Jump to content

Водоснабжение и канализация в Ливане

(Перенаправлено с Загрязнение воды в Ливане )

Водоснабжение и канализация в Ливане
Флаг Ливана
Данные
Доступ к улучшенному источнику воды 100%; [1] 80% доступ к водопроводу (2008 г.)
Доля собранных сточных вод, очищенных Низкий
Непрерывность поставок В среднем 6 часов в день летом и 9 часов в день зимой с большими различиями между регионами (2008 г.) [2]
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) 150 (оценка)
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) Фиксированная плата 159 долларов США в год, что соответствует 0,97 доллара США/м3 (Бейрут в 2008 году).
Доля бытовых приборов учета 16% в Бейруте и Горном Ливане (2010 г.); ноль в некоторых других областях
Ежегодные инвестиции в ВСС 129 миллионов долларов США (конец 90-х - начало 2000-х)
Доля самофинансирования коммунальных предприятий низкий
Доля внешнего финансирования 73% на воду, 56% на сточные воды (только Совет по развитию и реконструкции)
Недоходная вода около 40%
Учреждения
Децентрализация в пользу муниципалитетов Ограничено санитарией
Национальная компания водоснабжения и канализации Нет
Регулятор водоснабжения и канализации CDR
Ответственность за разработку политики Министерство энергетики и водных ресурсов
Отраслевое право Закон о воде 221/2000
Поставщики услуг 4 государственных региональных водохозяйственных предприятия

Водоснабжение и санитария в Ливане характеризуются рядом достижений и проблем. Достижения включают восстановление инфраструктуры после гражданской войны 1975–1990 годов и войны с Израилем 2006 года , а также реформу сектора водоснабжения и санитарии на основе закона о воде, принятого в 2000 году. Закон создал четыре региональных управления водоснабжения для консолидации многочисленных мелкие коммунальные услуги.

Проблемы включают низкое качество услуг, в частности, перебои с подачей воды , которая сохраняется, несмотря на наличие относительно обильных водных ресурсов; медленная реализация водной реформы; разделение обязанностей между различными организациями, такими как Совет по развитию и реконструкции, который де-факто отвечает за инвестиции, и региональные водохозяйственные предприятия, которые отвечают за эксплуатацию и техническое обслуживание; ограниченный институциональный потенциал в государственном секторе, и в частности в региональных водохозяйственных учреждениях; политизация принятия решений; отсутствие автономного регулирующего органа; плохая информация о водных ресурсах, эффективности сектора и активах; очень низкая доля приборов учета и отсутствие объемных тарифов на воду ; высокий уровень потерь воды при распределении; ограниченное возмещение затрат на водоснабжение; канализации и и отсутствие возмещения затрат на очистку сточных вод . Эти проблемы сохраняются более двух десятилетий после окончания Гражданской войны.

Ливанский сектор водоснабжения и канализации получал и продолжает получать значительную иностранную помощь в виде грантов и льготных кредитов от дюжины западных и арабских доноров.

По оценкам ООН, не основанным на каких-либо опросах домохозяйств, доступ к улучшенным источникам воды в Ливане является всеобщим. [1] Данные ООН о доступе к воде, возможно, не дают точной картины реальной ситуации: репрезентативное исследование, проведенное Всемирным банком в 2008 году, показало, что средний уровень подключения к общественной сети водоснабжения составлял 80%, варьируясь от 96% в Бейруте до 55% на Севере. Эти цифры аналогичны тем, которые были получены в результате обследования условий жизни домохозяйств 2004 года, проведенного Центральным статистическим управлением Ливана. [2] Даже учитывая, что улучшенные источники воды включают защищенные колодцы и родники в дополнение к водопроводным сетям, маловероятно, что доступ к воде в Ливане является всеобщим. Например, многие городские домохозяйства, не подключенные к сети, полагаются на воду, закупаемую в автоцистернах.

Статистика ООН не содержит данных о доступе к канализации в Ливане. [1] Всемирный банк цитирует оценки Совета по развитию и реконструкции, показывающие, что в 2002 году доля подключенных к канализации составляла 58%. Сбор сточных вод был самым высоким в Бейруте и Горном Ливане (74%) и самым низким на юге (35%). В остальных зданиях либо используются выгребные ямы и септики, либо просто сбрасываются неочищенные сточные воды непосредственно в окружающую среду. [3] По данным переписи зданий и учреждений, проведенной в 1996–1997 годах, только около 37% зданий в Ливане в то время были подключены к канализационной сети. [4] что указывает на то, что эта доля существенно увеличилась в период с 1997 по 2002 год.

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Качество водоснабжения оставляет желать лучшего. По официальным данным на 2009 год, средняя доступность воды в день была следующей: 22 часа на севере, 10 часов в Бекаа, 8 часов на юге, а для Бейрута и Горного Ливана 13 часов зимой, но только 2 часа. летом. [5] В Ливане нет ни одной деревни или города, которые бы имели бесперебойное водоснабжение. [6] Особенно летом нехватка воды является обычным явлением. Например, в провинции Набатия в 2007 году вода поступала потребителям только три раза в неделю. [7] В Большом Бейруте летом подача воды снижается до 3 часов в день. [8] Согласно вышеупомянутому опросу 2008 года, средняя ливанская семья получала 6 часов в день летом и 9 часов зимой. Только четверть ливанских домохозяйств получали воду каждый день. Лучше всего бесперебойность поставок была на севере, где 59% опрошенных заявили, что получали воду каждый день в 2008 году. Хуже всего было в Бейруте, где эта доля составляла всего 10%. [2] Плохое качество воды и перебои в ее подаче влекут за собой высокие затраты домохозяйств на устранение этих недостатков. Покупка воды в грузовиках и покупка бутилированной воды являются обычным явлением. Вода также обычно хранится в резервуарах на крыше, что влечет за собой дополнительные расходы и ставит под угрозу качество воды. Многие домохозяйства также используют насосы, чтобы вода доходила до верхних этажей домов, что влечет за собой дополнительные расходы для домохозяйств. Низкое давление и перебои в подаче воды вызваны, в частности, перебоями в подаче электроэнергии. [9] [10]

По данным Всемирного банка, ливанский сектор водоснабжения и канализации не достиг уровня предоставления услуг, соответствующего уровню экономического развития страны. Альтернативные издержки неадекватного государственного водоснабжения составляют 1,3% ВВП каждый год. Ухудшение состояния окружающей среды, вызванное сбросом неочищенных сточных вод, по оценкам, обходится дополнительно в 1% ВВП каждый год. [11]

Однако неспособность обеспечить непрерывную подачу воды, похоже, не является серьезной проблемой для ливанцев, где резервуары для хранения воды широко используются. [12] Важно то, что качество воды часто бывает недостаточным, а также то, что домохозяйства имеют достаточно воды для снабжения резервуаров, что не всегда так.

Водные ресурсы и водопользование

[ редактировать ]
В городе Сидон имеется множество природных колодцев, дающих в три раза больше воды, чем текущие потребности города.

Наличие водных ресурсов

[ редактировать ]
Реки Ливана. Река Литани показана фиолетовым цветом, столица Ливана Бейрут - красным. Река Оронт течет на север, в Сирию, а река Ибрагим — вторая река к северу от Бейрута, впадающая в Средиземное море.

Из-за ограниченности и противоречивости данных трудно точно оценить наличие водных ресурсов в Ливане. [6] Хотя Ливан богат водой по сравнению с Иорданией, Израилем или регионом Дамаск в Сирии, возобновляемые водные ресурсы страны на душу населения находятся ниже порога водной бедности, установленного на уровне 1000 кубических метров на душу населения в год. Только часть паводковых вод в реках можно экономично улавливать плотинами, а часть неиспользованных подземных вод стекает в море. Кроме того, в среднем за год в Сирию поступает 0,51 миллиарда кубометров воды, а в Израиль — 0,16 миллиарда кубометров. После вычитания этих сумм в среднем за год доступно 2,6 миллиарда кубических метров воды, или около 600 кубических метров (21 000 кубических футов) на душу населения. [13] Неясно, учитывается ли вода из источников в приведенной выше оценке как часть грунтовых или поверхностных вод. Существует более 2000 источников с расходом 1,15 миллиарда кубических метров, обеспечивающих постоянный сток 17 из 40 основных рек страны. [14] Родники и подземные воды сегодня являются основными источниками питьевого водоснабжения в Ливане. Например, в городе Сидон имеется множество природных колодцев, дающих в три раза больше воды, чем текущие потребности города. [7]

Основными реками, протекающими полностью внутри Ливана, являются река Литани (среднегодовой сток 0,79 миллиона кубических метров), река Ибрагим (0,51), река Авали и река Дамур (обе 0,3). Большая часть реки Литани отводится через туннель Маркаба для выработки гидроэлектроэнергии в реку Авали. Поскольку верхний водораздел реки Литани загрязнен, а река Авали должна использоваться в качестве источника питьевой воды для Бейрута, такая переброска воды имеет последствия, выходящие за рамки ее предполагаемого использования для выработки гидроэлектроэнергии.

Трансграничные реки

[ редактировать ]

Две важные реки разделяют Сирию и одну – Израиль. Река Оронт (0,48), берущая начало в Ливане, протекает по территории Сирии. Соглашение 1994 года предусматривает, что Ливан получает 80 миллионов кубических метров воды в год, «если сток реки внутри Ливана составляет 400 миллионов кубических метров в год или более». Это означает, что риск засухи ложится на Ливан. С момента подписания соглашения бурение новых скважин в ливанской части бассейна Оронта было запрещено. [15] Река Эль-Кебир (средний расход 0,19 миллиона кубических метров в год) также протекает по территории Сирии, сама река образует часть границы между двумя странами. Река Хасбани , приток реки Иордан , также берет начало в Ливане и разделяется с Израилем. Поток поверхностных вод в северный Израиль из комплекса Хасбани/Вазани оценивается в 160 миллионов м3/год. [14] Соглашение о разделе реки Иордан между двумя странами отсутствует. Когда в 2002 году Ливан перенаправил часть реки Хасбани для снабжения деревни, Израиль заявил, что это может привести к войне. [16]


Загрязнение

[ редактировать ]
Литани, крупнейшая река Ливана, сильно загрязнена.

Водные ресурсы загрязняются сбросами неочищенных или недостаточно очищенных промышленных и бытовых сточных вод, выщелачиванием из септиков, сельскохозяйственными неточечными источниками, такими как пестициды и нитраты, больничными отходами и твердыми бытовыми отходами, а также сбросами моторного масла. Река Гадир на юге Бейрута, вероятно, является самой загрязненной рекой в ​​стране, а река Ваззани в Южном Ливане, возможно, является наименее загрязненной рекой из-за ограниченной экономической активности в ее бассейне. [17] Сброс неочищенных городских и промышленных сточных вод, дренаж с сельскохозяйственных земель и неконтролируемый сброс твердых отходов значительно ухудшили качество воды озера Караун и реки Литани. Неочищенные промышленные сточные воды сбрасываются в озеро и реку свеклосахарных заводов, бумажных фабрик, свинцово-перерабатывающих заводов, дробилок известняка, агропромышленных предприятий, птицефабрик, кожевенных заводов и скотобоен. [18] Согласно исследованию 1998 года, проведенному Национальным советом научных исследований Ливана по заказу ЮНИСЕФ, 60–70% всех природных источников подверглись бактериальному загрязнению. [19] Примером может служить источник Джейта, где наблюдался рост фекальных колиформных бактерий. [20]

Использование воды

[ редактировать ]
Источник Яммуне в Горном Ливане.

Данные по водопользованию в Ливане противоречивы. По официальным оценкам, общий объем водопотребления в 2010 году составил 1,59 млрд м3, в том числе 0,27 млрд м3 (17%) из общественных колодцев для питьевого водоснабжения. [5] , в 2005 году По оценкам ФАО водозабор составлял 1,31 миллиарда м3, или около 63% экономически пригодных водных ресурсов. Из них почти 60% предназначалось для сельскохозяйственных целей, 29% для муниципального использования и 11% для промышленности. ФАО не указывает источники этих цифр. [14] Исходя из этих цифр, муниципальное использование 0,38 миллиарда м3 будет соответствовать примерно 250 литрам на душу населения в день. По более ранней оценке Министерства окружающей среды, потребление воды в 1994 году составило 1,29 миллиарда м3, включая только 0,21 миллиарда м3 для муниципального использования. [13] Эта цифра соответствует 140 литрам на душу населения в день, что хорошо согласуется с оценкой Всемирного банка в 150 литров на душу населения в день для муниципального водопользования: от 120 литров в Бейруте (Горный Ливан) до 200 литров на севере. [21]

Из домохозяйств, подключенных к общественной системе водоснабжения, только 53% пьют его. Эта доля самая низкая в Набатии (27%) и самая высокая в Бекаа (77%). Наиболее часто упоминаемыми причинами отказа от употребления общественной воды являются представление о безопасности для здоровья и гигиены, а также плохой вкус. [2]

Потери воды

[ редактировать ]

В 2010 году уровень недоходной воды оценивался примерно в 48%. По оценкам, он был самым высоким на юге (52%) и самым низким в Бейруте и Горном Ливане (40%). [5] Это высокий уровень по международным стандартам, но аналогичный уровням в Сирии, Иордании и Турции. Поскольку счетчиков мало, оценить уровень недоходной воды сложно. В 2010 году доля подключений со счетчиками оценивалась в 16% в провинциях Бейрут Горный Ливан и была ниже в других провинциях. У большинства промышленных и коммерческих водопользователей были установлены счетчики, тогда как счетчики установлены лишь у немногих бытовых пользователей. [8]

Пример: водоснабжение Большого Бейрута.

[ редактировать ]
Большую часть питьевой воды Бейрут получает из источника Джейта на горе Ливан (показан на заднем плане).

Общественная система водоснабжения в Большом Бейруте получает воду из источников Джейта (50 миллионов м3/год), а также из колодцев в районе Дамур (30 миллионов м3/год). [6] Источник Джейта является источником питьевой воды для около 1,5 миллионов ливанцев. [20] Вода очищается на водоочистной станции Дбайе к северу от города производительностью 430 000 м3/день (157 миллионов м3/год). [13] Помимо общественной сети, в районе Бейрута разбросано около 1000 колодцев, в основном частных. Их глубина колеблется от 50 до 300 метров, а средний индивидуальный расход составляет 35 литров в секунду. Общий запас воды из этих колодцев может быть выше, чем из системы общественного водоснабжения, в зависимости от того, сколько часов работают насосы. Перекачка скважин в районе Бейрута привела к проникновению морской воды в водоносные горизонты . [14]

Правительство планирует использовать реку Авали к юго-востоку от Бейрута, чтобы обеспечить растущую столицу дополнительной водой на 90 миллионов м3/год, что более чем вдвое превышает нынешние ресурсы. Проект предполагает строительство плотины в Бисри , 3-километрового туннеля от реки до новой водоочистной станции в Уардание и второго 22-километрового туннеля до Халде к югу от Бейрута, откуда вода будет транспортироваться по двум сдвоенным трубопроводам. один идет на север в центр Бейрута, а второй на северо-восток в Баабду . Исламский банк развития согласился профинансировать строительство плотины Бисри в 2008 году. [22] в то время как Всемирный банк одобрил кредит в размере 200 миллионов долларов США в декабре 2010 года для частичного финансирования магистральных туннелей и трубопроводов. [8] Ливанские критики проекта утверждают, что река Авали и особенно река Литани, вода из которой отводится в реку Авали выше запланированного водозабора, сильно загрязнены. Они также говорят, что менее дорогие альтернативы, такие как менее загрязненная река Дамур, которая также находится ближе к Бейруту, не рассматривались правительством и Всемирным банком. [23] По состоянию на декабрь 2013 года выплачено менее 1 процента кредита, и ни один контракт на строительные работы не заключен. [24]

Современная история

[ редактировать ]

Инфраструктура Ливана серьезно пострадала от гражданской войны 1975–1990 годов . После войны инфраструктура водоснабжения и канализации была восстановлена ​​при значительной внешней финансовой помощи. В Южном Ливане, который оставался под израильской оккупацией до 2000 года, инфраструктура постепенно восстанавливалась по мере вывода израильской армии. По сравнению со значительными инвестициями в инфраструктуру, мало усилий было предпринято для наращивания потенциала отраслевых учреждений и разработки политики, способствующей устойчивости и улучшению качества предоставляемых услуг. Кроме того, очистка сточных вод не уделялась должного внимания с точки зрения инвестиций по сравнению с водоснабжением и канализацией. Таким образом, неочищенные сточные воды сбрасывались в море и реки. Никаких усилий по экономии воды не предпринималось. До сих пор Ливан является одной из немногих стран на Ближнем Востоке, где почти нет счетчиков воды.

Институциональные слабости и отсутствие устойчивости

[ редактировать ]
Станция очистки сточных вод Аль-Гадир в 2021 году

Учреждения внешнего финансирования были обеспокоены недостаточными возможностями для эксплуатации и обслуживания инфраструктуры, которую они финансировали в Ливане. До 2000 года в Ливане существовало 21 учреждение водоснабжения, которое было слабым в финансовом и техническом отношении. Ограниченные канализационные сети, если они вообще существовали, находились в ведении соответствующих муниципалитетов, которые часто имели даже меньшие технические и финансовые возможности, чем органы водоснабжения. В отсутствие тарифов на услуги канализации у муниципалитетов не было финансовых ресурсов для эксплуатации и обслуживания инфраструктуры канализации. Опыт с очистными сооружениями иллюстрирует возникающие трудности. Например, эксплуатационные расходы на первую станцию ​​очистки сточных вод в Ливане, станцию ​​Аль-Гадир в Бейруте, построенную в 1997 году, по-прежнему должны субсидироваться правительством, поскольку муниципальные власти в обслуживаемой зоне (районы Бейрута и Баабды) не имеют достаточного финансирования. ресурсы для этого. Кроме того, неразвитая инфраструктура значительно снижает влияние завода на развитие. Поскольку строительство канализации было отложено, большая часть сточных вод Южного Бейрута по-прежнему стекала в Средиземное море без какой-либо очистки как через реку Аль-Гадир, так и через морские выходы. Завод Аль-Гадир обеспечивает только предварительную очистку с последующим сбросом через канал длиной 2,6 км. морской выход . [25] [26] Станция очистки сточных вод Аль-Гадир расположена в 7 км к югу от международного аэропорта Бейрута имени Рафика Харири . Зона обслуживания завода охватывает провинции Бейрут и Горный Ливан, включая южный пригород Бейрута и около четверти территории Бейрута, а также части районов Шуф , Алей и Баабда. [27]

Вторая станция очистки сточных вод, построенная в Ливане, предназначенная для города Баальбек и построенная в 2001 году, не могла быть введена в эксплуатацию, поскольку не были достроены как канализационная система, так и водоотводящая магистраль. [28] Очистные сооружения в Триполи и Сидоне были открыты в 2009 и 2010 годах соответственно, причем оба объекта должны были быть завершены намного позже.

Реформа сектора

[ редактировать ]

На национальном уровне разработка политики была фрагментирована между Министерством энергетики и водных ресурсов, отвечающим за питьевое водоснабжение, и Министерством внутренних дел, отвечающим за санитарию, а также другими заинтересованными сторонами, такими как Министерство финансов и Министерство окружающей среды. [29] Таким образом, доноры настаивали на реформе сектора, которая привела бы к созданию коммерчески ориентированных региональных компаний водоснабжения и канализации, которые позволили бы достичь эффекта масштаба. В 2000 году был принят новый закон о воде, согласно которому были созданы четыре региональных водохозяйственных предприятия. Однако передача им фактической ответственности оставалась медленной, и водные органы продолжали отвечать за действующую инфраструктуру. Совет по развитию и реконструкции (CDR) также продолжал отвечать за закупки работ и контракты на консультирование, включая контракты на оказание услуг по эксплуатации инфраструктуры, несмотря на обязанности, возложенные на новые учреждения в соответствии с Законом о воде.

По данным Всемирного банка от 2010 года, через десять лет после принятия Закона о воде он «не был полностью соблюден и реализован, что создает институциональную неопределенность в отношении обязанностей сектора». Кроме того, «четырем RWE серьезно не хватает управленческой и финансовой автономии, и им препятствует ограниченная межведомственная координация и слабый надзор со стороны центрального правительства. Они не смогли эффективно эксплуатировать и обслуживать сети водоснабжения, в полной мере взаимодействовать с частным сектором, покрывать затраты и нанять квалифицированный персонал». [8]

Участие частного сектора

[ редактировать ]
В городе Триполи частная французская компания управляла водоснабжением в период с 2003 по 2007 год по договору управления.

В 2003 году муниципалитет Триполи подписал первый и пока единственный контракт на управление водоснабжением в Ливане. Это было сделано после четырех лет подготовки, которая потребовала принятия нового закона (Закон 401), разрешающего государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения. Контракт был присужден французской компании Ondéo-Liban, дочерней компании Suez Environnement , после конкурсных торгов. Стоимость в 20 миллионов евро была профинансирована Французским агентством развития . Контракт включал эксплуатацию, техническое обслуживание и установку оборудования, организацию системы выставления счетов и сбора тарифов на воду, управление человеческими и финансовыми ресурсами, а также надзор за строительством третичной сети водоснабжения и расширением сети водоснабжения. водоочистная станция. [30] Частная компания увеличила эффективность выставления счетов с 30% до 60%, сократила нормирование воды, нанесла на карту сеть, обновила список клиентов, компьютеризировала систему учета и обучила персонал. [31] Недоходная вода была сокращена с 65% до 45%, а 10-летнее нормирование воды в районах Каламун, Коббе и Аби-Самра было отменено, что сделало Триполи единственным городом в Ливане, который получает воду 24 часа в сутки. Качество воды и обслуживание клиентов также улучшились. Однако возмещение затрат не было достигнуто, несмотря на повышение тарифов, поскольку эффективность сбора платежей оставалась низкой. Компания не смогла внедрить приборы учета, хотя было приобретено 40 тысяч счетчиков. [32] Контракт столкнулся с рядом проблем: согласно исследованию Французского института государственно-частного партнерства, наблюдательный комитет состоял из бывших сотрудников государственной компании водоснабжения, которые не были убеждены в полезности участия частного сектора. [31] Несмотря на достигнутые успехи, контракт на управление закончился в 2007 году без продления.

Влияние войны 2006 года

[ редактировать ]

Инфраструктура водоснабжения, особенно на юге, еще больше пострадала во время израильско-ливанской войны 2006 года . По данным источников ООН, израильские вооруженные силы «уничтожили резервуары с водой, источники и трубопроводы, в результате чего большая часть южного Ливана была полностью отрезана от основного водоснабжения сразу после войны». [7] Инфраструктура была восстановлена ​​после войны, частично силами строительной компании «Хезболлы» «Джихад аль-Бина». Иностранные доноры также сыграли важную роль в восстановлении, в том числе ЮНИСЕФ и Technisches Hilfswerk из Германии. [33] [34]

Влияние сирийской гражданской войны

[ редактировать ]

усугубила Гражданская война в Сирии дефицит воды в Ливане, поскольку сирийские беженцы увеличили население Ливана на четверть. Гуманитарные организации стремятся улучшить водную инфраструктуру, но потребуются скоординированные долгосрочные усилия для удовлетворения текущих потребностей и защиты от водных кризисов в будущем. [35]

Отчет ЮНИСЕФ за 2021 год

[ редактировать ]

В июле 2021 года ЮНИСЕФ сообщил, что система водоснабжения в Ливане находится на грани полного разрушения из-за нехватки финансирования, топлива и других материалов, таких как хлор и запасные части. [36]

Ответственность за водоснабжение и водоотведение

[ редактировать ]

Среди ключевых государственных заинтересованных сторон в секторе водоснабжения и санитарии Ливана — Министерство водных ресурсов и энергетики, которое отвечает за политику и регулирование; Министерство финансов, которое обеспечивает финансирование и координирует внешнее сотрудничество; Министерство окружающей среды; Совет по развитию и реконструкции, который отвечает за большую часть инвестиций в сектор; и четыре региональных водохозяйственных предприятия, которые отвечают за предоставление услуг. Для сектора характерен значительный разрыв между юридической ответственностью заинтересованных сторон и их реальной деятельностью. Юридический текст для организации работы MEW по состоянию на 2012 год не разработан. Усилия MEW по-прежнему сосредоточены на инвестиционных проектах, а не на политике и регулировании. В Министерстве по-прежнему имеются подразделения, занимающиеся инвестиционными исследованиями, хотя эти функции должны были быть переданы водохозяйственным учреждениям. [37]

Политика и регулирование: Министерство водных ресурсов и энергетики

[ редактировать ]

В правительстве Ливана Министерство водных ресурсов и энергетики отвечает за разработку и реализацию политики, связанной с водоснабжением и санитарией. По состоянию на 2010 год не существовало конкретного политического или стратегического документа, описывающего политику правительства в этом секторе. Министерство, похоже, сосредоточивает внимание на энергетике и уделяет меньше внимания воде, не говоря уже о санитарии.

Правовая основа состоит из Закона о воде 221/2000, который реорганизовал сектор в четыре региональных водохозяйственных учреждения. Вскоре после его принятия в закон дважды вносились поправки: Закон 241/2000 сократил количество региональных водохозяйственных предприятий с 5 до 4; Закон 337/2001 включил очистку сточных вод в обязанности региональных водохозяйственных предприятий и Министерства водных ресурсов и энергетики. [29] [38] В октябре 2005 года были опубликованы некоторые подзаконные акты к вышеупомянутым законам. [39]

Предоставление услуг: четыре региональных водохозяйственных предприятия.

[ редактировать ]
Карта с изображением шести провинций Ливана. Две провинции Бейрут и Горный Ливан (в центре карты) образуют единое региональное учреждение водоснабжения, как и провинция Набатия на юго-востоке и южная провинция. Границы провинций Бекаа на востоке и Северной провинции соответствуют границам соответствующих региональных водохозяйственных предприятий.

Обеспечение питьевого водоснабжения и очистка сточных вод является обязанностью четырех региональных водохозяйственных предприятий, созданных в соответствии с Законом о воде 2000 года:

  • Вода Бейрута и Горного Ливана – Главный офис в Бейруте.
  • Вода Северного Ливана – Головной офис в Триполи.
  • Вода Бекаа – Головной офис в Захле.
  • Вода Южного Ливана – Головной офис в Сидоне (Сайда).

Хотя предприятия несут юридическую ответственность за ирригацию и очистку сточных вод, они не занимаются этой деятельностью. Здесь нет стратегического или бизнес-планирования, а также сосредоточения внимания на производительности. Ограниченное внимание уделяется ИТ и управлению активами; обслуживание клиентов фрагментировано. [37] По закону ливанские предприятия водоснабжения должны иметь 4050 сотрудников, но на самом деле по состоянию на 2010 год их было только 1342. Это связано с мораторием на прием на работу, введенным правительством. Таким образом, в первое десятилетие 21 века количество сотрудников сократилось. Пробелы на нижних уровнях были частично заполнены временными рабочими. Но есть и важные пробелы на управленческих позициях. Средняя численность персонала составляет менее 2 на 1000 подключений, что значительно ниже среднего показателя по региону. В коммунальной компании «Бейрут-Горный Ливан» на 1000 подключений приходится всего 1,6 сотрудников. Таким образом, коммунальные предприятия не могут выполнять некоторые из своих основных функций. [37] Члены советов водохозяйственных предприятий назначаются Кабинетом министров по предложению министра энергетики и водных ресурсов. Муниципалитеты не имеют права голоса при назначении членов Совета. Были лишь ограниченные попытки привлечь частный сектор к эксплуатации систем водоснабжения и канализации. Контракт на управление городом Триполи с французской фирмой не был продлен после истечения его срока действия (см. раздел «История»).

Эксплуатация и техническое обслуживание канализационных систем остается в ведении муниципалитетов.

Совет по развитию и реконструкции и другие национальные агентства

[ редактировать ]

Совет по развитию и реконструкции (CDR) играет важную роль в этом секторе, поскольку он отвечает за планирование и строительство большей части государственных инвестиций в водоснабжение и всех инвестиций в очистку сточных вод в стране. Это также агентство-исполнитель большинства инвестиционных программ, финансируемых внешними агентствами. Кроме того, Совет Юга и Центральный фонд помощи перемещенным лицам профинансировали почти половину всех инвестиций в водоснабжение Ливана в конце 1990-х и начале 2000-х годов. [40] Совет Юга, номинально находящийся в ведении канцелярии премьер-министра, контролируется преимущественно шиитским движением «Амаль» Набиха Берри , спикера парламента Ливана с 1992 года.

Финансовые аспекты и эффективность

[ редактировать ]

Тарифы установлены на разных уровнях для каждого из четырех региональных предприятий водоснабжения. Внутри каждой зоны обслуживания тарифы одинаковы, хотя стоимость существенно различается. Например, Бейрут получает большую часть воды самотеком, тогда как в некоторых других населенных пунктах воду приходится качать насосами. В следующей таблице показаны тарифы на воду для населения для четырех региональных коммунальных предприятий в год и за подключение за 1 м3/день, без учета НДС . [2]

Годовой тариф на воду в 2008 г. Бейрут
-Гора Ливан
Север Бекаа Юг
Ливанский фунт 235,000 210,000 160,000 200,000
доллар США 159 108 108 135
Эквивалент долл. США/м3 при условии, что
потребление 100 литров на душу населения в день
и 4,5 человека на домохозяйство
0.97 0.86 0.66 0.82

Уровень потребления ограничен 1м3 в сутки по датчику, установленному на всех жилых подключениях. Однако фактическое потребление обычно ниже из-за перебоев в подаче и низкого давления воды. Цена воды за кубический метр, очевидно, зависит от уровня потребления, который варьируется и малоизвестен. Если предположить, что домохозяйство среднего размера с 4,5 членами, которое получает 100 литров воды на душу населения в день, цена воды составит почти 1 доллар США/м3 в Бейруте и 0,66 доллара США/м3 в Бекаа. Таким образом, тарифы в Ливане выше, чем в Иордании (0,65 доллара США/м3, включая канализацию), и намного выше, чем в Сирии или Египте (0,05 доллара США/м3).

Счет за воду приходится оплачивать полностью заранее за целый год, что ложится тяжелым бременем на бедных слоев населения. В 2008 году домохозяйство из беднейшего квинтиля, подключенное к сети, заплатило в среднем 421 000 фунтов стерлингов за воду, что соответствует 3,7% его дохода. Более половины этих расходов приходится на альтернативные источники воды, такие как бутилированная вода или вода из грузовиков. [2]

Возмещение затрат

[ редактировать ]

Возмещение затрат варьируется в зависимости от коммунальных предприятий. Уровень собираемости платежей (т.е. доля фактически оплаченных счетов) в Бейруте и Горном Ливане стабильно составляет почти 90%, так что в 2010 году коммунальное предприятие накопило более 170 миллионов долларов США в качестве профицита денежных средств. [8] Однако по состоянию на 2010 год он оценивался только в 62%. В трех других региональных учреждениях водоснабжения уровень сбора воды ниже: 58% на севере, 52% на юге и только 18% в Бекаа. [5] В трех учреждениях не возмещаются даже эксплуатационные расходы. Правительство часто вмешивается в оплату операционных расходов в дополнение к финансированию инвестиций в водную инфраструктуру. Окупаемость затрат самая низкая у компании водоснабжения Бекаа. Согласно отчету Всемирного банка, «похоже, существует неформальное понимание между компаниями водоснабжения и домохозяйствами: многие домохозяйства не получают положенную им воду, а компании водоснабжения часто не оказывают давления на домохозяйства, чтобы они оплачивали свои счета». Учитывая нынешние условия и альтернативы, домохозяйства заявили в опросах, что они не хотят платить больше за более качественные государственные услуги. [12] Даже там, где установлены счетчики, объемного тарифа нет. Фиксированная плата взимается независимо от наличия счетчиков. Таким образом, нет никакого финансового стимула экономить воду. Тарифа на сточные воды также нет. [41]

Инвестиции и финансирование

[ редактировать ]

Государственные инвестиции в сектор водоснабжения и водоотведения в конце 90-х и начале 2000-х годов составляли 0,4 процента ВВП. Сюда входят 97 миллионов долларов США на водоснабжение и 32 миллиона долларов США на канализацию каждый год. [42] Инвестиции в значительной степени финансируются за счет внешних грантов и кредитов. Например, 73% инвестиций CDR в водный сектор были профинансированы внешними донорами, а 56% инвестиций в очистку сточных вод. [43]

Внешнее сотрудничество

[ редактировать ]

Многие внешние партнеры поддерживали и продолжают поддерживать ливанский сектор водоснабжения и санитарии финансовой и технической помощью. В их число входят Арабский фонд экономического и социального развития, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Франция, Германия, Италия, Япония, Кувейт, Саудовская Аравия, США и Всемирный банк. Доноры в секторе водоснабжения и санитарии, как правило, сосредотачиваются на определенных регионах Ливана: Арабский фонд фокусируется на юге и Бейруте, ЕИБ - на Горном Ливане и севере, Франция - на севере и юге, Германия - на Бейруте и Горном Ливане. , Япония на горе Ливан и на юге и США на юге. Всемирный банк является одним из немногих доноров, действующих в Бекаа, помимо Бейрута. Большая часть внешней финансовой помощи предоставляется в форме кредитов, тогда как техническая помощь обычно имеет форму грантов. После израильско-ливанской войны 2006 года страна получила значительную дополнительную финансовую помощь, включая гранты от стран и агентств, которые обычно предоставляют только кредиты на развитие инфраструктуры в Ливане, таких как Германия и Всемирный банк. Большая часть внешней помощи направляется через правительство, за исключением помощи США, которая предоставляется непосредственно консалтинговым фирмам, работающим в сотрудничестве с правительством или НПО. Организация Объединенных Наций также играет важную роль в водном секторе Ливана, особенно через ЮНИСЕФ и Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

За координацию донорской помощи в Ливане отвечает подразделение по координации донорской помощи в Министерстве финансов, которое в свою очередь поддерживается ПРООН. [44] Во многих странах, где несколько доноров предоставляют помощь сектору водоснабжения и санитарии, существует определенная форма механизма координации доноров, специализирующихся на водных ресурсах. В Ливане, похоже, дело обстоит иначе.

Арабский фонд экономического и социального развития

[ редактировать ]

Арабский фонд экономического и социального развития профинансировал проект водоснабжения в Сидоне и Суре (10 миллионов кувейтских динаров утвержден в 1996 году), Бейруте (17 миллионов кувейтских динаров утвержден в 2002 году), а также в области водоснабжения и водоотведения в различных других районах Ливана (25 миллионов кувейтских динаров в 2006). [45]

Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк

[ редактировать ]

Европейский Союз поддержал национальный водный диалог по интегрированному управлению водными ресурсами. в рамках Средиземноморского компонента Водной инициативы ЕС. Диалог, в котором помимо представителей правительства и доноров участвовали НПО и частный сектор, начался со встречи в ноябре 2005 года. Его многочисленные цели включали «выявление недостатков и узких мест в ключевых предпосылках, выдвигаемых донорами для национальных инвестиций в водную сферу». секторе», «создание постоянной платформы для сотрудничества между ключевыми партнерами на национальном уровне, включая донорские агентства» и одобрение «национальной дорожной карты». [46] На втором «консультационном семинаре» в апреле 2009 года больше не упоминались цели семинара 2005 года, но вместо этого были предложены многочисленные рекомендации на будущее, такие как «совместное планирование последующих шагов, которые могут способствовать интегрированному управлению водными ресурсами». Процесс управления ресурсами в стране». [47]

Европейский инвестиционный банк профинансировал строительство очистных сооружений в Триполи и водоочистных сооружений в туристическом районе Кесерван . [48]

Франция предоставила кредит на восстановление системы водоснабжения Джеззина после отступления израильской армии в 1999 году.

Французское агентство развития (AFD) поддерживает многочисленные проекты водоснабжения и канализации в Ливане. В рамках кредита в 2 миллиона евро сеть водоснабжения в южном городе Джеззин была восстановлена ​​после отступления израильской армии в 1999 году. Еще один кредит в 12 миллионов евро был одобрен в 2001 году для строительства «аварийной» линии водоснабжения и восстановления распределительных сетей. в южных городах Набах-эль-Тассе и Джебель-Амель . В 2007 году AFD утвердил небольшой грант на восстановление водопроводной сети южного города Бкасин при софинансировании, предоставленном французским городом Лилль .

В Триполи проект стоимостью 20 миллионов евро поддерживал расширение водоочистной станции и укрепление распределительной сети с 2001 года, поддерживая государственно-частное партнерство с французской компанией Ondeo, инициированное впоследствии. Кредит на санитарию в размере 30 миллионов евро, одобренный в 2004 году, позволил построить канализацию в Триполи. [49] В октябре 2012 года Министерство водных ресурсов и AFD подписали проект стоимостью 90,7 миллиона долларов США, направленный на финансирование проекта очистки сточных вод стоимостью 200 миллионов долларов США в районе Кесерван в Горном Ливане . [50]

Германия

[ редактировать ]

Германия выделила средства на улучшение санитарных условий в районах, прилегающих к источникам Джейта, чтобы уменьшить бактериологическое загрязнение этого важного источника, который является основным источником воды в Бейруте и других населенных пунктах. Он также поддержал санитарию в Бейруте. [26] и проект реконструкции на юге [51] Он также предоставляет техническую помощь для поддержки реформы водного сектора в рамках проекта, который длился с 2008 по конец 2013 года и реализовывался GIZ (бывшее GTZ ). Проект был направлен на укрепление регулирующего потенциала МЭВ, технического и управленческого потенциала четырех водохозяйственных предприятий иулучшение отношений между клиентами и Учреждениями. Помимо прочего, он систематически собирал данные о показателях эффективности (бенчмаркинг), готовил бизнес-планы, оценивал основные средства и выявлял всех клиентов. Проект также установил водные балансы в пилотных районах, где были установлены счетчики потребителей, провел исследования удовлетворенности потребителей в тех же районах и подготовил почву для принятия тарифов, основанных на потреблении. Однако эти тарифы пока не применяются. Он также попытался подготовить учреждения к принятию на себя ответственности за управление сточными водами посредством «Декларации принципов устойчивого управления сточными водами». Однако учреждения еще не взяли на себя эту ответственность. [52]

Немецкая общественная организация по оказанию помощи при стихийных бедствиях Technisches Hilfswerk (THW), которая работает в основном за счет добровольцев, оказала чрезвычайную помощь на юге всего через несколько дней после окончания боевых действий 2006 года. Сначала здесь была создана лаборатория и проводились анализы питьевой воды. После этого компания установила оборудование для хлорирования в 30 резервуарах, которыми воспользовались 15 000 человек, построила водонапорную башню и отремонтировала еще три водонапорные башни. THW работала от имени правительства Германии, Департамента гуманитарной помощи Европейской комиссии (ECHO) и ЮНИСЕФ. [34]

Исламский банк развития

[ редактировать ]

Исламский банк развития согласился профинансировать строительство плотины Бисри в 2008 году. Плотина на реке Авали будет хранить воду, которая будет поставляться в качестве питьевой воды в Бейрут. [22]

Италия поддерживает ливанский сектор водоснабжения и санитарии посредством различных грантов технической помощи, включая грант в размере 1,8 миллиона долларов США, утвержденный в 2010 году для создания «Ливанского центра управления и сохранения водных ресурсов», а также гидрологическое исследование в неуказанном районе в сотрудничестве с ПРООН. [53] Центр управления и охраны водных ресурсов, который будет расположен в Министерстве водных ресурсов и энергетики и будет создан с помощью ПРООН и итальянского финансирования в течение двухлетнего периода, должен «координировать текущие водные программы»,» разработать план действий по устойчивой водной политике» и, среди прочего, добиться «повышения осведомленности национальной общественности». [54] Ливан также получил из Италии оборудование для мониторинга воды, которое будет установлено на реке Оронт, а также на реке Хасбани и источнике Ваззани. Два последних текут в Израиль. [55]

Япония поддерживает расширение объектов водоснабжения в районе Кесерван, включая показанный здесь город Джуния.

Япония предоставила льготный кредит (срок погашения 25 лет, 7 льготных лет, процентная ставка 2,5%) в размере около 120 миллионов долларов США на сбор и очистку сточных вод в Сидоне и водоснабжение в районе Кесерван в 1996 году. В Сидоне проект заключался в финансировании канализационной сети с длиной 38 км, магистральный канализационный коллектор длиной 7 км, две канализационные насосные станции и установка предварительной очистки производительностью 33 600 м3/сут. [56] Позже проект был изменен, чтобы добавить финансирование 2-километрового морского водовыпуска, увеличить производительность очистных сооружений до 45 000 м3/день, увеличить количество насосных станций до 13 и сократить длину финансируемых канализационных сетей. [57] Строительство станции очистки сточных вод было завершено в 2006 году, но она вступила в эксплуатацию только в 2010 году, когда к станции наконец были подключены хотя бы некоторые магистральные канализационные коллекторы. [58] В округе Кесерван Япония финансирует расширение водозабора из источника Аль-Мадик, 50 км магистральных сетей, 13 насосных станций, 22 сервисных резервуаров и 202 км распределительных сетей. Проект уменьшит дефицит воды в ряде деревень, где спрос в два раза превышает доступное предложение. [56] По состоянию на 2008 год в стадии строительства находился центральный элемент проекта — 4-километровый туннель диаметром почти 4 метра. [59]

Кувейтский фонд арабского экономического развития предоставил 55 миллионов кувейтских динаров (187 миллионов долларов США) в виде льготных кредитов (процентная ставка 2,5%, срок погашения 24–30 лет) на водоснабжение и канализацию в период с 1993 по 2010 год. Проекты расположены в Бейруте, на юге страны. и район Матн в провинции Горный Ливан. [60] Последним водным проектом, поддерживаемым Кувейтом в Ливане, является плотина Кайсамани, которая обеспечит 35 деревень в Горном Ливане питьевой водой и для которой в 2010 году было подписано кредитное соглашение на сумму 19 миллионов долларов США. [61]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

USAID предоставляет техническую помощь и обучение на сумму 8 миллионов долларов США, ограниченные инфраструктурные мероприятия и специализированное оборудование для Управления реки Литани, превращая Управление в «агентство речного бассейна». Он также предоставляет 19,5 млн долларов США на улучшение управления, операций и услуг четырех региональных водохозяйственных предприятий, включая «национальный стратегический генеральный план водоснабжения и водоотведения». Меморандумы о взаимопонимании по обеим программам были подписаны в июне 2010 года. [62]

Первый проект основан на предыдущем проекте, поддерживаемом США, который помог Управлению водоснабжения Южного Ливана стать, по словам работающей над проектом консалтинговой фирмы DAI, «моделью для других предприятий водоснабжения в Ливане». В рамках проекта были представлены бизнес-план и финансовая модель предприятия. Оно попыталось воспроизвести положительный опыт на юге в Учреждении водоснабжения Бейрута/Горного Ливана, но столкнулось там с трудностями из-за отсутствия поддержки со стороны руководства. Проект также пытался продвигать государственно-частное партнерство (ГЧП) путем создания подразделения ГЧП в Министерстве энергетики и водных ресурсов. Работа подразделения не оказала большого влияния, и «все мероприятия, связанные с ГЧП (были приостановлены) из-за отсутствия четкого видения ГЧП в стране». Проект также был направлен на разработку новой тарифной стратегии, но фактически проводил оценку текущих доходов и сценариев будущих доходов. Кроме того, было проведено обширное обучение и разработан Генеральный план очистки сточных вод Южного Ливана. И последнее, но не менее важное: производственные и зональные счетчики были установлены в Сидон , единственный город на юге и один из немногих населенных пунктов во всей стране, где есть счетчики клиентов. Однако неясно, действительно ли счетчики считываются. В итоговом отчете проекта, среди прочего, делается вывод о нехватке достаточно квалифицированного персонала в региональных водохозяйственных предприятиях, отсутствии точных операционных и финансовых данных, а также нехватке местных фирм, специализирующихся на разработке и реализации финансовых и системы учета. [63] [64]

Всемирный банк

[ редактировать ]

Всемирный банк поддерживает ливанский сектор водоснабжения и санитарии с 1993 года, когда он утвердил проект чрезвычайной реконструкции и восстановления. С помощью проекта были восстановлены или построены системы водоснабжения в 97 населенных пунктах, а также 98 небольших канализационных систем. После вывода израильских войск из Южного Ливана были восстановлены еще 5 систем водоснабжения и канализации, которыми воспользовались 140 общин. В рамках проекта также были восстановлены или расширены три крупные системы производства и распределения воды, а также очистные сооружения в Баальбеке, Метне и Баруке. Поскольку дополнительные работы, которые должны были финансироваться из других источников, не были завершены вовремя, эти объекты не работали по состоянию на 2006 год. В частности, очистные сооружения в Баальбеке (производительность 13 000 м3/день), построенные в начале 2002 года, не были подключены к сети. в канализационную систему. [65] Всемирный банк продолжал поддерживать водоснабжение и канализацию в Баальбеке посредством кредита в размере 43,5 млн долларов США, утвержденного в 2002 году. За этим последовал чрезвычайный грант в размере 15 млн долларов США в 2007 году для поддержки восстановления и расширения систем водоснабжения в пяти деревнях в Западном регионе. Долина Бекаа. В декабре 2010 года Всемирный банк одобрил кредит в размере 200 миллионов долларов США для поддержки проекта водоснабжения Большого Бейрута. Всемирному банку пришлось аннулировать предыдущий кредит на водозаборы для очистки сточных вод в Кесруане и Соуре, утвержденный в 1998 году, после того как правительство не ратифицировало соответствующие кредитные соглашения. [66]

Неправительственные организации

[ редактировать ]

Ряд иностранных и местных неправительственных организаций (НПО) активно работают в ливанском секторе водоснабжения и санитарии. Например, такие неправительственные организации, как YMCA , Корпус милосердия , CHF International и Папская миссия, построили 13 небольших очистных сооружений по всей стране в 1990-е годы при финансовой поддержке USAID. [67]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ. «Программа совместного мониторинга» . Проверено 2 марта 2008 г.
    Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ (2010). «Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии. Оценка охвата улучшение качества питьевой воды». {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Анализ социального воздействия Ливана - секторы электроэнергетики и водоснабжения» (PDF) . Всемирный банк . 18 июня 2009 г. стр. 31–35 . Проверено 21 сентября 2015 г.
  3. ^ «Водный сектор Ливанской Республики: обзор государственных расходов» (PDF) . Всемирный банк . 17 мая 2010 г. с. 24 . Проверено 21 сентября 2015 г.
  4. ^ «Отчет о состоянии окружающей среды Ливана» (PDF) . Ливанская Республика, Министерство окружающей среды . 2001. с. 232. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года.
  5. ^ Jump up to: а б с д Министерство энергетики и водных ресурсов (2012 г.). «Национальная стратегия водного сектора: основа инфраструктуры водного сектора» . Презентация англ. Гебран Бэзил . Проверено 20 декабря 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Хусейн Амери (2000). «Оценка водного баланса Ливана» . У Дэвида Б. Брукса; Озай Мехмет (ред.). Водный баланс Восточного Средиземноморья . Международный исследовательский центр развития. ISBN  0-88936-907-0 .
  7. ^ Jump up to: а б с «Ливан: Водоснабжение является приоритетным вопросом для юга» . irinnews.org. 12 марта 2007 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Всемирный банк: Документ об оценке проекта: Проект водоснабжения Большого Бейрута , 13 октября 2010 г.
  9. ^ «Ливан страдает от жажды, поскольку муниципалитеты не выполняют обещаний по водоснабжению» . Дейли Стар. 8 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2011 г.
  10. ^ Аюб, Джордж М.; Малеб, Лилиан (2006). «Влияние прерывистого водоснабжения на качество воды в Ливане» . Международный журнал окружающей среды и загрязнения . 26 (4). Издательство Inderscience: 379–397. дои : 10.1504/IJEP.2006.009328 .
  11. ^ «Водный сектор Ливанской Республики: обзор государственных расходов» (PDF) . Всемирный банк . 17 мая 2010 г. с. ii . Проверено 21 сентября 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б Всемирный банк: Анализ социального воздействия Ливана – секторы электроэнергетики и водоснабжения , стр. и–в, 18 июня 2009 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Министерство окружающей среды: Отчет о состоянии окружающей среды Ливана за 2001 год , стр. 109f.. По данным ФАО , экономически доступные водные ресурсы страны еще ниже и составляют 2,1 миллиарда кубических метров в год, включая 1,6 миллиарда кубических метров поверхностных вод и 0,5 миллиарда кубических метров подземных вод.
  14. ^ Jump up to: а б с д Аквастат ФАО: профиль страны в Ливане , 2008 г.
  15. ^ Университет штата Орегон: База данных по трансграничным спорам о пресной воде, База данных международных договоров о пресной воде: Двустороннее соглашение, Закон № 15 о разделе воды реки Аль-Аси (Оронт) между Сирийской Арабской Республикой и Ливанской Республикой , 20 сентября, 1994, получено 5 февраля 2010 г.
  16. BBC: Ливан приветствует «освобождение воды» 28 марта 2002 г.
  17. ^ La загрязнение des fleuves du Liban (французский), Блог президента ливанской неправительственной организации "Мавасем Хайр", 23 июня 2010 г.
  18. ^ Всемирный банк: Политическая записка Ливанской Республики по устойчивости ирригационного сектора , стр. 19 ие, ноябрь 2003 г.
  19. ^ Джурди, М. «Исследование качества питьевой воды в Ливане, 1996–1997 гг., Отдел исследований воды, Национальный совет научных исследований, Министерство гидравлики и электрических ресурсов, Министерство здравоохранения, Американский университет Бейрута и ЮНИСЕФ, 1998 г. .
  20. ^ Jump up to: а б Совет по развитию и реконструкции / Федеральный институт геолого-геофизических исследований и природных ресурсов, Германия: ливанско-немецкий - Сотрудничество: охрана водоснабжения Бейрута - защита источника Джейта , ок. 2008 год
  21. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 67, 17 мая 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Совет по развитию и реконструкции: Финансирование программы реконструкции , октябрь 2009 г., с. 137
  23. ^ Информационный центр банка: Проблемный проект: Проект водоснабжения Большого Бейрута , ноябрь 2010 г.
  24. ^ «Водоснабжение Большого Бейрута» . Всемирный банк . Проверено 20 декабря 2013 г.
  25. ^ KfW: Программа удаления сточных вод в Аль-Гадире , июнь 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б KfW: Ливан: Завод по предварительной очистке сточных вод Аль-Гадир, последующая оценка , 2002 г.
  27. ^ «Расширение очистных сооружений Аль-Гадир - Ливан» (PDF) . Европейский инвестиционный банк . 27 декабря 2012 г. с. 15 . Проверено 22 ноября 2021 г.
  28. ^ Всемирный банк: Отчет о завершении реализации: Проект чрезвычайной реконструкции и реабилитации , август 2002 г., стр.7 и стр.30.
  29. ^ Jump up to: а б Евро-Средиземноморская информационная система по водным ресурсам (EMWIS): Ливан – Водные органы , без даты, по состоянию на 28 ноября 2010 г.
  30. ^ Европейская водная инициатива Средиземноморья: Национальный семинар по участию частного сектора в водной инфраструктуре в Ливане , 8–9 марта 2010 г., Бейрут
  31. ^ Jump up to: а б Институт перспективной экономики Средиземноморья: Услуги водоснабжения и санитарии в городах и странах, граничащих со Средиземным морем , Отчет рабочей группы под председательством Клода Мартинана, президента Institut de la Gestion Délégée (Французский институт ГЧП), вице-президента, Генеральный совет мостов и дорог, 30 января 2007 г., с. 47–48
  32. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 23, 17 мая 2010 г.
  33. ^ Серен Асир (15 февраля 2007 г.). «Восстановление систем водоснабжения и повышение осведомленности о гигиене на юге Ливана» . ЮНИСЕФ . Проверено 21 сентября 2015 г.
  34. ^ Jump up to: а б Агентство технической помощи: Ливан, 2006–2007 гг. (на немецком языке), получено 29 января 2011 г.
  35. ^ Вальницкая, Анна; Хусейки, Марван (18 декабря 2017 г.). «Пять основных принципов, которые помогут сохранить воду в Ливане» . ИИЭД . Проверено 1 августа 2018 г.
  36. ^ «Водная система Ливана находится на грани полного краха, - заявляет ООН» . CNN . 23 июля 2021 г.
  37. ^ Jump up to: а б с Министерство энергетики и водных ресурсов (2012 г.). «Национальная стратегия водного сектора: основа управления водным сектором» . Презентация англ. Гебран Бэзил . Проверено 20 декабря 2013 г.
  38. ^ С. Катафаго, профессор гидравлики и водных ресурсов в Высшей инженерной школе Бейрута, Университет Сен-Жозефа, президент совета директоров Управления реки Литани: Реструктуризация водного сектора в Ливане: Управление реки Литани сталкивается с проблемами Хорошее управление водными ресурсами , ок. 2003 г.
  39. ^ Водная инициатива ЕС в Средиземноморье: Семинар по текущим результатам деятельности MED EUWI в Ливане , 24 апреля 2009 г., Бейрут, Концептуальная записка
  40. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 37, 17 мая 2010 г.
  41. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 64, 17 мая 2010 г.
  42. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 35ф., 17 мая 2010 г.
  43. ^ Всемирный банк: Водный сектор Ливанской Республики: Обзор государственных расходов , стр. 38ф., 17 мая 2010 г.
  44. ^ Министерство финансов: Координация доноров
  45. Арабский фонд экономического и социального развития : Ливан: Список всех проектов (1974–2009 гг.) , получено 11 декабря 2010 г.
  46. ^ «Средиземноморский компонент Водной инициативы ЕС — первое заседание странового диалога Ливана по водным вопросам» (PDF) . Водная инициатива ЕС . 16 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2011 г.
  47. ^ Глобальное водное партнерство Средиземноморья: Диалог по национальной политике MED EUWI по планированию комплексного управления водными ресурсами в Ливанской Республике , получено 23 января 2011 г.
  48. ^ ЕИБ: ЕИБ поддерживает водную и дорожную инфраструктуру в Ливане , 3 апреля 2009 г.
  49. ^ AFD: Наша деятельность в Ливане
  50. Аль Анвар, 15 октября 2012 г.
  51. ^ KfW: Ливан: Приоритетные направления сотрудничества , июль 2010 г.
  52. ^ «Реформа водного сектора Ливана» . ГИЗ. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 20 декабря 2013 г.
  53. The Daily Star: Италия жертвует Ливану 1,8 миллиона евро на исследование водных ресурсов , 18 мая 2010 г.
  54. ^ ПРООН: Ливанский центр охраны и управления водными ресурсами (LCWCM) , 10 января 2011 г.
  55. ^ Внутренний круг Ливана: Италия помогает Ливану контролировать водные ресурсы в Южном Ливане , 1 марта 2009 г.
  56. ^ Jump up to: а б JICA: Первый заем в иенах Ливанской Республике, помощь в восстановлении после гражданской войны , 1996 г.
  57. ^ Инженеры-консультанты NJS: Проект очистки сточных вод прибрежной зоны Сайда , получено 25 января 2011 г.
  58. ^ The Daily Star: Ливан: Наконец-то открылась станция очистки сточных вод, отложенная с длительной задержкой , 27 октября 2010 г.
  59. ^ CDR: Проект снабжения прибрежной зоны Кесруана питьевой водой , ок. 2008 год
  60. ^ Кувейтский фонд арабского экономического развития: Информация о проектах для Ливана , получено 29 января 2011 г.
  61. ^ Деловые новости Ливана: Кувейтский фонд выделит 19 миллионов долларов на финансирование строительства плотины , 30 марта 2010 г.
  62. ^ USAID: Министерство энергетики и водных ресурсов Ливана и правительство США подписывают меморандумы о взаимопонимании на сумму 27,5 миллионов долларов США для оказания помощи водному сектору , 15 июня 2010 г., получено 24 января 2011 г.
  63. ^ USAID: Заключительный отчет Программы водной политики Ливана (LWPP) , май 2002 г. - май 2007 г.
  64. ^ DAI: Поддержка сектора водоснабжения и водоотведения Ливана (LWWSS) , октябрь 2009 г. – сентябрь 2013 г., получено 24 января 2011 г.
  65. ^ Всемирный банк: Отчет об оценке эффективности проекта: Ливан - Проект чрезвычайной реконструкции и реабилитации и Проект управления твердыми отходами и окружающей средой , 25 января 2007 г., стр. 10
  66. ^ Всемирный банк: Всемирный банк поддерживает усилия Ливана по доставке чистой и надежной воды гражданам Бейрута , 16 декабря 2010 г.
  67. ^ Министерство окружающей среды: Отчет о состоянии окружающей среды Ливана , 2001 г., стр. 236
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f687c30bca9e55863701fffb7a0930b__1720414260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/0b/8f687c30bca9e55863701fffb7a0930b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water supply and sanitation in Lebanon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)