Макдоннелл CF-101 Вуду
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
CF-101 Вуду | |
---|---|
![]() Макдоннелл CF-101 Вуду | |
Общая информация | |
Тип | Самолет-перехватчик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Макдоннелл |
Статус | ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 132 (две партии по 66) |
История | |
Дата введения | 1961 |
Первый полет | 29 сентября 1954 г. (F-101) |
Ушедший на пенсию | 1987 |
Разработано на основе | Макдоннелл F-101 Вуду |
McDonnell CF-101 Voodoo — всепогодный самолет-перехватчик, эксплуатировавшийся Королевскими ВВС Канады и Вооруженными силами Канады в период с 1961 по 1984 год. Они производились авиастроительной корпорацией McDonnell в Сент-Луисе, штат Миссури, для ВВС США ( как F-101 ), а позже проданы Канаде . CF-101 заменили устаревшие Avro CF-100 Canuck в эскадрильях всепогодных истребителей RCAF. Основным вооружением Voodoo были ядерные AIR-2A Genie неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» , и по поводу их принятия в Канаде возникли серьезные политические разногласия. Хотя они никогда не стреляли из оружия в военное время, CF-101 служил основным средством противовоздушной обороны Канады от средств быстрого реагирования на канадских авиабазах . CF-101 были сняты с вооружения в 1980-х годах и заменены истребителями McDonnell Douglas CF-18 Hornet . Многие экземпляры сохранились в музеях и парках Канады и США .
Приобретение
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]После отмены программы CF-105 Arrow в феврале 1959 года Джордж Пиркс Канады министр национальной обороны официально утверждал, что существующие перехватчики Avro CF-100 и Bomarc ракеты , заказанные в сентябре 1958 года, будут достаточны для канадских вооруженных сил. потребности ПВО. все еще существует Неофициально было признано, что угроза бомбардировщиков , и до прекращения деятельности Avro Arrow велись переговоры о приобретении RCAF «готового» перехватчика из Соединенных Штатов.
ВВС США заявили о своей готовности поставить 56 перехватчиков F-101B и 10 учебно-тренировочных самолетов F-101F (путем использования Convair F-102 Delta Daggers в менее требовательных секторах NORAD Канаде ). Сделка была отложена более чем на год из-за переговоров о компенсациях и стоимости приобретения, а также дебатов в правительстве Дифенбейкера о принятии Канадой систем ядерного оружия, что было в принципе согласовано в 1958 году. Финансовые договоренности были урегулированы Канадой, принявшей на себя укомплектование персоналом и финансирование 11 станций Pinetree Line радиолокационных на территории Канады, которые ранее эксплуатировались и финансировались ВВС США. Соглашение, подписанное в июне 1961 года, предусматривало передачу самолета, предназначенного для оснащения пяти фронтовых эскадрилий (взамен девяти эскадрилий CF-100) и подразделения оперативной подготовки (ОТУ).
Споры о ядерном оружии
[ редактировать ]
Проблема ядерного оружия в Канаде не была решена в июне 1961 года, поэтому CF-101 были вооружены только вторичными ракетами AIM-4D Falcon . В апреле 1963 года эта проблема привела к краху правительства Дифенбейкера. Следующее правительство Пирсона подписало соглашение с Соединенными Штатами о ядерном оружии для Канады 16 августа 1963 года. В соглашении фактически не говорилось, что Канада приобретает ядерное оружие ; Канадское правительство обычно отказывалось подтвердить или опровергнуть наличие какого-либо ядерного оружия в Канаде. В соглашении конкретно указывалось, что ракеты AIR-2A Genie являются собственностью Соединенных Штатов и будут переданы Канаде для фактического использования только по совместному соглашению Канады и США через NORAD. Строгие требования к обучению означали, что «Джины» начали действовать в Канаде только в июне 1965 года. «Джины» находились под стражей ВВС США, а на каждой из канадских баз располагались подразделения 425-й эскадрильи поддержки боеприпасов.
Операционная история
[ редактировать ]
24 июля 1961 года первые два вуду были переведены в Канаду на церемонии в RCAF Uplands в Оттаве , что ознаменовало начало операции Queen's Row. 425-я эскадрилья официально начала свою деятельность в RCAF Намао , Альберта , 15 октября 1961 года, первоначально действуя в качестве конверсионной учебной эскадрильи для 410, 416, 409 и 414 эскадрилий. Затем № 425 сам стал оперативным подразделением, передав роль по переоборудованию всепогодному OTU № 3 в RCAF в Баготвилле , Квебек . К концу 1962 года эскадрильи действовали на базе RCAF Comox , Британская Колумбия , ( 409-я эскадрилья ), RCAF North Bay , Онтарио, ( 414-я эскадрилья ), RCAF Uplands, Оттава, Онтарио, ( 410-я эскадрилья ), RCAF Bagotville, Квебек. , (425-я эскадрилья) и RCAF Чатем , Нью-Брансуик , ( 416-я эскадрилья ). Сокращения обороны в 1964 году привели к ликвидации 410-й и 414-й эскадрилий (хотя реформированная 414-я эскадрилья будет эксплуатировать «Вуду» годы спустя).
Каждая база Вуду была спроектирована таким образом, чтобы самолеты могли постоянно находиться в немедленной готовности. Средство оповещения быстрого реагирования (QRA) было расположено в конце основной взлетно-посадочной полосы, чтобы позволить тревожным самолетам стартовать как можно быстрее. Два самолета и их экипажи всегда находились в состоянии «пятиминутной» боевой готовности — они должны были оказаться в воздухе, направляясь на перехват неизвестного самолета, в течение пяти минут после получения приказа. В одном случае 416-я эскадрилья подняла в воздух два тревожных самолета всего через 57 секунд после получения оповещения. «Вуду» регулярно отправлялись для перехвата неопознанных радиолокационных контактов НОРАД, обычно авиалайнеров , сбившихся с курса , хотя 416 и 425 время от времени перехватывали советские бомбардировщики Ту-95 «Медведь», летевшие вдоль атлантического побережья на Кубу . К счастью, не возникло ситуации, когда пилот CF-101 в гневе выстрелил из оружия.
В период с 1970 по 1972 год Канада обменяла 56 выживших из первоначального парка CF-101 обратно в ВВС США на 66 замен в рамках операции Peace Wings. Эти самолеты на замену были фактически изготовлены раньше, чем первоначальный парк, но «новые» планеры имели меньшее количество часов и получили обновления, которых не было у оригинальных канадских Voodoo (например, систему ИК-слежения ). Компания Bristol Aerospace из Виннипега, Манитоба, провела модификации нового парка, например, перенесла часть канадского оборудования, включая двигатели, со старого самолета на новый. Большинство старых канадских Voodoo были списаны в США, но 22 из них были переоборудованы в фоторазведывательные версии RF-101B и летали в составе Невады ВВС Национальной гвардии до 1975 года.

За время службы CF-101 активно выступал на авиашоу и других мероприятиях в Канаде и США. В 1967 году CF-101 летал (вместе с CF-104 и Red Knight T-33 ) в составе команды Golden Centennaires, посвященной столетнему юбилею страны. В 1984 году каждая эскадрилья раскрасила специальный «выставочный» самолет в ознаменование предстоящего вывода этого типа из эксплуатации.
Устаревание и выход на пенсию
[ редактировать ]В 1970-е годы растущее устаревание CF-101 и CF-104 привело к появлению программы «Новые истребители» . Запущенная в 1977 году программа искала замену CF-5 , CF-104 Starfighter и CF-101 Voodoo. Grumman F-14 Tomcat , F-15 Eagle , F-16 Falcon , McDonnell Douglas F/A-18 Hornet , Panavia Tornado , Dassault Mirage F1 и Mirage 2000 В качестве потенциальных замен оценивались . Из соображений стоимости выбор остановился на F-16 и F-18; В конечном итоге в апреле 1980 года был выбран F-18. Voodoo OTU был преобразован в CF-18 Hornets В июне 1982 года ; 409-я и 425-я эскадрильи также выбыли из эксплуатации в июне 1984 года. В 1985 году 416-я эскадрилья перебралась из CFB Чатем, Нью-Брансуик, в CFB Колд-Лейк, Альберта, и переоборудовалась с Voodoo на Hornet. [ 1 ] После прекращения действия последнего ядерного оружия в Канаде было возвращено в США.

Два Voodoo остались в строю после остановки: уникальный самолет электронных помех EF-101B "Electric Voodoo" и один учебно-тренировочный самолет CF-101F в составе 414-й эскадрильи в Норт-Бэй, Онтарио. EF-101B представлял собой модификацию обычного F-101B, включающую в себя комплекс электронных помех от EB-57E Canberra . До отмены программы был переоборудован только один самолет, и этот единственный экземпляр был сдан в аренду Канаде. [ нужна ссылка ] EF-101B был возвращен в Соединенные Штаты 7 апреля 1987 года, а CF-101F 101006 совершил последний в мире полет вуду 9 апреля 1987 года, совершив доставочный рейс из CFB North Bay в CFB Greenwood через CFB Bagotville и CFB Chatham. для возможной демонстрации в CFB Cornwallis , Новая Шотландия , где он украсил парад. площадь у Призывной школы. [ нужна ссылка ] После закрытия CFB Cornwallis в 1995 году 006 был перенесен в Военный музей Корнуоллиса; В октябре 2013 года из-за проблем с коррозией и безопасностью 006 был передан в дар Музею реактивной авиации в Лондоне, Онтарио, где в настоящее время он находится на ремонте. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]
- CF-101B : двухместный всепогодный истребитель-перехватчик.
- CF-101F : двухместный учебно-тренировочный самолет с двойным управлением.
- EF-101B : Самолет электронных помех.
Операторы
[ редактировать ]/
Канада
Самолет на выставке
[ редактировать ]



Более 30 канадских и бывших канадских самолетов CF-101 хранятся в музеях и мемориалах в Канаде и США. [ 4 ]
Технические характеристики (F-101B)
[ редактировать ]Данные из Великой книги бойцов [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 67 футов 5 дюймов (20,55 м)
- Размах крыльев: 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
- Высота: 18 футов 0 дюймов (5,49 м)
- Площадь крыла: 368 кв. футов (34,20 м ). 2 )
- Профиль : корень мода NACA 65A007 , наконечник мода 65A006.
- Пустой вес: 28 495 фунтов (12 925 кг)
- Полная масса: 45 665 фунтов (20 715 кг)
- Максимальный взлетный вес: 52 400 фунтов (23 770 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J57 -P-55 с форсажной камерой турбореактивных двигателя , тяга 11 990 фунтов силы (53,3 кН) каждый всухую, 16 900 фунтов силы (75 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1134 миль в час (1825 км/ч, 985 узлов) на высоте 35 000 футов (10 500 м).
- Максимальная скорость: 1,72 Маха.
- Диапазон: 1520 миль (2450 км, 1320 миль)
- Практический потолок: 54 800 футов (17 800 м) [ 6 ]
- Скорость набора высоты: 36 500 футов/мин (185 м/с). [ 7 ]
- Нагрузка на крыло: 124 фунта/кв. футов (607 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,74
Вооружение
- Ракеты: две неуправляемые ядерные ракеты АИР-2А Genie с боевой частью мощностью 1,5 кт.
- Ракеты: две ракеты класса «воздух-воздух» AIM-4D Falcon с тепловым наведением.
Авионика
- Система управления огнем Hughes MG-13
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Canada CF-100 Кэнак
- Convair F-106 Дельта Дарт
- Lavochkin La-250
- Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II
- Tupolev Tu-28
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Боб Херст. «416-я эскадрилья» . canadianwings.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «McDonnell CF-101 Voodoo - Музей реактивной авиации» . jetaircraftmuseum.ca . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Баугер, Джо. «Вуду для Канады». Истребители ВВС США , 7 января 2003 г. Дата обращения: 6 октября 2011 г.
- ^ Кинан, Мартин. «Сохранившаяся канадская (или бывшая канадская) страница вуду». Coastcomp.com . Проверено: 5 апреля 2010 г.
- ^ Грин и Суонборо, 2001 г.
- ^ CF-101 Voodoo - Канадский профиль, Самолет № 2 Роберт Макинтайр SMS Publishing
- ^ «Макдоннелл F-101 Вуду» .
- Библиография
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клируотер, Джон М. Канадское ядерное оружие: нерассказанная история канадского арсенала времен холодной войны . Торонто: Дандурн Пресс, 1998. ISBN 1-55002-299-7 .
- Демпси, Дэн. Традиция совершенства: наследие канадской команды авиашоу . Виктория, Британская Колумбия: High Flight Enterprises, 2002. ISBN 0-9687817-0-5 .
- Дорр, Роберт Ф. МакДоннелл F-101 Voodoo . Лондон: Публикации Osprey, 1987. ISBN 0-85045-752-1 .
- Дорр, Роберт Ф. «Брифинг по варианту McDonnell F-88/F-101 Voodoo». Крылья славы, Том 1 . Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1995. ISBN 1-874023-68-9 .
- Франсильон, Рене Дж. «Это колдовство: F-101 Voodoo Макдоннелла». Воздушная мощь: Том. 10, нет. 3 . Май 1980 года.
- Кинан, Мартин. «Магия Вуду». ВВС, Том. 27, № 1 (весна 2003 г.) . Оттава: Ассоциация ВВС Канады, 2003.
- Кнаак, Марсель Сайз. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1978. ISBN 0-912799-59-5 .
- Макинтайр, Роберт. CF-101 Voodoo: канадский профиль . Оттава: Издательство SMS, 1984. ISBN 0-920375-01-4 .
- Милберри, Ларри . ВВС Канады в войне и мире, Том 3 . Торонто: Книги CANAV, 2000. ISBN 0-921022-13-1 .
- Рэнкин-Лоу, Джефф и Эндрю Клайн. Самолеты канадских вооруженных сил . Торонто: Sirius Publications (издано независимо), 1996. Нет ISBN.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список сохранившихся канадских вуду, заархивированный 24 апреля 2019 года в Wayback Machine.