Китайское колдовство пугает
Страхи о китайском колдовстве имели место в 1768, 1810, 1876 и 1908 годах. [ 1 ] Они включали обвинения в колдовстве против меньшинств. Считалось, что магия предполагает «кражу души», приводящую к болезни или смерти.
Фон
[ редактировать ]Похищение души
[ редактировать ]Верования в отношении практики кражи душ основывались на предположении, что души можно отделить от тела человека и использовать на благо человека, обладающего знаниями и навыками, позволяющими украсть душу человека. Считалось, что кража душ принимает две основные формы: (1) путем произнесения заклинаний над физическим объектом, связанным с жертвой кражи души, или (2) путем забивания листа бумаги с написанным на нем именем жертвы в основание дома. строительный проект. [ 2 ] Кража душ путем прикрепления бумаги к фундаменту строительных проектов связана с верой в то, что строители, такие как каменщики, могут использовать колдовство, записывая имена людей на листах бумаги и прибивая бумагу к столбам, на которых держится что-то вроде моста. Эта практика затем дала строителю большую силу, украв душу того, кто был написан на бумаге. [ 3 ] Кража души путем стрижки косы подразумевала веру в то, что колдуны с правильной подготовкой способны украсть душу человека, отрезав его косу (косу в маньчжурском стиле) и произнеся заклинания над украденной стрижкой волос. Подобно краже души путем прикрепления бумаг с написанными на них именами к фундаменту каменной кладки, кража души путем вырезания очереди может привести к тому, что жертва колдовства заболеет или умрет. [ 4 ]
Стрижка мужской косы имела политическое значение в 1768 году, поскольку косая прическа была предписанной прической правящей маньчжурской элиты в период Цин. [ 4 ] Отрезание мужчиной очереди или отказ от постригания волос в соответствующем стиле считалось приказом очереди незаконным и могло стать основанием для казни. Ношение очереди рассматривалось как прямое признание имперской власти Цин, и Филип Кун предполагает, что слухи о колдунах, пересекающих сельскую местность Китая, могли быть восприняты как угроза власти императора. [ 4 ] Однако, по словам Куна, правительственные чиновники никогда не публиковали никаких письменных материалов, которые бы проводили прямую грань между кражей душ путем сокращения очередей и возможным вызовом политической власти императора Цяньлуна. Правительственные протоколы как императора Цяньлуна, так и официальных лиц, участвовавших в делах, связанных с сокращением очередей в 1768 году, не содержат каких-либо явных упоминаний о потенциальной политической угрозе, исходящей от распространения ограничения очередей. Неясно, почему в протоколах об этом ничего не говорится, но Филип Кун утверждает, что молчание правительственных чиновников о политических последствиях сокращения очередей могло быть связано с нежеланием императора признать какую-либо потенциальную угрозу своей легитимности. Списывая случаи сокращения очередей в 1768 году на колдовство, Кун предполагает, что правительство Цин могло избежать признания какой-либо угрозы власти императора. [ 5 ]
По словам Прасенджита Дуары, религиозная жизнь Китая при династии Цин была разделена между ортодоксальностью, ориентированной на империю , и разнообразным ландшафтом популярных религий. [ 6 ] Хотя имперская ортодоксия и конфуцианство были институционализированы как доминирующая традиция, разделение между имперской традицией и народной религией не всегда было четким, и различные формы религиозной практики разрешались в той или иной степени на протяжении всего периода Цин в Китае. Однако волнения, спровоцированные религиозными группами, и беспокойство по поводу угрозы неортодоксальных религий имперской власти действительно вызвали ряд чисток, направленных против религий или групп, связанных с определенными религиозными традициями. [ 6 ]
По мнению Филипа Куна, нападения на буддийских монахов во время паники, вызванной слухами о колдовстве в 1768 году, вероятно, были связаны с распространенными убеждениями, которые приписывали религиозным деятелям буддизма или даосизма мистические силы, способные общаться со сверхъестественным или манипулировать им . Во время паники о колдовстве 1768 года приговоры за некоторые преступления, связанные с незаконной религиозной практикой, подпадали под действие Кодекса Цин , что означало, что преступление каралось смертной казнью, и, следовательно, окончательное решение должно было быть вынесено императором. В этих случаях неспособность признать обвиняемого виновным означала, что вместо этого обвинителю грозит наказание. [ 7 ]
События 1768 года
[ редактировать ]Первые страхи от колдовства произошли во время правления императора Цяньлуна . [ 8 ] Хотя период между концом 17 и началом 19 веков называют эпохой Высокой Цин и отмечают как период процветания, такие историки, как Памела Кроссли, утверждают, что богатство в это время не было равномерно распределено по Китаю. По словам историка Филипа Куна , такое неравномерное распределение богатства во многом определялось количеством пахотных земель в регионе, частотой стихийных бедствий и близостью региона к плодородным речным дельтам. Филип Кун утверждает, что, поскольку некоторые районы Китая были относительно благополучными по сравнению с другими частями страны, люди часто мигрировали, чтобы получить доступ к более процветающим регионам, несмотря на усилия правительства по предотвращению внутренней миграции. [ 9 ] [ 10 ]
январь–май
[ редактировать ]Начиная с января 1768 года слухи о колдунах, похищающих души, разжигали общественный страх в дельте реки Янцзы и вокруг нее. Кульминацией этих слухов стали судебные дела и акты насилия против обвиняемых колдунов. Насилие, направленное против обвиняемых колдунов, применялось во время пыток в зале суда, а также ряда нападений и убийств лиц, подозреваемых в краже душ. Основной целью этих обвинений в краже душ были временные монахи-нищие, которые путешествовали между деревнями и были идентифицированы как чужаки или посторонние из-за их одежды, поведения и/или акцента. [ 11 ]
Масонов обвиняют в краже душ в Ханчжоу
[ редактировать ]В январе 1768 года каменщик по имени У Дуньмин начал работу по строительству сломанных водяных ворот и моста в Чжэцзяне . Когда У вернулся домой, чтобы купить припасы для своих рабочих, он обнаружил, что человек по имени Шэнь Шилян пришёл к нему домой, чтобы спросить, будет ли Ву помочь Шену использовать колдовство против племянников Шена. Шэнь приехал в Ву, потому что после того, как в январе началось строительство водяных ворот, ходили слухи, что каменщики, работавшие над проектом, планировали использовать колдовство, чтобы помочь им в их усилиях по забиванию столбов, необходимых для восстановления водяных ворот. и мост. Эти слухи основывались на вере в то, что каменщики обладали магическими способностями, которые позволяли им приносить болезни и смерть тем, чьи имена были написаны на листках бумаги и прибиты к столбам, используемым в качестве фундамента для мостов. Эта практика была названа «похищением души», потому что, записывая чье-то имя на листе бумаги и вбивая его в каменный проект, каменщик предположительно мог украсть душу человека и усилить силу удара каменщика. Несмотря на эти слухи, Ву отказался помочь Шену и предупредил местные власти о просьбе Шена совершить Ву колдовство. За действия Шена местные власти наказали его двадцатью пятью штрафами. удары . [ 12 ]
Весной 1768 года человек по имени Цзи Чжаомэй из Дэчинга отправился в Ханчжоу и стал нищим. 3 апреля группа местных жителей напала на Цзи и обвинила его в колдовстве и воровстве. Затем его отвезли к местному старосте и допросили. На допросе Цзи признался, что он был похитителем душ и что каменщик У Дуньмин дал ему чары, похищающие души. После этого обвинения Ву был доставлен в местный ямен (управление округа) для допроса, но был освобожден после того, как Цзи не смог опознать Ву в очереди. После этого Цзи рассказал, что выдумал историю о краже душ, чтобы снискать расположение следователей. [ 12 ]
Другой каменщик по имени Го также был замешан в обвинениях в колдовстве, когда местный травник пытался обманом заставить Го совершить колдовство, чтобы травник мог завоевать расположение местных властей, успешно поймав в ловушку практикующего кражу душ. Го не обманули, а вместо этого привели травника в местное окружное управление и наказали его за попытку ложно обвинить Го. [ 12 ]
Судебные разбирательства
[ редактировать ]Поскольку местная истерия по поводу возможности кражи душ возросла, местные власти решили продолжить расследование этих трех обвинений в колдовстве и в конечном итоге приказали травникам Цзи Чжаомею и Шэнь Шиляну поставить канги у въезда в Ханчжоу. [ 12 ] В апреле 1768 года, после событий с участием масонов в Ханчжоу , четверо странствующих буддийских монахов из Ханчжоу были обвинены в краже душ в соседнем городе Сяошань, когда они путешествовали по городу и просили милостыню. [ 12 ] Первыми из четырех обвиняемых монахов были Чжучэн и Цзинсинь. Чжучэн и Цзинсинь просили милостыню в деревнях недалеко от Сяошань, когда они разговорились с двумя детьми и спросили их имена. Когда родители детей обнаружили, что двое незнакомцев спросили имена их детей, родители предположили, что Чжучэн и Цзинсинь были колдунами, которые собирали имена людей, чтобы украсть их души. Когда все больше жителей деревни собрались вокруг двух монахов и услышали об обвинениях в колдовстве, двух монахов связали, избили и угрожали смертью. [ 12 ] Двое других буддийских монахов из Ханчжоу, Чаофань и Чжэнъи, были подвергнуты обыску констеблем по имени Цай из города Сяошань. [ 12 ] Этот констебль нашел ножницы и шнур для связывания очереди в багаже Чжучэна, который в то время нес Чжэнъи. Жители деревни, ставшие свидетелями обыска, считали, что обнаружение в очереди связующего шнура и ножниц было свидетельством колдовства. Чаофань был освобожден, поскольку у него были необходимые документы, подтверждающие его статус полноценного буддийского монаха, но Чжэнъи был задержан, потому что, будучи послушником, он еще не имел такого сертификата. Затем Чаофан отправился подать жалобу в местный ямэнь (управление округа) и также был арестован. [ 13 ]
Когда все четверо монахов были арестованы, их доставили к окружному судье и допросили об их роли в сообщениях об обвинениях в сокращении очереди. Мировой судья достал ножницы и шнур для завязки волос, найденные в сумке Чжучэна, а также показал два куска заплетенных волос, которые изначально не были записаны как предметы, найденные констеблем Цаем. Затем судья спросил Чжучэна, сколько очередей он сократил, и Чжучэн отрицал, что когда-либо сокращал какие-либо очереди. В ответ на отрицание Чжученом своей вины судья подверг его пыткам в зале суда с использованием цзягуна . В ответ на пытки в зале суда Чжучэн отказался от своих первоначальных показаний и заявил, что все обвинения в сокращении очереди являются правдой. Решив, что признание Чжученом своей вины недостаточно, судья приказал подвергнуть пыткам остальных трёх монахов. Хотя Цзинсинь в конце концов заявил о своей вине, как это сделал Чжучэн, Чжэнъи и Чаофань оспорили обвинения и заявили, что констебль Цай арестовал их только потому, что они отказались дать ему взятку. После этого раунда допросов дело было передано на следующий судебный уровень, и четверо монахов были отправлены в офис Префектуре Шаосин предстоит пройти еще один раунд допроса. В ходе этого допроса пыткам подверглись только Чжучэн и Чжэнъи, в результате чего был получен еще один набор показаний, которые можно было добавить к делу. На этом этапе судебного разбирательства суд располагал набором показаний четырех монахов, в которых был ряд несоответствий, и дело было снова отправлено на следующий судебный уровень - провинциальному судье в Ханчжоу. [ 13 ] К тому времени, когда в Ханчжоу произошел третий допрос, Чжэнъи и Чаофань все еще придерживались своей первоначальной версии о том, что констебль Цай ошибочно арестовал их, потому что они не хотели платить ему взятку. Судья провинции Ханчжоу, судья Цзэн, вызвал констебля Цая на допрос и в конце концов заставил констебля признать, что он ложно обвинил Чжэнъи и Чаофань, потребовал взятку и подбросил дополнительные улики в вещи монахов, чтобы гарантировать, что обвинения в колдовство против четырех монахов приживется. После признания констебля Цая он был наказан и уволен, а четверо монахов были оправданы и освобождены с денежной компенсацией за кости, сломанные во время пыток. К маю 1768 года по крайней мере двое других людей подверглись нападению и избиению до смерти людьми, подозревавшими их в колдовстве в уездах Сяошань и Аньцзи . [ 14 ] 3 мая нищего по имени Цю Юннянь обвинили в том, что он носил бумажные обереги и дергал ребенка за косу, и то, и другое было воспринято как свидетельство колдовства. После того, как Цю был доставлен, местные полицейские арестовали двух его товарищей, которые также были нищими, Чэнь Ханьру и Чжан Юйчэн. [ 14 ]
Трое нищих были допрошены и подвергнуты пыткам в зале суда с целью добиться признаний, но все трое подозреваемых заявили о своей невиновности. После того, как их подвергли цзягуну , трое нищих были переведены в округ Ямэнь , где их судил мировой судья по имени Ту и подвергли еще одному раунду допросов и пыток. Все трое нищих заявили о своей невиновности. Не имея возможности добиться признания от трех нищих, судья Ту распорядился освободить нищих и разместил ряд объявлений, в которых предупреждалось о возможности сокращения очереди и призывалось жертв сокращения очереди сообщать о преступлении местным властям. Несмотря на приказ магистрата Ту освободить всех троих нищих, Чжана держали в тюрьме, потому что он заболел и в конце концов умер под присмотром тюремных служащих. [ 14 ]
Монахов обвиняют в краже душ в Сюкоу
[ редактировать ]В начале мая 1768 года семь монахов пришвартовались в городе Сюкоу на северо-восточном берегу озера Тай по пути в Сучжоу , где они планировали купить припасы для своего храма в Хучжоу . Подпитываемая слухами о монахах, вырезающих очереди, толпа местных жителей Сюкоу во главе с рыбаком по имени Чжан Цзифа напала на семерых монахов и их лодочника. После избиения толпой монахи и лодочник были доставлены властям Сучжоу . Во время заключения монахов в Сучжоу их вещи были украдены из лодки, которую они пришвартовали в Сюкоу. Не найдя никаких доказательств против монахов и оправдав их вину, префект Сучжоу заставил рыбака Чжана заплатить за то, что монахи и лодочник потеряли во время заключения. [ 14 ]
Июнь – август 1768 г.
[ редактировать ]К июню 1768 года император Цяньлун знал о слухах о сокращении очередей, циркулирующих в районе нижней части Янцзы и по всему нему, и отправил следующее письмо в провинциальное управление Чжэцзян: [ 15 ]
В районе Чжэцзян говорят, что во время строительства мостов некоторые люди тайно подстригают людям волосы и лацканы с целью произнесения заклинаний для погружения свай. Теперь эта вера распространилась и в Шаньдуне. Эти слухи поистине абсурдны. Это могут быть просто мелкие воришки, пользующиеся случаем, чтобы бросить подозрение на других, чтобы более нагло разыграть свои хитрости. Однако такого рода ложная история может легко ввести в заблуждение и подстрекать общественность. Естественно, это должно быть тщательно расследовано и запрещено, чтобы положить конец злым обычаям. Да будет известно генерал-губернаторам и губернаторам этих юрисдикций, что они должны приказать своим подчиненным тайно провести тщательное расследование. Если такая ситуация действительно существует, виновные должны быть немедленно арестованы и строго наказаны. А может быть, арест и суровое наказание одного или двух зачинщиков послужит предупреждением для других. Кроме того, они должны действовать так, как будто ничего важного не происходит ( Будонг Шэнсэ ), проводят свои расследования надлежащим образом и не позволяют подчиненным яменя вмешиваться и использовать эту возможность, чтобы создавать проблемы и беспокоить местные сообщества. [ 15 ]
В период с июня по июль слухи о колдунах, вырезающих очереди, продолжали распространяться из нижнего региона Янцзы в близлежащие провинции. [ 15 ]
Кража душ в Шаньдуне
[ редактировать ]В Шаньдуне начали распространяться слухи о колдунах, которые использовали «одурманивающий порошок», чтобы вывести из строя своих жертв на время, достаточное для того, чтобы отрезать им очереди и украсть их вещи. Услышав об этом слухе, губернатор Шаньдуна Фунихань приказал местным властям расследовать это дело. В результате этого расследования несколько мужчин были арестованы по обвинению в сокращении очереди. Это расследование выявило более широкую сеть лиц, причастных к сокращению очередей. Сообщалось, что лидерами этой сети были колдуны, которые искали и вербовали учеников. [ 15 ] Филип Кун объясняет, что следователи организовали эту сеть в иерархию после ареста Цая Тинчжана, Цзинь Гуаньцзы и Хань Пэйсяня:
Очередь-клипер | Средний мастер | Великий Магистр |
---|---|---|
Цай Тинчжан | Тунъюань | Уюань |
Цзинь Гуаньцзы | Чжан Сиру | Юши |
Хан Пэйсянь | Минъюань | (неизвестный) |
Во время своего признания Цай Тинчжан назвал следующие имена тех, кто, по его мнению, был причастен к сокращению очередей: [ 15 ]
- Монах Тунъюань, который был идентифицирован как лидер группы, практиковавшей колдовство. В эту группу входили двое его последователей и собратьев-монахов: Исин и Янь. [ 15 ]
- Двое мужчин из провинции Чжэцзян по имени Чжан и Ван, которые предположительно научили монаха Дуна методу использования одурманивающего порошка. [ 15 ]
- Монах по имени Уюань из провинции Чжэцзян, который предположительно был зачинщиком более масштабных усилий по набору и обучению большего количества резчиков очередей. Членов этой группы колдунов, сокращающих очередь, Филип Кун называет «сообщниками». [ 15 ]
Во время признания Цзинь Гуаньцзы Цзинь объяснил, что он начал использовать одурманивающий порошок и резать очереди после того, как Чжан Сыру убедил Цзинь присоединиться к группе резчиков очередей под руководством монаха Юши. В случае с Чином он был арестован после того, как прервал очередь из двух молодых мальчиков и изнасиловал одного из них. В признании Хань Пэйсянь объяснил, что стал учеником монаха по имени Минъюань, который научил его искусству кражи душ с помощью одурманивающего порошка и резки очередей. После этих арестов и признаний губернатор Фунихан продолжил расследование и к 11 августа арестовал еще пять человек, обвиненных в сокращении очереди. Каждый из арестованных, вырезавших очередь, указал на другого главаря банды из Цзяннани . Филип Кун отмечает это как начало охоты на «мастеров-колдунов», которые, как считалось, организовали растущие беспорядки. [ 15 ]
Охота на мастеров-волшебников
[ редактировать ]Узнав о результатах расследования губернатора Фунихана в Шаньдуне, император Цяньлун приказал выследить и арестовать предполагаемых мастеров-колдунов. [ 15 ] В ответ на указ императора региональные чиновники приступили к выявлению и аресту колдунов в пределах своей предполагаемой юрисдикции. [ 16 ] В течение августа нищих и монахов заключали в тюрьмы, допрашивали и пытали, пытаясь разгромить всех потенциальных колдунов, стоящих в очереди, и предполагаемых мастеров-колдунов, которые их возглавляли. [ 17 ]
Цзяннань расследование
[ редактировать ]К середине августа 1768 года местным властям так и не удалось задержать предполагаемых мастеров-колдунов Уюаня и Юши. В результате император Цяньлун поинтересовался статусом этих расследований и обнаружил, что местные чиновники не предупредили его о ряде обвинений, нападений и судебных процессов, связанных с колдовством, которые происходили в районе Цзяннань с января. [ 16 ] В ходе дальнейшего расследования Цяньлун установил, что многие из этих дел рассматривались плохо, и отчитал губернатора Цзянсу, человека по имени Чанбу, за неспособность поддерживать порядок в своей юрисдикции. [ 16 ] В результате этого скандала губернатор Чанбу ушел в отставку и был заменен губернатором Юнгде. Когда Юндэ вступил в должность, он составил полный отчет об обвинениях в колдовстве в Чжэцзяне и отправил записи императору Цяньлуну. Получив отчет Юндэ, Цяньлун приказал собрать всех каменщиков, монахов и нищих, участвовавших в делах о колдовстве в Чжэцзяне в период с января по май, и отправить их в Пекин . [ 18 ]
Поиски Чжан Сиру
[ редактировать ]Обвиненный Цзинь Гуаньцзы в том, что он является лидером в предполагаемой сети похитителей душ, Чжан Сиру был основной целью во время охоты на мастеров-колдунов. В конце августа нищий с таким же именем (Чжан Сы) был задержан в северном городе Аньхой, примерно в восьмидесяти милях от того места, где чиновники подозревали, что нашли Чжан Сыру. На допросе Чжан Си объяснил, что к нему подошел человек по имени Чжао Сан и сказал Чжану, что заплатит ему за то, чтобы он сократил для него очереди. [ 18 ]
Буддийская секта Баоань
[ редактировать ]Буддийская секта в верхних регионах Чжили истолковала слухи о колдовстве 1768 года как плохое предзнаменование и использовала возможность убедить людей в регионе обратиться в другую веру. В ответ на усилия буддийской секты Баоань по обращению в веру и предсказания горя император Цяньлун приказал обезглавить лидеров секты, а их последователей казнить, избить или сослать. [ 17 ]
Октябрь 1768 г.
[ редактировать ]К октябрю 1768 года чиновники, ответственные за расследование обвинений в колдовстве, арестовали и допросили ряд лиц, обвиненных в сокращении очереди, но так и не задержали ни одного из предполагаемых мастеров-колдунов. [ 19 ] В ряде случаев обвиняемые и потерпевшие обвиняемых рассказывали разные истории, которые изменились после многочисленных допросов и пыток, что привело к созданию запутанной коллекции отчетов, которые были добавлены к общему расследованию. [ 19 ] К тому времени, когда император вернулся из своего летнего дворца в Пекин, ряд обвиняемых были отправлены в Большой совет для суда и допроса, в том числе: обрезки очередей из Шаньдуна; нищий Чжан Си со своим сыном; те, кто причастен к обвинениям, направленным против Мэйсона Ву; буддийские монахи, обвиняемые в краже душ в Сяошань; нищие, обвиненные в краже душ в Сучжоу, и монахи, обвиненные в краже душ в Сюкоу. [ 19 ] В течение октября многие из лиц, вырезавших очереди, и подозреваемых, причастных к расследованию колдовства, были допрошены под пытками и дали множество признаний, которые противоречили ранее предоставленной информации. Эти противоречивые сведения заставили следователей усомниться в существовании каких-либо мастеров-мастеров. Филип Кун предполагает, что путаница в этих отчетах могла быть связана с тем фактом, что большинство полученных признаний было выдано в результате неоднократных пыток и длительного тюремного заключения, в результате чего многие из обвиняемых, вырезавших очереди, заболели и умерли. тюрьма. [ 20 ]
Конец расследования
[ редактировать ]К ноябрю император и те, кто отвечал за расследование возможности существования более крупной сети колдунов и мастеров-волшебников, не смогли найти никаких доказательств ни того, ни другого. Придя к выводу, что многие дела, рассмотренные судом, привели к наказанию и тюремному заключению ряда невиновных лиц, суд приступил к освобождению ряда обвиняемых. [ 20 ] Среди оправданных были:
- Монахи, обвиненные в краже душ в Сюкоу, все из которых пережили заключение и испытания.
- Трое нищих, обвиненных в краже душ в Сучжоу, двое из которых умерли во время заключения и судебных разбирательств.
- Буддийских монахов обвиняют в краже душ в городе Сяошань
- Те, кто причастен к обвинениям в адрес Мэйсона Ву
В конце концов, дело было закрыто без обнаружения каких-либо мастеров-мастеров. Следствие было прекращено не потому, что император и великий совет сочли дело необоснованным, а потому, что решили, что следствие сорвано губернскими чиновниками. [ 20 ]
События 1876 года
[ редактировать ]Подобный слух пошел в Нанкине в 1876 году. Мост, недавно разрушенный тайпинским восстанием, ремонтировали. Первоначальная версия слуха гласила, что каменщикам нужны были души для ремонта моста, и они собирали эти души в сосуд, который будет встроен в мост. [ 21 ] [ 22 ] Хотя первоначальная версия утверждала, что масоны собирали души, выкрикивая имя жертвы, быстро возникла теория, что сокращение очереди было еще одним способом украсть душу. [ 21 ] Религиозные группы и странствующие торговцы начали продавать кусочки цветной ткани, которые, по их утверждениям, защитят владельца от кражи в очередях, если его пришить к шляпе. Это помогло распространить панику в Сучжоу и одновременно привело к обвинению продавцов одежды в спекуляции или даже краже душ. [ 21 ] [ 22 ] Пошел новый слух, что волшебно оживленные «бумажные человечки» отсекают очереди путешественников. Путешественники лихорадочно проверяли бы свои очереди, если бы они столкнулись с незнакомцем на дороге. Слухи распространились по всей территории дельты Янцзы, и паникующие деревни не спали всю ночь, стуча в гонги и тарелки, чтобы отогнать бумажников. [ 22 ] [ 23 ] Распространенным мнением было то, что бумажными человечками управляли какие-то злые волшебники. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Список случаев массовой истерии
- Суды над ведьмами в период раннего Нового времени , которые происходили по всей Европе и Северной Америке и которые ученые сравнивали с паникой, похищающей души. [ 25 ]
- Танцевальная мания , форма массовой истерии, распространенная в Европе раннего Нового времени.
- Ээ джа най ка — комплекс карнавальных религиозных праздников и общественных мероприятий, которые происходили во многих частях Японии с июня 1867 по май 1868 года. В этих событиях также заметно использовалось использование защитных амулетов.
- Восстания в Цинском Китае
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чанг, Ши-Ин (1 декабря 2009 г.). « Паника, сокращающая очереди, и связанные с ней социальные отношения в в начале двадцатого века Китае » (22): 1–56. doi : 10.7058/TAHJ.200912.0001 .
- ^ Кун 1990 , стр. 25–29.
- ^ Кун 1990 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Кун 1990 , стр. 7–12.
- ^ Кун 1990 , с. 22
- ^ Перейти обратно: а б Дуара, Прасенджит (15 ноября 2014 г.). «Китайские религии в сравнительно-исторической перспективе» . SSRC Имманентный фрейм . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Кун 1990 , стр. 27–28.
- ^ Тошихито, Тании (11 ноября 1987 г.) «Широко распространенная преступность в период Цяньлун и реакция государства» . Ширин shirin_70_877 70 6): 877–916. doi : 10.14989/ . ( 0386-9369 .
- ^ Кроссли, Памела Кайл (2010). Колеблющаяся ось, Китай с 1800 года: интерпретирующая история . Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания: Уайли-Блэквелл. стр. 44–64. ISBN 978-1-4051-6079-7 . OCLC 430838727 .
- ^ Кун 1990 , стр. 26–29.
- ^ Кун 1990 , стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кун 1990 , стр. 3–11.
- ^ Перейти обратно: а б Кун 1990 , стр. 15–19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кун 1990 , стр. 20–26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кун 1990 , стр. 76–84.
- ^ Перейти обратно: а б с Кун 1990 , стр. 124–126.
- ^ Перейти обратно: а б Кун 1990 , стр. 142–148.
- ^ Перейти обратно: а б Кун 1990 , стр. 131–136.
- ^ Перейти обратно: а б с Кун 1990 , стр. 149–163.
- ^ Перейти обратно: а б с Кун 1990 , стр. 163–183.
- ^ Перейти обратно: а б с Ее 1992 , с. 264.
- ^ Перейти обратно: а б с С 2012 года , с. 48.
- ^ Ее 1992 , с. 265.
- ^ Ее 1992 , с. 266.
- ^ Чжао, Кики (6 марта 2016 г.). «В истории XVIII века гарвардского ученого: взгляд на современный Китай» . New York Times [китайский двуязычный] .
Источники
[ редактировать ]- Кун, Филип А. (1990). Похитители душ: китайское колдовство в 1768 году . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03977-3 . OCLC 436076867 .
- Хаар, Б. Дж. Тер (1992). «К истории преследований Цин». Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл.
- Су, Пин (декабрь 2012 г.). (4837631)» [Колдовская паника эпохи Цин и реакция правительства: примеры двух слухов о сокращении очередей] « Колдовская паника эпохи Цин и реакция правительства: примеры двух слухов о сокращении очередей . 21 век . 74 (91.12)