Лахорская резолюция
Лахорская резолюция | |
---|---|
![]() Мусульманские лидеры со всей Британской Индии на заседании рабочего комитета Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре | |
Представлено | 22 марта 1940 г. |
Ратифицирован | 23 марта 1940 г |
Расположение | Лахор |
Автор(ы) | Мухаммад Зафарулла Хан |
Подписавшиеся | Всеиндийская мусульманская лига |
Цель | Объявить о провозглашении независимости от Британской Индии. https://www.highratecpm.com/s19rxwt4?key=e86722ed5e5c679be446e321b50fc848 |
Независимость Бангладеш |
---|
![]() |
События |
Организации |
Ключевые лица |
Связанный |
![]() |
Лахорская резолюция ( урду : qarardadِ Lahore , Qarardad-e-Lahore ; бенгальский : লাহোর প্রস্তাব, Lahor Prostab ), также называемая Пакистанской резолюцией , была написана и подготовлена Муллахмадом Зафар Ханом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и было представлено А. К. Фазлулом Хуком , премьер-министром Бенгалии , было официальным политическим заявлением, принятым Всеиндийской мусульманской лигой по случаю ее трехдневной генеральной сессии в Лахоре 22–24 марта 1940 года. Резолюция призывала к независимые государства, как видно из заявления:
Географически смежные единицы представляют собой разграниченные регионы, которые должны быть образованы с такими территориальными изменениями, которые могут оказаться необходимыми, чтобы районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в северо-западной и восточной зонах (Британской) Индии, были сгруппированы таким образом, чтобы составить «независимые государства», в которых составные части должны быть автономными и суверенными.
Хотя название «Пакистан» было предложено Чоудхари Рахматом Али в его Пакистанской декларации , [ 4 ] только после принятия резолюции он начал широко использоваться.
Выступление Мухаммеда Али Джинны на конференции в Лахоре было, по словам Стэнли Уолперта , моментом, когда Джинна, когда-то сторонник индуистско-мусульманского единства , безвозвратно изменился ради дела отдельной мусульманской родины под названием Пакистан . [ 5 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]До середины 1930-х годов мусульманские лидеры пытались обеспечить максимальные политические гарантии мусульманам в рамках федерации Индии с точки зрения достижения максимальной автономии для провинций с мусульманским большинством. Они получили некоторые гарантии через систему отдельного электората на общинной основе в Законе о правительстве Индии 1935 года . В результате выборов, проведенных в соответствии с этим законом, Индийский национальный конгресс сформировал правительства в шести из восьми провинций. железный контроль которого над собственными провинциями, ясно намекало на то, что ждет провинции с мусульманским большинством, когда оно станет доминировать в центре. Большая часть на пропаганды Лиги Во время правления Конгресса с 1937 по 1939 годы его «Высшее командование , этом этапе была направлена против министерств Конгресса и их предполагаемых нападок на мусульманскую культуру , усиление активности индуистской Махасабхи , появление триколора Конгресса , пение Банде Матарам , схема Видья Мандир в центральных провинциях и схема образования Вардха - все это было истолковано как доказательство «зверств Конгресса». Итак, Конгресс был явно неспособен представлять интересы мусульман, однако он пытался уничтожить любую другую партию». [ 6 ]
Поэтому к 1938–39 гг. идея разделения получила широкое распространение. Конференция Мусульманской лиги провинции Синд провела свою первую сессию в Карачи в октябре 1938 года и приняла резолюцию, в которой рекомендовала Всеиндийской мусульманской лиге разработать схему конституции, согласно которой мусульмане могли бы достичь полной независимости. Премьер А. провинции Бенгалия К. Фазал-уль-Хак , не входивший во Всеиндийскую мусульманскую лигу, был вполне убежден в пользу отделения. Более ярко эту идею выразил М. А. Джинна в статье в лондонском еженедельнике Time & Tide от 9 марта 1940 года. [ 7 ] Джинна написал:
Демократические системы, основанные на концепции однородных наций, таких как Англия, совершенно определенно неприменимы к гетерогенным странам , таким как Индия , и этот простой факт является коренной причиной всех конституционных болезней Индии. Индия – великая и второстепенная нация , из этого следует, что парламентская система, основанная на принципе большинства, неизбежно должна означать правление крупной нации . Опыт доказал, что, какой бы ни была экономическая и политическая программа любой политической партии , индус , как правило, будет голосовать за своего соплеменника по касте , мусульманин — за своего единоверца .
О правительствах провинций, возглавляемых Конгрессом, он писал:
Началась атака на мусульман по всей Индии. В пяти мусульманских провинциях были предприняты все попытки победить возглавляемые мусульманами коалиционные министерства. В шести индуистских провинциях был открыт « Культуркампф ». Были предприняты попытки признать «Банде Матарам», песню Конгресса, национальным гимном , а настоящий национальный язык, урду , заменить хинди . Повсюду началось притеснение, и жалобы посыпались с такой силой… что мусульмане, отчаявшись в том, что вице-король и губернаторы когда-либо предпримут меры для их защиты, уже были вынуждены просить Королевскую комиссию для расследования их жалоб.
Кроме того, он добавил:
Желает ли ( британский народ ) того, чтобы Индия стала тоталитарным индуистским государством …? …Я уверен, что мусульманская Индия никогда не подчинится такой позиции и будет вынуждена сопротивляться ей всеми доступными ей средствами.
В своем заключительном слове он написал:
В то время как Мусульманская лига безоговорочно выступает против любых федеральных целей, которые обязательно должны привести к правлению сообщества большинства под прикрытием демократии и парламентской системы правления ... В заключение необходимо разработать конституцию, которая признает, что в Индии есть две нации , которые оба должны разделить управление своей общей Родиной .
Лахорская конференция
[ редактировать ]
Заседание проходило 22–24 марта 1940 года в парке Икбал, Лахор. С приветственной речью выступил сэр Шах Наваз Хан из Мамдота, председатель местной приемной комиссии. Различные проекты текстов окончательной резолюции/проекта обсуждались Специальным рабочим комитетом Всеиндийской мусульманской лиги. [ 8 ]
В тексте резолюции, единогласно одобренном Предметным комитетом, принята концепция единой Родины мусульман. [ нужна ссылка ] и рекомендовал создание независимых государств с мусульманским большинством. [ 9 ]
Резолюция была предложена на общей сессии А. К. Фазлулом Хуком , главным министром неделимой Бенгалии, и ее поддержали Чаудхри Халикуззаман из Соединенных провинций, Зафар Али Хан из Пенджаба, Сардар Аурангзеб Хан из Северо-Западной пограничной провинции, Пир Зиауддин Андраби. из Кашмира и сэр Абдулла Харун из Синда. [ 10 ] Кази Мухаммад Эсса из Белуджистана и другие лидеры заявили о своей поддержке. [ нужна ссылка ]
Заявление
[ редактировать ]
Резолюция о создании отдельной родины для мусульман Британской Индии, принятая на ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги, проходившей в Лахоре 22–24 марта 1940 года, является знаковым документом в истории Пакистана. [ 11 ] В 1946 году это легло в основу решения Мусульманской лиги бороться за одно государство [позже названное Пакистаном] для мусульман. [ 12 ] В заявлении говорилось:
Никакой конституционный план не будет осуществимым или приемлемым для мусульман, если географические смежные единицы не будут разграничены на регионы, которые должны быть сформированы таким образом с такими территориальными изменениями, которые могут быть необходимы. [ 13 ]
Индуистская пресса и лидеры поспешили охарактеризовать эту резолюцию как требование создания Пакистана; некоторые люди начали называть это «Пакистанской резолюцией» вскоре после сессии Мусульманской лиги в Лахоре. Это знаковый документ в истории Пакистана. [ 11 ] Кроме того, там говорилось:
Адекватные, эффективные и обязательные гарантии должны быть конкретно предусмотрены в конституции для меньшинств в единицах и регионах для защиты их религиозных, культурных, экономических, политических, административных и других прав меньшинств.
Самое главное, чтобы убедить меньшие провинции, такие как Синд, присоединиться, это предоставило гарантию:
Географически смежные единицы разграничены на регионы, которые должны быть образованы, с такими территориальными изменениями, которые могут оказаться необходимыми, чтобы районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как в северо-западной и восточной зонах (Британской) Индии, были сгруппированы в составляют «независимые государства», в которых составные части должны быть автономными и суверенными.
Полный текст
[ редактировать ]Полный текст документа-резолюции был следующим:
«ЛАХОРСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ»
Решено на Лахорской сессии Всеиндийской мусульманской лиги, проходившей 22-24 марта 1940 г.
(1) Одобряя и одобряя действия, предпринятые Советом и Рабочим комитетом Всеиндийской мусульманской лиги, как указано в их резолюциях от 10 августа, 17 и 18 сентября, 22 октября 1939 г. и 3 февраля 1940 г. Что касается конституционных вопросов, эта сессия Всеиндийской мусульманской лиги решительно подтверждает, что схема федерации, воплощенная в Законе о правительстве Индии 1935 года, совершенно не подходит и неработоспособна в особых условиях этой страны и совершенно неприемлема для мусульман. Индия.
(2) Постановили, что на этой сессии Всеиндийской мусульманской лиги принято мнение, что ни один конституционный план не будет работоспособным в этой стране или приемлемым для мусульман, если он не разработан на основе следующего основного принципа, а именно, что географически смежные единицы разграничены. на регионы, которые должны быть организованы таким образом, с такими территориальными изменениями, которые могут быть необходимы, чтобы районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как в северо-западной и восточной зонах Индии, были сгруппированы в «независимые государства». в котором составные части должны быть автономными и суверенными.
(3) Что адекватные, эффективные и обязательные гарантии должны быть специально предусмотрены в конституции для меньшинств в этих единицах и в этих регионах для защиты их религиозных, культурных, экономических, политических, административных и других прав и интересов после консультации с ними; и в других частях Индии, где мусульмане составляют меньшинство, в конституции должны быть специально предусмотрены адекватные, эффективные и обязательные гарантии для них и других меньшинств для защиты их религиозных, культурных, экономических, политических, административных и других прав и интересы в консультации с ними.
(4) Эта сессия далее уполномочивает Рабочий комитет разработать схему конституции в соответствии с этими основными принципами, предусматривающую, наконец, принятие на себя соответствующими регионами всех полномочий, таких как оборона, внешние сношения, коммуникации, таможня и такие другие вопросы, как может быть необходимо». [ 14 ] [ 15 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2017 г. ) |
Остаются споры о том, предусматривает ли резолюция два суверенных государства в восточной и западной частях Британской Индии. Абдул Хашим из Бенгальской мусульманской лиги истолковал текст как требование существования двух отдельных стран. [ 16 ] В 1946 году премьер-министр Бенгалии Х.С. Сухраварди , член Всеиндийской мусульманской лиги, обсудил предложение Объединенной Бенгалии при поддержке мусульманских и индуистских лидеров, а также губернатора Бенгалии.
Хотя существовали и продолжают существовать разногласия по поводу толкования резолюции, широко признано, что она призывает к созданию отдельного мусульманского государства. [ нужна ссылка ] Противоположные мнения сосредоточены на фразе «независимые государства», утверждая, что это означает, что провинции с мусульманским большинством, то есть Пенджаб, Синд и т. Д., будут независимы друг от друга. Они игнорируют фразу «географически смежные единицы». Они также опираются на утверждения некоторых бенгальских националистов, не согласных с одним государством. Они обвиняют своих оппонентов в том, что они искажают «дух» резолюции.
Большинство руководства Мусульманской лиги утверждало, что оно было направлено не только на разделение Индии, но и всего на два государства (мусульманское большинство и индуистское большинство). Таким образом, это действительно заявление, призывающее к независимости и единому мусульманскому государству. [ нужна ссылка ] В конце концов, название «Пакистан» стало использоваться для обозначения предполагаемого государства.
Инакомыслие мусульман-националистов в колониальной Индии
[ редактировать ]Всеиндийская мусульманская конференция Азад собралась в Дели в апреле 1940 года, чтобы выразить свою поддержку независимой и единой Индии в ответ на Лахорскую резолюцию. [ 17 ] [ 18 ] В число его членов входили несколько исламских организаций в Индии, а также 1400 мусульманских делегатов-националистов. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Просепаратистская Всеиндийская мусульманская лига пыталась заставить замолчать тех мусульман-националистов, которые выступали против раздела Индии, часто используя «запугивание и принуждение». [ 21 ] [ 20 ] Убийство главного министра Синда и лидера Всеиндийской мусульманской конференции Азад Аллаха Бахша Сумро также облегчило Всеиндийской мусульманской лиге требование создания Пакистана. [ 21 ]
Ассамблея Синда была первым законодательным органом Великобритании и Индии, принявшим резолюцию в пользу Пакистана. ГМ Сайед , влиятельный синдхский активист, революционер и суфий , а позже один из важных лидеров в авангарде движения за независимость Синда, [ 22 ] вступил в Мусульманскую лигу в 1938 году и представил резолюцию о Пакистане в Ассамблее Синда. Ключевым мотивирующим фактором было обещание «автономии и суверенитета составных частей». [ 23 ]
Этот текст был похоронен под Минар-и-Пакистан во время его строительства при режиме Аюба. [ нужна ссылка ] На этом заседании политическая ситуация была подробно проанализирована, и мусульмане потребовали отдельной родины только для того, чтобы сохранить свою идентичность и защитить свои права. Резолюция Пакистана стала вехой в истории мусульман Южной Азии. Оно определило для мусульман истинную цель и свою родину на северо-востоке и северо-западе. Принятие резолюции Пакистана ускорило темпы движения за свободу. Это придало новую энергию и смелость мусульманам, собравшимся вокруг Мухаммеда Али Джинны для борьбы за свободу. [ нужна ссылка ]
День памяти
[ редактировать ]- В ознаменование этого события был построен памятник «Минар-и-Пакистан» высотой 60 м в форме минарета . на месте в парке Икбал, где была принята резолюция,
- 23 марта ( День Пакистана ) — национальный праздник Пакистана, посвященный Лахорской резолюции (1940 г.) и Дню Республики (1956 г.); страна стала первой исламской республикой в мире. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кореджо, М.С. (1993). Граница Ганди: его место в истории . Издательство Оксфордского университета. п. 152. ИСБН 0195774612 .
- ^ Доктер, Уоррен (2015). Черчилль и исламский мир: ориентализм, империя и дипломатия на Ближнем Востоке . ИБ Таврида (1818). п. 240. ИСБН 978-1780768182 .
- ^ «Дело Синда - показания ГМ Саеда в суде (Часть 4)» . GMSyed.org . Академия Наин Синд . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Чоудхари Рахмат Али, (1933), Сейчас или никогда; Нам жить или погибнуть навсегда? , брошюра, опубликована 28 января. (Рехмат Али в то время был студентом Кембриджского университета )
- ^ Стэнли Вулперт (1984). Джинна Пакистана . Издательство Оксфордского университета. п. 182. ИСБН 978-0-19-503412-7 .
Выступление Джинны в Лахоре опустило последнюю завесу над любыми перспективами единой объединенной независимой Индии... как только он принял решение, он никогда не возвращался к какой-либо прежней позиции... Посол индуистско-мусульманского единства полностью превратился в великого лидера Пакистана . Все, что оставалось, это сначала его партии, затем его зарождающейся нации, а затем его британским союзникам согласиться с формулой, которую он принял.
- ^ Джалал, Аиша (1985). Единственный представитель: Джинна, Мусульманская лига и спрос на Пакистан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 43. дои : 10.1017/CBO9780511558856 . ISBN 9780511558856 .
- ^ Джинна, Мохаммед Али (9 марта 1940 г.). «Конституционное будущее Индии: две нации в Индии». Время и прилив . Том. 21, нет. 10. С. 238–240.
- ^ Ниже приводится полный список из 25 первоначальных, официально назначенных членов Специального рабочего комитета Всеиндийской мусульманской лиги 1940 года, который собирался с 21 по 24 марта 1940 года; см. Программу 27-й ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги, которая пройдет в Лахоре с 22 по 24 марта 1940 года , в Национальном архиве Пакистана, Исламабад, документы Куэйда и Азама, файл 1354, которые в значительной степени составили проект Лахорской резолюции. См. также Аттик Зафар Шейх, Резолюция Пакистана и Рабочий комитет Всеиндийской мусульманской лиги, 1940 г. , Исламабад: Национальный архив Пакистана, 1998 г., стр. 92, со ссылкой на следующий список членов:
- Каид-и-Азам Мухаммад Али Джинна (председатель)
- Навабзада Лиакат Али Хан (секретарь)
- Сэр Сикандар Хаят Хан (премьер Пенджаба)
- Сэр Шахнаваз Хан Мамдот (местный ведущий)
- Раджа Сахиб из Махмудабада
- Маулви АК Фазлул Хук
- сэр Абдулла Харун
- Аль-Хадж Сэр Хаваджа Назимуддин
- миссис Бегум
- Маулана Мохаммад Акрам Хан
- Чаудри Халикуззаман
- Наваб Мухаммад Исмаил Хан
- Сэр Карримбхой Эбрахим
- Али Мухаммад Хан Делви
- Кази Мухаммад Эсса
- Сардар Аурангзеб Хан
- Абдул Матин Чаудри
- Ашик Мохамед Варси
- Хаджи Абдус Саттар Эсак Саит
- СМ Шариф
- Сайед Абдул Рауф Шах
- Мохаммад Латиф ур Рахман
- Абдур Рахман Сиддики
- Малик Баркат Али
- Садулла Хан Умарзаиб
- ^ Ахмед, Сайед Ифтихар (1983). Очерки о Пакистане . Лахор: Издательство Alpha Bravo. стр. 29–30. OCLC 12811079 .
районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, северо-западная и восточная зоны Индии, должны быть сгруппированы и образовать независимые государства.
- ^ Мухаммад Аслам Малик (2001). Принятие резолюции о Пакистане . Издательство Оксфордского университета. п. 151. ИСБН 0-19-579538-5 .
На открытом заседании 24 марта резолюция была предложена... Фазлулом Хаком, и ее поддержали Халикуззаман (UP), Зафар Али Хан (Пенджаб), Аурангзеб (СЗПП) и Харун (Синд).
- ^ Jump up to: а б «Интерпретация Лахорской резолюции» . Рассвет . 23 марта 2013 г.
- ^ IH Куреши , (1965), Борьба за Пакистан , Карачи
- ^ IH Куреши, (1992), Краткая история Пакистана . Университет Карачи , перепечатка издания 1967 года. ISBN 969-404-008-6
- ^ «23 марта День резолюции в Пакистане» . Пакистанская мусульманская лига (N) Официальный сайт США . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Текст Лахорской резолюции Всеиндийской мусульманской лиги 1940 года, написанный Брайаном МакМорроу» . ПБаза . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Лахорская резолюция» . Banglapedia.org .
- ^ Гровер, Вериндер (1992). Политические мыслители современной Индии: Абул Калам Азад . Глубокие и глубокие публикации. п. 503. ИСБН 9788171004324 .
Через пять недель после принятия резолюции Пакистана в Дели было созвано собрание мусульман-националистов под названием «Мусульманская конференция Азад». Конференция собиралась под председательством хана Бахадур Аллаха Бахша, тогдашнего главного министра Синда.
- ^ Касми, Али Усман; Робб, Меган Итон (2017). Мусульмане против Мусульманской лиги: критика идеи Пакистана . Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN 9781108621236 .
- ^ Хак, Мушир У. (1970). Мусульманская политика в современной Индии, 1857-1947 гг . Минакши Пракашан. п. 114.
Это также было отражено в одной из резолюций Мусульманской конференции Азад, организации, которая пыталась представлять все различные националистические мусульманские партии и группы в Индии.
- ^ Jump up to: а б Ахмед, Иштиак (27 мая 2016 г.). «Несогласные» . «Фрайдей Таймс» .
Однако книга представляет собой дань уважения роли одного мусульманского лидера, который стойко выступал против раздела Индии: лидера синдхов Аллаха Бахша Сумро. Аллах Бахш принадлежал к землевладельческой семье. В 1934 году он основал Народную партию Синда, которая позже стала известна как «Иттехад» или «Партия единства». ... Аллах Бахш был категорически против требования Мусульманской лиги о создании Пакистана путем разделения Индии по религиозному признаку. В результате он учредил Мусульманскую конференцию Азад. В его сессии в Дели, проходившей 27–30 апреля 1940 г., приняли участие около 1400 делегатов. Они принадлежали в основном к низшим кастам и рабочему классу. Известный исследователь индийского ислама Уилфред Кантвелл Смит считает, что делегаты представляли «большинство мусульман Индии». Среди тех, кто присутствовал на конференции, были представители многих исламских теологов, и женщины также приняли участие в обсуждениях ... Шамсул Ислам утверждает, что Всеиндийская мусульманская лига время от времени использовала запугивание и принуждение, чтобы заставить замолчать любое сопротивление среди мусульман ее требованию о разделе. . Он называет такую тактику Мусульманской лиги «царством террора». Он приводит примеры со всей Индии, включая СЗПП, где Худай Хидматгары по-прежнему выступают против раздела Индии.
- ^ Jump up to: а б с Али, Афсар (17 июля 2017 г.). «Раскол Индии и патриотизм индийских мусульман» . Милли Газетт .
- ^ ГМ Сайед. Нация в цепях
- ^ ГМ Сайед. Случай Синда (глава 2)
- ^ Стэнфорд М. Миркин (1966), Что произошло, когда: Альманах вчерашнего дня известного исследователя, И. Уошберн, Нью-Йорк. OCLC 390802 (Впервые опубликовано в 1957 году под названием: Когда это произошло?)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Резолюция Пакистана , Официальный сайт правительства Пакистана . (Проверено в апреле 2006 г.)
- Лахорская резолюция (1940 г.) на веб-сайте «История Пакистана». (Проверено в апреле 2006 г.)
- Лахорская резолюция Азиатского общества Бангладеш. (Получено в апреле 2006 г.)
- Анализ текста: Резолюция Лахора (Пакистан). Архивировано 2 декабря 2021 г. в Wayback Machine (содержит исходный документ).
- Резолюция Пакистана или поиск выживания Мусульманской лиги
- АК Фазлул Хук
- Документы 1940 года
- Пакистанское движение
- 1940-е годы в Британской Индии
- 1940-е годы в Пакистане
- Политическая история Бангладеш
- Политика Лахора
- История Всеиндийской мусульманской лиги
- Политическая терминология в Пакистане
- Индия во Второй мировой войне
- Декларации независимости
- Правительственные документы Пакистана
- Независимость Бангладеш