Искусственный закон
Закон, созданный человеком , — это закон, созданный людьми, который обычно рассматривается как противоречащий таким понятиям, как естественный закон или божественный закон . [1]
Европейская и американская концепция рукотворного права радикально изменилась за период от Средневековья до наших дней. С томистической точки зрения, господствовавшей в период Средневековья , созданный человеком закон является низшей формой права как детерминация естественного закона или божественного позитивного права. С точки зрения, доминирующей в современный период , рукотворное право считается первичным, поскольку оно создано человеком. Советский Союз пошел еще дальше, не признавая ни божественного, ни естественного закона. В некоторых исламских странах искусственный закон до сих пор считается подчиненным божественному закону.
Философские концепции
[ редактировать ]В гегельянстве
[ редактировать ]Профессор Хайнц Монхаупт из Института европейской истории права Макса Планка связывает созданный человеком закон с гегелевской концепцией Rechtsgesetze или «Законов права», которую Гегель противопоставил Naturgesetz или законам природы . С гегелевской точки зрения, согласно Монхаупту, созданный человеком закон — это Rechtsgesetze или, по крайней мере, его подмножество. Его характеристикой является то, что он «не абсолютен» и создан людьми «прежде всего» для регулирования своих действий и поведения (но также и для упорядочивания вещей). Оно «должно быть общеизвестным» и «должно принимать во внимание [как] его антропологическое определение, так и [...] его хронологическое определение». Созданное человеком право изменчиво и меняется со временем, чтобы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам реального мира. [1]
В сочинениях Фомы Аквинского
[ редактировать ]Фома Аквинский изложил концепцию человеческого права, отдельной формы закона наряду с естественным законом и вечным законом, в Summa Theologica . Томас утверждал примат естественного закона над законом, созданным человеком, заявляя, что там, где он «противоречит естественному закону, это будет не закон, а испорченный закон» ( ST , I–II q. 95 a. 2). Результатом любого такого конфликта является то, что рукотворный закон «не обязывает суд совести» ( ST , I–II q. 95 a. 4), [2] [3] поскольку человеческий закон есть определение божественного или естественного закона, а низший закон не может противоречить высшему закону. Таким образом, теоретики естественного права и другие на протяжении многих лет бросали вызов многим законам, созданным человеком, на том основании, что они противоречат тому, что оппоненты называют естественными или божественными законами. [3]
Человеческое право против установленного права
[ редактировать ]Сам Фома Аквинский смешивал рукотворное право ( lex humana ) и позитивное право ( lex posita или ius positiva ). [4] [5] Однако между ними есть тонкое различие. Позитивное право рассматривает право с позиции его легитимности. Позитивный закон — это закон по воле того, кто его создал, и, таким образом, может быть как божественный позитивный закон, так и позитивный закон, созданный человеком. (В более буквальном переводе lex posita — это постулирование, а не позитивный закон .) В « Сумме против язычников » Фома сам пишет о божественном позитивном законе, где он говорит: « Si autem lex sit divinitus posita, auctoritate divina dispensatio fieri potest (Если закон будет данное Богом, устроение может быть даровано божественной властью)» [6] и « Lex autem a Deo posita est (Но Закон установлен Богом)». [7] Мартин Лютер также признавал идею божественного позитивного закона, как и Хуан де Торквемада . [8]
Томистская . концепция рукотворного права, напротив, рассматривает право под иным углом Он трактует его с позиции его истоков. Lex humana или иногда lex humanitus posita (как это имеет место в ST , вопрос 95), но иногда скорее lex ab hominibus inventa (как в случае с ST , вопрос 91.3), является законом, созданным человеком, а не созданным человеком. божественное ( lex divina ). важно В отношении lex humana не то, что оно кем-то постулировано, а то, что тот, кто его постулирует, является человеком, а не божеством. [9]
Исторические перемены: от низшего ранга к высшему закону
[ редактировать ]Европейская и американская концепция рукотворного права радикально изменилась за период от Средневековья до наших дней. [10] С томистской точки зрения на Средневековье, созданный человеком закон был низшей формой права. Над ним располагались lex naturalis , lex divina и lex aeterna . Созданный человеком закон имел силу только в той мере, в какой он выражал и согласовывался с высшими законами. [11] [12]
На протяжении веков эта идея была перевернута с ног на голову. Вместо того, чтобы быть меньшим законом, потому что он создан человеком, а не Богом, современные концепции закона, созданного человеком, считают его фундаментальным и высшим законом, потому что он создан человеком, благодаря идее суверенитета народа , которая видел выражение в таких событиях, как Американская революция и Французская революция 18 века. [10] [13]
Правовая теория в Советском Союзе пошла еще дальше, не признавая никаких божественных или естественных законов и считая государство суверенным. существовал только искусственный закон, созданный государством . Согласно марксистской теории права, [14]
Хотя законы, более высокие, чем созданные человеком законы суверенного народа, формально не признаются в правовых теориях таких стран, как Соединенные Штаты, томистская идея подчинения созданного человеком закона божественному закону все еще поддерживается многими людьми в этих странах. страны. Например: Мартин Лютер Кинг-младший в своем «Письме из тюрьмы Бирмингема» цитировал Фому Аквинского, как он понимал, что закон несправедлив: [15] [16]
« Справедливый закон — это созданный человеком кодекс, который соответствует моральному закону или закону Бога . Несправедливый закон — это кодекс, который не гармонирует с моральным законом. Говоря словами св. Фомы Аквинского: несправедливый закон — это человеческий закон, который не основан на вечном законе и естественном законе».
В некоторых исламских странах созданный человеком закон до сих пор в правовой теории 20-го и 21-го веков считается подчиненным божественному закону в форме шариата . В этой правовой теории верховной властью является Аллах , а не народ, и закон, созданный Богом, имеет приоритет над законом, созданным человеком. [17] (Полная правовая позиция шариата сложна, варьируется от страны к стране и по-разному рассматривается различными группами. Для более широкого обсуждения см. статью о шариате .)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Монхаупт 2008 , с. 75-76.
- ^ Аспелл 1999 , с. 198–200.
- ^ Перейти обратно: а б Грант 2003 , с. 200.
- ^ Фланнери 2001 , с. 73.
- ^ Фогелин 1997 , с. 227–228.
- ^ «SCG (Hanover House, изд. 1955–57), блок 3, глава 125 (10)» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 г. Проверено 25 февраля 2017 г.
- ^ SCG (Hanover House edn 1955-57), bk 4, ch 34 (17). Архивировано 20 февраля 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Хекель, Хекель и Кродель 2010 , стр. 45, 51, 285.
- ^ Фогелин 1997 , с. 224 227–228.
- ^ Перейти обратно: а б Шарма и Шарма 2006 , с. 312.
- ^ Греве 2000 , с. 84.
- ^ Скиннер 1978 , с. 148.
- ^ Вилке 2007 , с. 101.
- ^ Гёненч 2002 , с. 83–85.
- ^ Бетц 2008 , с. 105.
- ^ Вилланова 2005 , с. 5.
- ^ Хаддури 2002 , с. 8.
Использованные источники
[ редактировать ]- Аспелл, Патрик Дж. (1999). Средневековая западная философия: возникновение Европы . Культурное наследие и современные изменения: Культура и ценности. Том. 9. КРВП. ISBN 978-1-56518-094-9 .
- Бец, Джозеф (2008). «Гражданское неповиновение». В Лаксе, Джон; Талисс, Роберт Б. (ред.). Американская философия: энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-0-415-93926-3 .
- Фланнери, Кевин Л. (2001). Действия на фоне заповедей: логическая структура морального богословия Фомы Аквинского . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-08815-4 .
- Хаддури, Маджид (2002). Исламское право народов: Сияр Шейбани . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-6975-4 .
- Гененч, Левент (2002). «Политическая культура». Право в Восточной Европе . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 978-90-411-1836-3 .
- Грант, Мойра (2003). Ключевые идеи в политике . Нельсон Торнс. ISBN 978-0-7487-7096-0 .
- Греве, Вильгельм Георг (2000). Байерс, Майкл (ред.). Эпохи международного права . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-015339-2 .
- Хекель, Йоханнес; Хекель, Мартин; Кродель, Готфрид Г. (2010). «Божественный позитивный закон». Lex charitatis: юридическое исследование права в теологии Мартина Лютера . Университет Эмори изучает право и религию. Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6445-1 .
- Монхаупт, Хайнц (2008). « Lex certa» и «ius certum»: В поисках правовой определенности и безопасности». В Дастоне, Лоррейн; Столлейс, Майкл (ред.). Естественный закон и законы природы в Европе раннего Нового времени: юриспруденция, теология, мораль и натурфилософия . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-5761-3 .
- Шарма, Урмила; Шарма, СК (2006). Западная политическая мысль . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 978-81-7156-683-9 .
- Скиннер, Квентин (1978). Основы современной политической мысли: эпоха Реформации . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29435-5 .
- Вилланова, Рон (2005). Юридические методы: Руководство для юристов и студентов-юристов . Люмина Пресс. ISBN 978-1-59526-257-8 .
- Фогелин, Эрик (1997). «Святой Фома Аквинский». В Сандосе, Эллис (ред.). Собрание сочинений Эрика Фогелина . История политических идей. Том. 2. Университет Миссури Пресс. ISBN 978-0-8262-1142-2 .
- Вилке, Хельмут (2007). Разумное управление: управление глобальным обществом знаний . Кампус Верлаг. ISBN 978-3-593-38253-1 .
- Фома Аквинский Сумма теологии
- Фома Аквинский . Сумма против язычников .
- Кинг, Мартин Лютер (16 апреля 1963 г.). « Письмо из тюрьмы Бирмингема ».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )