Саттер, Джо (2006). 747: Создание первого в мире авиалайнера и другие приключения из жизни авиации . ХарперКоллинз. п. 218 . ISBN 0-06-088241-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Норрис, Гай (1997). Боинг 747: проектирование и разработка с 1969 года . Моторбукс Интернешнл. п. 74 . ISBN 0-7603-0280-4 .
- ^ «Новая воздушная обсерватория НАН». Небо и телескоп . 120 (4): 22–28. Октябрь 2010.
- ^ Клесман, Элисон (29 сентября 2022 г.). «Летающая обсерватория СОФИЯ совершила последний полет» . Астрономия.com . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Вальдек, Стефани (13 декабря 2022 г.). «Списанный летающий телескоп НАСА отправляется в музей» . Space.com . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б 747sp.com - Список продукции получен 6 апреля 2024 г.
- ^ «История B747SP». 747sp.com . Получено: 14 июля 2017 г.
- ↑ MRJ турбовентиляторный двигатель с редуктором начинает летные испытания на 747SP. Архивировано 6 июля 2012 г., на неделе Wayback Machine Aviation Week & Space Technology.
- ^ Доннер, Рональд (10 мая 2012 г.). «Летающий испытательный стенд Pratt & Whitney: пятимоторный Боинг 747» . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Чини, Амин (21 июня 2016 г.). «Иранские авиалинии Boeing 747SP приостанавливают полеты в Куала-Лумпур (21 июня 2016 г.)» . AviationIran.com . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «Перечень продукции – планер 21093» . 747SP.com . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «21785/405 – Перечень продукции» . Сайт Боинга 747SP . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Операторы» . Сайт Боинга 747SP . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ Киншаса Эйрвэйз 747SP . Airliners.net (3 ноября 2003 г.).
- ^ Бен Р. Гаттери (1998). Энциклопедия африканских авиалиний . МакФарланд и компания. п. 125. ИСБН 978-0-7864-0495-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Боинг 747SP» . Zap16.com . Проверено 30 декабря 2010 г.
- ^ Air Namibia 747SP . Авиалайнеры.нет.
- ^ Альянс 747SP . Авиалайнеры.нет.
- ^ Авиа 747СП . Airliners.net (3 января 2006 г.).
- ^ «Боинг 747SP Малути ZS-SPC» . Музей САА . 2012 . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Боинг 747SP компании Trek Airways . Trekairways.co.za (4 сентября 1993 г.).
- ^ Аргентина 747SP . Airliners.net (5 января 2012 г.).
- ^ «Авиация воздушного флота - Парк авиакомпаний, самолет, аэропорт: Boeing Airbus Embraer Atr Fokker Dash Beechcraft» . airfleets.net .
- ^ «Винтажная карта мест авиакомпании: Боинг 747SP American Airlines» . Часто летаю . 11 февраля 2011 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ «747СП» . www.braniffinternational.org . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
- ^ Новости Mercury Star: головокружительный ход балета, ссуды владельца Фрая оформлены 747 для тура танцоров SJ . Nl.newsbank.com (21 ноября 2007 г.).
- ^ Морган, Томми (22 июня 2021 г.). «VQ-BMS распалась» . 747sp.com . 747сп . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ 1977/78: Маршруты PanAm . Маршрут авиакомпании (19 декабря 2008 г.).
- ^ 1992/93: Международная сеть UNITED . Маршрут авиакомпании.
- ^ «Подробности и история флота United Airlines» . www.planespotters.net . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ ch-aviation.com - Iran Air выводит из эксплуатации B747SP 26 ноября 2014 г.
- ^ Иракский 747SP . Airliners.net (7 сентября 2011 г.).
- ^ Казахстанские авиалинии 747СП . Airliners.net (4 сентября 1994 г.).
- ^ «Подробности и история флота Qatar Airways» . planespotters.net . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ «N7477S (Ex VP-BAT) переправлен на MZJ» . 29 октября 2019 г.
- ↑ Mandarin Airlines совершит первый рейс в Австралию. Архивировано 1 июня 2012 года в Wayback Machine . Никто.
- ^ Saudi Arabian Airlines – История 80-х . Saudiairlines.com.
- ↑ Статус самолетов 747 сирийской авиакомпании по состоянию на январь 2012 г. Ch-aviation.ch.
- ^ Таджик Эйр 747СП . Авиалайнеры.нет.
- ^ «Солдаты, верные бывшему президенту Йемена, штурмуют аэропорт Адена» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс в Адене. 19 марта 2015 г.
- ^ Томми Могрен (6 апреля 2015 г.). «Йеменский самолет 747SP поврежден во время атак» . Веб-сайт B747SP.
- ^ Gulf News (17 июля 2015 г.). «Аден может склонить чашу весов в конфликте» (PDF) . Новости Персидского залива .
- ^ «21263/301 – Список продукции – Веб-сайт Boeing 747SP» . www.747sp.com . 21 июля 2022 г.
- ^ «Красный, белый и Q, прощайте с самолетами Qantas» . Кантас. 4 марта 2002 года . Проверено 4 июня 2008 г.
- ^ «QFOM – Qantas 747 VH-EBQ» . Музей основателей Qantas . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Отчет Сети авиационной безопасности – происшествие 19 февраля 1985 г. Aviation-safety.net.
- ^ Описание аварии Boeing 747SP-86 EP-IAC в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Описание аварии VQ-BMS . Aviation-safety.net
- ^ Фишер, Элис (8 декабря 2022 г.). «Списанный самолет НАСА SOFIA нашел новый дом в музее Аризоны» . НАСА . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Характеристики самолета 747 для планирования аэропорта» (PDF) . Коммерческие самолеты Боинг. Май 2011.
- ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата» (PDF) . ФАУ. 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 г. . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «747-100/-200/-300/-СП» (PDF) . Боинг. 2007.
- ^ «Боинг 747SP» . Авиалайнеры.нет.
- ^ Перейти обратно: а б с Грегори Максвелл (13 января 2014 г.). «Жизнь и времена Боинга 747SP» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, РЕГ (2000). TWA: авиакомпания и ее самолеты . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN 1-888962-16-Х .
- Баум, Брайан (1997). Боинг 747СП . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN 0-9626730-7-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Boeing 747SP, на Викискладе?