Jump to content

Макдоннелл Дуглас MD-90

(Перенаправлено с MD-90 )
МД-90
MD-90 авиакомпании Delta Air Lines , ее стартового заказчика и конечного оператора.
Роль Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Макдоннелл Дуглас
Коммерческие самолеты Boeing (с августа 1997 г.)
Шанхайская авиастроительная компания (по лицензии)
Первый полет 22 февраля 1993 г.
Введение 1995 год с Delta Air Lines .
Ушедший на пенсию 2 июня 2020 г.
Статус Ушедший на пенсию [ нужна ссылка ]
Основные пользователи Delta Air Lines (исторический)
Saudi Arabian Airlines (исторический)
Japan Airlines (исторический)
UNI Air (исторический)
Произведено 1993–2000
Количество построенных 116 [ 1 ]
Разработано на основе Макдоннелл Дуглас MD-80
Варианты Макдоннелл Дуглас MD-94X
Боинг 717 (МД-95)
Развитый в Боинг Х-66

McDonnell Douglas (позже Boeing ) MD-90 — американский пятирядный узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный компанией McDonnell Douglas на основе ее успешной модели MD-80 . Авиалайнер выпускался компанией-разработчиком до 1997 года, а затем — Boeing Commercial Airplanes . Это была расширенная версия MD-80 и, таким образом, часть семейства DC-9 . После того, как был выбран более экономичный IAE V2500 двухконтурный турбовентиляторный двигатель компания Delta Air Lines , 14 ноября 1989 года стартовым заказчиком стала . Первый полет MD-90 состоялся 22 февраля 1993 года, а первая поставка компании «Дельта» состоялась в феврале 1995 года.

MD-90 конкурировал с семейством Airbus A320ceo и Boeing 737 Next Generation . Его более длинный фюзеляж на 5 футов (1,4 м) вмещает 153 пассажира в смешанной конфигурации на расстояние до 2455 морских миль [ниль] (4547 км; 2825 миль), что делает его самым крупным членом семейства DC-9. (EFIS) МД-88 В нем сохранилась электронная система пилотажных приборов . Уменьшенная производная от MD-80 или более короткий вариант MD-90, первоначально продававшаяся как MD-95, позже была переименована в Boeing 717 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году. Производство закончилось в 2000 году после 116 поставок. Последний пассажирский рейс MD-90 совершила компания Delta Air Lines 2 июня 2020 года. Он был ненадолго снят с эксплуатации, прежде чем его начали тестировать на коммерческих самолетах Boeing по программе X-66A . Он участвовал в трех авариях с потерей корпуса, из которых только один погиб в результате пожара или несчастного случая неавиационного характера .

Разработка

[ редактировать ]

Серия DC-9 , первое поколение семейства DC-9 с пятью членами или вариантами (DC-9-10 / DC-9 Series 10, Series 20, Series 30, Series 40 и Series 50) и десятью серийными версиями. (Серия 11, Серия 12, Серия 14, Серия 15, Серия 21, Серия 31, Серия 32, Серия 33, Серия 34, Серия 41 и Серия 51) имела коммерческий успех: к моменту окончания производства в 1982 году было построено 976 единиц. [ 2 ] Серия самолетов представляла собой совершенно новую конструкцию с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными в задней части фюзеляжа, Т-образным хвостовым оперением. [ 3 ] и узкофюзеляжный дизайн с пятью сиденьями в ряд для 80–135 пассажиров. [ 4 ] Успех побудил производителя продолжить развитие семейства DC-9 первого поколения во втором поколении.

Базовый уровень: MD-80

[ редактировать ]

Серия MD-80 , первая производная или второе поколение семейства DC-9, поступила на вооружение в 1980 году. Серия самолетов первоначально обозначалась как Series 80 или была стилизована под Super 80 . [ 5 ] Это был удлиненный самолет Series 50 на 14 футов 3 дюйма (4,34 м) с более высокой максимальной взлетной массой (MTOW) и большим запасом топлива, а также с двигателями следующего поколения Pratt and Whitney серии JT8D-200 и улучшенной конструкцией крыла. [ 6 ] Серия MD-80 имеет пять вариантов или серийных версий, которые обозначаются ненулевой второй цифрой, как и серия DC-9, MD-81, MD-82, MD-83, MD-87 и MD. -88. Всего с 1980 по 1999 год был поставлен 1191 авиалайнер МД-80, что сделало его самой успешной моделью авиалайнера компании. [ 7 ] В 1983 году Макдоннелл Дуглас начал исследования производных серии MD-80 или третьего поколения семейства DC-9, которое позже стало известно как серия MD-90.

Растяжка: МД-90

[ редактировать ]
Синий1 МД-90-30 (2008)

MD-90, расширенная версия MD-80 и, таким образом, третье поколение семейства DC-9. [ нужна ссылка ] был запущен 14 ноября 1989 года, когда Delta Air Lines разместила заказ на 50 самолетов MD-90 с возможностью приобретения еще 110 самолетов. [ 8 ] [ 9 ] Этот тип был на 57 дюймов (1,4 м) длиннее, чем MD-80, имел стеклянную кабину (электронные приборы) и более мощные, тихие и экономичные двигатели IAE V2525-D5 с возможностью модернизации до IAE V2528 . двигатель. [ 10 ]

Большой участок: MD-90X

[ редактировать ]

Начиная с конца 1986 года, McDonnell Douglas начала предлагать MD-90X, версию MD-80 длиной 25 футов (7,6 м). В отличие от модификаций MD-91 и MD-92 и чистого предложения MD-94X , в MD-90X по-прежнему будут использоваться турбовентиляторные двигатели. MD-90X мог перевозить 180 пассажиров. [ 11 ] Оснащенный тягой 26 500 фунтов силы (118 кН) CFM56-5 или V2500 , MD-90X заменил MD-89 в качестве нового турбовентиляторного двигателя, предложенного McDonnell Douglas, и был разработан, чтобы конкурировать с Boeing 757 . [ 12 ]

Винтовентиляторный двигатель

[ редактировать ]
Гражданский: MD-94X
[ редактировать ]
Концептуальная иллюстрация McDonnell Douglas MD-94X.
двигателей МД-81 Испытательный стенд винтовентиляторных на авиасалоне в Фарнборо, 1988 г.

В течение нескольких лет Макдоннелл Дуглас предлагал оснащать MD-90 двумя бесканальными (UDF) или винтовентиляторными двигателями. [ 13 ] получил обозначение MD-94X . Ранее MD-81 использовался в качестве испытательного стенда для винтовентиляторных двигателей, таких как General Electric GE36 и Pratt & Whitney/Allison 578-DX . [ 14 ]

К середине 1989 года стало ясно, что интерес к самолетам с винтовыми двигателями недостаточен, поэтому компания переработала свои предложения, включив вместо них IAE V2500 турбовентиляторный двигатель . [ 8 ] [ 15 ] который, по оценкам, был на 1 миллион долларов дешевле, чем GE36, и уже был сертифицирован для Airbus A320 . [ 16 ] В течение шести недель после отказа от варианта с винтовым вентилятором MD-90 получил крупный заказ на запуск. [ 17 ]

Военный: P-9D
[ редактировать ]

Когда ВМС США захотели заменить свои 125 самолетов Lockheed P-3 Orion противолодочных , McDonnell Douglas предложила P-9D, который будет винтовым версией MD-91 с двигателем. Двигатель с тягой 25 000 фунтов силы (110 кН) будет либо General Electric GE36 , либо Pratt & Whitney/Allison 578-DX . [ 18 ] Lockheed выиграла соревнование со своей модификацией P-3, Lockheed P-7 , но программа замены была позже отменена.

Сокращение: MD-95

[ редактировать ]

В 1991 году компания McDonnell Douglas сообщила, что снова рассматривает возможность разработки специализированной 100-местной версии MD-80, которая будет примерно на 8 футов (2,4 м) короче, чем MD-87, с двигателями мощностью 16 000–17 000 фунтов силы ( 71–76 кН) класс тяги. [ 19 ] [ нужна страница ] На Парижском авиасалоне компания McDonnell Douglas объявила о разработке 105-местной версии MD-80, получившей обозначение MD-95 . [ 19 ] В начале 1994 года MD-95 снова появился как аналог DC-9-30, его заявленный вес, размеры и запас топлива были почти идентичны. Основные изменения включали «уменьшение» фюзеляжа обратно до 119 футов 4 дюймов (36,37 м) в длину (так же, как у DC-9-30) и возврат к исходному размаху крыльев DC-9, составлявшему 93 фута 5 дюймов (28,47 м). В то же время компания McDonnell Douglas заявила, что ожидает, что MD-95 станет семейством самолетов с увеличенной дальностью полета и пассажировместимостью. [ 19 ]

MD-95 был разработан, чтобы удовлетворить потребности рынка в замене ранних DC-9, которым тогда было около 30 лет. MD-95 представлял собой полную переработку: он вернулся к исходной конструкции DC-9-30 и использовал новые двигатели, кабину и другие, более современные системы. [ 3 ] McDonnell Douglas впервые предложила MD-95 в продажу в 1994 году. [ 3 ] [ 20 ] Позже авиалайнер был переименован в Boeing 717-200 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году. [ 21 ]

Ранние операции

[ редактировать ]
China Eastern MD-90-30, вид снизу

Первый полет этого типа состоялся 22 февраля 1993 года, а первый MD-90 был доставлен в компанию «Дельта» в феврале 1995 года. [ 22 ] Никаких заказов на MD-90 не поступало после слияния Boeing и McDonnell Douglas в 1997 году из-за внутренней конкуренции с Boeing 737 . [ 23 ] Delta Air Lines первоначально разместила крупный заказ на MD-90 для замены некоторых устаревших Boeing 727 . После слияния Boeing и McDonnell Douglas компания Delta отменила оставшиеся 19 заказов на MD-90 в пользу Boeing 737–800 . [ 23 ] [ 24 ]

Производство

[ редактировать ]

MD-90 производился рядом с аэропортом Лонг-Бич в Лонг-Бич , Калифорния , США. Всего по контракту в Шанхае Китайской Народной Республики в рамках программы Trunkliner должно было быть собрано 40 МД-90 (позже 20). [ 25 ] [ 26 ] но решение Boeing о прекращении производства MD-90 привело к тому, что компания Shanghai Aircraft построила только два самолета . [ 27 ] Производство MD-90 в Лонг-Бич, Калифорния, закончилось в 2000 году, когда последний самолет был поставлен авиакомпании Saudi Arabian Airlines. [ 23 ] а производство MD-90T в Шанхае закончилось в 2000 году. Было произведено 116 самолетов MD-90, поэтому производственный цикл MD-90 был самым маленьким среди семейства DC-9. [ 1 ] Два самолета также были произведены на аэродроме Цзянвань в Шанхае, Китайская Народная Республика. [ 28 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Основными конкурентами MD-90 были Airbus A320ceo и Boeing 737–800 . Компания Aeronautical Engineers Inc (AEI) планировала начать программу переоборудования грузового самолета MD-90 в 2016/2017 году, когда предполагалось, что модернизация 737-400SF будет прекращена, но отменила ее в 2015 году. Переоборудованный грузовой самолет MD-90 будет длиннее, чем MD-80SF вмещает 12 поддонов и будет иметь еще одно место для поддонов, или всего 13 поддонов. Однако, как и в случае с MD-80SF, узкое поперечное сечение фюзеляжа позволяет использовать только нестандартные поддоны или контейнеры размером 88 x 108 дюймов, что является основным недостатком при грузовых операциях и ограничивает его потенциальный рынок сбыта. Основной причиной решения AEI не продолжать программу грузовых автомобилей с 13 поддонами была ограниченная доступность MD-90 на рынке. В то время в эксплуатации еще оставалось менее 100 самолетов, большинство из которых находились в Delta Air Lines . парке [ 29 ] 2 июня 2020 года компания Delta выполнила свой последний MD-90 на последних коммерческих рейсах этого типа. [ 30 ] [ 31 ] поэтому MD-90 был списан без переоборудования грузового судна для продления срока его службы.

первоначальная кабина EFIS MD-90 авиакомпании Delta Air Lines
Усовершенствованная стеклянная кабина MD-90 авиакомпании Saudi Arabian Airlines.

MD-90 — средний авиалайнер средней дальности, разработанный на базе серии MD-80. Напоминая предварительную версию МД-88 марта 1984 года, [ 32 ] MD-90 представляет собой обновленную версию базового MD-80 длиной на 57 дюймов (1,4 м) с аналогичной системой электронных пилотажных приборов (EFIS) и более мощными, тихим и экономичными двигателями IAE V2500 вместо двигателей JT8D , которые используются в серии MD-80. [ 33 ] Это сделало MD-90 первым производным вариантом DC-9, в котором использовался турбовентиляторный двигатель с большим двухконтурным режимом . Из-за более тяжелых двигателей пилоны двигателей оснащены закрылками, которые отклоняются на 30 ° вниз, чтобы облегчить наклон для выхода из сваливания. Система активируется автоматически, когда колонка управления выдвигается полностью вперед. [ 34 ]

Типичное количество мест для MD-90 составляет от 153 до 172 пассажиров в зависимости от конфигурации салона и внутренней планировки. [ 35 ] МД-90 выпускался в двух модификациях: -30 и -30ЭР. -30 имеет запас хода 2045 миль (3787 км; 2353 мили). −30ER имеет более высокую полную массу и запас хода до 2455 миль (4547 км; 2825 миль) с дополнительным вспомогательным топливным баком на 565 галлонов США (2140 л). [ 36 ] Версия с еще большей дальностью полета, −50, предлагалась, но так и не была заказана. [ нужна ссылка ]

Первые MD-90 имели кабину EFIS, аналогичную кабине MD-88. [ 37 ] 29 самолетов MD-90, поставленных Saudi Arabian Airlines, оснащены полностью стеклянной кабиной с авионикой и потолочной панелью дисплея, аналогичной кабине MD-11 , для облегчения перехода пилотов MD-11, также эксплуатируемых авиакомпанией. [ 37 ] [ 38 ]

Варианты

[ редактировать ]

Варианты производства

[ редактировать ]
МД-90-30
Базовый вариант с двумя двигателями V2525-D5 или V2528-D5 и кабиной EFIS , аналогичной кабине MD-88. Двигатели V2528-D5 также имеют возможность выбора между номинальными показателями 25K или 28K, если это необходимо, путем активации переключателя в кабине экипажа.
МД-90-30ИГВ
Версия с увеличенной полной массой, построена одна.
МД-90-30ЭР
Версия MD-90-30 с увеличенной дальностью действия (ER), построено два.
МД-90-30Т «Транклайнер»
Вариант МД-90-30 сборки Шанхайской авиационной промышленной корпорации в Китайской Народной Республике. Изначально планировалось произвести 40 штук. [ 39 ] позже сократилось до 20, [ 40 ] в итоге построено только два. [ 41 ] Чтобы разместить тяжелый самолет на неподходящих взлетно-посадочных полосах, для Trunkliner было разработано двойное тандемное шасси с большим количеством шин для распределения веса самолета. [ 42 ] но в конечном итоге не использовался в двух выпущенных самолетах. [ 43 ] Comac ARJ21 построен с использованием инструментов, сохранившихся у китайцев после окончания китайской программы MD-90-30. [ 44 ]
МД-90-30ЭФД
Усовершенствованная версия MD-90 с кабиной экипажа с приборами, аналогичными MD-11, построено 28 штук. [ нужна ссылка ]

Предлагаемые варианты

[ редактировать ]
МД-90-10
Укороченный вариант той же длины, что и МД-87, вмещающий от 114 пассажиров в трехклассной компоновке до 139 пассажиров в высокоплотной компоновке. Он имеет максимальную взлетную массу (MTOW) 69,49 коротких тонн (63,04 т; 138 980 фунтов; 63 040 кг) и дальность полета 2410 миль (2780 миль; 4470 км) с запасом топлива. [ 45 ] Тяга двигателя составит 22 000 фунтов силы (99 кН). [ 46 ] Этот вариант не был построен.
МД-90-10ЭК
Незастроенная версия MD-90-10 для «Европейского сообщества» с более высокой взлетной массой и тягой двигателя , увеличенной до уровня MD-90-30, для увеличенной дальности полета до 3000 миль (3450 миль; 5550 км). [ 47 ]
МД-90-20
Предлагается переоборудование самолетов серии МД-80 на двигатели В2500. [ нужна ссылка ]

МД-90-30ЭК
Незастроенная версия MD-90-30 для «Европейского сообщества» с более высокой взлетной массой и тягой двигателя, увеличенной до уровня MD-90-40, для увеличенной дальности полета до 2800 миль (3220 миль; 5180 км). [ 47 ]
МД-90-40
Предлагаемый вариант длиной 172 фута (52,3 м) с максимальной вместимостью до 217 пассажиров, хотя обычная трехклассная компоновка вмещает 170–180 пассажиров. Производная будет иметь емкость хранения 1610 куб. футов (45,6 м3). 3 ), максимальная взлетная масса 81,74 коротких тонны (74,15 т; 163 470 фунтов; 74 150 кг) и высота 31 фут (9,4 м). [ 45 ] Тяга двигателя составит 28 000 фунтов силы (126 кН). [ 46 ] Этот вариант так и не был построен.
МД-90-40ЭК
Незастроенная версия MD-90-40 для Европейского сообщества с более высокой взлетной массой и увеличенной дальностью полета до 1910 миль (2190 миль; 3530 км). Другие улучшения включают увеличение/усиление площади крыла, внедрение авионики MD-11 , улучшение загрузки багажа для одного человека и улучшение интерьера. [ 47 ]
МД-90-50ЭР
Предлагаемый вариант аналогичен МД-90-30, но с двумя дополнительными вспомогательными топливными баками, установленными на брюхе. Самолет имел взлетную массу 86,3 коротких тонны (78,2 т; 172 500 фунтов; 78 200 кг), использовал двигатели IAE V2528 с тягой 28 000 фунтов силы (120 кН) и имел расчетную дальность полета 3 022 миль (3 478 миль; 5 597 км). [ 43 ]
МД-90-55
Предлагается вариант с двумя дополнительными пассажирскими дверями и местом для 187 пассажиров в одноклассной конфигурации. [ 43 ]

Операторы

[ редактировать ]

Самолетов MD-90 больше нет в эксплуатации, поскольку Delta Air Lines была последним оставшимся эксплуатантом в 2020 году. [ нужна ссылка ] В 2017 году они начали вывод из эксплуатации MD-90. [ 48 ] перед выводом из эксплуатации оставшихся MD-90 после их последних полетов 2 июня 2020 года. [ 49 ]

Поставки

[ редактировать ]
Поставки [ 50 ]
Тип Общий 2000 1999 1998 1997 1996 1995
МД-90-30 113 3 13 34 25 25 13
МД-90-30ЭР 1 1
МД-90-30Т 2 2
Серия МД-90 116 5 13 34 26 25 13

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

За время эксплуатации MD-90 попал в три аварии с потерей корпуса , в результате которых один погиб. [ 51 ] [ 52 ]

  • 24 августа 1999 года рейс 873 компании Uni Air , самолет MD-90, загорелся после того, как ручная кладь пассажира, содержащая бензин, загорелась из-за аккумулятора мотоцикла, находившегося в ручной клади другого пассажира. В результате возгорания кабины пострадали 27 человек, один погиб. Самолет был поврежден и не подлежал экономическому ремонту. [ 53 ] [ 54 ]
  • 23 февраля 2009 г. самолет Lion Air MD-90 со 156 пассажирами и 6 членами экипажа, выполнявший рейс JT-972 из Медана в Батам в Индонезии, не смог выдвинуть переднюю опору при подлете к взлетно-посадочной полосе 04 международного аэропорта Ханг Надим в Батаме. . Экипаж прервал заход на посадку и облетел аэропорт, пытаясь устранить проблему. Примерно через час они были вынуждены приземлиться без носового шасси около 18:30 по местному времени (11:30 по Гринвичу). Аварийные службы аэропорта распылили пену на взлетно-посадочную полосу для приземления, которую экипаж выполнил благополучно. [ 55 ]
  • 9 марта 2009 года самолет Lion Air MD-90 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 25L в международном аэропорту Сукарно-Хатта из-за неустойчивого захода на посадку в 330 футах (100 м) перед взлетно-посадочной полосой из-за дождя и сильного ветра, при котором самолет приземлился на слева от средней линии. Хотя реверсоры тяги работали, он отклонился вправо, в результате чего самолет отклонился от взлетно-посадочной полосы на 90 градусов. [ 56 ]
  • 8 мая 2009 года самолет MD-90 Saudi Arabian Airlines с семью членами экипажа и без пассажиров, следовавший рейсом с перестановкой из Джидды, был существенно поврежден во время выезда за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Эр-Рияда . При приземлении капитан вручную выдвинул рычаг скоростного тормоза (спойлера), но не зафиксировал его в полностью выдвинутом (EXT) положении (полностью назад и зафиксирован вверх), и рычаг автоматически вернулся в втянутое вперед (RET) положение, что не был замечен экипажем. После приземления самолет накренился вправо, начал дрейфовать вправо от осевой линии взлетно-посадочной полосы и на высокой скорости покинул взлетно-посадочную полосу, пересек всю ширину рулежной дорожки G4, где за это время разрушилось левое основное шасси. Самолет остановился на рулежной дорожке ГОЛЬФ, и все члены экипажа остались без травм. [ 57 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Двигатель International Aero Engines V2500, установленный на MD-90
Вариант [ 36 ] МД-90-30 МД-90-30 ЭР
Экипаж кабины Два
Места для сидения , 2– класс 153–158: 12J@36 " + 141/146Y@31-33"
Сидячие места, 1 класс 163-172Y@29–33"
Груз 1300 куб футов (36,8 м 3 ) 1177 куб футов (33,3 м 3 )
Длина 152,6 футов (46,51 м )
Фюзеляж 131,6 × 142 дюйма (334,3 × 360,7 см) ширина × высота [ 58 ]
Размах крыльев 107,8 футов (32,86 м)
Высота 30,6 футов (9,33 м)
МВВ 156 000 фунтов (70 760 кг ) 166 000 фунтов (75 296 кг)
Пустой вес 88 200 фунтов (40 007 кг) 88 400 фунтов (40 098 кг) [ а ]
Макс. полезная нагрузка 41 800 фунтов (18 960 кг) 43 600 фунтов (19 777 кг)
Запас топлива 39 128 фунтов (17 748 кг) [ б ]
Турбореактивные двигатели (2×) ИАЭ V2525-D5 или V2528-D5
Тяга агрегата 25 000–28 000 фунтов силы (111,21–124,55 кН )
ВМО 0,84 Маха (506 узлов ; 937 км/ч ; 582 миль в час ) на высоте 27 240 футов (8 303 м) [ 59 ]
Крейсерская скорость 0,76 Маха (438 узлов; 812 км / ч; 504 миль в час) на высоте 34 777 футов (10 600 м) [ 60 ] [ 61 ]
Потолок 37000 футов (11278 м) [ 59 ]
Диапазон, 153 чел. 2045 миль (3787 км; 2353 миль) 2237 миль (4143 км; 2574 миль) [ с ]
Взлетная полоса 7000 футов (2134 м) при 156 000 фунтов, ISA, SL [ 62 ]
  1. ^ с дополнительным топливным баком: 89 188 фунтов (40 455 кг)
  2. ^ с дополнительным топливным баком: 42 913 фунтов (19 465 кг)
  3. ^ 2455 миль (4547 км; 2825 миль) с дополнительным вспомогательным топливным баком на 565 галлонов США (2140 л)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б «Boeing: Коммерческий сектор – Заказы и поставки» . Боинг . Проверено 27 июля 2015 г.
  2. ^ «Заказы и поставки» . Боинг.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Дуглас Джетлайнерс . Издательство МБИ. ISBN  0-7603-0676-1 .
  4. ^ «В поисках производительности: эволюция современных самолетов; часть II: Эпоха реактивных самолетов» . НАСА .
  5. История – Хронология – 1977–1982 гг. Архивировано 5 марта 2012 г. в Wayback Machine . Компания Боинг. Проверено 14 декабря 2007 г.
  6. ^ «Боинг: Предыстория MD-80» . Боинг. Архивировано из оригинала 2 марта 1999 года . Проверено 16 июля 2015 г.
  7. ^ «Боинг: Коммерческий сектор — Заказы и поставки» . Проверено 16 июля 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Суонборо 1993, стр.90.
  9. ^ Даллос, Роберт Э.; Вартабедян, Ральф (15 ноября 1989 г.). «Delta размещает заказ на 10 миллиардов долларов на 260 реактивных лайнеров: Авиация: Авиакомпания купит Douglas MD-90 и Boeing 737. У фирмы в Лонг-Бич теперь огромное отставание» . Лос-Анджелес Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лонг-Бич, Калифорния, США.
  10. ^ «Boeing: Коммерческие самолеты — Технические характеристики MD-90» . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 16 июля 2015 г.
  11. ^ Молл, Найджел (декабрь 1986 г.). «GA сильная в Фарнборо» . Минифункция. Летающий . Том. 113, нет. 12. С. 96–97. ISSN   0015-4806 .
  12. ^ «Фарнборо считает, что промышленность находится на грани принятия многих решений». Мир воздушного транспорта . Том. 23 октября 1986 г. стр. 18+.
  13. ^ Адельсон, Андреа (10 февраля 1988 г.). «Сделаем большую ставку на новый тип реактивного двигателя» . Нью-Йорк Таймс . п. Д8.
  14. ^ Норрис, Гай (11 мая 2008 г.). «Планируются демонстрационные работы по созданию открытого ротора GE нового поколения и региональных реактивных двигателей» . архив.li . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 27 августа 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. ^ «McDonnell Douglas отказывается от винтового реактивного двигателя стоимостью 100 миллионов долларов» . Лонг-Бич, Калифорния, США: Associated Press . 11 октября 1989 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 3 мая 2019 г.
  16. ^ «Новая сборочная линия серии MD-90» (PDF) . Рейс Интернешнл . 24 июня 1989 года.
  17. ^ США Агентство по охране окружающей среды (EPA) (август 1990 г.). Предварительная оценка стоимости технологий и возможных мер по сокращению выбросов парниковых газов в США к 2010 году (Отчет). Приложение D: Памятка Майкла Кавано об авиационном двигателе UDF (страницы PDF 125–134).
  18. ^ «MDC изучает винтовую противолодочную систему» ​​(PDF) . Рейс Интернешнл . 22 августа 1987 г. с. 8.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Реактивные программы Airclaims, 1995 г.
  20. ^ Бехер, Томас. Дуглас Твинджетс, DC-9, MD-80, MD-90 и Боинг 717 . Кровуд Пресс, 2002. ISBN   1-86126-446-1 . стр. 106-107.
  21. ^ Хронология Boeing, 1997–2001. Архивировано 2 января 2013 года в Wayback Machine , Boeing.
  22. ^ «Boeing: Коммерческие самолеты - История MD-90» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 г. Проверено 16 июля 2015 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Бехер 2002, стр. 102–105.
  24. ^ Годовой отчет Delta за 1997 год , Delta Air Lines. Проверено 8 декабря 2008 г.
  25. ^ China Northern Airlines получила первый самолет MD-90 компании Boeing. Проверено 8 декабря 2008 г. Архивировано 18 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  26. ^ «Отчет Кокса – 25 мая 1999 г.» . cnn.com .
  27. ^ Боинг в Китае , Компания Боинг. Проверено 8 декабря 2008 г. Архивировано 20 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Шанхайский аэродром Цзянвань . Глобальная безопасность. Проверено: 9 декабря 2008 г.
  29. ^ «Не ждите грузового корабля МД-90» . Новости грузовых авиаперевозок . 24 февраля 2015 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  30. ^ «MD-88 и MD-90 «Бешеных собак» компании Delta приземлятся в последний раз» .
  31. ^ «Как это было в последнем бою самолета Дельта Макдоннелл Дуглас «Бешеный пес», который только что был отправлен на досрочную пенсию после 33 лет в небе» . Бизнес-инсайдер .
  32. ^ Диксон, Майкл (16 марта 1984 г.). «Макдоннелл-Дуглас изучает модификацию авиалайнера MD-80» . Файнэншл Таймс .
  33. ^ Крессли, Артур Э.; Паркер, Энтони К. (1995). «Разработка McDonnell Douglas MD-90». Раздел 1: Журнал аэрокосмической отрасли . Серия технических документов SAE. Том. 104. САЭ Интернэшнл. стр. 1612–1623. дои : 10.4271/952052 . JSTOR   44612076 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  34. ^ «Мощно тихо» (PDF) . Рейс Интернешнл . 26 октября – 1 ноября 1994 г.: 37.
  35. ^ «Boeing: Коммерческие самолеты – Технические характеристики MD-90» . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 г. Проверено 16 июля 2015 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «МД-90» (PDF) . Запускать . Боинг. 1 июня 2007 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Бехер 2002, с. 105.
  38. ^ Saudia требует от Honeywell плоских дисплеев в кабине для новых MD-90. Архивировано 27 июля 2008 г. в Wayback Machine . Ханивелл. 6 февраля 1996 г. Дата обращения: 8 декабря 2008 г.
  39. ^ Минц, Дж., Продажа авиационной техники Китаю показывает опасность экспорта технологий , Washington Post , 7 июня 1998 г. Проверено 9 декабря 2008 г.
  40. ^ «China Northern Airlines получила первый MD-90» (пресс-релиз). Корпорация Макдоннелл Дуглас. 26 июля 1996 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2000 г.
  41. ^ Бехер 2002, с. 104.
  42. ^ Бэйли, Дж., «Китай: Boeing утверждает, что MDC лидирует» . Flight International , 1–7 мая 1991 г. Проверено 9 декабря 2008 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Прогноз Интернэшнл (май 2002 г.). Прогноз гражданских самолетов: Boeing MD-80/90 Series - архивировано 5/2003 (PDF) (Отчет). п. 4. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года.
  44. ^ Берчелл, Билл. «Настройка поддержки будущих региональных самолетов» . Aviation Week, 13 октября 2010 г. Архивировано 26 января 2020 г. в Wayback Machine.
  45. ^ Перейти обратно: а б «Семейство МД-90 будет включать 180-местный 40-местный вариант» (PDF) . Технические: Воздушный транспорт. Рейс Интернешнл . 12 декабря 1989 г. с. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 7 декабря 2017 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б «Коммерческий самолет мира» . Рейс Интернешнл . 4–10 сентября 1991 г. с. 62.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Постлетуэйт, Алан (21–27 февраля 1990 г.). «Европа предложила новый вариант МД-90» (PDF) . Рейс Интернешнл .
  48. ^ Рассел, Эдвард (13 июля 2018 г.). «Дельта заменяет новые MD-90 вместо MD-88 при обновлении парка» . Flightglobal.com . Проверено 23 января 2019 г.
  49. ^ Штатный автор (1 июня 2020 г.). «В цифрах: последний привет самолетам Delta MD-88 и MD-90 «Бешеные собаки» » (пресс-релиз). Дельта Эйрлайнз . Проверено 1 июня 2020 г.
  50. ^ Заказ и доставка – отчеты, определяемые пользователем. Боинг
  51. ^ Инциденты с McDonnell Douglas MD-90 . Aviation-Safety.net, 2 июня 2020 г.
  52. ^ Статистика происшествий McDonnell Douglas MD-90 . Aviation-Safety.net, 2 июня 2020 г.
  53. Авиакатастрофа MD-90 UNI 24 августа 1999 года . Aviation-Safety.net. Проверено: 9 августа 2010 г.
  54. ^ «Отчет о расследовании происшествия МАУ 873, B-17912MD-90-30, взрыв и пожар в кабине при приземлении Хуа-Лиен, Тайвань» (PDF) . 24 августа 2000 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. . Проверено 14 августа 2014 г.
  55. Lion Air MD90 приземляется без носового шасси в Индонезии, 23 февраля 2009 г. Bangalore Aviation Дата обращения: 18 июля 2022 г.
  56. ^ Авиакатастрофа MD-90 Lion 9 марта 2009 г. . Aviation-Safety.net. Получено: 18 июля 2022 г.
  57. Катастрофа MD-90 Saudi Arabian Airlines 8 мая 2009 г. Aviation-Safety.net. Получено: 18 июля 2022 г.
  58. ^ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА МД-90-30 ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ АЭРОПОРТОВ с. 2–3 , с. 2–8 . Боинг
  59. ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата» (PDF) . ФАУ. 25 марта 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2016 г. . Проверено 21 ноября 2017 г.
  60. ^ Джон Бейли (6 декабря 1989 г.). «Дуглас использует MD-80, чтобы ускорить MD-90» . Рейс Интернешнл .
  61. ^ Кейн, Роберт М. (2003). Воздушный транспорт: 1903–2003 (14-е изд.). Кендалл Хант. стр. 586–588. ISBN  0-7872-8881-0 . LCCN   2002105811 . OCLC   50695027 .
  62. ^ «Характеристики самолета МД-90-30 для планирования аэропортов» (PDF) . Боинг. Октябрь 2002 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бехер, Томас. Дуглас Твинджетс, DC-9, MD-80, MD-90 и Боинг 717 . Кровуд Пресс, 2002. ISBN   1-86126-446-1 .
  • Суонборо, Гордон. «Девяносто для девяностых». Air International , август 1993 г., том 45, № 2. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 90–95
  • Норрис, Гай (9–15 июня 1993 г.). «Гладкий оператор» . Рейс Интернешнл . Фотографии Марка Вагнера. Рисунок Джона Марсдена в разрезе. стр. 45–48, 50.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bde23f63accc0bd2fff17118cfec7ea__1723638960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/ea/0bde23f63accc0bd2fff17118cfec7ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McDonnell Douglas MD-90 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)