Jump to content

Анания Ширакаци

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Анании из Ширака )

Анания Ширакаци
Анания Ширакаци
Статуя Анании Ширакаци, держащая глобус , 1963 года , у входа в Матенадаран.
Рожденный в. 610
Умер в. 685 (около 75 лет)
Национальность Армянский
Эра Раннее Средневековье
Школа Эллинизированная школа
Основные интересы
Математика , астрономия , география , хронология

Анания Ширакаци ( древнеармянский : Արակացի , Анания Ширакаци , англизированный : Анания Ширака ) была армянским эрудитом и натурфилософом 7-го века , автором дошедших до нас работ, охватывающих математику, астрономию, географию, хронологию и другие области. О его жизни достоверно мало что известно, кроме его собственных сочинений, но его считают отцом точных и естественных наук в Армении — первым армянским математиком , астрономом , [ 2 ] [ 3 ] и космограф . [ 4 ]

Анания , член Армянской эллинистической школы и один из немногих светских ученых в средневековой Армении, получила образование в основном у Тихика в Трапезунде . Он составил учебники естественных наук и первый известный географический труд на классическом армянском языке ( Ашхарацуйц ), [ 5 ] где представлена ​​подробная информация о Великой Армении , Персии и Кавказе ( Грузии и Кавказской Албании ).

В математике его достижения включают самую раннюю известную таблицу результатов четырех основных операций . [ 3 ] [ 6 ] самый ранний известный сборник развлекательных математических головоломок и задач, [ 7 ] и самая ранняя книга математических задач на армянском языке. [ 8 ] Он также разработал систему математической записи, основанную на армянском алфавите , хотя он был единственным известным писателем, использовавшим ее.

Его имя обычно переводится на английский язык как Анания Ширакский ( Ширак ). [ 9 ] Анания — это армянский вариант библейского имени Анания, которое само по себе является греческой версией еврейского Ханания . [ 10 ] Вторая часть его имени обозначает место его происхождения, Ширакскую область. [ 2 ] хотя, возможно, это стало своего рода фамилией. [ 11 ] рукописях Ширакуни называют некоторых и Ширакаванци его В . [ 12 ]

Статуя Анании в Алфавитном парке близ Арташавана работы Артуша Папояна [ ги ] (2005). [ 13 ]

Анан [ а ] Ширакаци жил в VII веке. [ 14 ] Даты его рождения и смерти окончательно не установлены. Роберт Х. Хьюсен отметил в 1968 году, что широко распространено мнение, что Анания родилась между 595 и 600 годами; [ 15 ] четверть века спустя он остановился на ок. 610 год рождения и 685 год его смерти. [ 16 ] Агоп Джек Хаджикян и др. относят его рождение к началу 600-х годов, но согласны с 685 годом. [ 17 ] Джеймс Р. Рассел , Эдвард Дж. Мэтьюз и Тео ван Линт также согласны с 610–685, [ 18 ] [ 4 ] [ 3 ] в то время как Гринвуд предлагает c. 600–670. [ 8 ] Варданян относит свою смерть к началу 690-х годов. [ 19 ]

Анания – единственный армянский ученый-классик, написавший автобиографию . [ 15 ] Это краткий текст, охарактеризованный как «несколько самовосхвалительный». [ 20 ] и «скорее заявление об академическом происхождении», чем автобиография. [ 21 ] Вероятно, оно было написано как предисловие к одному из его научных трудов, возможно, « Кникону» . [ 4 ] Он был сыном Йованеса и родился в селе Анания/Анеанк ( Անեանք ) или в городе Ширакаван (Еразгаворс) , [ 22 ] в кантоне Ширак, в центральноармянской провинции Айрарат . [ 23 ] Анеанк может быть связан с более поздним городом Ани , столицей Армении Багратидов . [ 24 ]

Анания, вероятно, происходила из знатной семьи. [ 4 ] Поскольку его имя иногда пишется как Ширакуни ( Շիրակունի ), Хьюсен утверждал, что он, возможно, принадлежал к дому Камсаракан или Аршаруни, князей Ширака и Аршаруника соответственно. [ 15 ] Гринвуд предполагает, что более вероятно, что Анания происходил из мелкой знати Ширака, служившей дому Камсаракана. [ 25 ] Брутян описывает своего отца как «мелкого армянского дворянина». [ 26 ] Варданян полагает, что либо он происходил из семьи Камсаракан, либо они были его покровителями . [ 27 ]

Традиционно считается, что Анания была похоронена в деревне Анаванк; однако традиция, вероятно, возникла от названия деревни. [ 3 ]

Образование

[ редактировать ]

Анания получил раннее образование в местных армянских школах, возможно, в монастыре Дпреванк. [ 28 ] где он изучал священные тексты и более ранних армянских авторов. [ 15 ] [ 29 ] Из-за нехватки учителей и книг в Армении он решил поехать в Византийскую империю, чтобы изучать математику. [ 8 ] [ 29 ] После путешествия сначала в Феодосиополис , затем в контролируемую Византией провинцию Четвертая Армения (вероятно, Мартирополь ), [ 1 ] где он шесть месяцев учился у математика Христосатура. [ 1 ] Затем он ушел искать лучшего учителя и узнал о Тихике. [ б ] который базировался в монастыре (или мартирии) Святого Евгения в Трапезунде . [ 15 ] [ 8 ] Редгейт поместил это в 620-е годы. [ 1 ] Гринвуд предположил, что Тихик, не упомянутый где-либо еще, на самом деле может быть Стефаном Александрийским . [ 30 ]

Статуя Анании в Ереванском государственном университете

Значительную часть своей автобиографии Анания посвятил Тихику (род. ок. 560 г.), у которого он провел восемь лет в 620-630-х гг. [ 31 ] Тихик изучал армянский язык и его литературу во время службы в византийской армии в Армении. [ 20 ] [ 32 ] Раненный персами , он ушел из армии и позже учился в Александрии , Риме и Константинополе . [ 20 ] [ 32 ] Позже Тихик вернулся в свой родной Трапезунд, где основал школу ок. 615. [ 32 ] Тихик обучал многих учеников из Константинополя (в том числе из императорского двора) и был известен среди византийских царей. [ 33 ] [ 8 ] Он уделял Анании особое внимание и научил его тому, что Анания называла «совершенным знанием математики». [ 17 ] В обширной библиотеке Тихика Анания нашла «все экзотерическое и эзотерическое », [ 18 ] включая священных и светских греческих авторов, включая работы по наукам, медицине, хронологии и истории. [ 34 ] Рассел полагал, что в его библиотеке могли быть книги по Пифагору и алхимии . [ 18 ] Анания считал Тихика «предназначенным Богом для внедрения науки в Армению». [ 32 ]

Педагог и учёный

[ редактировать ]
Список фаз Луны Анании Ширакаци

Сам Анания по возвращении основал школу в Армении. [ 17 ] Эта школа, первая в Армении, где преподавали квадривиум , предположительно находилась в его родном Шираке. [ 3 ] [ 32 ] Он был разочарован ленью своих учеников и их уходом после изучения азов. [ 32 ] Анания пожаловалась на отсутствие интереса армян к математике, [ 20 ] написав, что они «не любят ни учебы, ни знаний». [ 35 ] Николас Адонц считал преувеличением, «если не абсолютной клеветой, отрицать врожденную армянскую любовь к расследованиям». [ 36 ] Летописец XII века Самуил Анийский перечислил пятерых учеников Ширакаци: [ 3 ] кто иначе неизвестен. [ 37 ] Анания финансировал свои исследования в нескольких областях за счет денег, которые он зарабатывал преподаванием. [ 32 ]

Отношения с церковью

[ редактировать ]

Томсон писал, что Анания как ученый-мирянин была «редкостью в ранней Армении». [ 20 ] Хьюзен назвал его единственным классическим армянским писателем-мирянином, помимо Григора Магистроса . [ 15 ] добавив, что у него тесные отношения с Армянской церковью. [ 38 ] Малахия Орманян не включил его в число авторов-мирян. [ с ] Хачикян и др. описывают Ананию как «набожного христианина, хорошо знающего Библию», который «предпринял некоторые попытки примирить науку и Священное Писание». [ 40 ] В последние годы жизни Анания, возможно, был монахом Армянской церкви. [ 15 ] Это основано на его религиозных рассуждениях и попытках датировать церковные праздники. [ 41 ] Джон А.С. Греппин сомневается, что Анания когда-либо принадлежала к какому-либо религиозному ордену. [ 42 ] Некоторые ученые считают его церковным идеологом, родственным Косме Индикоплевту , которого он фактически критиковал. [ 43 ]

Хьюзен отметил, что некоторые из «наиболее революционных идей» Анании были подавлены Армянской церковью после его смерти. [ 44 ] Греппин предположил, что Анания, в основном светский писатель, впала в «плохой клерикальный запах». [ 42 ] С. Питер Коу не согласился с гипотезой Ашота Абрамяна о том, что его имя «подвергалось цензуре в средние века из-за неодобрения со стороны церкви», и утверждал, что оно «более применимо к советской практике, чем к практике относительно толерантных армянских и других восточных церквей». ." [ 45 ] Советские историки представляли его как основателя нерелигиозной и антиклерикальной мысли в Армении, пионера теории двойной правды . [ 46 ] Вазген Чалоян назвал его «прогрессивным представителем феодального периода армянской науки». [ 47 ] Геворг Хрлопян дошел до того, что заявил, что Анания была врагом Армянской церкви и боролась с ее мракобесием . [ 38 ] Хьюсен выступил против этой точки зрения, предположив, что вместо этого он был «своего рода независимым мыслителем». [ 15 ]

Философия

[ редактировать ]
Бюст в Матенадаране

Современные ученые считают Ананию представителем эллинистической школы, поскольку многие его работы основывались на классических греческих источниках. [ 48 ] [ 49 ] Он был первым армянским ученым, который «импортировал в Армению ряд научных понятий и примеров их применения из грекоязычных школ». [ 50 ] Он хорошо знал греческую литературу. [ 51 ] и влияние греческого синтаксиса очевидно в его работах. [ 52 ] Анания также была хорошо осведомлена о местных армянских и иранских культурных традициях; [ 8 ] несколько его работ предоставляют важную информацию о позднесасанидском Иране . [ 8 ]

Джеймс Р. Рассел описывает его как алхимика и пифагорейца , который «обычно не полагается на мифологию для объяснения природных явлений». [ 53 ] Анания признавала важность опыта, наблюдения, рациональной практики и теории и находилась под влиянием идей неоплатоника философа- V века Давида Анахта (Непобедимого) и греческих философов Фалеса Милетского , Гиппократа , Демокрита , Платона , Аристотеля , Зенона. Кития , Эпикура , Птолемея , Паппа Александрийского и Космы. Индикоплевсты . [ 54 ] Книга Аристотеля «О небесах» оказала значительное влияние на мысль Анании. [ 35 ] По словам Геворга Хрлопяна, Анания находилась под сильным влиянием , » Егише «Толкования творения анонимной «Интерпретации категорий» Аристотеля и работ Давида Анахта. [ 55 ] утвердивший неоплатонизм в армянской мысли. [ 54 ] Анания был также первым армянским ученым, процитировавшим Филона Александрийского . [ 29 ]

Анания была последним известным ученым-мирянином в христианской Армении до Григора Магистроса Пахлавуни в 11 веке. [ 15 ] [ 20 ] Он выступал за рационализм в изучении природы и критиковал суеверия и астрологию как «болтовню глупцов». [ 56 ] [ 57 ] Он принял классическую теорию четырех элементов , согласно которой вся материя состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Он считал, что хотя Бог непосредственно создал эти элементы, Он не вмешивался в «естественный ход развития вещей». Он утверждал, что создание, существование и распад природных тел и явлений происходили посредством соединения этих элементов — без вмешательства Бога. [ 58 ] И живая, и неживая материя возникла в результате синтеза четырех элементов. [ 58 ]

Анания признала, что Земля круглая , описав ее как «яйцо со сферическим желтком (шар), окруженное слоем белого (атмосфера) и покрытое твердой скорлупой (небо)». [ 38 ] Он точно объяснил солнечные и лунные затмения , фазы Луны и строение Млечного Пути . [ 56 ] описывая последнюю как «массу плотных, но слабо светящихся звезд». [ 38 ] Анания также правильно объясняла приливы влиянием Луны . [ 44 ] [ 57 ] Высшую сферу он описал как эфир ( арпи ), источник света и тепла (через Солнце ). [ 59 ]

Работает

[ редактировать ]

Анания была эрудитом и натурфилософом . [ 60 ] Анании приписывают около 40 работ по различным дисциплинам, но до нас дошла только половина. Они включают исследования и переводы по математике , астрономии , космологии , географии , хронологии и метеорологии . [ 3 ] Многие из его работ, как полагают, были частью « Кникона» ( Քննիկոն , от « канон », греч. Каноникон ), завершенного около 666 г. [ 3 ] [ 61 ] и использовался в качестве стандартного учебника естественных наук в средневековой Армении. [ 4 ] [ 62 ] Арташес Матевосян назвал его первым светским армянским учебником науки. [ 63 ] а Валентина Кальцолари описала его как «монументальный энциклопедический труд». [ 64 ] Гринвуд утверждал, что К'Нникон представлял собой «изменчивый сборник, содержание которого менялось с течением времени, отражая интересы и ресурсы разных учителей и практиков». [ 65 ]

Современные ученые оценили сочинения Анании как краткие, простые и по существу, удерживающие внимание читателя и приводящие примеры, иллюстрирующие его точку зрения. [ 56 ] [ 54 ]

Математический

[ редактировать ]
Книга по арифметике Ширакаци.

Анания в первую очередь посвящала математику. [ 4 ] которую он считал «матерью всех знаний». [ 3 ] [ 15 ] Его математические книги использовались в качестве учебников в Армении. [ 20 ]

Из нескольких математических работ Анании наиболее важной является книга по арифметике ( Хамарогут'юн , Счет ; или Т'вабанут'юн , Туабанутюн ), [ 66 ] обширный сборник таблиц по четырем основным операциям . [ 56 ] Это самое раннее из известных произведений такого рода. [ 3 ] [ 6 ] Общее количество операций достигает 80 миллионов, что является самым высоким показателем. [ 6 ] Возможная теоретическая часть считается утерянной. [ 56 ]

«Проблемы и решения» (альтернативно переводится как «О вопросах и ответах ») — сборник из 24 арифметических задач и их решений, основанный на применении дробей; [ 56 ] [ 7 ] это самое раннее подобное произведение на армянском языке. Многие из его проблем отсылают к реальным ситуациям: шесть связаны с княжеским домом Ширака, Камсараканами , [ 6 ] и как минимум три в Иран. [ 8 ] Гринвуд называет эти проблемы «богатым источником истории седьмого века, ценность которого еще не получила достаточного признания». [ 67 ]

Третья работа, вероятно, являющаяся приложением к книге по арифметике, называется Xraxčanakank' ( Խրախճանականք ), буквально «вещи для праздников». На английский язык оно было переведено как «Математические игры» . [ 66 ] Забавы с арифметикой или задачи для развлечения . Он также содержит 24 задачи, «предназначенные для математического развлечения в общественных местах». [ 56 ] По словам Мэтьюза, это, возможно, самый старый из сохранившихся текстов такого рода. [ 7 ]

Числовое обозначение

[ редактировать ]

Для своих математических работ Анания разработал уникальную числовую систему счисления, основанную на 12 буквах армянского алфавита . Для единиц он использовал первые девять букв армянского алфавита ( Ա , Բ , Գ , Դ , Ե , Զ , Է , Ը , Թ ), аналогичных стандартной традиционной армянской системе счисления . Буквы, используемые для чисел 10, 100 и 1000, также были идентичны традиционной армянской системе ( Ժ , Ճ , Ռ ), но все остальные числа до 10 000 были написаны с использованием этих 12 букв. Например, 50 будет записано ԵԺ (5×10), а не Ծ, как в стандартной системе. Таким образом, запись является мультипликативно-аддитивной в отличие от стандартной зашифрованно-аддитивной системы и требует знания 12 букв вместо 36 для записи чисел меньше 10 000. Числа, превышающие это значение, можно было записать с помощью мультипликативных комбинаций всего из 2 или 3 знаков, но используя все 36 букв. [ 68 ]

Стивен Хрисомалис считает, что эта система была создана Ананией, поскольку она встречается только в его произведениях и не встречается в греческом , сирийском, еврейском или какой-либо другой алфавитной системе счисления . [ 69 ] Аллен Шоу утверждал, что это всего лишь вариант армянских цифр, разработанный специально для обозначения больших чисел. [ 70 ] Ни один другой писатель не использовал его. [ 69 ]

Астрономический

[ редактировать ]
Рукопись «Космологии» Анании .

работ Космология» Анании — Одна . « из самых значительных [ 71 ] Версия Абрамяна состоит из десяти глав с введением под названием «Во исполнение обещания», подразумевающим покровителя. [ 72 ] Он охватывает Солнце, Луну, небесные сферы, созвездия , Млечный Путь и метеорологические изменения. [ 73 ]

Работы, используемые для частей Космологии, включают Библию (в основном Пятикнижие и Псалмы ) и работы Отцов Церкви . Анания цитирует труды Василия Кесарийского , Григория Просветителя и Амфиолка (возможно, Иконийского). [ 74 ] Некоторые главы произведения, такие как «На облаках» (также называемые «На небе» или «О небе»), во многом основаны на « Гексамероне» Василия . [ 75 ] Анания также повторяет классические греческие представления в области астрономии, физики и метеорологии. [ 76 ] Памбакян писал о значении космологии :

как византийский текст, В заключение, если рассматривать «Космологию » оригинальность можно искать в том, как языческие и христианские традиции сочетаются (и часто неразрывно переплетаются), и многое можно узнать о «создании науки» в эпоху Византии. контекст седьмого века. В специфическом контексте армянской литературы этот текст беспрецедентно глубоко рассматривает многие аспекты натурфилософии. [ 77 ]

Другой астрономический труд Анании, «Таблицы движений Луны» ' Xorunk ( ënt'ac'ik' lusoy ), [ 66 ] основано на трудах Метона Афинского и его собственных наблюдениях. [ 78 ]

Вечный календарь

[ редактировать ]

В 667 году Анания была приглашена католикосом Анастасом I из Акори (годы правления 661/2–667) в центральную резиденцию Армянской церкви в Двине, чтобы установить фиксированный календарь подвижных и недвижимых праздников Армянской церкви. [ 20 ] [ 79 ] Результатом стал вечный календарь , основанный на 532-летнем цикле . [ 4 ] объединение солнечного и лунного циклов , поскольку они совпадают каждые 532 года. Впервые он был предложен Викторием Аквитанским в 457 году и принят Александрийской церковью . [ 38 ] Календарь Анании никогда не применялся Армянской церковью; [ 4 ] [ 20 ] Оганес Драсханакертци считает, что смерть Анастаса помешала церковному совету ратифицировать его. [ 80 ]

Географический

[ редактировать ]
Армения по «Географии Анании» ( Ашхархацуйц ), по Сурену Еремяну

Ашхархацуйц [ 20 ] (Классический армянский: Աշխարհացոյց , Ašxarhac'oyc' , букв. «показывающий мир») — анонимно опубликованная карта мира , предположительно написанная где-то между 610 и 636 годами. [ 81 ] В нем отсутствует нарисованная карта, но содержится «самое раннее из сохранившихся подробных описаний армянских земель». [ 82 ] По словам Элизабет Редгейт , оно было написано «вероятно, незадолго до 636 года нашей эры». [ 83 ] Его авторство оспаривается в современный период; Раньше считалось, что это работа Мовсеса Хоренаци , но теперь большинство ученых приписывают ее Анании. [ 84 ] Хьюзен называет это «одним из самых ценных произведений, дошедших до нас из армянской древности». [ 85 ]

Армянская география , как ее еще называют, была особенно важна для исследования истории и географии Великой Армении, Кавказа ( Грузии и Кавказской Албании ) и Сасанидской империи . [ 8 ] где все подробно описано. [ 40 ] [ 85 ] Описаны территории до арабских вторжений и завоеваний . [ 16 ] Сведения об Армении нигде в исторических источниках не встречаются. [ 7 ] поскольку это единственный известный армянский географический труд до 13 века. [ 5 ] Коу описал его как «единственный в своем роде в Армении до появления современной картографии в семнадцатом веке». [ 86 ]

Ашхархацуйц рецессии пережил длинные и короткие . [ 85 ] По мнению ученых, оригиналом была длинная редакция. [ 87 ] Для описания Европы, Северной Африки и Азии (весь известный мир от Испании до Китая) [ 7 ] он в основном использует греческие источники, а именно ныне утраченную географию Паппа Александрийского (4 век), которая, в свою очередь, основана на «Географии Птолемея» ( 2 век). [ 4 ] [ 8 ] [ 85 ] По словам Хьюсена, это «последняя работа, основанная на древних географических знаниях, написанная до эпохи Возрождения». [ 38 ] Эдмонд Шютц назвал это «выдающимся произведением средневековых наук, богатым наследием после Птолемеев ». [ 88 ]

Это было одно из первых опубликованных светских армянских произведений (в 1668 году Воскан Ереванци ). [ 89 ] Он был переведен на четыре языка: английский, латынь (оба в 1736 г.), французский (1819 г.) и русский (1877 г.). [ 90 ] В 1877 году Керовбе Патканян впервые приписал его Анании как наиболее вероятного автора. [ 91 ]

Другой географический труд Анании, «Маршрут» ( Մղոնաչափք , Мгонач'ап'к' ), возможно, входил в состав «Ашхархацуйца» . Акопа Манандяна, в нем представлены шесть маршрутов из Двина , тогдашней столицы Армении, до основных населенных пунктов в разных направлениях с расстояниями в милях (մղոն, мгхон ), что соответствует арабской миле По словам в 1917,6 метра (6291 фут), по словам Акопа Манандяна . [ 92 ]

Хронология

[ редактировать ]

В главном хронологическом труде Анании «Хроника» важные события перечислены в порядке их возникновения. [ 20 ] Написанный между 686 и 690 годами, он состоит из двух частей: универсальной хроники, в которой использованы утраченные труды Анниана Александрийского и утерянной римской имперской последовательности из Евсевия » «Хронографии , и церковной истории с миафизитской точки зрения, в которой записаны шесть вселенские соборы . [ 93 ]

Другой хронологический труд, известный как Календарь ( Томар ), включал тексты и таблицы о календарях 15 народов: армян, евреев, арабов, македонцев, римлян, сирийцев, греков, египтян, эфиопов, афинян, витанцев, каппадокийцев, грузин, кавказцев. албанцы и персы. [ 94 ] [ 95 ] Календари армян, римлян, евреев, сирийцев, греков и египтян содержат тексты, тогда как у других народов есть только названия месяцев и их продолжительность. [ 96 ]

Анания написала несколько книг о мерах и весах. Он широко использовал работу Епифания Саламинского, чтобы представить систему весов, используемую греками, евреями и сирийцами, а также свои собственные знания, а также другие источники для армян и персов. [ 97 ] [ 7 ]

Анания написала несколько работ о драгоценных камнях , [ 41 ] музыка и известные языки мира. [ 7 ]

Беседы Анании о Рождестве/ Богоявлении и Пасхе представляют собой дискуссии о датах этих двух праздников. В первом он использует утраченную работу, которую приписывает Поликарпу Смирнскому, и настаивает на том, что армянский обычай праздновать Рождество и Крещение в один и тот же день более соответствует смыслу праздников, чем празднование их отдельно, как это принято в других странах христианского мира. . [ 41 ] [ 66 ]

Традиции и легенды

[ редактировать ]

Анания также писал о лечении травами , хотя ни один из его медицинских трудов не сохранился. Ему традиционно приписывают открытие чудесного цветка под названием hamasp'iwṙ или hamasp'iur ( համասփիւռ ). [ 18 ] XVI века В одной рукописи упоминается, что он занимался его терапевтическими свойствами. Современные ученые определили его как Silene latifolia (белый кампион). Ему приписывают открытие растения в Дзогакерте (недалеко от современного Ташбуруна , Игдыр , Турция). [ 98 ] и использовать его в медицинских целях. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]

Анании традиционно приписывают авторство «Книги шести тысяч» ( Вец хазареак ), которую Рассел описывает как «самый важный армянский магический текст средневековья». [ 18 ] [ 102 ] По более поздней легенде, он обучал алхимии короля Венеции . [ 18 ]

Влияние в средние века

[ редактировать ]
2009 г. статуя Анании в Гюмри.

Анания заложил основы точных наук в Армении и оказал большое влияние на многих армянских ученых, пришедших после него. [ 40 ] [ д ] Ованнес Имастасер (Саркаваг) и другие средневековые ученые широко цитировали и включали работы Анании. [ 54 ] В письме 1037 года Григор Магистрос , учёный из дворянского рода Пахлавуни , просил у католикоса Петроса Гетадардз рукописи его Кникона , хранились в католикосате . которые веками [ 107 ] [ 108 ] Григор использовал их в качестве учебника в своей школе при монастыре Санаин . [ 109 ] Анания, возможно, также оказала влияние на византийских армянских ученых, таких как философ 9-го века Лев Математик. [ 110 ] и математик и грамматик XIV века Николас Артабасдос Рабдас . [ 111 ]

Возрождение в современный период

[ редактировать ]

В печатную эпоху мимолетные упоминания об Анании были сделаны еще в 1742 году Пахтасаром Дпиром , но только во второй половине XIX века Анания и его работы стали предметом научного исследования. [ 112 ] В 1877 году Керовбе Патканян сборник сочинений Анании на классическом армянском языке опубликовал в Петербургском университете . [ 113 ] Под названием « Различные исследования» , Mnats’ordk’ banits’, [ 114 ] это первая печатная публикация его произведений. [ 40 ] В 1896 году Галуст Тер-Мкртчян опубликовал ряд произведений Анании. [ 113 ] В 1918 году Российская академия наук опубликовала Иосифа Орбели Анании» русский перевод «Проблем и решений . [ 113 ] [ 115 ]

Систематическое изучение и публикация его произведений начались еще в советский период. [ 113 ] Ашот Г. Абрамян , начавший свои исследования в Матенадаране в 1930-х годах, впервые опубликовал один из арифметических текстов Анании в 1939 году: [ 113 ] за которым последовала полная компиляция работ Анании в 1944 году. [ 116 ] Работа Абрамяна не получила всеобщего признания. Один критик возражал против его компиляции 1944 года за приписывание Анании спорных произведений. [ 117 ] Абрамян и Гарегин Петросян опубликовали обновленное издание в 1979 году. [ 118 ] Некоторая критика сохранялась: Вараг Аракелян отметил ряд ошибок в переводах с классического армянского языка и пришел к выводу, что необходим новый перевод его произведений. [ 119 ] Другой советский ученый, Сурен Тимофеевич Еремян , изучал географию . Он настоял на авторстве Анании и опубликовал свое исследование в 1963 году. [ 120 ]

Первый перевод произведения Анании на европейский язык был сделан британским востоковедом Фредериком Корнуоллисом Конибиром Анании , который перевел на английский «На Рождество» в 1896 году и «На Пасху» и автобиографию Анании в 1897 году. [ 121 ] [ 113 ] Лемерль отметил, что Конибир перевел автобиографию Анании с русского перевода и содержит множество серьезных ошибок. [ 122 ] Возобновление интереса к творчеству Анании возникло на Западе в 1960-х годах. Французский перевод его автобиографии появился в 1964 году Хайгом Берберяном. [ 123 ] Роберт Х. Хьюсен написал вступительную статью о жизни и учености Анании в 1968 году. [ 124 ] Хьюсен посвятил Свою книгу 2001 года «Армения: исторический атлас» Анании, которую он назвал «первым учёным Армении». [ 125 ]

Армянская почтовая марка 2005 г. с изображением Ширакаци

Современная оценка

[ редактировать ]

Анания считается современными учёными «отцом точных наук в Армении». [ 126 ] Современные историки считают его величайшим ученым средневековой Армении. [ 127 ] а, возможно, и вся история Армении, вплоть до астрофизика XX века Виктора Амбарцумяна . [ 128 ] [ 129 ] Его широко считают основоположником естественных наук в стране. [ 46 ] Он был первым классическим армянским ученым, изучавшим математику и несколько научных предметов, таких как космография и хронология. [ 130 ] [ 122 ] Николас Адонц утверждал, что Анания «занимала то же положение в армянском образовании, что и Лев [математик] в византийском образовании. Он был первым, кто посеял семена науки среди армян». [ 131 ] Хачикян и др. писал в «Наследии армянской литературы» :

Ширакаци был скорее педагогом и организатором идей и материалов, чем оригинальным мыслителем. Он часто был в авангарде научной мысли, но иногда повторял общепринятые теории своего времени. [ 40 ]

В Советском Союзе Ананию часто считали самым ранним астрономом среди своих народов. [ 132 ] [ 133 ] [ и ] Гринвуд утверждает, что изучение Анании и его работ «перекликалось с политическими убеждениями двадцатого века и предлагало подходящий предмет для академических исследований, чего не было в работах по средневековому богословию или библейскому толкованию. прошлое, связывая и подтверждая прошлую и настоящую идентичности». [ 135 ]

Дань уважения

[ редактировать ]
Примечания
  1. На протяжении всей статьи он будет называться под этим именем, поскольку в то время в Армении фамилии широко не использовались.
  2. ^ также транслитерируется как Тухикос [ 3 ] и Тихикос ; [ 18 ] Греческий : Τύχικος , Классический армянский : Tychikos
  3. Орманян писал, что среди пятидесяти известных писателей V-XII веков только Григор Магистрос и врач Мхитар Гераци были мирянами. [ 39 ]
  4. ^ К ним относятся Оганес Драсханакертци (ум. 925), [ 40 ] Анания из Нарека (ум. 980-е гг.), [ 7 ] Grigor Magistros (d. 1058), [ 7 ] Степанос Асогик (11 век), [ 40 ] Ованес Козерн (11 век), [ 7 ] Ованес Имастасер (Саркаваг) (ум. 1129), [ 103 ] Нерсес Шнорали (ум. 1173), [ 104 ] Самуэль Анеци (12 век), [ 105 ] Ванакан (ум. 1250), [ 54 ] Киракос Гандзакеци (ум. 1271), [ 40 ] Ованес Ерзнкаци (ум. 1293), [ 106 ] Grigor Tatevatsi (d. 1410), [ 7 ] и Акоп Гримеци (ум. 1426). [ 104 ]
  5. ^ Петр Г. Куликовский перечислил Ананию наряду с Золотого века исламскими учеными Аль-Хорезми , аль-Бируни , Омаром Хайямом , Насир ад-Дином ат-Туси и Улугбеком как «величайших ученых», представляющих «народы, жившие на нынешней территории СССР на Кавказе и в Средней Азии». [ 134 ]
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Редгейт 2000 , с. 188.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 32.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мэтьюз 2008a , с. 70.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я ван Линт 2018 , с. 68.
  5. ^ Перейти обратно: а б Томсон 1997 , с. 222.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Хьюсен 1968 , с. 42.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мэтьюз 2008a , с. 71.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гринвуд 2018 .
  9. ^ Хьюсен 1968 , с. 32; ван Линт 2018 , с. 68; Редгейт 2000 , с. 188
  10. ^ Ачарян 1942 , с. 148.
  11. ^ Айрапетян 1941 , с. 3.
  12. ^ Айрапетян 1941 , с. 3; Варданян 2013 , с. 9; Брутиан 2009 , с. 2; Абегян 1944 , с. 374
  13. ^ Атанесян, Лаура (2010). "Скульптор Артуш Папоян" (PDF) . Арменоведение (13). Ширакский центр арменологии Национальной академии наук Армении : 135-139. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  14. ^ Хьюсен 1968 , с. 32; Хачикян и др. 2002 , с. 56; Сарафян 1930 , с. 99; Томсон 1997 , с. 220
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хьюсен 1968 , с. 34.
  16. ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1992 , с. 15.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 56.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рассел 2004 , с. 293.
  19. ^ Варданян 2013 , с. 17.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Томсон 1997 , с. 221.
  21. ^ Гринвуд 2011 , с. 142.
  22. ^ Абегян 1944 , с. 374; Ачарян 1942 , с. 149; Туманян и др. 1974 , с. 362
  23. ^ Ван Линт 2018 , с. 68; Гринвуд 2018 ; Мэтьюз 2008a , с. 70; Хьюсен 1968 , с. 34
  24. ^ Гринвуд 2018 ; Гринвуд 2011 , с. 144; Айрапетян 1941 , с. 4
  25. ^ Гринвуд 2011 , с. 145.
  26. ^ Брутиан 2009 , с. 2.
  27. ^ Варданян 2013 , с. 9.
  28. ^ Туманян и др. 1974 , с. 362.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Териан 1980 , с. 180.
  30. ^ Памбакян 2018 , с. 11.
  31. ^ Хьюсен 1968 , с. 35; Гринвуд 2011 , с. 179; Васильев 1945 , с. 492
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хьюсен 1968 , с. 35.
  33. ^ Хьюсен 1968 , стр. 34–35.
  34. ^ Гринвуд 2018 ; Хьюсен 1968 , с. 35; Териан 1980 , с. 181
  35. ^ Перейти обратно: а б Териан 1980 , с. 181.
  36. ^ Адонц 1950 , с. 72.
  37. ^ Гринвуд 2011 , с. 157.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюсен 1968 , с. 36.
  39. ^ Орманян, Малахия (1912). Церковь Армении . Перевод Дж. Маргара Грегори. Лондон: А. Р. Моубрей. стр. 202-203 .
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хачикян и др. 2002 , с. 58.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Хьюсен 1968 , с. 45.
  42. ^ Перейти обратно: а б Греппин 1995 , с. 679.
  43. ^ Хьюсен 1968 , стр. 36–37.
  44. ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 38.
  45. ^ Коу 1997 , с. 380.
  46. ^ Перейти обратно: а б Туманян и др. 1974 , с. 364.
  47. ^ Чалоян 1964 , с. 168.
  48. ^ Мэтьюз 2008b , с. 365.
  49. ^ Адонц 1970 , с. 163.
  50. ^ Памбакян 2018 , с. 9.
  51. ^ Васильев 1945 , с. 492.
  52. ^ Териан 1980 , с. 182.
  53. ^ Рассел 2004 , с. 295.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюсен 1968 , с. 40.
  55. ^ Хрлопян 1964 , с. 178.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хачикян и др. 2002 , с. 57.
  57. ^ Перейти обратно: а б Игра 1973 , с. 252.
  58. ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 37.
  59. ^ Хьюсен 1968 , с. 37-38.
  60. ^ Памбакян 2018 , с. 11; Гринвуд 2018 ; Хачикян и др. 2002 , с. 56
  61. ^ Хьюсен 1992 , с. 14.
  62. ^ Брутиан 2009 , с. 4.
  63. ^ Матевосян, Арташес [на армянском языке] (1986). «Кникон». Армянская советская энциклопедия Том. 12 (на армянском языке). стр. 469-470 . Первый армянский светский учёный. учебник
  64. ^ Кальцолари, Валентина (2014). «Философская литература в древней и средневековой Армении». Армянская филология в Новое время . Брилл. стр. 349–376. ISBN  978-90-04-27096-1 .
  65. ^ Гринвуд 2011 , с. 136.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д Памбакян 2018 , с. 13.
  67. ^ Гринвуд 2011 , с. 177.
  68. ^ Крисомалис 2010 , стр. 175–176.
  69. ^ Перейти обратно: а б Хризомалис 2010 , с. 177.
  70. ^ Шоу 1939 .
  71. ^ Памбакян 2018 , с. 10.
  72. ^ Памбакян 2018 , с. 14.
  73. ^ Гринвуд 2018 ; Хачикян и др. 2002 , с. 57; Памбакян 2018 , с. 15
  74. ^ Памбакян 2018 , с. 16.
  75. ^ Мэтьюз 2008a , с. 70; Томсон 1997 , с. 221; Памбакян 2018 , с. 16
  76. ^ Памбакян 2018 , с. 17.
  77. ^ Памбакян 2018 , с. 22.
  78. ^ Хьюсен 1968 , с. 41.
  79. ^ Хьюсен 1968 , стр. 35–36.
  80. ^ Гринвуд 2011 , с. 131.
  81. ^ Хьюсен 1992 , с. 13.
  82. ^ Эванс, Хелен С. (2018). «Карты, включая Армению». Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей и издательство Йельского университета . п. 300. ИСБН  9781588396600 . OCLC   1028910888 .
  83. ^ Редгейт 2000 , с. 6.
  84. ^ Ван Линт 2018 , с. 68; Греппин 1995 , с. 679; Мэтьюз 2008a , с. 71; Хьюсен 1992 ; Памбакян 2018 , с. 12
  85. ^ Перейти обратно: а б с д Хьюсен 1992 , с. 1.
  86. ^ Коу 1997 , с. 379.
  87. ^ Греппин 1995 , стр. 679–680.
  88. ^ Шютц, Эдмонд (1998). «Обзор географии Анании Ширакского. (Ашхаргачойч). (Гуманитарные науки), № 77» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 51 (1/2): 248–251. ISSN   0001-6446 . JSTOR   43391701 .
  89. ^ Хьюсен 1992 , с. 4.
  90. ^ Хьюсен 1992 , стр. 4–5.
  91. ^ Хьюсен 1992 , с. 8.
  92. ^ Хьюсен 1968 , с. 44.
  93. ^ Гринвуд 2008 , с. 197.
  94. ^ Брутиан 2009 , с. 5.
  95. ^ Хьюсен 1968 , стр. 44–45.
  96. ^ Брутиан 2009 , стр. 8–9.
  97. ^ Хьюсен 1968 , стр. 43–44.
  98. ^ Акопян, Т.Х. ; Мелик-Бахшян, Св. Т. [на армянском] ; Барсегян, Х.Х. [на армянском языке] (1991). «Дзох(а)керт». Словарь топонимов Армении и прилегающих регионов, том III (на армянском языке). Издательство Ереванского университета. стр. 481 .
  99. ^ Варданян, Стелла (1999). «Медицина в Армении». В Греппине, Джон AC ; Сэвидж-Смит, Эмили; Геригиан, Джон Л. (ред.). Распространение греко-римской медицины на Ближний Восток и Кавказ . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books. п. 188-189 . ISBN  0-88206-096-1 .
  100. ^ Варданян, С.А. (1984). «Медицина [Медицина]». История армянского народа Том II (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР . п. 558 .
  101. ^ Авдалбекян, С. (1976). « хамаспюр » История цветка Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). 3 : 258–259. Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 г.
  102. ^ Рассел, Джеймс Р. (2008). «Волшебные горы, Млечные моря, убийцы драконов и другие зороастрийские архетипы» . Бюллетень Азиатского института . 22:72 . ISSN   0890-4464 . JSTOR   24049235 .
  103. ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Хьюсен 1968 , с. 40; Мэтьюз 2008a , с. 71; Хачикян и др. 2002 , с. 58
  104. ^ Перейти обратно: а б Абрамян и Петросян 1979 , с. 23.
  105. ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Мэтьюз 2008a , с. 71
  106. ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Мэтьюз 2008a , с. 71; Чалоян 1964 , с. 169
  107. ^ Матевосян 1994 , стр. 17–18.
  108. ^ Гринвуд 2011 , с. 133.
  109. ^ Матевосян 1994 , с. 21.
  110. ^ Адонц 1950 , с. 73.
  111. ^ Чалоян 1964 , с. 169.
  112. ^ Гюлумян 2012 , стр. 6, 9.
  113. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюсен 1968 , с. 33.
  114. ^ Патканян 1877 .
  115. ^ Вопросы и решения: Вардапета Анании Ширакца, армянского математика VII века / Изд. и пер. И. А. Орбели. - Пг. : Тип. Рос. акад. тип., 1918.
  116. ^ Абрамян 1944 .
  117. ^ Симёнов 1947 , с. 97–100.
  118. ^ Абрамян и Петросян 1979 .
  119. ^ Аракелян 1981 , с. 300.
  120. ^ Еремян 1963 .
  121. ^ Конибир 1897 .
  122. ^ Перейти обратно: а б Лемерль 2017 , с. 90.
  123. ^ Бербериан 1964 .
  124. ^ Хьюсен 1968 .
  125. ^ Hewsen 2001 , страница посвящения.
  126. ^ Териан 1980 , с. 180; Мэтьюз 2008a , с. 70; Хьюсен 1968 , с. 32; Лемерль 2017 , с. 90
  127. ^ Хьюсен 1968 , с. 32; Брутиан 2009 , с. 2
  128. ^ Авагян, Сона (5 октября 2010 г.). «Никто не заметил, что это было 1400-летие Ширакаци » . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года.
  129. ^ Даниелян 2008 , с. 256.
  130. ^ Томсон 1997 , с. 220.
  131. ^ Адонц 1950 , стр. 70–71.
  132. ^ Mikhailov, A. A. (e.d.), Астрономия в СССР за сорок лет, 1917-1957: сборник статей [Astronomy in the USSR over Forty Years, 1917-1957: A Collection of Articles] , Moscow: Publishing House of Physics-Mathematics and Technical Literature , 1960, p. 367. "В связи с этим уместно упомянуть, что за последние годы удалось выявить много астрономических рукописей, раскрывающих высокое развитие астрономии в Грузии и в Армении еще в конце первого тысячелетия н.э. Специальное внимание было уделено армянскому ученому VII в. Ананию Ширакаци..."
  133. ^ Ė. R. Mustelʹ , N. P. Erpylev. Большая советская энциклопедия ( Great Soviet Encyclopedia ) , Vol. 24.2 (1977). "СССР. Естественные науки. Астрономия" [USSR: Natural sciences: Astronomy]. p. 293. "Уже в 7 в. получил распространение трактат по космографии армянского учёного Анании Ширакаци, содержавший астрономические сведения того времени."
  134. ^ Kulikovsky, Pyotr , М.В. Ломоносов - астроном и астрофизик [M. V. Lomonosov: Astronomer and Astrophysicist] , Gosudarstvennoye izdatelstvo tekhnicheskoy i teoreticheskoy literatury, 1950, p. 9 "Особую главу в истории астрономии вписали народы, жившие на нынешней территории СССР на Кавказе и в Средней Азии. Имена Анания Ширакаци, Аль-Хорезми, Бируни, Омара Хайяма, Насирэддина ат-Туси, Улуг-бека вошли в великую сокровищницу мировой науки как имена крупнейших учёных."
  135. ^ Гринвуд 2011 , с. 134.
  136. ^ «Анания Ширакаци [Анания Ширакаци]» . kochar.am (на армянском языке). Музей Ерванда Кочара. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года.
  137. ^ Sargsian, Henrikh (1983). "Ара Сарксян-медальер [Ara Sargsian as a medal-maker]" . Lraber Hasarakakan Gitutyunneri (in Russian). 5 (5). ISSN  0320-8117 .
  138. ^ Гринвуд 2011 , с. 135.
  139. ^ Правительство Республики Армения (2 ноября 2004 г.). «Государственный список недвижимых памятников истории и культуры города Еревана Республики Армения [Список памятников истории и культуры Еревана]» . arlis.am (на армянском языке). Армянская правовая информационная система. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года.
  140. ^ «Памятники [Статуи]» . yerevan.am (на армянском языке). Мэрия Еревана. Архивировано из оригинала 23 января 2024 года. Анания Ширакаци Скульптор: А. Карибский базальт, 1999 г.
  141. ^ Справочник планетарной номенклатуры 1994 г. (PDF) . Геологическая служба США . 1995. с. 78 .
  142. ^ « Лицей «Ширакацы» Международный научно-образовательный» . ysu.am. ​Ереванский государственный университет. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года.
  143. ^ ЗАО «Международный научно-образовательный комплекс «Лицей Ширакацы»» . ibo.org . Международная организация бакалавриата. Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года.
  144. ^ «Медаль Анании Ширакаци» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения.
  145. ^ «Коллекционные монеты: 2005 – Анания Ширакаци» . cba.am. Центральный банк Армении .
  146. ^ «2005 – Марки Армении» . www.armenianstamps.org . 20 сентября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]

Книги об Анании

[ редактировать ]

Общие книги

[ редактировать ]

Главы книг об Анании

[ редактировать ]

Статьи энциклопедии

[ редактировать ]

Журнальные статьи

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Маэ, Жан-Пьер (1987). «Квадривиум и курс обучения в VII веке в Армении и в византийском мире по «Кникону» Анании Ширакаци». Работы и мемуары (на французском языке). 10 . Исследовательский центр истории и цивилизации Византии: 159–206.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc781227ad28c62d72763cd853c5b567__1725084300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/67/fc781227ad28c62d72763cd853c5b567.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anania Shirakatsi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)