Идеальная пятая часть
Обратный | идеальная четвертая |
---|---|
Имя | |
Другие имена | диапанте |
Аббревиатура | П5 |
Размер | |
Полутона | 7 |
Интервальный класс | 5 |
Просто интервал | 3:2 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 700 |
Просто интонация | 701.955 |
В теории музыки идеальная квинта — это музыкальный интервал, соответствующий паре тонов с соотношением частот 3:2 или почти так.
В классической музыке западной культуры квинта — это интервал от первой до последней из первых пяти последовательных нот диатонической гаммы . [1] Идеальная квинта (часто сокращенно P5 ) охватывает семь полутонов , уменьшенная квинта — шесть, а увеличенная квинта — восемь полутонов. Например, интервал от C до G является идеальной квинтой, поскольку нота G находится на семь полутонов выше C.
Идеальную квинту можно получить из гармонического ряда как интервал между второй и третьей гармониками. В диатонической гамме доминантная нота находится на одну квинту выше тоники .
Идеальная квинта более согласна и стабильна, чем любой другой интервал, кроме унисона и октавы . Встречается над корнем всех мажорных и минорных аккордов (трезвучий) и их расширений . До конца 19 века его часто называли одним из греческих названий — диапенте . [2] Его инверсия — идеальная четвертая . Октава пятая – двенадцатая.
Идеальная квинта находится в начале « Twinkle, Twinkle, Little Star »; высота первого «мерцания» — это основная нота, а высота второго «мерцания» — на чистую квинту выше нее.
Альтернативные определения
[ редактировать ]Термин «совершенная» идентифицирует идеальную квинту как принадлежащую к группе идеальных интервалов (включая унисон , идеальную кварту и октаву ), названных так из-за их простых соотношений высоты звука и высокой степени консонанса . [3] Когда инструмент, имеющий всего двенадцать нот на октаву (например, фортепиано), настроен с использованием пифагорейской настройки , одна из двенадцати пятых ( волчья пятая ) звучит сильно диссонансно и вряд ли может быть квалифицирована как «совершенная», если интерпретировать этот термин как «весьма созвучный». Однако при правильном энгармоническом написании волчья квинта в пифагорейской настройке или темпераменте среднего тона на самом деле является не идеальной квинтой, а уменьшенной шестой (например, G ♯ –E ♭ ).
Идеальные интервалы также определяются как те естественные интервалы, инверсии которых также являются естественными, где натуральные, а не измененные, обозначают интервалы между базовой нотой и другой нотой мажорной диатонической гаммы, начиная с этой базовой ноты (например, интервалы от от C до C, D, E, F, G, A, B, C, без диезов и бемолей); это определение приводит к тому, что идеальными интервалами являются только унисон , кварта , пятая и октава , без обращения к степеням созвучия. [4]
Термин «совершенный» также использовался как синоним « просто », чтобы отличать интервалы, настроенные на отношения маленьких целых чисел, от интервалов, которые «умерены» или «несовершенны» в различных других системах настройки, таких как равнотемперированный . [5] [6] Идеальный унисон имеет соотношение высоты звука 1:1, идеальная октава 2:1, идеальная кварта 4:3 и идеальная квинта 3:2.
В рамках этого определения совершенными можно назвать и другие интервалы, например, идеальную терцию (5:4). [7] или идеальная мажорная шестая часть (5:3). [8]
Другие качества
[ редактировать ]Помимо совершенных, существуют два других вида или качества квинты: уменьшенная квинта , которая на один хроматический полутон меньше, и увеличенная квинта , которая на один хроматический полутон больше. С точки зрения полутонов они эквивалентны тритону ( или увеличенной четвертой) и минорной шестой соответственно.
Коэффициент шага
[ редактировать ]соотношение Правильно настроенное высоты идеальной квинты составляет 3:2 (также известное в теории старинной музыки как гемиола ). [10] [11] Это означает, что верхняя нота совершает три вибрации за то же время, что и нижняя нота — две. Идеальную квинту можно услышать, когда настроена скрипка : если соседние струны отрегулированы в точном соотношении 3:2, в результате получается ровный и согласный звук, и скрипка звучит настроенно.
В клавишных инструментах, таких как фортепиано, обычно используется равнотемперированная версия идеальной квинты, что позволяет инструменту играть во всех тональностях . В 12-тоновой равнотемперированной темперации частоты темперированной чистой квинты находятся в соотношении или примерно 1,498307. Равномерная идеальная квинта, определяемая как 700 центов , примерно на два цента уже, чем просто идеальная квинта, которая составляет примерно 701,955 цента.
Кеплер исследовал музыкальную настройку с точки зрения целочисленных отношений и определил «нижнюю несовершенную квинту» как соотношение высоты тона 40:27, а «большую несовершенную квинту» как соотношение высоты тона 243:160. [12] Его нижнее идеальное пятое соотношение 1,48148 (680 центов) гораздо более «несовершенно», чем равнотемперированная настройка (700 центов) 1,4983 (относительно идеального 1,50). Герман фон Гельмгольц использует соотношение 301:200 (708 центов) как пример несовершенной квинты; он противопоставляет соотношение квинты равной темперации (700 центов) «идеальной квинте» (3:2) и обсуждает слышимость долей , возникающих в результате такой «несовершенной» настройки. [13]
Гармонично используйте
[ редактировать ]У. Э. Хиткот описывает октаву как представление первичного единства внутри триады, более высокого единства, возникающего в результате последовательного процесса: «сначала Октава, затем Пятая, затем Третья, что является объединением двух первых». [14] Герман фон Гельмгольц утверждает, что некоторые интервалы, а именно идеальная кварта, квинта и октава, «присутствуют во всех известных музыкальных гаммах», хотя редактор английского перевода его книги отмечает, что кварта и квинта могут быть взаимозаменяемыми или неопределенными. [15]
Совершенная квинта является основным элементом построения мажорных и минорных трезвучий и их расширений . Поскольку эти аккорды часто встречаются во многих музыкальных произведениях, так же часто встречается и идеальная квинта. Однако, поскольку многие инструменты содержат идеальную квинту в качестве обертона , нет ничего необычного в том, чтобы пропустить квинту аккорда (особенно в основной позиции).
Идеальная квинта также присутствует в септаккордах , а также в «высоких третичных» гармониях (гармониях, состоящих из более чем четырех тонов, сложенных по терциям над основным тоном). Наличие чистой квинты может фактически смягчить диссонансные интервалы этих аккордов, как в мажорном септаккорде , в котором диссонанс мажорной септаккорда смягчается наличием двух чистых квинт.
Аккорды также можно строить, складывая квинты, получая квинтальные гармонии. Такие гармонии присутствуют и в более современной музыке, например, в музыке Пауля Хиндемита . Эта гармония также появляется в Стравинского » «Весне священной в «Танце подростков», где четыре трубы до , труба-пикколо и одна валторна играют пятитоновый си-бемоль квинтальный аккорд. [16]
Голая квинта, открытая квинта или пустая квинта
[ редактировать ]Голая квинта, открытая квинта или пустая квинта — это аккорд, содержащий только чистую квинту без трети. Заключительные аккорды Перотена « Viderunt omnes» и «Sederunt Principes» , Гийома де Машо » «Messe de Nostre Dame , «Kyrie» в Моцарта » «Реквиеме и первая часть Брукнера Девятой симфонии — все это примеры пьес, заканчивающихся на открытой ноте. пятый. Эти аккорды распространены в средневековой музыке , пении священной арфы и в рок-музыке . В хард-роке , металле и панк-музыке перегруженная или искаженная электрогитара может привести к тому, что трети будут звучать мутно, в то время как голые пятые останутся четкими. Кроме того, пассажи, основанные на быстрых аккордах, облегчаются за счет объединения четырех наиболее распространенных форм гитарных рук в одну. Рок-музыканты называют их пауэр-аккордами . Пауэр-аккорды часто включают удвоение октавы (т. е. их басовая нота удваивается на октаву выше, например F3–C4–F4).
Пустая квинта иногда используется в традиционной музыке , например, в азиатской музыке и в некоторых музыкальных жанрах Анд доколумбового происхождения, таких как канту и сикури . На протяжении всего произведения одна и та же мелодия ведется параллельными квинтами и октавами.
Западные композиторы могут использовать этот интервал, чтобы придать отрывку экзотический оттенок. [17] Пустые квинты также иногда используются для придания каденции неоднозначного качества, поскольку пустая квинта не указывает на мажорную или минорную тональность.
Использование в тюнинговых и тональных системах.
[ редактировать ]Совершенная квинта вместе с октавой составляет основу пифагорейской настройки . Слегка суженная идеальная пятая часть также является основой настройки среднего звучания . [ нужна ссылка ]
— Квинтовый круг это модель звукового пространства ( хроматической гаммы хроматический круг), которая рассматривает близость как количество идеальных квинт, необходимых для перехода от одной ноты к другой, а не хроматическое соседство.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дон Майкл Рэндел (2003), «Интервал», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета): стр. 413.
- ^ Уильям Смит ; Сэмюэл Читам (1875). Словарь христианских древностей . Лондон: Джон Мюррей. п. 550. ИСБН 9780790582290 .
- ^ Поршень, Уолтер ; ДеВото, Марк (1987). Гармония (5-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 15. ISBN 0-393-95480-3 . . Октавы, идеальные интервалы, терции и шестые классифицируются как «согласные интервалы», а терции и шестые квалифицируются как «несовершенные созвучия».
- ^ Кеннет Макферсон Брэдли (1908). Гармония и анализ . КФ Сумми. п. 17.
- ^ Чарльз Найт (1843). Пенни Циклопедия . Общество распространения полезных знаний. п. 356.
- ^ Джон Стиллвелл (2006). Стремление к невозможному . АК Петерс. п. 21 . ISBN 1-56881-254-Х .
идеальная квинта, несовершенная квинта, умеренная.
- ^ Ллевелин Саутворт Ллойд (1970). Музыка и звук . Айер Паблишинг. п. 27. ISBN 0-8369-5188-3 .
- ^ Джон Бродхаус (1892). Музыкальная акустика . У. Ривз. п. 277 .
идеальное мажорное шестое соотношение.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Фонвилл (лето 1991 г.). « Расширенная справедливая интонация Бена Джонстона : Руководство для переводчиков». Перспективы новой музыки . 29 (2): 109 (106–137). дои : 10.2307/833435 . JSTOR 833435 .
- ^ Вилли Апель (1972). «Гемиола, гемиолия» . Гарвардский музыкальный словарь (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 382. ИСБН 0-674-37501-7 .
- ^ Рэндел, Дон Майкл , изд. (2003). «Гемиола, гемиола» . Гарвардский музыкальный словарь: четвертое издание . Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 389. ИСБН 0-674-01163-5 .
- ^ Иоганнес Кеплер (2004). Стивен Хокинг (ред.). Гармонии мира . Беговой пресс. п. 22. ISBN 0-7624-2018-9 .
- ^ Герман фон Гельмгольц (1912). Об ощущениях звука как физиологической основе теории музыки . Лонгманс, Грин. стр. 199 , 313. ISBN. 9781419178931 .
идеальная квинта несовершенная квинта Гельмгольц умеренный
- ^ WE Heathcote (1888), «Вводное эссе», в книге Морица Гауптмана , «Природа гармонии и метра» , переведено и отредактировано WE Heathcote (Лондон: Swan Sonnenschein), стр. хх.
- ^ Герман фон Гельмгольц (1912). Об ощущениях звука как физиологической основе теории музыки . Лонгманс, Грин. п. 253 . ISBN 9781419178931 .
идеальная квинта несовершенная квинта Гельмгольц умеренный
- ^ Поршень и ДеВото 1987 , с. 503–505.
- ↑ Скотт Миллер, « Внутри короля и я », New Line Theater , по состоянию на 28 декабря 2012 г.