Макдоннелл Дуглас MD-90
МД-90 | |
---|---|
![]() | |
MD-90 авиакомпании Delta Air Lines , ее стартового заказчика и конечного оператора. | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Макдоннелл Дуглас Коммерческие самолеты Boeing (с августа 1997 г.) Шанхайская авиастроительная компания (по лицензии) |
Первый полет | 22 февраля 1993 г. |
Введение | 1995 год с Delta Air Lines . |
Ушедший на пенсию | 2 июня 2020 г. |
Статус | Ушедший на пенсию [ нужна ссылка ] |
Основные пользователи | Delta Air Lines (исторический) Saudi Arabian Airlines (исторический) Japan Airlines (исторический) UNI Air (исторический) |
Произведено | 1993–2000 |
Количество построенных | 116 [ 1 ] |
Разработано на основе | Макдоннелл Дуглас MD-80 |
Варианты | Макдоннелл Дуглас MD-94X Боинг 717 (МД-95) |
Развитый в | Боинг Х-66 |
McDonnell Douglas (позже Boeing ) MD-90 — американский пятирядный узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный компанией McDonnell Douglas на основе ее успешной модели MD-80 . Авиалайнер выпускался компанией-разработчиком до 1997 года, а затем — Boeing Commercial Airplanes . Это была расширенная версия MD-80 и, таким образом, часть семейства DC-9 . После того, как был выбран более экономичный IAE V2500 двухконтурный турбовентиляторный двигатель компания Delta Air Lines , 14 ноября 1989 года стартовым заказчиком стала . Первый полет MD-90 состоялся 22 февраля 1993 года, а первая поставка компании «Дельта» состоялась в феврале 1995 года.
MD-90 конкурировал с семейством Airbus A320ceo и Boeing 737 Next Generation . Его более длинный фюзеляж на 5 футов (1,4 м) вмещает 153 пассажира в смешанной конфигурации на расстояние до 2455 морских миль [ниль] (4547 км; 2825 миль), что делает его самым крупным членом семейства DC-9. (EFIS) МД-88 В нем сохранилась электронная система пилотажных приборов . Уменьшенная производная от MD-80 или более короткий вариант MD-90, первоначально продававшаяся как MD-95, позже была переименована в Boeing 717 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году. Производство закончилось в 2000 году после 116 поставок. Последний пассажирский рейс MD-90 совершила компания Delta Air Lines 2 июня 2020 года. Он был ненадолго снят с эксплуатации, прежде чем его начали тестировать на коммерческих самолетах Boeing по программе X-66A . Он участвовал в трех авариях с потерей корпуса, из которых только один погиб в результате пожара или несчастного случая неавиационного характера .
Разработка
[ редактировать ]Серия DC-9 , первое поколение семейства DC-9 с пятью членами или вариантами (DC-9-10 / DC-9 Series 10, Series 20, Series 30, Series 40 и Series 50) и десятью серийными версиями. (Серия 11, Серия 12, Серия 14, Серия 15, Серия 21, Серия 31, Серия 32, Серия 33, Серия 34, Серия 41 и Серия 51) имела коммерческий успех: к моменту окончания производства в 1982 году было построено 976 единиц. [ 2 ] Серия самолетов представляла собой совершенно новую конструкцию с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными в задней части фюзеляжа, Т-образным хвостовым оперением. [ 3 ] и узкофюзеляжный дизайн с пятью сиденьями в ряд для 80–135 пассажиров. [ 4 ] Успех побудил производителя продолжить развитие семейства DC-9 первого поколения во втором поколении.
Базовый уровень: MD-80
[ редактировать ]Серия MD-80 , первая производная или второе поколение семейства DC-9, поступила на вооружение в 1980 году. Серия самолетов первоначально обозначалась как Series 80 или была стилизована под Super 80 . [ 5 ] Это был удлиненный самолет Series 50 на 14 футов 3 дюйма (4,34 м) с более высокой максимальной взлетной массой (MTOW) и большим запасом топлива, а также с двигателями следующего поколения Pratt and Whitney серии JT8D-200 и улучшенной конструкцией крыла. [ 6 ] Серия MD-80 имеет пять вариантов или серийных версий, которые обозначаются ненулевой второй цифрой, как и серия DC-9, MD-81, MD-82, MD-83, MD-87 и MD. -88. Всего с 1980 по 1999 год был поставлен 1191 авиалайнер МД-80, что сделало его самой успешной моделью авиалайнера компании. [ 7 ] В 1983 году Макдоннелл Дуглас начал исследования производных серии MD-80 или третьего поколения семейства DC-9, которое позже стало известно как серия MD-90.
Растяжка: МД-90
[ редактировать ]
MD-90, расширенная версия MD-80 и, таким образом, третье поколение семейства DC-9. [ нужна ссылка ] был запущен 14 ноября 1989 года, когда Delta Air Lines разместила заказ на 50 самолетов MD-90 с возможностью приобретения еще 110 самолетов. [ 8 ] [ 9 ] Этот тип был на 57 дюймов (1,4 м) длиннее, чем MD-80, имел стеклянную кабину (электронные приборы) и более мощные, тихие и экономичные двигатели IAE V2525-D5 с возможностью модернизации до IAE V2528 . двигатель. [ 10 ]
Большой участок: MD-90X
[ редактировать ]Начиная с конца 1986 года, McDonnell Douglas начала предлагать MD-90X, версию MD-80 длиной 25 футов (7,6 м). В отличие от модификаций MD-91 и MD-92 и чистого предложения MD-94X , в MD-90X по-прежнему будут использоваться турбовентиляторные двигатели. MD-90X мог перевозить 180 пассажиров. [ 11 ] Оснащенный тягой 26 500 фунтов силы (118 кН) CFM56-5 или V2500 , MD-90X заменил MD-89 в качестве нового турбовентиляторного двигателя, предложенного McDonnell Douglas, и был разработан, чтобы конкурировать с Boeing 757 . [ 12 ]
Винтовентиляторный двигатель
[ редактировать ]Гражданский: MD-94X
[ редактировать ]

В течение нескольких лет Макдоннелл Дуглас предлагал оснащать MD-90 двумя бесканальными (UDF) или винтовентиляторными двигателями. [ 13 ] получил обозначение MD-94X . Ранее MD-81 использовался в качестве испытательного стенда для винтовентиляторных двигателей, таких как General Electric GE36 и Pratt & Whitney/Allison 578-DX . [ 14 ]
К середине 1989 года стало ясно, что интерес к самолетам с винтовыми двигателями недостаточен, поэтому компания переработала свои предложения, включив вместо них IAE V2500 турбовентиляторный двигатель . [ 8 ] [ 15 ] который, по оценкам, был на 1 миллион долларов дешевле, чем GE36, и уже был сертифицирован для Airbus A320 . [ 16 ] В течение шести недель после отказа от варианта с винтовым вентилятором MD-90 получил крупный заказ на запуск. [ 17 ]
Военный: P-9D
[ редактировать ]Когда ВМС США захотели заменить свои 125 самолетов Lockheed P-3 Orion противолодочных , McDonnell Douglas предложила P-9D, который будет винтовым версией MD-91 с двигателем. Двигатель с тягой 25 000 фунтов силы (110 кН) будет либо General Electric GE36 , либо Pratt & Whitney/Allison 578-DX . [ 18 ] Lockheed выиграла соревнование со своей модификацией P-3, Lockheed P-7 , но программа замены была позже отменена.
Сокращение: MD-95
[ редактировать ]В 1991 году компания McDonnell Douglas сообщила, что снова рассматривает возможность разработки специализированной 100-местной версии MD-80, которая будет примерно на 8 футов (2,4 м) короче, чем MD-87, с двигателями мощностью 16 000–17 000 фунтов силы ( 71–76 кН) класс тяги. [ 19 ] [ нужна страница ] На Парижском авиасалоне компания McDonnell Douglas объявила о разработке 105-местной версии MD-80, получившей обозначение MD-95 . [ 19 ] В начале 1994 года MD-95 снова появился как аналог DC-9-30, его заявленный вес, размеры и запас топлива были почти идентичны. Основные изменения включали «уменьшение» фюзеляжа обратно до 119 футов 4 дюймов (36,37 м) в длину (так же, как у DC-9-30) и возврат к исходному размаху крыльев DC-9, составлявшему 93 фута 5 дюймов (28,47 м). В то же время компания McDonnell Douglas заявила, что ожидает, что MD-95 станет семейством самолетов с увеличенной дальностью полета и пассажировместимостью. [ 19 ]
MD-95 был разработан, чтобы удовлетворить потребности рынка в замене ранних DC-9, которым тогда было около 30 лет. MD-95 представлял собой полную переработку: он вернулся к исходной конструкции DC-9-30 и использовал новые двигатели, кабину и другие, более современные системы. [ 3 ] McDonnell Douglas впервые предложила MD-95 в продажу в 1994 году. [ 3 ] [ 20 ] Позже авиалайнер был переименован в Boeing 717-200 после слияния McDonnell Douglas с Boeing в 1997 году. [ 21 ]
Ранние операции
[ редактировать ]
Первый полет этого типа состоялся 22 февраля 1993 года, а первый MD-90 был доставлен в компанию «Дельта» в феврале 1995 года. [ 22 ] Никаких заказов на MD-90 не поступало после слияния Boeing и McDonnell Douglas в 1997 году из-за внутренней конкуренции с Boeing 737 . [ 23 ] Delta Air Lines первоначально разместила крупный заказ на MD-90 для замены некоторых устаревших Boeing 727 . После слияния Boeing и McDonnell Douglas компания Delta отменила оставшиеся 19 заказов на MD-90 в пользу Boeing 737–800 . [ 23 ] [ 24 ]
Производство
[ редактировать ]MD-90 производился рядом с аэропортом Лонг-Бич в Лонг-Бич , Калифорния , США. Всего по контракту в Шанхае Китайской Народной Республики в рамках программы Trunkliner должно было быть собрано 40 МД-90 (позже 20). [ 25 ] [ 26 ] но решение Boeing о прекращении производства MD-90 привело к тому, что компания Shanghai Aircraft построила только два самолета . [ 27 ] Производство MD-90 в Лонг-Бич, Калифорния, закончилось в 2000 году, когда последний самолет был поставлен авиакомпании Saudi Arabian Airlines. [ 23 ] а производство MD-90T в Шанхае закончилось в 2000 году. Было произведено 116 самолетов MD-90, поэтому производственный цикл MD-90 был самым маленьким среди семейства DC-9. [ 1 ] Два самолета также были произведены на аэродроме Цзянвань в Шанхае, Китайская Народная Республика. [ 28 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Основными конкурентами MD-90 были Airbus A320ceo и Boeing 737–800 . Компания Aeronautical Engineers Inc (AEI) планировала начать программу переоборудования грузового самолета MD-90 в 2016/2017 году, когда предполагалось, что модернизация 737-400SF будет прекращена, но отменила ее в 2015 году. Переоборудованный грузовой самолет MD-90 будет длиннее, чем MD-80SF вмещает 12 поддонов и будет иметь еще одно место для поддонов, или всего 13 поддонов. Однако, как и в случае с MD-80SF, узкое поперечное сечение фюзеляжа позволяет использовать только нестандартные поддоны или контейнеры размером 88 x 108 дюймов, что является основным недостатком при грузовых операциях и ограничивает его потенциальный рынок сбыта. Основной причиной решения AEI не продолжать программу грузовых автомобилей с 13 поддонами была ограниченная доступность MD-90 на рынке. В то время в эксплуатации еще оставалось менее 100 самолетов, большинство из которых находились в Delta Air Lines . парке [ 29 ] 2 июня 2020 года компания Delta выполнила свой последний MD-90 на последних коммерческих рейсах этого типа. [ 30 ] [ 31 ] поэтому MD-90 был списан без переоборудования грузового судна для продления срока его службы.
Дизайн
[ редактировать ]

MD-90 — средний авиалайнер средней дальности, разработанный на базе серии MD-80. Напоминая предварительную версию МД-88 марта 1984 года, [ 32 ] MD-90 представляет собой обновленную версию базового MD-80 длиной на 57 дюймов (1,4 м) с аналогичной системой электронных пилотажных приборов (EFIS) и более мощными, тихим и экономичными двигателями IAE V2500 вместо двигателей JT8D , которые используются в серии MD-80. [ 33 ] Это сделало MD-90 первым производным вариантом DC-9, в котором использовался турбовентиляторный двигатель с большим двухконтурным режимом . Из-за более тяжелых двигателей пилоны двигателей оснащены закрылками, которые отклоняются на 30 ° вниз, чтобы облегчить наклон для выхода из сваливания. Система активируется автоматически, когда колонка управления выдвигается полностью вперед. [ 34 ]
Типичное количество мест для MD-90 составляет от 153 до 172 пассажиров в зависимости от конфигурации салона и внутренней планировки. [ 35 ] МД-90 выпускался в двух модификациях: -30 и -30ЭР. -30 имеет запас хода 2045 миль (3787 км; 2353 мили). −30ER имеет более высокую полную массу и запас хода до 2455 миль (4547 км; 2825 миль) с дополнительным вспомогательным топливным баком на 565 галлонов США (2140 л). [ 36 ] Версия с еще большей дальностью полета, −50, предлагалась, но так и не была заказана. [ нужна ссылка ]
Первые MD-90 имели кабину EFIS, аналогичную кабине MD-88. [ 37 ] 29 самолетов MD-90, поставленных Saudi Arabian Airlines, оснащены полностью стеклянной кабиной с авионикой и потолочной панелью дисплея, аналогичной кабине MD-11 , для облегчения перехода пилотов MD-11, также эксплуатируемых авиакомпанией. [ 37 ] [ 38 ]
Варианты
[ редактировать ]Варианты производства
[ редактировать ]- МД-90-30
- Базовый вариант с двумя двигателями V2525-D5 или V2528-D5 и кабиной EFIS , аналогичной кабине MD-88. Двигатели V2528-D5 также имеют возможность выбора между номинальными показателями 25K или 28K, если это необходимо, путем активации переключателя в кабине экипажа.
- МД-90-30ИГВ
- Версия с увеличенной полной массой, построена одна.
- МД-90-30ЭР
- Версия MD-90-30 с увеличенной дальностью действия (ER), построено два.
- МД-90-30Т «Транклайнер»
- Вариант МД-90-30 сборки Шанхайской авиационной промышленной корпорации в Китайской Народной Республике. Изначально планировалось произвести 40 штук. [ 39 ] позже сократилось до 20, [ 40 ] в итоге построено только два. [ 41 ] Чтобы разместить тяжелый самолет на неподходящих взлетно-посадочных полосах, для Trunkliner было разработано двойное тандемное шасси с большим количеством шин для распределения веса самолета. [ 42 ] но в конечном итоге не использовался в двух выпущенных самолетах. [ 43 ] Comac ARJ21 построен с использованием инструментов, сохранившихся у китайцев после окончания китайской программы MD-90-30. [ 44 ]
- МД-90-30ЭФД
- Усовершенствованная версия MD-90 с кабиной экипажа с приборами, аналогичными MD-11, построено 28 штук. [ нужна ссылка ]
Предлагаемые варианты
[ редактировать ]- МД-90-10
- Укороченный вариант той же длины, что и МД-87, вмещающий от 114 пассажиров в трехклассной компоновке до 139 пассажиров в высокоплотной компоновке. Он имеет максимальную взлетную массу (MTOW) 69,49 коротких тонн (63,04 т; 138 980 фунтов; 63 040 кг) и дальность полета 2410 миль (2780 миль; 4470 км) с запасом топлива. [ 45 ] Тяга двигателя составит 22 000 фунтов силы (99 кН). [ 46 ] Этот вариант не был построен.
- МД-90-10ЭК
- Незастроенная версия MD-90-10 для «Европейского сообщества» с более высокой взлетной массой и тягой двигателя , увеличенной до уровня MD-90-30, для увеличенной дальности полета до 3000 миль (3450 миль; 5550 км). [ 47 ]
- МД-90-20
- Предлагается переоборудование самолетов серии МД-80 на двигатели В2500. [ нужна ссылка ]
- МД-90-30ЭК
- Незастроенная версия MD-90-30 для «Европейского сообщества» с более высокой взлетной массой и тягой двигателя, увеличенной до уровня MD-90-40, для увеличенной дальности полета до 2800 миль (3220 миль; 5180 км). [ 47 ]
- МД-90-40
- Предлагаемый вариант длиной 172 фута (52,3 м) с максимальной вместимостью до 217 пассажиров, хотя обычная трехклассная компоновка вмещает 170–180 пассажиров. Производная будет иметь емкость хранения 1610 куб. футов (45,6 м3). 3 ), максимальная взлетная масса 81,74 коротких тонны (74,15 т; 163 470 фунтов; 74 150 кг) и высота 31 фут (9,4 м). [ 45 ] Тяга двигателя составит 28 000 фунтов силы (126 кН). [ 46 ] Этот вариант так и не был построен.
- МД-90-40ЭК
- Незастроенная версия MD-90-40 для Европейского сообщества с более высокой взлетной массой и увеличенной дальностью полета до 1910 миль (2190 миль; 3530 км). Другие улучшения включают увеличение/усиление площади крыла, внедрение авионики MD-11 , улучшение загрузки багажа для одного человека и улучшение интерьера. [ 47 ]
- МД-90-50ЭР
- Предлагаемый вариант аналогичен МД-90-30, но с двумя дополнительными вспомогательными топливными баками, установленными на брюхе. Самолет имел взлетную массу 86,3 коротких тонны (78,2 т; 172 500 фунтов; 78 200 кг), использовал двигатели IAE V2528 с тягой 28 000 фунтов силы (120 кН) и имел расчетную дальность полета 3 022 миль (3 478 миль; 5 597 км). [ 43 ]
- МД-90-55
- Предлагается вариант с двумя дополнительными пассажирскими дверями и местом для 187 пассажиров в одноклассной конфигурации. [ 43 ]
Операторы
[ редактировать ]Самолетов MD-90 больше нет в эксплуатации, поскольку Delta Air Lines была последним оставшимся эксплуатантом в 2020 году. [ нужна ссылка ] В 2017 году они начали вывод из эксплуатации MD-90. [ 48 ] перед выводом из эксплуатации оставшихся MD-90 после их последних полетов 2 июня 2020 года. [ 49 ]
Поставки
[ редактировать ]Тип | Общий | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
МД-90-30 | 113 | 3 | 13 | 34 | 25 | 25 | 13 |
МД-90-30ЭР | 1 | 1 | |||||
МД-90-30Т | 2 | 2 | |||||
Серия МД-90 | 116 | 5 | 13 | 34 | 26 | 25 | 13 |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]За время эксплуатации MD-90 попал в три аварии с потерей корпуса , в результате которых один погиб. [ 51 ] [ 52 ]
- 24 августа 1999 года рейс 873 компании Uni Air , самолет MD-90, загорелся после того, как ручная кладь пассажира, содержащая бензин, загорелась из-за аккумулятора мотоцикла, находившегося в ручной клади другого пассажира. В результате возгорания кабины пострадали 27 человек, один погиб. Самолет был поврежден и не подлежал экономическому ремонту. [ 53 ] [ 54 ]
- 23 февраля 2009 г. самолет Lion Air MD-90 со 156 пассажирами и 6 членами экипажа, выполнявший рейс JT-972 из Медана в Батам в Индонезии, не смог выдвинуть переднюю опору при подлете к взлетно-посадочной полосе 04 международного аэропорта Ханг Надим в Батаме. . Экипаж прервал заход на посадку и облетел аэропорт, пытаясь устранить проблему. Примерно через час они были вынуждены приземлиться без носового шасси около 18:30 по местному времени (11:30 по Гринвичу). Аварийные службы аэропорта распылили пену на взлетно-посадочную полосу для приземления, которую экипаж выполнил благополучно. [ 55 ]
- 9 марта 2009 года самолет Lion Air MD-90 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 25L в международном аэропорту Сукарно-Хатта из-за неустойчивого захода на посадку в 330 футах (100 м) перед взлетно-посадочной полосой из-за дождя и сильного ветра, при котором самолет приземлился на слева от средней линии. Хотя реверсоры тяги работали, он отклонился вправо, в результате чего самолет отклонился от взлетно-посадочной полосы на 90 градусов. [ 56 ]
- 8 мая 2009 года самолет MD-90 Saudi Arabian Airlines с семью членами экипажа и без пассажиров, следовавший рейсом с перестановкой из Джидды, был существенно поврежден во время выезда за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Эр-Рияда . При приземлении капитан вручную выдвинул рычаг скоростного тормоза (спойлера), но не зафиксировал его в полностью выдвинутом (EXT) положении (полностью назад и зафиксирован вверх), и рычаг автоматически вернулся в втянутое вперед (RET) положение, что не был замечен экипажем. После приземления самолет накренился вправо, начал дрейфовать вправо от осевой линии взлетно-посадочной полосы и на высокой скорости покинул взлетно-посадочную полосу, пересек всю ширину рулежной дорожки G4, где за это время разрушилось левое основное шасси. Самолет остановился на рулежной дорожке ГОЛЬФ, и все члены экипажа остались без травм. [ 57 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Вариант [ 36 ] | МД-90-30 | МД-90-30 ЭР |
---|---|---|
Экипаж кабины | Два | |
Места для сидения , 2– класс | 153–158: 12J@36 " + 141/146Y@31-33" | |
Сидячие места, 1 класс | 163-172Y@29–33" | |
Груз | 1300 куб футов (36,8 м 3 ) | 1177 куб футов (33,3 м 3 ) |
Длина | 152,6 футов (46,51 м ) | |
Фюзеляж | 131,6 × 142 дюйма (334,3 × 360,7 см) ширина × высота [ 58 ] | |
Размах крыльев | 107,8 футов (32,86 м) | |
Высота | 30,6 футов (9,33 м) | |
МВВ | 156 000 фунтов (70 760 кг ) | 166 000 фунтов (75 296 кг) |
Пустой вес | 88 200 фунтов (40 007 кг) | 88 400 фунтов (40 098 кг) [ а ] |
Макс. полезная нагрузка | 41 800 фунтов (18 960 кг) | 43 600 фунтов (19 777 кг) |
Запас топлива | 39 128 фунтов (17 748 кг) [ б ] | |
Турбореактивные двигатели (2×) | ИАЭ V2525-D5 или V2528-D5 | |
Тяга агрегата | 25 000–28 000 фунтов силы (111,21–124,55 кН ) | |
ВМО | 0,84 Маха (506 узлов ; 937 км/ч ; 582 миль в час ) на высоте 27 240 футов (8 303 м) [ 59 ] | |
Крейсерская скорость | 0,76 Маха (438 узлов; 812 км / ч; 504 миль в час) на высоте 34 777 футов (10 600 м) [ 60 ] [ 61 ] | |
Потолок | 37000 футов (11278 м) [ 59 ] | |
Диапазон, 153 чел. | 2045 миль (3787 км; 2353 миль) | 2237 миль (4143 км; 2574 миль) [ с ] |
Взлетная полоса | 7000 футов (2134 м) при 156 000 фунтов, ISA, SL [ 62 ] |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Boeing: Коммерческий сектор – Заказы и поставки» . Боинг . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Заказы и поставки» . Боинг.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Дуглас Джетлайнерс . Издательство МБИ. ISBN 0-7603-0676-1 .
- ^ «В поисках производительности: эволюция современных самолетов; часть II: Эпоха реактивных самолетов» . НАСА .
- ↑ История – Хронология – 1977–1982 гг. Архивировано 5 марта 2012 г. в Wayback Machine . Компания Боинг. Проверено 14 декабря 2007 г.
- ^ «Боинг: Предыстория MD-80» . Боинг. Архивировано из оригинала 2 марта 1999 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Боинг: Коммерческий сектор — Заказы и поставки» . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Суонборо 1993, стр.90.
- ^ Даллос, Роберт Э.; Вартабедян, Ральф (15 ноября 1989 г.). «Delta размещает заказ на 10 миллиардов долларов на 260 реактивных лайнеров: Авиация: Авиакомпания купит Douglas MD-90 и Boeing 737. У фирмы в Лонг-Бич теперь огромное отставание» . Лос-Анджелес Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лонг-Бич, Калифорния, США.
- ^ «Boeing: Коммерческие самолеты — Технические характеристики MD-90» . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Молл, Найджел (декабрь 1986 г.). «GA сильная в Фарнборо» . Минифункция. Летающий . Том. 113, нет. 12. С. 96–97. ISSN 0015-4806 .
- ^ «Фарнборо считает, что промышленность находится на грани принятия многих решений». Мир воздушного транспорта . Том. 23 октября 1986 г. стр. 18+.
- ^ Адельсон, Андреа (10 февраля 1988 г.). «Сделаем большую ставку на новый тип реактивного двигателя» . Нью-Йорк Таймс . п. Д8.
- ^ Норрис, Гай (11 мая 2008 г.). «Планируются демонстрационные работы по созданию открытого ротора GE нового поколения и региональных реактивных двигателей» . архив.li . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 27 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «McDonnell Douglas отказывается от винтового реактивного двигателя стоимостью 100 миллионов долларов» . Лонг-Бич, Калифорния, США: Associated Press . 11 октября 1989 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Новая сборочная линия серии MD-90» (PDF) . Рейс Интернешнл . 24 июня 1989 года.
- ^ США Агентство по охране окружающей среды (EPA) (август 1990 г.). Предварительная оценка стоимости технологий и возможных мер по сокращению выбросов парниковых газов в США к 2010 году (Отчет). Приложение D: Памятка Майкла Кавано об авиационном двигателе UDF (страницы PDF 125–134).
- ^ «MDC изучает винтовую противолодочную систему» (PDF) . Рейс Интернешнл . 22 августа 1987 г. с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Реактивные программы Airclaims, 1995 г.
- ^ Бехер, Томас. Дуглас Твинджетс, DC-9, MD-80, MD-90 и Боинг 717 . Кровуд Пресс, 2002. ISBN 1-86126-446-1 . стр. 106-107.
- ^ Хронология Boeing, 1997–2001. Архивировано 2 января 2013 года в Wayback Machine , Boeing.
- ^ «Boeing: Коммерческие самолеты - История MD-90» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 г. Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бехер 2002, стр. 102–105.
- ^ Годовой отчет Delta за 1997 год , Delta Air Lines. Проверено 8 декабря 2008 г.
- ^ China Northern Airlines получила первый самолет MD-90 компании Boeing. Проверено 8 декабря 2008 г. Архивировано 18 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Отчет Кокса – 25 мая 1999 г.» . cnn.com .
- ^ Боинг в Китае , Компания Боинг. Проверено 8 декабря 2008 г. Архивировано 20 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Шанхайский аэродром Цзянвань . Глобальная безопасность. Проверено: 9 декабря 2008 г.
- ^ «Не ждите грузового корабля МД-90» . Новости грузовых авиаперевозок . 24 февраля 2015 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «MD-88 и MD-90 «Бешеных собак» компании Delta приземлятся в последний раз» .
- ^ «Как это было в последнем бою самолета Дельта Макдоннелл Дуглас «Бешеный пес», который только что был отправлен на досрочную пенсию после 33 лет в небе» . Бизнес-инсайдер .
- ^ Диксон, Майкл (16 марта 1984 г.). «Макдоннелл-Дуглас изучает модификацию авиалайнера MD-80» . Файнэншл Таймс .
- ^ Крессли, Артур Э.; Паркер, Энтони К. (1995). «Разработка McDonnell Douglas MD-90». Раздел 1: Журнал аэрокосмической отрасли . Серия технических документов SAE. Том. 104. САЭ Интернэшнл. стр. 1612–1623. дои : 10.4271/952052 . JSTOR 44612076 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Мощно тихо» (PDF) . Рейс Интернешнл . 26 октября – 1 ноября 1994 г.: 37.
- ^ «Boeing: Коммерческие самолеты – Технические характеристики MD-90» . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 г. Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «МД-90» (PDF) . Запускать . Боинг. 1 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бехер 2002, с. 105.
- ^ Saudia требует от Honeywell плоских дисплеев в кабине для новых MD-90. Архивировано 27 июля 2008 г. в Wayback Machine . Ханивелл. 6 февраля 1996 г. Дата обращения: 8 декабря 2008 г.
- ^ Минц, Дж., Продажа авиационной техники Китаю показывает опасность экспорта технологий , Washington Post , 7 июня 1998 г. Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ «China Northern Airlines получила первый MD-90» (пресс-релиз). Корпорация Макдоннелл Дуглас. 26 июля 1996 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2000 г.
- ^ Бехер 2002, с. 104.
- ^ Бэйли, Дж., «Китай: Boeing утверждает, что MDC лидирует» . Flight International , 1–7 мая 1991 г. Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Прогноз Интернэшнл (май 2002 г.). Прогноз гражданских самолетов: Boeing MD-80/90 Series - архивировано 5/2003 (PDF) (Отчет). п. 4. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года.
- ^ Берчелл, Билл. «Настройка поддержки будущих региональных самолетов» . Aviation Week, 13 октября 2010 г. Архивировано 26 января 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Семейство МД-90 будет включать 180-местный 40-местный вариант» (PDF) . Технические: Воздушный транспорт. Рейс Интернешнл . 12 декабря 1989 г. с. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 7 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Коммерческий самолет мира» . Рейс Интернешнл . 4–10 сентября 1991 г. с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Постлетуэйт, Алан (21–27 февраля 1990 г.). «Европа предложила новый вариант МД-90» (PDF) . Рейс Интернешнл .
- ^ Рассел, Эдвард (13 июля 2018 г.). «Дельта заменяет новые MD-90 вместо MD-88 при обновлении парка» . Flightglobal.com . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Штатный автор (1 июня 2020 г.). «В цифрах: последний привет самолетам Delta MD-88 и MD-90 «Бешеные собаки» » (пресс-релиз). Дельта Эйрлайнз . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ Заказ и доставка – отчеты, определяемые пользователем. Боинг
- ^ Инциденты с McDonnell Douglas MD-90 . Aviation-Safety.net, 2 июня 2020 г.
- ^ Статистика происшествий McDonnell Douglas MD-90 . Aviation-Safety.net, 2 июня 2020 г.
- ↑ Авиакатастрофа MD-90 UNI 24 августа 1999 года . Aviation-Safety.net. Проверено: 9 августа 2010 г.
- ^ «Отчет о расследовании происшествия МАУ 873, B-17912MD-90-30, взрыв и пожар в кабине при приземлении Хуа-Лиен, Тайвань» (PDF) . 24 августа 2000 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. . Проверено 14 августа 2014 г.
- ↑ Lion Air MD90 приземляется без носового шасси в Индонезии, 23 февраля 2009 г. Bangalore Aviation Дата обращения: 18 июля 2022 г.
- ^ Авиакатастрофа MD-90 Lion 9 марта 2009 г. . Aviation-Safety.net. Получено: 18 июля 2022 г.
- ↑ Катастрофа MD-90 Saudi Arabian Airlines 8 мая 2009 г. Aviation-Safety.net. Получено: 18 июля 2022 г.
- ^ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА МД-90-30 ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ АЭРОПОРТОВ с. 2–3 , с. 2–8 . Боинг
- ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата» (PDF) . ФАУ. 25 марта 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2016 г. . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Джон Бейли (6 декабря 1989 г.). «Дуглас использует MD-80, чтобы ускорить MD-90» . Рейс Интернешнл .
- ^ Кейн, Роберт М. (2003). Воздушный транспорт: 1903–2003 (14-е изд.). Кендалл Хант. стр. 586–588. ISBN 0-7872-8881-0 . LCCN 2002105811 . OCLC 50695027 .
- ^ «Характеристики самолета МД-90-30 для планирования аэропортов» (PDF) . Боинг. Октябрь 2002 г.
Источники
[ редактировать ]- Бехер, Томас. Дуглас Твинджетс, DC-9, MD-80, MD-90 и Боинг 717 . Кровуд Пресс, 2002. ISBN 1-86126-446-1 .
- Суонборо, Гордон. «Девяносто для девяностых». Air International , август 1993 г., том 45, № 2. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 90–95
- Норрис, Гай (9–15 июня 1993 г.). «Гладкий оператор» . Рейс Интернешнл . Фотографии Марка Вагнера. Рисунок Джона Марсдена в разрезе. стр. 45–48, 50.
Внешние ссылки
[ редактировать ]