Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии | |
---|---|
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии ( фин .) Евангелическо-лютеранская церковь в Финляндии ( шведский ) | |
Тип | Национальная церковь |
Классификация | протестант |
Ориентация | лютеранин |
Писание | Библия |
Политика | епископальный |
Предстоятель | Тапио Луома |
Ассоциации | Конференция европейских церквей Лютеранская Всемирная Федерация Причастие Порвоо Всемирный совет церквей |
Область | Финляндия |
Основатель | Александр I России |
Источник | 29 марта 1809 г. ( Сейм в Порвоо ) |
Отдельно от | Церковь Швеции |
Члены | 3,625,007 (2022) [ 1 ] |
Официальный сайт | евл |
Евангелическо Suomen evankelis церковь Финляндии ( фин . - luterilainen kirkko ; швед . Evangelisk-lutherska kyrkan i Finland ) — национальная церковь Финляндии - лютеранская . Это часть лютеранской ветви христианства . Церковь имеет юридический статус национальной церкви в стране наряду с Финляндской Православной Церковью . [ 2 ]
Герб Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. | |
---|---|
Усыновленный | 1990 |
Церковь является членом Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей . Он также является членом Общины Порвоо и активно участвует в экуменических отношениях.
С 3,6 миллионами участников по состоянию на 2022 год. [update]Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии – одна из крупнейших лютеранских церквей в мире. Это крупнейшая религиозная организация Финляндии; По состоянию на конец 2022 года членами церкви были 65,2% финнов. [ 1 ] Нынешним главой Церкви является Тапио Луома , архиепископ Турку , сменивший Кари Мякинена 3 июня 2018 года.
История
[ редактировать ]Католическое епископство
[ редактировать ]Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии ведет свое происхождение от средневековой епархии Турку , которая географически совпадает с современной Финляндией. [ 3 ] Христианство проникало в Финляндию медленно: первые признаки христианской веры были обнаружены в захоронениях, датированных 9 веком. [ 4 ]
Судя по этимологическим данным, кажется, что его самые первые влияния пришли в современную Финляндию из восточно-христианской традиции . [ 5 ] Археологические данные показывают, что к середине XII века христианство доминировало в регионе вокруг современного Турку . Одна легенда рассказывает о крестовом походе, датированном примерно 1054 годом, но никакие современные или археологические свидетельства не подтверждают эту историю. Другая легенда гласит, что Финляндскую Церковь основал мученик-епископ Св. Генрих , но она, скорее всего, тоже вымышленная. [ 6 ]
Внедрение христианства было в основном мирным и медленным процессом, совпадавшим с постепенной интеграцией со Швецией серия , хотя в эту эпоху под руководством шведов велась крестовых походов.
Первый епископ, которого звали Фома , жил в первой половине 13 века. Папа Иннокентий IV подал в отставку Томасу 21 февраля 1245 года. По словам Папы, Томас признался в совершении нескольких уголовных преступлений, таких как пытки человека до смерти и подделка папского письма. [ 7 ]
Церковная иерархия окончательно утвердилась во время Второго шведского крестового похода .
В средние века епархия Турку находилась под главенством архиепископа Упсалы , что отражало шведское политическое правление в стране. В епархии была школа, что позволяло обучать собственных священников, но несколько финнов также учились за границей в университетах Германии и Парижа.
До Реформации наиболее важными монашескими орденами, действовавшими в епископстве, были францисканцы , доминиканцы и бриджиттинцы . Литургия епархии следовала доминиканской модели. [ 8 ]
Часть шведской церкви.
[ редактировать ]Шведская Реформация началась во время правления короля Густава Васы (1527 г.) и завершилась в 1560 г. Швеция, как и другие страны Северной Европы, приняла лютеранскую форму протестантизма. Большинство монастырских поместий в Финляндии, а также замок Куусисто , который был средневековой резиденцией епископов Турку, были конфискованы шведской короной.
Первым лютеранским епископом был Мартинус Йоханнис Скитте, бывший генеральный викарий доминиканской Турку провинции Дакия. Он сохранил большую часть старых католических форм в пределах епархии, которая была частью теперь независимой Шведской церкви . [ 9 ] Доктринальная реформация Финляндской Церкви произошла во время епископства Микаэля Агриколы , который учился в Виттенбергском университете под руководством Мартина Лютера .
Агрикола перевел весь Новый Завет и большую часть Ветхого Завета на финский язык . Кроме того, он является автором большого количества финских литургических текстов в духе Реформации, сохраняя при этом ряд явно католических обычаев, таких как сохранение многих святых дней, включая Посещение Марии и День Святого Креста , а также использование епископская митра . Хотя изображения и скульптуры святых сохранились в церквях, они уже не почитались. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Агрикола был первым женатым епископом Турку. [ 13 ]
К концу XVI века шведская Реформация была окончательно завершена, и следующий век стал известен как период лютеранской ортодоксальности . Членство в церкви было обязательным, как и посещение богослужений .
В недавно завоеванной финской Карелии лютеранская церковь подавляла восточное православие местного населения, что вынудило большое количество людей уехать в Россию.
В это время Церковь начала закладывать основы всестороннего образования, при котором каждый человек должен был знать основные положения христианской веры. Приходским служителям было поручено обучать детей чтению и Катехизису . Было улучшено образование священников, была основана Королевская академия Турку , а система образования была закреплена в Церковном акте 1686 года.
В начале 18 века Финляндия была оккупирована Россией на десять лет во время Великой Северной войны . Большая часть Финляндии была аннексирована Россией, где лютеранская церковь продолжала действовать, несмотря на то, что находилась под властью России. Две ветви финского лютеранства, которые были разделены, воссоединились в начале 19 века.
И в России, и в Швеции на лютеранство сильно повлияло богословие Просвещения , которое привело к секуляризации Церкви. Это, а также расточительный образ жизни приходских викариев вызвали общественное недовольство, которое стало заметным в популярных местных возрождения . движениях [ 14 ]
Независимая государственная церковь
[ редактировать ]Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии является преемницей Шведской церкви , частью которой она была до 1809 года, когда Великое княжество Финляндское было создано как часть Российской империи и, следовательно, разделило установленный статус с Финской православной церковью .
принял новый церковный закон В 1869 году финский Ландаг . Закон разделил церковь и государство, предоставив церкви собственный законодательный орган, известный как центральный Синод .
Изменения церковной формы мог производить только центральный Синод, который имел исключительное право предлагать изменения в Церковном законе. Эти изменения впоследствии могли быть либо приняты, либо наложены вето Лантдагом и российским императором. [ 15 ] Годом ранее лютеранские приходы были отделены от светских муниципалитетов, и оба получили собственные финансы и административные органы.
Общая ответственность Церкви за всестороннее образование и заботу о бедных была передана светским муниципалитетам. Церковь приняла отделение от государства, поскольку главой государства был православный российский император, полную интеграцию с государством она считала проблематичной. [ 16 ]
В 1889 году был принят закон, разрешающий другим христианским конфессиям свободно действовать в стране, а членам лютеранской церкви было предоставлено право покинуть церковь и присоединиться к другим христианским общинам. [ 17 ] С 1923 года стало возможным выйти из государственной церкви без необходимости присоединения к другой религиозной общине.
В начале 19 века несколько движений возрождения сформировалось , четыре из которых были особенно заметными. Эти движения были:
- Rukoilevaisuus (те, кто преклоняет колени для молитвы или часто молится), основанный крестьянской девушкой Лиизой Эркинтютар, а позже священником Авраамом Ахрениусом. Движение активно действовало в основном в Западной Финляндии.
- «Пробуждение» (также называемое «Пиетисты»), основанное крестьянином Пааво Руотсалайненом .
- Эванкелисуус (связанный с неолютеранством ), основанный священником Фредриком Габриэлем Хедбергом .
- Лестадианство , основанное Ларсом Леви Лестадиусом .
Сторонники возрождения встретили сильное сопротивление со стороны епископов и образованной части населения, но привлекли большое количество последователей в сельской местности. В современной финской историографии возрожденческие движения рассматриваются как часть социальных потрясений, вызванных модернизацией общества. [ 16 ] [ 18 ]
В конце 19 века Церковь начала сталкиваться с противодействием со стороны либерализма , причем позиция Церкви подвергалась особым сомнениям со стороны зарождающегося рабочего движения. Церкви также бросили вызов со стороны баптистов и методистов , которые стали первыми двумя частными религиозными общинами в Финляндии.
Церковь отреагировала, предоставив своим собственным возрожденческим движениям больше свободы и начав новые молодежные мероприятия, такие как воскресные школы и христианские молодежные ассоциации, но на основное течение финского национализма повлияло лютеранство. Например, самый важный философ финского национализма Йохан Вильгельм Снельман считал лютеранство важным фактором финской идентичности, хотя и критиковал церковь как организацию. [ 19 ]
Упраздненная национальная церковь
[ редактировать ]В начале 20 века старый Ландтаг , основанный на четырех сословиях королевства , был преобразован в однопалатный парламент ( Эдускунта ), избираемый равным голосованием.
В 1908 году поправка к Закону о церкви освободила членов церкви от юридической обязанности участвовать в Святом Причастии не реже одного раза в год. После этого посещаемость церкви упала и с тех пор стала показателем личных религиозных взглядов. (См. также kyrkogångsplikt — предыдущее требование для посещения церковных служб.)
За независимостью Финляндии в 1917 году сразу же последовала гражданская война в Финляндии , когда церковь присоединилась к белой (националистической) стороне, а красная гвардия приняла антиклерикализм, вплоть до убийства священников.
В Конституции 1919 года новая республика считалась неконфессиональной, а свобода вероисповедания была закреплена как право.
В 1923 году это право было дополнительно реализовано посредством Закона о свободе религии. Хотя закон давал право каждому взрослому финну выйти из Церкви (и, следовательно, быть освобожденным от обязанности платить церковный налог), подавляющее большинство людей остались ее членами, независимо от их политических взглядов.
Во время Второй мировой войны церковь была важным фактором финского национализма. Обычным националистическим призывом во время войны было « За дом, религию и Отечество» ( финский : Kodin, uskonnon ja isänmaan puolesta , шведский : För hem, tro och Fosterland ). Кроме того, во время войны церковь активно участвовала в общественной работе, тем самым сблизившись с рабочим движением.
Военные капелланы, которые в течение нескольких лет разделяли жизнь простых солдат, также стали ближе к жизни рабочего класса. В конце войны эти так называемые священники-соратники ( фин . asevelipapit/vapenbrödra präster ) продолжили свою работу среди фабричных рабочих. В других слоях общества как новые формы церковной деятельности возникли богослужебные, семейные и молодежные дела, укрепились позиции мирян внутри Церкви. Так называемое пятое движение возрождения также возникло в результате возрождения, произошедшего во время войны. Мартти Симойоки и Микко Юва были двумя бывшими военными капелланами, которые стали финскими архиепископами, их срок пребывания на этом посту составил два десятилетия. [ 20 ] [ 21 ]
В 1960-х годах церковь столкнулась с сильной оппозицией со стороны левых радикалов, которые считали ее старомодной крепостью реакции и критиковали зачатки позиции церкви внутри государства.
в 1966 году по делу о богохульстве Суд над писателем Ханну Саламой стал знаменитым поводом для антиистеблишментарной позиции. Салама был приговорен к трем месяцам тюремного заключения с испытательным сроком, а затем был помилован президентом Урхо Кекконеном . [ 22 ]
Другим широко критикуемым аспектом отношений финской церкви и государства был запрет на публичные танцы и посещение кинотеатров по субботам, предшествующим определенным воскресеньям, - запрет, который оставался в силе до 1968 года. [ 23 ]
Церковь отреагировала на свою непопулярное положение программой модернизации.
В 1970-е годы была начата работа над новыми переводами Библии на финский язык и новым сборником гимнов . новый перевод Библии (основанный на теории динамической эквивалентности ). Сборник гимнов, включавший в себя большое количество возрожденческих и молодежных гимнов, был принят в 1986 году. Кроме того, в 1992 году был завершен и одобрен для использования [ 24 ] [ 25 ] Наконец, Синод открыл священство для женщин — изменение, которое впервые обсуждалось, но не было принято Синодом в 1963 году и которое продолжает вызывать споры. [ 26 ]
Положение в финском обществе
[ редактировать ]Религия в Финляндии [ 1 ] [ 27 ] | |||||||||||
Год | Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии | Финская Православная Церковь | Другой | Никакой религиозной принадлежности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | 95.7% | 1.7% | 0.4% | 2.7% | |||||||
1980 | 90.3% | 1.1% | 0.7% | 7.8% | |||||||
1990 | 87.9% | 1.1% | 0.9% | 10.2% | |||||||
2000 | 85.1% | 1.1% | 1.1% | 12.7% | |||||||
2005 | 83.1% | 1.1% | 1.1% | 14.7% | |||||||
2010 | 78.2% | 1.1% | 1.4% | 19.2% | |||||||
2011 | 77.2% | 1.1% | 1.5% | 20.1% | |||||||
2012 | 76.4% | 1.1% | 1.4% | 21.0% | |||||||
2013 | 75.3% | 1.1% | 1.4% | 22.1% | |||||||
2014 | 73.8% | 1.1% | 1.6% | 23.5% | |||||||
2015 | 73.0% | 1.1% | 1.6% | 24.3% | |||||||
2016 | 72.0% | 1.1% | 1.6% | 25.3% | |||||||
2017 | 70.9% | 1.1% | 1.6% | 26.3% | |||||||
2018 | 69.8% | 1.1% | 1.7% | 27.4% | |||||||
2019 | 68.7% | 1.1% | 1.7% | 28.5% | |||||||
2020 | 67.8% | 1.1% | 1.7% | 29.4% | |||||||
2021 | 66.6% | 1.1% | 1.7% | 30.6% | |||||||
2022 | 65.2% | 1.1% | 1.8% | 32.0% |
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имеет юридический статус национальной церкви страны наряду с Финской православной церковью . Конституция Финляндии предусматривает Закон о церкви ( киркколаки ) для организации и управления Евангелическо-лютеранской церковью; [ 28 ] Закон может быть изменен только по инициативе Синода Церкви – сохраняя автономию с царских времен . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Финское общество пережило общую секуляризацию , а число членов церкви в последние десятилетия сократилось. В 2015 году веб-сайт Eroakirkosta.fi , предлагающий электронную услугу выхода из государственных церквей Финляндии, сообщил, что с момента открытия сайта в 2003 году из церкви вышли полмиллиона членов церкви. [ 32 ] Тем не менее, церковь сохраняет верность подавляющего большинства населения, особую роль в государственных церемониях и право взимать церковный налог со своих членов в сочетании с государственным подоходным налогом. Помимо членского налога, предприятия также в некоторой степени участвуют в виде налога, который распределяется среди церкви.
Уклонение от церковного налога (от 1 до 2 процентов в зависимости от местоположения) было популярной причиной ухода из церкви. [ 33 ] В 2010 году число дезертиров достигло рекорда в 83 097 человек, что отчасти вызвано позицией церкви, согласно которой гомосексуальность является грехом. Эта позиция была четко выражена в дискуссионной программе финского телевидения о правах геев, которая транслировалась 12 октября 2010 года, в которой церковное духовенство и миряне разделились как за, так и против предлагаемых поправок к законодательству, направленных на расширение прав ЛГБТ. [ 34 ] [ 35 ]
Стефан Валлин , министр Финляндии, отвечающий за церковные дела, обвинил Пяйви Рясянена , лидера Христианских демократов , в намеренном принятии публичной позиции против гомосексуализма и прав геев, чтобы оттолкнуть от церкви тех людей, которые могли бы придерживаться более либеральных взглядов на геев. принятие. [ 36 ]
9 февраля 2011 года Конференция епископов ELCF издала «Пастырское наставление о бесплатной молитве с и для тех, кто зарегистрировал свое гражданское партнерство», которое может проводиться как в частном порядке, так и публично в церкви, с гостями или без них, но которое не путать с «благословением партнерства, сравнимым с браком». [ 37 ]
По состоянию на 2022 год только 65,2% финнов принадлежали к Евангелическо-лютеранской церкви, что на 13,0 процентных пункта меньше, чем в 2010 году. Самая высокая доля населения, принадлежащего церкви, приходится на Южную Остроботнию , где к церкви принадлежат 81,9%. При этом самая низкая доля наблюдается в Уусимаа , где эта доля составляет 53,8%. На муниципальном уровне есть только три муниципалитета, более 90% которых принадлежат церкви; Перхо , Киннула и Рейсъярви . Хельсинки (47,6%) и Вантаа (49,1%) — муниципалитеты, меньшинство населения которых принадлежит церкви. [ 38 ]
Учения
[ редактировать ]Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии считает себя частью единой , святой, католической и апостольской Церкви. По доктрине это лютеранство , следующее учению Мартина Лютера . Церковь является членом Всемирной лютеранской федерации и Общины Порвоо , но не подписала Лойенбергское соглашение .
Вера Церкви выражена в трех исповеданиях старой церкви ( Апостольский Символ веры , Никейский Символ веры и Афанасийский Символ веры ) и лютеранских конфессиональных документах, как это определено в Книге Согласия . [ 39 ] [ 40 ]
Практическая вера описана в катехизисе церкви, который основан на Малом катехизисе Лютера и буквально включает его в себя . Последняя версия катехизиса была принята Генеральным Синодом в 1999 году. [ 41 ]
Церковь принимает учение о непорочном зачатии и телесном воскресении. [ 42 ]
Церковь не поддерживает креационизм , но заявляет: [ 42 ]
Бог – Творец всего. Своим словом он создал всю вселенную. Наука изучает тайну происхождения мира, а также эволюцию природы и человека. Вера верит, что в основе всего лежит творческая воля Бога и любовь к творению.
Среди современных доктрин церковь занимает умеренную позицию.
Церковь позволяет своим членам работать в качестве военнослужащих или судей, считая эти обязанности важными для благосостояния общества. [ 43 ]
Отношение церкви к сексуальности несколько двусмысленно: она строго осуждает внебрачный секс, но в отношении добрачного секса утверждает: [ 43 ]
Сексуальность, оторванная от любви и от ответственности, порабощает людей, принося вред себе и другим.
Развод и последующий повторный брак принимаются с оговорками. [ 43 ] Аборт допускается, поскольку церковь считает, что женщина имеет право принять решение о прерывании беременности, но женщине не разрешается принимать решение самостоятельно. Аборт следует ограничивать серьезными случаями, когда рождение ребенка может вызвать серьезную опасность или страдания как для семьи, так и для ребенка. Такие случаи должны быть определены в законодательстве, что и имеет место в Финляндии. Однако женщина, задумывающаяся об аборте, должна получить всю возможную поддержку до и после принятия решения, независимо от его результата. [ 44 ]
По вопросам ЛГБТ Церковь ведет диалог. У церкви нет официальной политики в отношении рукоположения священнослужителей-геев, а с 2002 года «один епископ заявил о своем желании рукополагать гомосексуалистов». [ 45 ] Синод епископов заявил, что сексуальные меньшинства не следует избегать или преследовать, но что они, как и все люди, несут ответственность за применение своей сексуальности. В 2010 году церковь заняла более открытую позицию и проголосовала за разрешение проводить молебны после гражданского однополого союза. [ 46 ] Цель таких молебнов, по мнению финского лютеранского синода и архиепископа, состоит в том, чтобы занять «ясную и недвусмысленную позицию в поддержку пар геев и лесбиянок». [ 47 ] Согласно церковной политике в отношении однополых гражданских партнерств, «пара может организовывать молитвы со священником или другими церковными работниками и приглашенными гостями. Это может происходить в помещении церкви». [ 48 ]
В 2012 году епархия Куопио назначила на должность пастора церкви открытого трансгендера. [ 49 ]
После того, как в 2014 году однополые браки стали законными, архиепископ Кари Мякинен заявил о своей поддержке однополых браков. [ 50 ] В 2016 году Синод не разрешил обряд однополого брака, но, как и прежде, разрешил пастырям «молиться вместе и за все пары, вступившие в гражданский [однополый] брак». [ 51 ] Поэтому, хотя архиереи и не соглашались на заключение однополых браков, «архиерея заняла позицию, что можно совершать молебны для благословения однополых пар». [ 52 ] Как и в случае с гражданскими партнерствами, церковь учит, что «однополые пары могут проводить молитвенную церемонию» в церкви. [ 53 ] В заявлении епископов также говорится, что «[это] изменение в законе о браке означает, что члены Финской евангелическо-лютеранской церкви, лица, занимающие высокие посты, и рабочие состоят в браке с однополыми [людьми]». [ 54 ] Некоторые священнослужители заявили о своем намерении заключать браки с однополыми парами, утверждая, что «права государственных служащих дают [им] возможность вступать в брак с однополыми парами». [ 55 ] Тем не менее, Хельсинкская епархия наказала пастора за однополый брак. [ 56 ] В марте 2024 года епископы поддержали предложение разрешить духовенству заключать однополые браки; предложение должно быть одобрено Генеральным Синодом. [ 57 ] Представитель епископов отметил, что на практике некоторые священнослужители уже заключали однополые браки; некоторые епархии сделали выговор духовенству за это, но другие этого не сделали. [ 58 ]
Считается, что апостольская преемственность Церкви сохранилась благодаря надлежащей хиротонии епископа Микаэля Агриколы , но была прервана в 1884 году, когда в течение года умерли все финские лютеранские епископы. Преемственность оставалась действительной в Шведской церкви, откуда она была возвращена в 1930-х годах рукоположением епископа Тампере . Однако концепция апостольской преемственности важна прежде всего в экуменическом контексте, особенно в отношениях с англиканской общиной. В богословии самой Церкви к действительным признакам Церкви относятся лишь «чистая проповедь Евангелия и совершение таинств по повелению Христову ». [ 59 ] [ 60 ]
Однако центральная точка церковной доктрины лежит не в области сексуальности и творения, а в доктрине оправдания . Человек всегда грешник, совершенно неспособный достичь Бога своими заслугами. Однако христиане искупаются благодатью Божией, через жертву Христа, совершенно незаслуженно. Христианин одновременно грешник и праведник. [ 42 ] В конце времен Христос вернется и подвергнет всех Своему суду. Тогда вечной погибели можно будет избежать только по милости Христовой. [ 42 ]
Спасительная благодать проявляется в двух таинствах : Святом Причастии и Крещении. Крещение совершается даже детям , так как оно действенно независимо от личных отношений, «ибо Крещение и вера — дело Божие в нас». Любой христианин может совершить действительное крещение, но в обычных случаях таинство должен совершать священник. О экстренном крещении, совершенном членом Церкви, необходимо немедленно сообщить в приход, в котором происходило крещение. [ 61 ] [ 62 ]
В Святом Причастии, или Таинстве жертвенника, Христос дает людям в пищу и питье свое настоящее тело и кровь. Церковь практикует закрытое причастие , но не накладывает никаких ограничений на причастие своих членов. Единственным необходимым условием является вера, какой бы хрупкой она ни была.
Дети могут принимать участие в Причастии после того, как родители объяснили им смысл Причастия. Если человеку грозит смертельная опасность и он желает причаститься, любой христианин имеет право совершить ему действительное Таинство. Тем не менее, обычно причастие причастия остается за священниками. [ 62 ] [ 63 ] рукоположение женщин Допускается .
Публично церковь решительно поддерживает существующую финскую модель социального обеспечения, которой, по ее мнению, особенно угрожают неолиберализм и глобализация. Это привело к критике церкви со стороны правых политических сил за то, что она является религиозной рукой социал-демократии . Церковь ответила, что она не принимает политических позиций, но стремится работать на самых слабых в обществе. [ 43 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
Церковь не контролирует строго своих членов. Ритуалы, такие как свадьбы и похороны, часто считаются наиболее важными причинами оставаться членом.
Организация
[ редактировать ]Структура Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в основном основана на географическом разделении. Каждый член принадлежит к приходу по месту жительства, при этом границы прихода соответствуют муниципальным границам. С другой стороны, крупные города обычно делятся на несколько приходов, при этом географическое расположение домов членов определяет членство в приходе. Членство в приходе варьируется от нескольких сотен в небольших муниципалитетах до примерно 60 000 членов в приходе Мальми в Хельсинки . [ 67 ] [ 68 ] Согласно Закону о Церкви, приход несет ответственность за всю практическую работу, выполняемую церковью. [ 69 ] Приход возглавляют викарий и приходской совет. Оба избираются членами равным закрытым голосованием. Срок полномочий приходского совета составляет четыре года, при этом викарий избирается пожизненно или до достижения им шестидесяти восьми лет. [ 70 ] Приход является юридическим лицом публичного характера, способным облагать налогами своих членов. Сумма взимаемого налога определяется приходским советом и составляет от 1 до 2,25 процента личного дохода. На практике налог взимается государством за определенную плату. [ 71 ]
В финансовом отношении приходы несут ответственность сами за себя. Однако бедным приходам может оказать помощь центральная администрация. С другой стороны, все приходы обязаны отдавать 10 процентов своего дохода центральному управлению церкви и епархий. [ 72 ] [ 73 ] Повседневные дела приходской администрации осуществляют наместник и приходское правление, избираемое приходским советом. В городах приходы города имеют общий приходской совет, но отдельные приходские советы. [ 74 ]
Пастырское образование
[ редактировать ]Степень магистра богословия является обязательной перед рукоположением. Церковь также имеет собственную систему последипломного профессионального образования. Новорукоположенный пастор имеет право на должность приходского пастора ( финский : seurakuntapastori , шведский : församlingspastor ), ранее бывшего помощником священника ( финский : apupappi , шведский : adjunkt ). Чтобы иметь право на должность капеллана ( финский : kappalainen , шведский : kaplan ) или викария ( финский : kirkkoherra , шведский : kyrkoherde ), пастырская степень Церкви ( финский : пастораалитуткинто , шведский : пасторалексамен требуется ). Прежде чем подать заявку на должность викария, также является обязательным наличие степени в области лидерских качеств ( финский : Seurakuntatyön johtamisen tutkinto , шведский : Examen iledning av församlingsarbete ). Финское евангелическо-лютеранское молитвенное братство является факультативным братством духовенства.
Чтобы иметь право на должность генерального викария ( финский : tuomiorovasti , шведский : domprost ) или епархиального декана ( финский : hiippakuntadekaani , шведский : stiftsdekan ), необходимо иметь Высшую пастырскую степень Церкви ( финский : ylempi пасторалитуткинто , шведский : högre Pastoralexamen ) . ) требуется.
Помимо религиозного богослужения, местные лютеранские общины организуют также множество нерелигиозных мероприятий. В Финляндии, как и в других странах Северной Европы, большинство людей ходят в церковь лишь изредка, например, на Рождество или на свадьбу. [ 75 ]
Епархии и епископы
[ редактировать ]Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии разделена на девять епархий . Каждую епархию возглавляет епископ и кафедральный капитул. Архиепископию Турку возглавляет архиепископ, который лично отвечает за руководство двумя благочиниями в этой епархии. Ему помогает епископ Турку, который берет на себя повседневную ответственность за управление остальной частью епархии. [ 76 ] оставив архиепископа свободным для исполнения обязанностей национального руководства и международного представительства. Епископы регулярно встречаются на Конференции епископов, в которую входят одиннадцать членов; это архиепископ, его помощник епископ Турку, остальные восемь епархиальных епископов и генеральный капеллан Сил обороны, титул которого - kenttäpiispa («полевой епископ»), хотя он не обязательно состоит в епископских орденах. [ 77 ]
приходы страны Восемь епархий являются региональными, а оставшаяся охватывает все шведоязычные . Высшим руководящим органом Церкви является Синод , который собирается два раза в год. Миряне составляют большинство Синода, но определенное количество мест отведено духовенству. Синод предлагает изменения в Церковном Законе и принимает решение о Церковном Указе. Синод занимается вопросами вероучения и утверждает книги церкви. Синод руководит общей деятельностью, управлением и финансами Церкви. Выборы в конгрегации проводятся каждые четыре года для определения административных должностей на местном уровне.
епархия | Основан | Кафедральный собор | Действующий президент | |
---|---|---|---|---|
Архиепископия Турку | 1156 | Кафедральный собор Турку | Архиепископ Тапио Луома (2018–), Епископ Мари Леппянен (2021–) |
|
Епархия Тампере | 1554 | Кафедральный собор Тампере | Епископ Матти Репо (2008–) | |
Епархия Оулу | 1851 | Кафедральный собор Оулу | Епископ Юкка Кескитало (2018–) | |
Епархия Миккели | 1897 | Миккели собор | Епископ Мари Парккинен (2023–) | |
Епархия Борго | 1923 | Кафедральный собор Порвоо | Епископ Бо-Йоран Остранд (2019–) | |
Епархия Куопио | 1939 | Куопио собор | Епископ Яри Йолкконен (2012–) | |
Епархия Лапуа | 1959 | Лапуаский собор | Епископ Матти Саломяки (2022–) | |
Хельсинкская епархия | 1959 | Хельсинкский собор | Епископ Теему Лааясало (2017–) | |
Епархия Эспоо | 2004 | Кафедральный собор Эспоо | Епископ Кайсамари Хинтикка (2019–) | |
Военный епископ [ 78 ] | 1941 | никто | Военный епископ Пекка Асикайнен (2023–) |
См. также
[ редактировать ]- Одеяло в виде шарового домика
- Закон о монастырях (Швеция)
- Финская евангелическо-лютеранская церковь Америки
- Миссия финских моряков
- Фредриксхамнский договор
- Другие национальные лютеранские церкви Скандинавии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Принадлежность к религиозной общине по возрасту и полу, 1990–2022 гг. Архивировано 31 мая 2023 г. в Wayback Machine Статистика Финляндии.
- ↑ Официальный сайт Финской Православной Церкви. Архивировано 6 октября 2007 года в Wayback Machine .
- ^ «Стол епископов и архиепископов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в Турку. Проверено 11 октября 2007 г.» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Юнккаала, Тимо (5 декабря 2017 г.). «Значение христианства в истории Финляндии – христианство принесло свободу от веры в судьбу, отчаяния, бесцельности и страха перед духовными силами» . Прихожанин (на финском языке). Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ↑ Ранние этапы христианства в Финляндии. Архивировано 24 октября 2008 г. в Wayback Machine. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Вуоланто, В. Кристинуско приехала в Финляндию более 850 лет назад . Слово. Народное библейское общество. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке). Архивировано 24 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Хроникон епископорум Финлянденсиум» . www.columbia.edu . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Пийппо, М. Приход нищих братств в Балтийское море. Архивировано 23 августа 2007 г. в Wayback Machine Исторические документы 7. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Мартти Скайтт (Мартинус Джон), 1528–1550. Архивировано 13 января 2009 года в Wayback Machine . Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Бывшие государственные праздники. Архивировано 8 февраля 2012 г. на Wayback Machine. Проверено 23 ноября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Пиринен, Х. Формирование интерьеров лютеранской церкви в Финляндии . Проверено 23 ноября 2007 г. (на финском языке). Архивировано 7 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Паарма, Дж. (2005) Приходская жизнь во время Маску Хемминга. Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 23 ноября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Микаэль Агрикола. Архивировано 22 марта 2015 года в Wayback Machine . Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ История финской церкви. Архивировано 19 сентября 2008 года в Wayback Machine . Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Лейно, П. Церковный закон или закон о церкви. Административно-правовое исследование церковных правовых норм и их происхождения. Архивировано 7 марта 2008 года в Wayback Machine . Абстрактный. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Перейти обратно: а б XIX век — время церковной независимости и движения возрождения в Финляндии. Архивировано 28 июля 2011 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ История религиозной свободы в Финляндии. Архивировано 18 сентября 2007 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Народные движения и движения возрождения как объекты исследования. Архивировано 17 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Каллейнен, К. Памятник о памятнике. Архивировано 25 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ UE5 Во что верит финн? Архивировано 25 августа 2014 г. на Wayback Machine. Проверено 10 октября 2007 г.
- ^ Пеура, С. (30 июля 2005 г.). «Презентация Теувалы на семинаре Ингмана» (на финском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Архив Yle Living. Суд по делу о богохульстве. Архивировано 28 июля 2014 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Нюканен, М. Дни молитвы. Архивировано 8 февраля 2012 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Новому гимну в Адвенте исполняется 10 лет. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine . Информационный центр Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 2002 г. Дата обращения 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Для читателей Библии. Архивировано 24 мая 2016 г. в Wayback Machine . Святая Библия. Перевод утвержден Церковным советом Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в 1992 году. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Naispappeuden vaiheita. Архивировано 28 февраля 2008 года в Wayback Machine евангелическо-лютеранской церкви Финляндии . Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Структура населения: Религия. Архивировано 18 октября 2017 г. в Wayback Machine, 5 апреля 2021 г. Статистическое управление Финляндии.
- ^ Эдита Паблишинг Ою. «FINLEX ® – Современное законодательство: Конституция Финляндии 731/1999» . www.finlex.fi . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Эдита Паблишинг Ою. «FINLEX ® – Действующее законодательство: Закон о церкви 1054/1993» . finlex.fi . Архивировано из оригинала 29 мая 2020 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «FINLEX ® – Презентации совета директоров: HE 19/2019» . finlex.fi . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Колонка Хейкки Хиламо: Церковь строит себе щит от дискриминации» . Юле Новости . 20 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Сервис Eroakirkosta.fi насчитывает 500 тысяч пользователей – доля нерелигиозных конфессий увеличилась вдвое» . eroakirkosta.fi . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Интернет деконструирует государственную церковь в Финляндии. Архивировано 11 марта 2007 года в Wayback Machine .
- ^ «До 18 000 человек покидают лютеранскую церковь из-за заявлений о программе текущих событий геев». Архивировано 22 октября 2012 года в Wayback Machine , Helsingin Sanomat , 18 октября 2010 года. Проверено 30 ноября 2010 года.
- ↑ Микко Аланн, «30 000 человек покидают церковь в Финляндии из-за прав геев: урок гомофобии». Архивировано 26 октября 2010 г. в Wayback Machine , HuffPost , 21 октября 2010 г. Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ «Валлин обвиняет Рясянена в пиар-катастрофе церкви». Архивировано 19 ноября 2018 года в Wayback Machine , Helsinki Times , 18 октября 2010 года. Проверено 30 ноября 2010 года.
- ↑ Пасторское наставление относительно бесплатной молитвы с теми, кто зарегистрировал гражданское партнерство, и для них (на финском языке). Архивировано 17 октября 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ «Основные данные о численности населения по регионам, 1990–2022 гг.» . stat.fi. Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Книги исповеди Католической церкви Финляндии. Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine . Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Киркколаки (1054/1993). Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine 1:1§. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Катехизис . Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Христианское учение Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, стр. 2. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Катехизис. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Христианская доктрина EVL, стр. 32, 35–57, 43–44. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Катехизис. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Христианская доктрина EVL, стр. 16, 18–22. Проверено 11 октября 2007 г.
- ↑ Дар любви . Архивировано 5 января 2016 года в Wayback Machine . Речь епископов о семье, браке и сексуальности. Книжный магазин. Хельсинки, 2008. С. 94–96. (на финском языке) Проверено 5 декабря 2015 г. (на финском языке).
- ^ «Глобальная тенденция: старейшие протестантские церкви мира теперь рукополагают геев и лесбиянок» . Объединенная Церковь Христа . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Государственная церковь Финляндии санкционирует молитву за однополые браки» . towleroad.com . Таулроуд. 12 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 г. . Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ «Миряне заставляют финских лютеран признать однополые браки» . episcopalcafe.com . Епископальное кафе. Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ «Зарегистрированные партнерства | Evl.fi – Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии» . evl.fi. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ «Где она сейчас: Счастливая госслужащая» . Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ «Финский лютеранский лидер «радуется» голосованию за однополые браки» . yle.fi. ЮЛ. 28 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ Тейвайнен, Алекси (5 сентября 2016 г.). «Несмотря на изменения в законодательстве, пасторы не будут проводить однополые свадьбы» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ «Епископы разделились по поводу однополых браков» . Юле Уутисет . Архивировано из оригинала 13 мая 2017 года . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ «Молитвы об однополых браках» . evl.fi. Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ «Синод лютеранских епископов: церковные венчания только для гетеропар» . Юле Уутисет . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ «Два пастора бросают вызов лютеранскому синоду и планируют женить однополые пары» . 3 сентября 2016 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ «Пастор, совершавший однополые браки, получил выговор от Хельсинкской епархии» . Юле Уутисет . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ «Епископы лютеранской церкви поддерживают однополые браки» . Новости . 13 марта 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «В Финляндии однополым бракам исполняется три года: «Можно быть религиозным и ЛГБТ» » . Новости . 1 марта 2020 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Хуовинен, Э. Слишком много? Архивировано 11 октября 2007 года в Wayback Machine Kotimaa 26 июля 2007 года. Проверено 11 октября 2007 года. (на финском языке).
- ^ Акрикола 2007 праздничный год. 450-летие епископского посвящения Микаэля Агриколы. Архивировано 18 июля 2011 года в Wayback Machine . Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Kirkkojärjestys (1055/1993). Архивировано 7 февраля 2007 года в Wayback Machine 2:13§. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Катехизис [ постоянная мертвая ссылка ] , Христианская доктрина ЭВЛ, стр. 67–70, 74–78. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Kirkkojärjestys (1055/1993). Архивировано 7 февраля 2007 г. в Wayback Machine 2: 9–12 §. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Хиламо: Социальная роль церкви подверглась революционному изменению . Сана, 19 декабря 2005 г. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке). Архивировано 9 октября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ [1] Заявление епископов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии о будущем Общества благосостояния, март 1999 г. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ На чьей стороне церковь? [ постоянная мертвая ссылка ] Пол. Хельсинкская епархия. Проверено 11 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Список презентаций Хельсинки Seurakuntayhtymä, 11/2007. [ постоянная мертвая ссылка ] . Объединенный церковный совет. 16 августа 2007 г. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Киркколаки (1054/1993) . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . 3:2 §. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Киркколаки (1054/1993) . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . 4:1 §. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Киркколаки (1054/1993) . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . 6Б:13 §, 8:1 § и 4:2§. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Кирколлисверо. Архивировано 4 июля 2007 года в Wayback Machine . Uskonnonvapaus.fi. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ↑ Киркколаки (1054/1993) . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . § 7:1 и 22:8. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ Закон о центральном церковном фонде (895/1941). Архивировано 9 мая 2006 года в разделе 8 Wayback Machine . Проверено 11 октября 2007 г.
- ↑ Киркколаки (1054/1993) . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . 7:2 §. Проверено 10 октября 2007 г. (на финском языке).
- ^ К. Ниемеля, Финская религиозность в начале нового тысячелетия. Архивировано 26 января 2010 года в Wayback Machine . Проверено 1 июня 2009 г. (на финском языке) .
- ↑ Схема представлена на веб-сайте Церкви (на английском языке). Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
- ↑ Военные капелланы здесь. Архивировано 4 февраля 2023 года в Wayback Machine .
- ^ Финский военный епископ представляет собой особый случай, поскольку это всего лишь звание, и его должностное лицо технически не считается настоящим епископом. В отличие от военных ординариатов других стран, военный епископ не управляет епархией, а духовенство по-прежнему находится под юрисдикцией соответствующих территориальных епископов своих должностей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, на Викискладе?
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
- Национальные церкви
- Члены Всемирного совета церквей
- Религиозные организации, основанные в 1809 году.
- Лютеранские конфессии, основанные в XIX веке.
- 1809 заведений в Российской Империи
- Члены Всемирной лютеранской федерации
- Заведения XIX века в Финляндии
- 1809 заведений в Финляндии
- Утверждение христианских конфессий в Европе