Албанцы в Сербии
Общая численность населения | |
---|---|
61 687 граждан Сербии, 0,93% населения Сербии (2022 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Очень жаль | 31,340 (93.69%) [2] |
Буяновац | 25,465 (62.01%) [2] |
Языки | |
Албанский , Сербский | |
Религия | |
Ислам , Христианство |
Часть серии о |
албанцы |
---|
По стране |
|
Культура |
Религия |
Языки и диалекты |
Албанцы в Сербии ( сербский : Албанци у Србији , латинизированный : Albanci u Srbiji ; албанский : Shqiptarët në Serbi ) являются признанным национальным меньшинством в Сербии . По данным переписи 2022 года, численность этнических албанцев в Сербии составляет 61 687 человек, что составляет 0,93% от общей численности населения. Подавляющее большинство из них проживает в южной части страны, граничащей с Косово и Северной Македонией , называемой Прешевской долиной . Их культурный центр расположен в Прешево .
География
[ редактировать ]В муниципалитетах Прешево . и Буяновац албанцы составляют большинство населения (93,7% в Прешево и 62% в Буяноваце по данным переписи 2022 года) В муниципалитете Медведжа албанцы являются второй по величине этнической группой (после сербов ), и их участие в этом муниципалитете составило 32% по переписи 1981 года, 28,67% в 1991 году и 26,17% в 2002 году. [3] Регион Буяновац и Прешево широко известен как Прешевская долина (сербский: Preševska Dolina, Preševska Dolina , албанский: Lutina e Prechevës ).
История
[ редактировать ]Поздняя античность
[ редактировать ]В поздней античности зона контакта между поздней протоалбанской и балканской латынью располагалась на востоке и юго-востоке Сербии. [4] [5] В эту область входил Ниш , город на юго-востоке Сербии. Топоним Ниш на славянском языке произошел от топонима, засвидетельствованного на древнегреческом языке как ΝΑΙΣΣΟΣ (Найссос), который приобрел свою нынешнюю форму в результате фонетических изменений в протоалбанском языке и впоследствии вошел в славянский язык. [6] Это указывает на то, что протоалбанцы жили в регионе в дославянские времена. Когда произошло это поселение, остается предметом споров, поскольку протоалбанцы могли переселиться относительно поздно в древности в этот район, который мог быть восточной экспансией протоалбанского поселения, поскольку никакие другие топонимы, известные в древности в непосредственной близости, не предполагают албанского проживания. разработка. [7] [8] Развитие Ниш < Найс- может также представлять собой региональное развитие на Балканах поздней античности, которое, хотя и связано, но не может быть идентично албанскому. [9] Потенциальное распространение албанского языка в дославянскую эпоху, возможно, происходило до Дробета-Турну-Северина на берегах Дуная. Протоалбанские носители в более широком регионе перешли на балканскую латынь и способствовали появлению проторумынского населения. [6] На торлакские славянские диалекты повлияли особенности, возникшие в албанском и восточно-романском языках, на которых говорят в юго-восточной Сербии. [10]
Средний возраст
[ редактировать ]Такие топонимы, как Арбанашка и Джаке, указывают на присутствие албанцев в регионах Топлица и Южная Морава (расположенных к северо-востоку от современного Косово) со времен позднего средневековья. [11] [12] Албанцы в регионе Ниша жили там по крайней мере 500 лет до своего изгнания, а это означает, что албанцы присутствовали в Нише как минимум с 1300-х годов. [12] К 1477 году часть албанского матаруже племени проживала в каза Приеполье , где образовала свою обособленную общину ( нахие ) с 10 деревнями (катунд). [13] В османских записях о регионах Топлица , Крушевац и Лесковац (сегодня они расположены на юге Сербии), датируемых между 1444 и 1446 годами, появляется деревня под названием Тануш (производное от албанского антропонима Тануш ). В частности, в районе Топлицы в первой половине 15 века было зарегистрировано несколько поселений албанской топономии, таких как Гонзи , Кастрат , Спанзи , Зур , Катун и Крива Фея . Все эти поселения действительно старше и предшествуют времени их записи в первой половине 15 века. [14]
Османская эпоха
[ редактировать ]В 1700 году, после Великого переселения сербов , кельменди и кучи и другие племена, такие как шкрели из Руговы, обосновались в районе Рожае и соседнем городе Тутин в Сербии . Шала Красники , Гаши и . также переселились в этот регион [15] [16] [17] Начиная с 18 века многие люди, происходящие из племени Хоти, мигрировали и живут в Санджаке, в основном в районе Тутина, но также и в Сенице. [18]
В эпоху развития торговли на Османских Балканах в санджаке Смедерево (Белградский Пашалик) поселились албанские купцы из Шкодры, Приштины и Призрена. Группы албанцев из Косово поселились в районах Карановаца (сегодня Кралево ) и Чуприи . [19] Албанцы были самой значительной неславянской группой в районе Смедерево, второй по величине мусульманской группой пашалика и частью его мусульманского населения, включая сербов-мусульман, боснийцев и более мелкие общины. [20] [21] В городских районах албанцы жили в городах Парачин, Чуприя, Алексинац, Крушевац и Карановац. Австрийские источники сообщают, что в Карановаце проживало 89 турецких и албанских и 11 сербских семей. Самая большая концентрация албанцев была в Чуприи, где современный сербский писатель Йоаким Вуич в 1826 году записал больше «турецких арнаутов , чем сербов». [22] Албанские деревни Смедерево были сосредоточены на юге и востоке региона. [22]
19 век
[ редактировать ]В первые десятилетия существования Княжества Сербия , которое включало современную центральную и восточную Сербию, население составляло около 85% сербов и 15% несербов. Из них большинство были влахами, а также были некоторые албанцы-мусульмане, которые составляли подавляющее большинство мусульман, живших в Смедерево , Кладово и Чуприи . Новое государство стремилось к гомогенизации своего населения. В результате, по оценкам, с 1830 года до войн 1870-х годов было изгнано до 150 000 албанцев, проживавших на территориях Княжества Сербия. [23] В переписке Милоша Обреновича есть много указаний на то, как осуществлялся этот процесс. Обренович попросил своего чиновника Милосава Здравковича купить дома албанцев по более высокой цене, чем рыночная, и приказал изгнать мулимов, большинство из которых были албанцами, из западной Сербии. Жилища этого населения были сожжены и переселены на османские земли. [24]
Албанцы на территориях, вошедших в состав Королевства Сербия после 1912 года, были сконцентрированы в трёх регионах: Косово, Санджаке Нови-Пазара и Санджаке Ниша . Албанцы составляли большинство населения Топлицы (включая Куршумлию и Прокупле ), значительную часть населения Лесковаца и Вране , а также часть мусульманской общины в Нише . проживала небольшая албанская община В Тране . В городах часть мусульманского населения, идентифицированного как турки, на самом деле была албанцами, принявшими османскую городскую культуру. Часть территорий, где проживали албанцы, находилась в ведении пашалика Вранье . В 1843–1844 годах пашалик был охвачен восстанием Дервиша Кара против Гусейн-паши Вранье. После реформ Танзимата местные власти воспользовались ситуацией, чтобы ввести более высокие налоги и еще больше злоупотребить своей властью против большинства населения, которое составляло крестьян-фермеров. Одним конкретным событием, которое еще больше обострило отношения между местными жителями и Гусейн-пашой, является запрет на открытие школ албанского языка в районе Вранье, хотя конституция Танзимата разрешала открытие школ на родном языке каждой этнической общины Османской империи. . В апреле 1844 года повстанцы из Прешевской долины, Гилан , Лесковац , Тетово , Гостивар , Куманово разгромили Гусейн-пашу и взяли Вранье. Османская армия направила более 10 000 солдат при артиллерийской поддержке для подавления восстания. Местных албанцев возглавляли Сулейман Тола из Велико-Трноваца/Террнока, Сельман Рогачица, Имер Ага из Прешевы и Дервиш Кара. Решающая битва, которую османы выиграли и положили конец восстанию, произошла на холме Сомолица между Прешево и Буяновацем. [25]
Санджак Ниша стал предметом территориального спора во время сербско-османской войны (1876–1878). Во время войны албанцы из Куршумли, Прокупле и Лесковаца сформировали отряды, которые действовали независимо от османской армии для самозащиты деревень от сербских войск. Албанские части присоединились к линии обороны Османской империи из Косово и Македонии. [26] Война привела к перемещению десятков тысяч мирных жителей. Только зимой 1876–1877 годов погибло более 35 000 перемещенных албанских мирных жителей. [27]
На первых этапах (1876–1877 гг.) войны османская армия одержала победу и ввела в Сербии жесткие репрессивные меры. [28] Вступление России ( русско-турецкая война (1877–1878)) в войну изменило ситуацию, и османы перебросили свои силы на восточный фронт. Поражение османов при осаде Плевны (декабрь 1877 г.) обеспечило победу России в войне и Османская армия отступила на всех фронтах. Османские войска сдали Ниш 10 января 1878 года, и сербские войска продолжили наступление на юго-запад, входя в долины Кошаницы , Пушта Река и Ябланица . Сербские войска в долине Моравы продолжали двигаться к Вранье с намерением. затем повернули на запад и вошли в само Косово . Продвижение сербов на юго-западе было медленным из-за холмистой местности и большого сопротивления местных албанцев, которые защищали свои деревни, а также укрывались в близлежащих горных хребтах Радан и Майдан. Сербские войска захватили эти деревни. один за другим, и большинство из них оставались вакантными, албанские беженцы продолжали отступать в сторону Косово, и их марш был остановлен в горах Гольяк , когда было объявлено перемирие. [29] Сербская армия, действовавшая в долине Моравы, продолжила движение на юг к двум каньонам: Грделице (между Вранье и Лесковацем ) и Ветернице (к юго-западу от Грделицы). После взятия Грделицы сербские войска взяли Вране . Местные албанцы ушли со своим имуществом до того, как сербские войска достигли города, а другие сельские албанцы столкнулись с напряженностью в отношениях с сербскими соседями, которые боролись против них и в конечном итоге изгнали их из этого района. Албанские беженцы защищали каньон Ветерница, а затем отступили к горам Голяк. Албанцы, жившие неподалеку в районе Мазуриц , не оказали сопротивления сербским силам, а генерал Йован Белимаркович отказался выполнить приказ Белграда о их депортации, но они были депортированы вместе с другими албанцами после того, как Белимаркович покинул Мазурицу. [29]
В результате территориальной экспансии Княжества Сербия в 1877–78 годах произошло массовое и насильственное изгнание албанцев из недавно оккупированных регионов санджака Ниш. В новых районах (современные Ябланица, Топлица и части Нишавского района ) около 50 000–60 000 албанцев были изгнаны и расселены в основном в Косово. [30] [31] Между османско-сербским перемирием и заключительным актом Берлинского конгресса некоторые албанские группы вернулись в свои дома. После подписания Берлинского договора они были высланы в Турцию. Всего этнической чистке подверглось около 600 албанских деревень . [32] Албанцы, поселившиеся в Косово и других регионах, стали называться мухахширами (беженцами). События 1877-78 годов положили начало современному сербско-албанскому конфликту . [33]
Изгнание и этническая чистка албанцев из южной Сербии были результатом политики этнической гомогенизации сербского государства и отражали стратегическую цель Сербии по расширению на юг, к Македонии и Старой Сербии . В сербской геополитической стратегии албанцы рассматривались как «нежелательное и ненадежное население», которое необходимо было заменить «надежным» населением. [34] Православным сербам, герцеговинцам и черногорцам было предложено поселиться в обезлюдевших районах. Часть сербских поселенцев прибыла из близлежащего восточного Косово и была изгнана в результате межэтнического насилия мухахширами, поселившимися сразу за новой границей. Сильную депопуляцию и экономическую девальвацию новых территорий невозможно было компенсировать никакими средствами, поэтому сербское правительство попыталось привлечь некоторых изгнанных албанцев снова поселиться в Сербии. Милан Обренович , будущий король Сербии с 1882 года, заключил сделку напрямую с Шахид-пашой, местным албанским военным офицером из Ябланицы. Шахид-паша был командиром османских казарм в Софии во время войны 1877–1878 годов. По соглашению некоторые албанцы-мусульмане вернулись в Горню Ябланицу ( Медведа ). [35]
Начало 20 века
[ редактировать ]Целые албанские деревни превратились в столбы пламени – вдали, рядом и даже прямо вдоль железной дороги. Это был мой первый, настоящий, подлинный взгляд на войну, на беспощадное взаимное убийство людей.
- Лев Троцкий, За кулисами Балканских войн. [36] , Балканские войны (1912)
В ходе Балканских войн Косовский вилайет и Санджак вошли в состав Сербии. Десятки тысяч мирных албанцев были убиты и изгнаны с недавно завоеванных территорий. В Нови-Пазаре генерал Петар Живкович нацелился на албанцев региона. Многие журналисты, в том числе Лев Троцкий и Лео Фрейндлих, наблюдали и записывали события. Датский журналист Фриц Магнуссен зафиксировал резню 5000 албанцев недалеко от Приштины. [37]
В Королевстве Югославия с 1929 года албанцы были разделены на три бановины (уезда): Вардар-Бановина , Зета-Бановина и Морава-Бановина. Албанцы современной южной Сербии находились в пределах Вардарской Македонии. В титоистской Югославии долина Прешево стала не частью автономного края Косово, а частью югославской Сербии. На это решение повлияло расположение транспортной инфраструктуры вблизи Прешево. В албанской политике Прешево по-прежнему называют «восточным Косово». [38]
Союзная Республика Югославия и Сербия (1990–)
[ редактировать ]В 1992 году албанские представители в муниципалитетах Прешево, Медведа и Буяновац организовали референдум, на котором проголосовали за присоединение этих муниципалитетов к самопровозглашенному собранию Республики Косово . [39] Однако до конца 1990-х годов никаких крупных событий не произошло.
После создания Республики Косово этнические албанцы создали Армию освобождения Косово. [40] которые начали нападать на полицейские силы и сотрудников секретных служб, которые жестоко обращались с албанскими мирными жителями в 1995 году. [41] Начиная с 1998 года, группа была вовлечена в открытый конфликт с растущим числом югославских сил безопасности, и эскалация напряженности в конечном итоге привела к войне в Косово в феврале 1998 года. [42] [43] [44]
После распада Югославии и завершения войны в Косово была создана наземная зона безопасности шириной 5 километров , служащая буферной зоной между югославской армией и силами Косово . [45] [46] новая албанская боевая повстанческая группа - Армия освобождения Прешево, Медведи и Буяноваца (UÇPMB). В июне 1999 года была сформирована и начала подготовку [47] [48]
сербский национализм Известно, что сербские СМИ в эпоху Милошевича поддерживали , одновременно пропагандируя ксенофобию по отношению к другим этническим группам в Югославии . Этнических албанцев обычно характеризуют в средствах массовой информации как антиюгославских контрреволюционеров, насильников и угрозу сербской нации. [49] Во время войны в Косово сербские силы постоянно дискриминировали косовских албанцев:
По всему Косово силы СРЮ и Сербии преследовали, унижали и унижали мирное население косовских албанцев посредством физических и словесных оскорблений. Полицейские, солдаты и военные офицеры постоянно подвергают косовских албанцев оскорблениям, расовым оскорблениям, унижающим достоинство действиям, избиениям и другим формам физического насилия на основании их расовой, религиозной и политической принадлежности. [50]
- Обвинение в военных преступлениях против Милошевича и других
Опрос, проведенный в Сербии, показал, что 40% сербского населения не хотели бы, чтобы албанцы жили в Сербии, а 70% не вступали бы в брак с албанцем. То же самое чувство существует в Албании по отношению к сербам. [51]
В отличие от случая с ОАК в Косово, западные страны осудили нападения ОГПМ и назвали их примерами «экстремизма» и использования группировкой «незаконных террористических действий». [52]
С тех пор Албанская коалиция из Прешевской долины получила представительство в Национальном собрании Сербии , где она занимает два места. В 2009 году Сербия открыла военную базу Чепотина в 5 км к югу от Буяноваца для дальнейшей стабилизации региона. [53]
7 марта 2017 года президент Албании совершил Буяр Нишани исторический визит в муниципалитеты Прешево и Буяновац, в которых албанцы составляют этническое большинство. [54] 26 ноября 2017 года президент Албании Илир Мета совершил исторический визит в Медведу, муниципалитет, где проживает албанское этническое меньшинство. [55] 26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . Албанцы Прешевской долины пожертвовали помощь и отправили ее несколькими колоннами жертвам землетрясения. [56]
В 2021 году Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии опубликовал отчет, в котором говорилось, что сербская администрация проводит «пассивацию проживания албанцев», в результате чего албанцы, живущие в Южной Сербии, теряют право голоса, свою собственность, медицинское страхование, пенсии и работа. По мнению комитета, эта мера представляет собой «этническую чистку административными методами». [57]
Культура
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Первая школа албанского языка в Прешевской долине была открыта в Прешево 7 февраля 1945 года. Ее открыл Абдулла Крашница, местный партизан-антифашист. Первая средняя школа была открыта в 1948 году. [58]
СМИ
[ редактировать ]До восстания 2001 года албаноязычным СМИ не разрешалось находиться в Прешевской долине. Первый канал на албанском языке был разрешен после Кончульского соглашения (2001 г.).В 2003 году государственный телеканал Прешево начал вещание на албанском языке. Другой региональный государственный канал в Буяноваце ежедневно вещает на албанском языке 8 часов (из 16). В 2006 году был профинансирован частный телеканал, вещающий в основном на албанском языке. «Радио Прешева» ежедневно вещает на албанском языке 10 часов. Аналогичная станция существует в Буяноваце. В Медведже местный государственный канал транслирует 5 минут на албанском языке ежедневно и одну 60-минутную передачу еженедельно на албанском языке. [59]
Религия
[ редактировать ]Основная религия албанцев Прешевской долины — ислам . До османского периода население региона было в основном католиком . В деревнях Карадак, расположенных сегодня в Косово, до сих пор существуют католические церкви.
Демография
[ редактировать ]Албанцы бойкотировали перепись 1991 года в Сербии и Косово. В 2002 году они приняли участие в переписи населения в соответствии с Кончульским соглашением, положившим конец повстанческому мятежу в Прешевской долине. Перепись 2002 года насчитала в Сербии 61 647 албанцев. [60] Во время переписи 2011 года албанская община Прешевской долины в значительной степени бойкотировала перепись в знак протеста против отсутствия прогресса в реализации Кончульского соглашения. По данным переписи, общая численность албанцев в Сербии составляет 5805 человек. Согласно переписи 2011 года, 71,1% всех албанцев являются мусульманами , за ними следуют католики (16,8%) и православные христиане (2,6%). Остальные не заявили о своей религии или принадлежат к более мелким религиозным группам (9,5%). [61] Несколько лет спустя независимые эксперты оценили численность их населения примерно в 1000 человек. 75 000. Лидеры албанской общины утверждают, что из Сербии проживает еще около 25 тысяч албанцев. [62]
В Белграде , столице Сербии, проживает небольшая албанская община. По переписи 1981 года было зарегистрировано 8212 албанцев. В 1991 году в Белграде проживало всего 4985 албанцев. После войны в Косово это число сократилось до 1492, а по последней переписи населения (2011 г.) оно составляет 1252. [63] Во время переписи населения 2022 года Хельсинкский комитет Сербии заявили, что пассивизация мест проживания албанцев может быть использована как средство не позволить им зарегистрироваться для участия в переписи, и, как следствие, перепись может служить «механизмом лишения избирательных прав албанцев на юге Сербии». [64] Всего по предварительным результатам переписи было зарегистрировано около 100 000 албанцев, большинство из них проживали в Прешевской долине. [65] По окончательным результатам переписи населения 61 687 человек были признаны постоянными жителями Сербии. [66]
Албанцы в Санджаке (разделенном между Сербией и Черногорией) составляли значительную часть населения региона, но сегодня лишь несколько деревень идентифицируют себя как албанские, в основном в результате культурной ассимиляции и иммиграции. Министерство иностранных дел Болгарии составило отчет о регионе в 1901–02 годах. В районах Санджака, которые сегодня являются частью Сербии, каза Сьеницы населяли в основном православные сербы (69 деревень с 624 домохозяйствами) и боснийские мусульмане (46 деревень с 655 домохозяйствами). Албанцы (505 семей) проживали исключительно в городе Сеница. Каза Нови-Пазара имела 1749 дворов в 244 сербских деревнях и 896 дворов в 81 албанской деревне. В девяти деревнях, населенных как сербами, так и албанцами, было 173 двора. В городе Нови-Пазар насчитывалось в общей сложности 1749 сербских и албанских семей с 8745 жителями. [67] Каза Нови-Варош , согласно болгарскому отчету, была в основном сербской, за исключением одной мусульманской боснийской деревни и албанских домов в городе Нови-Варош. [67] Последняя официальная регистрация населения санджака Нови-Пазара перед Балканскими войнами была проведена в 1910 году. Османская перепись 1910 года зафиксировала 52 833 мусульман и 27 814 православных сербов. Около 65% населения составляли мусульмане и 35% сербские православные. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы. [68]
все еще существует небольшая община, идентифицирующая себя как албанцы, В 21 веке в Пештерском районе Санджака живущая в таких деревнях, как Борошица, Доличе и Угао. [69] Последние два поколения эти деревни решили объявить себя «боснийскими» в ходе национальной переписи населения. Эта частичная боснякизация и отказ от самоназвания албанцев объясняются стратегией жителей деревни избегать этнического насилия со стороны сербских военизированных группировок во время югославских войн, а также частично смешанными браками с окружающим боснийским населением. [69] По этой причине, а также из-за югославских войн и после них, они решили объявить себя в переписи населения « мусульманами » и «боснийцами», а не албанцами, чтобы избежать проблем. [69] Старейшины в этих деревнях до сих пор свободно говорят на албанском языке. [69] Группы католических албанцев, поселившиеся в начале 18 века, в этот период были обращены в ислам. Их потомки составляют подавляющее большинство населения Тутина и плато Пештер . [70]
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Албано-сербские отношения
- Сербы и черногорцы в Албании
- Албанцы в Косово
- Албанцы в Черногории
- Албанцы в Северной Македонии
- Автономный край Косово и Метохия
Примечания
[ редактировать ]б. | ^ Во время переписи 2011 года в муниципалитетах Буяновац и Прешево переписные единицы были неполностью охвачены из-за бойкота со стороны большинства членов албанской этнической общины. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Окончательные результаты – Этническая принадлежность» . Почетна . 14 июля 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Население по национальностям и областям» (PDF) . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2002 г. Книга 1: Национальная или этническая принадлежность по поселению (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия. 2003. ISBN 86-84433-00-9 .
- ^ Прекрасно, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Издательство Мичиганского университета. стр. 10–12. ISBN 978-0-472-08149-3 .
- ^ Прендергаст 2017 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Прендергаст 2017 , с. 80
- ^ Исмаджли 2015 , с. 263.
- ^ Исмаджли 2015 , с. 109.
- ^ Матцингер 2016 , с. 13.
- ^ Прендергаст 2017 , с. 152.
- ^ Ука, Сабит (2004). Жизнь и деятельность албанцев в Санджаке Ниша до 1912 года . Лето. стр. 244–245. "Также исторический вес имеет заметка М. Г. Миличевича, в которой говорится об Иване Бегу. Иван Бегу , по его словам, был участником Косовской войны 1389 года. В подтверждение своей резиденции Иван Куллес село под названием Иван Кулла (Иванова башня), которая находится между Куршумли и Прокуплой, говорит: «Албанцы охраняли село Ивана Куллы (1877-1878 гг.) и не дали его разрушить». 1877-1878) рассказали, что они находились там еще до Косовской войны (1389 г.) на горе Гьяке стоит замок, служивший защитой Ивану (Иоану) и албанцам. Арбанашка , река Арбанашка , гора Арбанашка , деревня Гьякэ , гора Гяке и другие. [13] В XVI веке упоминается албанский квартал Планана, недалеко от Прокупалы. [14] В этом веке албанцы-католики упоминаются также в городе Прокупле, в Нише, в Приштине и в Болгарии [15].. [12] М. Дж. Миличевич. Кралевина Сербие, Новые Краеви . Белград, 1884: 354. «Когда он говорит о селе Иванкулла, он упоминает, что албанские жители жили там со времен Косовской битвы в 1389 году. Жители Иванкуллы во главе с Иваном Бегу жили там с 14 века. и имеют албанское происхождение. Албанцы принадлежат ко всем трем конфессиям, но большинство из них принадлежит к мусульманской, затем православной, а меньшинство принадлежит к католической конфессии». [13] Oblast Brankovića, Opširni katastarski popis iz 1455 godine , подготовлено М. Ханджичем, Х. Хаджибегичем и Э. Ковачевичем, Сараево, 1972: 216. [14] Скендер Ризай, Т,К «Прогресс» XIX года, Приштина 1973: 57.[15] Йован М. Томич, O Arnautima u Srbiji, Белград , 1913: 13.
- ^ Jump up to: а б Geniş & Maynard 2009 , стр. 556–557: «Используя вторичные источники, мы устанавливаем, что албанцы жили в районе Ниша в течение по крайней мере 500 лет, что Османская империя контролировала этот район с четырнадцатого по девятнадцатый века, что привело к многим албанцам, принявшим ислам, что албанцы-мусульмане Ниша были вынуждены покинуть страну в 1878 году и что в то время большинство этих нишанских албанцев мигрировали на юг, в Косово, хотя некоторые отправились в Скопье в Македонии, стр. 557–558: В 1690 году большая часть населения города и его окрестностей была убита или бежала, а также произошла эмиграция албанцев из Малесии и Мадхе (Северная Центральная Албания/Восточная Черногория) и плато Дукаджин (Западное Косово) в Ниш».
- ^ Рекша, Ильяз. "РАСШИРЕНИЕ И СЛАВЯНИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АЛБАНСКИХ БРАТСТВ, БИРМЫ И МАТАРУГИ В РАЙОНЕ ПОГРАНИЧНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ, ЧЕРНОГОВИНЫ И СЕРБИИ (ПО ДВУМ ТЕЧЕНИЯМ САНЖАКА ГЕРЦЕГОВИНСКОГО XV ВЕКА) [География и славянизация" албанских братств Бурмази и Матаруга в приграничной зоне между Черногорией, Боснией и Герцеговиной и Сербией по данным двух дефтеров XV века]" .
- ^ Гаши, Скендер (2014). Имена албанцев в веке XIII-XV в свете сербских церковных источников . Приштина: ПАЛАТКА. стр. 52–53.
- ^ Мушович, Эйюп (1985). Тутин и околона . Сербская академия наук и искусств. п. 27.
- ^ Племена Албании: история, культура и общество . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 104. ИСБН 9780857739322 .
- ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 163. ИСБН 3205055454 .
- ^ Бибер, Ахмет. «ИСТОРИЯ ЖАНРОВ В РАЙОНЕ БЕЛИМИЧА» . Фонд «Красивое слово». Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 г. Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Черибашич-Беговац 2017 , стр. 40.
- ^ Черибашич-Беговац 2017 , стр. 46.
- ^ Церибашич-Беговац 2017 , стр. 88.
- ^ Jump up to: а б Черибашич-Беговац 2017 , стр. 84.
- ^ Рама 2019 , с. 72.
- ^ Рама 2019 , с. 73.
- ^ Садику 2014 , с. 126.
- ^ Ягодич 1998 , стр. 4.
- ^ Рама 2019 , с. 85.
- ^ Рама 2019 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Ягодич 1998 , стр. 6.
- ^ Geniş & Maynard 2009 , стр. 556–557: Используя вторичные источники, мы устанавливаем, что албанцы жили в районе Ниша в течение как минимум 500 лет, что Османская империя контролировала этот район с четырнадцатого по девятнадцатый века, что привело к многим албанцам, принявшим ислам, что албанцы-мусульмане Ниша были вынуждены покинуть Ниша в 1878 году и что в то время большинство этих нишанских албанцев мигрировали на юг, в Косово, хотя некоторые отправились в Скопье в Македонии.
- ^ Даскаловский 2003 , с. 19: Сербско-османские войны 1877/1878 годов последовали за массовым и насильственным перемещением албанцев с их родных территорий. К концу 1878 года насчитывалось 60 000 албанских беженцев в Македонии и 60 000–70 000 в деревне Косова. На Берлинском конгрессе 1878 года албанские территории Ниш, Прокупле, Куршумлия, Вранье и Лесковац были переданы Сербии.
- ^ Элси, Роберт (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании (2-е изд.). Пугало Пресс. п. 406. ИСБН 9780810873803 .
- ^ Стефанович 2005 , стр. 469–470: Несмотря на некоторые голоса инакомыслия, сербский режим «поощрил» около 71 000 мусульман, в том числе 49 000 албанцев, «уйти». Затем режим постепенно заселил на этих территориях сербов и черногорцев. До 1878 г. сербы составляли не более половины населения Ниша, крупнейшего города региона; к 1884 году доля сербов выросла до 80 процентов. (..) Чистки 1878 года стали поворотным моментом, поскольку это была первая грубая и крупномасштабная несправедливость, совершенная сербскими войсками против албанцев. С этого момента обе этнические группы имели недавний опыт массовых преследований, который можно было использовать для оправдания нападений «мсти». Более того, у албанцев-мусульман были все основания сопротивляться включению в состав сербского государства.
- ^ Ягодич 1998 , стр. 5.
- ^ Блюми 2013 , с. 178.
- ^ «1912 Лев Троцкий: За кулисами Балканских войн» .
- ^ Холл 2002 , с. 231.
- ^ Палайрет 2016 , с. 333.
- ^ организовали референдум, на котором проголосовали за присоединение Прешево, Медведи и Буяноваца к Косово.
- ^ Эрикссон, Микаэль; Костич, Роланд (15 февраля 2013 г.). Посредничество и либеральное миростроительство: мир из пепла войны? . Рутледж. стр. 43–. ISBN 978-1-136-18916-6 .
- ^ Перре 2008, с. 63
- ^ Независимая международная комиссия по Косово (2000 г.). Отчет о Косово (PDF) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN 978-0199243099 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2022 г. Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Квакенбуш, Стивен Л. (2015). Международный конфликт: логика и доказательства . Лос-Анджелес: Сейдж. п. 202. ИСБН 9781452240985 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Корни повстанческого движения в Косово» (PDF) . Июнь 1999 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2021 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Наземная зона безопасности (GSZ): тайм-аут для укрепления повстанцев - Сербия | ReliefWeb» . Reliefweb.int . 01.06.2001 . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Наблюдение за границами Косово и военно-техническое соглашение» . Зыра и Крымистрит . 23 августа 2016 г. Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Йона Александр; Ричард Просен (15 августа 2015 г.). НАТО: от региональной к глобальной безопасности . Лексингтонские книги. стр. 93–. ISBN 978-1-4985-0369-3 .
- ^ Корсон, Марк В.; Туррегано, Клемсон Г. (2002). «Пространства непредвиденных последствий: наземная зона безопасности в Косово» . Спрингер . 57 (4): 273–282. дои : 10.1023/B:GEJO.0000007205.16802.d7 .
- ^ Международный центр против цензуры. «Ковка войны: СМИ в Сербии, Хорватии и Боснии и Герцеговине». Международный центр против цензуры, статья 19 . Эйвон, Великобритания: Bath Press, май 1994 г. P55.
- ^ Американские общественные СМИ. «Справедливость для Косово» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Этническая дистанция между гражданами Сербии растет» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Сотрудники Европейского центра по вопросам меньшинств (1 января 2003 г.). Европейский ежегодник по проблемам меньшинств: 2001/2 . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 652–. ISBN 90-411-1956-6 .
- ^ «Открытая база на юге Сербии» . b92.net (на сербском языке). Бета. 23 ноября 2009 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Муслиу: Президент Албании Буяр Нишани 7 марта посетит Буяновац и Прешево» . blic.rs (на сербском языке). Бета. 3 марта 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Митич, И. (26 ноября 2017 г.). «Илир Мета в Медведце: своим визитом посылает сообщение о сотрудничестве» . novosti.rs (на сербском языке) . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ «Долина Прешева пешком в Албанию, почти вторая баржа с помощью» (на албанском языке). Вижн Плюс. 27 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Албанское меньшинство в ожидании: Прешево, Буяновац и Медведжа как заложники отношений Сербии и Косово» (PDF) . Хельсинки.org.rs . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. 2021. с. 6.
- ^ «76 лет первой албанской школе в Прешеве» (на албанском языке). прешева.ал. 2021.
- ^ Бисерко 2021 , с. 53.
- ^ «Перепись 2002 года — Сербия» . pop-stat.mashke.org .
- ^ «Население по национальной принадлежности и вероисповеданию, перепись 2011 года» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Бисерко 2021 , с. 79.
- ^ «Перепись 2011 года — Сербия» . pop-stat.mashke.org .
- ^ «Перепись как механизм лишения избирательных прав албанцев на юге Сербии» . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии.
- ^ Деянович, М. (2 ноября 2022 г.). «Увеличилось количество жителей в Буяноваце и Прешево, первые результаты переписи населения показали, что здесь проживает более 96 тысяч албанцев» . Южные новости.
- ^ «Окончательные итоги переписи населения, домохозяйств и жилищ 2022 года» .
- ^ Jump up to: а б Бартл 1968 , с. 63
- ^ Бартл 1968 , с. 64: Население Санджак-Нови-Базара было исламизировано примерно на 65%. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы.
- ^ Jump up to: а б с д Андреа Пьерони, Мария Елена Джусти и Кассандра Л. Куав (2011). «Межкультурная этнобиология на Западных Балканах: медицинская этноботаника и этнозоология среди албанцев и сербов на плато Пештер, Санджак, Юго-Западная Сербия». Экология человека . 39 .(3): 335. «Нынешнее население албанских деревень частично «боснякизировано», поскольку за последние два поколения ряд албанских мужчин начали вступать в брак с (мусульманскими) боснийскими женщинами Пештера. Это один из причины, по которым местные жители в Угао были объявлены «босняками» во время последней переписи 2002 года, а в Борошнице — просто «мусульманами», и в обоих случаях они отказались от прежнего этнического ярлыка «албанцы», который эти деревни использовали в перепись, проведенная в «югославские» времена, ряд наших информаторов подтвердили, что от самоназвания «албанцы» отказались намеренно, чтобы избежать проблем, возникших после югославских войн и связанных с ними насильственных вторжений сербских военизированных формирований в этот район. однако старшее поколение жителей деревни все еще свободно говорит на диалекте гегского албанского языка, которым, по-видимому, до сих пор пренебрегали европейские лингвисты. Кроме того, присутствие албанского меньшинства в этой области никогда не привлекало внимание международных заинтересованных сторон. либо бывшие югославские, либо нынешние сербские власти».
- ^ Вельович 2021 , стр. 197–199.
Источники
[ редактировать ]- Черибашич-Беговац, Анаид (2017). Мусульмане в Санджаке Смедерево в период перехода от 18-го к 19-му веку - Сравнение сербской и боснийской академической литературы (PDF) (Диссертация). Университет Граца.
- Вельович, Бояна (2021). Реметич, Слободан (ред.). «Морфологическая характеристика глагольных форм речи Тутина, Нови-Пазара и Сеницы» (PDF) . Recueil de Dialectologie Serbe . LXVIII . Сербская академия наук и искусств.
- Бисерко, Соня (2021). «Албанское меньшинство в ожидании: Прешево, Буяновац, Медведжа как заложники отношений Сербии и Косово» (PDF) . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии.
- Бартл, Питер (1968). Албанские мусульмане во время движения за национальную независимость (1878–1912) . Отто Харрасовиц Верлаг.
- Блуми, Иса (2013). Османские беженцы, 1878–1939: миграция в постимперском мире . А&С Черный. ISBN 9781472515384 .
- Даскаловский, Жидас (2003). «Претензии к Косово: национализм и самоопределение» . В Бибере, Флориане; Даскаловский, Жидас (ред.). Понимание войны в Косово . Лондон: Psychology Press. ISBN 9780714653914 .
- Гениш, Шерифе; Мейнард, Келли Линн (2009). «Формирование диаспоральной общины: история миграции и расселения албанцев-мусульман в Черноморском регионе Турции». Ближневосточные исследования . 45 (4): 553–569. дои : 10.1080/00263200903009619 . S2CID 143742189 .
- Холл, Ричард (2002). Балканские войны 1912-1913 годов: прелюдия к Первой мировой войне . Рутледж. ISBN 978-0-415-22946-3 .
- Исмаджли, Реджеп (2015). Экрем Баша (ред.). Исследования по истории албанцев в балканском контексте [ Исследования по истории албанцев в балканском контексте ] (PDF) (на албанском языке). Приштина: Косовская академия наук и искусств, специальные издания CLII, секция лингвистики и литературы.
- Ягодич, Милош (1998). «Эмиграция мусульман из новых сербских областей 1877/1878 гг.» . Балканология . 2 (2). дои : 10.4000/balkanologie.265 . S2CID 140637086 .
- Мацингер, Иоахим (2016). «Гипотеза албанской автохтонии с точки зрения лингвистики» (PDF) .
- Паларе, Майкл (2016). Македония: путешествие по истории . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1443888493 .
- Прендергаст, Эрик (2017). Происхождение и распространение пропусков локативных определителей в балканском языковом ареале (доктор философии). Калифорнийский университет в Беркли.
- Рама, Шинаси (2019). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил: Международная администрация Косово . Спрингер. ISBN 978-3030051921 .
- Садику, Альбин (2014). Этно-музыкальная традиция в Прешево, Буяноце и Медвеге (Диссертация) (на албанском языке). Центр албанских исследований ( Академия наук Албании ).
- Стефанович, Джордже (2005). «Взгляд на албанцев глазами сербов: изобретатели традиции нетерпимости и их критики, 1804–1939». Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 (3): 465–492. дои : 10.1177/0265691405054219 . hdl : 2440/124622 . S2CID 144497487 .
- Ферати-Саксенмайер, Флора (2023). «Политика пассивизации Сербии в отношении албанского меньшинства: как Южная Сербия становится этнически сербской» . Институт Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия.