Jump to content

Хамви

(Перенаправлено с Хамви )

Высокомобильная многоцелевая колесная машина (HMMWV)
M1151 Усовершенствованный носитель вооружения
Тип
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1984 – настоящее время [1]
Войны
Production history
ManufacturerAM General, assembled in Mishawaka, Indiana
Unit cost$220,000 (2011) (up-armored)[4] (equivalent to $294,079 in 2023)[5]
Produced1984–present[1]
No. built281,000[6][7]
Specifications
Mass5,200 to 5,900 lb (2,359 to 2,676 kg) curb weight, 7,700 to 8,500 lb (3,493 to 3,856 kg) gross weight[8]
Length15 ft (4.57 m),[9] wheelbase 10 ft 10 in (3.30 m)
Width7 ft 1 in (2.16 m)[9]
Height6 ft (1.83 m), reducible to 4 ft 6 in (1.37 m)[9]

Main
armament
Multiple, see design features
Engine6.2 L Detroit Diesel V8
6.5 L Detroit Diesel V8
6.5 L Detroit Diesel V8 (turbo)[8][10]
Transmission3-speed automatic or 4-speed automatic[8]
SuspensionIndependent 4×4
Fuel capacity25 U.S. gal (95 L)[9]
Operational
range
250 miles (400 km)[11]
Maximum speed 55 mph (89 km/h) at max gross weight[12]
Over 70 mph (113 km/h) top speed[8][13]

Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство HMMWV ; разговорное : Humvee ) — семейство легких полноприводных ( и военных грузовиков грузовых автомобилей производства AM General . [14] Он в значительной степени вытеснил функции, ранее исполнявшиеся оригинальным джипом времен войны во Вьетнаме , а также другие, такие как джип M151 , M561 « Gama Goat », их версии для машин скорой помощи M718A1 и M792, коммерческий грузовой автомобиль и другие легкие грузовики. В основном используется военными США , но также используется многими другими странами и организациями и даже в гражданских версиях.

Хамви получил широкое распространение во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда он передвигался по пустынной местности; такое использование помогло вдохновить на создание гражданских версий Hummer . Первоначальная небронированная конструкция машины позже была признана неадекватной и оказалась особенно уязвимой для самодельных взрывных устройств во время войны в Ираке . США спешно модернизировали некоторые модели и заменили передовые части на MRAP . В рамках программы Joint Light Tactical Vehicle (JLTV) в 2015 году армия США выбрала Oshkosh L-ATV для замены машины на передовой военной службе США.

History

[edit]

Since the World War II Willys MB reconnaissance truck was used for mass-deployment and became known as the "jeep", the United States military had continued to rely heavily on jeeps as general utility vehicles and as a mass-transport for soldiers in small groups. Although the U.S. Army had let Ford redesign the jeep from the ground up during the 1950s, and the resulting M151 jeep incorporated significant innovations, it firmly adhered to the original concept: a very compact, light enough to manhandle, low profile vehicle, with a folding windshield, that a layman could barely distinguish from the preceding Willys jeeps. The jeeps were shorter than a Volkswagen Beetle and weighed just over one metric ton, seating three to four, with an 800 lb (360 kg) payload. During and after the war, the very light, 14-ton jeeps were complemented by the 34-ton Dodge WC and Korean War Dodge M37 models.[citation needed]

By the mid-1960s, the U.S. military felt a need to reevaluate their aging light vehicle fleet.[15] From the mid-1960s, the U.S. Army had tried to modernize, through replacing the larger, purpose-built Dodge M37s by militarized, "commercial off the shelf" (COTS) 4×4 trucks — initially the M715 Jeep trucks, succeeded in the later 1970s by several "CUCV" adapted commercial pickup series, but these did not satisfy newer requirements either. What was wanted was a truly versatile light military truck, that could replace multiple outdated vehicles. When becoming aware of the U.S. Army's desire for a versatile new light weapons carrier/reconnaissance vehicle, as early as 1969 FMC Corporation started development on their XR311 prototype and offered it for testing in 1970.[15] At least a dozen of these were built for testing under the High Mobility Combat Vehicle, or HMCV program, initially much more as an enhanced capability successor to the M151 jeep, than as a general-purpose vehicle.[citation needed]

Humvee interior

The HMMWV program had its origins in the Combat Support Vehicle (CSV) program.[16] The XM966 CSV was a proposed platform for the TOW missile launcher.[17] Congress ended the program in 1977 due to the relatively small requirement of 3,800 vehicles. Adjusting to Congress's expectations, the Army increased the scale of the program, then called the XM966 High Mobility Weapons Carrier (CSVP), to replace multiple other trucks.[18] Congress, interested in a larger joint services truck program, removed the CSVP from the 1979 budget. The Army restructured the program, which was then called High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle.[16]

In 1979, the U.S. Army released draft specifications for the High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV), which was to replace all U.S. Army tactical vehicles in the 1/4-ton to 5/4-ton range,[16][19] As well as select vehicles in the U.S. Marine Corps and U.S. Air Force.[20] Namely these were the M151 quarter-ton jeeps, M561 Gama Goats, and the CUCVs, as one uniform "jack-of-all-trades" light tactical vehicle series, to better perform the roles of the impractically mixed fleet of outdated existing vehicles.[7][unreliable source?] The specifications called for a diesel engine,[21] excellent on and off-road performance, the ability to carry a large payload, and improved survivability against indirect fire.[22] Compared to the jeep, it was larger and had a much wider track, with a 16 in (410 mm) ground clearance, double that of most sport-utility vehicles. The new truck was to climb a 60 percent incline and traverse a 40 percent slope and ford 5 ft (1.5 m) of water[23] and electronics waterproofed to drive through 2.5 ft (0.76 m) of water were specified. The radiator was to be mounted high, sloping over the engine on a forward-hinged hood.[citation needed]

Out of 61 companies that showed interest in the contract, five companies submitted proposals before the deadline in April 1981.[20] In July 1981, the Army awarded contracts to three companies—AM General, Chrysler Corporation, and Teledyne Continental—to build eleven HMMWV prototypes each.[20] The vehicles (six weapon carriers and five utility vehicles) were delivered by May 1982.[24]

The Teledyne HMMWV was based on the rear-engined XR311 Cheetah. Chrysler's HMMWV was based on the Expanded Mobility Truck. Chrysler Defense was sold mid-competition to General Dynamics Land Systems. The AM General HMMWV was developed as a private venture to meet the HMMWV requirement. The first prototype (a weapons carrier variant) was completed in August 1980 and sent to the Nevada Automotive Test Center for testing.[24] AM General nicknamed the prototypes it delivered for the Army competition "Hummer," which AM General had the foresight to trademark.[16]

The vehicles underwent testing at Aberdeen Proving Ground, Maryland and Yuma, Arizona.[16] The vehicles were subjected to over 600,000 miles in trials which included off-road courses in desert and arctic conditions.[citation needed] On March 22, 1983, AM General was awarded the contract.[25][26] The vehicle's durability and light weight were factors that led to its selection.[16] AM General was awarded an initial contract for 2,334 vehicles, the first batch of a five-year contract that would see 55,000 vehicles delivered to the U.S. military, including 39,000 vehicles for the Army.[24] 72,000 vehicles had been delivered to the U.S. and foreign customers by the Persian Gulf War of 1991, and 100,000 had been delivered by the Humvee's 10th anniversary in 1995.[7] Ft. Lewis, Washington, and the 2nd Battalion, 47th Infantry, 9th Infantry Division was the testing unit to employ HMMWV in the new concept of a motorized division. Yakima Training Center, Washington, was the main testing grounds for HMMWVs from 1985 through December 1991, when the motorized concept was abandoned and the division inactivated.[citation needed]

In June 1983, a Pentagon report noted the vehicle's "very low" reliability, averaging 370 miles between failures.[27]

In August 1989, AM General was awarded a $1 billion contract from the Army to produce 33,000 HMMWVs.[28]

Use in combat

[edit]

HMMWVs first saw combat in Operation Just Cause, the U.S. invasion of Panama in 1989. The HMMWV was designed primarily for personnel and light cargo transport behind front lines, not as a front-line fighting vehicle. Like the previous jeep, the basic first-generation HMMWV has no armor (though armament carriers and hard-shell ambulances did have modest ballistic protection)[29] or protection against chemical, biological, radiological, or nuclear threats. Nevertheless, losses were relatively low in conventional operations, such as the Gulf War. Vehicles and crews suffered considerable damage and losses during the Battle of Mogadishu in 1993 because of the nature of urban engagement. However, the chassis survivability allowed the majority of those crews to return to safety, though the HMMWV was never designed to offer protection against intense small arms fire, much less machine guns and rocket-propelled grenades. With the rise of asymmetric warfare and low-intensity conflicts, the HMMWV was pressed into service in urban combat roles for which it was not originally intended.[30]

After Operation Restore Hope in Somalia, the military recognized a need for a more protected HMMWV. AM General developed the M1114, an armored HMMWV to withstand small arms fire. The M1114 has been in production since 1996, seeing limited use in the Balkans before deployment to the Middle East. This design is superior to the M998 with a larger, more powerful turbocharged engine, air conditioning, and a strengthened suspension system. More importantly, it boasts a fully armored passenger area protected by hardened steel and bullet-resistant glass. With the increase in direct attacks and asymmetric warfare in Iraq, AM General diverted the majority of its manufacturing power to producing these vehicles.[citation needed]

Humvees were sent into Afghanistan following the September 11 attacks, where they proved invaluable during initial operations. In the early years before IEDs became prevalent, the vehicle was liked by troops for its ability to access rough, mountainous terrain. Some soldiers would remove features from Humvees, including what little armor it had and sometimes even entire doors, to make them lighter and more maneuverable for off-road conditions and to increase visibility. With the onset of the Iraq War, Humvees proved very vulnerable to IEDs; in the first four months of 2006, 67 U.S. troops died in Humvees. To increase protection, the U.S. military hastily added armor kits to the vehicles. Although this somewhat improved survivability, bolting on armor made the Humvee an "ungainly beast", increasing weight and putting a strain on the chassis, which led to unreliability. Armored doors that weighed hundreds of pounds were difficult for troops to open, and the newly armored turret made Humvees top-heavy and increased the danger of rollovers. The U.S. Marine Corps decided to start replacing Humvees in combat with Mine-Resistant, Ambush-Protected (MRAP) vehicles in 2007, and the U.S. Army stated that the vehicle was "no longer feasible for combat" in 2012.[7][22] However, Humvees have also been used by Taliban insurgents for suicide bombings against the Afghan National Security Forces in the country.[31][32][33]

The HMMWV has become the vehicular backbone of U.S. forces around the world. Over 10,000 HMMWVs were employed by coalition forces during the Iraq War.[34] The Humvee has been described as a vehicle with "the right capability for its era": designed to provide payload mobility in protected (safe) areas. However, deploying the vehicle to conflict zones where it was exposed to a full spectrum of threat which it was neither designed to operate, or be survivable in, led to adding protection at the cost of mobility and payload.[7]

On 22 April 2022, Pentagon Press Secretary John F. Kirby described a package of military equipment being transported to Ukraine to assist in its war with Russia, including "100 armored Humvee vehicles".[35] An additional 50 were promised on 19 August 2022, and were delivered at an unknown date.[36] A number of Humvees were used in the assault on the Russian oblast of Belgorod on 22 May 2023.[37] Ukraine first received Humvees from the U.S. in 2001, and they were used by them in peacekeeping operations in Kosovo that same year.[37]

Modifications

[edit]
A U.S. Marine Corps M1123 HMMWV in 2004, equipped with a bolt-on MAK armor kit.

In December 2004, Secretary of Defense Donald Rumsfeld came under criticism from U.S. troops and their families for not providing better-equipped HMMWVs.[38] Rumsfeld pointed out that, before the war, armor kits were produced only in small numbers per year. As the role of American forces in Iraq changed from fighting the Iraqi Army to suppressing the insurgency, more armor kits were being manufactured, though perhaps not as fast as production facilities were capable. Even more advanced kits were also being developed. While these kits are much more effective against all types of attacks, they weigh from 1,500 to 2,200 lb (680 to 1,000 kg) and have some of the same drawbacks as the improvised armor.[39] Unlike similar-sized civilian cargo and tow trucks, which typically have dual rear wheels to reduce sway, the HMMWV has single rear wheels because of its independent rear suspension coupled with the body design.

Most up-armored HMMWVs hold up well against lateral attacks when the blast is distributed in all different directions but offer little protection from a mine blast below the truck, such as buried IEDs and land mines. Explosively formed penetrators (EFPs) can also defeat the armor kits, causing casualties.

At the Bridgeport, California Mountain Warfare Training Center in March 1997, a test HMMWV drives through the snow, equipped with Mattracks treads.

The armor kits fielded include the Armor Survivability Kit (ASK), FRAG 5, FRAG 6, as well as upgrade kits to the M1151.[40][41] The ASK was the first fielded in October 2003, adding about 1,000 pounds (450 kg) to the weight of the vehicle.[42] Armor Holdings fielded an even lighter kit, adding only 750 pounds (340 kg) to the vehicle's weight.[43] The Marine Armor Kit (MAK), fielded in January 2005, offers more protection than the M1114 but also increases weight.[citation needed] The FRAG 5 offered even more protection but was still inadequate to stop EFP attacks.[44] The FRAG 6 kit is designed to do just that, however its increased protection adds over 1,000 lb (450 kg) the vehicle over the FRAG 5 kit, and the width is increased by 2 feet (61 cm). The doors may also require a mechanical assist device to open and close.[45]

A HMMWV equipped with SLAMRAAM surface-to-air missiles, on display at the Paris Air Show in June 2007.

Another drawback of the up-armored HMMWVs occurs during an accident or attack, when the heavily armored doors tend to jam shut, trapping the troops inside.[46] As a result, the U.S. Army Aviation and Missile Research, Development, and Engineering Center developed the Humvee Crew Extraction D-ring in 2006. The D-ring hooks on the door of the HMMWV so that another vehicle can rip the door off with a tow strap, chain, or cable to free the troops inside.[47][48] The D-ring was later recognized as one of the top 10 greatest Army inventions of 2006.[49] In addition, Vehicle Emergency Escape (VEE) windows, developed by BAE Systems, were fielded for use on the M1114 up-armored HMMWV, with 1,000 kits ordered.[50]

Soldiers of 3rd BCT/ 25th ID, use an M153 CROWS atop an M1115A1 HMMWV at the Battle Area Complex, Schofield Barracks, Hawaii, 2017.

The soldier manning the exposed crew-served weapon on top of the vehicle is extremely vulnerable. In response, many HMMWVs have been fitted with basic gun shields or turrets, as was the case with M113 APCs after they were first deployed in Vietnam. The U.S. military is currently evaluating a new form of protection, developed by BAE Systems as well as systems designed by the Army, which are already in theater.[51] The new gunner's seat is protected by 1.5 to 2 feet (46 to 61 cm) high steel plates with bullet-proof glass windows. Additionally, some HMMWVs have been fitted with a remotely operated CROWS weapon station, which slaves the machine gun to controls in the back seat so it can be fired without exposing the crew. The Boomerang anti-sniper system was also fielded by some HMMWVs in Iraq to immediately give troops the location of insurgents firing on them.

Another weakness for the HMMWV has proven to be its size, which limited its deployment in Afghanistan because it is too wide for the smallest roads and too large for many forms of air transport compared to jeeps or Land Rover-sized vehicles (which are, respectively, 24 and 15 inches narrower). This size also limits the ability of the vehicle to be manhandled out of situations.

Alternatives

[edit]

The Army purchased a purpose-built armored car, the M1117 Armored Security Vehicle also known as an armored personnel carrying vehicle (APC), in limited numbers for use by the United States Army Military Police Corps. In 2007, the Marine Corps announced an intention to replace all HMMWVs in Iraq with MRAPs because of high loss rates and issued contracts for the purchase of several thousand of these vehicles, which include the International MaxxPro, the BAE OMC RG-31, the BAE RG-33 and Caiman, and the Force Protection Cougar,[52][53][54][55][56] which were deployed primarily for mine clearing duties. Heavier models of infantry mobility vehicles (IMV) can also be used for patrol vehicles.[57] The MaxxPro Line has been shown to have the highest rate of vehicle rollover accidents because of its very high center of gravity and immense weight.

Replacement and future

[edit]

The Humvee replacement process undertaken by the U.S. military focused on interim replacement with MRAPs and long-term replacement with the Joint Light Tactical Vehicle (JLTV). The HMMWV has evolved several times since its introduction and was used in tactical roles for which it was never originally intended. The military pursued several initiatives to replace it, both in the short and long terms. The short-term replacement efforts utilized commercial off-the-shelf vehicles as part of the Mine Resistant Ambush Protected (MRAP) program. These vehicles were procured to replace Humvees in combat theaters. The long-term replacement for the Humvee is the JLTV which is designed from the ground up. The Future Tactical Truck System (FTTS) program was initiated to analyze potential requirements for a Humvee replacement. Various prototype vehicles such as the MillenWorks Light Utility Vehicle, and the ULTRA AP have been constructed as part of these efforts. The JLTV contract was awarded to Oshkosh in August 2015.[58]

The U.S. Marine Corps issued a request for proposals in 2013 for its Humvee sustainment modification initiative to upgrade 6,700 expanded capacity vehicles (ECVs). The Marines plan to field the JLTV but do not have enough funding to completely replace all Humvees, so they decided to continue sustaining their fleet. Key areas of improvement include upgrades to the suspension to reduce the amount of force transferred to the chassis, upgrading the engine and transmission for better fuel efficiency, enhancements to the cooling system to prevent overheating, a central tire inflation system to improve off-road mobility and ride quality, and increased underbody survivability. Testing of upgraded Humvees was to occur in 2014, with production and installation occurring from 2015 through 2018. Older A2 series Humvees make up half the current fleet, and 4,000 are to be disposed of through foreign military sales and transfers. By 2017, the Marines' light tactical vehicle fleet is to consist of 3,500 A2 series Humvees, 9,500 ECV Humvees, and 5,000 JLTVs, with 18,000 vehicles in total. Humvees in service with the Marine Corps will be upgraded through 2030.[59] The Marines shelved the Humvee modernization effort in March 2015 because of budget cuts.[60]

Several companies are offering modifications to maintain the remaining U.S. military Humvee fleets. Oshkosh Corporation is offering Humvee upgrades to the Marine Corps in addition to its JLTV offering, which are modular and scalable to provide varying levels of capabilities at a range of prices that can be provided individually or as complete packages. Their approach is centered around the TAK-4 independent suspension system, which delivers greater offroad profile capability, improved ride quality, an increase in maximum speed, greater whole-vehicle durability, and restored payload capacity and ground clearance.[61] Northrop Grumman developed a new chassis and power train for the Humvee that would combine the mobility and payload capabilities of original vehicle variants while maintaining the protection levels of up-armored versions. The cost to upgrade one Humvee with Northrop Grumman's features is $145,000.[62][63] Textron has offered another Humvee upgrade option called the Survivable Combat Tactical Vehicle (SCTV) that restores mobility and survivability over armored Humvee levels. Although the SCTV costs more at $200,000 per vehicle, the company claims it can restore the Humvee for operational use, combining Humvee-level mobility and transportability with MRAP-level underbody protection as a transitional solution until the JLTV is introduced in significant numbers.[64][65]

One suggested future role for the Humvee is as an autonomous unmanned ground vehicle (UGV). If converted to a UGV, the vehicle could serve as a mobile scout vehicle with armor features removed to enhance mobility and terrain accessibility, since there would be no occupants needing protection. Because there will still be tens of thousands of Humvees in the U.S. inventory after the JLTV enters service, it could be a low-cost way to build an unmanned combat vehicle fleet. Autonomy features would allow the Humvees to drive themselves and one soldier to control a "swarm" of several vehicles.[7]

Although the Army plans to buy 49,100 JLTVs and the Marine Corps 5,500, they are not a one-for-one replacement for the Humvee, and both services will still be left operating large fleets. For the Marines, 69 JLTVs will replace the 74 Humvees in all active infantry battalions to cover its expeditionary forces. The Marine JLTV order is planned to be completed by 2022, leaving the remainder of the Corps' 13,000-strong Humvee force scattered around support organizations while soft-skinned Humvees will provide support behind the forward-deployed Marine Expeditionary Unit. The Army does not plan to replace Humvees in the Army National Guard and is considering options on how many of its 120,000 vehicles will be replaced, sustained, or modernized. Even if half of the force is replaced by JLTVs, the entire planned order will not be complete until 2040. If upgrades are chosen for the remaining Humvees, the cost would likely have to not exceed $100,000 per vehicle.[66] The Humvee is expected to remain in U.S. military service until at least 2050.[67] Ambulance variants of the Humvee will especially remain in active use, as the JLTV could not be modified to serve as one due to weight issues.[68]

Design features

[edit]
A U.S. Air Force airman in Southwest Asia stands in the ring mount of a FRAG 6-reinforced HMMWV, 2010

The Humvee seats four people with an available fully enclosed aluminum cabin with a vertical windshield. It has all-wheel drive with an independent suspension and helical gear-reduction hubs similar to portal axles which attach towards the top rather than the center of each wheel to allow the drivetrain shafts to be raised for 16 in (410 mm) ground clearance. The body is mounted on a narrow steel frame with boxed rails and five cross members for rigidity. The rails act as sliders to protect the drivetrain which is nestled between and above the rails.[69] Raising the drivetrain into the cabin area and lowering the seats into the frame creates a chest-high transmission hump which separates passengers on each side and lowers the overall center of gravity compared to most trucks where the body and passengers are above the frame.[70]

The Humvee uses V8 powertrains from General Motors. Early iterations were issued with the 6.2-liter Detroit Diesel V8.[11] Later iterations were fitted with the larger and improved 6.5-liter Detroit Diesel V8. Power output for the naturally-aspirated version of this engine is 160–170 hp (119–127 kW; 162–172 PS) and 290 lb⋅ft (393 N⋅m) of torque, while the turbocharged version produces 190–205 hp (142–153 kW; 193–208 PS) and 385–440 lb⋅ft (522–597 N⋅m).[71]

The vehicle has double wishbone suspension with portal gear hubs on all 4 wheels and inboard disc brakes. The brake discs are not mounted at the wheels, as on conventional cars, but are inboard of the half-shafts, attached outboard of the differentials. The front and rear differentials are Torsen type, and the center differential is of the lockable type. Torque-biasing differentials allows forward movement as long as at least one wheel has traction. It runs on specialized 37 × 12.5 radial tires with low-profile runflat devices. Newer HMMWV versions can be equipped with a central tire inflation system (CTIS) kit in the field. While it is optimized for off-road mobility, it can achieve 55 mph (89 km/h) at maximum weight with a top speed of 70 mph (110 km/h).[72][73]

Humvee fording

HMMWVs are well suited for airmobile operations as they are transportable by C-130 or larger combat transports, droppable by parachute, and can be sling-loaded from helicopters, though there are smaller vehicles such as the Growler which were designed to fit into smaller craft such as the V-22. In combat conditions, the HMMWV can be delivered by the Low Altitude Parachute Extraction System which pulls the vehicle out of the open rear ramp just above the ground without the aircraft having to land.

There are at least 17 variants of the HMMWV in service with the U.S. military. HMMWVs serve as cargo/troop carriers, automatic weapons platforms, ambulances (four litter patients or eight ambulatory patients), M220 TOW missile carriers, M119 howitzer prime movers, M1097 Avenger Pedestal Mounted Stinger platforms, MRQ-12 direct air support vehicles, S250 shelter carriers, and other roles. The HMMWV is capable of fording 2.5 ft (76 cm) normally, or 5 ft (1.5 m) with the deep-water fording kits installed.

A U.S. Army HMMWV firing a BGM-71 TOW missile.

Optional equipment includes a winch (maximum load capacity 6,000 lb (2,700 kg) and supplemental armor. The M1025/M1026 and M1043/M1044 armament carriers provide mounting and firing capabilities for the M134 Minigun, the Mk 19 grenade launcher, the M2 heavy machine gun, the GAU-19A/B gatling gun, the M240G/B machine gun and M249 SAW.

The M1114 "up-armored" HMMWV, introduced in 1996, also features a similar weapons mount.[74] In addition, some M1114 and M1116 up-armored and M1117 Armored Security Vehicle models feature a Common Remotely Operated Weapon Station (CROWS), which allows the gunner to operate from inside the vehicle, and/or the Boomerang anti-sniper detection system. Recent improvements have also led to the development of the M1151 model, which quickly rendered the previous models obsolete. By replacing the M1114, M1116, and earlier armored HMMWV types with a single model, the U.S. Army hopes to lower maintenance costs.

The latest iteration of the Humvee series can be seen in the M1151A1 and later up-armored A1-versions. It has a stronger suspension and larger 6.5 liter turbo-diesel engine to accommodate the weight of up to 680 kg (1,500 lb) of additional armor. The armor protection can be installed or taken off depending on the operating environment, so the vehicles can move more efficiently without armor when there is no threat of attack. There is some underbody armor that moderately protects against mines and roadside bombs. Other improvements include Vehicle Emergency Escape (VEE) windows that can be quickly removed so troops inside can escape in the event of a rollover, jammed door, or the vehicle catching fire, and a blast chimney that vents the force of a bomb blast upwards and away from the occupants. The M1151A1 has a crew of four, can carry 2,000 lb (910 kg) of payload, and can tow a 4,000 lb (1,800 kg) load. On roads, it has a top speed of 80 km/h (50 mph) and a range of 480 km (300 mi).[75]

Variants

[edit]
M998 registered as a historical vehicle in Warendorf
HMMWV with a Phoenix satellite communications dish

Major HMMWV A0/A1/A2 versions

[edit]

With the introduction of the A1 series the number of models was reduced, with further designation revisions when the A2 series was introduced.[76]

A U.S. military M997 ambulance, emblazoned with the Red Cross.
  • M56/M56A1 Coyote Smoke Generator Carrier (mounted on an HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • M707 Knight (replaced, originally mounted on an M1025A2 HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • M966/M966A1 TOW Missile Carrier, basic armor, without a winch
  • M996 Mini-ambulance, two-litter, hardtop (type classified but not produced)
  • M997/M977A1/M977A2 Maxi-ambulance, four-litter, basic armor
  • M998/M998A1 Cargo/Troop Carrier without a winch
  • M998 HMMWV Avenger (mounted on an HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • M1025/M1025A1 Armament Carrier, basic armor, without a winch
  • M1025A2 Armament/TOW Missile Carrier, basic armor
  • M1026/M1026A1 Armament Carrier, basic armor, with winch
  • M1035/M1035A1/M1035A2 Soft top Ambulance, two-litter
  • M1036 TOW Missile Carrier, basic armor, with winch
  • M1037 Shelter Carrier, without a winch
  • M1037 Shelter Carrier MSE
  • M1038/M1038A1 Cargo/troop Carrier with winch
  • M1042 Shelter Carrier, with winch
  • M1043/M1043A1 Armament Carrier, supplemental armor, without a winch
  • M1043A2 Armament Carrier, supplemental armor
  • M1044/M1044A1 Armament Carrier, supplemental armor, with winch
  • M1045/M1045A1 TOW Missile Carrier, supplemental armor, without a winch
  • M1045A2 TOW Missile Carrier, supplemental armor
  • M1046/M1046A1 TOW Missile Carrier, supplemental armor, with winch
  • M1069 Tractor for M119 105-mm Gun
U.S. Navy SEALs and GMV-N
  • M1097/M1097A1 Heavy Hummer Variant (HHV)
  • M1097A2 base platform
  • M1097A2 Cargo/Troop Carrier/Prime Mover (replacing the M998A1)
  • M1097A2 Shelter Carrier
  • M1097 Heavy HMMWV Avenger (mounted on an HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • Packhorse – Attachment to convert an M1097 to tractor version for semi-trailers
  • XM1109 Up-Armored Heavy Hummer Variant (UA-HHV) (replaced by M1114)
  • M1123 Troop/cargo (U.S. Marines specific M1097A2)
Advanced up-armored HMMWV including armored gun turret
  • Active Denial System (mounted on an HMMWV)
  • Ground Mobility Vehicle (GMV) — USSOCOM Special Ops variants — initially based on the M1025; later GMV models based on the M1113 chassis. Another model, based on the M1165 HMMWV can be fitted with armor kits to create an 'up-armored' GMV with additional armor plating and an optional ballistic shield around the top gunner's turret.
Variants are: GMV-S (Army Special Forces), GMV-R (75th Ranger Regiment), GMV-N (Navy SEALs), GMV-T/GMV-SD/GMV-ST - AFSOC variants, and the GMV-M (Marine Corps MARSOC) variant.[citation needed]
  • IMETS (mounted on an HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • ZEUS-HLONS (mounted on an HMMWV; not a Type Classified HMMWV)
  • Scorpion – Single unit version, fitted with 2B9 Vasilek 82 mm automatic mortar. This is a heavy chassis HMMWV developed in 2004 by engineers at the U.S. Army's Picatinny Arsenal. The mortar itself can fire on single shots or automatic using 4 round clips. The range for direct fire is 1,000m and the indirect fire is 4,000m. It is also intended to provide another means of destroying roadside bombs but at a safer standoff range. Only one has been produced.[77]

M1113 Expanded Capacity Vehicle (ECV)

[edit]

Under contract to the US Army, AM General developed the M1113 Expanded Capacity Vehicle (ECV). The M1097A2 is the basis for the Expanded Capacity Vehicle (ECV).[78] The ECV provided the payload capacity allowing for larger and heavier communications shelters, improved armor protection level for scouts, military police, security police, and explosive ordnance disposal platforms.[76]

An M1114 with a Kevlar Wrapped Turret returns from a Combat Logistics Patrol (CLP) mission to CAMP Adder

In late 1995, the production of the M1114 based on the improved ECV chassis began. The M1114 meets Army requirements for a scout, military police, and explosive ordnance disposal vehicle with improved ballistic protection levels. The M1114 provides protection against 7.62 mm armor-piercing projectiles, 155 mm artillery air bursts and 12 lb (5.4 kg) anti-tank mine blasts.

In June 1996, the U.S. Army purchased an initial 390 M1114s for operations in Bosnia. The U.S. Air Force has several M1114 vehicles that differ in detail from the U.S. Army model. Under the designation M1116, the type was specifically designed and tailored to the needs of the U.S. Air Force.[76] The M1116 features an expanded cargo area, armored housing for the turret gunner, and increased interior heating and air conditioning system. The M1114 and M1116 received armor at O'Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Company of Fairfield, Ohio. The M1145 offers the protection of the M1114 and M1116 for Air Force Air Support Operations Squadrons (ASOS). Designed to protect Forward Air Controllers, modifications include perimeter ballistic protection, overhead burst protection, IED protection, mine blast protection, and 'white glass' transparent armor.[79] Before the introduction of the latest armored HMMWV variants, and between 1993 and June 2006, Armor Holdings produced more than 17,500 armored HMMWVs (more than 14,000 between 2003 and 2007), all but about 160 of the earliest models were M1114, with smaller numbers of M1116 and M1045.[76] The extended capacity HMMWVs, such as the M1165 can drive over an 18 in (460 mm) vertical wall and carry a 6,820 lb (3,090 kg) payload.[80]

M1165A1, Aviation Nation 2014 US Air Show - Nellis AFB, Las Vegas
  • M1113 Shelter Carrier - base for special operations vehicles and communications shelter carriers[81]
  • M1114 Up-Armored Armament Carrier
  • M1115 TOW Carrier (no evidence of fielding)
  • M1116 U.S. Air Force Up-Armored Armament Carrier
  • M1121 TOW Carrier
  • M1145 U.S. Air Force FAC
  • M1151 Enhanced Armament Carrier (Up-Armored Capable)
  • M1152 Enhanced Troop/Cargo/Shelter Carrier (Up-Armored Capable)
  • M1165 Up-Armored HMMWV
  • M1167 Up-Armored TOW Carrier[citation needed]
An M1113 Humvee chassis-mounted XM1124 Hybrid-Electric diesel-series hybrid-powered HMMWV, September 2009
  • Composite HMMWV – A prototype developed by TPI Composites of Rhode Island and AM General.[82] The purpose of the concept vehicle is to reduce the vehicle's weight so that it may more easily carry an up armor kit.[83] TPI's all-composite HMMWV saves approximately 900 pounds (410 kg) when compared to a current steel and aluminum HMMWV.[84][85]
  • A prototype XM1124 Hybrid-Electric Humvee on an M1113 Humvee chassis powered by a diesel-series hybrid featuring an all-electric drive train has been developed by RDECOM/TARDEC. The vehicle has a 6 mi (9.7 km) full-electric range for silent operations.[86] It may have less emissions, save fuel in the battlefield, and can increase the survival rate in emergencies such as if one of the engines is destroyed or fails.[87]
  • NXT 360 Humvee - This variant is available as an independent vehicle or upgrades for the M1100 Humvee series since June 2018.[88]

International versions

[edit]
A Dongfeng Mengshi (lit. "Eastwind Warrior") EQ2050 (licensed-built of the HMMWV) at China's People's Revolution Military Museum in August 2007, during the 'Our Troops towards the Sky' exhibition.
M1114GR HMMWV греческой армии с возможностью установки 9М133 Корнет , апрель 2007 г. сверху
M1043A2 HMMWV Польской армии, июль 2005 г.
  • Bulgaria – Bulgarian HMMWVs have been fitted with PKS general-purpose machine guns. Bulgaria usually replaces Western machine guns on its vehicles to simplify maintenance, since the country is an active producer of Russian weapons.
  • China - EQ2050/SQF2040 – See also Humvee clone manufacturing in China. Early generations of the vehicle are license-built Hummer H1, while later generations of the vehicles are of indigenous design. The licensed-built version rely on imported U.S.-made parts, including the chassis, gearbox, and diesel engine, while it gradually increase the percentage of indigenous-made content on the vehicles recently since China's People's Liberation Army is unlikely to accept any equipment that relies largely on foreign-made parts.
  • Египет AOI оснащает HMMWV противотанковым вооружением, включая ракеты TOW, Milan или HOT.
  • Грузия - грузинские HMMWV оснащены универсальными пулеметами ПК.
  • Греция – греческие HMMWV, полностью построенные компанией ELVO в Греции, оборудованы для стрельбы российскими 9М133 «Корнет» ПТРК . У них есть хранилище на 10 ракет. Другая версия, M1115GR, оснащена HK GMG 40 . Израильская компания Plasan разработала бронированные версии HMMWV, собранные компанией ELVO в Греции как M1114GR, M1115GR и M1118GR. [89] ELVO также произвела версию «Скорой помощи», версию SOF и инженерную версию HMMWV для греческой армии.
  • Израиль – компания Plasan также разработала и поставила комплект бронезащиты HMMWV для португальской армии. [90] и другая версия, собранная компанией Automotive Industries в Назарете для Армии обороны Израиля .
  • Мексика - Главное военное управление мексиканской армии (DGIM), главный военный производитель мексиканской армии, производит HMMWV по лицензии в Мексике. [91] после того, как небольшое количество произведенных в США «Хамви» оказалось надежным в мексиканской армии. Мексиканские HMMWV похожи на модели американского производства, но немного длиннее. Они оснащены стандартной автоматической коробкой передач с селективным переключением передач, соединенной с дизельным двигателем Mercedes Benz, и противоскользящим слоем в пассажирском салоне. Многие из них оснащены пуленепробиваемыми окнами и уникальным слоем брони, присущим этим мексиканским HMMWV. В 2010 году Мексика представила вариант универсала со вторым орудийным люком, закрывающим заднюю часть машины. [91] Эта версия также имела более мощный двигатель V12 и гражданские опорные катки для увеличения максимальной скорости в городских условиях.
M1167A1 HMMWV Украинской Армии, репетиция военного парада ко Дню Независимости в Киеве, 2018 год.
  • Польша - Сухопутные войска Польши имеют 222 HMMWV (5 неизвестных вариантов находятся на вооружении польского спецназа ). Более 200 единиц используются в 18-м воздушно-десантном батальоне, входящем в состав 6-й воздушно-десантной бригады. Используемые варианты обозначаются следующим образом: Тумак-2 – М1043А2, Тумак-3 – М1025А2, Тумак-4 – М1097А2, Тумак-5 – М1045А2, Тумак-6 – М1097А2 (вариант для перевозки специальных контейнеров), Тумак-7. — М1035А2. Все автомобили модифицированы в соответствии с польскими правилами дорожного движения и оснащены польскими устройствами связи. 140 HMMWV оснащены цифровым устройством внутренней связи Fonet. 120 «Тумак-2» и «Тумак-3» имеют поворотную установку, на которую можно установить либо универсальный пулемет УКМ-2000П калибра 7,62 мм, либо крупнокалиберный пулемет НСВ-Б калибра 12,7 мм . «Тумаки-5» используются противотанковыми подразделениями и вооружены разборной ракетой «Спайк» . [92] Кроме того, польские силы ISAF эксплуатировали 120 HMMWV, взятых в аренду у американских войск.
  • Швейцария . Ранние MOWAG Eagle легкие бронемашины использовали шасси HMMWV, хотя последние используют шасси Duro III . Eagle — это защищенный от ядерного оружия, кондиционированный и бронированный автомобиль. Он находится на вооружении и доступен в нескольких конфигурациях с разным уровнем броневой защиты. «Орел» может быть оснащен широким ассортиментом вооружения.
  • Турция Otokar Cobra — представляет собой колесную бронемашину, разработанную турецкой фирмой Otokar, в которой используются некоторые механические компоненты, подсистемы и некоторые детали HMMWV. [93] [ ненадежный источник? ] [94]

Выживаемая боевая тактическая машина

[ редактировать ]
Корпус морской пехоты проинспектировал SCTV Humvee, 2010 г.

Survivable Combat Tactical Vehicle (SCTV) компании Textron — это защитная капсула, которая может повысить живучесть Humvee до уровня MRAP, одновременно значительно улучшая мобильность. Модификации поставляются в пяти комплектах, но все пять необходимо установить, прежде чем автомобиль можно будет правильно называть SCTV. Машина имеет монокок V-образного корпуса и наклонные борта, помогающие отражать реактивные гранаты (РПГ) с масштабируемым уровнем защиты. Он имеет большую мощность двигателя, заменив 6,5-литровый дизельный двигатель на Cummins 6,7-литровый дизель и 6-ступенчатую коробку передач Allison , а также более прочную подвеску, улучшенные тормоза, увеличенный дорожный просвет и новое бортовое оборудование. Запас топлива увеличен с 27 до 40 галлонов США (от 100 до 150 л; от 22 до 33 имп галлонов), а аккумулятор и топливные элементы перенесены из-под заднего сиденья в заднюю часть автомобиля. Также в комплект входят мощный кондиционер и система отопления, шины Run-Flat , термозащитный кожух под крышей, острые края, убранные изнутри кабины, сиденья, поглощающие взрывную волну, и складная турель наводчика, позволяющая быстро развернуться с грузового самолета или корабля. под палубой. Несмотря на то, что SCTV тяжелее Humvee, он вдвое легче и стоит на 150 000 долларов меньше, чем сравнительно живучий MRAP. Базовая версия представляет собой четырехместный бронетранспортер, но в зависимости от типа Humvee он может быть сконфигурирован как девятиместный военнослужащий, машина ПВО, бортовой грузовой автомобиль или полевая машина скорой помощи. [65] [95] [96]

Работа над SCTV началась в 2008 году в ожидании модернизации вооруженных сил США, но она была отложена, когда JLTV стал приоритетом. Затем Textron сосредоточился на продаже пакета модернизации SCTV в 25 странах, эксплуатирующих глобальный автопарк, а это потенциальный рынок, охватывающий до 10 000 автомобилей. Модернизация может повысить живучесть ранее «мягких» версий, которые иногда продаются в США как «Избыточные оборонные изделия», при этом они будут стоить и весить меньше, чем сопоставимый MRAP. К 2015 году Колумбия установила систему SCTV на три автомобиля «Хамви» для испытаний, а Украина проявила интерес к модернизации своих «Хамви» старой модели, недавно поставленных США. [95] [96] [97] В феврале 2016 года Украина заказала три SCTV. [98]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы HMMWV
HMMWV Корпуса морской пехоты США на Филиппинах доставляют продуктовые наборы после тайфуна Кетсана , 2009 год.
HMMWV запускает ракету AGM-114 Hellfire .
Морские пехотинцы США толкают M1114 HMMWV во время соревнований «Humvee Push», 2016 год.
Техническое обслуживание Humvee с двигателем, обнаруженным чешской армией в Афганистане
M пехота Испании Морская -966, оснащенная BGM-71 TOW противотанковой ракетой .
Ровер HMMWV Луны -1 Института Марса ожидает переброски C-130 по воздуху в Кембриджском заливе , Канада, 2009 год.
Армия Бахрейна в 2010-е годы

Бывший пользователь

[ редактировать ]

Негосударственные субъекты

[ редактировать ]
Хамви, захваченный талибами в 2021 году

Гражданские продажи

[ редактировать ]

В декабре 2014 года Министерство обороны начало продавать с аукциона около 4000 подержанных автомобилей Humvee. Хотя некоторые из них были переданы национальным правоохранительным органам, это первый случай, когда военные машины передаются в гражданскую собственность. Идея состоит в том, чтобы продать их по стартовой цене в 10 000 долларов за штуку, а не просто выбросить их на слом, чтобы сэкономить деньги и перепрофилировать. Доступны модели Humvee M998, M998A1, M1038 и M1038A1, которые сняты с вооружения в США и не имеют брони. AM General выступает против перепродажи военных Humvee широкой публике, прежде всего потому, что излишки правительственных автомобилей сократили бы продажи гражданской модели Hummer, производство которой закончилось в 2010 году. [170] Первые продажи с аукциона 25 автомобилей Humvee произошли 17 декабря 2014 года. Ставки варьировались от 21 500 долларов за M1038 1989 года до 41 000 долларов за AM General M998A1 1994 года. Средняя ставка составила около 30 000 долларов США, а общая сумма продажи 25 автомобилей составила 744 000 долларов США. [171] GovPlanet с тех пор взяла на себя контракт и продает Humvees на своих еженедельных онлайн-аукционах. [172]

HUMVEE C-серии

[ редактировать ]

В 2017 году было объявлено, что AM General подписала контракт с VLF Automotive на производство новой гражданской версии HMMWV для продажи за пределами США. Первоначальный контракт предусматривает строительство до 100 единиц в год и продажу их за границу в такие страны, как Китай, Европа, Ближний Восток и Австралия. [173] По сути, это обновленные модели Hummer H1 , но они не могут использовать бренд Hummer, принадлежащий General Motors . Эти автомобили не были одобрены для продажи в США из-за стандартов безопасности или выбросов. [174]

105-мм мобильная система вооружения Hawkeye в лагере Грейлинг, 25 июля 2019 г.

Для общего рынка были произведены комплекты, позволяющие превратить седан в двойник Humvee. Альтернативой является покупка заранее собранной (или « под ключ ») модели. Существуют различные комплекты, но одним из наиболее известных является «Вомбат» на базе Volkswagen Beetle . Ранее он назывался «HummBug», пока угроза судебного иска со стороны General Motors не вынудила изменить название и дизайн решетки радиатора, чтобы он меньше походил на настоящий. [175] [176] Его можно купить/построить примерно за 18 000 долларов США; это делает его значительно дешевле, чем настоящий HMMWV (56 000 долларов США) или Hummer . [ нужна ссылка ]

В Австралии компания Rhino Buggies из Голд-Коста производит копии Hummer H1 на базе автомобиля Nissan Patrol 4WD по цене около 30 000 австралийских долларов. [177]

В США четыре компании предложили обвесы, похожие на Hummer, которые можно состыковать с полноразмерными грузовиками GM и шасси Suburban, а в некоторых случаях с автомобилями Ford, Dodge и Cadillac. Некоторые модели — Urban Gorilla, [178] Endeavor SB400 и SB4x400 от Forever Off-Road, Jurassic Truck Corporation T-Rex и Bummer от Tatonka Products. Еще одна компания предлагает планы по производству шасси. В комплекты входят как двухдверные модели из стекловолокна, так и из стальных труб и листового металла . конструкции [179]

Похожие автомобили

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Солнце садится в эпоху Хамви, поскольку военные США объявляют о преемнике» . Хранитель . 26 августа 2015 года . Проверено 26 августа 2015 г.
  2. ^ "Тест-драйв Хамера с позывным "Рэм" в зоне АТО. HMMWV" . Украина. 2015. Archived from the original on 23 June 2023 . Retrieved 23 June 2023 – via YouTube.
  3. ^ Ли, Роб [@RALee85] (27 февраля 2022 г.). «Разбитый украинский Хамви в Токмаке» ( Твиттер ). Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года — через Twitter .
  4. ^ Киз, Чарльз (28 января 2011 г.). «В докладе армии отмечена высокая стоимость военной техники» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 16 мая 2015 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  5. ^ Джонстон, Луи; Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
  6. ^ «Хамви символизирует роль береговой охраны в войне» . Военный.com. Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тернбулл, Грант (30 сентября 2014 г.). «Конец значка: взлет и падение Хамви» . Army-Technology.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 27 января 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Особенности и дизайн HMMWV (в архиве) . АМ Генерал.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Файл фактов о HMMWV, заархивированный 12 марта 2008 года в Wayback Machine . Армия США.
  10. ^ «Высокомобильная многоцелевая колесная машина (HMMWV)» . Military.com . Проверено 30 июня 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «История Хамви» . Военный торговец . 25 апреля 2023 г.
  12. ^ Высокомобильный многоцелевой колесный автомобиль (HMMWV) (грузовик M998). Архивировано 3 июля 2009 года в Wayback Machine . fas.org
  13. ^ Десять лучших боевых машин пехоты, Хамви (в архиве) . Military.discovery.com
  14. ^ «HMMWV против HUMMER H1» . ООО «АМ Дженерал» – Amgeneral.com. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Мроз, Альберт (16 июня 2016 г.). «Хамви армии США» . Сеть истории войн . Суверенные СМИ. Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 18 июня 2018 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Zaloga 2006 , HMMWV Origins.
  17. ^ Фосс 1979 , с. 265.
  18. ^ Фосс 1981 , с. 266.
  19. ^ Справочная информация HMMWV amgeneral.com. Проверено 27 января 2015 г. Архивировано 18 января 2016 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Фосс 1983 , с. 440.
  21. ^ Фосс 1981 , с. 660.
  22. ^ Перейти обратно: а б Пэт Уэр Меняющаяся роль Humvee. Архивировано 22 января 2018 года в Wayback Machine . Телеграф , 14 марта 2014 г. Проверено 27 января 2015 г.
  23. ^ «Продажа подержанных и новых автомобилей – Microsoft Start Autos» . МСН . Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Фосс 1984 , с. 449.
  25. ^ «Происхождение Хаммера» . ИСТОРИЯ.com . 13 ноября 2009 года . Проверено 13 ноября 2009 г.
  26. ^ «Сегодняшний день в военной истории: Истоки Хамви» . Мы Могучие . 19 марта 2023 г. Проверено 19 марта 2023 г.
  27. ^ «Армейская замена джипу, провалившему боевые испытания Пентагона» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 5 июня 1983 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
  28. ^ «Новости компании; Генеральный контракт на транспортное средство AM» . Нью-Йорк Таймс . 23 августа 1989 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
  29. ^ Zaloga 2006 , First-Generation HMMWV.
  30. HMMWV. Архивировано 6 марта 2017 г. в Wayback Machine-mm.org . музее
  31. ^ «Талибан-смертник убил 9 военнослужащих на востоке Афганистана» . 18 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г. . Проверено 25 июня 2020 г. - черезwashingtonpost.com/.
  32. ^ «По меньшей мере семь человек убиты в результате нападения талибов в афганском городе Газни» . 18 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2020 г. – на сайте xinhuanet.com.
  33. ^ «Официально: террорист-смертник в восточном Афганистане убил 5» . 18 мая 2020 г. – через nytimes.com.
  34. ^ Уорнер, Фара (25 декабря 2003 г.). «Армия увеличивает объем заказов на Хамви для войск в Ираке» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 18 января 2019 г.
  35. ^ «Гаубицы, вертолеты, Хаммеры направились в Украину» . Министерство обороны США .
  36. ^ «Дополнительная помощь в сфере безопасности Украины на сумму 775 миллионов долларов» . Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с «Рейд в российском Белгороде оставил за собой след американских Хаммеров» . Популярная механика . 25 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2023 года . Проверено 23 июня 2023 г.
  38. ^ «NBC: Увеличение производства бронированных Хамви – Конфликт в Ираке» . Новости Эн-Би-Си. 10 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 г. Проверено 16 ноября 2013 г.
  39. ^ «Бронированный Хамви М1114» . Defense-update.com. 26 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 г. . Проверено 27 ноября 2010 г.
  40. ^ «Добронированный HUVMEE (грн)» . Defense-update.com. Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  41. ^ «Контракт на сумму 595,8 миллиона долларов на M1151 Hummers и Up-Armor. Пределы цен» . Ежедневник оборонной промышленности. 2 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2007 г. . Проверено 27 ноября 2010 г.
  42. ^ «Броневой комплект живучести (АСК) для мягкой техники» . Defense-update.com. 26 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 г. . Проверено 27 ноября 2010 г.
  43. ^ «Комплект брони HMMWV – Battelle» . Defense-update.com. 25 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2018 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  44. ^ «Тысячам армейских Хамви не хватает модернизации брони» . Вашингтон Пост . 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  45. ^ Лоу, Кристиан (17 августа 2007 г.). «Humvee может получить броню и повысить производительность» . Военный.com. Архивировано из оригинала 19 августа 2007 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  46. ^ «Полевой спасатель: 10-я горнострелковая дивизия изобретает «крысиный коготь» » . Ежедневник оборонной промышленности. 19 января 2007 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  47. ^ «Совершенство в закупках и логистике» . Защита AT&L . 36 (5): 65. Сентябрь 2007 г. – через Центр технической информации Министерства обороны. [ мертвая ссылка ]
  48. ^ «Двери Хамви-ловушки» . Военный.com. УПИ. 8 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  49. ^ Лейпольд, JD (15 июня 2007 г.). «Армия отмечает величайшие изобретения 2006 года» . Армия США . Архивировано из оригинала 12 июля 2018 года . Проверено 27 августа 2018 г.
  50. ^ «BAE изобретает пуленепробиваемые окна с быстрым выходом VEE» . Ежедневник оборонной промышленности. 5 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  51. ^ «Теперь это огневой щит: турель Чавис» . Ежедневник оборонной промышленности. 27 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  52. ^ «Предварительная закупка MRAP № 2: Ошкош, PVI и GD» . Defenseindustrydaily.com. 6 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  53. ^ «MRAP: живучие поездки, начните катиться» . Defenseindustrydaily.com. 26 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  54. ^ «Бронированные грузовики Cougar для обнаружения мин на поле боя» . Defenseindustrydaily.com. 3 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  55. ^ «Корпус морской пехоты объявляет о контрактах на транспортные средства, защищенные от мин и засад» . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года.
  56. ^ «Динго – полностью защищенное транспортное средство (APV)» . Defense-update.com. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 5 августа 2008 г.
  57. ^ «Голландия потратила 25 миллионов евро на IMV Bushmaster для миссии в Афганистане (обновлено)» . Ежедневник оборонной промышленности. 7 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2006 г. Проверено 12 января 2007 г.
  58. ^ «Ошкош побеждает Lockheed, AM General в исторической победе JLTV» . Прорыв защиты. 26 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 26 августа 2015 г.
  59. Обновление морского Хамви считается неизбежным. Архивировано 3 сентября 2015 г. в Wayback Machine - Nationaldefensemagazine.org, февраль 2013 г.
  60. ^ Морские пехотинцы отложили модернизацию Humvee из-за сокращения бюджета. Архивировано 24 марта 2015 г. на Wayback Machine - DoDBuzz.com, 20 марта 2015 г.
  61. ^ Защита Ошкоша отвечает потребностям морской пехоты США в легких транспортных средствах. Архивировано 27 сентября 2013 г. на Wayback Machine - ASDnews.com, 24 сентября 2013 г.
  62. ^ Northrop Grumman представляет армии новое шасси Humvee - Nationaldefensemagazine.org, 7 октября 2014 г.
  63. ^ Ричард Сиск Нортроп предлагает модернизацию парка Хамви «Назад в будущее». Архивировано 29 октября 2014 г. на Wayback Machine - Military.com, 14 октября 2014 г.
  64. ^ Textron предлагает бронированное решение HMMWV. Архивировано 16 октября 2014 г. на Wayback Machine - Shephardmedia.com, 15 октября 2014 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б Textron Land Systems представила систему Survivable Combat Tactical Vehicle на выставке AUSA 2014. Архивировано 1 января 2016 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 21 октября 2014 г.
  66. ^ Ошкош ждет протестов после победы JLTV - Defensenews.com, 29 августа 2015 г.
  67. ^ AM General заключила шестилетний контракт на сумму 428,3 миллиона долларов на поставку армии машин скорой помощи с конфигурацией M997A3 HMMWV. Архивировано 5 февраля 2016 г. на Wayback Machine - PRNewswiew.com, 8 сентября 2015 г.
  68. ^ Пентагон выбирает 1-ю армию и подразделения морской пехоты для получения JLTV. Архивировано 18 июня 2017 г. на Wayback Machine - Military.com, 14 июня 2017 г.
  69. ^ «Дизельный двигатель Hummer H1 Duramax 2006 г. - журнал Diesel Power» . Тренд на грузовики . 20 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 12 января 2015 г. Проверено 13 мая 2016 г.
  70. ^ "Hummer H1 2004 года - Концепткар" . www.conceptcarz.com . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
  71. ^ «AM General Humvee — военная мощь» . Моторный тренд . 1 августа 2008 г.
  72. ^ «Особенности и дизайн – HMMWV (Хамви)» . ООО «АМ Дженерал» – Мобильные решения XXI века. Архивировано из оригинала 5 сентября 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
  73. ^ Луис, Джеральд. «Military HMMWV». Архивировано 23 июня 2018 года в Wayback Machine . Off-road.com, 1 апреля 2002 г.
  74. ^ «M1114 расширенных возможностей HMMWV» . Tech.military.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2011 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  75. ^ HMMWV, созданный для тяжелых времен. Архивировано 20 октября 2014 г. на Wayback Machine - Strategypage.com, 30 мая 2014 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д «Высокомобильная многоцелевая колесная машина общего назначения AM General (HMMWV)» . IHS Джейн. 16 марта 2015 года . Проверено 23 октября 2015 г.
  77. ^ «Пикатинни успешно разработал минометную систему для HMMWV» . Пресс-центр . Пикатинни Арсенал. Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
  78. ^ «АМ Генерал А2 серия» . АМ Генерал. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 23 октября 2015 г.
  79. ^ HMMWV в масштабе. Архивировано 7 февраля 2013 г. на Wayback Machine - Hmmwvinscale.com.
  80. ^ «Спецификация M1165» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 августа 2014 года.
  81. ^ «АМ Генерал ЭКВ» . АМ Генерал. Архивировано из оригинала 11 октября 2015 года . Проверено 23 октября 2015 г.
  82. ^ «Композитные компании TPI и Armor Holdings представляют первую армейскую цельнокомпозитную военную машину» . TMCnet.com . 20 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  83. ^ «TPI Composites проектирует, производит и производит крупномасштабные композитные конструкции и композитные компоненты для ветроэнергетического, военного и транспортного рынков» . Tpicomposites.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  84. ^ «Композитные компании TPI и Armor Holdings представляют первую армейскую цельнокомпозитную военную машину» . Home.businesswire.com. 20 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  85. ^ «Информационный выпуск новостей обороны – 200707» . Defense-update.com. Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  86. ^ «Энергетический блог Министерства обороны США: армия работает над гибридными Хамви» . Dodenergy.blogspot.com. 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  87. ^ «Количественный анализ гибридного электрического Хамви для улучшения экономии топлива» . Февраль 2013 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
  88. ^ «Десять хата! Вот новый Хамви!» . 11 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
  89. ^ Перейти обратно: а б «Парад в честь Дня независимости 25 марта» . Ноябрь 2010 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2007 г. Проверено 18 января 2015 г.
  90. ^ «ASDNews - Новости аэрокосмической и оборонной промышленности - Plasan Sasa завершает поставку уникальных бронекомплектов HMMWV португальской армии» . Asd-network.com. 11 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2009 г. Проверено 25 апреля 2011 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б Факты. «Они создают автоматическую винтовку, чтобы отпраздновать двухсотлетие» . Ютуб. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  92. ^ «Самоход тереновый HMMWV» . Милитарий. 21 января 2008 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2010 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  93. ^ «Легкая бронемашина Кобра» . Армейские технологии . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
  94. ^ «Отокар Кобра — настоящая боевая машина повышенной проходимости» . Фокс Ньюс . 14 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  95. ^ Перейти обратно: а б Textron предлагает модернизацию для продления срока службы излишков Humvees – Defensenews.com, 13 октября 2015 г.
  96. ^ Перейти обратно: а б В рамках новаторской сделки Украина может купить американскую броню для своих Хамви. Архивировано 15 октября 2015 г. на Wayback Machine – Defenseone.com, 13 октября 2015 г.
  97. ^ Textron продает защитные «капсулы» Humvee за рубежом. Архивировано 16 октября 2015 г. в Wayback Machine - DoDBuzz.com, 14 октября 2015 г.
  98. ^ «ТЕКСТРОН СИСТЕМС ОБЕСПЕЧИТ УКРАИНУ ВЫЖИВАЕМЫМИ БОЕВЫМИ ТАКТИЧЕСКИМИ МАШИНАМИ (SCTV™)» . www.investor.textron.com . 1 февраля 2016 г.
  99. ^ «Албания закупает американские военные Хаммеры для поддержки своей армии» . Новости обороны . Тирана . 6 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
  100. ^ Фиоренца, Николас (12 сентября 2017 г.). «США подарили Албании Хаммеры» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
  101. ^ Залога, Стивен Дж. (20 июля 2011 г.). HMMWV Humvee 1980–2005: тактическая машина армии США . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-84908-956-2 . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  102. ^ Агроут, Ахмед; Бугерира, Мохамед Редха (2004). Алжир в переходный период: реформы и перспективы развития . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-34848-5 . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  103. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Справочник по армейским системам вооружения, 2011 г. (PDF) (отчет). Канцелярия помощника министра армии по закупкам, логистике и технологиям . 2011. с. 137. Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  104. ^ «В Азербайджане прошел военный парад» . news.az. ​Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
  105. ^ «Армия Боснии и Герцеговины сухопутные вооруженные силы обороны военная техника бронетехника Великобритания | Сухопутные войска армии Боснии и Герцеговины Великобритания | Восточная Европа Великобритания» . Июнь 2010 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 19 марта 2018 г.
  106. ^ «США передают в дар Боснии и Герцеговине 44 HMMWV» (пресс-релиз). АМ Генерал. 27 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 28 марта 2017 г.
  107. ^ «Покупаем 50 «Молотов» для Сухопутных войск ķ (на болгарском языке)» . Дневник.бг. 14 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  108. ^ Пульезе, Дэвид (26 ноября 2014 г.). «Спецназ: Список пожеланий нового снаряжения» . Дух корпуса . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 12 августа 2016 г.
  109. ^ Дэй, Адам (1 мая 2014 г.). «Война в упор: Силы специальных операций Канады ведут ближний бой с врагом» . Журнал Легион . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 12 августа 2016 г.
  110. ^ «Передача 13 бронемашин типа HMMWV» . Военно-морской . 14 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2011 года . Проверено 15 января 2022 г.
  111. ^ «Только американские союзники спасают OSRH от сокращений Линича» . Защитник.hr . 13 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  112. ^ «Р7210019» . 601-я группа специального назначения генерала Моравца . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 13 августа 2007 г.
  113. ^ «ХММВВ-ТОУ» . Dansk Panser (на датском языке). Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года.
  114. ^ Дебе, Ив (2004). ВБЛ Панар (на французском языке). История и коллекции. п. 121. ИСБН  9782913903166 .
  115. ^ «Грузинская армия представляет новый самодельный бронеавтомобиль Дидгори во время военного парада в Тбилиси 2905112 | Новости мая 2011 года, оборонная армия, военная промышленность Великобритании | Военная армия, новости оборонной промышленности 2011 года» . 29 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 г. . Проверено 4 сентября 2017 г.
  116. ^ «Хамви HMMWV ✠ Грузинская армия | Хамви много | Pinterest | Грузинский» . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 4 сентября 2017 г.
  117. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2012 года . Проверено 17 января 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  118. ^ «Иракский кризис: ООН «сожалеет» о захвате городов боевиками» . Новости Би-би-си . 12 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  119. ^ Уивер, Мэтью (30 июня 2014 г.). «ИГИЛ провозглашает халифат в Ираке и Сирии» . Хранитель . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  120. ^ «Иракский кризис: джихадисты ИГИЛ захватили запасы химического оружия Саддама Хусейна» – в прямом эфире» . 19 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  121. ^ «ИГИЛ атакует и захватывает американские Хаммеры» . Ютуб . 17 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  122. ^ Лаппин, Яаков (27 марта 2016 г.). «Безопасность и оборона: женское прикосновение» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 27 марта 2016 года . Проверено 20 марта 2018 г.
  123. ^ «Автомобили отправлены в поддержку миссии партнеров по коалиции» . 14 января 2012 года . Проверено 23 июля 2013 г.
  124. ^ «Вестник новостей Казахстана» . Просайты-kazakhembus.homestead.com. 11 апреля 2007 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2011 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  125. ^ «США передают силам безопасности Кении 14 военных автомобилей Hummer | Кения, Политический, Раннебергер» . Emergingminds.org. 12 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
  126. ^ «Это американские военные машины для Армии Косово (Фото)» . Телеграф . 9 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
  127. ^ «Косово закупает бронетехнику у США» . Радио Свободная Европа (на албанском языке). 25 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 6 мая 2021 г.
  128. ^ «Это американские военные машины для Армии Косово (Фото)» (Пресс-релиз). Декабрь 2018. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
  129. ^ «Пресс-релизы 2014 | Посольство США в Бейруте, Ливан» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
  130. ^ Нкала, Оскар (29 июля 2013 г.). «Ливийская армия получила 200 Хаммеров» . defenceweb.co.za .
  131. ^ «Оружие и технологии» . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 13 июня 2018 г.
  132. ^ «Королевские вооруженные силы Марокко» . защитаWeb . 30 января 2021 года. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 14 февраля 2021 г.
  133. ^ Ларринага, де Николас (20 февраля 2017 г.). «Молдавская армия получила больше HMMWV» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
  134. ^ AM General HMMWV Humvee M1151B1 представлен на выставке SITDEF 2013. Архивировано 15 июня 2013 г. на Wayback Machine - Infodefensa.com, 19 мая 2013 г.
  135. ^ Берр, Ллойд (29 августа 2012 г.). «Войска Новой Зеландии выпрашивают, одалживают или крадут» приличное снаряжение» . Ньюшуб . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
  136. ^ Даллёккен, Пер Эрлиен (3 февраля 2016 г.). «Один из крупнейших экспортных успехов Норвегии: теперь готова новая версия» . Ту.но. Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 30 марта 2023 г.
  137. ^ «Министр обороны Тайваня подарил Парагваю вертолеты и Хамви | Новости Тайваня | 2019-08-15 17:20:48» . Новости Тайваня . 15 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2019 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  138. ^ ИнфоДефенса, Оборонный журнал. «Тайвань подарил Парагваю два вертолета UH-1H и 30 автомобилей Humvee» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, оружия, армий и оборонных технологий (на испанском языке). Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  139. ^ «Неработающая ссылка» . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 27 августа 2011 г.
  140. ^ «Действующая техника и артиллерия Сухопутных войск Польши (2019)» . www.militaryfactory.com . Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
  141. ^ «АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В БРАГЕ | В эксплуатации» (на европейском португальском языке). Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года . Проверено 10 июля 2020 г.
  142. ^ «EXPOFAP 2009 В СИНТРА | В работе» (на европейском португальском языке). Архивировано из оригинала 12 июля 2020 года . Проверено 10 июля 2020 г.
  143. ^ «Торговые реестры» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
  144. ^ Морган, Скотт. «США передают 23 Хамви сенегальским вооруженным силам» . Посольство США в Дакаре, Сенегал . Дакар. Архивировано из оригинала 20 января 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
  145. ^ Бисаччо, Дерек (19 января 2017 г.). «Сенегальские PTL-02 в этом конвое? через @DOlusegun» . Твиттер . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
  146. ^ Санчес, Хавьер. «Многоцелевой легкий автомобиль HUMMER» (на испанском языке). Revistanaval.com. Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 года . Проверено 10 марта 2010 г.
  147. ^ «66 Хаммеров доставлены в сербскую армию» . 23 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
  148. ^ "Солдаты в Ираке получат американские Хаммеры :: Министерство обороны Словацкой Республики" . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года.
  149. ^ Любляна, посольство США (21 апреля 2020 г.). «Сотрудничество США и Словении в области обороны обеспечивает новые полевые машины скорой помощи для вооруженных сил Словении» . Посольство США в Словении . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  150. ^ «Автомобиль США, которым управляют террористы ССА в Алеппо (фото) – телеканал Аль-Манар, Ливан» . Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  151. ^ Репортер Чжан Фэнлинь. «Миф о закупках армейских легких тактических колесных машин» (на китайском языке (Тайвань)). Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года. Проверено 9 июля 2019 года .
  152. ^ «Военные заменят свой парк Хамви» . taipeitimes.com . 8 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 г. Проверено 28 декабря 2017 г.
  153. ^ «M1152A1 HMMWV «Оружейный грузовик». Этот вариант Хамви широко использовался в Афганской национальной армии и ограниченно в Афганской национальной полиции. Хотя мало что известно, эта версия используется таджикской пограничной службой (вероятно, перебежчиками из АНА) и использовалась Йеменом. Республиканская гвардия тоже» . Твиттер . Проверено 8 ноября 2022 г.
  154. ^ "Многоцелевой автомобиль HMMWV: служба в ВСУ" . 4 December 2021. Archived from the original on 25 March 2019 . Retrieved 6 июля 2022 .
  155. ^ " В колоннах украинских десантников, движущихся в Крым, замечены американские «Хаммеры»". Военная панорама . 12 March 2014. Archived from the original on 1 October 2018.
  156. ^ Ютуб . Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
  157. ^ Леонард, Питер; Беннетт, Далтон (19 февраля 2015 г.). «Дебальцево под контролем повстанцев» . Новости США и мировой отчет . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 26 февраля 2015 г.
  158. ^ «Сотрудничество США в области безопасности с Украиной». Архивировано 20 июня 2022 года в Wayback Machine . Государственный департамент США . (12 марта 2024 г.). Проверено 4 апреля 2024 г.
  159. ^ «Оборона США — генерал АМ» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
  160. ^ Митцер, Стейн; Олиманс, Йост (20 сентября 2015 г.). «Справочник Oryx по довоенным йеменским боевым машинам» . Орикс . Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 года . Проверено 7 июля 2022 г.
  161. ^ «Афганские силы получают HMMWV» . 26 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 29 июля 2011 г.
  162. ^ «401-я ВСБ завершает передачу M1114 АНА» . армия.мил . 11 января 2013 г.
  163. ^ «Сопротивление Панджшера окопается, чтобы защитить ключевую долину от талибов» . 24 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2021 года . Проверено 25 августа 2021 г.
  164. ^ Ван Бюрен, Питер (2 июня 2015 г.). «Бригады Хезболлы выставляют напоказ американскую технику во время операции в Анбаре» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 15 июля 2015 г.
  165. ^ Билл Роджио и Калед Вайс (25 июня 2015 г.). «Бригады Хезболлы выставляют напоказ американскую технику во время операции в Анбаре» . Длинный военный журнал . Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года . Проверено 14 июля 2015 г.
  166. ^ Нэш и Сирл, 2021 , с. 38.
  167. ^ Нэш и Сирл, 2021 , с. 49.
  168. ^ Перейти обратно: а б Орикс. «Надвигающаяся катастрофа: документирование потерь афганской военной техники с июня 2021 года» . Блог Орикса . Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 12 августа 2021 г.
  169. ^ «Талибан опубликовал фотографии сотен американских военных машин, которые, по его словам, были брошены во время хаотического вывода войск из Афганистана и теперь являются частью его армии» . Яху Спорт . 28 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2024 г. . Проверено 22 марта 2024 г.
  170. ^ Впервые для Министерства обороны выставлены на продажу излишки Humvee - Armytimes.com, 12 декабря 2014 г.
  171. ^ Humvees продаются на сумму до 42 тысяч долларов на первом публичном аукционе военных грузовиков. Архивировано 18 декабря 2014 г. на Wayback Machine - Defensetech.org, 17 декабря 2014 г.
  172. ^ «Рынок GovPlanet Humvee» . Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 22 января 2019 г.
  173. ^ «VLF сейчас производит и продает Hummer H1 в Китай» . 9 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2019 года . Проверено 10 июля 2019 г.
  174. ^ Атье, Клиффорд (8 мая 2017 г.). «VLF Боба Латца строит совершенно новые Hummer H1 и отправляет их в Китай» . Автомобиль и водитель . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г.
  175. ^ Speedsterforsale (28 июня 2009 г.). «VW «Хаммбаг» на продажу» . Vwforsale.wordpress.com. Архивировано из оригинала 14 января 2011 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  176. ^ «Вомбат – потрясающий внедорожник!» . Киткар.com. 6 января 1990 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  177. ^ Веб-сайт Rhino Buggies http://www.rhinobuggies.com.au/ Архивировано 18 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
  178. ^ Городская горилла от Urban Manufacturing . 4x4bodies.com. Архивировано 9 августа 2016 г. на Wayback Machine.
  179. ^ «Комплекты для ремонта Hummer Look Alike» . Сентябрь 1998 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г. Проверено 30 июля 2016 г.
  180. ^ Амир Бохбот (22 марта 2007 г.). «Новое «плохое животное» спецподразделений» . Nrg.co.il. Архивировано из оригинала 7 января 2008 года . Проверено 27 ноября 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f39c01e2cf1f4dd17296a8dce063959__1722698460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/59/2f39c01e2cf1f4dd17296a8dce063959.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Humvee - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)