Религия в Сомали
![]() |
Часть серии о |
Культура Сомали |
---|
Культура |
Люди |
Религия |
Язык |
Политика |
Преобладающей религией в Сомали является ислам . [ 2 ] с крошечными меньшинствами христиан, традиционных африканских религий и других.
Государственная религия
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Большинство жителей Сомали — мусульмане . [ 3 ] из которых некоторые источники утверждают, что суннизм - это направление, исповедуемое 99% населения, в частности, шафиитская школа исламской юриспруденции . практикуется [ 4 ] Тем не менее, исследование Pew Research Center в северо-западном соседе Джибути, население которого составляет большинство сомалийцев, выявило раскол в вероисповедании мусульман: 77% придерживаются суннизма , 8% - неконфессиональных мусульман , 2% - шиитов , 13% процентов отказываются отвечать. и еще один отчет, включающий регион Сомали, предусматривающий приверженность 2% секте меньшинства (например, ибадизму , Коранизм и др.). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Суфизм , мистическое измерение ислама, также широко распространен среди местных джамаа ( завийа ) или общин различных тарикатов или суфийских орденов. [ 8 ] Статья 3 Временной конституции Сомали определяет ислам как государственную религию Федеративной Республики Сомали, а исламский шариат - как основной источник национального законодательства. Он также предусматривает, что ни один закон, не соответствующий основным принципам шариата, не может быть принят. Статья 11 гарантирует равные права и свободу от преследований всем гражданам перед законом независимо от вероисповедания. Кроме того, статья 17 защищает свободу религии. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Бронзовый век
[ редактировать ]Поскольку Рог был расположен к востоку от поклоняющегося солнцу Египта, Рог, связанный с восходом солнца , тогда в период Пунтитов назывался землей Бога, возможно, имея в виду таких божеств, как Ра . На протяжении большей части 1-го тысячелетия до нашей эры и 1-го тысячелетия нашей эры преобладающей религией, исповедуемой протосомалицами , а также другими кушитами и горнерами , была религия Ваак , хотя в постклассический период различные авраамические веры становились все более распространенными. [ 10 ] [ 11 ]
Классическая эпоха
[ редактировать ]Местное стандартное происхождение суффиксов, обозначающих приверженность религии ваакистов, дает ваакнимо как неисчисляемое существительное и ваакьяхан как существительное-агент. [ 12 ] Источники расходятся во мнениях относительно того, был ли ваакизм генотеистическим или монотеистическим. [ 13 ]
Многие из древних практик ваакизма в некоторой степени спекулятивны, однако аналитики использовали различные методы, чтобы предусмотреть или концептуализировать древние выводы религии, в том числе объясняя их аналогичную концепцию ваакэффаннаа оромо , которая во многом пересекается с ваакизмом. Другие методы включают объяснение остаточных духовных практик, о которых иногда говорится в доколониальной сомалийской поэзии, датируемой примерно началом XIX века, или использование ретроспективы через ее появление в некоторых сомалийских именах собственных, например, в названиях названий кланов. например, Джидваак (что означает путь Ваак ) или топонимы, такие как Каабудваак (что означает поклонение Ваак ). Современные сомалийские взгляды на древнюю религию варьируются от отвращения до представления о том, что ее монотеистические аспекты способствовали обращению в авраамические религии в течение 1-го и 2-го тысячелетий, до интуиции, что некоторые практики ваакистов сохраняются в сомалийской культуре в форме синкретизма. [ 14 ]
Существовала заметная и выраженная разница в доисторических формах поклонения среди низинных кушитских горнеров и древних протосомалийских ваакистов. Принимая во внимание, что доисторические археологические находки, такие как находка в Лаас-Гиле, наводят на мысль о панентеистическом политеизме и натуралистическом пантеизме , который включал поклонение скоту, последующий период грамотности в древности и классическую эпоху, когда ваакизм стал преобладающей религией среди коренных протосомалийцев. похоже, не оставляют следов таких форм поклонения. Поскольку широко признано, что авраамические религии достигли Африканского Рога одновременно с другими частями мира, это может свидетельствовать о том, что авраамические принципы, такие как монотеизм, нематериальная божественность, конечная судьба и всеведение, могли повлиять на адаптации или конфигурации внутри ваакизма. . [ 15 ] [ 16 ]

Элементы сомалийской культуры, которые подозревали в том, что они являются связующим звеном или остатком древнего ваакизма и открыто наблюдались дожившими до XIX века, включают связанные с благоговением аспекты кабиилизма (связанные с почитанием предков), а в юго-западном штате - прежние включения в сомалийскую культуру. дабшид , который раньше включал в себя несколько практик, связанных с огнем. Однако некоторые сомалийские кланы, более соблюдающие мистические обряды, такие как Мадхибан, скрытно и скрытно рассказывают о своей древней сомалийской культуре. [ 17 ] Некоторые религиозные практики, восходящие к Вааку или классической эпохе, сохранились до наших дней, в том числе мингис, доисламский ритуал очищения от демонов. Однако практикующие минги в Сомали действительно сталкиваются с угрозами безопасности. В июле 2020 года в стране были убиты пять человек предположительно из-за практики минги. [ 18 ]
Средневековая эпоха
[ редактировать ]Ислам проник в регион очень рано, вскоре после хиджры . Двухмихрабная Масджид аль -Киблатайн датируется VII веком и является старейшей мечетью в стране. В конце 9 века Аль-Якуби писал, что мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали. [ 19 ] Он также упомянул, что столица королевства Адал находится в городе. [ 19 ] [ 20 ] предполагая, что султанат Адал со штаб-квартирой в Зейле восходит как минимум к 9 или 10 веку. Город Зейла был описан как полностью мусульманский город в 14 веке Ибн Баттутой . [ 21 ] [ 22 ] По словам И. М. Льюиса, государством управляли местные династии, которые также правили аналогичным образом созданным Султанатом Могадишо в регионе Бенадир на юге. [ 20 ]

Есть две теории о том, когда сомалийцы начали принимать ислам. [ 23 ] Один утверждает, что ислам, вероятно, пришел в Сомали в VII веке, когда последователи Мухаммеда приехали сюда, спасаясь от преследований со стороны племени курайшитов в Мекке. [ 23 ] Альтернативная теория утверждает, что ислам был принесен в прибрежные поселения Сомали между 7 и 10 веками мореплавателями арабскими и персидскими купцами. [ 23 ] [ 24 ] Суннитско-шиитский раскол внутри ислама, возможно, произошел до того, как ислам получил широкое распространение среди сомалийцев, сегодня сунниты составляют подавляющее большинство. [ 23 ] Сомалийские суфийские религиозные ордена ( тарика ) – Кадирия , Ахмадия и Салихия – в форме братств-мусульман сыграли важную роль в сомалийском исламе и современной истории Сомали. [ 23 ] [ 25 ] [ 26 ]
Из трех орденов менее строгий тарикат Каадирия является самым старым, и к этой секте принадлежит большинство сомалийцев. [ 27 ] Орден Кадирия назван в честь шейха Мухиуддина Абдул Кадира Гилани из Багдада. [ 28 ] М.М. Льюис заявляет, что Каадирия имеет высокую репутацию в плане поддержания более высоких стандартов исламского обучения, чем ее конкуренты. [ 29 ]
Ахмадия и ее подразделение Салихия проповедовали пуританскую форму ислама. [ 27 ] и отвергли популярную суфийскую практику тавассуль (посещение могил святых с просьбой о посредничестве). Б. Г. Мартин утверждает, что эти два ордена разделяли некоторые взгляды ваххабитов Аравии . [ 30 ] Религиозные различия между Кадирией и Салихией были противоречивыми, поскольку Салихи продолжали выступать против практики тавассула Кадири и утверждали, что этот акт недействителен и ненадлежащей религиозной деятельностью. [ 30 ]
У Ахмадии наименьшее количество приверженцев из трех орденов. [ 25 ]
Коранические школы (также известные как дугси ) остаются основной системой традиционного религиозного обучения в Сомали. Оно доставляется на арабском языке. Они обеспечивают исламское образование для детей. По данным ЮНИСЕФ , система дугси , содержание которой основано на Коране , обучает наибольшее количество учащихся и пользуется высокой поддержкой родителей, часто является единственной системой, доступной для кочевых сомалийцев по сравнению с городскими жителями. [ 31 ] Исследование 1993 года показало, что «в отличие от начальных школ, где гендерное неравенство огромно, около 40 процентов учеников коранических школ — девочки; но преподавательский состав имеет минимальную квалификацию или вообще не имеет ее, необходимую для обеспечения интеллектуального развития детей». Чтобы решить эти проблемы, правительство Сомали впоследствии учредило Министерство пожертвований и по делам ислама, в рамках которого теперь регулируется кораническое образование. [ 32 ]
Сомалийская община на протяжении веков производила важных мусульманских деятелей, многие из которых существенно повлияли на ход исламского обучения и практики на Африканском Роге . [ 33 ]
Меньшинства
[ редактировать ]
христианство
[ редактировать ]Христианство пришло в прибрежные районы Сомали в VII веке. [ 34 ]
В 1913 году, в начале колониальной эпохи, на территориях Сомали практически не было христиан, и лишь около 100–200 последователей были выходцами из школ и приютов немногочисленных католических миссий в Британского Сомалиленда протекторате . [ 35 ] также не было известных католических миссий . в итальянском Сомалиленде В тот же период [ 36 ] В 1970-х годах, во время правления тогдашнего марксистского правительства Сомали, церковные школы были закрыты, а миссионеров отправили домой. не было архиепископа В стране с 1989 года, а собор в Могадишо сильно пострадал во время гражданской войны.
есть по крайней мере несколько известных местных христиан По состоянию на 2021 год в Сомалиленде . [ 37 ]
По оценкам Могадишской епархии (территория которой совпадает со страной), в 2004 году в Сомали насчитывалось всего около 100 официальных практикующих католиков . [ 38 ]
Традиционная вера
[ редактировать ]По данным исследовательского центра Pew , менее 0,01% населения Сомали в 2010 году были приверженцами традиционных или народных религий . [ 39 ] В основном они состояли из некоторых групп несомалийских этнических меньшинств в южных частях страны, исповедующих анимизм . В случае банту эти религиозные традиции были унаследованы от их предков в Юго-Восточной Африке и включают практику одержимых танцев, использование магии и проклятий . [ 40 ] Ваакизм был древней традиционной религией, которую практиковали многие хорнеры, особенно кушиты. Поскольку комплексного исследования не проводилось, неясно, в какой степени сомалийские ваакисты существуют в современный период. [ 41 ]
Другой
[ редактировать ]По данным исследовательского центра Pew, менее 0,01% населения Сомали в 2010 году были приверженцами индуизма , буддизма или не принадлежали к какой-либо религии . [ 39 ] Один корреспондент рассказал о том, что нерелигиозность становится все более растущим явлением среди сомалийцев. Хотя большая часть этих настроений исходит от сомалийцев из диаспоры, есть также много сомалийцев из их родной страны, Сомали, которые обсуждают свое неверие в религию, хотя и тайно. Эти дискуссии в первую очередь вращаются вокруг существования Бога . Было высказано предположение, что рост отступничества, нерелигиозности и отстранения от религии проистекает из опасений и отчаяния по поводу существования радикальных салафитских групп, таких как Дааиш и Шабаб. [ 42 ] [ 43 ]
Свобода религии
[ редактировать ]Временная конституция Сомали обеспечивает право людей исповедовать свою религию, делает ислам государственной религией , запрещает распространение любой религии, кроме ислама (хотя она не запрещает явное обращение в другую веру), и предусматривает, что все законы должны соответствовать общим принципы мусульманского религиозного права . Для немусульман не существует никаких исключений из применения правовых принципов шариата. Федеральное правительство Сомали имело ограниченные возможности применять свои законы за пределами Большого Могадишо ; большинство других районов Сомали находились вне его контроля. [ 44 ] Временная конституция требует, чтобы президент, а не другие должностные лица, был мусульманином. В стране нет общественных мест отправления культа для немусульман, за исключением международного аэропорта. [ 44 ]
Из-за гражданской войны в Сомали соблюдение законов, касающихся религии, различными автономными правительствами региона является непоследовательным. Как правило, судебная система в большинстве регионов опирается на шир (традиционное и обычное право), шариат и уголовный кодекс. [ 44 ]
В 2023 году страна получила ноль баллов из 4 по религиозной свободе. [ 45 ] В том же году страна заняла второе место в мире по количеству христиан после Северной Кореи. [ 46 ]
Общественные отношения
[ редактировать ]Существует сильное общественное давление, требующее придерживаться суннитских традиций. Переход из ислама в другую религию был социально неприемлемым во всех районах Сомали. По данным федерального министерства по делам религии , более 99 процентов населения являются мусульманами-суннитами. В 2022 году члены других религиозных групп вместе взятые составляют менее 1 процента населения и включают небольшую христианскую общину, небольшую мусульманскую общину суфиев и неизвестное количество мусульман- шиитов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религии в Сомали | PEW-GRF» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 г.
- ^ «Религии в Сомали | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Совет по политике Ближнего Востока – мусульманское население во всем мире» . Mepc.org. 01 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2006 г. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Олдфилд, ЕС (1993). Эндемические инфекционные болезни Сомали . Том. 16. с. 133. дои : 10.1093/clinids/16.supplement_3.s132 . ПМИД 8443330 .
и не менее 90% - мусульмане-сунниты. Однако между конкурирующими клановыми семьями, кланами и родословными существуют глубокие разногласия. История Сомали — это длинная и повторяющаяся история конфликтов.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Религиозная идентичность мусульман» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 9 августа 2012 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Филеси, Теобальдо. «МОГАДИШО: МНОГО ВЕКА НАЗАД». Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока 51.2 (1996): 263–272.
- ^ Абдуллахи, Мохамед Дирие (2001). Культура и обычаи Сомали . Гринвуд. стр. 1 . ISBN 978-0-313-31333-2 .
- ^ И. М. Льюис, Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе (The Red Sea Press: 1998), стр. 8–9.
- ^ «Федеративная Республика Сомали — Временная конституция» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Таа, Тезема. «Религиозные верования оромо: ваакэффаннаа, христианство и ислам в контексте этнической идентичности, гражданства и интеграции. Журнал Американской академии педиатрии 8.1 (2012): 87-111.
- ^ Кирван, Лоуренс Патрик. «Христианская топография и Аксумское королевство». Географический журнал (1972): 166–177.
- ^ Коэн, Дэвид, Мари-Клод Симеоне-Сенель и Мартин Ванхов. «Грамматизация слов «говорить» и «делать»: реальное явление в Восточной Африке». Репортажный дискурс: место встречи различных лингвистических областей. Бенджаминс: Амстердам/Филадельфия, 2002 г.
- ^ Саид, М. и Шидад Хусейн. «1) Ранее отмеченные археолого-культурные связи». (2015).
- ^ Арам, Бен И. «Иудео-христианское наследие Сомали: предварительный обзор». Африканский журнал евангелического богословия 22.2 (2003): 3-28.
- ^ Саид М. и Шидад Хусейн, Ранее отмеченные археолого-культурные связи. (2015).
- ^ Родригес, Хорхе де Торрес. «Вопреки всему: история археологических исследований в Сомалиленде и Сомали». Исследования Северо-Восточной Африки 18.1-2 (2018): 271-310.
- ^ Бер, Агнес Ванджиру. «ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ТЕЛА: ВОСПРИЯТИЕ КЕНИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ СОМАЛИ». Американский журнал международных отношений 3.1 (2018): 1-10.
- ^ «Десятки убитых в результате массовой стрельбы в Могадишо» .
- ^ Jump up to: а б Американская энциклопедия, том 25 . Американская корпорация. 1965. с. 255.
- ^ Jump up to: а б Льюис, IM (1955). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Международный африканский институт. п. 140.
- ^ Нур, Танк Мохамед. «Усилия Османской империи по защите Сомали от европейских держав». Материалы Международного симпозиума по исламской цивилизации в Восточной Африке: Кампала, Уганда, 15–17 декабря 2003 г. № 13. Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры, 2006.
- ^ Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 7. ISBN 978-1841623719 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Страновое исследование: Сомали из Библиотеки Конгресса» . Lcweb2.loc.gov. стр. 96–98 . Проверено 27 апреля 2011 г.
- ^ Ира М. Лапидус (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 480–481. ISBN 978-1-139-99150-6 .
- ^ Jump up to: а б И. М. Льюис (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. стр. 11–16. ISBN 978-1-56902-103-3 .
- ^ Роберт Л. Хесс (1964). «Безумный мулла» и Северное Сомали». Журнал африканской истории . 5 (3): 415–433. дои : 10.1017/s0021853700005107 . JSTOR 179976 .
- ^ Jump up to: а б Гесс, Роберт Л. (1964). «Безумный мулла» и Северное Сомали». Журнал африканской истории . 5 (3): 415–433. дои : 10.1017/s0021853700005107 . JSTOR 179976 .
- ^ Ханиф, Н. (2000). Биографическая энциклопедия суфиев: Южная Азия . Саруп и сыновья. ISBN 9788176250870 .
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. ISBN 9781569021033 .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Б.Г. (13 февраля 2003 г.). Братья-мусульмане в Африке девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 161. ИСБН 9780521534512 .
- ^ страницы Пилотный проект интегрированных коранических школ: Стратегическое партнерство для восстановления и развития образования в Сомали , Детские фонды Организации Объединенных Наций, Центр поддержки ЮНИСЕФ в Сомали (2011), 6-10
- ^ «Проект школы Корана» (PDF) .
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (1987). «Арабские источники о Сомали» . История в Африке . 14 : 141–172. дои : 10.2307/3171836 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171836 .
- ^ Авейс А Али (май 2021 г.). «Краткая история христианства на полуострове Сомали» – через ResearchGate .
- ^ Чарльз Джордж Герберманн, Католическая энциклопедия: международный справочный труд по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви , Том 14 (компания Роберта Эпплтона: 1913), стр. 139.
- ^ Чарльз Генри Робинсон, История христианских миссий , (ЧИТАЙТЕ КНИГИ: 2007), стр. 356.
- ^ «Христиане Сомалиленда освобождены после снятия обвинений в преступлениях против ислама» . 8 июня 2021 г.
- ^ «Епархия Могадишо» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Глобальный религиозный ландшафт, религиозные группы, 2010 г.» (PDF) . Исследовательский центр Пью. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
- ^ «Сомалийские банту – религиозная жизнь» . Кал.орг. Архивировано из оригинала 1 ноября 2011 года . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Мире, Сада. «Вагар, плодородие и фаллические стелы: кушитская вера в бога неба и место святого Ав-Бархадла, Сомалиленд». Африканский археологический обзор 32.1 (2015): 93-109.
- ^ «Ислам, современность и сомалийская молодежь» . 7 сентября 2019 г.
- ^ Эльфверссон, Эмма. «Политические условия для местного миротворчества: сравнительное исследование разрешения межобщинных конфликтов в Кении». Сравнительные политические исследования 52.13–14 (2019): 2061–2096.
- ^ Jump up to: а б с Отчет Госдепартамента США о международной религиозной свободе в Сомали за 2022 год
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.