Анания Ширакаци
Анания Ширакаци | |
---|---|
Анания Ширакаци | |
![]() Статуя Анании Ширакаци, держащая глобус , 1963 года , у входа в Матенадаран. | |
Рожденный | в. 610 |
Умер | в. 685 (около 75 лет) |
Национальность | Армянский |
Эра | Раннее Средневековье |
Школа | Эллинизированная школа |
Основные интересы | Математика , астрономия , география , хронология |
Анания Ширакаци ( древнеармянский : Արակացի , Анания Ширакаци , англизированный : Анания Ширака ) была армянским эрудитом и натурфилософом 7-го века , автором дошедших до нас работ, охватывающих математику, астрономию, географию, хронологию и другие области. О его жизни достоверно мало что известно, кроме его собственных сочинений, но его считают отцом точных и естественных наук в Армении — первым армянским математиком , астрономом , [ 2 ] [ 3 ] и космограф . [ 4 ]
Анания , член Армянской эллинистической школы и один из немногих светских ученых в средневековой Армении, получила образование в основном у Тихика в Трапезунде . Он составил учебники естественных наук и первый известный географический труд на классическом армянском языке ( Ашхарацуйц ), [ 5 ] где представлена подробная информация о Великой Армении , Персии и Кавказе ( Грузии и Кавказской Албании ).
В математике его достижения включают самую раннюю известную таблицу результатов четырех основных операций . [ 3 ] [ 6 ] самый ранний известный сборник развлекательных математических головоломок и задач, [ 7 ] и самая ранняя книга математических задач на армянском языке. [ 8 ] Он также разработал систему математической записи, основанную на армянском алфавите , хотя он был единственным известным писателем, использовавшим ее.
Имя
[ редактировать ]Его имя обычно переводится на английский язык как Анания Ширакский ( Ширак ). [ 9 ] Анания — это армянский вариант библейского имени Анания, которое само по себе является греческой версией еврейского Ханания . [ 10 ] Вторая часть его имени обозначает место его происхождения, Ширакскую область. [ 2 ] хотя, возможно, это стало своего рода фамилией. [ 11 ] рукописях Ширакуни называют некоторых и Ширакаванци его В . [ 12 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Фон
[ редактировать ]Анан [ а ] Ширакаци жил в VII веке. [ 14 ] Даты его рождения и смерти окончательно не установлены. Роберт Х. Хьюсен отметил в 1968 году, что широко распространено мнение, что Анания родилась между 595 и 600 годами; [ 15 ] четверть века спустя он остановился на ок. 610 год рождения и 685 год его смерти. [ 16 ] Агоп Джек Хаджикян и др. относят его рождение к началу 600-х годов, но согласны с 685 годом. [ 17 ] Джеймс Р. Рассел , Эдвард Дж. Мэтьюз и Тео ван Линт также согласны с 610–685, [ 18 ] [ 4 ] [ 3 ] в то время как Гринвуд предлагает c. 600–670. [ 8 ] Варданян относит свою смерть к началу 690-х годов. [ 19 ]
Анания – единственный армянский ученый-классик, написавший автобиографию . [ 15 ] Это краткий текст, охарактеризованный как «несколько самовосхвалительный». [ 20 ] и «скорее заявление об академическом происхождении», чем автобиография. [ 21 ] Вероятно, оно было написано как предисловие к одному из его научных трудов, возможно, « Кникону» . [ 4 ] Он был сыном Йованеса и родился в селе Анания/Анеанк ( Անեանք ) или в городе Ширакаван (Еразгаворс) , [ 22 ] в кантоне Ширак, в центральноармянской провинции Айрарат . [ 23 ] Анеанк может быть связан с более поздним городом Ани , столицей Армении Багратидов . [ 24 ]
Анания, вероятно, происходила из знатной семьи. [ 4 ] Поскольку его имя иногда пишется как Ширакуни ( Շիրակունի ), Хьюсен утверждал, что он, возможно, принадлежал к дому Камсаракан или Аршаруни, князей Ширака и Аршаруника соответственно. [ 15 ] Гринвуд предполагает, что более вероятно, что Анания происходил из мелкой знати Ширака, служившей дому Камсаракана. [ 25 ] Брутян описывает своего отца как «мелкого армянского дворянина». [ 26 ] Варданян полагает, что либо он происходил из семьи Камсаракан, либо они были его покровителями . [ 27 ]
Традиционно считается, что Анания была похоронена в деревне Анаванк; однако традиция, вероятно, возникла от названия деревни. [ 3 ]
Образование
[ редактировать ]Анания получил раннее образование в местных армянских школах, возможно, в монастыре Дпреванк. [ 28 ] где он изучал священные тексты и более ранних армянских авторов. [ 15 ] [ 29 ] Из-за нехватки учителей и книг в Армении он решил поехать в Византийскую империю, чтобы изучать математику. [ 8 ] [ 29 ] После путешествия сначала в Феодосиополис , затем в контролируемую Византией провинцию Четвертая Армения (вероятно, Мартирополь ), [ 1 ] где он шесть месяцев учился у математика Христосатура. [ 1 ] Затем он ушел искать лучшего учителя и узнал о Тихике. [ б ] который базировался в монастыре (или мартирии) Святого Евгения в Трапезунде . [ 15 ] [ 8 ] Редгейт поместил это в 620-е годы. [ 1 ] Гринвуд предположил, что Тихик, не упомянутый где-либо еще, на самом деле может быть Стефаном Александрийским . [ 30 ]

Значительную часть своей автобиографии Анания посвятил Тихику (род. ок. 560 г.), у которого он провел восемь лет в 620-630-х гг. [ 31 ] Тихик изучал армянский язык и его литературу во время службы в византийской армии в Армении. [ 20 ] [ 32 ] Раненный персами , он ушел из армии и позже учился в Александрии , Риме и Константинополе . [ 20 ] [ 32 ] Позже Тихик вернулся в свой родной Трапезунд, где основал школу ок. 615. [ 32 ] Тихик обучал многих учеников из Константинополя (в том числе из императорского двора) и был известен среди византийских царей. [ 33 ] [ 8 ] Он уделял Анании особое внимание и научил его тому, что Анания называла «совершенным знанием математики». [ 17 ] В обширной библиотеке Тихика Анания нашла «все экзотерическое и эзотерическое », [ 18 ] включая священных и светских греческих авторов, включая работы по наукам, медицине, хронологии и истории. [ 34 ] Рассел полагал, что в его библиотеке могли быть книги по Пифагору и алхимии . [ 18 ] Анания считал Тихика «предназначенным Богом для внедрения науки в Армению». [ 32 ]
Педагог и учёный
[ редактировать ]
Сам Анания по возвращении основал школу в Армении. [ 17 ] Эта школа, первая в Армении, где преподавали квадривиум , предположительно находилась в его родном Шираке. [ 3 ] [ 32 ] Он был разочарован ленью своих учеников и их уходом после изучения азов. [ 32 ] Анания пожаловалась на отсутствие интереса армян к математике, [ 20 ] написав, что они «не любят ни учебы, ни знаний». [ 35 ] Николас Адонц считал преувеличением, «если не абсолютной клеветой, отрицать врожденную армянскую любовь к расследованиям». [ 36 ] Летописец XII века Самуил Анийский перечислил пятерых учеников Ширакаци: [ 3 ] кто иначе неизвестен. [ 37 ] Анания финансировал свои исследования в нескольких областях за счет денег, которые он зарабатывал преподаванием. [ 32 ]
Отношения с церковью
[ редактировать ]Томсон писал, что Анания как ученый-мирянин была «редкостью в ранней Армении». [ 20 ] Хьюзен назвал его единственным классическим армянским писателем-мирянином, помимо Григора Магистроса . [ 15 ] добавив, что у него тесные отношения с Армянской церковью. [ 38 ] Малахия Орманян не включил его в число авторов-мирян. [ с ] Хачикян и др. описывают Ананию как «набожного христианина, хорошо знающего Библию», который «предпринял некоторые попытки примирить науку и Священное Писание». [ 40 ] В последние годы жизни Анания, возможно, был монахом Армянской церкви. [ 15 ] Это основано на его религиозных рассуждениях и попытках датировать церковные праздники. [ 41 ] Джон А.С. Греппин сомневается, что Анания когда-либо принадлежала к какому-либо религиозному ордену. [ 42 ] Некоторые ученые считают его церковным идеологом, родственным Косме Индикоплевту , которого он фактически критиковал. [ 43 ]
Хьюзен отметил, что некоторые из «наиболее революционных идей» Анании были подавлены Армянской церковью после его смерти. [ 44 ] Греппин предположил, что Анания, в основном светский писатель, впала в «плохой клерикальный запах». [ 42 ] С. Питер Коу не согласился с гипотезой Ашота Абрамяна о том, что его имя «подвергалось цензуре в средние века из-за неодобрения со стороны церкви», и утверждал, что оно «более применимо к советской практике, чем к практике относительно толерантных армянских и других восточных церквей». ." [ 45 ] Советские историки представляли его как основателя нерелигиозной и антиклерикальной мысли в Армении, пионера теории двойной правды . [ 46 ] Вазген Чалоян назвал его «прогрессивным представителем феодального периода армянской науки». [ 47 ] Геворг Хрлопян дошел до того, что заявил, что Анания была врагом Армянской церкви и боролась с ее мракобесием . [ 38 ] Хьюсен выступил против этой точки зрения, предположив, что вместо этого он был «своего рода независимым мыслителем». [ 15 ]
Философия
[ редактировать ]Современные ученые считают Ананию представителем эллинистической школы, поскольку многие его работы основывались на классических греческих источниках. [ 48 ] [ 49 ] Он был первым армянским ученым, который «импортировал в Армению ряд научных понятий и примеров их применения из грекоязычных школ». [ 50 ] Он хорошо знал греческую литературу. [ 51 ] и влияние греческого синтаксиса очевидно в его работах. [ 52 ] Анания также была хорошо осведомлена о местных армянских и иранских культурных традициях; [ 8 ] несколько его работ предоставляют важную информацию о позднесасанидском Иране . [ 8 ]
Джеймс Р. Рассел описывает его как алхимика и пифагорейца , который «обычно не полагается на мифологию для объяснения природных явлений». [ 53 ] Анания признавала важность опыта, наблюдения, рациональной практики и теории и находилась под влиянием идей неоплатоника философа- V века Давида Анахта (Непобедимого) и греческих философов Фалеса Милетского , Гиппократа , Демокрита , Платона , Аристотеля , Зенона. Кития , Эпикура , Птолемея , Паппа Александрийского и Космы. Индикоплевсты . [ 54 ] Книга Аристотеля «О небесах» оказала значительное влияние на мысль Анании. [ 35 ] По словам Геворга Хрлопяна, Анания находилась под сильным влиянием , » Егише «Толкования творения анонимной «Интерпретации категорий» Аристотеля и работ Давида Анахта. [ 55 ] утвердивший неоплатонизм в армянской мысли. [ 54 ] Анания был также первым армянским ученым, процитировавшим Филона Александрийского . [ 29 ]
Анания была последним известным ученым-мирянином в христианской Армении до Григора Магистроса Пахлавуни в 11 веке. [ 15 ] [ 20 ] Он выступал за рационализм в изучении природы и критиковал суеверия и астрологию как «болтовню глупцов». [ 56 ] [ 57 ] Он принял классическую теорию четырех элементов , согласно которой вся материя состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Он считал, что хотя Бог непосредственно создал эти элементы, Он не вмешивался в «естественный ход развития вещей». Он утверждал, что создание, существование и распад природных тел и явлений происходили посредством соединения этих элементов — без вмешательства Бога. [ 58 ] И живая, и неживая материя возникла в результате синтеза четырех элементов. [ 58 ]
Анания признала, что Земля круглая , описав ее как «яйцо со сферическим желтком (шар), окруженное слоем белого (атмосфера) и покрытое твердой скорлупой (небо)». [ 38 ] Он точно объяснил солнечные и лунные затмения , фазы Луны и строение Млечного Пути . [ 56 ] описывая последнюю как «массу плотных, но слабо светящихся звезд». [ 38 ] Анания также правильно объясняла приливы влиянием Луны . [ 44 ] [ 57 ] Высшую сферу он описал как эфир ( арпи ), источник света и тепла (через Солнце ). [ 59 ]
Работает
[ редактировать ]Анания была эрудитом и натурфилософом . [ 60 ] Анании приписывают около 40 работ по различным дисциплинам, но до нас дошла только половина. Они включают исследования и переводы по математике , астрономии , космологии , географии , хронологии и метеорологии . [ 3 ] Многие из его работ, как полагают, были частью « Кникона» ( Քննիկոն , от « канон », греч. Каноникон ), завершенного около 666 г. [ 3 ] [ 61 ] и использовался в качестве стандартного учебника естественных наук в средневековой Армении. [ 4 ] [ 62 ] Арташес Матевосян назвал его первым светским армянским учебником науки. [ 63 ] а Валентина Кальцолари описала его как «монументальный энциклопедический труд». [ 64 ] Гринвуд утверждал, что К'Нникон представлял собой «изменчивый сборник, содержание которого менялось с течением времени, отражая интересы и ресурсы разных учителей и практиков». [ 65 ]
Современные ученые оценили сочинения Анании как краткие, простые и по существу, удерживающие внимание читателя и приводящие примеры, иллюстрирующие его точку зрения. [ 56 ] [ 54 ]
Математический
[ редактировать ]Анания в первую очередь посвящала математику. [ 4 ] которую он считал «матерью всех знаний». [ 3 ] [ 15 ] Его математические книги использовались в качестве учебников в Армении. [ 20 ]
Из нескольких математических работ Анании наиболее важной является книга по арифметике ( Хамарогут'юн , Счет ; или Т'вабанут'юн , Туабанутюн ), [ 66 ] обширный сборник таблиц по четырем основным операциям . [ 56 ] Это самое раннее из известных произведений такого рода. [ 3 ] [ 6 ] Общее количество операций достигает 80 миллионов, что является самым высоким показателем. [ 6 ] Возможная теоретическая часть считается утерянной. [ 56 ]
«Проблемы и решения» (альтернативно переводится как «О вопросах и ответах ») — сборник из 24 арифметических задач и их решений, основанный на применении дробей; [ 56 ] [ 7 ] это самое раннее подобное произведение на армянском языке. Многие из его проблем отсылают к реальным ситуациям: шесть связаны с княжеским домом Ширака, Камсараканами , [ 6 ] и как минимум три в Иран. [ 8 ] Гринвуд называет эти проблемы «богатым источником истории седьмого века, ценность которого еще не получила достаточного признания». [ 67 ]
Третья работа, вероятно, являющаяся приложением к книге по арифметике, называется Xraxčanakank' ( Խրախճանականք ), буквально «вещи для праздников». На английский язык оно было переведено как «Математические игры» . [ 66 ] Забавы с арифметикой или задачи для развлечения . Он также содержит 24 задачи, «предназначенные для математического развлечения в общественных местах». [ 56 ] По словам Мэтьюза, это, возможно, самый старый из сохранившихся текстов такого рода. [ 7 ]
Числовое обозначение
[ редактировать ]Для своих математических работ Анания разработал уникальную числовую систему счисления, основанную на 12 буквах армянского алфавита . Для единиц он использовал первые девять букв армянского алфавита ( Ա , Բ , Գ , Դ , Ե , Զ , Է , Ը , Թ ), аналогичных стандартной традиционной армянской системе счисления . Буквы, используемые для чисел 10, 100 и 1000, также были идентичны традиционной армянской системе ( Ժ , Ճ , Ռ ), но все остальные числа до 10 000 были написаны с использованием этих 12 букв. Например, 50 будет записано ԵԺ (5×10), а не Ծ, как в стандартной системе. Таким образом, запись является мультипликативно-аддитивной в отличие от стандартной зашифрованно-аддитивной системы и требует знания 12 букв вместо 36 для записи чисел меньше 10 000. Числа, превышающие это значение, можно было записать с помощью мультипликативных комбинаций всего из 2 или 3 знаков, но используя все 36 букв. [ 68 ]
Стивен Хрисомалис считает, что эта система была создана Ананией, поскольку она встречается только в его произведениях и не встречается в греческом , сирийском, еврейском или какой-либо другой алфавитной системе счисления . [ 69 ] Аллен Шоу утверждал, что это всего лишь вариант армянских цифр, разработанный специально для обозначения больших чисел. [ 70 ] Ни один другой писатель не использовал его. [ 69 ]
Астрономический
[ редактировать ]
работ Космология» Анании — Одна . « из самых значительных [ 71 ] Версия Абрамяна состоит из десяти глав с введением под названием «Во исполнение обещания», подразумевающим покровителя. [ 72 ] Он охватывает Солнце, Луну, небесные сферы, созвездия , Млечный Путь и метеорологические изменения. [ 73 ]
Работы, используемые для частей Космологии, включают Библию (в основном Пятикнижие и Псалмы ) и работы Отцов Церкви . Анания цитирует труды Василия Кесарийского , Григория Просветителя и Амфиолка (возможно, Иконийского). [ 74 ] Некоторые главы произведения, такие как «На облаках» (также называемые «На небе» или «О небе»), во многом основаны на « Гексамероне» Василия . [ 75 ] Анания также повторяет классические греческие представления в области астрономии, физики и метеорологии. [ 76 ] Памбакян писал о значении космологии :
как византийский текст, В заключение, если рассматривать «Космологию » оригинальность можно искать в том, как языческие и христианские традиции сочетаются (и часто неразрывно переплетаются), и многое можно узнать о «создании науки» в эпоху Византии. контекст седьмого века. В специфическом контексте армянской литературы этот текст беспрецедентно глубоко рассматривает многие аспекты натурфилософии. [ 77 ]
Другой астрономический труд Анании, «Таблицы движений Луны» ' Xorunk ( ënt'ac'ik' lusoy ), [ 66 ] основано на трудах Метона Афинского и его собственных наблюдениях. [ 78 ]
Вечный календарь
[ редактировать ]В 667 году Анания была приглашена католикосом Анастасом I из Акори (годы правления 661/2–667) в центральную резиденцию Армянской церкви в Двине, чтобы установить фиксированный календарь подвижных и недвижимых праздников Армянской церкви. [ 20 ] [ 79 ] Результатом стал вечный календарь , основанный на 532-летнем цикле . [ 4 ] объединение солнечного и лунного циклов , поскольку они совпадают каждые 532 года. Впервые он был предложен Викторием Аквитанским в 457 году и принят Александрийской церковью . [ 38 ] Календарь Анании никогда не применялся Армянской церковью; [ 4 ] [ 20 ] Оганес Драсханакертци считает, что смерть Анастаса помешала церковному совету ратифицировать его. [ 80 ]
Географический
[ редактировать ]
Ашхархацуйц [ 20 ] (Классический армянский: Աշխարհացոյց , Ašxarhac'oyc' , букв. «показывающий мир») — анонимно опубликованная карта мира , предположительно написанная где-то между 610 и 636 годами. [ 81 ] В нем отсутствует нарисованная карта, но содержится «самое раннее из сохранившихся подробных описаний армянских земель». [ 82 ] По словам Элизабет Редгейт , оно было написано «вероятно, незадолго до 636 года нашей эры». [ 83 ] Его авторство оспаривается в современный период; Раньше считалось, что это работа Мовсеса Хоренаци , но теперь большинство ученых приписывают ее Анании. [ 84 ] Хьюзен называет это «одним из самых ценных произведений, дошедших до нас из армянской древности». [ 85 ]
Армянская география , как ее еще называют, была особенно важна для исследования истории и географии Великой Армении, Кавказа ( Грузии и Кавказской Албании ) и Сасанидской империи . [ 8 ] где все подробно описано. [ 40 ] [ 85 ] Описаны территории до арабских вторжений и завоеваний . [ 16 ] Сведения об Армении нигде в исторических источниках не встречаются. [ 7 ] поскольку это единственный известный армянский географический труд до 13 века. [ 5 ] Коу описал его как «единственный в своем роде в Армении до появления современной картографии в семнадцатом веке». [ 86 ]
Ашхархацуйц рецессии пережил длинные и короткие . [ 85 ] По мнению ученых, оригиналом была длинная редакция. [ 87 ] Для описания Европы, Северной Африки и Азии (весь известный мир от Испании до Китая) [ 7 ] он в основном использует греческие источники, а именно ныне утраченную географию Паппа Александрийского (4 век), которая, в свою очередь, основана на «Географии Птолемея» ( 2 век). [ 4 ] [ 8 ] [ 85 ] По словам Хьюсена, это «последняя работа, основанная на древних географических знаниях, написанная до эпохи Возрождения». [ 38 ] Эдмонд Шютц назвал это «выдающимся произведением средневековых наук, богатым наследием после Птолемеев ». [ 88 ]
Это было одно из первых опубликованных светских армянских произведений (в 1668 году Воскан Ереванци ). [ 89 ] Он был переведен на четыре языка: английский, латынь (оба в 1736 г.), французский (1819 г.) и русский (1877 г.). [ 90 ] В 1877 году Керовбе Патканян впервые приписал его Анании как наиболее вероятного автора. [ 91 ]
Другой географический труд Анании, «Маршрут» ( Մղոնաչափք , Мгонач'ап'к' ), возможно, входил в состав «Ашхархацуйца» . Акопа Манандяна, в нем представлены шесть маршрутов из Двина , тогдашней столицы Армении, до основных населенных пунктов в разных направлениях с расстояниями в милях (մղոն, мгхон ), что соответствует арабской миле По словам в 1917,6 метра (6291 фут), по словам Акопа Манандяна . [ 92 ]
Хронология
[ редактировать ]В главном хронологическом труде Анании «Хроника» важные события перечислены в порядке их возникновения. [ 20 ] Написанный между 686 и 690 годами, он состоит из двух частей: универсальной хроники, в которой использованы утраченные труды Анниана Александрийского и утерянной римской имперской последовательности из Евсевия » «Хронографии , и церковной истории с миафизитской точки зрения, в которой записаны шесть вселенские соборы . [ 93 ]
Другой хронологический труд, известный как Календарь ( Томар ), включал тексты и таблицы о календарях 15 народов: армян, евреев, арабов, македонцев, римлян, сирийцев, греков, египтян, эфиопов, афинян, витанцев, каппадокийцев, грузин, кавказцев. албанцы и персы. [ 94 ] [ 95 ] Календари армян, римлян, евреев, сирийцев, греков и египтян содержат тексты, тогда как у других народов есть только названия месяцев и их продолжительность. [ 96 ]
Другой
[ редактировать ]Анания написала несколько книг о мерах и весах. Он широко использовал работу Епифания Саламинского, чтобы представить систему весов, используемую греками, евреями и сирийцами, а также свои собственные знания, а также другие источники для армян и персов. [ 97 ] [ 7 ]
Анания написала несколько работ о драгоценных камнях , [ 41 ] музыка и известные языки мира. [ 7 ]
Беседы Анании о Рождестве/ Богоявлении и Пасхе представляют собой дискуссии о датах этих двух праздников. В первом он использует утраченную работу, которую приписывает Поликарпу Смирнскому, и настаивает на том, что армянский обычай праздновать Рождество и Крещение в один и тот же день более соответствует смыслу праздников, чем празднование их отдельно, как это принято в других странах христианского мира. . [ 41 ] [ 66 ]
Традиции и легенды
[ редактировать ]Анания также писал о лечении травами , хотя ни один из его медицинских трудов не сохранился. Ему традиционно приписывают открытие чудесного цветка под названием hamasp'iwṙ или hamasp'iur ( համասփիւռ ). [ 18 ] XVI века В одной рукописи упоминается, что он занимался его терапевтическими свойствами. Современные ученые определили его как Silene latifolia (белый кампион). Ему приписывают открытие растения в Дзогакерте (недалеко от современного Ташбуруна , Игдыр , Турция). [ 98 ] и использовать его в медицинских целях. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
Анании традиционно приписывают авторство «Книги шести тысяч» ( Вец хазареак ), которую Рассел описывает как «самый важный армянский магический текст средневековья». [ 18 ] [ 102 ] По более поздней легенде, он обучал алхимии короля Венеции . [ 18 ]
Влияние в средние века
[ редактировать ]
Анания заложил основы точных наук в Армении и оказал большое влияние на многих армянских ученых, пришедших после него. [ 40 ] [ д ] Ованнес Имастасер (Саркаваг) и другие средневековые ученые широко цитировали и включали работы Анании. [ 54 ] В письме 1037 года Григор Магистрос , учёный из дворянского рода Пахлавуни , просил у католикоса Петроса Гетадардз рукописи его Кникона , хранились в католикосате . которые веками [ 107 ] [ 108 ] Григор использовал их в качестве учебника в своей школе при монастыре Санаин . [ 109 ] Анания, возможно, также оказала влияние на византийских армянских ученых, таких как философ 9-го века Лев Математик. [ 110 ] и математик и грамматик XIV века Николас Артабасдос Рабдас . [ 111 ]
Возрождение в современный период
[ редактировать ]В печатную эпоху мимолетные упоминания об Анании были сделаны еще в 1742 году Пахтасаром Дпиром , но только во второй половине XIX века Анания и его работы стали предметом научного исследования. [ 112 ] В 1877 году Керовбе Патканян сборник сочинений Анании на классическом армянском языке опубликовал в Петербургском университете . [ 113 ] Под названием « Различные исследования» , Mnats’ordk’ banits’, [ 114 ] это первая печатная публикация его произведений. [ 40 ] В 1896 году Галуст Тер-Мкртчян опубликовал ряд произведений Анании. [ 113 ] В 1918 году Российская академия наук опубликовала Иосифа Орбели Анании» русский перевод «Проблем и решений . [ 113 ] [ 115 ]
Систематическое изучение и публикация его произведений начались еще в советский период. [ 113 ] Ашот Г. Абрамян , начавший свои исследования в Матенадаране в 1930-х годах, впервые опубликовал один из арифметических текстов Анании в 1939 году: [ 113 ] за которым последовала полная компиляция работ Анании в 1944 году. [ 116 ] Работа Абрамяна не получила всеобщего признания. Один критик возражал против его компиляции 1944 года за приписывание Анании спорных произведений. [ 117 ] Абрамян и Гарегин Петросян опубликовали обновленное издание в 1979 году. [ 118 ] Некоторая критика сохранялась: Вараг Аракелян отметил ряд ошибок в переводах с классического армянского языка и пришел к выводу, что необходим новый перевод его произведений. [ 119 ] Другой советский ученый, Сурен Тимофеевич Еремян , изучал географию . Он настоял на авторстве Анании и опубликовал свое исследование в 1963 году. [ 120 ]
Первый перевод произведения Анании на европейский язык был сделан британским востоковедом Фредериком Корнуоллисом Конибиром Анании , который перевел на английский «На Рождество» в 1896 году и «На Пасху» и автобиографию Анании в 1897 году. [ 121 ] [ 113 ] Лемерль отметил, что Конибир перевел автобиографию Анании с русского перевода и содержит множество серьезных ошибок. [ 122 ] Возобновление интереса к творчеству Анании возникло на Западе в 1960-х годах. Французский перевод его автобиографии появился в 1964 году Хайгом Берберяном. [ 123 ] Роберт Х. Хьюсен написал вступительную статью о жизни и учености Анании в 1968 году. [ 124 ] Хьюсен посвятил Свою книгу 2001 года «Армения: исторический атлас» Анании, которую он назвал «первым учёным Армении». [ 125 ]

Современная оценка
[ редактировать ]Анания считается современными учёными «отцом точных наук в Армении». [ 126 ] Современные историки считают его величайшим ученым средневековой Армении. [ 127 ] а, возможно, и вся история Армении, вплоть до астрофизика XX века Виктора Амбарцумяна . [ 128 ] [ 129 ] Его широко считают основоположником естественных наук в стране. [ 46 ] Он был первым классическим армянским ученым, изучавшим математику и несколько научных предметов, таких как космография и хронология. [ 130 ] [ 122 ] Николас Адонц утверждал, что Анания «занимала то же положение в армянском образовании, что и Лев [математик] в византийском образовании. Он был первым, кто посеял семена науки среди армян». [ 131 ] Хачикян и др. писал в «Наследии армянской литературы» :
Ширакаци был скорее педагогом и организатором идей и материалов, чем оригинальным мыслителем. Он часто был в авангарде научной мысли, но иногда повторял общепринятые теории своего времени. [ 40 ]
В Советском Союзе Ананию часто считали самым ранним астрономом среди своих народов. [ 132 ] [ 133 ] [ и ] Гринвуд утверждает, что изучение Анании и его работ «перекликалось с политическими убеждениями двадцатого века и предлагало подходящий предмет для академических исследований, чего не было в работах по средневековому богословию или библейскому толкованию. прошлое, связывая и подтверждая прошлую и настоящую идентичности». [ 135 ]
Дань уважения
[ редактировать ]- Ерванд Кочар создал гипсовую скульптуру Анании в 1952 году. [ 136 ] и Ара Саргсян . - его плакетка в 1957 году [ 137 ]
- Анания был одним из шести средневековых ученых, чья статуя была установлена перед Матенадараном , музеем-институтом армянских рукописей в Ереване, в 1960-х годах. [ 138 ] Вылепленный Григором Бадаляном из базальта , он был установлен в 1963 году. [ 139 ] Другая статуя , созданная Арамом Гарибяном , была установлена во дворе Ереванского государственного университета в 1999 году. [ 140 ]
- Кратер . на Луне был назван в честь Ширакаци в 1979 году [ 141 ]
- Лицей Анании Ширакаци , школа международного бакалавриата в Ереване, был основан в 1990 году. [ 142 ] [ 143 ]
- «Медаль Анании Ширакаци» В 1993 году была учреждена государственная награда , вручаемая «за значительную деятельность, изобретения и открытия в области экономики, техники, архитектуры, науки и техники». [ 144 ] В 2005 году Центральный банк Армении выпустил памятную монету , а «Айпост» выпустила посвященную ему марку. [ 145 ] [ 146 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ На протяжении всей статьи он будет называться под этим именем, поскольку в то время в Армении фамилии широко не использовались.
- ^ также транслитерируется как Тухикос [ 3 ] и Тихикос ; [ 18 ] Греческий : Τύχικος , Классический армянский : Tychikos
- ↑ Орманян писал, что среди пятидесяти известных писателей V-XII веков только Григор Магистрос и врач Мхитар Гераци были мирянами. [ 39 ]
- ^ К ним относятся Оганес Драсханакертци (ум. 925), [ 40 ] Анания из Нарека (ум. 980-е гг.), [ 7 ] Grigor Magistros (d. 1058), [ 7 ] Степанос Асогик (11 век), [ 40 ] Ованес Козерн (11 век), [ 7 ] Ованес Имастасер (Саркаваг) (ум. 1129), [ 103 ] Нерсес Шнорали (ум. 1173), [ 104 ] Самуэль Анеци (12 век), [ 105 ] Ванакан (ум. 1250), [ 54 ] Киракос Гандзакеци (ум. 1271), [ 40 ] Ованес Ерзнкаци (ум. 1293), [ 106 ] Grigor Tatevatsi (d. 1410), [ 7 ] и Акоп Гримеци (ум. 1426). [ 104 ]
- ^ Петр Г. Куликовский перечислил Ананию наряду с Золотого века исламскими учеными Аль-Хорезми , аль-Бируни , Омаром Хайямом , Насир ад-Дином ат-Туси и Улугбеком как «величайших ученых», представляющих «народы, жившие на нынешней территории СССР на Кавказе и в Средней Азии». [ 134 ]
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д Редгейт 2000 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мэтьюз 2008a , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я ван Линт 2018 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Томсон 1997 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хьюсен 1968 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мэтьюз 2008a , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гринвуд 2018 .
- ^ Хьюсен 1968 , с. 32; ван Линт 2018 , с. 68; Редгейт 2000 , с. 188
- ^ Ачарян 1942 , с. 148.
- ^ Айрапетян 1941 , с. 3.
- ^ Айрапетян 1941 , с. 3; Варданян 2013 , с. 9; Брутиан 2009 , с. 2; Абегян 1944 , с. 374
- ^ Атанесян, Лаура (2010). "Скульптор Артуш Папоян" (PDF) . Арменоведение (13). Ширакский центр арменологии Национальной академии наук Армении : 135-139. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Хьюсен 1968 , с. 32; Хачикян и др. 2002 , с. 56; Сарафян 1930 , с. 99; Томсон 1997 , с. 220
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хьюсен 1968 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1992 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рассел 2004 , с. 293.
- ^ Варданян 2013 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Томсон 1997 , с. 221.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 142.
- ^ Абегян 1944 , с. 374; Ачарян 1942 , с. 149; Туманян и др. 1974 , с. 362
- ^ Ван Линт 2018 , с. 68; Гринвуд 2018 ; Мэтьюз 2008a , с. 70; Хьюсен 1968 , с. 34
- ^ Гринвуд 2018 ; Гринвуд 2011 , с. 144; Айрапетян 1941 , с. 4
- ^ Гринвуд 2011 , с. 145.
- ^ Брутиан 2009 , с. 2.
- ^ Варданян 2013 , с. 9.
- ^ Туманян и др. 1974 , с. 362.
- ^ Перейти обратно: а б с Териан 1980 , с. 180.
- ^ Памбакян 2018 , с. 11.
- ^ Хьюсен 1968 , с. 35; Гринвуд 2011 , с. 179; Васильев 1945 , с. 492
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хьюсен 1968 , с. 35.
- ^ Хьюсен 1968 , стр. 34–35.
- ^ Гринвуд 2018 ; Хьюсен 1968 , с. 35; Териан 1980 , с. 181
- ^ Перейти обратно: а б Териан 1980 , с. 181.
- ^ Адонц 1950 , с. 72.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюсен 1968 , с. 36.
- ^ Орманян, Малахия (1912). Церковь Армении . Перевод Дж. Маргара Грегори. Лондон: А. Р. Моубрей. стр. 202-203 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хачикян и др. 2002 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Хьюсен 1968 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Греппин 1995 , с. 679.
- ^ Хьюсен 1968 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 38.
- ^ Коу 1997 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б Туманян и др. 1974 , с. 364.
- ^ Чалоян 1964 , с. 168.
- ^ Мэтьюз 2008b , с. 365.
- ^ Адонц 1970 , с. 163.
- ^ Памбакян 2018 , с. 9.
- ^ Васильев 1945 , с. 492.
- ^ Териан 1980 , с. 182.
- ^ Рассел 2004 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюсен 1968 , с. 40.
- ^ Хрлопян 1964 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хачикян и др. 2002 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Игра 1973 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 1968 , с. 37.
- ^ Хьюсен 1968 , с. 37-38.
- ^ Памбакян 2018 , с. 11; Гринвуд 2018 ; Хачикян и др. 2002 , с. 56
- ^ Хьюсен 1992 , с. 14.
- ^ Брутиан 2009 , с. 4.
- ^ Матевосян, Арташес [на армянском языке] (1986). «Кникон». Армянская советская энциклопедия Том. 12 (на армянском языке). стр. 469-470 .
Первый армянский светский учёный. учебник
- ^ Кальцолари, Валентина (2014). «Философская литература в древней и средневековой Армении». Армянская филология в Новое время . Брилл. стр. 349–376. ISBN 978-90-04-27096-1 .
- ^ Гринвуд 2011 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с д Памбакян 2018 , с. 13.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 177.
- ^ Крисомалис 2010 , стр. 175–176.
- ^ Перейти обратно: а б Хризомалис 2010 , с. 177.
- ^ Шоу 1939 .
- ^ Памбакян 2018 , с. 10.
- ^ Памбакян 2018 , с. 14.
- ^ Гринвуд 2018 ; Хачикян и др. 2002 , с. 57; Памбакян 2018 , с. 15
- ^ Памбакян 2018 , с. 16.
- ^ Мэтьюз 2008a , с. 70; Томсон 1997 , с. 221; Памбакян 2018 , с. 16
- ^ Памбакян 2018 , с. 17.
- ^ Памбакян 2018 , с. 22.
- ^ Хьюсен 1968 , с. 41.
- ^ Хьюсен 1968 , стр. 35–36.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 131.
- ^ Хьюсен 1992 , с. 13.
- ^ Эванс, Хелен С. (2018). «Карты, включая Армению». Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей и издательство Йельского университета . п. 300. ИСБН 9781588396600 . OCLC 1028910888 .
- ^ Редгейт 2000 , с. 6.
- ^ Ван Линт 2018 , с. 68; Греппин 1995 , с. 679; Мэтьюз 2008a , с. 71; Хьюсен 1992 ; Памбакян 2018 , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д Хьюсен 1992 , с. 1.
- ^ Коу 1997 , с. 379.
- ^ Греппин 1995 , стр. 679–680.
- ^ Шютц, Эдмонд (1998). «Обзор географии Анании Ширакского. (Ашхаргачойч). (Гуманитарные науки), № 77» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 51 (1/2): 248–251. ISSN 0001-6446 . JSTOR 43391701 .
- ^ Хьюсен 1992 , с. 4.
- ^ Хьюсен 1992 , стр. 4–5.
- ^ Хьюсен 1992 , с. 8.
- ^ Хьюсен 1968 , с. 44.
- ^ Гринвуд 2008 , с. 197.
- ^ Брутиан 2009 , с. 5.
- ^ Хьюсен 1968 , стр. 44–45.
- ^ Брутиан 2009 , стр. 8–9.
- ^ Хьюсен 1968 , стр. 43–44.
- ^ Акопян, Т.Х. ; Мелик-Бахшян, Св. Т. [на армянском] ; Барсегян, Х.Х. [на армянском языке] (1991). «Дзох(а)керт». Словарь топонимов Армении и прилегающих регионов, том III (на армянском языке). Издательство Ереванского университета. стр. 481 .
- ^ Варданян, Стелла (1999). «Медицина в Армении». В Греппине, Джон AC ; Сэвидж-Смит, Эмили; Геригиан, Джон Л. (ред.). Распространение греко-римской медицины на Ближний Восток и Кавказ . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books. п. 188-189 . ISBN 0-88206-096-1 .
- ^ Варданян, С.А. (1984). «Медицина [Медицина]». История армянского народа Том II (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР . п. 558 .
- ^ Авдалбекян, С. (1976). « хамаспюр » История цветка Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). 3 : 258–259. Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 г.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (2008). «Волшебные горы, Млечные моря, убийцы драконов и другие зороастрийские архетипы» . Бюллетень Азиатского института . 22:72 . ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049235 .
- ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Хьюсен 1968 , с. 40; Мэтьюз 2008a , с. 71; Хачикян и др. 2002 , с. 58
- ^ Перейти обратно: а б Абрамян и Петросян 1979 , с. 23.
- ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Мэтьюз 2008a , с. 71
- ^ Абрамян и Петросян 1979 , с. 23; Мэтьюз 2008a , с. 71; Чалоян 1964 , с. 169
- ^ Матевосян 1994 , стр. 17–18.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 133.
- ^ Матевосян 1994 , с. 21.
- ^ Адонц 1950 , с. 73.
- ^ Чалоян 1964 , с. 169.
- ^ Гюлумян 2012 , стр. 6, 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюсен 1968 , с. 33.
- ^ Патканян 1877 .
- ^ Вопросы и решения: Вардапета Анании Ширакца, армянского математика VII века / Изд. и пер. И. А. Орбели. - Пг. : Тип. Рос. акад. тип., 1918.
- ^ Абрамян 1944 .
- ^ Симёнов 1947 , с. 97–100.
- ^ Абрамян и Петросян 1979 .
- ^ Аракелян 1981 , с. 300.
- ^ Еремян 1963 .
- ^ Конибир 1897 .
- ^ Перейти обратно: а б Лемерль 2017 , с. 90.
- ^ Бербериан 1964 .
- ^ Хьюсен 1968 .
- ^ Hewsen 2001 , страница посвящения.
- ^ Териан 1980 , с. 180; Мэтьюз 2008a , с. 70; Хьюсен 1968 , с. 32; Лемерль 2017 , с. 90
- ^ Хьюсен 1968 , с. 32; Брутиан 2009 , с. 2
- ^ Авагян, Сона (5 октября 2010 г.). «Никто не заметил, что это было 1400-летие Ширакаци » . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года.
- ^ Даниелян 2008 , с. 256.
- ^ Томсон 1997 , с. 220.
- ^ Адонц 1950 , стр. 70–71.
- ^ Mikhailov, A. A. (e.d.), Астрономия в СССР за сорок лет, 1917-1957: сборник статей [Astronomy in the USSR over Forty Years, 1917-1957: A Collection of Articles] , Moscow: Publishing House of Physics-Mathematics and Technical Literature , 1960, p. 367. "В связи с этим уместно упомянуть, что за последние годы удалось выявить много астрономических рукописей, раскрывающих высокое развитие астрономии в Грузии и в Армении еще в конце первого тысячелетия н.э. Специальное внимание было уделено армянскому ученому VII в. Ананию Ширакаци..."
- ^ Ė. R. Mustelʹ , N. P. Erpylev. Большая советская энциклопедия ( Great Soviet Encyclopedia ) , Vol. 24.2 (1977). "СССР. Естественные науки. Астрономия" [USSR: Natural sciences: Astronomy]. p. 293. "Уже в 7 в. получил распространение трактат по космографии армянского учёного Анании Ширакаци, содержавший астрономические сведения того времени."
- ^ Kulikovsky, Pyotr , М.В. Ломоносов - астроном и астрофизик [M. V. Lomonosov: Astronomer and Astrophysicist] , Gosudarstvennoye izdatelstvo tekhnicheskoy i teoreticheskoy literatury, 1950, p. 9 "Особую главу в истории астрономии вписали народы, жившие на нынешней территории СССР на Кавказе и в Средней Азии. Имена Анания Ширакаци, Аль-Хорезми, Бируни, Омара Хайяма, Насирэддина ат-Туси, Улуг-бека вошли в великую сокровищницу мировой науки как имена крупнейших учёных."
- ^ Гринвуд 2011 , с. 134.
- ^ «Анания Ширакаци [Анания Ширакаци]» . kochar.am (на армянском языке). Музей Ерванда Кочара. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года.
- ^ Sargsian, Henrikh (1983). "Ара Сарксян-медальер [Ara Sargsian as a medal-maker]" . Lraber Hasarakakan Gitutyunneri (in Russian). 5 (5). ISSN 0320-8117 .
- ^ Гринвуд 2011 , с. 135.
- ^ Правительство Республики Армения (2 ноября 2004 г.). «Государственный список недвижимых памятников истории и культуры города Еревана Республики Армения [Список памятников истории и культуры Еревана]» . arlis.am (на армянском языке). Армянская правовая информационная система. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года.
- ^ «Памятники [Статуи]» . yerevan.am (на армянском языке). Мэрия Еревана. Архивировано из оригинала 23 января 2024 года.
Анания Ширакаци Скульптор: А. Карибский базальт, 1999 г.
- ^ Справочник планетарной номенклатуры 1994 г. (PDF) . Геологическая служба США . 1995. с. 78 .
- ^ « Лицей «Ширакацы» Международный научно-образовательный» . ysu.am. Ереванский государственный университет. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года.
- ^ ЗАО «Международный научно-образовательный комплекс «Лицей Ширакацы»» . ibo.org . Международная организация бакалавриата. Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года.
- ^ «Медаль Анании Ширакаци» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения.
- ^ «Коллекционные монеты: 2005 – Анания Ширакаци» . cba.am. Центральный банк Армении .
- ^ «2005 – Марки Армении» . www.armenianstamps.org . 20 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги об Анании
[ редактировать ]- Патканян, Керовбе (1877). Различные исследования Анании Ширакаци (на армянском языке). Санкт-Петербургский университет.
- Абрамян, Ашот Георгиевич (1944). Библиография Анании Ширакаци (на армянском языке). Ереван: Армянская ССР Матенадаран Пресс.
- Abrahamian, Ashot G. ; Petrosian, Garegin B. (1979). Анания Ширакаци: Библиография [ Anania Shirakatsi: Writings ] (in Armenian). Yerevan: Sovetakan grogh. online
- Еремян, Сурен (1963). Армения по данным «Мирового индекса» (на армянском языке). Ереван: Издательство Армянской академии наук.
- Гюлумян О., изд. (2012). Анания Ширакаци: Библиография (на армянском языке). Ереван: Национальная библиотека Армении . ISBN: 978-99930-65-86-9 . PDF ( в архиве )
- Хьюсен, Роберт Х. (1992). География Анании Ширакского . Висбаден : Людвиг Райхерт Верлаг.
- Хрлопян, Геворг Т. (1964). Мировоззрение Анании Ширакаци [ Мировоззрение Анании Ширакаци ]. Ереван: Ереванский государственный университет . ОСЛК 37519113 .
Общие книги
[ редактировать ]- Адонц, Николас (1970). Армения в эпоху Юстиниана . Перевод Нины Гарсоян . Лиссабон: Фонд Галуста Гюльбенкяна .
- Лемерль, Пол (2017) [1971]. Le premier humanisme byzantin [Византийский гуманизм: первая фаза] . Линдси Хелен, Энн Моффат (пер.). Лейден: Брилл. стр. 90–94. ISBN 9789004344594 .
- Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-33228-4 .
- Сарафян, Кеворк А. (1930). История образования в Армении . Пресса вождя Ла Верна.
- Ачарян, Грачья (1942). Словарь армянских личных имен [ Словарь личных имен ] (на армянском языке). Том. 1. Ереванский государственный университет . стр. 148 - 149 .
- Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 9780631220374 .
Главы книг об Анании
[ редактировать ]- Абегян, Манук (1944). «Анания Ширакаци [Анания Ширакаци]». История древнеармянской литературы (на армянском языке). Ереван: Академия наук Армянской ССР. стр. 373-387 .
- Хрисомалис, Стивен (2010). «Нотации Ширакаци». Числовая запись: сравнительная история . Издательство Кембриджского университета. стр. 175-177 . ISBN 9780521878180 .
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). «Ания Ширакаци (Ания Ширака)». Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 56-80 . ISBN 9780814330234 .
- Мэтьюз, Эдвард Дж. младший (2008a). «Анания Ширака». В Кейзере, Пол Т.; Ирби-Мэсси, Джорджия Л. (ред.). Энциклопедия древних естествоиспытателей: греческая традиция и ее многочисленные наследники . Рутледж. стр. 70-71 . ISBN 9781134298020 .
- Мэтьюз, Эдвард Дж. младший (2008b). «Эллинизирующая школа (арм. Юнабан Дрпоц; ок. 570 – ок. 730)». В Кейзере, Пол Т.; Ирби-Мэсси, Джорджия Л. (ред.). Энциклопедия древних естествоиспытателей: греческая традиция и ее многочисленные наследники . Рутледж. ISBN 9781134298020 .
- Териан, Авраам (1980). «Эллинизирующая школа: пересмотр времени, места и масштабов деятельности». У Нины Гарсоян ; Томас Ф. Мэтьюз; Роберт В. Томсон (ред.). Восток Византии: Сирия и Армения в период становления . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . стр. 175-186 .
- Томсон, Роберт В. (1997). «Армянская литературная культура в одиннадцатом веке». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности: Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . стр. 199–240 .
- ван Линт, Тео (2018). «Анания Ширака (Анания Ширакаци)». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . п. 68. ИСБН 978-0-19-881624-9 .
Статьи энциклопедии
[ редактировать ]- Гринвуд, Тимоти Уильям (9 апреля 2018 г.). «Анания Ширака (Anania Širakac'i)». Энциклопедия Ираника . онлайн
- Туманян Б.; Матевосян А.; Чалоян, В. [на армянском языке] ; Абрамян А. [на армянском языке] ; Тахмизян, Н. (1974). «Анания Ширакаци [Анания Ширакаци]». Советско-армянская энциклопедия, том I (на армянском языке). стр. 362-364 .
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Адонц, Николас (1950). «Роль армян в византийской науке» (PDF) . Армянское обозрение . 3 . Перевод JGM: 55–73. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2017 г.
- Конибир, FE (1897). «Анания Ширакский (600—650 в.н.э.)». Византийский журнал . 6 (3): 572–584. дои : 10.1515/byzs.1897.6.3.572 . S2CID 194109254 .
- Коу, С. Питер (1997). «Обзор географии Анании Ширакского (AŠXARHAʿCOYʿC), длинная и короткая редакция: введение, перевод и комментарии» . Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 379–380. дои : 10.2307/605516 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 605516 .
- Хьюсен, Роберт Х. (1968). «Наука в Армении седьмого века: Анания Ширакский». Исида . 59 (1). История научного общества : 32–45. дои : 10.1086/350333 . JSTOR 227850 . S2CID 145014073 .
- Васильев, Александр (1945). «Рецензируемая работа: Армения и Византийская империя. Краткое исследование армянского искусства и цивилизации Сирапи Дер Нерсесян». Зеркало . 20 (4): 492. дои : 10.2307/2856749 . JSTOR 2856749 .
- Симёнов, Л. (1947). «Профессор, доктор А. Абрамян. - «Библиография Анании Ширакаци». Ереван, Айпетрат, 1944 г.». Вестник Академии наук Армянской ССР: Общественные науки (на армянском языке) (3). Архивировано из оригинала 30 марта 2019 г.
- Аракелян, В.Д. [на армянском языке] (1981). «Ананья Ширакаци, Библиография, перевод, предисловие и примечания А.Г. Абрамяна и Г.Б. Петросяна, Ереван, 1979 [Ананья Ширакаци: Избранные сочинения, пер. А.Г. Абрамяна и Г.Б. Петросяна]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (4): 295-300.
- Бербериан, Хайг (1964). «Автобиография Анании Сиракачи». Обзор арменоведения (на французском языке) (1): 189–194.
- Шоу, Аллен А. (1939). «Забытая система счисления древности». Национальный математический журнал . 13 (8). Математическая ассоциация Америки : 368–372. дои : 10.2307/3028489 . JSTOR 3028489 .
- Жу, Бернар (1973). «Заметка о некоторых армянских философах». Исследования советской мысли . 13 (3/4). Спрингер : 251–264. дои : 10.1007/BF01043876 . JSTOR 20098573 . S2CID 143364705 .
- Памбакян, Стефани (2018). «Традиции и инновации в космологии Анании Ширакаци» (PDF) . Евразийский . 11 . Издания Ка 'Фоскари : 9–24. дои : 10.30687/978-88-6969-279-6/001 . ISBN 978-88-6969-280-2 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2019 г. Проверено 30 марта 2019 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Матевосян, Арташес [на армянском языке] (1994). «Кникон» Григора Магистроса и Анании Ширакаци » (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке) (16). Матенадаран : 16-30. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2015 г. Проверено 30 марта 2019 г.
- Гринвуд, Тим (2011). «Переоценка жизни и математических проблем Анании Ширакаци» . Revue des Études Arméniennes . 33 : 131–186.
- Греппин, Джон AC (1995). «Комментарии к ранним армянским знаниям ботаники, выявленным в географии Анании Ширакского». Журнал Американского восточного общества . 115 (4): 679–684. дои : 10.2307/604736 . JSTOR 604736 .
- Айрапетян, С. (1941). «Жизнь и карьера Анании Ширакаци» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке) (1). Матенадаран .
- Варданян, Ваграм (2013). «Анания Ширакаци: армянский факелоносец духовной и политической автономии» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (3): 9-19.
- Гринвуд, Тим (2008). « «Новый свет с Востока»: хронография и церковная история через армянский источник конца седьмого века». Журнал ранних христианских исследований . 16 (2): 197–254. дои : 10.1353/earl.0.0018 . S2CID 170843259 .
- Брутиан, Григор (2009). «Персидский и арабский календари в представлении Анании Ширкаци» . История Вяза . 7 (1). Тегеранский университет : 1–17.
- Даниелян, Эдуард Л. [на армянском языке] (2008). «Вклад академика Виктора Амбарцумяна в историю армянской и мировой космологической мысли и астрономии» . Лрабер Хасаракакан Гитутюннери (3): 256–259.
- Чалоян, Вазген К. [на армянском языке] (1964). «Натурфилософские взгляды Анании Ширакаци» . Естественные науки и история техники в Армении (на армянском языке) (3). Армянская академия наук : 142-171.
- Рассел, Джеймс Р. (2004). «Сонник Анании Ширакаци». Арменоведение и ирановедение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ; первоначально опубликовано в Revue des Études Arméniennes 21, 1988–89, стр. 159–170.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маэ, Жан-Пьер (1987). «Квадривиум и курс обучения в VII веке в Армении и в византийском мире по «Кникону» Анании Ширакаци». Работы и мемуары (на французском языке). 10 . Исследовательский центр истории и цивилизации Византии: 159–206.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ананией Ширакаци, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Ананией Ширакаци, в Wikiquote