1999 г., Пакистан, сбит Breguet 1150 Atlantic.
Сбитие ВМС Пакистана в Атлантике | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть индо-пакистанских войн и конфликтов | |||||||
![]() Breguet 1150 Atlantic ВМС Пакистана | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Атал Бихари Ваджпаи ( премьер-министр Индии ) ACM Анил Типнис (начальник штаба авиации) |
Наваз Шариф ( премьер-министр Пакистана ) Адм. Фасих Бохари (начальник штаба ВМФ) | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Сила | |||||||
2 МиГ-21 Бис | 1 Атлантик-91Н | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
5 морских офицеров убиты 11 моряков убиты |
Атлантический инцидент [ 2 ] Произошло 10 августа 1999 года, когда Breguet Atlantic морской патрульный самолет военно-морской авиации Пакистана был сбит истребителем МиГ-21 ВВС Индии над Ранн-оф-Катч , на границе между Индией и Пакистаном. В результате погибли шестнадцать пакистанских военнослужащих, включая пилотов. [ 3 ] Этот эпизод произошел всего через месяц после окончания Каргильской войны , что обострило и без того напряженные отношения между двумя странами.
Иностранные дипломаты, базирующиеся в Пакистане, которых сопровождала пакистанская армия, отметили, что самолет, возможно, пересек границу. Они также считали реакцию Индии неоправданной. [ 4 ] Позже Пакистан подал иск о компенсации в Международный суд , обвинив Индию в инциденте, но суд отклонил иск, постановив, что он не обладает юрисдикцией по этому вопросу. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Противостояние
[ редактировать ]Построенный во Франции Breguet Br.1150 Atlantic, номер 33, рейс Atlantic-91 из 29-й эскадрильи, был одним из передовых самолетов ВМС Пакистана, использовавшихся в основном для патрулирования и разведки. [ 8 ] Atlantic-91 покинул военно-морскую базу Мехран в Пакистане в 9:15 утра по тихоокеанскому времени (9:45 по восточному стандартному времени ). ВВС Индии Наземный радар засек самолет, когда он приближался к индийско-пакистанской границе. [ 9 ] Два МиГ-21 самолета-перехватчика с ВВС 45-й эскадрильи в районе Катча индийской авиабазы Налия были подняты в воздух. [ 10 ] После серии маневров – с противоречивыми версиями событий с обеих сторон – два истребителя получили разрешение сбить пакистанский самолет. [ 9 ] В 11:17 по восточному стандартному времени (10:47 по ПКТ), почти через два часа после взлета из Пакистана, «Атлантика» была перехвачена, и инфракрасную самонаводящуюся Р-60. ракету класса «воздух-воздух» выпустил по ней командир эскадрильи П.К. Бундела , попав в двигатель по левому борту самолета. [ 11 ]
Претензии и встречные претензии
[ редактировать ]
Это событие сразу же вызвало претензии и встречные претензии со стороны обеих стран. Пакистан заявил, что самолет не был вооружен, а обломки были обнаружены на пакистанской стороне границы. [ 12 ] и не было никакого нарушения воздушного пространства Индии . Согласно официальной пакистанской версии событий, самолет выполнял обычный тренировочный полет в воздушном пространстве Пакистана. [ 13 ] Премьер-министр Пакистана заявил во время панихиды по летчикам, что стрельба была варварским актом. [ 14 ]

В ВВС Индии заявили, что самолет не ответил на международный протокол и действовал «враждебно». [ 15 ] [ 16 ] добавив, что обломки сбитого самолета могут упасть в широком радиусе . [ 17 ] Пакистана Индийские источники также сообщили, что министр информации Мушахид Хусейн первоначально заявил, что самолет выполнял миссию по наблюдению . [ 17 ] Индия также утверждала, что самолет нарушил двустороннее соглашение , подписанное Индией и Пакистаном в 1991 году, согласно которому ни один военный самолет не должен был приближаться ближе чем на 10 километров (6,2 мили; 5,4 морских миль) от границы. [ 18 ] (хотя Пакистан утверждал, что «Атлантик» не был боевым самолетом). [ 4 ] Индийские эксперты также задались вопросом, почему учебная миссия проводится так близко к границе, когда все военно-воздушные силы проводят тренировочные полеты в четко разграниченных полигонах, расположенных далеко от международных границ. [ 19 ] По их мнению, претензии Пакистана несостоятельны, поскольку основная роль Атлантики заключается в операциях над морем, а выполнение тренировочного полета над сушей в глубине чужой территории было показателем ее использования в качестве наблюдателя. [ 19 ] На следующий день Индия продемонстрировала часть обломков пакистанского военно-морского самолета в аэропорту Нью-Дели . Пакистан заявил, что обломки были вывезены с его стороны границы индийскими вертолетами. [ 12 ]
В то время как Пакистан заявил, что самолет не был вооружен и обломки находились на пакистанской территории, Индия утверждала, что предупреждения были даны в Атлантике и что траектория полета означала, что он мог упасть по обе стороны границы. По индийской версии событий, МиГи пытались сопроводить его до близлежащей индийской базы, когда пакистанский самолет резко развернулся и попытался броситься к границе; только тогда по нему открыли огонь. Индия заявила, что обломки были обнаружены в радиусе двух километров (1,2 мили; 1,1 мили) по обе стороны от границы и что вторжение произошло в 10 километрах (6,2 мили; 5,4 мили) внутри ручья Кори , который является территорией Индии. . Пакистан потребовал, чтобы этот вопрос был рассмотрен в ООН. Индийские официальные лица заявили, что ранее в этом районе уже имели место нарушения, и отметили, что в прошлом году пакистанский беспилотный самолет-разведчик вторгся на 150 километров (93 мили; 81 морскую милю) вглубь индийской границы, приблизившись к границе Индии. Авиабаза Бхудж, прежде чем ВВС США заметили ее и сбили несколькими ракетами. [ 17 ]
Индийские аналитики заявляют, что «вспышки» в регионе Ранн-оф-Катч были обычным явлением, и, несмотря на двусторонние соглашения, и Индия, и Пакистан в прошлом совершали воздушные вторжения. Таким образом, факт того, что «Атлантик» был сбит, несмотря на близость к индийской границе, стал неожиданностью. [ 17 ] Индийские официальные лица добавляют, что с января 1999 года пакистанские военные самолеты нарушали воздушное пространство Индии по меньшей мере 50 раз, показывая видеозаписи , на которых пакистанская Атлантика «гудит» или провокационно пролетает рядом с Индии ВМС военными кораблями в Индийском океане. [ 20 ] Некоторые индийские аналитики заявили, что Атлантика была почти уничтожена в 1983 году во время аналогичного столкновения, и отметили другие близкие столкновения и нарушения со стороны пакистанских военно-морских самолетов. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Некоторые эксперты заявили, что Atlantic, вероятно, проводила «зондирование» системы ПВО Индии , главным образом радиолокационного оборудования в приграничном районе; они сообщили, что это не было частью каких-либо запланированных агрессивных военных действий Пакистана. [ 20 ] Иностранные дипломаты, посетившие место крушения, отметили, что самолет «возможно, забрел в ограниченное пространство» и что Исламабад не смог объяснить, почему он летел так близко к границе; они добавили, что реакция Индии на инцидент не была оправданной. [ 4 ] Многие страны, «Большая восьмерка» , постоянные члены Совета Безопасности ООН , а также западные СМИ поставили под сомнение мудрость решения Пакистана направить военные самолеты так близко к индийской границе. [ 24 ]
Рост напряженности
[ редактировать ]На следующий день после нападения вертолет ВВС США, доставивший журналистов к месту нападения, был атакован пакистанскими морскими пехотинцами с применением ракеты класса «земля-воздух» . Пакистанские официальные лица заявили, что два индийских самолета вторглись в воздушное пространство Пакистана недалеко от места крушения в Атлантическом океане, вдоль границы между индийским штатом Гуджарат и пакистанской провинцией Синд , а затем были обстреляны пакистанскими морскими пехотинцами. Никаких повреждений зафиксировано не было, поскольку ракеты не попали в цель. Таким образом, ВВС прервали свою миссию и смогли благополучно вернуться. Вертолет с журналистами также вернулся без повреждений. [ 20 ]
После этого, а также из-за роста напряженности в этом районе в сочетании с тем фактом, что Сэр-Крик был спорной территорией, вооруженные силы обеих стран возле Ранн-оф-Катч и поблизости были приведены в состояние повышенной боевой готовности. [ 14 ] Пакистан направил роту морской пехоты, оснащенную с лазерным и инфракрасным самонаведением . переносными ракетами класса «земля-воздух» на объект недалеко от границы [ 25 ] Этот инцидент , произошедший всего через несколько недель после Каргильского конфликта , в котором обе ядерные страны вели войну на большой высоте , вызвал растущую обеспокоенность во всем мире. Госдепартамент США назвал субконтинент находящимся в состоянии «продолжающейся напряженности с высокими ставками». [ 14 ]
Иск
[ редактировать ]
21 сентября 1999 года Пакистан подал иск о компенсации в Международный суд в Гааге , обвинив Индию в сбитии военного самолета. Пакистан потребовал от Индии около 60 миллионов долларов США в качестве компенсации и компенсации семьям жертв. Индии Генеральный прокурор Соли Сорабджи заявил, что суд не обладает юрисдикцией . [ 26 ] сославшись на исключение, которое оно подал в 1974 году, чтобы исключить споры между Индией и другими государствами Содружества , а также споры, регулируемые многосторонними договорами . [ 27 ] В рамках расследования дела Индия также утверждала, что Пакистан нарушил двустороннее соглашение 1991 года между Пакистаном и Индией о нарушениях воздушного пространства, в котором говорится: « Боевые самолеты (в том числе бомбардировщики , разведывательные самолеты , реактивные военные учебно-тренировочные самолеты и вооруженные вертолеты ) не будут летать». друг друга, в пределах 10 км от воздушного пространства включая опознавательную зону ПВО ». [ 18 ]
21 июня 2000 года коллегия из 16 судей во главе с Жильбером Гийомом из Франции вынесла вердикт 14–2, поддержав утверждение Индии о том, что суд не обладает юрисдикцией по этому вопросу. [ 5 ] [ 28 ] Претензии Пакистана были отклонены без возможности апелляции, и результат был расценен как решение, весьма благоприятное для Индии. [ 6 ] [ 7 ] [ 29 ] Правительство Пакистана потратило на это дело около 25 миллионов пакистанских рупий (около 400 000 долларов США). [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]В Индии инцидент мгновенно превратил двух пилотов МиГ -21 в героев. [ 17 ] [ 31 ] 8 октября 2000 года престижная медаль Ваю Сена была вручена командиру эскадрильи П.К. Бунделе. Медалью также были награждены командир звена В.С. Шарма ( диспетчер истребителя , который отслеживал Атлантику, руководил пилотом и приказывал ему атаковать самолет) и командир эскадрильи Панкадж Вишной, пилот вертолета , поднявший часть обломков Атлантики из болотистой местности . приграничные районы Ранна. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нация: Атлантический Даунинг: Кризис в Крике» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ «Инцидент в Атлантике — Часть 1 из 2 — HistoricWings.com :: Журнал для авиаторов, пилотов и искателей приключений» . HistoricWings.com :: Журнал для авиаторов, пилотов и авантюристов - Журнал для авиаторов, авантюристов и пилотов . 10 августа 2013 года . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ «16 человек погибли, когда Индия сбила пакистанский военно-морской самолет» . Независимый . 23 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Пакистанский самолет «возможно, пересек границу». Архивировано 18 октября 2002 г. в Wayback Machine , 13 августа 1999 г., BBC Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Пресс-сообщение Международного Суда о приговоре. Архивировано 15 октября 2016 года на сайте Wayback Machine. Проверено 23 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Индия выигрывает дело против Пакистана. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , 21 июня 2000 г. - The Tribune, получено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Пакистан встревожен приговором: Международный суд отказывается рассматривать дело Atlantique. Архивировано 5 февраля 2012 г. в Wayback Machine, 21 июня 2000 г. - Dawn телеграфная служба . Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Описание криминального происшествия в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Атлантический инцидент» . 1999 Каргильские операции . Бхарат Ракшак ВВС Индии . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 9 марта 2007 г.
- ↑ Операции противовоздушной обороны . Архивировано 19 июня 2010 года в Wayback Machine . Автор: Нарендра Гупта. Взято из The Hindu 17 августа 1999 г. Воспроизведено посольством Индии в Вашингтоне Получено 26 июля 2007 г.
- ^ IAF забивает !!! Фактический отчет о перехвате. Архивировано 22 июля 2009 г. на Wayback Machine - официальная страница ВВС Индии. Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Мойз (1999). Core Negativity. Архивировано 3 марта 2016 г. в журнале Wayback Machine Defense Journal, сентябрь 1999 г. Проверено 26 июля 2007 г.
- ↑ 21 сентября 1999 г. Заявление о возбуждении разбирательства. Архивировано 3 марта 2016 г. во время воздушного инцидента с Wayback Machine 10 августа 1999 г. (Пакистан против Индии), страница дела Международного Суда Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Невозможно остановить безумие» . Время . Том. 154, нет. 7/8. 23–30 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 г. Проверено 10 июня 2005 г. Альтернативный URL: «ASIANOW - TIME Азия | Индия-Пакистан: Око за око | 23 августа 1999 года» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ ВВС США сбили самолет-нарушитель Пакистана. [ постоянная мертвая ссылка ] ; Среда, 11 августа 1999 г.; ЭКСПРЕСС-СЛУЖБА НОВОСТЕЙ; Индийский экспресс, дата обращения 1 января 2010 г.
- ↑ АТЛАНТИК-ДАУНИНГ: Кризис в ручье – Странная встреча в Ранн-оф-Кач, приведшая к сбитию пакистанского корабля «Альтантика», снова ставит обе страны на путь конфронтации. Архивировано 22 декабря 2008 года в Wayback Machine ; Виджай Юнг Тапа; 1999/08/23; Журнал «Индия сегодня»
- ^ Jump up to: а б с д и Кризис в ручье, авторы Виджай Юнг Тапа, Ахид Хуссейн и Удай Махуркар. Архивировано 22 декабря 2008 г. в Wayback Machine, 23 августа 1999 г. , India Today. Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Соглашение между Индией и Пакистаном о предварительном уведомлении о военных учениях. Архивировано 22 июля 2009 г. на Wayback Machine - размещено в Центре Генри Л. Стимсона . Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Миссия в Атлантике была одобрена на самом высоком уровне. Коммодор авиации Джасджит Сингх. Архивировано 19 июня 2010 года в Wayback Machine. Опубликовано в The Indian Express 12 августа 1999 года. Размещено на посольства Индии в Вашингтоне. веб-странице
- ^ Jump up to: а б с Памела Констебль и Камран Хан , Пакистан атакует индийские самолеты в приграничном районе. Архивировано 19 мая 2009 г. в Wayback Machine , 12 августа 1999 г., Washington Post, Проверено 23 июля 2007 г.
- ↑ Сбит пакистанский самолет-разведчик (Азиатско-Тихоокеанский отчет), С. Маллегол. Архивировано 4 мая 2016 г. в журнале Wayback Machine Journal of Electronic Defense, 1 сентября 1999 г. Проверено 23 июля 2007 г.
- ↑ Холодная война в Аравийском море. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine Виджай Сахуджа, научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа. Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Меры по укреплению доверия в Южной Азии - Морской угол. Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine DOC. Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Зехра, Насим. «Пост-Каргильские вызовы Исламабада» . Оборонный журнал . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Галерея изображений обломков Atlantique с архивированных 27 августа 2016 г. в Wayback Machine. фотографиями пакистанских солдат, Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine с использованием инфракрасного излучения . Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine и с лазерным наведением. Архивировано 3 ноября 2013 г. в Wayback Machine RBS 70 и Ракеты Mistral Получено 23 июля 2007 г.
- ↑ Международный Суд начинает слушания по жалобе Пакистана. Архивировано 2 мая 2016 г. в Wayback Machine , 4 апреля 2000 г. - The Tribune, получено 10 сентября 2007 г.
- ^ Сегодняшний вердикт Международного суда о юрисдикции по делу Атлантики. [узурпировал] 21 июня 2000 г. - The Hindu , дата обращения 10 сентября 2007 г.
- ↑ Решение от 21 июня 2000 г. Юрисдикция суда. Архивировано 5 апреля 2016 г. на Wayback Machine. Проверено 23 июля 2007 г.
- ↑ Мировой суд по Пакистану. Архивировано 28 марта 2007 г. на Wayback Machine BBC, 21 июня 2000 г., Проверено 23 июля 2007 г.
- ↑ Комментарии правительства запрошены по делу Atlantique. Архивировано 22 января 2010 г. в Wayback Machine. Пакистана 17 июля 2002 г. – Рассвет .
- ↑ Отчет о критическом состоянии Бунделы, который был «национальным героем» - 11 июня 2002 г. , NDTV, дата обращения 23 июля 2007 г.
- ↑ Медаль Ваюсены (VM). Архивировано 6 июля 2008 г. в Wayback Machine Бхарат Ракшак. Получено 22 июля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея обломков самолета. Проверено 23 июля 2007 г.
- Журнал «International_court_of_justice» Коллектив юристов, сентябрь 2000 г. Краткий отчет о судебных разбирательствах и результатах в Международном суде с юридической точки зрения. Проверено 3 ноября 2006 г.
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Авиационные происшествия и происшествия в 1999 г.
- Инциденты сбития самолетов во время индо-пакистанских войн
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- Военно-морские операции с участием Пакистана
- События августа 1999 года в Азии
- Дела Международного Суда