Цвет вне космоса
«Цвет из космоса» | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. | |
![]() Титульный лист книги «Цвет из космоса», как она появилась в «Удивительных историях» , сентябрь 1927 года. Иллюстрация Ж. М. де Арагона. [ 1 ] | |
![]() | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | Научная фантастика , ужасы |
Публикация | |
Опубликовано в | Удивительные истории |
Тип носителя | Печать ( Журнал ) |
Дата публикации | сентябрь 1927 г. |
« Цвет из космоса » — научно-фантастический рассказ американского писателя Лавкрафта , написанный в марте 1927 года. [ 2 ] В сказке неназванный рассказчик собирает воедино историю местности, известной местным жителям как «выжженная пустошь » (скорее всего, после строки из « или » Мильтона Потерянного рая « Шекспира » Макбета ). [ 3 ] на холмах к западу от вымышленного города Аркхэм , штат Массачусетс . Рассказчик узнает, что много лет назад сюда упал метеорит, отравив все живое поблизости: растительность разрастается, но становится отвратительной на вкус, животные сходят с ума и деформируются в гротескные формы, а люди сходят с ума или умирают один за другим.
Лавкрафт начал писать «Цвет из космоса» сразу после завершения своего предыдущего короткометражного романа « Дело Чарльза Декстера Уорда » и в разгар окончательной редакции своего эссе в жанре ужасов « Сверхъестественный ужас в литературе ». Стремясь создать по-настоящему инопланетную форму жизни, он черпал вдохновение из многочисленных художественных и научно-популярных источников. Впервые появившись в выпуске Хьюго Гернсбака научно-фантастического журнала « Удивительные истории » в сентябре 1927 года , «Цвет из космоса» стал одним из самых популярных произведений Лавкрафта и остался его личным фаворитом среди его рассказов. Его несколько раз экранизировали, например, «Умри, монстр, умри!» (1965), «Проклятие» (1987), «Цвет из тьмы» (2008), «Цвет из космоса» ( Die Farbe ) (2010) и «Цвет из космоса» (2019).
Краткое содержание
[ редактировать ]Рассказчик, неназванный геодезист из Бостона , описывает свои попытки раскрыть тайны заброшенного места, которое местные жители холмов к западу от Аркхэма называют «выжженной пустошью ». Не имея возможности получить какую-либо информацию от горожан, главный герой ищет старого и предположительно сумасшедшего человека по имени Амми Пирс, который рассказывает о своем опыте общения с фермером по имени Нахум Гарднер и его семьей, которые раньше жили на этом участке. [ 4 ]
Метеорит врезался в землю Наума более пятидесяти лет назад, в июне 1882 года. В то время местные учёные берут образец метеорита и недоумевают по поводу нескольких странных его проявлений. Образец исчезает в течение ночи после хранения в стеклянном стакане. При попытке взять второй образец метеорита ученые обнаружили глобулу, заключенную в метеорите, излучающую странный цвет. Это «только по аналогии вообще назвали цветом», [ 5 ] поскольку оно вышло за пределы всего, что известно в видимом спектре . Один из ученых ударяет молотком по шарику, и он распадается. Ночью метеорит исчезает после удара молнии . [ 4 ]
В следующем сезоне урожай Наума вырастет неестественно большим и обильным. Когда он обнаруживает, что, несмотря на свой внешний вид, они несъедобны, он убеждается, что метеорит отравил почву. В течение следующего года проблема распространяется на окружающие растения и животных, изменяя их необычным образом. Вся растительность на ферме начинает становиться серой и ломкой. [ 4 ]
Миссис Гарднер сходит с ума , и Наум решает оставить ее запертой на чердаке. Со временем семья оказывается изолированной от соседних фермеров, и Пирс становится их единственным контактом с внешним миром. Пирс сообщает Науму, что вода в их колодце испортилась, и предлагает выкопать и пить из нового, но Наум отказывается последовать его совету. Фаддей, один из сыновей Наума, тоже сходит с ума, и Наум запирает его в другой комнате чердака. Поголовье начинает принимать тревожные формы и вымирать. Как и сельскохозяйственные культуры, их мясо несъедобно. Фаддей умирает на чердаке, а Наум хоронит его останки за фермой. Мервин, еще один сын Наума, исчезает, набирая воду из загрязненного колодца. [ 4 ]
После нескольких недель отсутствия контактов с Наумом Пирс посещает усадьбу. Он встречает Наума в своем доме и понимает, что он, как и его жена и сын, тоже сошел с ума. Когда его спрашивают о Зенасе, последнем сыне Наума, о котором удалось узнать, Наум отвечает Пирсу, что Зенас «живет в колодце». [ 6 ] Пирс поднимается по лестнице на чердак и обнаруживает, что миссис Гарднер приняла ужасный вид. Подразумевается, что Пирс убивает ее из милосердия. Спустившись по лестнице, он обнаруживает, что Наум тоже ужасно деформировался. Наум на мгновение приходит в себя и говорит Пирсу, что за это ответственен цвет, попавший на метеорит, и что он выкачивает жизнь из окружающей среды. [ 6 ] Вскоре после этого Наум умирает. [ 4 ]
Пирс уходит и возвращается на ферму с шестью мужчинами. Мервина и Зенаса разрушающиеся скелеты Группа обнаруживает на дне колодца , а также кости нескольких других существ. Когда они размышляют о своих открытиях в доме, цвет начинает выливаться из колодца. Деревья начинают дрожать, а серый органический материал на ферме начинает слабо светиться. Мужчины бегут из дома, а цвет вылетает из колодца в небо и исчезает. Один только Пирс поворачивается назад после того, как цвет исчез, и становится свидетелем того, как некоторая остаточная часть цвета пытается ненадолго подняться, но терпит неудачу и возвращается к колодцу. Знания о том, что часть цвета все еще находится на Земле, достаточно, чтобы нарушить его психическое состояние. Когда некоторые из мужчин возвращаются на следующий день, они находят только мертвую лошадь Пирса , акры серой пыли и нетронутые неорганические вещества. Услышав слухи о произошедшем, многие жители окрестностей решают переехать. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]
Лавкрафт начал писать «Цвет из космоса» в марте 1927 года, сразу после завершения «Дела Чарльза Декстера Уорда» . [ 7 ] Однако пока он писал рассказ, он также печатал окончательный вариант своего эссе о фантастике ужасов « Сверхъестественный ужас в литературе ». [ 8 ] Хотя сам автор утверждал, что его вдохновило недавно построенное водохранилище Скитуат в Род-Айленде , ученый Лавкрафта С.Т. Джоши считает, что запланированное водохранилище Квабин в Массачусетсе также должно было повлиять на него. Американский писатель и криминального чтива любитель Уилл Мюррей цитирует исследователя паранормальных явлений Чарльза Форта и «громовые камни» (камни, рисующие молнии, которые, возможно, упали с неба), которые он описывает в «Книге проклятых» , как возможные источники вдохновения для поведения метеорита. . [ 9 ] Энди Трой утверждает, что эта история была аллегорией освещения скандала с «Радиевыми девочками» в «Нью-Йорк Таймс» , причем симптомы Гарднеров соответствовали газетному описанию радиевого некроза . [ 10 ] Эдвард Гимонт и Гораций А. Смит предположили, что испытательный полет ракеты Роберта Х. Годдарда в марте 1926 года на ферме в Оберне, штат Массачусетс, также мог повлиять на эту историю. [ 11 ]
Лавкрафта встревожило слишком человечное изображение инопланетян в других художественных произведениях, и его целью в «Цвете» было создание сущности, которая была бы действительно инопланетной. [ 12 ] При этом он черпал вдохновение из ряда источников, описывающих цвета за пределами видимого спектра. Хью Эллиотта В частности, Джоши указывает на «Современную науку и материализм» , научно-популярную книгу 1919 года, в которой упоминаются «чрезвычайно ограниченные» чувства человека, такие как множество «эфирных волн», ударяющих в глаза: «Большинство из них не могут быть восприняты сетчаткой». совсем". [ 13 ] Лавкрафт использовал эту концепцию ранее, в своем рассказе 1920 года « Из-за пределов ». [ 13 ] Завершенный к концу марта, «Цвет из космоса» впервые появился в Хьюго Гернсбака « научно-фантастическом журнале Удивительные истории» в сентябре 1927 года. [ 14 ] Историю проиллюстрировал Ж. М. де Арагон, художник, который время от времени создавал иллюстрации для журнала. [ 15 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]
«Цвет из космоса» стал единственным произведением из «Удивительных историй» , вошедшим в Эдварда О’Брайена антологию « Лучшие американские рассказы» . [ 16 ] появившийся в «Списке почета» 1928 года. [ 8 ] Гернсбек заплатил Лавкрафту всего 25 долларов. [ 4 ] (приблизительно 439 долларов в нынешних условиях) и опоздал с этим, из-за чего Лавкрафт стал называть издателя «Крысой Хьюго». [ 16 ] Больше он никогда ничего не отправлял в издание. [ 14 ] Лавкрафт не писал ни одного крупного рассказа до следующего года, когда он написал « Ужас Данвича », хотя он написал « Историю Некрономикона » и « Там же » в качестве второстепенных промежуточных произведений. [ 12 ] а также рассказ о сне в ночь на Хэллоуин , который он назвал « Очень старые люди ». [ 8 ]
Помимо того, что Лавкрафт был личным фаворитом среди своих рассказов, [ 12 ] [ 17 ] Критики обычно считают «Цвет из космоса» одной из его лучших работ и первой, в которой он сочетает в себе научную фантастику и ужасы. [ 14 ] Ученый Лавкрафта Дональд Р. Берлесон назвал этот рассказ «одним из своих стилистически и концептуально лучших рассказов». [ 18 ] Джоши хвалит эту работу как одну из лучших и самых пугающих работ Лавкрафта, особенно из-за расплывчатости описания одноименного ужастика истории. Он также похвалил эту работу как самую успешную попытку Лавкрафта создать что-то полностью выходящее за пределы человеческого опыта, поскольку мотив сущности (если таковой имеется) неизвестен, и невозможно различить, является ли «цвет» эмоциональным, моральным или даже сознательный. [ 12 ] Его единственная критика заключается в том, что это «слишком долго». [ 19 ] Э. Ф. Блейлер охарактеризовал «Цвет из космоса» как «превосходный рассказ, одно из лучших произведений Лавкрафта; по моему мнению, лучший оригинальный рассказ, появившийся в « Удивительных историях ». [ 20 ] Текст «Цвета из космоса», как и многие произведения Лавкрафта, стал достоянием общественности и доступен в нескольких сборниках произведений автора, а также в Интернете. [ 21 ] Он также оказал сильное влияние на Брайана Олдисса » «Слюнное дерево , которое рассматривалось как переписывание сказки Лавкрафта. [ 22 ] В 1984 году роман Цвет вне времени» « Майкла Ши был опубликован как продолжение оригинальной новеллы. [ 23 ]
Киноадаптации
[ редактировать ]Фильм 1965 года « Умри, монстр, умри!» Фильм режиссера Дэниела Хэллера основан на фильме «Цвет из космоса». В фильме снимались Ник Адамс , Сьюзан Фармер и Борис Карлофф . Исследователь Лавкрафта Дон Дж. Смит утверждает, что из сцен, заимствованных из произведений Лавкрафта, «выжженная пустошь не соответствует описанию Лавкрафта». [ 24 ] [ 25 ] и утверждает, что в целом фильм не отражает намерения Лавкрафта «...играть... с идеей инопланетной формы жизни, полностью отличающейся от всего, что люди могут себе представить». [ 26 ] Смит считает работу Халлера имитацией фильмов Роджера Кормана об Эдгаре Аллане По , а не серьезной попыткой адаптировать рассказ Лавкрафта. [ 24 ] Другая адаптация, «Проклятие» (1987), была снята Дэвидом Кейтом и в главных ролях Уил Уитон , Клод Акинс , Купер Хакаби и Джон Шнайдер . Он более точно повторяет сюжет произведения Лавкрафта, хотя действие происходит в 1980-х годах. Исследователь Лавкрафта Чарльз П. Митчелл назвал фильм верным оригинальной работе автора, но Митчелл утверждал, что «последние двадцать минут фильма настолько разрозненны, что практически разрушают весь фильм». [ 27 ] [ 28 ]
Фильм 2008 года «Цвет из тьмы » режиссера Ивана Цуккона представляет собой адаптацию, действие которой происходит в Италии . В фильме снимались Майкл Сигал, Дебби Рошон , Марысия Кей , Джерри Шанахан и Элеонора Джеймс . Bloody Disgusting похвалил фильм, заявив, что Зуккону «удалось придать извращенному рассказу известного писателя о невидимом ужасе действительно справедливую долю справедливости, очень, очень хорошо уловив мрачную, гротескную и совершенно пугающую атмосферу исходного материала». [ 29 ] Фильм 2010 года Die Farbe ( «Цвет ») режиссера Хуан Ву представляет собой адаптацию, действие которой происходит в Германии . Он снят в основном черно-белым, за исключением самого «Цвета». С. Т. Джоши назвал ее «лучшей экранизацией Лавкрафта, когда-либо созданной». [ 30 ] Фильм 2018 года «Аннигиляция », основанный на одноименном романе Джеффа Вандермеера 2014 года , содержит множество сходств сюжета с историей Лавкрафта, в первую очередь красочное инопланетное существо, которое терпит крушение на Земле и начинает мутировать близлежащие растения и животных. [ 31 ]
Новую версию адаптировал сценарист и режиссер Ричард Стэнли. [ 32 ] и выпущен в 2019 году под названием Color Out of Space . В этом фильме главную роль играет Николас Кейдж. [ 33 ] [ 34 ] и Джоэли Ричардсон , [ 35 ] и был произведен Элайджей Вудом через его продюсерскую компанию SpectreVision . [ 32 ] Он имеет современную обстановку, но сохраняет сюжет Лавкрафта нетронутым. Предполагается, что это будет первый фильм в трилогии адаптаций Лавкрафта, действие которых происходит в общей вселенной . [ 36 ] [ 37 ]
Стивен Кинг говорит, что его роман 1987 года «Томминокеры» , в котором жители небольшого городка в сельской местности штата Мэн физически и морально страдают от излучений инопланетного корабля, обнаруженного в близлежащем лесу, и в котором также фигурирует главный персонаж по имени Гарднер, был сильно под влиянием «Цвета из космоса». Как и многие его произведения того времени, оно было адаптировано в телевизионный мини-сериал , вышедший в эфир в 1993 году; Сообщалось, что в 2018 году он находился в разработке как художественный фильм. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Цвет из космоса» . ИСФДБ . 2022. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Лавкрафт, HP (1927). «Цвет из космоса (сканированный машинописный текст)» . Библиотека Университета Брауна , Цифровое хранилище Брауна . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Лавкрафт, Говард Филлипс (1999). Джоши, Сунанд Трямбак (ред.). Зов Ктулху и другие странные истории . Лондон : Книги Пингвина . п. 399. ИСБН 978-0-14-118234-6 .
На самом деле, два поэта использовали фразу «выжженная пустошь». » Шекспира В «Макбете Макбет говорит ведьмам: Скажите, откуда / Вы обязаны этим странным разумом или почему / На этой проклятой пустоши вы останавливаете наш путь / С таким пророческим приветствием (1.3.75-78). » Мильтона В «Потерянном рае мы находим следующее: ... как когда Небесный огонь / Опустошил лесные дубы или горные сосны, / С опаленной вершиной их величественный рост, хотя и голый / Стоит на выжженной пустоши (1.612-15). Лавкрафт, вероятно, думал о последнем отрывке.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лавкрафт, HP (2008). HP Лавкрафт: Полное и полное . Нью-Йорк : Barnes & Noble . стр. 594–616. ISBN 978-1-4351-0793-9 .
- ^ Лавкрафт, HP (1927). . Удивительные истории . п. 40 – через Wikisource .
- ^ Jump up to: а б Лавкрафт, HP (1927). . Удивительные истории . п. 44 – через Wikisource .
- ^ Берлесон, Дональд Р. (1983). Г. П. Лавкрафт: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press . п. 243. ИСБН 978-0-313-23255-8 . OCLC 299389026 . S2CID 190394934 .
- ^ Jump up to: а б с Джоши, ST (2001). Мечтатель и провидец: Г. П. Лавкрафт в его время . Ливерпульские научно-фантастические тексты и исследования. Том. 26 (Первое изд.). Издательство Ливерпульского университета . п. 257. дои : 10.5949/upo9781846312991 . ISBN 978-1-84631-299-1 . JSTOR j.ctt5vjhg7 . OCLC 276177497 .
- ^ Мюррей, Уилл , «Источники «Цвета из космоса»», Склеп Ктулху № 28 (Святки 1984), стр. 3-5; цитируется у С.Т. Джоши, Аннотированный Лавкрафт , с. 70.
- ^ Трой, Энди (август 2015 г.), «Преследующий монстр»: влияние радиационного отравления на «Цвет из космоса» Л. Лавкрафта », Лавкрафтианские слушания № 1: Статьи из Necronomicon Providence 2013 , Нью-Йорк: Hippocampus Press , стр. 33–51
- ^ Гимон, Эдвард; Смит, Гораций А. (2023). Когда звезды правы: Г. П. Лавкрафт и астрономия (первое изд.). Нью-Йорк : Hippocampus Press . стр. 119–21. ISBN 9781614984078 .
- ^ Jump up to: а б с д Джоши, ST (1996). Тонкая магия: сочинения и философия Г. П. Лавкрафта (Третье изд.). Беркли-Хайтс, Нью-Джерси : Wildside Press . п. 136. ИСБН 1-880448-61-0 . OCLC 4566934 . S2CID 169172551 .
- ^ Jump up to: а б Джоши, ST , «Источники «Из-за пределов»», Склеп Ктулху № 38 (Пасха, 1986): 15–19.
- ^ Jump up to: а б с Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2001). Энциклопедия HP Лавкрафта (первое издание). Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . стр. 43, 294. ISBN. 0-313-01682-8 . OCLC 608158798 .
- ^ Эшли, Майк; Лаундс, Роберт А.В. (2004). Дни Гернсбака: исследование эволюции современной научной фантастики с 1911 по 1936 год . Роквилл, Мэриленд : Wildside Press . п. 80. ИСБН 0809510553 .
- ^ Jump up to: а б Эшли, Майкл (2000). История научно-фантастического журнала . Издательство Ливерпульского университета . п. 320. ИСБН 0-85323-855-3 .
- ^ Берлесон, Дональд Р. (1990). Лавкрафт: Возмущая Вселенную (Первое изд.). Лексингтон, Кентукки : Университетское издательство Кентукки . п. 107. ИСБН 978-0-8131-9319-9 . JSTOR j.ctt130jf9h . OCLC 895675279 .
- ^ Берлесон, «Критический», с. 135
- ^ Джоши, «Тонкий», с. 137
- ^ Блейлер, Э.Ф. (1998). Научная фантастика: годы Гернсбака: полный обзор жанровых журналов с 1926 по 1936 год . Кент, Огайо : Кентского государственного университета Издательство . стр. 261–262. ISBN 9780873386043 .
- ^ Лавкрафт, HP (1927). . Удивительные истории – через Wikisource .
Эта работа находится в общественном достоянии в Соединенных Штатах, поскольку она была на законных основаниях опубликована на территории Соединенных Штатов (или в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в соответствии с разделом 7 Соглашения о штаб-квартире в США) до 1964 года, и авторские права не были продлены.
- ^ Гейман, Нил (2012). «Рассказы» . Часто задаваемые вопросы »Книги, рассказы и фильмы . neilgaiman.com. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года.
- ^ Д'Аммасса, Дон (1 января 2009 г.). Энциклопедия фэнтези и ужасов . Нью-Йорк : Издательство информационной базы . п. 315. ИСБН 978-1438109091 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Дон Г. (2006). Г. П. Лавкрафт в массовой культуре . Джефферсон, Северная Каролина : McFarland & Company . п. 173. ИСБН 0-7864-2091-Х .
- ^ Смит, с. 45
- ^ Смит, с. 47
- ^ Митчелл, Чарльз П. (2001). Полная фильмография Лавкрафта . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . п. 249. ИСБН 0-313-31641-4 .
- ^ Митчелл, с. 115
- ^ Персонал (30 ноября 2008 г.). «КИНО: Цвет из темноты» . Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года.
- ^ Джоши, ST (16 мая 2014 г.). «16 мая 2014 года» . stjoshi.org . Архивировано из оригинала 30 марта 2016 года.
- ^ Андерсон, Кайл (28 февраля 2018 г.). «Аннигиляция Алекса Гарленда более лавкрафтовская, чем вы думали» . nerdist.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 года.
- ^ Jump up to: а б Вебстер, Кристофер. «Фильм Лавкрафта Ричарда Стэнли «ЦВЕТ ИЗ ПРОСТРАНСТВА» происходит!» . Тихая Земля. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года.
- ^ «Ричард Стэнли снова в седле и будет режиссировать фильм «Цвет из космоса» с Николасом Кейджем в главной роли» . Комментарий к экрану. 23 января 2019 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г.
- ^ «Николас Кейдж получил главную роль в научно-фантастическом триллере «Цвет из космоса» » . Голливудский репортер . 25 января 2019 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г.
- ^ Миска, Брэд (23 января 2019 г.). «Николас Кейдж возглавит «Цвет из космоса» Ричарда Стэнли!» . Чертовски отвратительно . Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года.
- ^ Абрамс, Саймон (22 января 2020 г.). Режиссер фильма « Цвет из космоса» Ричард Стэнли планирует снять трилогию о Лавкрафте . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года.
- ^ Ворел, Джим (21 января 2020 г.). «Ричард Стэнли работает над целым фильмом «Мифы Лавкрафта», а следующим будет «Ужас Данвича» . Вставить . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года.
- ^ Кэй, Дон (21 апреля 2018 г.). Стивена Кинга « Томминокеры направляются в Universal после войны» . СиФайВайр . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берлесон, Дональд Р. (1 октября 1993 г.). «Цвет из космоса Лавкрафта». Экспликатор . 52 (1): 48–50. дои : 10.1080/00144940.1993.9938737 . ISSN 0014-4940 .
- Мариконда, Стивен Дж. (август 2020 г.). «Атмосфера и качественный анализ« цвета вне космоса » ». Ежегодник Лавкрафта (14): 14–25. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26939805 .
- Шишоне, Энтони (2012). «Симптоматический ужас: «Цвет из космоса» Лавкрафта ». В Келлер, Эд; Маскиандаро, Никола; Такер, Юджин (ред.). Прокаженное творчество: Симпозиум «Циклопедия» . Книги Пунктум. стр. 131–146. дои : 10.21983/P3.0017.1.00 . JSTOR j.ctv1r7875c.9 . OCLC 945782695 . S2CID 220761162 .
- Во, Роберт Х. (август 2007 г.). «Лавкрафт и Лоуренс сталкиваются со скрытыми богами: трансформации Пана в фильмах «Цвет из космоса» и «Сент-Мор». Ежегодник Лавкрафта (1): 9–26. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26868351 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Рассказы 1927 года
- Короткие рассказы о мифах Ктулху
- Художественная литература об ударных событиях
- Фантастика о метеороидах
- Криминальные истории
- Рассказы, адаптированные к фильмам
- Рассказы Г. П. Лавкрафта
- Короткие рассказы, действие которых происходит в Массачусетсе
- Работы первоначально опубликованы в журнале Amazing Stories.