Jump to content

Договор о создании Европейского оборонного сообщества

(Перенаправлено с Плана Плевена )

Договор о создании Европейского оборонного сообщества
Статусы ратификации в подписавших государствах:
  Ратифицирован
  Прервано
  Отклоненный
Тип Военный пакт
Контекст Холодная война , европейская интеграция
Составлено 24 октября 1950 г.
Подписано 27 мая 1952 г.
Расположение Париж
Эффективный Никогда
Состояние Ратификация всеми государствами-членами
Срок действия 50 лет со дня вступления в силу
Вечеринки
6
Депозитарий Правительство Франции
Полный текст
ru:Договор о создании Европейского оборонного сообщества в Wikisource

Договор о создании Европейского оборонительного сообщества , также известный как Парижский договор , [1] — нератифицированный договор, подписанный 27 мая 1952 года шестью «внутренними» странами европейской интеграции : странами Бенилюкса , Францией , Италией и Западной Германией . Договор создал бы Европейское оборонительное сообщество (EDC), с едиными силами обороны, выступающими в качестве автономной европейской опоры в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО). Процесс ратификации был завершен в странах Бенилюкса и Западной Германии, но застопорился после того, как договор был отклонен Национальным собранием Франции . Вместо этого Лондонская и Парижская конференции предусматривали вступление Западной Германии в НАТО и Западноевропейский союз (ЗЕС), последний из которых был преобразованной версией существовавшего ранее Западного союза . Историк Одд Арне Вестад называет этот план [ который? ] «слишком сложно, чтобы работать на практике». [2]

Договор был инициирован планом Плевена , предложенным в 1950 году тогдашним премьер-министром Франции Рене Плевеном в ответ на американский призыв к перевооружению Западной Германии . Формирование общеевропейской оборонной архитектуры в качестве альтернативы предложенному вступлению Западной Германии в НАТО было призвано использовать немецкий военный потенциал в случае конфликта с советским блоком . Точно так же, как план Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия самостоятельно обретет экономическую мощь для возобновления войны, план Плевена и EDC были предназначены для предотвращения военной возможности повторного начала войны со стороны Германии.

Планируемая организация

[ редактировать ]

Европейское оборонительное сообщество предполагало бы общеевропейскую армию, разделенную на национальные компоненты и имеющую общий бюджет, общие вооружения, централизованные военные закупки и институты.

Схема, показывающая функционирование институтов, предусмотренных Договором о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC), передачу Европейских сил обороны в распоряжение Сообщества и связь между EDC и Организацией Североатлантического договора (НАТО, со ссылкой на Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и Совете ):

Основной вклад в предлагаемые силы из 43 дивизий: [3]

  • Франция: 14 дивизий, 750 самолетов.
  • Западная Германия: 12 дивизий*
  • Италия: 12 дивизий, 450 самолетов.
  • Бенилюкс: 5 дивизий, 600 самолетов.

*Западная Германия имела бы военно-воздушные силы, но пункт договора EDC запрещал бы ей строить военные самолеты, атомное оружие, управляемые ракеты и линкоры.

Отчетность

[ редактировать ]

В этих вооруженных силах французские, итальянские, бельгийские, голландские и люксембургские компоненты будут подчиняться своим национальным правительствам, тогда как западногерманский компонент будет подчиняться EDC. Это было связано с опасениями возвращения немецкого милитаризма , поэтому было желательно, чтобы правительство Западной Германии не имело контроля над своими вооруженными силами. Однако в случае его отклонения было решено позволить правительству Западной Германии в любом случае контролировать свои вооруженные силы (чего договор не предусматривал).

Оборонное подразделение Европейского политического сообщества

[ редактировать ]

Европейское политическое сообщество (EPC) было предложено в 1952 году как сочетание существующего Европейского сообщества угля и стали (ECSC) и предлагаемого Европейского оборонного сообщества (EDC). Проект договора EPC, составленный ассамблеей ЕОУС (ныне Европейский парламент ), предусматривал бы непосредственно избираемую ассамблею («Народную палату»), сенат, назначаемый национальными парламентами, и наднациональную исполнительную власть, подотчетную парламенту.

Проект Европейского политического сообщества провалился в 1954 году, когда стало ясно, что Европейское оборонительное сообщество не будет ратифицировано Национальным собранием Франции , опасавшимся, что проект повлечёт за собой неприемлемую потерю национального суверенитета. В результате от идеи Европейского политического сообщества пришлось отказаться. [4] [5]

После распада ЕПК европейские лидеры встретились на Мессинской конференции в 1955 году и учредили Комитет Спаака , который проложил путь к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

В конце 1940-х годов разногласия, созданные « холодной войной», стали очевидными. Соединенные Штаты с подозрением смотрели на растущую мощь СССР , а европейские государства чувствовали себя уязвимыми, опасаясь возможной советской оккупации. В этой атмосфере недоверия и подозрительности Соединенные Штаты рассматривали перевооружение Западной Германии как возможное решение для повышения безопасности Европы и всего западного блока . [6]

В августе 1950 года Уинстон Черчилль предложил перед Советом Европы создать общую европейскую армию, включая немецких солдат :

«Мы должны сделать жест практического и конструктивного руководства, заявив о своей поддержке немедленного создания Европейской армии под единым командованием, в которой мы все должны сыграть достойную и почетную роль».

- Уинстон Черчилль, речь в Совете Европы, 1950 г. [7]

Парламентская ассамблея Совета Европы впоследствии приняла резолюцию, выдвинутую Соединенным Королевством, и официально поддержала эту идею:

«Ассамблея, чтобы выразить свою приверженность поддержанию мира и свою решимость поддержать действия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по защите мирных народов от агрессии, призывает к немедленному созданию единой Европейской армии, подчиняющейся надлежащий европейский демократический контроль и действие в полном сотрудничестве с Соединенными Штатами и Канадой».

- Резолюция Совета Европы 1950 г. [7]

В сентябре 1950 года Дин Ачесон по телеграмме, переданной Верховным комиссаром Джоном Дж. Макклой , предложил европейским государствам новый план; Американский план, получивший название «Пакет», был направлен на усиление оборонной структуры НАТО путем создания 12 западногерманских дивизий. Однако после разрушений, которые Германия причинила во время Второй мировой войны , европейские страны, в частности Франция, не были готовы к восстановлению немецкой армии. [8] Оказавшись в центре двух сверхдержав, они рассматривали эту ситуацию как возможность активизировать процесс интеграции Европы , пытаясь избежать потери военного влияния, вызванной новым биполярным порядком, и таким образом поддержали общую армию. [9]

Запуск Плана Плевена

[ редактировать ]
Рене Плевен

24 октября 1950 года премьер-министр Франции Рене Плевен предложил новый план, получивший его имя, хотя он был разработан в основном Жаном Монне и направленный на создание наднациональной европейской армии . Этим проектом Франция пыталась удовлетворить требования Америки, избегая в то же время создания немецких дивизий и, следовательно, перевооружения Германии. [10] [11]

«Уверенное в том, что судьба Европы лежит в мире, и убежденное в том, что всем народам Европы необходимо чувство коллективной безопасности, французское правительство предлагает […] создать в целях общей обороны европейскую армию, связанную с политические институты объединенной Европы».

- Рене Плевен, речь во французском парламенте, 1950 г. [12]

В состав EDC должны были войти Западная Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса . Соединенные Штаты будут исключены. Она была конкурентом НАТО (в котором США играли доминирующую роль), а Франция играла доминирующую роль. Точно так же, как план Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия обретет экономическую мощь для повторной войны, план Плевена и EDC были призваны предотвратить ту же возможность. Великобритания в принципе одобрила этот план, но согласилась присоединиться только в том случае, если наднациональный элемент будет уменьшен. [13]

Согласно плану Плевена, Европейская армия должна была состоять из воинских частей стран-членов и управляться советом министров стран-членов. Хотя с некоторыми сомнениями и колебаниями, США и шесть членов ЕОУС в принципе одобрили план Плевена.

Переговоры

[ редактировать ]

Первоначальное одобрение Плана Плевена привело к Парижской конференции, состоявшейся в феврале 1951 года, на которой были согласованы структуры наднациональной армии.

Франция опасалась потери национального суверенитета в сфере безопасности и обороны, и поэтому Париж не мог мириться с созданием действительно наднациональной европейской армии. [14] Однако из-за сильного интереса Америки к западногерманской армии в мае 1952 года при поддержке Франции был готов проект соглашения об измененном Плане Плевена, переименованном в Европейское оборонительное сообщество (EDC).

Подписание

[ редактировать ]

Среди компромиссов и разногласий 27 мая 1952 года шесть министров иностранных дел подписали Парижский договор о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC). [15]

Ратификация

[ редактировать ]

Все подписавшие стороны, кроме Франции и Италии, ратифицировали договор. Итальянский парламент прервал процесс ратификации из-за неудачной ратификации Францией. [16] [17]

Национальные процессы ратификации [ нужна ссылка ]
Подписавшееся лицо учреждение Голосование Ссылка.
Дата 👍🏻 👎🏻 ✊🏻
 Бельгия Сенат 12 марта 1954 г. 125 40 2 [18]
Палата представителей 26 ноября 1953 г. 148 49 3 [19]
 Франция Национальное собрание 30 августа 1954 г. 264 319 31 [20]
Сенат Прервано ?
 Западная Германия Федеральный парламент 19 марта 1953 г. 224 165 ? [21]
Федеральный совет 15 мая 1953 г. ? ? ? [21]
 Италия Сенат Прервано ?
Палата депутатов Прервано ?
 Люксембург Палата депутатов 7 апреля 1954 г. 47 3 1 [22]
 Нидерланды Палата представителей 23 июля 1953 г. 75 11 0 [3]
Сенат 20 января 1954 г. 36 4 10 [23]

Французский отказ

[ редактировать ]

EDC подал заявку на ратификацию в Национальном собрании Франции 30 августа 1954 года, но потерпел неудачу 319 голосами против 264.

К моменту голосования опасения по поводу будущего конфликта угасли со смертью Иосифа Сталина и окончанием Корейской войны . Этим опасениям сопутствовало серьезное расхождение между первоначальным планом Плевена 1950 года и планом, проваленным в 1954 году. Расхождения включали военную интеграцию на уровне дивизий, а не на уровне батальонов, а также изменение структуры командования, в результате чего Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SACEUR) стал отвечает за оперативные возможности EDC. Причины, которые привели к неудачной ратификации договора, были двоякими: они касались серьезных изменений на международной арене, а также внутренних проблем Четвертой французской республики . [24] Были опасения голлистов , что EDC угрожает национальному суверенитету Франции , конституционные опасения по поводу неделимости Французской Республики и опасения по поводу ремилитаризации Западной Германии. Французские коммунисты выступили против плана, связывающего Францию ​​с капиталистическими Соединенными Штатами и противопоставляющего ее коммунистическому блоку . Другие законодатели обеспокоены отсутствием Соединенного Королевства .

Премьер-министр Пьер Мендес-Франс пытался успокоить противников договора, пытаясь ратифицировать дополнительные протоколы с другими подписавшими его государствами. Они включали единственную интеграцию сил прикрытия, или, другими словами, сил, развернутых на территории Западной Германии, а также реализацию большей национальной автономии в отношении бюджетных и других административных вопросов. Несмотря на центральную роль Франции, план EDC рухнул, когда он не получил ратификации во французском парламенте .

Последствия

[ редактировать ]

Договор так и не вступил в силу. Вместо этого, после неудачной ратификации в Национальном собрании Франции, Западная Германия была принята в НАТО. [25] и государства-члены ЕЭС пытались наладить внешнеполитическое сотрудничество в рамках плана Фуше, спонсируемого Де Голлем (1959–1962). Европейская внешняя политика была окончательно сформирована во время третьей попытки Европейского политического сотрудничества (EPC) (1970 г.). Это стало предшественником Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ).

Сегодня Европейский Союз и НАТО , а ранее и Западноевропейский Союз , выполняют некоторые функции, предусмотренные для EDC, хотя ни одна из них не приближается к той степени наднационального военного контроля, которую мог бы обеспечить EDC.

После окончания мировой войны Второй суверенные европейские страны заключили договоры и, таким образом, сотрудничали и гармонизировали политику (или объединили суверенитет ) во все большем количестве областей, в проекте европейской интеграции или строительстве Европы ( французский язык : la Construction) . Европаенна ). Следующий график описывает юридическое создание Европейского Союза (ЕС) — основной основы этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей от Европейских сообществ (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана .

Легенда:
  С: подписываю
  F: вступление в силу
  Т: прекращение
  Е: срок действия
    фактическая замена
  Отн. в рамках ЕС/ЕС:
   де-факто внутри
   снаружи
          Европейский Союз (ЕС) [ Продолжение. ]   
Европейские сообщества (ЕС) (Столп I)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕАЭС или Евратом) [ Продолжение. ]       
/ / / Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС)  
(Распределение компетенций)
  Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)   
      Шенгенские правила Европейское сообщество (ЕС)
'ТРЕВИ' Правосудие и внутренние дела (JHA, уровень II)  
  / Организация Североатлантического договора (НАТО) [ Продолжение. ] Сотрудничество полиции и судебной власти по уголовным делам (PJCC, компонент II )

Англо-французский союз
[ обороны передано НАТО ] Руководство Европейское политическое сотрудничество   (EPC)  Общая внешняя политика и политика безопасности
(ОВПБ, компонент III )
Вестерн Юнион (ВУ) / Западноевропейский союз (ЗЕС) [ Задачи деятельности ЗЕС в 1984 году , определенные после возобновления переданы ЕС , ]
   
Социальные и культурные задачи переданы СЕ ] [ [ Продолжение. ]         
    Совет Европы (СЕ)
Сердечное соглашение
С: 8 апреля 1904 г.
Дюнкеркский договор [я]
С: 4 марта 1947 г.
Ф: 8 сентября 1947 г.
Э: 8 сентября 1997 г.
Брюссельский договор [я]
С: 17 марта 1948 г.
Ф: 25 августа 1948 г.
Т: 30 июня 2011 г.
Лондонский и Вашингтонский договоры [я]
С: 5 мая/4 апреля 1949 г.
Ф: 3 августа/24 августа 1949 г.
Парижские договоры: ECSC и EDC. [ii]
С: 18 апреля 1951 г./27 мая 1952 г.
Ф: 23 июля 1952 г./—
Э: 23 июля 2002 г./—
Римские договоры: ЕЭС и ЕАЭС
С: 25 марта 1957 г.
Ф: 1 января 1958 г.
Соглашение ЗЕС-СЕ [я]
С: 21 октября 1959 г.
Ф: 1 января 1960 г.
Брюссельский договор (слияние) [iii]
С: 8 апреля 1965 г.
Ф: 1 июля 1967 г.
Отчет Давиньона
С: 27 октября 1970 г.
Единый Европейский Акт (SEA)
С: 17/28 февраля 1986 г.
Ф: 1 июля 1987 г.
Шенгенский договор и конвенция
С: 14 июня 1985 г./19 июня 1990 г.
Ф: 26 марта 1995 г.
Маастрихтский договор [iv] [v]
С: 7 февраля 1992 г.
Ф: 1 ноября 1993 г.
Амстердамский договор
С: 2 октября 1997 г.
Ф: 1 мая 1999 г.
Ниццкий договор
С: 26 февраля 2001 г.
Ф: 1 февраля 2003 г.
Лиссабонский договор [мы]
С: 13 декабря 2007 г.
Ф: 1 декабря 2009 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пастор-Кастро, Рохелия (2006). «Набережная д'Орсе и кризис Европейского оборонного сообщества 1954 года». История . 91 (3): 386–400. дои : 10.1111/j.1468-229X.2006.00371.x . JSTOR   24427965 .
  2. ^ Вестад, Одд Арне (2017). Холодная война: Всемирная история . Лондон: Аллен Лейн. п. 213. ИСБН  978-0-241-01131-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «EDC: Европейская армия. Мертвая, умирающая или долговечная» (JPG) . журналproject.org . 10 августа 1953 года.
  4. ^ Ричард Т. Гриффитс Первая конституция Европы: Европейское политическое сообщество, 1952–1954 гг., Стивен Мартин, редактор. Строительство Европы: Очерки в честь Эмиля Ноэля 19 (1994)
  5. ^ Европейское политическое сообщество
  6. ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . стр. 1, 2.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Обращение Уинстона Черчилля к Совету Европы (Страсбург, 11 августа 1950 г.)» . 14 мая 2013 года . Проверено 3 июля 2021 г.
  8. ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . п. 4.
  9. ^ «Предыстория Европейского оборонного сообщества». Политология ежеквартально . 68 .
  10. ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 . стр. 4, 5.
  11. ^ Пьер Гильен, «Франция и защита Западной Европы: от Брюссельского пакта (март 1948 г.) к Плану Плевена (октябрь 1950 г.)». в «Западном сообществе безопасности: общие проблемы и конфликтующие интересы на этапе основания Североатлантического альянса», под ред. Норберт Вигерсхаус и Роланд Г. Ферстер (1993), стр. 125–48.
  12. ^ «Заявление Рене Плевена о создании европейской армии (24 октября 1950 г.)» (PDF) . Официальный журнал Французской Республики. Парламентские дебаты. Национальное собрание. 10.1950. Париж: Национальная империя. «Декларация французского губернатора Рене Плевена от 24 октября 1950 г.», с. 7118-7119. 24 октября 1950 года . Проверено 4 июля 2021 г.
  13. ^ Алекс Мэй, Великобритания и Европа с 1945 года (1999), стр. 18–34.
  14. ^ Кекелейре, Стефан (2009). Европейская политика безопасности и обороны: от табу к острию внешней политики ЕС . стр. 52–53.
  15. ^ Руан, Кевин (2000). Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950-55 гг . п. 15.
  16. ^ «Формирование общей политики безопасности и обороны» . Европейская служба внешних связей . 8 июля 2016 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
  17. ^ «Вопросы и ответы: будущее европейской обороны» . Европейская служба внешних связей . 7 июня 2017 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
  18. ^ «Собрание в пятницу, 12 марта 1954 г.» [Собрание в пятницу, 12 марта 1954 г.] (PDF) . www.senate.be (на голландском языке). п. 1223.
  19. ^ «Вергадеринг ван Дондердаг, 26 ноября 1953 г.» [Заседание в четверг, 26 ноября 1953 г.] (PDF) . www3.dekamer.be (на голландском языке). п. 14.
  20. ^ «Европейская армия: поражение в Париже». «Таймс» (Лондон), 31 августа 1954 г., с. 1.
  21. ^ Перейти обратно: а б Шукрафт-Вадле, Корина: Начало немецкой европейской политики в 1950-х и 1960-х годах. Установление курса при Конраде Аденауэре и поддержание статус-кво при его преемниках Людвиге Эрхарде и Курте Георге Кизингере, в: Гизела Мюллер-Брандек-Боке (ред.): Немецкая европейская политика. От Меркель до Аденауэра, Висбаден, 2021 г., с. 1-58, здесь стр. 18.
  22. ^ Европейское оборонное сообщество: проблемы ратификации Джона В. Янга.
  23. ^ «16e vergadering» [16-е заседание] (PDF) . репозиторий.overheid.nl (на голландском языке). 20 января 1954 года . Проверено 24 июля 2024 г.
  24. ^ «Европейское оборонное сообщество в Национальном собрании Франции: анализ переклички». Сравнительная политика . 2 .
  25. ^ Йозеф Иоффе, «Американская соска Европы», Foreign Policy (1984) 54 № 1, стр. 64–82 в JSTOR

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фёрсдон, Эдвард. Европейское оборонное сообщество: История (1980), стандартная история в Интернете.
  • Джадт, Тони (2005). Послевоенное: история Европы с 1945 года . Пингвин Пресс. ISBN  978-1-59420-065-6 .
  • Руан, Кевин. Взлет и падение европейского оборонного сообщества: англо-американские отношения и кризис европейской обороны, 1950–55 гг. Palgrave, 2000. 252 стр.
  • Гильен, Пьер. «Франция и защита Западной Европы: от Брюссельского пакта (март 1948 г.) к Плану Плевена (октябрь 1950 г.)». в «Западном сообществе безопасности: общие проблемы и конфликтующие интересы на этапе основания Североатлантического альянса», под ред. Норберт Вигерсхаус и Роланд Г. Ферстер (Оксфорд, UP, 1993), стр. 125–48.
  • Ван дер Харст, Дж. (2003). Атлантический приоритет: оборонная политика Нидерландов во времена Европейского оборонного сообщества . Флоренция: Академическое издательство европейской прессы. ISBN  8883980220 .
  • Вейгалл, Дэвид (1991). «Британское восприятие Европейского оборонного сообщества». В Стирке — Питер Майкл Роберт; Уиллис, Дэвид (ред.). Формирование послевоенной Европы: европейское единство и разобщенность, 1945-1957 гг . Лондон: Пинтер. стр. 90–99. ISBN  0-86187-161-8 .
  • Варсори, Антонио (1991). «Италия и Европейское оборонное сообщество: 1950-54». В Стирке — Питер Майкл Роберт; Уиллис, Дэвид (ред.). Формирование послевоенной Европы: европейское единство и разобщенность, 1945-1957 гг . Лондон: Пинтер. стр. 100–111. ISBN  0-86187-161-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b00bab9fd1b55bef790b74a8c969eaf__1721833260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/af/9b00bab9fd1b55bef790b74a8c969eaf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Treaty establishing the European Defence Community - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)