Арсений III Црноевич
Арсений III Црноевич | |
---|---|
Архиепископ Печский и Сербский Патриарх | |
![]() Картина Йова Васильевича (1744 г.) | |
Родное имя | Арсений III Црноевич |
Церковь | Сербский Патриархат Печ |
Видеть | Патриарший монастырь Печ |
Установлено | 1674 |
Срок закончился | 1690 (1706) |
Предшественник | Maksim I |
Преемник | Калиник I |
Личные данные | |
Рожденный | Арсений Црноевич 1633 |
Умер | 27 октября 1706 г. Вена , монархия Габсбургов (современная Австрия ) | ( 1706-10-27 )
Герб | ![]() |
Арсений III Црноевич ( сербская кириллица : Арсеније III Црнојевић ; 1633 – 27 октября 1706) был архиепископом Печа и сербским патриархом с 1674 года до своей смерти в 1706 году. В 1689 году, во время Габсбургско-османской войны (1683–1699), он встал на сторону Габсбургов после их временной оккупации Сербии . В 1690 году он покинул Патриарший монастырь Печ и возглавил Великое переселение сербов в из Османской Сербии Габсбургскую монархию . Там он получил грамоты (« Сербские привилегии » 1690, 1691 и 1695 годов), дарованные ему императором Леопольдом I , обеспечивающие религиозную и церковную автономию восточного православия в Габсбургской монархии. Тем временем, восстановив свою власть на сербских землях, османы позволили назначить нового сербского патриарха Калиника I (1691–1710), создав тем самым юрисдикционное разделение внутри Сербской православной церкви . До своей смерти в 1706 году Патриарх Арсений оставался главой Сербской Православной Церкви на землях Габсбургов, закладывая основы создания автономной церковной провинции, позже известной как Карловицкая митрополия . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Арсений по фамилии Црноевич (Црноевич) или Чрноевич пишется (Чрноевич), что по-церковнославянски как «Арсений Чарноевич». (старший Чарноевич / Чарноевич), утверждал, что является потомком средневековой семьи Црноевичей , которая управляла регионом Зета во второй половине 15 века. Он родился в Баице , деревне Цетине в Старой Черногории , горном регионе. [ 5 ]
В детстве Арсений поселился в Патриаршем монастыре Печ , резиденции Сербского Патриархата Печ , в то время возглавляемого Сербским Патриархом Максимом I. Там, когда он подрос, он был пострижен и рукоположен в , дьякона а затем в священника , благодаря благосклонности своего наставника Максима, которого Арсений позже назвал «моим отцом и учителем». В 1665 году Арсений стал настоятелем ( архимандритом ) монастыря Печ. избран митрополитом Хвосненским Арсений был . Он был рукоположен во епископа митрополитами Патриаршего Синода в праздник Вознесения Господня в 1669 году в монастыре Доволя . В последующие годы он стал главным помощником стареющего Патриарха Максима. В 1674 году, когда патриарх Максим заболел и решил уйти с поста, Арсений был избран патриархом, вероятно, между Пасхой и Вознесением . [ 6 ] [ 7 ]
Великая турецкая война
[ редактировать ]По возвращении в 1683 году Арсений III находился в монастыре Николье, где получил известие о битве при Вене (12 сентября 1683 года). [ 6 ] В битве силы Османской империи под командованием Кара Мустафы-паши противостояли силам Священной лиги под командованием Иоанна III Собеского . Битва прорвала двухмесячную осаду Вены и вынудила османскую армию отступить. Сохранилась записка, в которой сообщается, что Арсений с удовольствием воспринял эту новость.
По мере приближения войны, когда сербы из Далмации , Герцеговины и Которского залива уже взялись за оружие, Арсений III продолжал выполнять свои обычные обязанности, посещая Славонию в 1684 году, но, с другой стороны, тайно поддерживал контакты с силами Лиги, особенно с силами Лиги. и Венецианская республика Австрийское эрцгерцогство . В 1685 году сербы в Черногории и Далмации под руководством местных партизанских лидеров, таких как Стоян Янкович , сражались в рядах армии Венецианской республики под предводительством Франческо Морозини (1619–1694) против Османской империи в Морейская война .
Проходящие османские армии безжалостно грабили местное население; худшим из них был тот, который возглавлял печально известный Йеген Осман-паша , который в течение двух лет (1687–1689) грабил территорию от Белграда до Охрида и от Софии до Печа . Этим силам также удалось ограбить огромные сокровища Сербского Патриархата Печа , хранившиеся там на протяжении веков. Джеген Осман-паша дополнительно захватил Арсения III, потребовав выкуп в размере 10 000 талеров . После того, как эта сумма была выплачена и он был освобожден, решение Арсения было принято. Вскоре он был вынужден покинуть Печ, потому что турки пытались его убить.
Арсений связался с Петром I из России , прося монарха признать его лидером сербов, но австрийцы резко прервали эти связи. Столкнувшись с турецкой угрозой, Арсений бежал в Никшич , а затем в свой родной Цетинье , который уже был захвачен венецианскими войсками. Там он присягнул дожу . Однако его тесные связи с Венецианской республикой были тщательно изучены в Вене. Представители Леопольда I, императора Священной Римской империи, предупредили Арсения, что, если он не возобновит сотрудничество с Габсбургами, они позаботятся об избрании более послушного патриарха. Согласно одному из писем, написанных католическим епископом Питером Богдани , мятежный румелийский бейлербей Йеген Осман-паша угрожал отрубить голову Чарноевичу, потому что он якобы получил деньги от Габсбургов за подстрекательство к антиосманскому восстанию православных сербов. [ 8 ] Однако, по словам историка Ноэля Малкольма , Арсений не возглавлял никакого организованного сопротивления османам. [ 9 ] В одном венецианском сообщении утверждается, что он бежал на север и был ограблен «расианцами». [ 10 ]
Правило Габсбургов
[ редактировать ]В 1688 году армия Габсбургов взяла Белград и вступила на территорию современной Центральной Сербии . Луи Уильям, маркграф Баден-Бадена, призвал Арсения III поднять оружие против турок; патриарх согласился и вернулся в освобожденную Печ. Когда Сербия попала под контроль Габсбургов, Леопольд I даровал Арсению дворянство и титул герцога. В начале ноября Арсений III, возможно, встретился с главнокомандующим Габсбургов генералом Энеей Сильвио Пикколомини в Призрене ; после этого разговора он разослал всем сербским епископам записку, чтобы они приезжали к нему и сотрудничали только с войсками Габсбургов. [ 11 ] [ 12 ] Неизвестно, действительно ли Арсений встречался с Пикколомини, учитывая, что католический епископ Богдани несколько раз встречался с Пикколомини, чтобы сплотить население Призрена в поддержку австрийцев. Венецианский писатель Камилло Контарини описал, как 5000 жителей Призрена вышли приветствовать Пикколомини и что их возглавлял «их архиепископ». Сербские историки идентифицировали архиепископа как Арсения, в то время как другие предположили, что присутствовали и Богдани, и Арсений, но наиболее убедительные доказательства свидетельствуют о том, что Арсений в то время находился в Черногории и вернулся в Косово только через несколько недель после смерти Пикколомини от чумы. [ 9 ] После смерти Пикколомини в том же месяце ход войны повернулся в пользу османов, которые вынудили армию Габсбургов уйти с завоеванных территорий и предприняли жестокие репрессии против сербского населения за его сотрудничество с Габсбургами. [ 13 ]

Когда в 1690 году ситуация изменилась и турки продвинулись через Сербию, [ 14 ] Арсений отступил вместе с примерно 37 000 сербских семей на север, что можно назвать Великой миграцией сербов . [ 15 ] Арсений писал, что за ним последовало 30 000 «душ» (людей), а в другой раз он назвал цифру в 40 000, хотя достоверность этих цифр сомнительна. [ 16 ] Малкольм утверждает, что Арсений не был руководителем массового исхода сербов из Косово, как это иногда предполагают, отмечая, что лишь небольшая часть беженцев прибыла из Косово. [ 9 ]
В апреле император Леопольд направил письмо-приглашение , а также личное письмо Арсению. Письмо-приглашение призывало сербов и другие балканские народы восстать против османов, обещая им свободы, в том числе свободу вероисповедания, за их верность монархии Габсбургов . Он не предусматривал исхода сербов в Империю и поощрял сербов оставаться на землях своих предков. [ 17 ] В условиях продолжающегося османского грабежа и надвигающегося исхода Арсений III организовал первое церковное и национальное собрание в Белграде ( Beogradski sabor ) 11 июня, на котором было решено признать Леопольда сербским королем и отправить епископа Исайю Джаковича в Вену в качестве своего представителя для переговоры с императором. Собрание просило внести в документ следующие изменения: свободу исповедания, свободу выбирать своего Патриарха, возвращение отвоеванных земель и монастырей, а также полную неприкосновенность Патриарха и высшего духовенства для совершения пастырских посещений на территориях, находящихся под их духовным руководством. юрисдикция. [ 17 ] Остро нуждаясь в солдатах и фермерах, Леопольд 21 августа издал свою первую главу о привилегиях , в которой он признает сербов в составе Габсбургской монархии как отдельную политическую единицу ( corpus separatum ) под властью Сербской Православной Церкви . Этот указ гарантировал им национальную и религиозную самобытность, а также определенные права и свободы в монархии Габсбургов. Последующие привилегии, выданные между 1691 и 1695 годами, обеспечили правовую основу и гарантию преемственности сербов в Империи, хотя эти обещания были в значительной степени фиктивными, и эти привилегии будут использоваться для контроля над сербским населением и уменьшения власти архиепископов в течение 18 века. . [ 17 ]
29 сентября сербы под предводительством ключевого лица этих процессов Арсения III начали переправу через Саву и Дунай . Подгоняемые дальнейшим турецким наступлением, они бежали вверх по течению Дуная до Буды и Сентендре . Эта миграция увеличила численность сербов на Паннонской равнине . Привилегии, которые дал сербам Леопольд, легли в основу правовой базы создания Сербской Воеводины в XIX веке, если не раньше.
Вскоре Арсений III был расстроен известием о том, что духовенство Римско-католической церкви принуждает новоприбывших сербов принять христианство. Сообщив об этом императору, 11 декабря 1690 года ему был вручен Диплом защиты сербов и их религии. В последующие годы Арсений III путешествовал по королевствам Габсбургов, включая Венгерское королевство , Хорватию и Славонию. с этим дипломом позволив ему остановить насильственное обращение, приказав новых священников и организовав церковь. В то же время он открывал новые сербские пехотные и гусарские полки, которые должны были помочь в продолжающейся войне.
Впасть в немилость
[ редактировать ]По мере того как религиозное давление нарастало, сербские лидеры встретились в 1694 году в Бахе и потребовали отдельной территории, на которой поселились бы сербы - Славония и Срем были предложены . Венский суд начал рассматривать Арсения как угрозу и обузу и начал продвигать других сербских лидеров.
В 1695 году Арсений III образовал семь новых епископств на территориях, где их было мало до переселения 1690 года. Это было защищено другим дипломом (последним в очереди), поскольку он нарушал указ Четвертого Латеранского собора , который не позволял два епископа, обладающие юрисдикцией в одной и той же области. Тем временем сербы сражались в решающей битве при Сланкамене и Сенте , в которой турки потерпели полное поражение.
После заключения Карловицкого договора помощь сербов отпала, и власти Габсбургов одну за другой начали игнорировать ранее предоставленные привилегии. По совету фанатика прозелита - кардинала Леопольда Колонича в 1701 году права Арсения III как «сербского патриарха» были ограничены вновь прибывшими, жившими в окрестностях Сентендре , и его ранг был понижен до «митрополита», титул, который никогда не был принят сербами. В связи с этим Арсению также запретили покидать город. В 1703 году ему было запрещено пользоваться титулом патриарха, а все православные епископы должны были признать власть римско-католических епископов.
Однако все изменилось, когда в 1703 году вспыхнуло восстание венгров под предводительством Франциска II Ракоци . Австрийским войскам снова потребовалась помощь сербов, и привилегии были мгновенно подтверждены. Арсений III был отправлен из Вены в сербские районы, чтобы разъяснить народу ситуацию.
Он умер в 1706 году в Вене. [ 18 ] Похоронен в Крушедольском монастыре в Сирмии .
Наследие
[ редактировать ]Он включен в число 100 самых выдающихся сербов .
См. также
[ редактировать ]- Карловицкая митрополия
- Список глав Сербской Православной Церкви
- Йован Монастерлия
- Павел Несторович
- Атанасие Даскал
- Стефан Раваничанин
- Леопольд Карл фон Коллонич
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тричкович 1994 , с. 87–118.
- ^ Вукович 1996 , с. 26-32.
- ^ Чиркович 2004 , с. 150, 163.
- ^ Тодорович 2006 , стр. 8–12.
- ^ Сборник: Серия социальных наук, Тома 1-6 . Матица Сербская. 1950 г. до н.э. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Кашич 1966 , с. 20.
- ^ Бертелли, Карло (2001). Средневековье и Возрождение в Косово: православные и османские памятники на берегах Бистрицы . Скира. п. 120. ИСБН 9788884910899 .
- ^ Самарджич и Душков 1993 , с. 507: «...после падения Белграда он установил связь с гражданами Цезарова. Богдани говорит, что Еген Осман-паша намеревался отсечь голову Патриарху Арсению «поскольку монах обвинил его в том, что он послал деньги от императора Вена, чтобы собрать армию».
- ^ Перейти обратно: а б с Малькольм, Ноэль (2020). «Великое переселение сербов из Косово (1690 г.): история, миф и идеология». Повстанцы, верующие, выжившие: исследования по истории албанцев . Издательство Оксфордского университета. стр. 128–134, 138. ISBN. 978-0192599223 .
- ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 158. ИСБН 9780333666128 .
- ^ Самарджич, Радован (1990). Косово и Метохия в сербской истории . Возраст мужчины. п. 98. ИСБН 9782825101391 .
- ^ Тодорович 2006 , стр. 3–4.
- ^ Тодорович 2006 , стр. 4–5.
- ^ Павлович, Стивен К. (2002). Сербия: История идеи . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 20. ISBN 9780814767085 .
- ^ ДеЛюсия, ДжоЭллен, изд. (2018). Миграция и современность: состояние безгражданства, 1750-1850 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 156. ИСБН 9781474440363 .
- ^ Чиркович 2004 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с Тодорович 2006 , стр. 4–8.
- ^ Кашич 1966 , с. 21.
Источники
[ редактировать ]- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Слиепчевич, Джоко М. (1962). История Сербской Православной Церкви . Том. книга 1. Мюнхен: Искра.
- Кашич, Душан, изд. (1965). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 1. Белград: Сербская Православная Церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1966). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 2. Белград: Сербская Православная Церковь.
- Тодорович, Елена (2006). Православная праздничная книга в империи Габсбургов: Праздничное приветствие Захарии Орфелина Моисею Путнику (1757 г.) . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 9780754656111 .
- Трикович, Радмила (1994). «Сербский Патриарх Калиник I: Второе возрождение Печского Патриархата» . Исторический журнал (39: 1992): 87–118.
- Вукович, Сава (1996). Сербские иерархи с IX по XX век . Белград: Евро.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Чанак-Медич, Милка; Тодич, Бранислав (2017). Монастырь Печского Патриархата . Нови-Сад: Платонеум, Беседа. ISBN 9788685869839 .
- Дордевич, Живота; Пеич, Светлана, ред. (1999). Культурное наследие Косово и Метохии . Белград: Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 9788680879161 .
- Фотич, Александр (2008). «Сербская православная церковь». Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 9781438110257 .
- Яничиевич, Йован, изд. (1998). Культурная сокровищница Сербии . Белград: IDEA, Военное издательство, система Markt. ISBN 9788675470397 .
- Киа, Мехрдад (2011). Повседневная жизнь в Османской империи . Санта-Барбара, Калифорния: Greenwood Press. ISBN 9780313064029 .
- Павлович, Павел (1989). История Сербской Православной Церкви . Книги сербского наследия. ISBN 9780969133124 .
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654773 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Сербской Православной Церкви: Сербские архиепископы и патриархи. Архивировано 27 декабря 2017 года в Wayback Machine.
- Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). 1911. с. 2–39. .
- Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). 1911. стр. 426–467. .
- 1633 рождения
- 1706 смертей
- Сербский народ 17 века
- Сербский народ XVIII века
- Восточно-православные епископы 17 века
- Восточно-православные епископы XVIII века
- Патриархи Сербской Православной Церкви
- Люди Великой турецкой войны
- Епископы Сербской Православной Церкви
- Духовенство из Цетинье
- Сербы Черногории
- История Сербской Православной Церкви
- Сербы из Османской империи
- Габсбургские сербы
- Беженцы Великой турецкой войны