Аменхотеп I
Аменхотеп I | |
---|---|
Аменофис I, Аменот I [ 1 ] | |
![]() Культовая статуя Аменхотепа I сейчас находится в Эгицио-музее в Турине , Италия. | |
фараон | |
Царствование | 20 лет правления 1545-1526 гг. до н. э. (выс. хр.) 1525-1506 гг. до н. э. (низкая хр.) 20 лет, 7 месяцев ( Манефон [ 2 ] ) |
Предшественник | Яхмос I |
Преемник | Тутмос I |
Супруга | Яхмос-Меритамун , Ситкамос? |
Дети | Аменемхат (умер молодым), возможно, Яхмос |
Отец | Яхмос I |
Мать | Яхмос-Нефертари |
Умер | 1506 или 1504 г. до н.э. |
Похороны | Мумия найдена в тайнике Дейр-эль-Бахри , но, вероятно, первоначально была похоронена в Дра Абу эль-Нага (возможно, гробница ANB ) или KV39. |
Династия | 18-я династия |
Аменхотеп I ( / ˌ æ m ɛ n ˈ h oʊ ɛ t p / ) [ 5 ] или Аменофис I ( / ə ˈ m ε n oʊ f ɪ s / [ 6 ] от древнегреческого Аменофис), [ 7 ] был вторым фараоном династии й Египта 18 - . Его правление обычно датируется 1526–1506 годами до нашей эры (низкая хронология).
Он был сыном Яхмоса I и Яхмоса-Нефертари , но имел старшего брата Яхмоса-анха , и не ожидалось, что он унаследует трон . Однако где-то за восемь лет между 17-м годом правления Яхмоса I и его смертью его наследник умер, и Аменхотеп стал наследным принцем . [ 7 ] Затем он взошел на престол и правил около 21 года. [ 2 ]
Хотя его правление плохо задокументировано, на основе имеющихся свидетельств можно составить основную историю. Он унаследовал королевство, образованное в результате военных завоеваний его отца, и сохранил господство над Нубией и дельтой Нила , но, вероятно, не пытался сохранить власть Египта в Леванте . Он продолжил восстановление храмов в Верхнем Египте и произвел революцию в дизайне погребальных комплексов, отделив свою гробницу от погребального храма , установив тенденцию в создании царских погребальных памятников , которая сохранится по всему Новому царству . После его смерти его обожествили как бога-покровителя Дейр-эль-Медины . [ 8 ]

Семья
[ редактировать ]Аменхотеп I был сыном Яхмоса I и Яхмоса-Нефертари . Его старший брат, наследный принц Яхмос-анх , умер раньше него, расчистив тем самым путь к его восхождению на престол. [ 7 ] Аменхотеп, вероятно, пришел к власти, когда сам был еще молод, и его мать, Яхмос-Нефертари, по-видимому, была при нем регентшей, по крайней мере, в течение короткого времени. [ 9 ] Доказательством этого регентства является то, что и ему, и его матери приписывают основание поселения для рабочих в Фиванском некрополе в Дейр-эль-Медине . [ 9 ] Аменхотеп взял свою старшую сестру Яхмос-Меритамон в качестве своей Великой Царской Жены . [ 10 ] Имя другой жены, Ситкамосе, засвидетельствовано на стеле девятнадцатой династии . [ 11 ]
Помимо этого, отношения между Аменхотепом I и другими возможными членами семьи неясны. Аххотепа II обычно называют его женой и сестрой. [ 12 ] несмотря на альтернативную теорию, что она была его бабушкой. [ 11 ] Считается, что у него был сын от Аххотепа II, Аменемхет, который умер еще в очень молодом возрасте. [ 12 ] Это остается консенсусом, хотя есть аргументы и против таких отношений. [ 11 ] Не имея живых наследников, Аменхотепу наследовал Тутмос I , которого он женил на своей «сестре» Яхмосе . [ 12 ] Поскольку Яхмос никогда не упоминается в надписях как «дочь царя», некоторые учёные сомневаются, была ли она родным братом Аменхотепа I. [ 11 ]
Даты и продолжительность правления
[ редактировать ]
Высокая и низкая хронология Нового Царства
[ редактировать ]В 9-м году правления Аменхотепа гелиакический восход Сотиса наблюдался в девятый день третьего месяца лета. [ 13 ] Современные астрономы подсчитали, что, если наблюдение производилось из Мемфиса или Гелиополиса , то наблюдение было сделано в этот день в 1537 году до нашей эры (Высокая хронология НК). Если наблюдение производилось в Фивах , то событие произошло в 1517 году до нашей эры (НК Низкая хронология). [ 14 ] Следовательно, гелиакический подъем Сотиса предполагает, что Аменхотеп I воцарился либо в 1546 году (1545 год 1), либо в 1526 году до нашей эры (1525 год 1). Поскольку Фивы были столицей в начале 18-й династии, египтологи традиционно устанавливают дату вступления на престол в 1526 году до нашей эры. [ 13 ]
Продолжительность правления
[ редактировать ]В «Кратком изложении» Манефона говорится, что Аменхотеп I правил Египтом двадцать лет и семь месяцев или двадцать один год, в зависимости от источника . [ 15 ] Хотя самый высокий засвидетельствованный год правления Аменхотепа I приходится только на 10-й год его правления, заявление Манефона подтверждается отрывком из автобиографии гробницы волшебника по имени Аменемхет. Здесь прямо говорится, что он служил под началом Аменхотепа I 21 год. [ 16 ] Таким образом, в высокой хронологии Аменхотепу I дано царствовать примерно с 1546 по 1526 год до нашей эры, а в низкой хронологии - примерно с 1526 по 1506 год до нашей эры или с 1525 по 1504 год до нашей эры. [ 17 ] хотя отдельные ученые могут приписывать даты его правления, которые отличаются от этих на несколько лет.
Внешняя политика
[ редактировать ]
Аменхотепа I Имена «Гор» и «Две дамы» : «Бык, покоряющий земли» и «Тот, кто внушает великий ужас», обычно интерпретируются как означающие, что Аменхотеп I намеревался доминировать над окружающими народами. [ 13 ] Два текста на гробницах указывают на то, что он возглавлял кампании в Нубии. Согласно текстам гробниц Яхмоса, сына Эбаны , Аменхотеп позже стремился расширить границу Египта на юг, в Нубию, и возглавил силы вторжения, которые разгромили нубийскую армию. [ 18 ] В могильной биографии Яхмоса Пен-Нехебета говорится, что он также участвовал в кампании в Куше . [ 19 ] однако вполне возможно, что речь идет о том же походе, что и Яхмос, сын Эваны. [ 13 ] Аменхотеп построил храм в Саи , показывая, что он основал египетские поселения почти до Третьего порога . [ 9 ]

Единственное упоминание в гробнице Яхмоса Пен-Нехебета указывает на еще одну кампанию в Иаму в земле Кехек . [ 20 ] К сожалению, местонахождение Кехека неизвестно. Долгое время считалось, что Кехек относится к ливийскому племени Кехек, и поэтому предполагалось, что захватчики из Ливии воспользовались смертью Яхмоса, чтобы двинуться в западную часть дельты Нила. [ 21 ] К несчастью для этой теории, народ Кехек появился только в более поздние времена, и личность Кехека остается неизвестной. Нубия вполне возможна, поскольку Аменхотеп проводил там кампанию, а также предполагались западная пустыня и оазисы, поскольку они, похоже, снова попали под контроль Египта. [ 20 ]
Египет потерял западную пустыню и оазисы во время Второго переходного периода , а во время восстания против гиксосов . Камос счел необходимым разместить в них гарнизоны [ 22 ] Неизвестно, когда они были полностью взяты, но на одной стеле использовался титул « Князь-правитель оазисов». [ 23 ] это означает, что правление Аменхотепа является конечной точкой возвращения египетского правления. [ 22 ]
Во время правления Аменхотепа I нет зарегистрированных кампаний в Сиро-Палестине. Однако, согласно стеле Томбоса его преемника Тутмоса I, когда Тутмос возглавил кампанию в Азии вплоть до Евфрата , он не нашел никого, кто сражался бы против него. [ 24 ] Если бы Тутмос не возглавил кампанию, которая не была зарегистрирована в Азии до этой зарегистрированной кампании, это означало бы, что предыдущему фараону пришлось бы вместо этого усмирять Сирию. [ 25 ] что указывает на возможную азиатскую кампанию Аменхотепа I. Два упоминания о Леванте, потенциально написанные во время его правления, могут быть современными свидетелями такой кампании. Один из кандидатов на могилу Аменхотепа содержит упоминание о Кедми, который находится где-то в Ханаане или Трансиордании , а гробница Аменемхета содержит враждебное упоминание о Митанни . [ 26 ] Однако ни одно из этих упоминаний не обязательно относится к избирательной кампании и даже не обязательно относится к периоду правления Аменхотепа. Местоположение могилы Аменхотепа неизвестно, и Аменемхет жил, чтобы служить под началом нескольких царей, которые, как известно, нападали на Митанни. [ 26 ] Записи времен правления Аменхотепа просто слишком скудны и слишком расплывчаты, чтобы можно было сделать вывод о какой-либо сирийской кампании.
Культурное и интеллектуальное развитие
[ редактировать ]
Было найдено большое количество статуй Аменхотепа, но они в основном относятся к периоду Рамессидов и относятся к его продолжающемуся погребальному культу. [ 11 ] создан для его посмертного погребального культа. [ 23 ] Это затрудняет изучение искусства его правления. [ 23 ] Судя по его нескольким подлинным статуям, кажется, что Аменхотеп продолжал практику копирования стилей Среднего царства. [ 27 ] Искусство начала XVIII династии было особенно похоже на искусство раннего Среднего царства. [ 28 ] а статуи, созданные Аменхотепом I, явно копировали статуи Ментухотепа II и Сенусрета I. [ 29 ] Эти два типа настолько похожи, что современные египтологи с трудом различают их. [ 27 ]
Вероятно, именно Аменхотеп I основал деревню ремесленников в Дейр-эль-Медине , жители которой были ответственны за большую часть произведений искусства, которые заполняли гробницы в Фиванском некрополе для следующих поколений правителей и знати Нового Королевства. [ 11 ] Самое раннее имя, найденное там, — это Тутмос I , однако Аменхотеп явно был важной фигурой для рабочих города, поскольку он и его мать были его божествами-покровителями. [ 30 ]
Во время правления Аменхотепа наблюдалось развитие литературного развития. Считается, что «Книга о том, что находится в подземном мире » («Египетская книга мертвых»), важный погребальный текст, использовавшийся в Новом царстве, достигла своей окончательной формы во время правления Аменхотепа, поскольку она впервые появляется в украшении храма. могила его преемника Тутмоса I. [ 31 ] Папирус Эберса , который является основным источником информации по древнеегипетской медицине , также, кажется, датируется этим временем (упоминание о гелиакическом возвышении Сотиса, по которому обычно рассчитывается ранняя хронология Нового царства, было найдено на обратной стороне этого документа). ). [ 31 ]
Похоже, что во время правления Аменхотепа I были изобретены первые водяные часы . [ 32 ] Придворный астроном Аменхотепа Аменемхеб в своей биографии гробницы взял на себя заслугу создания этого устройства, хотя самый старый из сохранившихся механизмов датируется периодом правления Аменхотепа III . [ 33 ] Это изобретение принесло большую пользу для хронометража, поскольку египетский час не был фиксированной величиной времени, а измерялся как 1/12 ночи. [ 33 ] Когда летом ночи становились короче, эти водяные часы можно было настроить для точного измерения более коротких часов. [ 33 ]
Строительные проекты
[ редактировать ]
Аменхотеп начал или продолжил ряд строительных проектов на храмовых объектах в Верхнем Египте, но большинство построенных им построек были позже разобраны или уничтожены его преемниками. Из письменных источников известно, что он поручил архитектору Инени расширить Карнакский храм . [ 34 ] Биография гробницы Инени указывает на то, что он создал высотой 20 локтей ворота из известняка на южной стороне Карнака. [ 35 ] Он построил священную часовню Амона из алебастра и копию Белой часовни Сенусрета III . Скульптурный материал этих построек был извлечен из заполнения третьего пилона Аменхотепа III , что позволило восстановить некоторые из этих построек в Карнаке. [ 23 ] Аменхотеп также построил сооружения в Карнаке для своего фестиваля Сед , праздника, во время которого сила и энергия фараона обновлялись после 30 лет правления, но вполне вероятно, что он умер, прежде чем смог их использовать. [ 36 ] был построен храм В Нубии в Саи . [ 9 ] и он построил храмовые сооружения в Верхнем Египте в Элефантине , Ком-Омбо , Абидосе и храм Нехбет. Насколько известно, Аменхотеп не построил в Нижнем Египте ничего значимого, как его отец. [ 31 ]
Погребальный комплекс
[ редактировать ]Аменхотеп I был первым царем Египта, который отделил свой погребальный храм от своей гробницы, вероятно, пытаясь защитить свою гробницу от грабителей. Этот храм был расположен в северной части Дейр-эль-Бахри . [ 37 ] Дейр-эль-Бахри, судя по всему, имел какое-то погребальное значение для Аменхотепа, поскольку неподалеку была также найдена Фиванская гробница 358, гробница его царицы Яхмос-Меритамон . [ 38 ] Погребальный храм Аменхотепа был в значительной степени снесен, чтобы освободить место для нижней террасы погребального храма, построенного примерно 50 лет спустя царицей Хатшепсут . [ 39 ] и осталось лишь несколько кирпичей с именем Аменхотепа. [ 37 ] Королевские статуи внутри храма были перенесены в близлежащий погребальный храм Ментухотепа II . [ 38 ]
Могила и захоронение
[ редактировать ]Первоначальное местонахождение гробницы Аменхотепа точно не установлено. В отчете о безопасности царских гробниц в Фиванском некрополе, составленном во время беспокойного правления Рамсеса IX, отмечалось, что тогда они были нетронутыми, но их местонахождение не уточнялось. [ 9 ] Были предложены два места для гробницы Аменхотепа I: одно высоко в Долине царей , KV39 , а другое в Дра Абу эль-Нага , гробница ANB . [ 13 ] Раскопки КВ 39 позволяют предположить, что он использовался или повторно использовался для хранения тайника Дейр-эль-Бахри , в котором находилась хорошо сохранившаяся мумия короля, перед его окончательным перезахоронением. [ 40 ] Однако наиболее вероятным вариантом считается могила ANB. [ 9 ] [ 31 ] потому что там есть предметы, носящие его имя и имена некоторых членов семьи. [ 41 ]
Мумия
[ редактировать ]
Где-то во времена 20-й или 21-й династии первоначальная гробница Аменхотепа была либо ограблена, либо признана небезопасной и опустошена, а его тело в целях безопасности перемещали, вероятно, не один раз. Он был найден в тайнике Дейр-эль-Бахри , спрятанном среди мумий многочисленных королей и дворян Нового Королевства в конце 22-й династии или после нее над погребальным храмом Хатшепсут. [ 9 ] и хранился в Египетском музее в Каире . Его мумия, очевидно, не была разграблена 21-й династией, и священники, которые перевезли мумию, позаботились о том, чтобы картонная маска для лица осталась нетронутой. Аменхотепа — единственная царская мумия, которую не разворачивали и не исследовали современные египтологи. [ 9 ] Его тело было подвергнуто рентгеновскому исследованию в 1932 году; его возраст на момент смерти оценивался в 40–50 лет. В 1967 году ему снова сделали рентген, в результате чего возраст смерти на момент смерти был гораздо ниже - 25 лет, исходя из хорошего состояния его зубов.
В апреле 2021 года его мумии были перевезены в Национальный музей египетской цивилизации вместе с мумиями 17 других царей и 4 цариц в рамках мероприятия, получившего название « Золотой парад фараонов» . [ 42 ]

КТ
[ редактировать ]Рентгеновские исследования мумии царя Аменхотепа I не дали последовательных данных или подробной информации о мумии. При обычном рентгеновском исследовании трехмерная (3D) информация о мумии проецируется на двумерную рентгеновскую пленку. В результате объекты и кости накладываются друг на друга, что делает характеристику мумии менее удовлетворительной. [ 43 ] Напротив, КТ — это усовершенствованная форма рентгена, которая позволяет получить сотни тонких срезов (срезов) тела и обеспечивает более подробные реконструированные изображения мягких тканей, а также костей. 4 мая 2019 года его мумия была исследована с помощью неинвазивной компьютерной томографии, чтобы получить представление о его внешнем виде, состоянии здоровья, причине смерти и стиле мумификации. С помощью этой техники были созданы двухмерные и трехмерные изображения маски, повязок и мумии. В этом исследовании возраст его смерти на момент смерти оценивается в 35 лет, исходя из слияния эпифизов и состояния лобкового симфиза. Его органы были удалены через вертикальный разрез для бальзамирования, а полость тела набили льняной тканью; сердце находится в грудной полости. Никаких попыток удалить мозг предпринято не было. В глазницы не было вставлено никаких тампонов, и нигде на теле не обнаружено никаких подкожных прокладок. Каждую ноздрю заткнули рулонами пропитанного смолой полотна. Внутри оберток находятся амулеты и украшения; пояс из бисера, вероятно, золотой, находится на задней части его бедер. Тело получило патологоанатомические повреждения от рук грабителей: у него были оторваны голова, левая рука, правая рука и правая нога; в передней части его туловища также есть большая дыра. Были предприняты попытки восстановить тело во время его перепаковки и кэширования. Его голова и конечности были прикреплены обратно, а ступня поддерживалась доской. [ 43 ]
Преемственность и наследие
[ редактировать ]
Считается, что у Аменхотепа I был только один ребенок, сын, который умер в младенчестве, хотя некоторые источники указывают, что у него не было детей. [ 10 ] Аменхотепа I сменил Тутмос I, очевидно, высокопоставленный военный деятель. Неясно, существовало ли между ними какое-либо кровное родство, хотя предполагалось, что Тутмос I был сыном вероятного дяди Аменхотепа I, Яхмоса Сипаири . [ 44 ] Аменхотеп, возможно, назначил Тутмоса I своим соправителем перед своей смертью, поскольку имя Тутмоса I появляется рядом с именем Аменхотепа на божественной барке, найденной археологами в заполнении третьего пилона в Карнаке. [ 23 ] Однако большинство ученых считают, что это всего лишь свидетельство того, что Тутмос ассоциировал себя со своим царственным предшественником. [ 11 ] Один текст также был истолкован как означающий, что Аменхотеп назначил своего маленького сына соправителем, который затем умер раньше него. [ 36 ] Тем не менее, ученые сходятся во мнении, что доказательств того или иного сосуществования слишком мало.
Погребальный культ
[ редактировать ]
Аменхотеп был обожествлен после своей смерти и стал божеством-покровителем деревни, которую он открыл в Дейр-эль-Медине . [ 11 ] Его мать, которая прожила как минимум на год дольше, чем он, также была обожествлена после ее смерти и стала частью его ектении. [ 45 ] Как упоминалось ранее, подавляющее большинство скульптур Аменхотепа представляет собой погребальный идол из этого культа в более поздние периоды. Во время поклонения он имел три божественных проявления: «Аменхотеп города», «Аменхотеп, возлюбленный Амона» и «Аменхотеп придворового двора», и был известен как бог, творивший оракулы . [ 11 ] Некоторые из заданных ему вопросов сохранились на остраках из Дейр-эль-Медины и, судя по всему, были сформулированы таким образом, что идол короля мог кивнуть (или был вынужден кивнуть) в ответ. [ 46 ] Ему также было посвящено несколько праздников, которые проводились в течение года. [ 11 ] В течение первого месяца отмечался праздник в честь явления Аменхотепа работникам некрополя, что, вероятно, означает, что его идол был перенесен в Дейр-эль-Медину. [ 47 ] Еще один праздник состоялся тридцатого числа четвертого месяца, а затем еще два состоялись в седьмом месяце. [ 47 ] Первым было «расстилание погребального ложа царя Аменхотепа», вероятно, в ознаменование дня его смерти. [ 47 ] Второй, отмечавшийся четыре дня в самом конце месяца, был «великим праздником царя Аменхотепа, господина города». Позже в египетской истории в честь этого праздника был назван седьмой месяц « Фаменот ». [ 47 ] Другой праздник проводился 27 числа девятого месяца, а последний известный праздник проводился в течение нескольких дней, по крайней мере, между одиннадцатым и тринадцатым днями одиннадцатого месяца, что, по всей вероятности, отмечало дату восшествия Аменхотепа на престол. [ 47 ]
Дополнительный свет на погребальный культ Аменхотепа проливают многочисленные документы, в которых, по-видимому, подробно описываются ритуалы, посвященные Аменхотепу. [ 48 ] Три папируса времен Рамсеса II описывают литургию, которую использовали священники, а рельефы в Карнаке и Мединет-Абу иллюстрируют избранные обряды и заклинания. [ 48 ] Основная часть ритуалов связана с подготовкой и проведением ежедневных возлияний идолу , включая чтение формулы ḥtp-dỉ-nsw , а также очищение и запечатывание святыни в конце дня. [ 49 ] Остальные обряды касаются того, как проводить различные праздники в течение года. [ 50 ] В этих случаях идол Аменхотепа или священник, представляющий его, фактически совершает поклонение Амону, а не поклоняется самому себе, что не было типичной культовой практикой в Древнем Египте. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Масперо 1910 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Манефон - перевод У. Уодделла, Классическая библиотека Леба, 1940, стр. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Лепроон 2013 , с. 96.
- ^ Клейтон 1994 , с. 100.
- ^ «Аменхотеп III или Аменхотпе III» . Словарь Коллинза. нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ «Аменофис III» . Словарь Коллинза. нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Додсон и Хилтон 2004 , с. 126.
- ^ «Аменхотеп I» . Британский музей . Проверено 20 мая 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шоу и Николсон 1995 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Додсон и Хилтон 2004 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блейберг 2001 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Гримал 1992 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и Гримал 1992 , с. 202.
- ^ Хелк, Отто и Дренхан 1975 , с. 969.
- ^ Фингерсон, Список королей Манефона.
- ^ Редфорд 1966 , с. 144.
- ^ Бекерат 1997 , с. 189.
- ^ Брестед 1906 , стр. 17–18.
- ^ Брестед 1906 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1965 , с. 310.
- ^ Штайндорф и Зеле 1942 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1965 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б с д и Гримал 1992 , с. 203.
- ^ Брестед 1906 , с. 30.
- ^ Брестед 1906 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1965 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Фрид 2001 , с. 133.
- ^ Олдред 1980 , с. 147.
- ^ Эштон и Спэнел 2001 , с. 58.
- ^ Брайан 2000 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б с д Гримал 1992 , с. 206.
- ^ Хелк 1975 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с Вест 1973 , с. 63.
- ^ Брестед 1906 , с. 19.
- ^ Брестед 1906 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Венте 1975 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б Брайан 2000 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Додсон 1990 , с. 42.
- ^ Додсон 1990 , с. 43.
- ^ Астон 2015 , с. 35.
- ^ Шоу 2003 , с. 181.
- ^ Парисс, Эммануэль (5 апреля 2021 г.). «22 древних фараона провезли через Каир на эпическом «золотом параде» » . НаукаАлерт . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Салим и Хавасс 2021 .
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 129.
- ^ Гримал 1992 , с. 201.
- ^ Крухтен 2001 , с. 610.
- ^ Jump up to: а б с д и Редфорд 1966 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Нельсон 1949а , с. 204.
- ^ Нельсон 1949a , с. 230.
- ^ Нельсон 1949a , с. 232.
- ^ Нельсон 1949b , с. 344.
Ссылки
[ редактировать ]Источники печати
[ редактировать ]- Олдред, Сирил (1980). Египетское искусство во времена фараонов, 3100–320 гг. До н.э. (изд. 1986 г.). Лондон: Темза и Гудзон . Проверено 3 апреля 2024 г.
- Эштон, Салли; Спэнел, Дональд Б. (2001). «Портрет» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 55–59. ISBN 0-19-513823-6 .
- Астон, Дэвид А. (2015). Шафранский, З.Э. (ред.). «TT358, TT320 и KV39. Три гробницы королев начала восемнадцатой династии в окрестностях Дейр-эль-Бахари» (PDF) . Польская археология в Средиземноморье: Специальные исследования: Исследования Дейр-эль-Бахари . 24 (2): 15–42 . Проверено 26 апреля 2023 г.
- Бекерат, Юрген фон (1997). Хронология фараонов Египта . Издатель Филипп фон Заберн. ISBN 978-3-80532-310-9 .
- Блейберг, Эдвард (2001). «Аменхотпе I» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 71. ИСБН 0-19-513821-Х .
- Борхардт, Людвиг (1920). Древнеегипетское хронометрирование (История хронометража и часов) . Том I. Берлин и Лейпциг: W. de Gruyter & Co.
- Брестед, Джеймс Генри (1906). Древние записи Египта . Том. II: Восемнадцатая династия. Чикаго: Издательство Чикагского университета . Проверено 4 апреля 2024 г.
- Брайан, Бетси М. (2000). «18-я династия до периода Амарны». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 218–271.
- Клейтон, Питер А. (1994). Хроника фараонов (изд. 2006 г.). Thames and Hudson Ltd. Лондон: ISBN 0-500-05074-0 .
- Додсон, Эйдан (1990). «Аменхотеп I и Дейр эль-Бахри» . Журнал форума древней хронологии . 3 : 42–44 . Проверено 5 апреля 2024 г.
- Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полное собрание королевских семей Древнего Египта (изд. в мягкой обложке 2010 г.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28857-3 .
- Фрид, Рита Э (2001). "Искусство". В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 127–136.
- Грималь, Николас (1992) [1988]. История Древнего Египта . Перевод Шоу, Ян. Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0-631-19396-0 .
- Харрис, Джеймс Э.; Венте, Эдвард Ф., ред. (1980). Рентгеновский атлас королевских мумий . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 207–208. ISBN 0226317455 .
- Хельк, Вольфганг (1975). Историко-биографические тексты 2-го переходного периода и новые тексты 18-й династии (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag.
- Хельк, Вольфганг; Отто, Эберхард; Дренхан, Розмари, ред. (1975). Лексикон египтологии (на немецком языке). Том I. Висбаден: Отто Харрасовиц.
- Джеймс, TGH (1965). «Египет: От изгнания гиксосов до Аменофиса I». В Эдвардсе, IES ; Гэдд, CJ; Хаммонд, ШФЛУ; Сольбергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 2, часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, ок. 1800–1380 гг. до н.э. Издательство Кембриджского университета.
- Крухтен, Жан Мари (2001). «Оракулы» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 609–612.
- Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое Имя: Древнеегипетский царский титул . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-736-2 . Проверено 18 октября 2022 г.
- Лиликвист, Кристина (1981). «Египетское искусство». Известные приобретения 1980-81 гг . Метрополитен-музей. стр. 9–10 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- Масперо, Гастон (1910). Египет: древние места и современные сцены . Перевод Ли, Элизабет. Лондон; Лейпциг: Т. Фишер Анвин.
- Нельсон, Гарольд Х. (1949a). «Некоторые рельефы в Карнаке и Мединет-Абу и ритуал Аменофиса I» . Журнал ближневосточных исследований . 8 (3): 201–232. дои : 10.1086/370930 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 542841 .
- Нельсон, Гарольд Х. (1949b). «Некоторые рельефы в Карнаке и Мединет-Абу и ритуал Аменофиса I - (Завершение)» . Журнал ближневосточных исследований . 8 (4): 310–345. дои : 10.1086/370936 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 542898 .
- Редфорд, Дональд Б. (1966). «К хронологии египетской Восемнадцатой династии» . Журнал ближневосточных исследований . 25 (2): 113–124. дои : 10.1086/371857 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 543971 .
- Салим, Сахар Н. ; Хавасс, Захи (2021). «Цифровая развертка мумии царя Аменхотепа I (1525–1504 до н. э.) с использованием компьютерной томографии» . Границы в медицине . 8 : 2292. doi : 10.3389/fmed.2021.778498 . ISSN 2296-858X . ПМЦ 8748262 . ПМИД 35028305 .
- Шоу, Ян (2003). Исследование Древнего Египта . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511678-6 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- Шоу, Ян; Николсон, Пол (1995). Словарь Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-8109-3225-8 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- Стейндорф, Джордж; Зеле, Кейт (1942). Когда Египет правил Востоком . Чикаго: Чикагский университет . Проверено 21 апреля 2024 г.
- Венте, Эдвард Ф. (1975). «Воцарение Тутмоса III и начало Нового царства» . Журнал ближневосточных исследований . 34 (4): 265–272. дои : 10.1086/372429 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 544149 .
- Уэст, Стефани (1973). «Культурный обмен через водяные часы» . Классический ежеквартальный журнал . 23 (1): 61–64. дои : 10.1017/S0009838800036508 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 638127 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аменхотеп I - Британский музей , по состоянию на 10 июня 2010 г.
- Эндрюс, Марк. «КВ 39, Могила Аменхотепа I?» . InterCity Oz, Inc. Архивировано из оригинала 8 июня 2007 года . Проверено 1 июня 2007 г.
- Фингерсон, Список королей Р. Манефона
- Хатшепсут: от царицы до фараона , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аменхотепе I (см. Указатель)
- Рутледж, Б. (10 сентября 2007 г.) - Статуя Аменхотепа I около 1510 г. до н. э., Фивы , Национальная образовательная сеть , по состоянию на 14 февраля 2017 г.
- Пикок, Л. - Храм Аменхотепа I в Дейр-эль-Медине, доступ 6 января 2021 г.
- Салим, Сахар Н., Хавасс Захи. Цифровая развертка мумии царя Аменхотепа I (1525–1504 гг. до н.э.) с использованием компьютерной томографии, 28 декабря 2021 г .; См. также статью BBC об этой развертке: «Мумия египетского фараона впервые развернута в цифровой упаковке» [1]