Неверие
Безбожие – это отсутствие или неприятие религиозных верований или практик. Он охватывает широкий спектр точек зрения, взятых из различных философских и интеллектуальных точек зрения, включая атеизм , агностицизм , скептицизм , рационализм и секуляризм . Эти точки зрения могут различаться: люди, считающие себя нерелигиозными, придерживаются самых разных конкретных убеждений о религии или ее роли в их жизни. [1]
Согласно глобальному исследованию 230 стран и территорий, проведенному исследовательским центром Pew в 2012 году, 16% населения мира не исповедуют какую-либо религию. [2] за 2017 год В отчете Worldwide Independent Network/Gallup International Association об опросе, проведенном в 57 странах, сообщается, что 25% заявили, что не являются религиозными людьми, а 9% ответили как «убежденные атеисты». [3]
Численность религиозно неаффилированных людей, иногда называемых «нонами», за последние годы значительно выросла. [4] Измерение нерелигиозности требует большой культурной чувствительности, особенно за пределами Запада, где понятия «религия» или « светское » не всегда укоренены в местной культуре. [5] Те, кто не принадлежит к какой-либо религии, разнообразны. Глобальное исследование Pew Research Center, проведенное в 2012 году, отметило, что многие из нерелигиозных мер совпадают с некоторыми религиозными мерами. [6] [7]
Этимология
[ редактировать ]Термин «иррелигия» представляет собой комбинацию существительного « религия» и « формы префикса ин- », означающего «не» (аналогично « нерелевантному »). Впервые оно было засвидетельствовано на французском языке как «irréligion» в 1527 году, затем на английском языке как «irréligion» в 1598 году. Оно было заимствовано голландским языком как «irréligion» в 17 веке, хотя неясно, из какого языка. [8]
Определение
[ редактировать ]Безверие определяется как отказ от религии , но вопрос о том, отличается ли оно от отсутствия религии, является спорным. Энциклопедия религии и общества определяет это как «неприятие религии вообще или любой из ее более конкретных организованных форм, в отличие от отсутствия религии»; [9] в то время как Оксфордский словарь английского языка определяет это как отсутствие религии; враждебность или пренебрежение религиозными принципами; нерелигиозное поведение; [10] Словарь Мерриам Вебстер определяет это как «качество или состояние нерелигиозности», а «нерелигиозный» определяет как «пренебрежение религией: отсутствие религиозных эмоций, доктрин или практик». [11]
Типы
[ редактировать ]- Агностический атеизм — философская позиция, которая включает в себя как атеизм , так и агностицизм . Атеисты-агностики являются атеистами, потому что они не верят в существование какого-либо божества, и агностиками, потому что они утверждают, что существование божества либо непознаваемо в принципе, либо неизвестно фактически.
- Агностицизм – это точка зрения, согласно которой существование Бога , божественного или сверхъестественного неизвестно или непознаваемо .
- Алатризм или алатрия ( греч . от привата ἀ - + λατρεία (latreia) = поклонение) — признание существования одного или нескольких богов, но с намеренным отсутствием поклонения какому-либо божеству. Как правило, оно включает веру в то, что религиозные ритуалы не имеют сверхъестественного значения и что боги игнорируют все молитвы и богослужения.
- Антирелигия – это оппозиция или неприятие религии любого рода.
- Апатизм – это отношение апатии или безразличия к существованию или несуществованию бога/бога(ов).
- Атеизм – это отсутствие веры в существование каких-либо божеств или, в более узком смысле, позитивный атеизм – это конкретно позиция, согласно которой божеств нет. Есть диапазоны от отрицательного и положительного атеизма .
- Антитеизм – это оппозиция теизму . Этот термин имел ряд применений. Обычно это относится к прямому противостоянию вере в какое-либо божество .
- Деизм — это философская позиция и рационалистическая теология, которая отвергает откровение как источник божественного знания и утверждает, что эмпирический разум и наблюдение за миром природы исключительно логичны, надежны и достаточны для определения существования Высшего Существа как создателя мира. вселенная .
- Свободомыслие считает, что позиции относительно истины должны формироваться на основе логики, разума и эмпиризма, а не авторитета, традиции, откровения или других догм.
- Игностицизм , также известный как итеизм , — это идея о том, что вопрос о существовании Бога бессмысленен, поскольку слово «Бог» не имеет связного и однозначного определения.
- Иецизм – это неопределенная вера в неопределенную трансцендентную реальность.
- Натурализм — это идея или вера в то, что во Вселенной действуют только естественные (в отличие от сверхъестественных или духовных) законы и силы.
- Светский гуманизм — это система мышления, которая отдает приоритет человеческим, а не божественным вопросам.
- Посттеизм — это вариант нетеизма , который предполагает, что разделение теизма и атеизма устарело, что Бог принадлежит уже прошедшей стадии человеческого развития. В нетеизме посттеизм можно противопоставить антитеизму .
- Секуляризм в подавляющем большинстве случаев используется для описания политических убеждений в пользу минимизации религии в общественной сфере, которые можно отстаивать независимо от личной религиозности . Однако иногда, особенно в Соединенных Штатах, это также синоним натурализма или атеизма. [12]
- « Духовный, но не религиозный » (SBNR) — это определение, придуманное Робертом К. Фуллером для людей, которые отвергают традиционную или организованную религию, но имеют сильные метафизические убеждения. SBNR может быть включен в определение нерелигии. [13] но иногда классифицируются как совершенно отдельная группа. [14]
- Теологический нокогнитивизм – это аргумент, согласно которому религиозный язык – в частности, такие слова, как Бог – не имеют когнитивного значения. Иногда его считают синонимом игностицизма .
- Транстеизм относится к системе мысли или религиозной философии , которая не является ни теистической , ни атеистической , но находится за их пределами.
Права человека
[ редактировать ]В 1993 году комитет ООН по правам человека заявил, что статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах «защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право не исповедовать какую-либо религию или убеждения». [15] Комитет далее заявил, что «свобода иметь или принимать религию или убеждения обязательно влечет за собой свободу выбора религии или убеждений, включая право заменить свою нынешнюю религию или убеждения другой или принять атеистические взгляды». Подписавшим конвенцию запрещено «использовать угрозу физической силы или уголовные санкции с целью заставить верующих или неверующих» отречься от своих убеждений или перейти в другую веру. [16] [17]
Большинство демократических стран защищают свободу религии , и в соответствующих правовых системах в значительной степени подразумевается, что тем, кто не верит и не соблюдает какую-либо религию, предоставляется свобода мысли .
Заметным исключением из двусмысленности, прямо допускающим отказ от религии, является статья 36 Конституции Китайской Народной Республики (принятой в 1982 году), которая гласит, что «Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо не может принуждать граждан верить в или неверовать в какую-либо религию; они также не могут дискриминировать граждан, которые верят или не верят в какую-либо религию». [18] Статья 46 Конституции Китая 1978 года была еще более четкой: «Граждане пользуются свободой верить в религию и свободой не верить в религию и пропагандировать атеизм». [19]
Демография
[ редактировать ]По оценкам Всемирной базы данных религий, в 2020 году странами с самым высоким процентом атеистов были Северная Корея и Швеция. [21]
Хотя в 11 странах, перечисленных ниже, большинство населения нерелигиозное, это не обязательно связано с неидентификацией. Например, 58% населения Швеции отождествляют себя с лютеранской церковью . [22] Кроме того, хотя скандинавские страны имеют один из самых высоких показателей нерелигиозности и даже атеизма в Европе, 47% атеистов, живущих в этих странах, по-прежнему формально являются членами национальных церквей. [23]
Определение объективного безрелигиозности как части социального или индивидуального уровня светскости и религиозности требует культурной чувствительности от исследователей . Это особенно справедливо за пределами Запада , где западнохристианские концепции «религиозного» и «светского» не укоренены в местной цивилизации. Многие жители Восточной Азии идентифицируют себя как «без религии» ( у цзунцзяо по-китайски, му сюкё по-японски, му чон-гё по- корейски ), но «религия» в этом контексте относится только к буддизму или христианству. Большинство людей «без религии» исповедуют синтоизм и другие народные религии . В мусульманском мире те, кто утверждает, что они «нерелигиозны», в основном подразумевают не строгое соблюдение ислама, а в Израиле быть « светским » означает не строго соблюдать ортодоксальный иудаизм . И наоборот, многие американские евреи разделяют мировоззрение нерелигиозных людей, хотя и принадлежат к еврейской конфессии, а в России растущая идентификация с восточным православием в основном мотивирована культурными и националистическими соображениями, без особой конкретной веры. [24]
Глобальное прогнозное исследование религии и нерелигии, проведенное Pew в 2015 году, прогнозирует, что в период с 2010 по 2050 год произойдет некоторый первоначальный рост числа неаффилированных, а затем спад к 2050 году из-за более низких глобальных показателей рождаемости среди этой группы населения. [25] Глобальные исследования атеизма, проведенные социологом Филом Цукерманом, показали, что глобальный атеизм может прийти в упадок из-за того, что в нерелигиозных странах самый низкий уровень рождаемости в мире, а в религиозных странах уровень рождаемости в целом выше. [26] Поскольку религия и рождаемость положительно связаны, и наоборот, ожидается, что доля нерелигиозной идентичности в мировом населении снизится на протяжении всего 21 века. [27] К 2060 году, по прогнозам, число беспартийных увеличится более чем на 35 миллионов, но процент снизится до 13%, поскольку общая численность населения будет расти быстрее. [28] [29]
Согласно глобальному исследованию 230 стран и территорий, проведенному Pew Research Center в 2012 году, 16% населения мира не исповедуют какую-либо религию, а 84% исповедуют ее. [2] за 2012 год В отчете Всемирной независимой сети и Международной ассоциации Gallup об опросе, проведенном в 57 странах, сообщается, что 59% населения мира идентифицируют себя как религиозные люди, 23% как нерелигиозные люди, 13% как «убежденные атеисты», а также 9 % снижения идентификации как «религиозных» по сравнению со средним показателем за 2005 год в 39 странах. [30] Их последующий отчет, основанный на опросе 2015 года, показал, что 63% жителей земного шара идентифицируют себя как религиозные люди, 22% как нерелигиозные люди и 11% как «убежденные атеисты». [31] Их отчет за 2017 год показал, что 62% жителей земного шара идентифицируют себя как религиозные люди, 25% как нерелигиозные люди и 9% как «убежденные атеисты». [32] Тем не менее, некоторые исследователи советуют с осторожностью относиться к данным WIN/Gallup International, поскольку другие исследования постоянно приходили к более низким цифрам числа атеистов во всем мире. [33]
Быть нерелигиозным не обязательно означает быть атеистом или агностиком. Глобальное исследование Pew Research Center, проведенное в 2012 году, показало, что многие из нерелигиозных людей на самом деле имеют некоторые религиозные убеждения. Например, они заметили, что «веру в Бога или высшую силу разделяют 7% неаффилированных взрослых китайцев, 30% неаффилированных взрослых французов и 68% неаффилированных взрослых американцев». [6] Быть не связанным с религией в опросах не означает автоматически объективно нерелигиозность, поскольку, например, есть не связанные с религией люди, подпадающие под религиозные меры, точно так же, как некоторые неверующие могут все еще посещать церковь или другое место отправления культа. [7] Из мирового нерелигиозного населения 76% проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а остальные проживают в Европе (12%), Северной Америке (5%), Латинской Америке и Карибском бассейне (4%), странах Африки к югу от Сахары (2 %) и Ближнего Востока и Северной Африки (менее 1%). [6]
Термин « ноны » иногда используется в США для обозначения тех, кто не принадлежит к какой-либо организованной религии. Такое использование происходит на основе опросов религиозной принадлежности, в которых «Нет» (или «Ничего из вышеперечисленного») обычно является последним выбором. Поскольку этот статус относится к отсутствию организационной принадлежности, а не к отсутствию личных убеждений, это более конкретное понятие, чем нерелигиозность. 2015 года Опрос Gallup пришел к выводу, что в США «никто» были единственной «религиозной» группой, доля которой в населении росла. [34]
По населению
[ редактировать ]Исследовательский центр Pew в таблице ниже отражает «религиозно неаффилированных», к которым «включают атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя с какой-либо конкретной религией в опросах».
Данные Цукермана в таблице ниже отражают только количество людей, у которых отсутствует вера только в божество (атеисты, агностики). Сюда не входит более широкое число людей, которые не идентифицируют себя с определенной религией, например деисты, пантеисты и духовные, но не религиозные люди.
Страна | Пью (2012) [35] | Цукерман (2004) [36] [37] |
---|---|---|
Китай | 700,680,000 | 103,907,840 – 181,838,720 |
Индия | 102,870,000 | |
Япония | 72,120,000 | 81,493,120 – 82,766,450 |
Вьетнам | 26,040,000 | 66,978,900 |
Россия | 23,180,000 | 34,507,680 – 69,015,360 |
Германия | 20,350,000 | 33,794,250 – 40,388,250 |
Франция | 17,580,000 | 25,982,320 – 32,628,960 |
Великобритания | 18,684,010 – 26,519,240 | |
Южная Корея | 22,350,000 | 14,579,400 – 25,270,960 |
Украина | 9,546,400 | |
Соединенные Штаты | 50,980,000 | 8,790,840 – 26,822,520 |
Нидерланды | 6,364,020 – 7,179,920 | |
Канада | 6,176,520 – 9,752,400 | |
Испания | 6,042,150 – 9,667,440 | |
Тайвань | 5,460,000 | |
Гонконг | 5,240,000 | |
Чешская Республика | 5,328,940 – 6,250,121 | |
Австралия | 4,779,120 – 4,978,250 | |
Бельгия | 4,346,160 – 4,449,640 | |
Швеция | 4,133,560 – 7,638,100 | |
Италия | 3,483,420 – 8,708,550 | |
Северная Корея | 17,350,000 | 3,404,700 |
Венгрия | 3,210,240 – 4,614,720 | |
Болгария | 2,556,120 – 3,007,200 | |
Дания | 2,327,590 – 4,330,400 | |
Турция | 1,956,990 - 6,320,550 | |
Беларусь | 1,752,870 | |
Греция | 1,703,680 | |
Казахстан | 1,665,840 – 1,817,280 | |
Аргентина | 1,565,800 – 3,131,600 | |
Австрия | 1,471,500 – 2,125,500 | |
Финляндия | 1,460,200 – 3,129,000 | |
Норвегия | 1,418,250 – 3,294,000 | |
Швейцария | 1,266,670 – 2,011,770 | |
Израиль | 929,850 – 2,293,630 | |
Новая Зеландия | 798,800 – 878,680 | |
Куба | 791,630 | |
Словения | 703,850 – 764,180 | |
Эстония | 657,580 | |
Доминиканская Республика | 618,380 | |
Сингапур | 566,020 | |
Словакия | 542,400 – 1,518,720 | |
Литва | 469,040 | |
Латвия | 461,200 – 668,740 | |
Португалия | 420,960 – 947,160 | |
Армения | 118,740 | |
Уругвай | 407,880 | |
Кыргызстан | 355,670 | |
Хорватия | 314,790 | |
Албания | 283,600 | |
Монголия | 247,590 | |
Исландия | 47,040 – 67,620 | |
Бразилия | 15,410,000 |
Исторические тенденции
[ редактировать ]По словам политического и социолога Рональда Ф. Инглхарта , «влиятельные мыслители от Карла Маркса до Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма предсказывали, что распространение научных знаний рассеет религию во всем мире», но религия продолжала процветать в большинстве мест в течение 19-го и 19-го веков. 20 века. [38] Инглхарт и Пиппа Норрис утверждают, что вера «более эмоциональна, чем когнитивна», и выдвигают альтернативный тезис, называемый «экзистенциальной безопасностью». Они постулируют, что религиозность определяется не знанием или незнанием научных знаний, а слабостью или уязвимостью общества. Они утверждают, что рост бедности и хаоса делает религиозные ценности более важными для общества, в то время как богатство и безопасность уменьшают их роль. По мере того, как потребность в религиозной поддержке уменьшается, снижается готовность «принять ее ограничения, в том числе держать женщин на кухне, а геев - в туалете». [39]
До 1980-х годов
[ редактировать ]Доля людей, считающих себя нерелигиозными, начала расти в большинстве обществ, по крайней мере, на рубеже 20-го века. [40] В 1968 году социолог Гленн М. Вернон писал, что респонденты переписи населения США , которые идентифицировали себя как «неверующие», были недостаточно определены, потому что они были определены с точки зрения негатива . Он противопоставил этот ярлык термину «независимый», обозначающему политическую принадлежность, которая по-прежнему включает в себя людей, участвующих в гражданской деятельности . Он предположил, что эта трудность в определении частично связана с дилеммой определения религиозной деятельности, выходящей за рамки членства, посещения или другой идентификации с формальной религиозной группой. [40] В 1970-е годы социологи все еще были склонны описывать безверие с точки зрения, согласно которой религия считалась нормативной для человека. Безверие описывалось как враждебность, реактивность или безразличие к религии и/или как развитие радикального богословия. [41]
1981–2019
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Июль 2022 г. ) |
Изучая религиозные тенденции в 49 странах с 1981 по 2019 год, Инглхарт и Норрис обнаружили общий рост религиозности с 1981 по 2007 год. Респонденты в 33 из 49 стран оценили себя выше по шкале от одного до десяти, когда их спросили, насколько важен Бог. в их жизни. Этот рост произошел в большинстве бывших коммунистических и развивающихся стран, а также в некоторых странах с высоким уровнем дохода. Резкий разворот глобальной тенденции произошел в период с 2007 по 2019 год, когда 43 из 49 изученных стран стали менее религиозными. Этот разворот произошел в большей части мира. [38] Соединенные Штаты стали ярким примером снижения религиозности: средний рейтинг важности религии упал с 8,2 до 4,6, тогда как Индия стала серьезным исключением. Исследование 1989 года зафиксировало различия в религиозной приверженности между различными религиозными группами: люди, исповедующие христианские и племенные традиции, покидали религию чаще, чем представители мусульманских, индуистских или буддийских конфессий. [42]
Инглхарт и Норрис предполагают, что снижение религиозности происходит из-за снижения социальной потребности в традиционных гендерных и сексуальных нормах («практически все мировые религии привили» нормы, способствующие рождаемости, такие как «рождение как можно большего количества детей, и не поощряли разводы, аборты». , гомосексуальность, контрацепция и любое сексуальное поведение, не связанное с воспроизводством» у их приверженцев на протяжении веков), поскольку продолжительность жизни росла, а детская смертность снижалась. Они также утверждают, что идея о том, что религия необходима для предотвращения краха социальной сплоченности и общественной морали, опровергается более низким уровнем коррупции и убийств в менее религиозных странах. Они утверждают, что обе эти тенденции основаны на теории, согласно которой по мере развития общества выживание становится более безопасным: голод, который когда-то был повсеместным, становится редкостью; увеличивается продолжительность жизни; количество убийств и других форм насилия уменьшается. По мере повышения этого уровня безопасности снижается социальная/экономическая потребность в высокой рождаемости, которую поощряет религия, и снижается эмоциональная потребность в комфорте религиозных убеждений. [38] Изменения в принятии «разводов, абортов и гомосексуализма» были измерены Всемирным исследованием ценностей и показали, что они выросли во всем мире, за исключением стран с мусульманским большинством. [38]
См. также
[ редактировать ]- Антирелигия
- Отступничество
- Деконструкция веры
- Важность религии по странам
- Неверный
- Секуляризм
- Пантеизм
- Посттеизм
- Светская религия
- транстеизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элдридж, Стивен. «Иррелигия | Определение, обзор и примеры | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Форум Pew по религии и общественной жизни (18 декабря 2012 г.). «Глобальный религиозный ландшафт» . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Религия преобладает в мире» (PDF) . WIN/Gallup International. 14 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2017 г. . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Липка, Михаил (2 апреля 2015 г.). «7 ключевых изменений в глобальном религиозном ландшафте» . Исследовательский центр Пью .
- ^ Цукерман, Фил; Гален, Люк В.; Паскуале, Фрэнк Л. (2016). «Секулярность во всем мире». В: Нерелигиозные: понимание светских людей и обществ . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 6–8, 13–15, 32–34.
- ^ Перейти обратно: а б с «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 18 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Тодд; Зурло, Джина (2016). «Неаффилированный, но религиозный: методологический и демографический анализ». В Чиприани, Роберто; Гарелли, Франко (ред.). Ежегодный обзор социологии религии: Том 7: Социология атеизма . Лейден: Брилл. С. 56Пересечение религий среди мировых объединений –60. ISBN 9789004317536 .
- ^ «Иррелигия» . Институт голландской лексикологии . Институт голландского языка . 2007 . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Кэмпбелл, Колин (1998). «Иррелигия» . В Сватосе, Уильям Х. младший (ред.). Энциклопедия религии и общества . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 239. ИСБН 0-7619-8956-0 . ОСЛК 37361790 .
- ^ «безбожие» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Мерриам Вебстер, нерелигиозный
- ^ Жак Берлинерблау , Как быть светским: практическое руководство для умеренных религиозных людей, атеистов и агностиков (2012, Houghton-Mifflin Harcourt). п. 53.
- ^ Цукерман, Гален и др., с. 119.
- ^ Цукерман, Шук (в библиографии), с. 575.
- ^ «Комментарий общего порядка CCPR 22: 30/07/93 по статье 18 МПГПП» . Группа по правам меньшинств . Архивировано из оригинала 16 января 2015 года.
- ^ «Дискриминация религиозных меньшинств в Иране» (PDF) . Международная федерация по правам человека. 1 августа 2003 года . Проверено 3 марта 2009 г.
- ^ Дэвис, Дерек Х. «Эволюция религиозной свободы как всеобщего права человека: изучение роли Декларации Организации Объединенных Наций 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (PDF) . Обзор закона BYU . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2009 г.
- ^ «Глава вторая – Основные права и обязанности граждан» . Конституция Китайской Народной Республики . Гонконгский наблюдатель за соблюдением прав человека. Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Конституция Китайской Народной Республики (1978 г.) [ Конституция Китайской Народной Республики 1978 года ] (на китайском языке). 1978 год . Проверено 24 мая 2021 г. - из Wikisource.
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010–2050 гг.» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 2 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Мировой рейтинг атеистов» . АРДА . 19 апреля 2022 г. Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Статистика» . www.svenskakyrkan.se . 15 ноября 2023 г.
- ^ Цукерман, Фил, изд. (2010). «Гл. 9 Атеизм и светскость: скандинавский парадокс». Атеизм и светскость Том 2 . Прегер. ISBN 978-0313351815 .
- ^ Цукерман, Гален и др., «Светскость во всем мире». стр. 30–32, 37–40, 44, 50–51.
- ^ «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы» . Исследовательский центр Пью. 5 апреля 2012 г.
- ^ Цукерман, Фил (2007). Мартин, Майкл (ред.). Кембриджский спутник атеизма . Кембриджский университет. Нажимать. п. 59 . ISBN 978-0521603676 .
- ^ Эллис, Ли; Хоскин, Энтони В.; Даттон, Эдвард; Нюборг, Хельмут (8 марта 2017 г.). «Будущее секуляризма: биологически обоснованная теория, дополненная межкультурными данными». Эволюционная психологическая наука . 3 (3): 224–43. дои : 10.1007/s40806-017-0090-z . S2CID 88509159 .
- ^ «Почему доля людей без религии, по прогнозам, сократится в мировом населении» . Исследовательский центр Пью. 7 апреля 2017 г.
- ^ «Изменение глобального религиозного ландшафта: число детей, рожденных у мусульман, к 2035 году начнет превосходить число детей, рожденных у христиан; люди, не исповедующие религии, сталкиваются с проблемой рождаемости» . Исследовательский центр Пью . 5 апреля 2017 г.
- ^ «Глобальный индекс религии и атеизма» (PDF) . WIN/Gallup International. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Теряем религию? Две трети людей все еще заявляют, что они религиозны» (PDF) . WIN/Gallup International. 13 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2015 г.
- ^ «Религия преобладает в мире» (PDF) . WIN/Gallup International. 14 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2017 г. . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Кейсар, Ариэла; Наварро-Ривера, Юхем (2017). «36. Мир атеизма: глобальная демография». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199644650 .
- ^ Ньюпорт, Фрэнк (24 декабря 2015 г.). «Процент христиан в США снижается, но все еще высок» . Гэллап . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года.
- ^ «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью. 18 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г.
- ^ «Кембриджский спутник атеизма» . PDF-диск .
- ^ "81-F77-Aeb-A404-447-C-8-B95-Dd57-Adc11-E98" .
- ^ Перейти обратно: а б с д Инглхарт, Рональд Ф. (сентябрь – октябрь 2020 г.). «Отказ от Бога: глобальный упадок религии» . Иностранные дела (сентябрь/октябрь 2020 г.) . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Икенберри, Дж. Джон (ноябрь – декабрь 2004 г.). «Рецензия на книгу. Священное и светское: религия и политика во всем мире» . Иностранные дела (ноябрь/декабрь 2004 г.). дои : 10.2307/20034150 . JSTOR 20034150 . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вернон, Гленн М. (1968). «Религиозные «ноны»: забытая категория». Журнал научного изучения религии . 7 (2): 219–229. дои : 10.2307/1384629 . JSTOR 1384629 .
- ^ Шумейкер, Джон Ф. (1992). Религия и психическое здоровье . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 54. ИСБН 0-19-506985-4 .
- ^ Дьюк, Джеймс Т.; Джонсон, Барри Л. (1989). «Этапы религиозной трансформации: исследование 200 стран». Обзор религиозных исследований . 30 (3): 209–224. дои : 10.2307/3511506 . JSTOR 3511506 .
Библиография
[ редактировать ]- Коулман, Томас Дж.; Худ, Ральф В.; Штрайб, Хайнц (2018). «Введение в атеизм, агностицизм и нерелигиозные мировоззрения» . Психология религии и духовности . 10 (3): 203–206. дои : 10.1037/rel0000213 . S2CID 149580199 .
- Арье Йохан Вандерджагт, Ричард Генри Попкин, изд. (1993). Скептицизм и безбожие в XVII и XVIII веках . Брилл. ISBN 978-90-04-09596-0 .
- Эрик Райт (2010). Иррелигия: мысль, обоснование, история . БиблиоБазар. ISBN 978-1-171-06863-1 .
- Диллон, Мишель (2015). «Христианская принадлежность и разъединение в Соединенных Штатах: смена поколений и культур». В Ханте, Стивен Дж. (ред.). Справочник глобального современного христианства: темы и события в культуре, политике и обществе . Справочники Брилла по современной религии. Том. 10. Лейден : Издательство Brill . стр. 346–365. дои : 10.1163/9789004291027_019 . ISBN 978-90-04-26538-7 . ISSN 1874-6691 .
- Эллер, Джек Дэвид (2010). «Что такое атеизм?». В Цукермане, Филе (ред.). Атеизм и светскость. Том 1: Проблемы, концепции, определения . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр. 1–18. ISBN 978-0-313-35183-9 .
- ——— (2017). «Разновидности светского опыта». В Цукермане, Фил ; Шук, Джон Р. (ред.). Оксфордский справочник по секуляризму . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 499 и далее. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199988457.013.31 . ISBN 978-0-19-998845-7 .
- Гласнер, Питер Э. (1977). Социология секуляризации: критика концепции . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-7100-8455-2 .
- Иверсен, Ханс Раун (2013). «Секуляризация, секулярность, секуляризм». В Рунехове, Анна Л.С.; Овьедо, Луис (ред.). Энциклопедия наук и религий . Дордрехт, Нидерланды: Springer. стр. 2116–2121. дои : 10.1007/978-1-4020-8265-8_1024 . ISBN 978-1-4020-8265-8 .
- Джозефсон, Джейсон Ананда (2012). Изобретение религии в Японии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226412337 .
- Лоис Ли, светская или нерелигиозная? Исследование и интерпретация общих «нерелигиозных» категорий и групп населения . Религия , Том. 44, нет. 3. Октябрь 2013 г.
- Маллинз, Марк Р. (2011). «Религия в современной жизни японцев». В Лионе Бестор, Виктория; Бестор, Теодор К .; Ямагата, Акико (ред.). Справочник Рутледжа по японской культуре и обществу . Абингдон, Англия: Рутледж. стр. 63–74 . ISBN 978-0-415-43649-6 .
- Шаффнер, Калеб; Крагун, Райан Т. (2020). «Глава 20: Нерелигия и атеизм» . В Энштедте, Дэниел; Ларссон, Йоран; Манцинен, Теему Т. (ред.). Руководство по уходу из религии . Справочники Брилла по современной религии. Том. 18. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 242–252. дои : 10.1163/9789004331471_021 . ISBN 978-90-04-33092-4 . ISSN 1874-6691 .
- Смит, Джеймс К.А. (2014). Как (не) быть светским: читая Чарльза Тейора . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 978-0-8028-6761-2 .
- Тейлор, Чарльз (2007). Светский век . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN 978-0-674-02676-6 .
- ——— (2011). «Почему нам нужно радикальное переопределение секуляризма» . В Мендьете, Эдуардо ; ВанАнтверпен, Джонатан (ред.). Сила религии в общественной сфере . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 34–59 . ISBN 978-0-231-52725-5 . JSTOR 10.7312/butl15645.6 .
- Уорнер, Майкл ; ВанАнтверпен, Джонатан; Калхун, Крейг , ред. (2010). Разновидности секуляризма в секулярную эпоху . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04857-7 .
- Цукерман, Фил ; Гален, Люк В.; Паскуале, Фрэнк Л. (2016). «Секулярность во всем мире». Нерелигиозные: понимание светских людей и обществ . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199924950.001.0001 . ISBN 978-0-19-992494-3 .
- Цукерман, Фил ; Шук, Джон Р. (2017). «Введение: исследование секуляризма». В Цукермане, Фил ; Шук, Джон Р. (ред.). Оксфордский справочник по секуляризму . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–17. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199988457.013.1 . ISBN 978-0-19-998845-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Программа «Понимание неверия» в Кентском университете .
- «Исчезнет ли когда-нибудь религия?» , из BBC Future, Рэйчел Нувер , декабрь 2014 г.