Мать Луна
Мами Вата , Мамочка Вода или что-то подобное — русалка , водный дух и/или богиня в фольклоре некоторых частей Западной Африки , Восточной Африки и Южной Африки . Исторически ученые связывают ее происхождение с ранними встречами между европейцами и западноафриканцами в 15 веке, когда Мами Вата возникла на основе изображений европейских русалок. Впоследствии Мами Вата присоединился к местным пантеонам божеств и духов в некоторых частях Африки.
Исторически Мами Вата воспринималась как экзотическое женское существо, часто белая женщина из Европы или других стран, проявляющая особый интерес к предметам, чуждым Западной Африке, предметам, которые можно найти в ее святилищах. образ заклинательницы змей Налы Дамаджанти В середине XIX века на иконографию Мами Ваты особое влияние оказывает распространившийся из Европы . Этот принт заклинателя змей вскоре обогнал более раннюю иконографию русалок Мами Ваты по популярности в некоторых частях Африки.
Кроме того, индуистские изображения индийских торговцев повлияли на изображения Мамима Ваты в некоторых областях. Папи Вата , супруг-мужчина или отражение Мами Вата, иногда изображаемый по образцу индуистского божества Ханумана , можно найти в некоторых традициях Мами Вата, иногда под влиянием индуистских образов.
Мами Вата особенно почитается в некоторых частях Африки и в атлантической диаспоре. Ее демонизировали в африканских христианских и исламских общинах. Мами Вата появлялась в различных изображениях средств массовой информации и в литературных произведениях.
Этимология
[ редактировать ]Имена Мами Вата , Мами Вота или Мамми Вата происходят от английских существительных «мамочка» и «вода» . Название связано со на языке крио словом мами вата , которое относится к русалкам в фольклоре крио. [ 1 ] Крио — креольский язык, основанный на английском языке .
Элемент Мами происходит от английской матери . Однако у Мами Вата нет детей и какой-либо семьи. Обычно ее представляют как свободную от каких-либо социальных связей и как иностранное лицо, «широко отождествляемую с европейцами, а не с какой-либо африканской этнической группой или предками». [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Ученые прослеживают происхождение Мами Вата от встреч с изображениями европейских русалок, свидетелями которых стали жители Западной Африки еще в 1400-х и 1500-х годах. Как резюмировал ученый и приверженец Генри Джон Древэл:
Веские доказательства позволяют предположить, что концепция Мами Вата берет свое начало в первых встречах африканцев и европейцев в пятнадцатом веке. Ее первые изображения, вероятно, были заимствованы из европейских изображений русалок и морских скульптур. Как показывает афро-португальская слоновая кость, африканскому скульптору (вероятно, Сапи, на побережье Сьерра-Леоне) еще в 1490-1530 годах было поручено создать изображение русалки для своих покровителей. А номинальный корабль восемнадцатого или девятнадцатого века, который сейчас находится в Иджебу-Оде, Нигерия, его владельцы называют Мами Вата. [ 3 ]
Вторая версия русалки из европейского фольклора с двумя хвостами, вероятно, также повлияла на изображения Мами Ваты, локализованные особенно в королевстве Бенин . Ученые связывают этот мотив с влиянием португальских изображений русалок. [ 4 ]

Примерно в середине 1800-х годов стала популярной литография заклинательницы змей Налы Дамаджанти из Европы, связанная с изображениями Мами Вата, вероятно, возникшими в Гамбурге, Германия. [ 3 ]
В 1940-1950-х годах индуистские религиозные образы от индийских торговцев и фильмов начали сильно влиять на образы Мами Вата, особенно на побережье Ганы и Нигерии. Древал приводит следующий рассказ мужчины-преданного Йоруба Мами Вата, который продает индуистские гравюры в Того (примечания принадлежат Древалу):
раньше, в колониальный период, у нас были изображения [индуистские изображения], но мы не знали их значения. Людям просто нравилось, когда они размещали их в своих комнатах. Но потом их начали изучать и африканцы – о том, что означают эти картинки, которые они каждый раз ставят туда огни, свечи и благовония. Я думаю, они используют власть, чтобы забрать наши деньги, или как? Итак, мы начали дружить с индейцами, чтобы узнать их секрет фотографий. Оттуда африканцы также пытались присоединиться к некоторым из своих обществ в Индии и во всем мире, чтобы узнать больше о изображениях. Прочитав некоторые из их книг, я смог понять, что они означают. [ 5 ]
Люди верят
[ редактировать ]На основании исследования, проведенного в 1965–1966 годах в реабилитационном центре Кэтрин Миллс в Либерии, в то время единственном психиатрическом центре в Либерии, бывший директор Рональд Винтроб зафиксировал убеждения людей, которые почитали Мами Вату в этом регионе. Винтроб отмечает, что «подавляющее большинство либерийцев верят в Mammy Water». [ 6 ] Уинтроб записал, что «подтверждено, что около десяти процентов пациентов мужского пола, нуждающихся в стационарном лечении по поводу психотических расстройств, выявили систему бреда, связанного с одержимостью Мамми Уотер». [ 7 ]
Винтроб резюмирует концепцию Mammy Water в Либерии того времени следующим образом:
Считается, что Мамочка Вода — это водный дух необычайной силы, которого обычно описывают как красивую светлокожую женщину с очень длинными светлыми волосами. Обычно ее представляют как белую женщину. Иногда в описании оговаривается, что ее нижняя половина напоминает рыбу, русалку. Ее волосы считаются ее самым гордым атрибутом. Люди верят, что она живет в особняке под водой, из которого иногда решается выйти на берег, чтобы расчесать свои длинные волосы золотым гребнем. Эта расческа считается ее самым ценным имуществом. [ 7 ]
Уинтроб отмечает, что по верованиям либерийского народа «Мамми Уотер» любой, кто вступит с ней в контакт, станет богатым и обретет удачу. Один из его информаторов, человек из народа Вай , приводит следующее сообщение:
Если вы когда-нибудь встретите Мамочку Уотер, сидящую на камне и расчесывающую волосы, вам следует накричать на нее. Если вы закричите, пока она расчесывает волосы, она может уронить свой золотой гребешок. Вы берете его и берете с собой золотой гребешок. Мамочка Вода некоторое время будет преследовать вас, но вы не должны давать ей расческу, пока не исполните свое желание. Даже в этом случае вам следует продолжать желать чего-то большего. Когда ты попросишь у нее денег, ты разбогатеешь. [ 8 ]
Обычно считалось, что Мамочка Вода посещает людей ночью во сне. По словам другого информатора, мужчины из народа кисси , она дарует богатство в обмен на половое воздержание:
Говорят, Мамочка Уотер сидит на вершине камней у воды. Если вы видите ее и она проявляет к вам интерес, вы будете видеть ее время от времени. Если у нее есть интерес действительно помочь вам, дать вам деньги, то вы увидите ее во сне, и вам с ней придется заключить определенный договор. Если вы мужчина, вы не должны жениться ни на какой женщине. Если вы сдержите это обещание, она будет приносить деньги каждый раз, когда придет к вам в гости. Иногда она входит в комнату в образе змеи, а затем превращается в красивую белую женщину. Говорят, между вами должен быть секс. Тогда вы станете богатым. Люди скажут: «Раньше этот человек был бедняком, теперь он богат». Единственное, он никогда не женится. В его доме могут жить женщины, но ни одна из них никогда не будет спать в его спальне». [ 9 ]
Уинтроб отмечает, что это было не всегда так: в некоторых случаях народные поверья требовали, чтобы общение с Мамми Уотер не обязательно было целомудренным, и на самом деле можно было иметь большую семью. [ 9 ]
Мамочка Вода также может даровать экстрасенсорное восприятие, включая предвидение и способность видеть то, что не могут другие, или особенно быстрое путешествие. Некоторые группы полагают, что Мамми Уотер не контактирует со всеми, а скорее способность контактировать с ней передается по наследству. [ 9 ]
Папи Вата
[ редактировать ]Вторичным развитием Мами Вата в некоторых традициях является Папи Вата, мужское существо, связанное с Мами Вата. В некоторых частях Западной Африки индуистские изображения Ханумана , божественной фигуры или божества, обычно изображаемого с чертами обезьяны, интерпретируются как Папи Вата. [ 10 ]
Демонизация
[ редактировать ]Мами Вата стала демонизирована в некоторых христианских и мусульманских общинах Африки. Популярность этой фигуры росла, начиная с колониального периода, и со временем ее поклонение становилось все более синкретичным с образами и обычаями христианства с сильным европейским влиянием. В 2012 году Дювель пишет, что за предыдущие 20–30 лет Мами Вати стала «основной мишенью широко распространенного и растущего религиозного движения, возглавляемого христианами-евангалистами (пятидесятниками) и мусульманами-фундаменталистами, которые стремятся очернить и демонизировать коренные африканские религии. " Для этих групп Мами Вати олицетворяет «бессмертие, грех и проклятие». [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка, sv «Mammy Water (n.), Этимология», июль 2023 г., https://doi.org/10.1093/OED/4033380279 .
- ^ Древаль 2002: 198.
- ^ Перейти обратно: а б Древаль 2002: 198.
- ^ Древаль 2013: 31.
- ^ Древаль 2013: 37.
- ^ Винтроб 1970: 143.
- ^ Перейти обратно: а б Винтроб 1970: 144.
- ^ Винтроб 1970: 144-145.
- ^ Перейти обратно: а б с Винтроб 1970: 145.
- ^ Древаль 2013: 37.
- ^ Древаль 2013: 40.
Ссылки
[ редактировать ]- Древаль, Генри Джон. 2002. «Мами Вата и Санта-Марта» в исполнении Деборы Д. Каспин и Пола Ландау. Редакторы. Образы и империи: визуальность в колониальной и постколониальной Африке , стр. 193–211. Издательство Калифорнийского университета.
- Древаль, Генри Джон. 2013. «Местные преобразования, глобальные вдохновения: визуальные истории и культуры искусства Мами Вата в Африке» в Гитти Салами и Монике Блэкмун Висона. Редакторы. Спутник современного африканского искусства , стр. 23–49. Джон Уайли и сыновья, Inc.
- Винтроб, Рональд М. 1970. «Мамочка вода: народные верования и психотические разработки в Либерии» в журнале Канадской психиатрической ассоциации , том. 15, нет. 2. Доступен для просмотра онлайн .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Абарбанель, Стейси Равель. 2008. « Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе представит Мами Вата: Искусство водных духов в Африке и ее диаспорах ». Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
- Древаль, Генри Джон. 2008. «Анонс выставки: Мами Вата: Искусство водных духов в Африке и ее диаспорах» . Африканское искусство , лето 2008 г.
- Гесила Узукву. 2023. «Кризис веры: современные африканские христиане и духовность Мами-Вата (Мать-Вода)» . Центр мирового католицизма и межкультурной теологии (CWCIT). Университет ДеПола. Ютуб.
- Вымышленные персонажи, представленные в 15 веке.
- Карибская мифология
- Легендарные существа женского пола
- Богини плодородия
- Богини удачи
- Богини здоровья
- Богини любви и похоти
- Матери-богини
- Морские и речные богини
- Змеиные богини
- Южноамериканские богини
- Богини Вуду
- Водные богини
- Западноафриканский водун
- Гуманоиды-рыбы и амфибии
- Культура Конго
- Африканская мифология
- Африканские богини
- Религия банту
- Русалки