Иллюзия объяснительной глубины
Иллюзия глубины объяснения ( IOED ) — это когнитивная предвзятость или иллюзия , при которой люди склонны полагать, что понимают тему лучше, чем на самом деле. [1] [2] [3] Этот термин был придуман исследователями Йельского университета Леонидом Розенблитом и Фрэнком Кейлом в 2002 году. [1] [4] Эффект наблюдался только в одном типе знаний, называемом объяснительным знанием, в данном случае определяемом как «знание, которое включает в себя сложные причинно-следственные связи» (см. Причинно-следственные рассуждения ). Эффект не наблюдался в процедурных , повествовательных или фактических ( описательных ) знаниях. [2] [5] Доказательства возникновения IOED были обнаружены в повседневных механических и электрических устройствах, таких как велосипеды, а также в психических расстройствах , природных явлениях , народных теориях и политике , причем наиболее изученный эффект IOED присутствует в политике в форме политической поляризации . [6] [2]
Иллюзия связана с эффектом Даннинга-Крюгера , отличающимся тем, что IOED исследует объяснительные знания, а не способности . [1] [3] Существуют ограниченные доказательства того, что эффекты IOED менее значительны для экспертов в данной области, [7] но считается, что он затрагивает почти всех, в отличие от эффекта Даннинга-Крюгера, который обычно применяется только к лицам с низкой или средней компетентностью. [3] [8] IOED более важен для исторических знаний в тех случаях, когда знание темы воспринимается как социально желательное. [9]
Другое описание IOED заключается в том, что «мы ошибочно принимаем наше знакомство с ситуацией за понимание того, как она работает». [10] IOED также было предложено объяснить восприятие психологии как области «простой» или «очевидной». [10] [ нужен неосновной источник ]
В политике
[ редактировать ]Существуют доказательства в поддержку теории о том, что IOED является фактором, способствующим усилению политической поляризации в Соединенных Штатах . [11] Исследование, проведенное в 2018 году с участием участников, набранных в контексте президентских выборов в США в 2016 году, показало, что более высокий уровень IOED по политическим темам связан с возросшей поддержкой теорий заговора . [12]
Управление
[ редактировать ]Считается, что последствия IOED, особенно в политике, можно уменьшить, попросив людей объяснить тему, а не просто прося их обосновать свои убеждения. [1] [11] Конкретные способы, с помощью которых людей просят объяснить тему, важны, поскольку они могут иметь неприятные последствия. Это было обнаружено в ходе исследования, которое показало, что, когда людей просят «обосновать свою позицию», их убеждения становятся более радикальными. Запрос «причин» может побудить людей укрепить свои убеждения, выборочно думая о поддержке своей позиции, в то время как запрос «объяснений» может заставить их признать недостаток знаний. [11]
Оригинальный эксперимент
[ редактировать ]Термин IOED был придуман исследователями Йельского университета Леонидом Розенблитом и Фрэнком Кейлом в 2002 году. [2] Одним из источников вдохновения для концепции IOED послужило исследование слепоты к изменениям, которое показало, что в то время люди сильно переоценивали свою собственную пространственную память . [13]
В эксперименте, который они провели с 16 студентами Йельского университета, их попросили оценить их понимание устройств и простых предметов. Затем их попросили дать подробное объяснение того, как они работали, а затем еще раз оценить свое понимание этого вопроса. Соответственно, оценки были ниже после объяснения, что позволяет предположить, что затем они начали понимать, что им не хватает понимания этого вопроса после попытки объяснить. Розенблит и Кейл пришли к выводу, что необходимость объяснять базовые концепции или механизмы ставит людей перед реальностью того, что они могут не понимать предмет настолько, насколько им кажется.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Вайц, Адам (26 января 2022 г.). «2017: Какой научный термин или концепция должна быть более широко известна?» . Edge.org . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Розенблит, Леонид; Кейл, Фрэнк (2002). «Неправильно понятые пределы народной науки: иллюзия объяснительной глубины» . Когнитивная наука . 26 (5). Уайли: 521–562. дои : 10.1207/s15516709cog2605_1 . ISSN 0364-0213 . ПМК 3062901 . ПМИД 21442007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хромик, Майкл; Эйбанд, Малин; Бюхнер, Фелиситас; Крюгер, Адриан; Бутц, Андреас (13 апреля 2021 г.). «Думаю, я понял твою точку зрения, ИИ! Иллюзия объяснительной глубины объяснимого ИИ». 26-я Международная конференция по интеллектуальным пользовательским интерфейсам . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 307–317. дои : 10.1145/3397481.3450644 . ISBN 9781450380171 .
- ^ «Иллюзия глубины объяснения» . Лаборатория решений . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Миллс, Кэндис М; Кейл, Фрэнк С. (2004). «Знание границ своего понимания: развитие осознания иллюзии глубины объяснения». Журнал экспериментальной детской психологии . 87 (1). Эльзевир Б.В.: 1–32. дои : 10.1016/j.jecp.2003.09.003 . ISSN 0022-0965 . ПМИД 14698687 .
- ^ Зевени, Марш, Эндрю, Джессака (2016). «Иллюзия глубины объяснения в непонятой области: IOED при психических расстройствах» (PDF) . Общество когнитивных наук : 1020.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лоусон, Ребекка (2006). «Наука циклология: непонимание того, как работают повседневные предметы» . Память и познание . 34 (8). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1667–1675. дои : 10.3758/bf03195929 . ISSN 0090-502X . ПМИД 17489293 . S2CID 4998257 .
- ^ Макинтош, Роберт Д.; Фаулер, Элизабет А.; Лю, Тяньцзяо; Делла Сала, Серджио (ноябрь 2019 г.). «Поумнейте: выяснение роли метапознания в эффекте Даннинга-Крюгера» . Журнал экспериментальной психологии. Общий . 148 (11): 1882–1897. дои : 10.1037/xge0000579 . hdl : 20.500.11820/b5c09c5f-d2f2-4f46-b533-9e826ab85585 . ISSN 1939-2222 . ПМИД 30802096 . S2CID 73460013 .
- ^ Гавирия, Кристиан; Корредор, Хавьер (23 июня 2021 г.). «Иллюзия объяснительной глубины и социальной желательности исторического знания». Метапознание и обучение . 16 (3). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 801–832. дои : 10.1007/s11409-021-09267-7 . ISSN 1556-1623 . S2CID 237878736 .
- ^ Перейти обратно: а б Стаффорд, Том (февраль 2007 г.). «Разве это не очевидно?» . Психолог . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фернбах, Филип М.; Роджерс, Тодд; Фокс, Крейг Р.; Сломан, Стивен А. (25 апреля 2013 г.). «Политический экстремизм поддерживается иллюзией понимания». Психологическая наука . 24 (6). Публикации SAGE: 939–946. дои : 10.1177/0956797612464058 . ISSN 0956-7976 . ПМИД 23620547 . S2CID 6173291 .
- ^ Купорос, Джозеф А.; Марш, Джессике К. (15 июня 2018 г.). «Иллюзия объяснительной глубины и поддержка убеждений в заговоре». Европейский журнал социальной психологии . 48 (7). Уайли: 955–969. дои : 10.1002/ejsp.2504 . ISSN 0046-2772 . S2CID 149811872 .
- ^ Левин, Дэниел Т.; Момен, Наушин; Дривдал, Сара Б.; Саймонс, Дэниел Дж. (январь 2000 г.). «Слепота к изменениям: метакогнитивная ошибка переоценки способности обнаруживать изменения» . Визуальное познание . 7 (1–3): 397–412. дои : 10.1080/135062800394865 . ISSN 1350-6285 . S2CID 14623812 .