Кол ХаМоед
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Мишне Тора : | Хилхот Шевитат Йом Тов 6: 22–24, 7 и 8 . |
Шулхан Арух : | Орах Хаим 530–548. Оригинал доступны и частичный перевод, предоставленный пользователями, в Интернете. |
Другие раввинские кодексы : | Кицур Шулхан Арух 104 , 105 и 106 . |
Чол ха-Моед ( иврит : חול המועד ), еврейская фраза, означающая «мирской праздник», относится к промежуточным дням Песаха и Суккота . Как следует из названия, в эти дни сочетаются черты хола (мирского) и моэда (праздника). [ 1 ]
В Песах Чол ха-Моед состоит из второго-шестого дней праздника (третьего-шестого в диаспоре ). В Суккот Чол ха-Моед состоит из второго-седьмого дней (третьего-седьмого в диаспоре). [ 1 ] [ 2 ]
Особые мицвы всего праздника соблюдаются во время Чол ха-Моэд. Холель ха-Моед Во время Суккота действуют заповеди проживания в сукке, принятия лулава и чтения Халель, а во время Песаха Холель ха-Моед действует запрет на Хамец . [ 2 ]
хотя и имеет уникальное название Хошана Раба , седьмой день Суккота, , является частью Чол ха-Моэд . Этот день приходится только на Суккот, а не на Песах. Молитвенные службы в этот день сочетают в себе некоторые обычные практики Чол Ха-Моэд с практиками Йом Това и Высших Святых Дней . [ 1 ]
Общие понятия
[ редактировать ]Чол ХаМоед сочетает в себе черты буднего дня ( Чол ) и праздника ( Моэд ).
Будний день ( Чол )
[ редактировать ]Работа
В будние дни во время Хол ха-Моэд обычные ограничения , применимые к библейским еврейским праздникам , ослабляются, но не отменяются полностью. Например, работа, которая обычно запрещена на фестивале, будет разрешена во избежание финансовых потерь или если результаты работы необходимы для самого фестиваля. Разрешена также работа для общественных нужд. [ 3 ] Если у человека есть возможность взять отпуск на работе без финансовых потерь в эти дни, он обычно обязан это сделать. Многих задач, таких как стирка белья, стрижка и бритье, следует избегать, за исключением некоторых обстоятельств.
Молитвы. Молитвы в будние дни во время Чол ха-Моед основаны на будничном порядке молитв, а не на праздничном порядке молитв. [ 4 ]
Фестиваль ( Мужество )
[ редактировать ]Основные обычаи соответствующих фестивалей сохраняются на протяжении всего фестиваля:
- Использование мацы и отказ от продуктов с закваской ( хамец ) на Песах.
- Пребывание в сукке (каждый день) и использование четырех видов (кроме субботы) в Суккот.
- Еще одним особенным дополнением стало приношение Мусафа в Храме в Иерусалиме.
- На Тору вызывают четырех человек вместо будничных трех
- В Храме было принесено дополнительное жертвоприношение, называемое Корбан Муссаф.
Яале в'Яво добавляется к Амиде и Биркат ха-Мазон В эти дни Халель . В эти дни произносятся молитвы и Муссаф, как и в Йом Тов , хотя в Хол Хамоед Песаха сокращенная форма Халель читается . Ошанот читают в Суккот. Молитва таханун опущена. [ 5 ]
В будние дни во время Чол ха-Моэд в синагоге присутствуют четыре алиота на чтении Торы , в отличие от стандартных трёх будних дней, что указывает на праздничный характер Чол ха-Моэд .
Тфилин
[ редактировать ]В будние дни во время Чол ха-Моэд существуют разные обычаи относительно того, следует ли носить тфилин , что отражает двойственную природу дня. Многие потоки евреев-ашкенази и йеменских евреев носят их (как и в будние дни), а также те, кто следует нехасидской литовской традиции. Евреи-сефарды , ашкенази, последователи Виленского Гаона и большинство хасидов, а также лица хасидского происхождения этого не делают (как на праздниках). Однако в некоторых хасидских общинах, таких как Санс, Бобов Санцклаузенбарг и во многих в Сатмаре, мужчины, которые никогда не были женаты (известные как бачурим) - или в некоторых общинах до восемнадцати лет, когда они считаются брачными - носят тфилин ; во всех хасидских общинах (за исключением некоторых из тех, кто никогда по-настоящему не принимал хасидские обычаи, таких как Эрлау ) женатые (или ранее состоявшие в браке) мужчины не носят тфилин во время Чол ха-Моэд . В Соединенных Штатах и большей части диаспоры на практике широко распространены оба обычая. Однако в Израиле обычаи Виленского Гаона имеют более сильное влияние, поэтому лишь немногие евреи в Израиле носят одежду. тфилин на Чол ха-Моед , и большинство из тех, кто это делает, делают это только в частном порядке перед публичными молитвенными службами, если только они не идут в миньян , который это делает; тем не менее, в последние годы в Израиле началось проведение ряда «тфилин миньяним». [ 6 ]
Среди тех, кто надевает тфилин в Чол ха-Моэд , некоторые пропускают или читают благословения, в зависимости от традиций своих предков. Большинство из тех, кто надевает тфилин на Чол ХаМоед, снимают тфилин перед Халель из уважения к праздничному характеру Чол ХаМоед , который особенно ощутим во время чтения Халель. Исключением из этой практики является третий день Песаха, когда при чтении Торы (следующем за Халлелем) обсуждается мицва тфилин , поэтому многие снимают тфилин только после того, как чтение Торы завершено и свиток Торы возвращен в Ковчег. [ 6 ]
Шаббат Чол ХаМоед
[ редактировать ]Шаббат Чол ХаМоед или Шаббат Чол ХаМоед , [ 7 ] Суббота , наступающая во время Чол ха-Моед , соблюдается, как и любая другая суббота, почти во всех отношениях. В частности, в полной мере действуют обычные ограничения на работу, как и в любую другую субботу.
Шаббат Чол Хамоед отличается от «обычной» субботы следующим образом:
Молитвы:
- В большинстве восточных ашкеназских общин Каббалат Шаббат сокращенно. Во многих западных ашкеназских и сефардских общинах его читают как обычно.
- Ya'aleh v'Yavo (as throughout Chol HaMoed )
- Халель (как и во всем Чол ха-Моэд )
- По ашкеназскому обычаю чтение «Песни Песней» на Песах или «Экклезиаста» на Суккот.
- Чтение Торы: семь алиот , как обычно, но еженедельная глава Торы и Хафтара заменяются чтениями, специально предназначенными для Фестиваля.
- Муссаф для фестиваля (как и во всем Чоль ха-Моэд ) заменяет «обычную» субботу дополнениями для субботы.
- В Суккот: Большинство общин читают Хошанот (как и во время Суккота, но без использования Четырех Видов и без вынимания свитков Торы из Ковчега ); однако практика некоторых гаонимов, принятая Виленским гаоном и Хабадом, заключается в том, чтобы вообще не читать Хошанот в Шаббат.
Питание: использование мацы вместо обычного хлеба на Песах; еда, которую едят в сукке в Суккот.
См. также
[ редактировать ]- Исру чаг означает день после каждого из Трех фестивалей паломничества .
- Мимуна — традиционный североафриканский еврейский праздник, проводимый на следующий день после Песаха.
- Песах Шени наступает ровно через месяц после 14 нисана.
- Пурим Катан — это когда в еврейский високосный год Пурим празднуется во время Адара II , поэтому 14-е число Адара I тогда называется Пурим Катан.
- Шушан Пурим приходится на 15 Адара и является днем, когда евреи в Иерусалиме празднуют Пурим.
- Йом Кипур Катан — это практика, которую некоторые евреи соблюдают в день, предшествующий каждому Рош Ходеш или Новолунию.
- Йом тов шени шел галуйот означает соблюдение дополнительного дня еврейских праздников за пределами Израиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Определение Хол Ха-Моэда - еврейская традиция» . yahadut.org . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «01. Хол Ха-Моед – Пениней Галаха» . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим , 530 г.
- ^ «Чол ХаМоед – Промежуточные дни» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «11 -Яале ВеЯво в Благодати после еды - Пениней Галаха» . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б См. Шоршей Минхаг Ашкеназ, том 5. Этот 900-страничный труд содержит все, что нужно знать о тфилин на Чол Хамоэд.
- ^ Это название используется повсеместно и должно толковаться как «Суббота Чол Ха-Моэд ». Хотя в название входит слово Чол (день недели), этот день во всех отношениях является субботой, а не ( галахическим ) будним днем.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маймонид обсуждает Чол ха-Моед в конце « Хилхот Шевитат Йом Тов» , части его Мишне Торы XII века . Английский перевод и комментарии 1993 года доступны бесплатно в Интернете. См. 6: 22–24, главы 7 и 8 .
- Раввин Элиэзер Меламед Мелаха о Хол Ха-Моэде и Пенинее Галахе