Договор о создании Европейского оборонного сообщества
![]() Статусы ратификации в подписавших государствах: Ратифицирован Прервано Отклоненный | |
Тип | Военный пакт |
---|---|
Контекст | Холодная война , европейская интеграция |
Составлено | 24 октября 1950 г. |
Подписано | 27 мая 1952 г. |
Расположение | Париж |
Эффективный | Никогда |
Состояние | Ратификация всеми государствами-членами |
Срок действия | 50 лет со дня вступления в силу |
Вечеринки | 6 |
Депозитарий | Правительство Франции |
Полный текст | |
![]() |
Договор о создании Европейского оборонительного сообщества , также известный как Парижский договор , [1] — нератифицированный договор, подписанный 27 мая 1952 года шестью «внутренними» странами европейской интеграции : странами Бенилюкса , Францией , Италией и Западной Германией . Договор создал бы Европейское оборонительное сообщество (EDC), с едиными силами обороны, выступающими в качестве автономной европейской опоры в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО). Процесс ратификации был завершен в странах Бенилюкса и Западной Германии, но застопорился после того, как договор был отклонен Национальным собранием Франции . Вместо этого Лондонская и Парижская конференции предусматривали вступление Западной Германии в НАТО и Западноевропейский союз (ЗЕС), последний из которых был преобразованной версией существовавшего ранее Западного союза . Историк Одд Арне Вестад называет этот план [ который? ] «слишком сложно, чтобы работать на практике». [2]
Договор был инициирован планом Плевена , предложенным в 1950 году тогдашним премьер-министром Франции Рене Плевеном в ответ на американский призыв к перевооружению Западной Германии . Формирование общеевропейской оборонной архитектуры в качестве альтернативы предложенному вступлению Западной Германии в НАТО было призвано использовать немецкий военный потенциал в случае конфликта с советским блоком . Точно так же, как план Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия самостоятельно обретет экономическую мощь для возобновления войны, план Плевена и EDC были предназначены для предотвращения военной возможности повторного начала войны со стороны Германии.
Планируемая организация
[ редактировать ]Европейское оборонительное сообщество предполагало бы общеевропейскую армию, разделенную на национальные компоненты и имеющую общий бюджет, общие вооружения, централизованные военные закупки и институты.
Схема, показывающая функционирование институтов, предусмотренных Договором о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC), передачу Европейских сил обороны в распоряжение Сообщества и связь между EDC и Организацией Североатлантического договора (НАТО, со ссылкой на Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и Совете ):
Основной вклад в предлагаемые силы из 43 дивизий: [3]
- Франция: 14 дивизий, 750 самолетов.
- Западная Германия: 12 дивизий*
- Италия: 12 дивизий, 450 самолетов.
- Бенилюкс: 5 дивизий, 600 самолетов.
*Западная Германия имела бы военно-воздушные силы, но пункт договора EDC запрещал бы ей строить военные самолеты, атомное оружие, управляемые ракеты и линкоры.
Отчетность
[ редактировать ]В этих вооруженных силах французские, итальянские, бельгийские, голландские и люксембургские компоненты будут подчиняться своим национальным правительствам, тогда как западногерманский компонент будет подчиняться EDC. Это было связано с опасениями возвращения немецкого милитаризма , поэтому было желательно, чтобы правительство Западной Германии не имело контроля над своими вооруженными силами. Однако в случае его отклонения было решено позволить правительству Западной Германии в любом случае контролировать свои вооруженные силы (чего договор не предусматривал).
Оборонное подразделение Европейского политического сообщества
[ редактировать ]Европейское политическое сообщество (EPC) было предложено в 1952 году как сочетание существующего Европейского сообщества угля и стали (ECSC) и предлагаемого Европейского оборонного сообщества (EDC). Проект договора EPC, составленный ассамблеей ЕОУС (ныне Европейский парламент ), предусматривал бы непосредственно избираемую ассамблею («Народную палату»), сенат, назначаемый национальными парламентами, и наднациональную исполнительную власть, подотчетную парламенту.
Проект Европейского политического сообщества провалился в 1954 году, когда стало ясно, что Европейское оборонительное сообщество не будет ратифицировано Национальным собранием Франции , опасавшимся, что проект повлечёт за собой неприемлемую потерю национального суверенитета. В результате от идеи Европейского политического сообщества пришлось отказаться. [4] [5]
После распада ЕПК европейские лидеры встретились на Мессинской конференции в 1955 году и учредили Комитет Спаака , который проложил путь к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
История
[ редактировать ]История Евросоюз |
---|
![]() |
![]() |
Фон
[ редактировать ]В конце 1940-х годов разногласия, созданные « холодной войной», стали очевидными. Соединенные Штаты с подозрением смотрели на растущую мощь СССР , а европейские государства чувствовали себя уязвимыми, опасаясь возможной советской оккупации. В этой атмосфере недоверия и подозрительности Соединенные Штаты рассматривали перевооружение Западной Германии как возможное решение для повышения безопасности Европы и всего западного блока . [6]
В августе 1950 года Уинстон Черчилль предложил перед Советом Европы создать общую европейскую армию, включая немецких солдат :
«Мы должны сделать жест практического и конструктивного руководства, заявив о своей поддержке немедленного создания Европейской армии под единым командованием, в которой мы все должны сыграть достойную и почетную роль».
- Уинстон Черчилль, речь в Совете Европы, 1950 г. [7]
Парламентская ассамблея Совета Европы впоследствии приняла резолюцию, выдвинутую Соединенным Королевством, и официально поддержала эту идею:
«Ассамблея, чтобы выразить свою приверженность поддержанию мира и свою решимость поддержать действия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по защите мирных народов от агрессии, призывает к немедленному созданию единой Европейской армии, подчиняющейся надлежащий европейский демократический контроль и действие в полном сотрудничестве с Соединенными Штатами и Канадой».
- Резолюция Совета Европы 1950 г. [7]
В сентябре 1950 года Дин Ачесон по телеграмме, переданной Верховным комиссаром Джоном Дж. Макклой , предложил европейским государствам новый план; Американский план, получивший название «Пакет», был направлен на усиление оборонной структуры НАТО путем создания 12 западногерманских дивизий. Однако после разрушений, которые Германия причинила во время Второй мировой войны , европейские страны, в частности Франция, не были готовы к восстановлению немецкой армии. [8] Оказавшись в центре двух сверхдержав, они рассматривали эту ситуацию как возможность активизировать процесс интеграции Европы , пытаясь избежать потери военного влияния, вызванной новым биполярным порядком, и таким образом поддержали общую армию. [9]
Запуск Плана Плевена
[ редактировать ]
24 октября 1950 года премьер-министр Франции Рене Плевен предложил новый план, получивший его имя, хотя он был разработан в основном Жаном Монне и направленный на создание наднациональной европейской армии . Этим проектом Франция пыталась удовлетворить требования Америки, избегая в то же время создания немецких дивизий и, следовательно, перевооружения Германии. [10] [11]
«Уверенное в том, что судьба Европы лежит в мире, и убежденное в том, что всем народам Европы необходимо чувство коллективной безопасности, французское правительство предлагает […] создать в целях общей обороны европейскую армию, связанную с политические институты объединенной Европы».
- Рене Плевен, речь во французском парламенте, 1950 г. [12]
В состав EDC должны были войти Западная Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса . Соединенные Штаты будут исключены. Она была конкурентом НАТО (в котором США играли доминирующую роль), а Франция играла доминирующую роль. Точно так же, как план Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия обретет экономическую мощь для повторной войны, план Плевена и EDC были призваны предотвратить ту же возможность. Великобритания в принципе одобрила этот план, но согласилась присоединиться только в том случае, если наднациональный элемент будет уменьшен. [13]
Согласно плану Плевена, Европейская армия должна была состоять из воинских частей стран-членов и управляться советом министров стран-членов. Хотя с некоторыми сомнениями и колебаниями, США и шесть членов ЕОУС в принципе одобрили план Плевена.
Переговоры
[ редактировать ]Первоначальное одобрение Плана Плевена привело к Парижской конференции, состоявшейся в феврале 1951 года, на которой были согласованы структуры наднациональной армии.
Франция опасалась потери национального суверенитета в сфере безопасности и обороны, и поэтому Париж не мог мириться с созданием действительно наднациональной европейской армии. [14] Однако из-за сильного интереса Америки к западногерманской армии в мае 1952 года при поддержке Франции был готов проект соглашения об измененном Плане Плевена, переименованном в Европейское оборонительное сообщество (EDC).
Подписание
[ редактировать ]Среди компромиссов и разногласий 27 мая 1952 года шесть министров иностранных дел подписали Парижский договор о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC). [15]
Ратификация
[ редактировать ]Все подписавшие стороны, кроме Франции и Италии, ратифицировали договор. Итальянский парламент прервал процесс ратификации из-за неудачной ратификации Францией. [16] [17]
Подписавшееся лицо | учреждение | Голосование | Ссылка. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата | 👍🏻 | 👎🏻 | ✊🏻 | |||
![]() | Сенат | 12 марта 1954 г. | 125 | 40 | 2 | [18] |
Палата представителей | 26 ноября 1953 г. | 148 | 49 | 3 | [19] | |
![]() | Национальное собрание | 30 августа 1954 г. | 264 | 319 | 31 | [20] |
Сенат | Прервано | ? | ||||
![]() | Федеральный парламент | 19 марта 1953 г. | 224 | 165 | ? | [21] |
Федеральный совет | 15 мая 1953 г. | ? | ? | ? | [21] | |
![]() | Сенат | Прервано | ? | |||
Палата депутатов | Прервано | ? | ||||
![]() | Палата депутатов | 7 апреля 1954 г. | 47 | 3 | 1 | [22] |
![]() | Палата представителей | 23 июля 1953 г. | 75 | 11 | 0 | [3] |
Сенат | 20 января 1954 г. | 36 | 4 | 10 | [23] |
Французский отказ
[ редактировать ]EDC подал заявку на ратификацию в Национальном собрании Франции 30 августа 1954 года, но потерпел неудачу 319 голосами против 264.
К моменту голосования опасения по поводу будущего конфликта угасли со смертью Иосифа Сталина и окончанием Корейской войны . Этим опасениям сопутствовало серьезное расхождение между первоначальным планом Плевена 1950 года и планом, проваленным в 1954 году. Расхождения включали военную интеграцию на уровне дивизий, а не на уровне батальонов, а также изменение структуры командования, в результате чего Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SACEUR) стал отвечает за оперативные возможности EDC. Причины, которые привели к неудачной ратификации договора, были двоякими: они касались серьезных изменений на международной арене, а также внутренних проблем Четвертой французской республики . [24] Были опасения голлистов , что EDC угрожает национальному суверенитету Франции , конституционные опасения по поводу неделимости Французской Республики и опасения по поводу ремилитаризации Западной Германии. Французские коммунисты выступили против плана, связывающего Францию с капиталистическими Соединенными Штатами и противопоставляющего ее коммунистическому блоку . Другие законодатели обеспокоены отсутствием Соединенного Королевства .
Премьер-министр Пьер Мендес-Франс пытался успокоить противников договора, пытаясь ратифицировать дополнительные протоколы с другими подписавшими его государствами. Они включали единственную интеграцию сил прикрытия, или, другими словами, сил, развернутых на территории Западной Германии, а также реализацию большей национальной автономии в отношении бюджетных и других административных вопросов. Несмотря на центральную роль Франции, план EDC рухнул, когда он не получил ратификации во французском парламенте .
Последствия
[ редактировать ]Договор так и не вступил в силу. Вместо этого, после неудачной ратификации в Национальном собрании Франции, Западная Германия была принята в НАТО. [25] и государства-члены ЕЭС пытались наладить внешнеполитическое сотрудничество в рамках плана Фуше, спонсируемого Де Голлем (1959–1962). Европейская внешняя политика была окончательно сформирована во время третьей попытки Европейского политического сотрудничества (EPC) (1970 г.). Это стало предшественником Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ).
Сегодня Европейский Союз и НАТО , а ранее и Западноевропейский Союз , выполняют некоторые функции, предусмотренные для EDC, хотя ни одна из них не приближается к той степени наднационального военного контроля, которую мог бы обеспечить EDC.
После окончания мировой войны Второй суверенные европейские страны заключили договоры и, таким образом, сотрудничали и гармонизировали политику (или объединили суверенитет ) во все большем количестве областей, в проекте европейской интеграции или строительстве Европы ( французский язык : la Construction) . Европаенна ). Следующий график описывает юридическое создание Европейского Союза (ЕС) — основной основы этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей от Европейских сообществ (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана .
См. также
[ редактировать ]- История Европейского Союза
- Western Union
- Западноевропейский Союз
- Европейское политическое сообщество (1952)
- Общая внешняя политика и политика безопасности (1993 – настоящее время)
- Европейская идентичность безопасности и обороны (ESDI)
- Европейская политика безопасности и обороны (1999 – настоящее время)
- Брюссельский договор
- Европейское оборонное агентство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пастор-Кастро, Рохелия (2006). «Набережная д'Орсе и кризис Европейского оборонного сообщества 1954 года». История . 91 (3): 386–400. дои : 10.1111/j.1468-229X.2006.00371.x . JSTOR 24427965 .
- ^ Вестад, Одд Арне (2017). Холодная война: Всемирная история . Лондон: Аллен Лейн. п. 213. ИСБН 978-0-241-01131-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «EDC: Европейская армия. Мертвая, умирающая или долговечная» (JPG) . журналproject.org . 10 августа 1953 года.
- ^ Ричард Т. Гриффитс Первая конституция Европы: Европейское политическое сообщество, 1952–1954 гг., Стивен Мартин, редактор. Строительство Европы: Очерки в честь Эмиля Ноэля 19 (1994)
- ^ Европейское политическое сообщество
- ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . стр. 1, 2.
- ^ Перейти обратно: а б «Обращение Уинстона Черчилля к Совету Европы (Страсбург, 11 августа 1950 г.)» . 14 мая 2013 года . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . п. 4.
- ^ «Предыстория Европейского оборонного сообщества». Политология ежеквартально . 68 .
- ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . стр. 4, 5.
- ^ Пьер Гильен, «Франция и защита Западной Европы: от Брюссельского пакта (март 1948 г.) к Плану Плевена (октябрь 1950 г.)». в «Западном сообществе безопасности: общие проблемы и конфликтующие интересы на этапе основания Североатлантического альянса», под ред. Норберт Вигерсхаус и Роланд Г. Ферстер (1993), стр. 125–48.
- ^ «Заявление Рене Плевена о создании европейской армии (24 октября 1950 г.)» (PDF) . Официальный журнал Французской Республики. Парламентские дебаты. Национальное собрание. 10.1950. Париж: Национальная империя. «Декларация французского губернатора Рене Плевена от 24 октября 1950 г.», с. 7118-7119. 24 октября 1950 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Алекс Мэй, Великобритания и Европа с 1945 года (1999), стр. 18–34.
- ^ Кекелейре, Стефан (2009). Европейская политика безопасности и обороны: от табу к острию внешней политики ЕС . стр. 52–53.
- ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950-55 гг . п. 15.
- ^ «Формирование общей политики безопасности и обороны» . Европейская служба внешних связей . 8 июля 2016 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ «Вопросы и ответы: будущее европейской обороны» . Европейская служба внешних связей . 7 июня 2017 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ «Собрание в пятницу, 12 марта 1954 г.» [Собрание в пятницу, 12 марта 1954 г.] (PDF) . www.senate.be (на голландском языке). п. 1223.
- ^ «Вергадеринг ван Дондердаг, 26 ноября 1953 г.» [Заседание в четверг, 26 ноября 1953 г.] (PDF) . www3.dekamer.be (на голландском языке). п. 14.
- ^ «Европейская армия: поражение в Париже». «Таймс» (Лондон), 31 августа 1954 г., с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Шукрафт-Вадле, Корина: Начало немецкой европейской политики в 1950-х и 1960-х годах. Установление курса при Конраде Аденауэре и поддержание статус-кво при его преемниках Людвиге Эрхарде и Курте Георге Кизингере, в: Гизела Мюллер-Брандек-Боке (ред.): Немецкая европейская политика. От Меркель до Аденауэра, Висбаден, 2021 г., с. 1-58, здесь стр. 18.
- ^ Европейское оборонное сообщество: проблемы ратификации Джона В. Янга.
- ^ «16e vergadering» [16-е заседание] (PDF) . репозиторий.overheid.nl (на голландском языке). 20 января 1954 года . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Европейское оборонное сообщество в Национальном собрании Франции: анализ переклички». Сравнительная политика . 2 .
- ^ Йозеф Иоффе, «Американская соска Европы», Foreign Policy (1984) 54 № 1, стр. 64–82 в JSTOR
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фёрсдон, Эдвард. Европейское оборонное сообщество: История (1980), стандартная история в Интернете.
- Джадт, Тони (2005). Послевоенное: история Европы с 1945 года . Пингвин Пресс. ISBN 978-1-59420-065-6 .
- Руан, Кевин. Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 гг. Palgrave, 2000. 252 стр.
- Гильен, Пьер. «Франция и защита Западной Европы: от Брюссельского пакта (март 1948 г.) к Плану Плевена (октябрь 1950 г.)». в «Западном сообществе безопасности: общие проблемы и конфликтующие интересы на этапе основания Североатлантического альянса», под ред. Норберт Вигерсхаус и Роланд Г. Ферстер (Оксфорд, UP, 1993), стр. 125–48.
- Ван дер Харст, Дж. (2003). Атлантический приоритет: оборонная политика Нидерландов во времена Европейского оборонного сообщества . Флоренция: Академическое издательство европейской прессы. ISBN 8883980220 .
- Вейгалл, Дэвид (1991). «Британское восприятие Европейского оборонного сообщества». В Стирке — Питер Майкл Роберт; Уиллис, Дэвид (ред.). Формирование послевоенной Европы: европейское единство и разобщенность, 1945-1957 гг . Лондон: Пинтер. стр. 90–99. ISBN 0-86187-161-8 .
- Варсори, Антонио (1991). «Италия и Европейское оборонное сообщество: 1950-54». В Стирке — Питер Майкл Роберт; Уиллис, Дэвид (ред.). Формирование послевоенной Европы: европейское единство и разобщенность, 1945-1957 гг . Лондон: Пинтер. стр. 100–111. ISBN 0-86187-161-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Договор EDC (неофициальный перевод) см. стр. 2.
- Информация EDC о европейском судоходстве
- ЕВРОПЕЙСКАЯ АРМИЯ: Альтернатива де Голля Альтернатива де Голля - ВРЕМЯ
- Архивные материалы, касающиеся EDC, можно найти в Историческом архиве Европейского Союза во Флоренции.
- Военная история Европейского Союза
- Нератифицированные договоры Европейского Союза
- 1950 г. в Европейском экономическом сообществе.
- 1952 г. в Европейском экономическом сообществе.
- Военные союзы 20-го века
- Антикоммунистические произведения
- Договоры холодной войны
- Международные военные организации
- Военные союзы с участием Франции
- Военные союзы с участием Люксембурга
- Военные союзы с участием Бельгии
- Военные союзы с участием Нидерландов
- Военные союзы с участием Италии
- Военная история Бельгии времен холодной войны
- Современная французская история
- 1950 год во Франции
- 1950 год в международных отношениях