Jump to content

Боинг 747СП

(Перенаправлено с 747SP )

Боинг 747СП
Боинг 747SP авиакомпании Saudi Air в московском аэропорту Шереметьево в 2007 году.
Роль Широкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Боинг Авиационная компания
Первый полет 4 июля 1975 г.
Введение 25 апреля 1976 г. в составе Pan Am.
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Пан Ам (исторический)
United Airlines (исторический)
Южноафриканские авиалинии (исторический)
Иран Эйр (исторический)
Кантас (исторический)
Произведено 1976–1982, 1987–1989
Количество построенных 45 [ 1 ]
Разработано на основе Боинг 747-100
Варианты СОФИЯ

Boeing 747SP (от Special Performance ) — укороченная версия Boeing 747 широкофюзеляжного авиалайнера , рассчитанная на большую дальность полета . Это самый высокий дозвуковой пассажирский авиалайнер с практическим потолком 45 100 футов (13 700 метров). Boeing нуждался в самолете меньшего размера, чтобы конкурировать с McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar трехреактивными широкофюзеляжными самолетами , представленными в 1971/1972 году. Pan Am запросила модификацию 747-100 для полетов между Нью-Йорком и Ближним Востоком , эту просьбу также разделила компания Iran Air , и первый заказ поступил от Pan Am в 1973 году.

Вариант впервые поднялся в воздух 4 июля 1975 года, был одобрен Федеральным управлением гражданской авиации 4 февраля 1976 года и в том же году поступил на вооружение компании Pan Am.

Длина SP составляет 184 фута 9 дюймов (56,31 м), что на 47 футов (14 м) короче исходных вариантов 747. Двери главной палубы уменьшены до четырех с каждой стороны, чтобы соответствовать меньшей вместимости. Вертикальное и горизонтальное оперения увеличены, а закрылки упрощены. При максимальной взлетной массе 700 000 фунтов (320 т; 320 000 кг) он может перевозить 276 пассажиров в трех классах на расстояние более 5830 морских миль [нми] (10 800 км; 6710 миль). Один 747SP был преобразован в Стратосферную обсерваторию инфракрасной астрономии (SOFIA). Последний экземпляр был поставлен в 1987 году; некоторые были переоборудованы в транспорты глав государств . Продажи не оправдали ожидаемых 200 единиц, и в конечном итоге было произведено только 45 самолетов. [ 2 ]

Разработка

[ редактировать ]
Самолет Iran Air 747SP сверху, на 47 футов (14 м) короче, чем 747, с четырьмя выходными дверями с каждой стороны.

Идея создания 747SP возникла из запроса компании Pan Am на вариант 747, способный безостановочно перевозить полную полезную нагрузку на самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном . [ 3 ] К запросу Pan Am присоединилась компания «Iran Air» ; их совместный интерес заключался в создании авиалайнера большой вместимости, способного обслуживать маршруты Pan Am Нью-Йорк-Ближний Восток и запланированный маршрут Iran Air Нью-Йорк-Тегеран. [ 4 ] (Нью-Йорк-Тегеран за короткое время стал самым длинным беспосадочным коммерческим рейсом в мире). Самолет был выпущен по первому заказу Pan Am в 1973 году, а первый экземпляр был поставлен в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Укороченная версия 747-100, SP была разработана с учетом двух требований рынка. [ 5 ] Первой была необходимость конкурировать с DC-10 и L-1011, сохраняя при этом общность с Боингом 747. [ 5 ] который в стандартной форме был слишком велик для многих маршрутов. До появления 767 у Boeing не было широкофюзеляжного самолета среднего размера, который мог бы конкурировать в этом сегменте. Вторым требованием рынка был самолет, подходящий для сверхдальних маршрутов, появившихся в середине 1970-х годов по совместному запросу. Эти маршруты требовали не только большей дальности полета, но и более высоких крейсерских скоростей . Boeing не мог позволить себе разработку совершенно новой конструкции, вместо этого предпочитая укоротить Боинг 747 и оптимизировать его по скорости и дальности полета за счет вместимости. [ 8 ]

Последний 747SP, построенный в 1987 году для авиакомпании Amiri Flight в Абу-Даби.

Первоначально обозначенный 747SB как «короткий корпус», позже сотрудники прозвали его «воздушным шаром Саттера» в честь главного инженера 747 Джо Саттера . [ 9 ] Позже компания Boeing изменила производственное обозначение на 747SP, что означает «особые характеристики», что отражает большую дальность полета и более высокую крейсерскую скорость самолета. [ 10 ] Производство 747SP продолжалось с 1976 по 1983 год. Однако VIP-заказ [ 5 ] из ОАЭ Для рейса Amiri Flight в Абу-Даби компания Boeing выпустила последний SP в 1987 году. Компания Pan Am была стартовым заказчиком 747SP, приняв первую поставку, Clipper Freedom , 5 марта 1976 года. [ 10 ] Затем 25 апреля 1976 года компания Pan Am совершила первый полет на Боинге 747SP, совершив беспосадочный рейс из Нью-Йорка в Токио.

747SP был самым дальнемагистральным авиалайнером, пока в 1989 году в эксплуатацию не поступил 747-400 . Несмотря на свои технические достижения, SP никогда не продавался так хорошо, как надеялся Boeing. [ 5 ] Рост цен на топливо в середине 1970-х - начале 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость, [ 5 ] снижение вместимости и увеличение дальности полета будущих авиалайнеров. [ 5 ] были одними из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Всего было построено 45 самолетов, а из оставшихся большинство используется операторами на Ближнем Востоке. Однако некоторые инженерные разработки по 747SP были повторно использованы при разработке 747-300 . В 747SP верхняя палуба начинается над частью фюзеляжа, содержащей кессон крыла, а не перед кессоном крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Такая же конструкция использовалась в 747-300 и более новых 747-400, в результате чего верхняя палуба была удлинена.

Помимо значительно более короткого фюзеляжа и на одну дверь кабины с каждого борта меньше, 747SP отличается от других вариантов 747 упрощенными закрылками и более высоким вертикальным оперением. [ 5 ] для противодействия уменьшению рычага отклонения от курса из-за укороченного фюзеляжа. используются цельные закрылки В 747SP на задней кромке , а не меньшие по размеру закрылки с тремя прорезями, как в стандартных 747.

СП мог разместить 230 пассажиров в салоне 3-го класса или 331 (303 эконом, 28 бизнес) в салоне 2-го класса и максимум 400 пассажиров в одном классе. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
747SP используется в качестве стратосферной обсерватории НАСА для инфракрасной астрономии.

С 2007 по 2022 год специально модифицированный 747SP использовался в качестве обсерватории Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA) . астрономической [ 5 ] эксплуатируется совместно НАСА и немецкой DLR . Бывший самолет Pan Am и United Airlines, приобретенный в 1997 году, его планер был модифицирован для установки телескопа-рефлектора диаметром 2,5 метра на большую высоту, где содержится более 99,9% поглощающего свет водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы охватывали широкий диапазон длин волн — от ближнего инфракрасного до субмиллиметрового диапазона; ни один материал окна не является прозрачным во всем этом диапазоне, поэтому наблюдения проводились через квадратное отверстие площадью 13 футов (4,0 м) в левой верхней четверти задней части фюзеляжа, за новой гермопереборкой. Раздвижная дверь закрывала проем, когда телескоп не использовался. [ 11 ] Астрономы собирали данные и управляли инструментом из кабины, которая обычно находится под давлением. Первоначально доставленный в Pan Am и названный «Clipper Lindbergh», это название было написано шрифтом на левом борту самолета.

В сентябре 2022 года SOFIA прекратила свою деятельность после завершения своей последней миссии. Вывод из эксплуатации был произведен как по соображениям стоимости, так и по соображениям соответствия требованиям будущего десятилетия. [ 12 ] Позже самолет был доставлен в Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне , штат Аризона , для выставления на всеобщее обозрение. [ 13 ]

Операторы

[ редактировать ]

Поставки

[ редактировать ]

С 1974 по 1987 год было построено 45 самолетов 747SP. [ 14 ] Производственная линия была прекращена в 1982 году, но вновь открылась в 1987 году для выполнения заказа на рейс Amiri Flight в Абу-Даби. [ 15 ]

Тип 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 Общий
747-СП 14 4 2 5 9 6 4 1 45

Текущие операторы

[ редактировать ]
Стенд Pratt & Whitney тестирует PW1000G двигатель

По состоянию на июнь 2024 г. В эксплуатации остаются только два Boeing 747SP, оба используются в качестве испытательных самолетов для производителя двигателей Pratt & Whitney Canada . [ 16 ] [ 17 ] Еще восемнадцать самолетов хранятся или законсервированы иным образом. Остальные самолеты были либо списаны, либо уничтожены, либо брошены. [ 14 ] В 2016 году последний 747SP, находившийся в коммерческой эксплуатации, спустя 40 лет был выведен из эксплуатации авиакомпанией Iran Air . [ 18 ] [ 19 ] В 2020 году последний самолет, находившийся в государственном пользовании, находился на хранении Королевского полета Омана. [ 20 ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]

В этот список помимо основных эксплуатантов вошли и организации, временно использовавшие самолет.

Африка
Америка
Азия
Европа
Океания

Боинг 747SP совершил три значительных коммерческих кругосветных рекордных рейса: два выполняла компания Pan Am , а другой - United Airlines, при этом самолет был «одолжен» Фонду дружбы с целью сбора денег для фонда. Эти рейсы:

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
747-100, вид сверху, поперечное сечение, вид спереди, 747, виды сбоку: 747SP, -100, -400, -8I и LCF

Примечание

  1. ^ JT9D, 233 пассажира

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ «Краткое описание модели 747» . Боинг. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
  2. ^ Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Современные реактивные лайнеры Боинг . Оцеола, Висконсин: Zenith Imprint. п. 20. ISBN  0-7603-0717-2 .
  3. ^ Иден, Пол. (Эд). Гражданская авиация сегодня. 2008: Янтарные книги, стр. 92–3.
  4. ^ Дженкинс, Деннис (2000). Боинг 747-100/200/300/SP (Серия AirlinerTech, Том 6) . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 76. ИСБН  1-58007-026-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Иден 2008, стр. 96–7.
  6. ^ Pan Am заказывает детский гигантский грузовой и контейнерный транспорт , октябрь 1973 г., стр. 9
  7. ^ Pan Am Новый порядок австралийского транспорта , ноябрь 1973 г., стр. 41
  8. ^ «Классика Боинга 747» . Коммерческие самолеты Боинг . Боинг . Проверено 23 января 2009 г. Компания Boeing также построила 747-100SP (специальные характеристики), который имел укороченный фюзеляж и был предназначен для беспосадочных полетов выше, быстрее и дальше, чем любая модель 747 того времени.
  9. ^ Саттер, Джо (2006). 747: Создание первого в мире авиалайнера и другие приключения из жизни авиации . ХарперКоллинз. п. 218 . ISBN  0-06-088241-7 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Норрис, Гай (1997). Боинг 747: проектирование и разработка с 1969 года . Моторбукс Интернешнл. п. 74 . ISBN  0-7603-0280-4 .
  11. ^ «Новая воздушная обсерватория НАН». Небо и телескоп . 120 (4): 22–28. Октябрь 2010.
  12. ^ Клесман, Элисон (29 сентября 2022 г.). «Летающая обсерватория СОФИЯ совершила последний полет» . Астрономия.com . Проверено 30 сентября 2022 г.
  13. ^ Вальдек, Стефани (13 декабря 2022 г.). «Списанный летающий телескоп НАСА отправляется в музей» . Space.com . Проверено 15 декабря 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б 747sp.com - Список продукции получен 6 апреля 2024 г.
  15. ^ «История B747SP». 747sp.com . Получено: 14 июля 2017 г.
  16. MRJ турбовентиляторный двигатель с редуктором начинает летные испытания на 747SP. Архивировано 6 июля 2012 г., на неделе Wayback Machine Aviation Week & Space Technology.
  17. ^ Доннер, Рональд (10 мая 2012 г.). «Летающий испытательный стенд Pratt & Whitney: пятимоторный Боинг 747» . Проверено 20 октября 2020 г.
  18. ^ Чини, Амин (21 июня 2016 г.). «Иранские авиалинии Boeing 747SP приостанавливают полеты в Куала-Лумпур (21 июня 2016 г.)» . AviationIran.com . Проверено 1 января 2017 г.
  19. ^ «Перечень продукции – планер 21093» . 747SP.com . Проверено 1 января 2017 г.
  20. ^ «21785/405 – Перечень продукции» . Сайт Боинга 747SP . Проверено 30 апреля 2022 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Операторы» . Сайт Боинга 747SP . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
  22. ^ Киншаса Эйрвэйз 747SP . Airliners.net (3 ноября 2003 г.).
  23. ^ Бен Р. Гаттери (1998). Энциклопедия африканских авиалиний . МакФарланд и компания. п. 125. ИСБН  978-0-7864-0495-7 .
  24. ^ Перейти обратно: а б «Боинг 747SP» . Zap16.com . Проверено 30 декабря 2010 г.
  25. ^ Air Namibia 747SP . Авиалайнеры.нет.
  26. ^ Альянс 747SP . Авиалайнеры.нет.
  27. ^ Авиа 747СП . Airliners.net (3 января 2006 г.).
  28. ^ «Боинг 747SP Малути ZS-SPC» . Музей САА . 2012 . Проверено 4 января 2012 г.
  29. ^ Боинг 747SP компании Trek Airways . Trekairways.co.za (4 сентября 1993 г.).
  30. ^ Аргентина 747SP . Airliners.net (5 января 2012 г.).
  31. ^ «Авиация воздушного флота - Парк авиакомпаний, самолет, аэропорт: Boeing Airbus Embraer Atr Fokker Dash Beechcraft» . airfleets.net .
  32. ^ «Винтажная карта мест авиакомпании: Боинг 747SP American Airlines» . Часто летаю . 11 февраля 2011 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
  33. ^ «747СП» . www.braniffinternational.org . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
  34. ^ Новости Mercury Star: головокружительный ход балета, ссуды владельца Фрая оформлены 747 для тура танцоров SJ . Nl.newsbank.com (21 ноября 2007 г.).
  35. ^ Морган, Томми (22 июня 2021 г.). «VQ-BMS распалась» . 747sp.com . 747сп . Проверено 8 февраля 2024 г.
  36. ^ 1977/78: Маршруты PanAm . Маршрут авиакомпании (19 декабря 2008 г.).
  37. ^ 1992/93: Международная сеть UNITED . Маршрут авиакомпании.
  38. ^ «Подробности и история флота United Airlines» . www.planespotters.net . Проверено 13 ноября 2021 г.
  39. ^ ch-aviation.com - Iran Air выводит из эксплуатации B747SP 26 ноября 2014 г.
  40. ^ Иракский 747SP . Airliners.net (7 сентября 2011 г.).
  41. ^ Казахстанские авиалинии 747СП . Airliners.net (4 сентября 1994 г.).
  42. ^ «Подробности и история флота Qatar Airways» . planespotters.net . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
  43. ^ «N7477S (Ex VP-BAT) переправлен на MZJ» . 29 октября 2019 г.
  44. Mandarin Airlines совершит первый рейс в Австралию. Архивировано 1 июня 2012 года в Wayback Machine . Никто.
  45. ^ Saudi Arabian Airlines – История 80-х . Saudiairlines.com.
  46. Статус самолетов 747 сирийской авиакомпании по состоянию на январь 2012 г. Ch-aviation.ch.
  47. ^ Таджик Эйр 747СП . Авиалайнеры.нет.
  48. ^ «Солдаты, верные бывшему президенту Йемена, штурмуют аэропорт Адена» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс в Адене. 19 марта 2015 г.
  49. ^ Томми Могрен (6 апреля 2015 г.). «Йеменский самолет 747SP поврежден во время атак» . Веб-сайт B747SP.
  50. ^ Gulf News (17 июля 2015 г.). «Аден может склонить чашу весов в конфликте» (PDF) . Новости Персидского залива .
  51. ^ «21263/301 – Список продукции – Веб-сайт Boeing 747SP» . www.747sp.com . 21 июля 2022 г.
  52. ^ «Красный, белый и Q, прощайте с самолетами Qantas» . Кантас. 4 марта 2002 года . Проверено 4 июня 2008 г.
  53. ^ «QFOM – Qantas 747 VH-EBQ» . Музей основателей Qantas . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 4 января 2012 г.
  54. ^ Отчет Сети авиационной безопасности – происшествие 19 февраля 1985 г. Aviation-safety.net.
  55. ^ Описание аварии Boeing 747SP-86 EP-IAC в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2023 г.
  56. ^ Описание аварии VQ-BMS . Aviation-safety.net
  57. ^ Фишер, Элис (8 декабря 2022 г.). «Списанный самолет НАСА SOFIA нашел новый дом в музее Аризоны» . НАСА . Проверено 12 декабря 2022 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б «Характеристики самолета 747 для планирования аэропорта» (PDF) . Коммерческие самолеты Боинг. Май 2011.
  59. ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата» (PDF) . ФАУ. 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 г. . Проверено 1 июля 2015 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б с «747-100/-200/-300/-СП» (PDF) . Боинг. 2007.
  61. ^ «Боинг 747SP» . Авиалайнеры.нет.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Грегори Максвелл (13 января 2014 г.). «Жизнь и времена Боинга 747SP» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвис, РЕГ (2000). TWA: авиакомпания и ее самолеты . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN  1-888962-16-Х .
  • Баум, Брайан (1997). Боинг 747СП . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN  0-9626730-7-2 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Boeing 747SP, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d54b7c47912c9714d3ece1caf5e77384__1722051840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/84/d54b7c47912c9714d3ece1caf5e77384.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing 747SP - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)