Этническое насилие 1993 года в Бурунди
История Бурунди |
---|
Массовые убийства тутси были совершены большинством составлявшим хуту населения Бурунди, , с 21 октября по декабрь 1993 года на фоне вспышки этнической вражды и беспорядков, последовавших за убийством президента Бурунди Мельхиора Ндадайе в результате попытки государственного переворота . Резня произошла во всех провинциях, кроме Макамбы и Бурури , и в основном ее устроили крестьяне хуту. Во многих случаях тутси мстили и в ответ устраивали массовые убийства.
Фонд народонаселения ООН и правительство Бурунди провели в 2002 году исследование, в результате которого было установлено, что во время событий погибло в общей сложности 116 059 человек. Вопрос о том, были ли убийства тутси результатом запланированного геноцида или спонтанного насилия, остается предметом серьезных споров среди ученых и бурундийцев, переживших эти события.
Фон
[ редактировать ]С середины 1960-х годов в стране Бурунди политически доминировало этническое меньшинство тутси за счет большинства хуту . Союз национального прогресса (УПРОНА), который был законной правящей партией с 1966 года, в подавляющем большинстве состоял из тутси. [1] [2] Военные офицеры доминировали на посту президента, придя к власти посредством переворотов. [3] [4] В это время имели место случаи этнических репрессий, особенно в 1972 году, когда бурундийские военные подавили восстание хуту, а затем убили тысячи мирных жителей. [1]
В 1987 году Пьер Буйоя стал президентом Бурунди в результате государственного переворота . Первоначально он игнорировал этническую рознь в стране и увековечил доминирование тутси в общественной жизни. В августе 1988 года вспыхнуло насилие, и армия убила тысячи хуту. Столкнувшись с существенным иностранным давлением, Буйоя инициировал реформы, призванные положить конец системному этническому насилию в Бурунди. [5] в то время как УПРОНА пыталась включить в свои ряды больше хуту. [1] Тем не менее, истеблишмент тутси в армии и силах безопасности сопротивлялся переменам. [6] Комиссия, назначенная президентом, разработала конституцию, предусматривающую демократические выборы. Документ был принят путем референдума в марте 1992 года, после чего вскоре после этого были созданы новые политические партии. [7] Буйоя назначил свободные выборы в 1993 году и предложил себя кандидатом в президенты от УПРОНЫ. Главным соперником УПРОНЫ стал Фронт за демократию в Бурунди (ФРОДЕБУ), партия, в значительной степени связанная с хуту. [8] На президентских выборах 1 июня Буйоя столкнулся с Мельхиором Ндадайе , которого поддерживал ФРОДЕБУ. Ндадайе победил на выборах с большим перевесом, набрав 64 процента голосов избирателей. На последующих парламентских выборах 29 июня ФРОДЕБУ набрала 71,4 процента голосов и получила 80 процентов мест в Национальном собрании . [1] Партия также взяла на себя большую часть местной администрации. [9]
Прелюдия
[ редактировать ]В Бурунди ходили слухи, что армия попытается вмешаться, чтобы сорвать переходный процесс. [1] Заговор нескольких офицеров, раскрытый 3 июля, с целью захвата резиденции Ндадайе провалился из-за отсутствия поддержки со стороны других подразделений вооруженных сил, что привело к нескольким арестам. [10] Ндадайе был приведен к присяге в качестве президента 10 июля. Он собрал правительство из 23 министров, в том числе 13 членов ФРОДЕБУ и шести членов УПРОНЫ. Девять министров были тутси, включая премьер-министра Сильви Киниги , члена УПРОНЫ. [1]
Срок полномочий Ндадайе был в основном мирным, но за время его пребывания у власти в Бурунди произошло несколько социальных и политических потрясений. Среди первых СМИ, недавно либерализованные, часто использовали свою свободу для подстрекательского обсуждения общественных проблем. Тысячи бурундийских беженцев-хуту, бежавших во время насилия 1972 года, начали массово возвращаться и требовать возвращения своей собственности. Хотя Ндадайе предлагал переселить их на пустующие земли, многие местные чиновники освободили для них место, выселив других из их домов. В политическом плане правительство Ндадайе пересмотрело несколько контрактов и экономических уступок, сделанных предыдущим режимом, что создало угрозу деловым интересам элиты тутси. Военные реформы также привели к отделению командования жандармерии от армии. [11] замена начальников штабов армии и жандармерии, [12] были введены новые требования для призыва в армию. В ноябре армия должна была начать ежегодную кампанию по набору персонала, и среди некоторых солдат тутси были опасения, что этот процесс будет изменен таким образом, что это поставит под угрозу их доминирование в этой армии. [11]
В какой-то момент группа военнослужащих начала планировать переворот против правительства Ндадайе. [13] Их точная личность остается спорной. [14]
Резня
[ редактировать ]Напряженность достигла апогея 21 октября 1993 года, когда президент Ндадайе был убит во время попытки государственного переворота , и страна погрузилась в период гражданской войны. [15] Руандийское радио Télévision Libre des Mille Collines (RTLM) сообщило, что произошел государственный переворот и что 21 октября Ндадайе был взят в плен. Это заставило молодых членов ФРОДЕБУ вооружиться и взять в заложники членов тутси и хуту УПРОНА. Когда позже в тот же день RTLM объявило о смерти Ндадайе, заложники были казнены. [16]
К 22 октября хуту атаковали тутси в провинциях Кирундо , Нгози , Гитега , Муйинга , Руйиги и Карузи , а также в некоторых частях Каянзы , Мурамвья , Рутана и Бужумбура-Рюраль . Насилие было менее интенсивным в провинциях Сибитоке и Бубанза на северо-западе и в провинции Канкузо на востоке. Только провинции Макамба и Бурури полностью избежали насилия. В основном в этом участвовали крестьяне хуту, хотя в некоторых случаях члены ФРОДЕБУ в провинциальных и общинных органах власти участвовали в насилии против тутси. Сообщается, что в Буцее один администратор ФРОДЕБУ организовал сожжение более трех десятков государственных служащих тутси. [17]
В нескольких случаях тутси применяли репрессии. [18] Ответное насилие было особенно острым в провинциях Карузи, Гитега и Руйиги. [19] 24 октября в городе Руйиги тутси убили 78 государственных служащих хуту , которые искали убежища в резиденции епископа. Армия, в которой доминируют тутси, также участвовала в репрессивных убийствах. Одним из немногих исключений из этого правила была провинция Карузи, где местный командир майор Мартин Нкурикие отправился без оружия с двумя парламентариями ФРОДЕБУ в деревни, чтобы попытаться убедить вооруженных хуту отступить. [17] Армия защитила тутси, расселив их в укрепленные деревни. [18] Министр здравоохранения Жан Минани , находившийся в то время в Руанде, обвинил армию в геноциде. [20] В ноябре Постоянный совет франкоязычных стран осудил убийства. [21]
Первоначальные оценки числа погибших в результате этнического насилия варьировались от 25 000 до 500 000 человек. По оценкам совместного исследования, проведенного Фондом ООН в области народонаселения и правительством Бурунди в 2002 году, число людей, убитых с 21 октября по 31 декабря 1993 года, составило 116 059 человек, при этом в конце октября произошло не менее 100 000 смертей. Остается неясным, какая часть этих жертв составляла тутси, а какая — хуту. [16]
Последствия
[ редактировать ]В 1997 году правительство Бурунди приняло закон, предусматривающий наказание за геноцид и преступления против человечности. Позже в том же году правительство предъявило обвинения сотням человек, обвиненных в убийстве тутси, 44 из которых были приговорены к смертной казни. [22]
В 2014 году была создана Комиссия истины и примирения (КИП) для расследования преступлений, совершенных во время этнического насилия с момента обретения независимости в 1962 году. [23] [24]
Оценка насилия как геноцида
[ редактировать ]В мае 1994 года предварительная комиссия ООН по установлению фактов установила, что массовые убийства тутси не были частью «какого-либо преднамеренного плана по истреблению этнической группы тутси хуту». [25] И наоборот, в следующем году Международная комиссия по расследованию событий в Бурунди пришла к выводу, что убийства представляли собой «попытку полностью уничтожить этническую группу тутси. Тутси не просто убивали в результате вспышки насилия, но и систематически преследовали... доказательств достаточно, чтобы установить что акты геноцида против меньшинства тутси имели место в Бурунди 21 октября 1993 года и в последующие дни». [25] Комиссия отметила, что «доказательств недостаточно, чтобы определить, были ли эти акты геноцида спланированы или заказаны лидерами на более высоком уровне». [26] ФРОДЕБУ обвинил комиссию в предвзятости и капитуляции перед требованиями политиков тутси, церковных деятелей и журналистов назвать потери их этнической группы геноцидом. [26]
Вопрос о том, были ли убийства тутси результатом запланированного геноцида или спонтанного насилия, остается предметом серьезных споров среди ученых и бурундийцев, переживших эти события. [27] Авторы бурундийских тутси утверждают, что убийства были преднамеренными. [28] Политолог Филип Рейнтьенс писал в 1995 году, что «нет никаких доказательств того, что план геноцида когда-либо существовал, и утверждения о том, что он существовал, были частью стратегии по оправданию армии и привлечению ФРОДЕБУ». [29] Академик Найджел Уотт считал это насилие «двойным геноцидом», первый из которых был совершен хуту против тутси, а второй - армией против хуту. [30] Он также написал, что нет никаких доказательств того, что планы убийства тутси были сформулированы в национальном масштабе, но что «скорость мобилизации предполагает, что некоторые люди опасались [переворота] и готовились к ним». [18]
Наследие
[ редактировать ]Убийства мало освещались в международных средствах массовой информации и научных кругах. [31] Де Форж написал, что «отсутствие международной реакции на убийство в Бурунди привело к катаклизму в Руанде». [32] Бурундийские тутси придают большее значение резне 1993 года по сравнению с Икиза 1972 года , на которой настаивают хуту. [33] Некоторые бурундийцы воспринимают оба события как геноцид, достойный памяти, но обычно формируются фракции, заявляющие о приоритете одного события над другим и отмечающие его соответствующим образом. [34] Радикальные идеологи тутси, подчеркивая, что события 1993 года были геноцидом против тутси, часто забывают упомянуть о тысячах хуту, убитых армией в тот же период, и о бегстве еще тысяч в качестве беженцев в Руанду. [35] Ученые тутси склонны уделять убийству Ндадайе лишь поверхностное внимание в своих историях насилия. Напротив, писатели хуту обычно подчеркивают убийство Ндадайе и массовые убийства хуту, устроенные армией, и игнорируют убийства тутси. [28] Экстремистская группа тутси AC Genocide-Crimoso позже установила несколько памятников в память о тутси, убитых в 1993 году. [26] В 2010 году правительство Бурунди установило памятник в память жертв всего постколониального насилия в стране. [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уотсон, Кэтрин (сентябрь 1993 г.). «Освобожденный от страха». Отчет по Африке . Том. 38, нет. 5. С. 58–61.
- ^ Рейнтьенс 1993 , с. 573.
- ^ «1962–2012: 50 лет нестабильности в Бурунди» . Молодая Африка (на французском языке). 24 сентября 2012 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Рейнтьенс 1993 , с. 569.
- ^ Рейнтьенс 1993 , стр. 563–564.
- ^ Рейнтьенс 1993 , с. 565.
- ^ Рейнтьенс 1993 , стр. 565–566.
- ^ Рейнтьенс 1993 , стр. 565–567.
- ^ S/1996/682 1996 , с. 21.
- ^ Рейнтьенс 1993 , с. 578.
- ^ Перейти обратно: а б S/1996/682 1996 , стр. 20–21.
- ^ Рейнтьенс 1993 , с. 579.
- ^ Себуданди и Ричард 1996 , с. 24.
- ^ Ватт 2008 , стр. 56.
- ^ Ватт 2008 , стр. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Бундервоет 2009 , с. 361.
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон, Кэтрин (январь 1994 г.). «Бурунди: смерть демократии». Отчет по Африке . стр. 26–31.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватт 2008 , стр. 48.
- ^ Дейли 2008 , с. 82.
- ^ Клингхоффер 1998 , с. 34.
- ^ Отчет Amnesty International за 1994 год , стр. 44.
- ^ Дейли 2008 , с. 84.
- ^ «Комиссия Бурунди по установлению истины и примирению представляет новые выводы» . Африканьюс . 20 марта 2021 г. Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Ругиририс, Ефрем (25 ноября 2019 г.). «Бурунди: комиссия разделенных истин » JusticeInfo.net Получено 12 октября.
- ^ Перейти обратно: а б Бундервоет 2009 , с. 358.
- ^ Перейти обратно: а б с Дейли 2008 , с. 83.
- ^ Тернер 2012 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Январь 2011 г. , с. 34.
- ^ Увин 2013 , Глава 1: Краткая политическая история Бурунди.
- ^ Ватт 2008 , стр. ix.
- ^ Бундервоет 2009 , с. 357.
- ^ Клингхоффер 1998 , с. 35.
- ^ Швайгер 2006 , с. 654.
- ^ Перейти обратно: а б Добро пожаловать 2019 , с. 148.
- ^ Лемаршан 2009 , с. 63.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Отчет Amnesty International за 1994 год . Лондон: Amnesty International Публикации . 1994. ISBN 978-0-86210-230-2 .
- Бентровато, Дениз (2019). "Бурунди". Справочник Пэлгрейва по конфликтам и историческому образованию в эпоху после холодной войны . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9783030057213 .
- Бундервоет, Том (май 2009 г.). «Скот, земля и политическая власть: убийства 1993 года в Бурунди». Журнал исследований мира . 46 (3): 357–376. дои : 10.1177/0022343309102657 . S2CID 58245595 .
- Дейли, Патрисия О. (2008). Гендер и геноцид в Бурунди: поиск пространств мира в районе Великих озер . Африканские проблемы. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35171-5 .
- Международная комиссия по расследованию ситуации в Бурунди: Заключительный отчет (S/1996/682) , Нью-Йорк: Международная комиссия Организации Объединенных Наций по расследованию ситуации в Бурунди, 1996 г.
- Лемаршан, Рене (1996). Бурунди: этнический конфликт и геноцид , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-56623-1
- Клингхоффер, А. (1998). Международное измерение геноцида в Руанде . Спрингер. ISBN 9780230375062 .
- Лемаршан, Рене (2009). Динамика насилия в Центральной Африке . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812241204 .
- Маниракиза, Дезире (2011). «Бурундийские интеллектуалы сталкиваются с ловушкой этнической принадлежности». Обзор африканской социологии (на французском языке). 15 (1): 20–47. JSTOR 24487939 .
- Рейнтьенс, Филип (декабрь 1993 г.). «Доказательством пудинга является еда: выборы в Бурунди в июне 1993 года». Журнал современных африканских исследований . 31 (4): 563–583. дои : 10.1017/S0022278X00012246 . JSTOR 161291 . S2CID 154612240 .
- Швайгер, Романа (июль 2006 г.). «Позднее правосудие для Бурунди». Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 55 (3): 653–670. дои : 10.1093/iclq/lei109 . JSTOR 4092644 .
- Себуданди, Гаэтан; Ришар, Пьер-Оливье (1996). Бурундийская драма: страх власти или суицидальный искушение (на французском языке). Картала Издания. ISBN 9782865376476 .
- Тернер, Саймон (2012). Политика невиновности: идентичность хуту, конфликты и лагерная жизнь . Книги Бергана. ISBN 9780857456090 .
- Увин, Питер (2013). Жизнь после насилия: народная история Бурунди . Книги Зеда. ISBN 9781848137240 .
- Ватт, Найджел (2008). Бурунди: Биография маленькой африканской страны . Херст и компания. ISBN 9781850659174 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации, пятьдесят первая сессия, краткий отчет 1239-го заседания. Состоялось во Дворце Наций, Женева, 20 августа 1997 года, Седьмой-десятый периодические доклады Бурунди (продолжение) (CERD/C/295/Add.1).
- Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации: Бурунди . 18 сентября 1997 г.
- Рене Лемаршан. «Геноцид в Бурунди». Век геноцида. Эд. Сэмюэл Тоттен и др. Нью-Йорк: Рутледж, 2004. 321–337.
- «Геноцид в Бурунди» , Новости о преступлениях в Бурунди с 1962 года, Agnews (2000).