Jump to content

Будут ли люди

(Перенаправлено из Аканланда )

Будут ли люди
Общая численность населения
в. 24–25 миллионов (оценка) [ № 1 ] [ 1 ]
Языки
Акан ( языки центральнотано ) Английский Французский
Религия
Христианство Ислам Религия воли

Народ акан ( / ˈ æ k æ n / ) — группа ква , живущая в основном на территории современной Ганы , а также в некоторых частях Кот-д'Ивуара и Того в Западной Африке . Акан говорят на диалектах в пределах Центрального Тано ветви подсемейства Поту-Тано семьи Нигер-Конго . [ 2 ] Подгруппы народа акан включают: агона , акуапем , акваму , акием , аньи , ашанти , бауле , боно , чакоси , фанте , кваху , сефви , васса , аханта и нзема и другие. Все подгруппы акан имеют общие культурные атрибуты; в первую очередь отслеживание королевского происхождения по материнской линии при наследовании собственности и преемственности на высокие политические должности. Все аканы считаются членами королевской семьи по статусу, но не все находятся в королевской преемственности или имеют титулы. [ 2 ]

Устная традиция и происхождение

[ редактировать ]

Считается, что люди акан мигрировали на свое нынешнее место из пустыни Сахары и регионов Сахеля Африки в лесной регион примерно в 11 веке. Многие аканы рассказывают свою историю так, как она началась в восточном регионе Африки, поскольку именно здесь произошел этногенез акан, какими мы их знаем сегодня. [ 3 ] Устные предания правящего клана Абраде (Адуана) повествуют, что Акан произошел из земли. Они мигрировали с севера, прошли через Египет и поселились в Нубии (Судан). Около 500 г. н.э. из-за давления, оказанное на Нубию Аксумским королевством Эфиопии, Нубия была разрушена, и народ акан двинулся на запад и основал небольшие торговые королевства. [ 3 ] Около 750 года нашей эры эти королевства превратились в Авкар или Кумби Салех . [ 4 ] XI века Арабский историк Аль-Бакри писал об этом великом королевстве на основе рассказов берберских купцов, которые часто торговали с этими древними ганцами. [ 4 ] Поскольку историки признают, что происхождение народа акан неизвестно, они не отвергают суданское происхождение и утверждают, что следует также учитывать устные традиции. [ 5 ] Предки акан в конце концов уехали в Конг (то есть современный Кот-д'Ивуар). Из Конга они переехали в Вам, а затем в Дормаа, расположенный на территории современного региона Боно в Гане. Переселение из Конга было вызвано желанием людей найти подходящие условия саванны, поскольку они не привыкли к лесной жизни. [ 6 ]

Государство Бономан было основано еще в 12 веке. Между XII и XIII веками золотой бум в этом районе принес богатство многочисленным аканам. На разных этапах существования штата Бономан группы акан мигрировали из этого региона, чтобы создать многочисленные государства, основанные преимущественно на добыче золота и торговле товарными культурами. [ 7 ] [ 8 ] Это принесло богатство многочисленным государствам Акан, таким как Империя Акваму (1550–1650), [ 9 ] и в конечном итоге привело к возникновению Империи Ашанти (1700–1900). [ 10 ] С 15 по 19 век народ акан доминировал в добыче золота и торговле в регионе; на протяжении всего этого периода они были среди самых влиятельных групп в Африке. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Золотые прииски Акан , по словам Питера Бэйкуэлла, были «областью с высоким содержанием золота в лесной стране между реками Комоэ и Вольта ». [ 14 ] Месторождение Акан было одним из трех основных месторождений золота в регионе, наряду с месторождением Бамбук и месторождением Буре . [ 15 ]

Это богатство в золоте привлекло европейских торговцев. Первоначально европейцами были португальцы, к которым вскоре присоединились голландцы и британцы в поисках золота Акан. Акан вели войну с соседними государствами на своем географическом пространстве, чтобы захватывать людей и продавать их в рабство европейцам (португальцам), которые впоследствии продавали порабощенных людей вместе с оружием Акан в обмен на золото Акан. Золото Акан также использовалось для покупки порабощенных людей с севера по транссахарскому маршруту. Акан покупал порабощенных людей, чтобы помочь вырубить густые леса Ашанти . [ 16 ] [ 17 ] Около трети населения многих государств Акан составляли наемные слуги ( т.е. неаканские народы). Акан перешел от покупателей рабов к продаже рабов по мере изменения динамики на Золотом Берегу и в Новом Свете . Таким образом, народ акан сыграл роль в снабжении европейцев наемными слугами, которые позже были порабощены европейцами для трансатлантической работорговли . [ 18 ] В 2006 году Гана извинилась перед потомками порабощенных африканцев за роль в работорговле. [ 19 ]

Литые латунные гири, используемые для точного измерения количества золотого песка. Веса в этой системе были разработаны в семнадцатом веке. Эти гири из девятнадцатого века.

Народ акан, особенно народ ашанти , воевал против европейских колонизаторов и несколько раз побеждал их, чтобы сохранить автономию. Это произошло во время англо-ашантийских войн : Войны Золотого табурета и других подобных сражений. [ 12 ] [ 13 ] [ 20 ] К началу 1900-х годов Гана была колонией или протекторатом Великобритании, а земли в Кот-д'Ивуаре находились под властью французов. 6 марта 1957 года, после деколонизации Великобритании под руководством Кваме Нкрумы , Золотой Берег был объединен с Британским Тоголандом и Северным регионом , Верхним Восточным регионом и Верхним Западным регионом Золотого Берега, чтобы сформировать Гану. Кот-д'Ивуар получил независимость 7 августа 1960 года. [ 21 ]

Трансатлантическое рабство

[ редактировать ]

Многие люди по всей Америке могут проследить свою родословную от народа акан из-за трансатлантической работорговли. По одной из оценок, примерно десять процентов всех невольничьих кораблей, отплывших от побережья Западной Африки, содержали людей акан. Хотя золото было основным источником богатства в их экономике, захват и продажа народа акан достигли пика во время конфликтов Фанте и Ашанти, в результате чего большое количество военных пленников было продано в рабство. [ 22 ]

Бывшие солдаты Короманти, ставшие рабами, и другие пленники Акан были известны различными восстаниями рабов и тактикой сопротивления на плантациях. Их наследие очевидно в таких группах, как мароны Карибского бассейна и Южной Америки. Некоторые известные потомки Акан включают Короманти, проданных в Аномабо (Фантелендс) и его окрестностях на Ямайке, Акваму в Сент-Джоне и Коффи , который был лидером восстания рабов Бербис в 1763 году в Гайане. Вождь Фанте Такьи также возглавил восстание рабов на Ямайке. [ нужна ссылка ]

Будет ли политика

[ редактировать ]

Аканы считают себя одним народом. Акан означает прежде всего, указывающий на просвещенного и цивилизованного. Хотя они традиционно являются матрилинейными, они также философски объединены через 12 духовных групп по отцовской линии, называемых Нторо . Внутри нации акан есть ветви, основанные на многих диалектах, самым широким и, возможно, самым старым из используемых является тви, а также фанте. Каждая ветвь впоследствии содержит набор штатов и городов-государств. Государством или Аманом обычно управляют несколько королей, известных как Аманхене или Ахемфо . Государство является основной единицей государства Акан. Несколько штатов и городов-государств могут объединиться, чтобы сформировать конфедерацию или империю, независимо от того, к какому клану или абусуа они принадлежат, в то время как те, кто находится за пределами народа акан или абусуа, обычно были завоеваны или аннексированы посредством войны или взаимного соглашения. Например, штат Гуань Ларте и штат Акьем Акропонг объединились, чтобы сформировать Королевство Аквапим, чтобы избежать Акваму, которого Гуани считали деспотичным. В подчинении государства есть дивизии, а в подчинении этих дивизий находятся города и деревни. Фанте также после миграции из внутренних районов Такимана завоевали другие племена гуань, включая Эфутубанд Эвуту, и объединили их с Мфанцеманом. [ 23 ]

Короли Акан ранжируются в соответствии с их юрисдикцией. Главой межклановой Конфедерации обычно считается король, как у королей Ашанти, Фанте, Акиема и Аквапима. Под ними находятся главы составляющих государств, что приравнивает Императора , который только возглавляет Империю (например, Империя Асанте и Денкиира ). В случае Асанте, как Империи, Асантехене правили городами-государствами, не входящими в клан Ойоко, и правили королями этих государств в качестве главы Империи или Императора (редко используемый, но эквивалентный термин для Императора или короля королей ). . Далее идут начальники дивизий, они в основном располагаются в соответствии с пятью дивизиями армии Акан. Армия Фанте или формирование Асафо напоминает крест или самолет. Боевые порядки Фанте в конечном итоге оказали некоторое европейское влияние, и многие Асафо Франкаа (боевые флаги) включили в себя Британский Юнион Джек после 1844 года, когда они вступили с ними в союз. Боевой порядок состоит из линии фронта, западного фланга, восточного фланга, основных сил и авангарда. Таким образом, в каждой верховной власти есть пять начальников отделов. За ними по рангу следуют короли города, затем короли города, а затем король пригорода. [ 23 ]

Народы акан в основном имеют семь абусуа (матрилинейных кланов/племён) в каждом штате. В каждом штате у них разные имена, но у каждого есть эквивалентный клан (например, в прибрежных районах Фанте клан Асанте в Ойоко называется Дехиена или Йокофо). Кланам назначаются государства, которыми они управляют в силу своего статуса основателей этой юрисдикции. Королевством Ашанти управляет клан Ойоко. Однако Бретуо или Твиданфо (в Фанте), а также другие кланы управляют государствами, округами, городами и деревнями внутри Королевства. У народов, говорящих на языке фанте, большинством их государств обычно правит клан Асона (например, Манкесим). Определенные субкланы или линии передачи имеют исключительные права на некоторые стулья в Аканланде, например, линия Афии Коби в клане Ойоко, которая одна сидит на Золотом табурете Асанте. [ 23 ]

Аканцы традиционно являются матрилинейным народом африканского континента. Матрилинейное наследование облегчает отслеживание линии преемственности. Внутри каждой линии или Дома есть ветви. Главу семьи называют абусуапаньин (или старейшина семьи). Рангом выше главы семьи (Абусуапаньин семьи) является глава клана (или Абусуапаньин клана). Эти филиалы называются Jaase/Gyaase или Kitchens. Каждая Кухня в свою очередь представляет кандидата на стул создателям королей линии. Однажды приняв своего кандидата, он правил до самой смерти. Это означает, что пока все Яасе не представят своих кандидатов, им придется ждать своей очереди. [ 23 ]

У королей Акан любого ранга есть другие дворяне, которые служат им в качестве заместителей. Эти вожди не имеют наследственных титулов и, следовательно, не имеют черных табуретов. Кроме того, у каждого короля есть соправительница-женщина, известная как Королева-мать . Королева-мать больше похожа на номинальное лицо, представляющее старшую сестру короля или императора и, следовательно, мать следующего короля или императора. Она может править как король, если пожелает (например, королевы-матери в основном из клана Дома Асона: Нана Абена Боаа, правившая Офинсо в 1610–1640 гг., Нана Афия Докуаа, правившая Акьемом Абуаква в 1817–1835 гг., и Нана Яа Асантеваа , правивший Эдвесо в 1896–1900 годах), а также Комфо Муна, правивший Манкесимом в 1830–1872 годах. Они выдвигают кандидата на рассмотрение в качестве короля. У помощника короля нет королевы-матери, поскольку его титул не передается по наследству. [ 23 ]

Принц или Даакьехен (Фанте) (буквально «Будущий король» ) — это любой из членов рода, имеющий право сидеть на табуретке. Однако не все члены королевской семьи являются принцами, поскольку некоторые из них могут не иметь права на это. Принц не обязательно является сыном короля, а скорее племянником бывшего короля по материнской линии. Таким образом, члены королевской семьи стремятся достичь положения принца в своей семье или для своих детей. Все кланы Акан считаются королевскими в контексте их матрилинейного общества. Каждый клан, известный как абусуа , играет значительную роль в наследовании, преемственности и выборе вождей. Восемь основных кланов Акан — Оёко, Бретуо, Агона, Асона, Асение, Адуана, Экуона и Асакиири — являются неотъемлемой частью управления своими соответствующими сообществами. Члены этих кланов считаются членами королевской семьи, поскольку из них традиционно выбираются вожди, что укрепляет их королевский статус в культуре Акан. [ 23 ]

Однако заместитель вождя не обязательно должен быть дворянином. Он должен только соответствовать той должности, которую ему предстоит занимать. Некоторые должности вождей могут быть упразднены по желанию. В их число входят главы правящего дома или Манкрадо, Линквист, Главный Создатель Королей или Джаасен/Гьяасен, Супи (Фанте) или Генерал армии, Капитаны армии или Асафоэн (Фанте) и другие. То, как аканы управляли своей нацией, очаровывало племена и народы других западноафриканских стран, и по мере того, как аканцы завоевывали эти народы или заключали союзы с ними, некоторые части этого были переданы им. Британцы особенно считали систему Акан высокоэффективной и пытались установить ее во всех своих владениях в Западной Африке, используя систему косвенного правления. Овцы и Га-Адангме, будучи близкими к аканам, изменили некоторые его аспекты, чтобы они соответствовали их обществам. [ 23 ]

В Гане и других современных государствах, где проживает народ акан, короли, помощники королей, принцы и дворяне акан выполняют в основном символическую роль. Современная политика отодвинула их на второй план в национальной политике, хотя часто можно обнаружить, что избранное или назначенное должностное лицо принадлежит к королевской семье Акан. И, особенно в деревнях и бедных районах, традиционные короли по-прежнему очень важны для организации развития, социальных услуг и поддержания мира. Некоторые короли решили продвигать руководство своими королевствами и государствами неполитическим путем. Asantehen и okyehen уделяют особое внимание образованию и экологической устойчивости соответственно. Другие подталкивают национальное правительство и его агентов к выполнению обещаний, данных своему народу. [ 23 ]

В современной Гане квазизаконодательный/судебный орган, известный как Палата «вождей » (колониальный термин, обозначающий принижение африканских королей из-за расистского убеждения, что нельзя приравнивать африканского короля к европейскому королю по рангу). [ нужна ссылка ] был создан для надзора за «вождями», и правительство Ганы, как это когда-то делало британское правительство, удостоверяет вождей и публикует их в газетах. Несколько королей Акан заседают на разных уровнях Национальной палаты «вождей». У каждой Верховной власти есть Традиционный совет, затем есть Региональная палата «вождей» и, наконец, Национальная палата «вождей». Короли Акан, которые когда-то воевали друг с другом, и короли других стран в Гане, теперь сидят вместе с ними, чтобы строить мир и выступать за развитие своих стран. [ 23 ] Идентичность аканской нации или метаэтнической принадлежности выражается термином Аканман . Аканское слово ɔman ( множественное число Аман ), которое образует второй элемент в этом выражении, имеет большое значение «сообщество, город, нация, государство». (A)man переводится как «Аканланд». [ 24 ]

Будет ли язык

[ редактировать ]

Акан относится к языку этнолингвистической группы акан и языку акан, который был и остается наиболее широко распространенным и используемым языком коренных народов акан в Гане. Каждая этническая группа имеет свой диалект [ 25 ] [ 26 ] Акан официально признан грамотным в регионах, где преобладает акан, на уровне начального и начального образования (начальная школа 1–3) K–12 (образование), и он учился в университете по программе бакалавра или магистра. [ 25 ] [ 26 ] На языке акан говорят как на преобладающем языке в западном, центральном, ашанти, восточном регионах клана акан и Бронг Ахафо. [ 25 ] [ 26 ] В Южной Америке (Суринам и Французская Гвиана) также говорят на языке с некоторым влиянием акан, называемом ндьюка , причем язык акан пришел в эти места Южной Америки и Карибского бассейна в результате трансатлантической работорговли, а имена и народные сказки акан до сих пор используются в этих местах. Страны Южной Америки и Карибского бассейна (еще один пример можно увидеть у маронов Ямайки и их влияния на культуру акан и заимствованных слов, особенно из фанте центрального региона Ганы диалекта ) на языке Ямайский бордовый креольский или кроманти. [ 25 ] [ 26 ] При нынешнем состоянии технологий можно слушать прямые радиопередачи на Акане с многочисленных радиостанций, а также принимать средства массовой информации и общественные передачи на Акане с помощью многочисленных мультимедийных и медиа-вещаний. [ 25 ] [ 26 ] Акан изучается в крупных университетах Северной Америки и США, в том числе в Университете Огайо, Университете штата Огайо, Университете Висконсин-Мэдисон, Гарвардском университете, Бостонском университете, Университете Индианы, Мичиганском университете и Университете Флориды. [ 25 ] [ 26 ] Язык акан является регулярным языком изучения в ежегодной программе Летнего кооперативного института африканских языков (SCALI), а язык акан регулируется и управляется Орфографическим комитетом акан (AOC). [ 25 ] [ 26 ] Некоторые из характерных особенностей языка Акана включают тон , гармонию гласных и назализацию . [ 25 ] [ 26 ]

Культура

[ редактировать ]
Терракота Уилла 17 века - Метрополитен-музей

Культура Акан — одна из традиционных матрилинейных культур Африки. [ 27 ] Искусство Акан широко распространено и известно, особенно благодаря традиции изготовления бронзовых и золотых гирь методом литья по выплавляемым моделям . Культура акан достигла Южной Америки, Карибского бассейна и Северной Америки. [ 28 ]

Некоторые из их наиболее важных мифологических историй называются анансесем , что буквально означает «история паука», но в переносном смысле также означает «рассказы путешественника». Эти «истории о пауках» иногда также называют нянкомсем : «слова бога неба». Истории обычно, но не всегда, вращаются вокруг Кваку Анансе , духа-обманщика, часто изображаемого в виде паука, человека или их комбинации. [ 29 ]

Элементы культуры Акан также включают, помимо прочего: [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Концепции философии Акан и наследственности

[ редактировать ]

Это основные концепции философии Акан и наследственности:

  • Абусуа ( могья ) – Что Акан наследует от своей матери.
  • Нторо – То, что Акан получает от своего отца, но не принадлежит Нторо ; вместо этого человек принадлежит своему Абусуа
  • Сунсум – Что развивается Акан в результате взаимодействия с миром
  • Кра - Что Акан получает от Ньяме (Бога) [ 35 ]

матрилинейность

[ редактировать ]

Многие, но не все Акан все еще [ 36 ] практикуют свои традиционные матрилинейные обычаи, живя в своих традиционных расширенных семейных семьях. Традиционная экономическая и политическая организация акан основана на матрилинейных родословных , которые являются основой наследования и преемственности. Родословная матрилинейным определяется как все, кто связан происхождением от определенной прародительницы. Несколько родословных сгруппированы в политическую единицу, возглавляемую советом старейшин, каждый из которых является избранным главой родословной, которая сама по себе может включать несколько домохозяйств расширенной семьи.

Таким образом, государственные должности передаются по наследству, равно как и землевладение и другая собственность по наследству. Другими словами, родовая собственность наследуется только родственниками по материнской линии. [ 36 ] [ 37 ] Каждая линия контролирует землю, обрабатываемую ее членами, совместно почитает своих предков, контролирует браки своих членов и разрешает внутренние споры между своими членами. [ 38 ]

Вышеуказанные политические единицы также сгруппированы (традиционно в семь), но на сегодняшний день существует восемь более крупных групп, называемых абусуа : Адуана, Агона, Асакиири, Асение, Асона, Бретуо, Экуона и Ойоко. Членов каждой такой абусуа объединяет вера в то, что все они произошли от одной и той же древней прародительницы, поэтому браки между членами одной и той же группы (или абусуа ) запрещены, это табу на брак. Человек наследует или является пожизненным членом рода, политической единицы и жестокого обращения со своей матерью, независимо от своего пола или брака. Таким образом, члены и их супруги принадлежат к разным абусуа : мать и дети живут и работают в одном домохозяйстве, а их муж/отец живут и работают в другом домохозяйстве. [ 36 ] [ 37 ]

По данным одного источника [ 39 ] информации об Акане: «Мужчина тесно связан с братом своей матери (вафа), но лишь слабо связан с братом своего отца. Возможно, это рассматривается в контексте полигамного общества, в котором связь между матерью и ребенком, вероятно, будет намного сильнее, чем связь отца и ребенка. В результате при наследовании племянник мужчины (сын его сестры) (wɔfase) будет иметь приоритет над отношениями дяди и племянника. поэтому займите доминирующее положение». [ 39 ]

«Принципы, управляющие наследованием, поколением и возрастом – то есть мужчины стоят перед женщинами, а старшие — перед младшими».… Когда у женщины доступны братья, рассмотрение старшинства поколений требует, чтобы линия братьев была исчерпана до того, как право наследования родового имущества переходит к следующему старшему генеалогическому поколению сыновей сестер. Наконец, «женщины» могут наследовать только тогда, когда исчерпаны все возможные наследники мужского пола. [ 39 ]

Некоторые другие аспекты культуры акан определяются скорее по отцовской , чем по материнской линии. Существует 12 групп нторо своего отца (духов) по отцовской линии, и каждый принадлежит к группе нторо , но не к своей семейной линии и абусуа . Каждая группа нторо имеет свои фамилии, [ 40 ] табу, ритуальные очищения и формы этикета. [ 37 ] Таким образом, человек наследует Нторо от своего отца, но не принадлежит его семье.

Недавняя (2001 г.) книга [ 36 ] предоставляет обновленную информацию об Акан, заявляя, что некоторые семьи переходят от вышеупомянутой структуры абусуа к нуклеарной семье . [ 41 ] Жилье, уход за детьми, образование, повседневная работа, уход за престарелыми и т. д. тогда решаются этой отдельной семьей, а не абусуа или кланом, особенно в городе. [ 42 ] Вышеупомянутое табу на брак внутри абусуа иногда игнорируется, но «членство в клане» по-прежнему важно. [ 41 ] при этом многие люди все еще живут в системе абусуа , представленной выше. [ 36 ]

Известные люди аканского происхождения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Общая численность населения Всемирной книги фактов ЦРУ предполагает примерно 20 миллионов человек.
  1. ^ « Кот-д'Ивуар», ЦРУ – Всемирная книга фактов» . Cia.gov. 3 августа 2022 г. «Акан 42,1%» от населения в 22,0 миллиона человек. « Гана», ЦРУ – Всемирная книга фактов» . Cia.gov . Проверено 24 августа 2012 г. «Акан 45,3%» от населения в 24,6 миллиона человек.
  2. ^ Jump up to: а б Языки ареала Акан: статьи по лингвистике Западной Ква и по лингвистической географии ареала древней Исаак К. Чинебуа, Х. Макс Дж. Трутенау, Лингвистический кружок Аккры, Африканские библиографии Basler, 1976, стр. 168.
  3. ^ Jump up to: а б Айим-Абоагье, доктор философии, Десмонд (сентябрь 2011 г.). «Язык акан и его связь с древними библейскими писаниями: социология имен и мест на древнем Ближнем Востоке» . Исследовательские ворота . Проверено 9 января 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ева Л.Р. Мейеровиц. «Заметка о происхождении Ганы». Дела Африки , том. 51, нет. 205, 1952, стр. 319–23. JSTOR , JSTOR   718785 . По состоянию на 9 января 2023 г.
  5. ^ Кляйн, А. Норман. «К новому пониманию происхождения акан». Африка: Журнал Международного африканского института , вып. 66, нет. 2, 1996, стр. 248–73. ДЖСТОР , дои : 10.2307/1161318 . По состоянию на 9 января 2023 г.
  6. ^ Название: Африка: путешествие открытий с Бэзилом Дэвидсоном, Язык: английский Тип: Документальный Год: 1984 Продолжительность: 114 мин.
  7. ^ Африка с 12 по 16 века Джозеф Ки-Зербо, Джибрил Тамсир Ниан, Джеймс Карри, 1997, 294 стр.
  8. ^ Местная медицина и знания в африканском обществе. Psychology Press, 2007 – Здоровье и фитнес.
  9. ^ «Акваму — статья из энциклопедии и многое другое» . Мерриам-Вебстер . 13 августа 2010 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  10. ^ Африка: путешествие открытий с Бэзилом Дэвидсоном , документальный фильм, 1984, 114 минут.
  11. ^ «Доколониальная история Ганы» . ghanaweb.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Галерея Африки» . Пеннский музей . Проверено 13 ноября 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б Африканское наследие, Том 3 Паб Зимбабве. Дом, 1999 – История – 180 страниц.
  14. ^ Уилкс, Айвор (1997). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках». В Бэйкуэлле, Питер (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. п. 4. ISBN  0860785130 .
  15. ^ Левцион, Неемия (1973). Древняя Гана и Мали Нью-Йорк: Methuen & Co Ltd. п. 155. ИСБН  0841904316 .
  16. ^ «История Асанте (Ашанти) Большая часть современной нации Ганы» . Modernghana.com . Проверено 29 сентября 2016 г.
  17. ^ «История работорговли» . ghanaweb.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
  18. ^ Генри Луи Гейтс младший (22 апреля 2010 г.). «Конец игре с обвинением в рабстве» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 марта 2012 г.
  19. ^ «Гана приносит извинения потомкам рабов» . Modernghana.com . Проверено 29 сентября 2016 г.
  20. ^ Незападные теории развития: региональные нормы и глобальные тенденции , Harcourt Brace College Pub., 1999, 179 стр.
  21. ^ «Государства-члены ООН – Общая информация» . Un.org . Проверено 13 ноября 2011 г.
  22. ^ Течиман-Боно из Ганы : этнография общества акан Кендалл / Hunt Pub. Компания, 1975 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Амамере» . asanteman.org . Проверено 29 сентября 2016 г.
  24. ^ Труды Исторического общества Ганы . Общество. 2003. с. 28.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Герини, Федерика (2006). Язык. Стратегии чередования в многоязычной среде . Питер Лэнг . п. 100. ИСБН  0-82048-369-9 .
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Акан (Тви) – аканский язык» . amesall.rutgers.edu .
  27. ^ Гана: Путеводитель Брэдта , Филип Бриггс, Кэтрин Раштон Путеводители Брэдта, 2007, 416 стр.
  28. ^ «Ман Рэй, африканское искусство и модернистский объектив», Венди Гроссман, Марта Энн Бари, Летти Боннелл, Международное искусство и художники , 2009 – Фотография, 183 стр.
  29. ^ Сокровищница африканского фольклора: устная литература, традиции, мифы, легенды, эпопеи, сказки, воспоминания, мудрость, высказывания и юмор Африки , Crown Publishers, 1975, 617 стр.
  30. ^ Аспекты культуры Ганы. Африкановедение, Джерри Беду-Аддо, 1989. 68 стр.
  31. ^ Акан Весс и торговля золотом , Longman, 1980. 393 стр.
  32. ^ Санкофа: Африканская мысль и образование , П. Ланг, 1995, 236 стр.
  33. ^ Одновременность на жестовых языках: форма и функции , Издательство John Benjamins Publishing Company, 2007, 355 стр.
  34. ^ Грубый путеводитель по Западной Африке , Penguin, 2008, 1360 стр.
  35. ^ Человек, Том 7 Практическая школа высших исследований (Франция). Секция экономических и социальных наук, Практическая школа перспективных исследований, секция экономических и социальных наук, 1967 год.
  36. ^ Jump up to: а б с д и де Витте, Марлен (2001). Да здравствуют мертвецы!: меняющиеся похороны в Асанте, Гана . Опубликовано Het Spinhuis. ISBN   90-5260-003-1 .
  37. ^ Jump up to: а б с Бусия, Кофи Абрефа (1970). Британская энциклопедия , 1970. Уильям Бентон, издатель Чикагского университета . ISBN   0-85229-135-3 , Том. 1, с. 477. (Эта статья в журнале Akan была написана Кофи Абрефой Бусией, бывшим профессором социологии и культуры Африки в Лейденском университете , Нидерланды.)
  38. ^ Овусу-Анса, Дэвид (ноябрь 1994 г.) «Гана: Группа Акан». Этот источник, «Гана», является одним из исследований по странам, доступных в Библиотеке Конгресса США. Архивировано на Wayback Machine https://web.archive.org/web/20080917084220/http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/cstdy:@field%28DOCID+gh0048%29.
  39. ^ Jump up to: а б с «Ашанти» . Ashanti.com.au . Архивировано из оригинала 16 февраля 2011 года . Проверено 31 июля 2020 г.
  40. ^ де Витте (2001), с. 55 показаны такие фамилии в генеалогическом древе , что дает полезный пример имен.
  41. ^ Jump up to: а б де Витте (2001), с. 53.
  42. ^ де Витте (2001), с. 73.
  43. ^ Дж. А. Манган, Культурная связь: спорт, империя, общество

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Антубам, Кофи, Культурное наследие Ганы , Лейпциг, 1963.
  • Кирематен, AAY, Panoply Ганы , Лондон, 1964.
  • Мейеровиц, Ева Л.Р., Akan Traditions of Origin , Лондон, ок. 1950.
  • Мейеровиц, Ева Л.Р., При дворе африканского короля , Лондон, 1962 г.
  • Обенг, Эрнест Э., Древний вождь ашанти , Тема (Гана), 1986.
  • Бартл, Филип Ф.В. (январь 1978 г.), «Сорок дней; Календарь Акан». Африка: Журнал Международного африканского института ( Edinburgh University Press ), 48 (1): 80–84.
  • Для акан первенец-близнец считается младшим, поскольку старший остается, чтобы помочь младшему.
  • «Ткань Кенте». Африканское путешествие. [электронная почта защищена] . 25 сентября 2007 г.
  • Эффах-Гьямфи, Кваку (1979), Традиционная история государства Боно , Легон: Институт африканских исследований, Университет Ганы .
  • Эффах-Гьямфи, Кваку (1985), Боно Мансо : археологическое исследование раннего урбанизма Акан (периодические африканские статьи, № 2) Калгари: Департамент археологии, University of Calgary Press . ISBN   0-919813-27-5
  • Мейеровиц, ELR (1949), «Боно-Мансу, самый ранний центр цивилизации на Золотом Берегу», Труды III Международной западноафриканской конференции , 118–20.
  • Шамуэй, Ребекка. 2011. «Фанте и трансатлантическая работорговля». Рочестер: Издательство Рочестерского университета. ISBN   9781580463911
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50dcf116c12cd21312c0be98c9f6fb6d__1724863440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/6d/50dcf116c12cd21312c0be98c9f6fb6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)