Jump to content

Мать Луна

(Перенаправлено с Мами Уотер )
Изображение Мами Ваты из Нигерии на выставке в Музее пяти континентов в Мюнхене, Германия.

Мами Вата , Мамочка Вода или что-то подобное — русалка , водный дух и/или богиня в фольклоре некоторых частей Западной Африки , Восточной Африки и Южной Африки . Исторически ученые связывают ее происхождение с ранними встречами между европейцами и западноафриканцами в 15 веке, когда Мами Вата возникла на основе изображений европейских русалок. Впоследствии Мами Вата присоединился к местным пантеонам божеств и духов в некоторых частях Африки.

Исторически Мами Вата воспринималась как экзотическое женское существо, часто белая женщина из Европы или других стран, проявляющая особый интерес к предметам, чуждым Западной Африке, предметам, которые можно найти в ее святилищах. образ заклинательницы змей Налы Дамаджанти В середине XIX века на иконографию Мами Ваты особое влияние оказывает распространившийся из Европы . Этот принт заклинателя змей вскоре обогнал более раннюю иконографию русалок Мами Ваты по популярности в некоторых частях Африки.

Кроме того, индуистские изображения индийских торговцев повлияли на изображения Мамима Ваты в некоторых областях. Папи Вата , супруг-мужчина или отражение Мами Вата, иногда изображаемый по образцу индуистского божества Ханумана , можно найти в некоторых традициях Мами Вата, иногда под влиянием индуистских образов.

Мами Вата особенно почитается в некоторых частях Африки и в атлантической диаспоре. Ее демонизировали в африканских христианских и исламских общинах. Мами Вата появлялась в различных изображениях средств массовой информации и в литературных произведениях.

Этимология

[ редактировать ]

Имена Мами Вата , Мами Вота или Мамми Вата происходят от английских существительных «мамочка» и «вода» . Название связано со на языке крио словом мами вата , которое относится к русалкам в фольклоре крио. [ 1 ] Крио — креольский язык, основанный на английском языке .

Элемент Мами происходит от английской матери . Однако у Мами Вата нет детей и какой-либо семьи. Обычно ее представляют как свободную от каких-либо социальных связей и как иностранное лицо, «широко отождествляемую с европейцами, а не с какой-либо африканской этнической группой или предками». [ 2 ]

Разработка

[ редактировать ]

Ученые прослеживают происхождение Мами Вата от встреч с изображениями европейских русалок, свидетелями которых стали жители Западной Африки еще в 1400-х и 1500-х годах. Как резюмировал ученый и приверженец Генри Джон Древэл:

Веские доказательства позволяют предположить, что концепция Мами Вата берет свое начало в первых встречах африканцев и европейцев в пятнадцатом веке. Ее первые изображения, вероятно, были заимствованы из европейских изображений русалок и морских скульптур. Как показывает афро-португальская слоновая кость, африканскому скульптору (вероятно, Сапи, на побережье Сьерра-Леоне) еще в 1490-1530 годах было поручено создать изображение русалки для своих покровителей. А номинальный корабль восемнадцатого или девятнадцатого века, который сейчас находится в Иджебу-Оде, Нигерия, его владельцы называют Мами Вата. [ 3 ]

Вторая версия русалки из европейского фольклора с двумя хвостами, вероятно, также повлияла на изображения Мами Ваты, локализованные особенно в королевстве Бенин . Ученые связывают этот мотив с влиянием португальских изображений русалок. [ 4 ]

Хромолитография заклинательницы змей, вдохновленная исполнительницей Маладаматьяте (Нала Дамаджанти). Напечатанный в 1880-х годах компанией Адольфа Фридлендера в Гамбурге, плакат породил общий образ Мами Вата.

Примерно в середине 1800-х годов стала популярной литография заклинательницы змей Налы Дамаджанти из Европы, связанная с изображениями Мами Вата, вероятно, возникшими в Гамбурге, Германия. [ 3 ]

В 1940-1950-х годах индуистские религиозные образы от индийских торговцев и фильмов начали сильно влиять на образы Мами Вата, особенно на побережье Ганы и Нигерии. Древал приводит следующий рассказ мужчины-преданного Йоруба Мами Вата, который продает индуистские гравюры в Того (примечания принадлежат Древалу):

раньше, в колониальный период, у нас были изображения [индуистские изображения], но мы не знали их значения. Людям просто нравилось, когда они размещали их в своих комнатах. Но потом их начали изучать и африканцы – о том, что означают эти картинки, которые они каждый раз ставят туда огни, свечи и благовония. Я думаю, они используют власть, чтобы забрать наши деньги, или как? Итак, мы начали дружить с индейцами, чтобы узнать их секрет фотографий. Оттуда африканцы также пытались присоединиться к некоторым из своих обществ в Индии и во всем мире, чтобы узнать больше о изображениях. Прочитав некоторые из их книг, я смог понять, что они означают. [ 5 ]

Люди верят

[ редактировать ]

На основании исследования, проведенного в 1965–1966 годах в реабилитационном центре Кэтрин Миллс в Либерии, в то время единственном психиатрическом центре в Либерии, бывший директор Рональд Винтроб зафиксировал убеждения людей, которые почитали Мами Вату в этом регионе. Винтроб отмечает, что «подавляющее большинство либерийцев верят в Mammy Water». [ 6 ] Уинтроб записал, что «подтверждено, что около десяти процентов пациентов мужского пола, нуждающихся в стационарном лечении по поводу психотических расстройств, выявили систему бреда, связанного с одержимостью Мамми Уотер». [ 7 ]

Винтроб резюмирует концепцию Mammy Water в Либерии того времени следующим образом:

Считается, что Мамочка Вода — это водный дух необычайной силы, которого обычно описывают как красивую светлокожую женщину с очень длинными светлыми волосами. Обычно ее представляют как белую женщину. Иногда в описании оговаривается, что ее нижняя половина напоминает рыбу, русалку. Ее волосы считаются ее самым гордым атрибутом. Люди верят, что она живет в особняке под водой, из которого иногда решается выйти на берег, чтобы расчесать свои длинные волосы золотым гребнем. Эта расческа считается ее самым ценным имуществом. [ 7 ]

Уинтроб отмечает, что по верованиям либерийского народа «Мамми Уотер» любой, кто вступит с ней в контакт, станет богатым и обретет удачу. Один из его информаторов, человек из народа Вай , приводит следующее сообщение:

Если вы когда-нибудь встретите Мамочку Уотер, сидящую на камне и расчесывающую волосы, вам следует накричать на нее. Если вы закричите, пока она расчесывает волосы, она может уронить свой золотой гребешок. Вы берете его и берете с собой золотой гребешок. Мамочка Вода некоторое время будет преследовать вас, но вы не должны давать ей расческу, пока не исполните свое желание. Даже в этом случае вам следует продолжать желать чего-то большего. Когда ты попросишь у нее денег, ты разбогатеешь. [ 8 ]

Английское изображение европейской русалки работы Джеймса Ричардса на барже принца Фредерика , 1732 год.

Обычно считалось, что Мамочка Вода посещает людей ночью во сне. По словам другого информатора, мужчины из народа кисси , она дарует богатство в обмен на половое воздержание:

Говорят, Мамочка Уотер сидит на вершине камней у воды. Если вы видите ее и она проявляет к вам интерес, вы будете видеть ее время от времени. Если у нее есть интерес действительно помочь вам, дать вам деньги, то вы увидите ее во сне, и вам с ней придется заключить определенный договор. Если вы мужчина, вы не должны жениться ни на какой женщине. Если вы сдержите это обещание, она будет приносить деньги каждый раз, когда придет к вам в гости. Иногда она входит в комнату в образе змеи, а затем превращается в красивую белую женщину. Говорят, между вами должен быть секс. Тогда вы станете богатым. Люди скажут: «Раньше этот человек был бедняком, теперь он богат». Единственное, он никогда не женится. В его доме могут жить женщины, но ни одна из них никогда не будет спать в его спальне». [ 9 ]

Уинтроб отмечает, что это было не всегда так: в некоторых случаях народные поверья требовали, чтобы общение с Мамми Уотер не обязательно было целомудренным, и на самом деле можно было иметь большую семью. [ 9 ]

Мамочка Вода также может даровать экстрасенсорное восприятие, включая предвидение и способность видеть то, что не могут другие, или особенно быстрое путешествие. Некоторые группы полагают, что Мамми Уотер не контактирует со всеми, а скорее способность контактировать с ней передается по наследству. [ 9 ]

Папи Вата

[ редактировать ]

Вторичным развитием Мами Вата в некоторых традициях является Папи Вата, мужское существо, связанное с Мами Вата. В некоторых частях Западной Африки индуистские изображения Ханумана , божественной фигуры или божества, обычно изображаемого с чертами обезьяны, интерпретируются как Папи Вата. [ 10 ]

Демонизация

[ редактировать ]

Мами Вата стала демонизирована в некоторых христианских и мусульманских общинах Африки. Популярность этой фигуры росла, начиная с колониального периода, и со временем ее поклонение становилось все более синкретичным с образами и обычаями христианства с сильным европейским влиянием. В 2012 году Дювель пишет, что за предыдущие 20–30 лет Мами Вати стала «основной мишенью широко распространенного и растущего религиозного движения, возглавляемого христианами-евангалистами (пятидесятниками) и мусульманами-фундаменталистами, которые стремятся очернить и демонизировать коренные африканские религии. " Для этих групп Мами Вати олицетворяет «бессмертие, грех и проклятие». [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка, sv «Mammy Water (n.), Этимология», июль 2023 г., https://doi.org/10.1093/OED/4033380279 .
  2. ^ Древаль 2002: 198.
  3. ^ Перейти обратно: а б Древаль 2002: 198.
  4. ^ Древаль 2013: 31.
  5. ^ Древаль 2013: 37.
  6. ^ Винтроб 1970: 143.
  7. ^ Перейти обратно: а б Винтроб 1970: 144.
  8. ^ Винтроб 1970: 144-145.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Винтроб 1970: 145.
  10. ^ Древаль 2013: 37.
  11. ^ Древаль 2013: 40.
  • Древаль, Генри Джон. 2002. «Мами Вата и Санта-Марта» в исполнении Деборы Д. Каспин и Пола Ландау. Редакторы. Образы и империи: визуальность в колониальной и постколониальной Африке , стр. 193–211. Издательство Калифорнийского университета.
  • Древаль, Генри Джон. 2013. «Местные преобразования, глобальные вдохновения: визуальные истории и культуры искусства Мами Вата в Африке» в Гитти Салами и Монике Блэкмун Висона. Редакторы. Спутник современного африканского искусства , стр. 23–49. Джон Уайли и сыновья, Inc.
  • Винтроб, Рональд М. 1970. «Мамочка вода: народные верования и психотические разработки в Либерии» в журнале Канадской психиатрической ассоциации , том. 15, нет. 2. Доступен для просмотра онлайн .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98f6c94c1e8fabaebf021cb9446fe770__1724785680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/70/98f6c94c1e8fabaebf021cb9446fe770.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mami Wata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)