Jump to content

Албанцы в Сербии

(Перенаправлено с албанцев Сербии )
Албанцы в Сербии
Албанцы в Сербии
Албанцы в Сербии
Общая численность населения
61 687 граждан Сербии, 0,93% населения Сербии (2022 г.) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Очень жаль 31,340 (93.69%) [2]
Буяновац 25,465 (62.01%) [2]
Языки
Албанский , Сербский
Религия
Ислам , Христианство

Албанцы в Сербии ( сербский : Албанци у Србији , латинизированный : Albanci u Srbiji ; албанский : Shqiptarët në Serbi ) являются признанным национальным меньшинством в Сербии . По данным переписи 2022 года, численность этнических албанцев в Сербии составляет 61 687 человек, что составляет 0,93% от общей численности населения. Подавляющее большинство из них проживает в южной части страны, граничащей с Косово и Северной Македонией , называемой Прешевской долиной . Их культурный центр расположен в Прешево .

География

[ редактировать ]

В муниципалитетах Прешево . и Буяновац албанцы составляют большинство населения (93,7% в Прешево и 62% в Буяноваце по данным переписи 2022 года) В муниципалитете Медведжа албанцы являются второй по величине этнической группой (после сербов ), и их участие в этом муниципалитете составило 32% по переписи 1981 года, 28,67% в 1991 году и 26,17% в 2002 году. [3] Регион Буяновац и Прешево широко известен как Прешевская долина (сербский: Preševska Dolina, Preševska Dolina , албанский: Lutina e Prechevës ).

Поздняя античность

[ редактировать ]

В поздней античности зона контакта между поздней протоалбанской и балканской латынью располагалась на востоке и юго-востоке Сербии. [4] [5] В эту область входил Ниш , город на юго-востоке Сербии. Топоним Ниш на славянском языке произошел от топонима, засвидетельствованного на древнегреческом языке как ΝΑΙΣΣΟΣ (Найссос), который приобрел свою нынешнюю форму в результате фонетических изменений в протоалбанском языке и впоследствии вошел в славянский язык. [6] Это указывает на то, что протоалбанцы жили в регионе в дославянские времена. Когда произошло это поселение, остается предметом споров, поскольку протоалбанцы могли переселиться относительно поздно в древности в этот район, который мог быть восточной экспансией протоалбанского поселения, поскольку никакие другие топонимы, известные в древности в непосредственной близости, не предполагают албанского проживания. разработка. [7] [8] Развитие Ниш < Найс- может также представлять собой региональное развитие на Балканах поздней античности, которое, хотя и связано, но не может быть идентично албанскому. [9] Потенциальное распространение албанского языка в дославянскую эпоху, возможно, происходило до Дробета-Турну-Северина на берегах Дуная. Протоалбанские носители в более широком регионе перешли на балканскую латынь и способствовали появлению проторумынского населения. [6] На торлакские славянские диалекты повлияли особенности, возникшие в албанском и восточно-романском языках, на которых говорят в юго-восточной Сербии. [10]

Средний возраст

[ редактировать ]

Такие топонимы, как Арбанашка и Джаке, указывают на присутствие албанцев в регионах Топлица и Южная Морава (расположенных к северо-востоку от современного Косово) со времен позднего средневековья. [11] [12] Албанцы в регионе Ниша жили там по крайней мере 500 лет до своего изгнания, а это означает, что албанцы присутствовали в Нише как минимум с 1300-х годов. [12] К 1477 году часть албанского матаруже племени проживала в каза Приеполье , где образовала свою обособленную общину ( нахие ) с 10 деревнями (катунд). [13] В османских записях о регионах Топлица , Крушевац и Лесковац (сегодня они расположены на юге Сербии), датируемых между 1444 и 1446 годами, появляется деревня под названием Тануш (производное от албанского антропонима Тануш ). В частности, в районе Топлицы в первой половине 15 века было зарегистрировано несколько поселений албанской топономии, таких как Гонзи , Кастрат , Спанзи , Зур , Катун и Крива Фея . Все эти поселения действительно старше и предшествуют времени их записи в первой половине 15 века. [14]

Османская эпоха

[ редактировать ]

В 1700 году, после Великого переселения сербов , кельменди и кучи и другие племена, такие как шкрели из Руговы, обосновались в районе Рожае и соседнем городе Тутин в Сербии . Шала Красники , Гаши и . также переселились в этот регион [15] [16] [17] Начиная с 18 века многие люди, происходящие из племени Хоти, мигрировали и живут в Санджаке, в основном в районе Тутина, но также и в Сенице. [18]

В эпоху развития торговли на Османских Балканах в санджаке Смедерево (Белградский Пашалик) поселились албанские купцы из Шкодры, Приштины и Призрена. Группы албанцев из Косово поселились в районах Карановаца (сегодня Кралево ) и Чуприи . [19] Албанцы были самой значительной неславянской группой в районе Смедерево, второй по величине мусульманской группой пашалика и частью его мусульманского населения, включая сербов-мусульман, боснийцев и более мелкие общины. [20] [21] В городских районах албанцы жили в городах Парачин, Чуприя, Алексинац, Крушевац и Карановац. Австрийские источники сообщают, что в Карановаце проживало 89 турецких и албанских и 11 сербских семей. Самая большая концентрация албанцев была в Чуприи, где современный сербский писатель Йоаким Вуич в 1826 году записал больше «турецких арнаутов , чем сербов». [22] Албанские деревни Смедерево были сосредоточены на юге и востоке региона. [22]

Карта Балкан 1878 года, албанцы изображены зеленым цветом.

В первые десятилетия существования Княжества Сербия , которое включало современную центральную и восточную Сербию, население составляло около 85% сербов и 15% несербов. Из них большинство были влахами, а также были некоторые албанцы-мусульмане, которые составляли подавляющее большинство мусульман, живших в Смедерево , Кладово и Чуприи . Новое государство стремилось к гомогенизации своего населения. В результате, по оценкам, с 1830 года до войн 1870-х годов было изгнано до 150 000 албанцев, проживавших на территориях Княжества Сербия. [23] В переписке Милоша Обреновича есть много указаний на то, как осуществлялся этот процесс. Обренович попросил своего чиновника Милосава Здравковича купить дома албанцев по более высокой цене, чем рыночная, и приказал изгнать мулимов, большинство из которых были албанцами, из западной Сербии. Жилища этого населения были сожжены и переселены на османские земли. [24]

Албанцы на территориях, вошедших в состав Королевства Сербия после 1912 года, были сконцентрированы в трёх регионах: Косово, Санджаке Нови-Пазара и Санджаке Ниша . Албанцы составляли большинство населения Топлицы (включая Куршумлию и Прокупле ), значительную часть населения Лесковаца и Вране , а также часть мусульманской общины в Нише . проживала небольшая албанская община В Тране . В городах часть мусульманского населения, идентифицированного как турки, на самом деле была албанцами, принявшими османскую городскую культуру. Часть территорий, где проживали албанцы, находилась в ведении пашалика Вранье . В 1843–1844 годах пашалик был охвачен восстанием Дервиша Кара против Гусейн-паши Вранье. После реформ Танзимата местные власти воспользовались ситуацией, чтобы ввести более высокие налоги и еще больше злоупотребить своей властью против большинства населения, которое составляло крестьян-фермеров. Одним конкретным событием, которое еще больше обострило отношения между местными жителями и Гусейн-пашой, является запрет на открытие школ албанского языка в районе Вранье, хотя конституция Танзимата разрешала открытие школ на родном языке каждой этнической общины Османской империи. . В апреле 1844 года повстанцы из Прешевской долины, Гилан , Лесковац , Тетово , Гостивар , Куманово разгромили Гусейн-пашу и взяли Вранье. Османская армия направила более 10 000 солдат при артиллерийской поддержке для подавления восстания. Местных албанцев возглавляли Сулейман Тола из Велико-Трноваца/Террнока, Сельман Рогачица, Имер Ага из Прешевы и Дервиш Кара. Решающая битва, которую османы выиграли и положили конец восстанию, произошла на холме Сомолица между Прешево и Буяновацем. [25]

Санджак Ниша стал предметом территориального спора во время сербско-османской войны (1876–1878). Во время войны албанцы из Куршумли, Прокупле и Лесковаца сформировали отряды, которые действовали независимо от османской армии для самозащиты деревень от сербских войск. Албанские части присоединились к линии обороны Османской империи из Косово и Македонии. [26] Война привела к перемещению десятков тысяч мирных жителей. Только зимой 1876–1877 годов погибло более 35 000 перемещенных албанских мирных жителей. [27]

На первых этапах (1876–1877 гг.) войны османская армия одержала победу и ввела в Сербии жесткие репрессивные меры. [28] Вступление России ( русско-турецкая война (1877–1878)) в войну изменило ситуацию, и османы перебросили свои силы на восточный фронт. Поражение османов при осаде Плевны (декабрь 1877 г.) обеспечило победу России в войне и Османская армия отступила на всех фронтах. Османские войска сдали Ниш 10 января 1878 года, и сербские войска продолжили наступление на юго-запад, входя в долины Кошаницы , Пушта Река и Ябланица . Сербские войска в долине Моравы продолжали двигаться к Вранье с намерением. затем повернули на запад и вошли в само Косово . Продвижение сербов на юго-западе было медленным из-за холмистой местности и большого сопротивления местных албанцев, которые защищали свои деревни, а также укрывались в близлежащих горных хребтах Радан и Майдан. Сербские войска захватили эти деревни. один за другим, и большинство из них оставались вакантными, албанские беженцы продолжали отступать в сторону Косово, и их марш был остановлен в горах Гольяк , когда было объявлено перемирие. [29] Сербская армия, действовавшая в долине Моравы, продолжила движение на юг к двум каньонам: Грделице (между Вранье и Лесковацем ) и Ветернице (к юго-западу от Грделицы). После взятия Грделицы сербские войска взяли Вране . Местные албанцы ушли со своим имуществом до того, как сербские войска достигли города, а другие сельские албанцы столкнулись с напряженностью в отношениях с сербскими соседями, которые боролись против них и в конечном итоге изгнали их из этого района. Албанские беженцы защищали каньон Ветерница, а затем отступили к горам Голяк. Албанцы, жившие неподалеку в районе Мазуриц , не оказали сопротивления сербским силам, а генерал Йован Белимаркович отказался выполнить приказ Белграда о их депортации, но они были депортированы вместе с другими албанцами после того, как Белимаркович покинул Мазурицу. [29]

В результате территориальной экспансии Княжества Сербия в 1877–78 годах произошло массовое и насильственное изгнание албанцев из недавно оккупированных регионов санджака Ниш. В новых районах (современные Ябланица, Топлица и части Нишавского района ) около 50 000–60 000 албанцев были изгнаны и расселены в основном в Косово. [30] [31] Между османско-сербским перемирием и заключительным актом Берлинского конгресса некоторые албанские группы вернулись в свои дома. После подписания Берлинского договора они были высланы в Турцию. Всего этнической чистке подверглось около 600 албанских деревень . [32] Албанцы, поселившиеся в Косово и других регионах, стали называться мухахширами (беженцами). События 1877-78 годов положили начало современному сербско-албанскому конфликту . [33]

Изгнание и этническая чистка албанцев из южной Сербии были результатом политики этнической гомогенизации сербского государства и отражали стратегическую цель Сербии по расширению на юг, к Македонии и Старой Сербии . В сербской геополитической стратегии албанцы рассматривались как «нежелательное и ненадежное население», которое необходимо было заменить «надежным» населением. [34] Православным сербам, герцеговинцам и черногорцам было предложено поселиться в обезлюдевших районах. Часть сербских поселенцев прибыла из близлежащего восточного Косово и была изгнана в результате межэтнического насилия мухахширами, поселившимися сразу за новой границей. Сильную депопуляцию и экономическую девальвацию новых территорий невозможно было компенсировать никакими средствами, поэтому сербское правительство попыталось привлечь некоторых изгнанных албанцев снова поселиться в Сербии. Милан Обренович , будущий король Сербии с 1882 года, заключил сделку напрямую с Шахид-пашой, местным албанским военным офицером из Ябланицы. Шахид-паша был командиром османских казарм в Софии во время войны 1877–1878 годов. По соглашению некоторые албанцы-мусульмане вернулись в Горню Ябланицу ( Медведа ). [35]

Начало 20 века

[ редактировать ]
Целые албанские деревни превратились в столбы пламени – вдали, рядом и даже прямо вдоль железной дороги. Это был мой первый, настоящий, подлинный взгляд на войну, на беспощадное взаимное убийство людей.
- Лев Троцкий, За кулисами Балканских войн. [36] , Балканские войны (1912)

В ходе Балканских войн Косовский вилайет и Санджак вошли в состав Сербии. Десятки тысяч мирных албанцев были убиты и изгнаны с недавно завоеванных территорий. В Нови-Пазаре генерал Петар Живкович нацелился на албанцев региона. Многие журналисты, в том числе Лев Троцкий и Лео Фрейндлих, наблюдали и записывали события. Датский журналист Фриц Магнуссен зафиксировал резню 5000 албанцев недалеко от Приштины. [37]

В Королевстве Югославия с 1929 года албанцы были разделены на три бановины (уезда): Вардар-Бановина , Зета-Бановина и Морава-Бановина. Албанцы современной южной Сербии находились в пределах Вардарской Македонии. В титоистской Югославии долина Прешево стала не частью автономного края Косово, а частью югославской Сербии. На это решение повлияло расположение транспортной инфраструктуры вблизи Прешево. В албанской политике Прешево по-прежнему называют «восточным Косово». [38]

Союзная Республика Югославия и Сербия (1990–)

[ редактировать ]

В 1992 году албанские представители в муниципалитетах Прешево, Медведа и Буяновац организовали референдум, на котором проголосовали за присоединение этих муниципалитетов к самопровозглашенному собранию Республики Косово . [39] Однако до конца 1990-х годов никаких крупных событий не произошло.

После создания Республики Косово этнические албанцы создали Армию освобождения Косово. [40] которые начали нападать на полицейские силы и сотрудников секретных служб, которые жестоко обращались с албанскими мирными жителями в 1995 году. [41] Начиная с 1998 года, группа была вовлечена в открытый конфликт с растущим числом югославских сил безопасности, и эскалация напряженности в конечном итоге привела к войне в Косово в феврале 1998 года. [42] [43] [44]

После распада Югославии и завершения войны в Косово была создана наземная зона безопасности шириной 5 километров , служащая буферной зоной между югославской армией и силами Косово . [45] [46] новая албанская боевая повстанческая группа - Армия освобождения Прешево, Медведи и Буяноваца (UÇPMB). В июне 1999 года была сформирована и начала подготовку [47] [48]

сербский национализм Известно, что сербские СМИ в эпоху Милошевича поддерживали , одновременно пропагандируя ксенофобию по отношению к другим этническим группам в Югославии . Этнических албанцев обычно характеризуют в средствах массовой информации как антиюгославских контрреволюционеров, насильников и угрозу сербской нации. [49] Во время войны в Косово сербские силы постоянно дискриминировали косовских албанцев:

По всему Косово силы СРЮ и Сербии преследовали, унижали и унижали мирное население косовских албанцев посредством физических и словесных оскорблений. Полицейские, солдаты и военные офицеры постоянно подвергают косовских албанцев оскорблениям, расовым оскорблениям, унижающим достоинство действиям, избиениям и другим формам физического насилия на основании их расовой, религиозной и политической принадлежности. [50]

- Обвинение в военных преступлениях против Милошевича и других

Опрос, проведенный в Сербии, показал, что 40% сербского населения не хотели бы, чтобы албанцы жили в Сербии, а 70% не вступали бы в брак с албанцем. То же самое чувство существует в Албании по отношению к сербам. [51]

В отличие от случая с ОАК в Косово, западные страны осудили нападения ОГПМ и назвали их примерами «экстремизма» и использования группировкой «незаконных террористических действий». [52]

С тех пор Албанская коалиция из Прешевской долины получила представительство в Национальном собрании Сербии , где она занимает два места. В 2009 году Сербия открыла военную базу Чепотина в 5 км к югу от Буяноваца для дальнейшей стабилизации региона. [53]

7 марта 2017 года президент Албании совершил Буяр Нишани исторический визит в муниципалитеты Прешево и Буяновац, в которых албанцы составляют этническое большинство. [54] 26 ноября 2017 года президент Албании Илир Мета совершил исторический визит в Медведу, муниципалитет, где проживает албанское этническое меньшинство. [55] 26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . Албанцы Прешевской долины пожертвовали помощь и отправили ее несколькими колоннами жертвам землетрясения. [56]

В 2021 году Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии опубликовал отчет, в котором говорилось, что сербская администрация проводит «пассивацию проживания албанцев», в результате чего албанцы, живущие в Южной Сербии, теряют право голоса, свою собственность, медицинское страхование, пенсии и работа. По мнению комитета, эта мера представляет собой «этническую чистку административными методами». [57]

Культура

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]
Культурный центр Прешево «Абдулла Крашница».

Первая школа албанского языка в Прешевской долине была открыта в Прешево 7 февраля 1945 года. Ее открыл Абдулла Крашница, местный партизан-антифашист. Первая средняя школа была открыта в 1948 году. [58]

До восстания 2001 года албаноязычным СМИ не разрешалось находиться в Прешевской долине. Первый канал на албанском языке был разрешен после Кончульского соглашения (2001 г.).В 2003 году государственный телеканал Прешево начал вещание на албанском языке. Другой региональный государственный канал в Буяноваце ежедневно вещает на албанском языке 8 часов (из 16). В 2006 году был профинансирован частный телеканал, вещающий в основном на албанском языке. «Радио Прешева» ежедневно вещает на албанском языке 10 часов. Аналогичная станция существует в Буяноваце. В Медведже местный государственный канал транслирует 5 минут на албанском языке ежедневно и одну 60-минутную передачу еженедельно на албанском языке. [59]

Основная религия албанцев Прешевской долины — ислам . До османского периода население региона было в основном католиком . В деревнях Карадак, расположенных сегодня в Косово, до сих пор существуют католические церкви.

Демография

[ редактировать ]

Албанцы бойкотировали перепись 1991 года в Сербии и Косово. В 2002 году они приняли участие в переписи населения в соответствии с Кончульским соглашением, положившим конец повстанческому мятежу в Прешевской долине. Перепись 2002 года насчитала в Сербии 61 647 албанцев. [60] Во время переписи 2011 года албанская община Прешевской долины в значительной степени бойкотировала перепись в знак протеста против отсутствия прогресса в реализации Кончульского соглашения. По данным переписи, общая численность албанцев в Сербии составляет 5805 человек. Согласно переписи 2011 года, 71,1% всех албанцев являются мусульманами , за ними следуют католики (16,8%) и православные христиане (2,6%). Остальные не заявили о своей религии или принадлежат к более мелким религиозным группам (9,5%). [61] Несколько лет спустя независимые эксперты оценили численность их населения примерно в 1000 человек. 75 000. Лидеры албанской общины утверждают, что из Сербии проживает еще около 25 тысяч албанцев. [62]

В Белграде , столице Сербии, проживает небольшая албанская община. По переписи 1981 года было зарегистрировано 8212 албанцев. В 1991 году в Белграде проживало всего 4985 албанцев. После войны в Косово это число сократилось до 1492, а по последней переписи населения (2011 г.) оно составляет 1252. [63] Во время переписи населения 2022 года Хельсинкский комитет Сербии заявили, что пассивизация мест проживания албанцев может быть использована как средство не позволить им зарегистрироваться для участия в переписи, и, как следствие, перепись может служить «механизмом лишения избирательных прав албанцев на юге Сербии». [64] Всего по предварительным результатам переписи было зарегистрировано около 100 000 албанцев, большинство из них проживали в Прешевской долине. [65] По окончательным результатам переписи населения 61 687 человек были признаны постоянными жителями Сербии. [66]

Албанцы в Санджаке (разделенном между Сербией и Черногорией) составляли значительную часть населения региона, но сегодня лишь несколько деревень идентифицируют себя как албанские, в основном в результате культурной ассимиляции и иммиграции. Министерство иностранных дел Болгарии составило отчет о регионе в 1901–02 годах. В районах Санджака, которые сегодня являются частью Сербии, каза Сьеницы населяли в основном православные сербы (69 деревень с 624 домохозяйствами) и боснийские мусульмане (46 деревень с 655 домохозяйствами). Албанцы (505 семей) проживали исключительно в городе Сеница. Каза Нови-Пазара имела 1749 дворов в 244 сербских деревнях и 896 дворов в 81 албанской деревне. В девяти деревнях, населенных как сербами, так и албанцами, было 173 двора. В городе Нови-Пазар насчитывалось в общей сложности 1749 сербских и албанских семей с 8745 жителями. [67] Каза Нови-Варош , согласно болгарскому отчету, была в основном сербской, за исключением одной мусульманской боснийской деревни и албанских домов в городе Нови-Варош. [67] Последняя официальная регистрация населения санджака Нови-Пазара перед Балканскими войнами была проведена в 1910 году. Османская перепись 1910 года зафиксировала 52 833 мусульман и 27 814 православных сербов. Около 65% населения составляли мусульмане и 35% сербские православные. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы. [68]

все еще существует небольшая община, идентифицирующая себя как албанцы, В 21 веке в Пештерском районе Санджака живущая в таких деревнях, как Борошица, Доличе и Угао. [69] Последние два поколения эти деревни решили объявить себя «боснийскими» в ходе национальной переписи населения. Эта частичная боснякизация и отказ от самоназвания албанцев объясняются стратегией жителей деревни избегать этнического насилия со стороны сербских военизированных группировок во время югославских войн, а также частично смешанными браками с окружающим боснийским населением. [69] По этой причине, а также из-за югославских войн и после них, они решили объявить себя в переписи населения « мусульманами » и «боснийцами», а не албанцами, чтобы избежать проблем. [69] Старейшины в этих деревнях до сих пор свободно говорят на албанском языке. [69] Группы католических албанцев, поселившиеся в начале 18 века, в этот период были обращены в ислам. Их потомки составляют подавляющее большинство населения Тутина и плато Пештер . [70]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
б.  ^ Во время переписи 2011 года в муниципалитетах Буяновац и Прешево переписные единицы были неполностью охвачены из-за бойкота со стороны большинства членов албанской этнической общины.
  1. ^ «Окончательные результаты – Этническая принадлежность» . Почетна . 14 июля 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Население по национальностям и областям» (PDF) . Проверено 7 декабря 2023 г.
  3. ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2002 г. Книга 1: Национальная или этническая принадлежность по поселению (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия. 2003. ISBN  86-84433-00-9 .
  4. ^ Прекрасно, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Издательство Мичиганского университета. стр. 10–12. ISBN  978-0-472-08149-3 .
  5. ^ Прендергаст 2017 , с. 150.
  6. ^ Jump up to: а б Прендергаст 2017 , с. 80
  7. ^ Исмаджли 2015 , с. 263.
  8. ^ Исмаджли 2015 , с. 109.
  9. ^ Матцингер 2016 , с. 13.
  10. ^ Прендергаст 2017 , с. 152.
  11. ^ Ука, Сабит (2004). Жизнь и деятельность албанцев в Санджаке Ниша до 1912 года . Лето. стр. 244–245. "Также исторический вес имеет заметка М. Г. Миличевича, в которой говорится об Иване Бегу. Иван Бегу , по его словам, был участником Косовской войны 1389 года. В подтверждение своей резиденции Иван Куллес село под названием Иван Кулла (Иванова башня), которая находится между Куршумли и Прокуплой, говорит: «Албанцы охраняли село Ивана Куллы (1877-1878 гг.) и не дали его разрушить». 1877-1878) рассказали, что они находились там еще до Косовской войны (1389 г.) на горе Гьяке стоит замок, служивший защитой Ивану (Иоану) и албанцам. Арбанашка , река Арбанашка , гора Арбанашка , деревня Гьякэ , гора Гяке и другие. [13] В XVI веке упоминается албанский квартал Планана, недалеко от Прокупалы. [14] В этом веке албанцы-католики упоминаются также в городе Прокупле, в Нише, в Приштине и в Болгарии [15].. [12] М. Дж. Миличевич. Кралевина Сербие, Новые Краеви . Белград, 1884: 354. «Когда он говорит о селе Иванкулла, он упоминает, что албанские жители жили там со времен Косовской битвы в 1389 году. Жители Иванкуллы во главе с Иваном Бегу жили там с 14 века. и имеют албанское происхождение. Албанцы принадлежат ко всем трем конфессиям, но большинство из них принадлежит к мусульманской, затем православной, а меньшинство принадлежит к католической конфессии». [13] Oblast Brankovića, Opširni katastarski popis iz 1455 godine , подготовлено М. Ханджичем, Х. Хаджибегичем и Э. Ковачевичем, Сараево, 1972: 216. [14] Скендер Ризай, Т,К «Прогресс» XIX года, Приштина 1973: 57.[15] Йован М. Томич, O Arnautima u Srbiji, Белград , 1913: 13.
  12. ^ Jump up to: а б Geniş & Maynard 2009 , стр. 556–557: «Используя вторичные источники, мы устанавливаем, что албанцы жили в районе Ниша в течение по крайней мере 500 лет, что Османская империя контролировала этот район с четырнадцатого по девятнадцатый века, что привело к многим албанцам, принявшим ислам, что албанцы-мусульмане Ниша были вынуждены покинуть страну в 1878 году и что в то время большинство этих нишанских албанцев мигрировали на юг, в Косово, хотя некоторые отправились в Скопье в Македонии, стр. 557–558: В 1690 году большая часть населения города и его окрестностей была убита или бежала, а также произошла эмиграция албанцев из Малесии и Мадхе (Северная Центральная Албания/Восточная Черногория) и плато Дукаджин (Западное Косово) в Ниш».
  13. ^ Рекша, Ильяз. "РАСШИРЕНИЕ И СЛАВЯНИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АЛБАНСКИХ БРАТСТВ, БИРМЫ И МАТАРУГИ В РАЙОНЕ ПОГРАНИЧНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ, ЧЕРНОГОВИНЫ И СЕРБИИ (ПО ДВУМ ТЕЧЕНИЯМ САНЖАКА ГЕРЦЕГОВИНСКОГО XV ВЕКА) [География и славянизация" албанских братств Бурмази и Матаруга в приграничной зоне между Черногорией, Боснией и Герцеговиной и Сербией по данным двух дефтеров XV века]" .
  14. ^ Гаши, Скендер (2014). Имена албанцев в веке XIII-XV в свете сербских церковных источников . Приштина: ПАЛАТКА. стр. 52–53.
  15. ^ Мушович, Эйюп (1985). Тутин и околона . Сербская академия наук и искусств. п. 27.
  16. ^ Племена Албании: история, культура и общество . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 104. ИСБН  9780857739322 .
  17. ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 163. ИСБН  3205055454 .
  18. ^ Бибер, Ахмет. «ИСТОРИЯ ЖАНРОВ В РАЙОНЕ БЕЛИМИЧА» . Фонд «Красивое слово». Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 г. Проверено 14 января 2022 г.
  19. ^ Черибашич-Беговац 2017 , стр. 40.
  20. ^ Черибашич-Беговац 2017 , стр. 46.
  21. ^ Церибашич-Беговац 2017 , стр. 88.
  22. ^ Jump up to: а б Черибашич-Беговац 2017 , стр. 84.
  23. ^ Рама 2019 , с. 72.
  24. ^ Рама 2019 , с. 73.
  25. ^ Садику 2014 , с. 126.
  26. ^ Ягодич 1998 , стр. 4.
  27. ^ Рама 2019 , с. 85.
  28. ^ Рама 2019 , с. 80.
  29. ^ Jump up to: а б Ягодич 1998 , стр. 6.
  30. ^ Geniş & Maynard 2009 , стр. 556–557: Используя вторичные источники, мы устанавливаем, что албанцы жили в районе Ниша в течение как минимум 500 лет, что Османская империя контролировала этот район с четырнадцатого по девятнадцатый века, что привело к многим албанцам, принявшим ислам, что албанцы-мусульмане Ниша были вынуждены покинуть Ниша в 1878 году и что в то время большинство этих нишанских албанцев мигрировали на юг, в Косово, хотя некоторые отправились в Скопье в Македонии.
  31. ^ Даскаловский 2003 , с. 19: Сербско-османские войны 1877/1878 годов последовали за массовым и насильственным перемещением албанцев с их родных территорий. К концу 1878 года насчитывалось 60 000 албанских беженцев в Македонии и 60 000–70 000 в деревне Косова. На Берлинском конгрессе 1878 года албанские территории Ниш, Прокупле, Куршумлия, Вранье и Лесковац были переданы Сербии.
  32. ^ Элси, Роберт (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании (2-е изд.). Пугало Пресс. п. 406. ИСБН  9780810873803 .
  33. ^ Стефанович 2005 , стр. 469–470: Несмотря на некоторые голоса инакомыслия, сербский режим «поощрил» около 71 000 мусульман, в том числе 49 000 албанцев, «уйти». Затем режим постепенно заселил на этих территориях сербов и черногорцев. До 1878 г. сербы составляли не более половины населения Ниша, крупнейшего города региона; к 1884 году доля сербов выросла до 80 процентов. (..) Чистки 1878 года стали поворотным моментом, поскольку это была первая грубая и крупномасштабная несправедливость, совершенная сербскими войсками против албанцев. С этого момента обе этнические группы имели недавний опыт массовых преследований, который можно было использовать для оправдания нападений «мсти». Более того, у албанцев-мусульман были все основания сопротивляться включению в состав сербского государства.
  34. ^ Ягодич 1998 , стр. 5.
  35. ^ Блюми 2013 , с. 178.
  36. ^ «1912 Лев Троцкий: За кулисами Балканских войн» .
  37. ^ Холл 2002 , с. 231.
  38. ^ Палайрет 2016 , с. 333.
  39. ^ организовали референдум, на котором проголосовали за присоединение Прешево, Медведи и Буяноваца к Косово.
  40. ^ Эрикссон, Микаэль; Костич, Роланд (15 февраля 2013 г.). Посредничество и либеральное миростроительство: мир из пепла войны? . Рутледж. стр. 43–. ISBN  978-1-136-18916-6 .
  41. ^ Перре 2008, с. 63
  42. ^ Независимая международная комиссия по Косово (2000 г.). Отчет о Косово (PDF) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN  978-0199243099 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2022 г. Проверено 10 августа 2020 г.
  43. ^ Квакенбуш, Стивен Л. (2015). Международный конфликт: логика и доказательства . Лос-Анджелес: Сейдж. п. 202. ИСБН  9781452240985 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
  44. ^ «Корни повстанческого движения в Косово» (PDF) . Июнь 1999 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2021 г. Проверено 8 августа 2020 г.
  45. ^ «Наземная зона безопасности (GSZ): тайм-аут для укрепления повстанцев - Сербия | ReliefWeb» . Reliefweb.int . 01.06.2001 . Проверено 27 января 2024 г.
  46. ^ «Наблюдение за границами Косово и военно-техническое соглашение» . Зыра и Крымистрит . 23 августа 2016 г. Проверено 27 января 2024 г.
  47. ^ Йона Александр; Ричард Просен (15 августа 2015 г.). НАТО: от региональной к глобальной безопасности . Лексингтонские книги. стр. 93–. ISBN  978-1-4985-0369-3 .
  48. ^ Корсон, Марк В.; Туррегано, Клемсон Г. (2002). «Пространства непредвиденных последствий: наземная зона безопасности в Косово» . Спрингер . 57 (4): 273–282. дои : 10.1023/B:GEJO.0000007205.16802.d7 .
  49. ^ Международный центр против цензуры. «Ковка войны: СМИ в Сербии, Хорватии и Боснии и Герцеговине». Международный центр против цензуры, статья 19 . Эйвон, Великобритания: Bath Press, май 1994 г. P55.
  50. ^ Американские общественные СМИ. «Справедливость для Косово» . Проверено 9 мая 2015 г.
  51. ^ «Этническая дистанция между гражданами Сербии растет» . Проверено 9 мая 2015 г.
  52. ^ Сотрудники Европейского центра по вопросам меньшинств (1 января 2003 г.). Европейский ежегодник по проблемам меньшинств: 2001/2 . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 652–. ISBN  90-411-1956-6 .
  53. ^ «Открытая база на юге Сербии» . b92.net (на сербском языке). Бета. 23 ноября 2009 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  54. ^ «Муслиу: Президент Албании Буяр Нишани 7 марта посетит Буяновац и Прешево» . blic.rs (на сербском языке). Бета. 3 марта 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
  55. ^ Митич, И. (26 ноября 2017 г.). «Илир Мета в Медведце: своим визитом посылает сообщение о сотрудничестве» . novosti.rs (на сербском языке) . Проверено 27 ноября 2017 г.
  56. ^ «Долина Прешева пешком в Албанию, почти вторая баржа с помощью» (на албанском языке). Вижн Плюс. 27 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
  57. ^ «Албанское меньшинство в ожидании: Прешево, Буяновац и Медведжа как заложники отношений Сербии и Косово» (PDF) . Хельсинки.org.rs . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. 2021. с. 6.
  58. ^ «76 лет первой албанской школе в Прешеве» (на албанском языке). прешева.ал. 2021.
  59. ^ Бисерко 2021 , с. 53.
  60. ^ «Перепись 2002 года — Сербия» . pop-stat.mashke.org .
  61. ^ «Население по национальной принадлежности и вероисповеданию, перепись 2011 года» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
  62. ^ Бисерко 2021 , с. 79.
  63. ^ «Перепись 2011 года — Сербия» . pop-stat.mashke.org .
  64. ^ «Перепись как механизм лишения избирательных прав албанцев на юге Сербии» . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии.
  65. ^ Деянович, М. (2 ноября 2022 г.). «Увеличилось количество жителей в Буяноваце и Прешево, первые результаты переписи населения показали, что здесь проживает более 96 тысяч албанцев» . Южные новости.
  66. ^ «Окончательные итоги переписи населения, домохозяйств и жилищ 2022 года» .
  67. ^ Jump up to: а б Бартл 1968 , с. 63
  68. ^ Бартл 1968 , с. 64: Население Санджак-Нови-Базара было исламизировано примерно на 65%. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы.
  69. ^ Jump up to: а б с д Андреа Пьерони, Мария Елена Джусти и Кассандра Л. Куав (2011). «Межкультурная этнобиология на Западных Балканах: медицинская этноботаника и этнозоология среди албанцев и сербов на плато Пештер, Санджак, Юго-Западная Сербия». Экология человека . 39 .(3): 335. «Нынешнее население албанских деревень частично «боснякизировано», поскольку за последние два поколения ряд албанских мужчин начали вступать в брак с (мусульманскими) боснийскими женщинами Пештера. Это один из причины, по которым местные жители в Угао были объявлены «босняками» во время последней переписи 2002 года, а в Борошнице — просто «мусульманами», и в обоих случаях они отказались от прежнего этнического ярлыка «албанцы», который эти деревни использовали в перепись, проведенная в «югославские» времена, ряд наших информаторов подтвердили, что от самоназвания «албанцы» отказались намеренно, чтобы избежать проблем, возникших после югославских войн и связанных с ними насильственных вторжений сербских военизированных формирований в этот район. однако старшее поколение жителей деревни все еще свободно говорит на диалекте гегского албанского языка, которым, по-видимому, до сих пор пренебрегали европейские лингвисты. Кроме того, присутствие албанского меньшинства в этой области никогда не привлекало внимание международных заинтересованных сторон. либо бывшие югославские, либо нынешние сербские власти».
  70. ^ Вельович 2021 , стр. 197–199.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17d29978556f7649e137026ac1536fb7__1720281660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/b7/17d29978556f7649e137026ac1536fb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Albanians in Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)