Пол Фрэнсис
Пол Фрэнсис | |
---|---|
![]() Фрэнсис, ок. 1963 год | |
Рожденный | Франц Пауль Траннин из Матты Хейлборн 2 сентября 1930 г. Рио-де-Жанейро , Бразилия |
Умер | 4 февраля 1997 г. Нью-Йорк , США | ( 66 лет
Занятие | Журналист |
Литературное движение | Модернизм |
Супруг | Соня Ноласко Феррейра |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Бразилии |
---|
![]() |
Пауло Франсис ( Рио-де-Жанейро , 2 сентября 1930 — Нью-Йорк , 4 февраля 1997) — бразильский журналист, политический эксперт , писатель и критик.
Фрэнсис стал известным в современной бразильской журналистике благодаря своей противоречивой критике и эссе с фирменным стилем письма, сочетающим в себе эрудицию и вульгарность. Как и многие другие бразильские интеллектуалы своего времени, Фрэнсис подвергся американизации в подростковом возрасте. В начале своей карьеры Фрэнсис пытался смешать бразильские левые националистические идеи в культуре и политике с идеалом современности, воплощенным в Соединенных Штатах . Он действовал в основном как защитник модернизма в вопросах культуры, а позже оказался втянутым в политическую борьбу Бразилии 1960-х годов как сторонник троцкистов и левый националист , в то же время держась на расстоянии как от сталинизма , так и от латиноамериканского популизма . Проведя 1970-е годы в качестве изгнанника и эмигранта в США, в 1980-е годы он отказался от своих левых взглядов ради американизма, совершив резкий политический поворот в сторону агрессивного консерватизма , защищая экономику свободного рынка и политический либерализм , и стал бескомпромиссным анти- левый. В этом качестве он отдалился от бразильской интеллигенции и стал в основном фигурой средств массовой информации, и эта роль втягивала его в судебные иски до самой его смерти в 1997 году. Критические оценки его работы были даны учеными в области СМИ. Бернардо Кучински и историк Изабель Лустоза . [ нужна ссылка ]
Молодость и карьера (1930–64)
[ редактировать ]Родившийся как Франц Пауль Траннин да Матта Хайль, родился в семье немецкого происхождения, принадлежавшей к среднему классу. [ 1 ] Франциск получил раннее образование в различных традиционных католических школах Рио-де-Жанейро. Он посещал Национальную школу философии (в то время общий курс гуманитарных наук) Университета Бразилии в 1950-х годах, но бросил учебу, не получив диплома. В колледже его приняли в студенческую труппу ( Teatro do Estudante ) под руководством критика Паскоаля Карлоса Маньо . [ 2 ] с которым он гастролировал по северо-востоку Бразилии. Во время поездки он был шокирован и возмущен тем, что он назвал бедностью, отсталостью и неосведомленностью о благосостоянии и гражданском обществе». [ 3 ]
Вдохновленный этой поездкой на сценическую карьеру, Фрэнсис попытался стать актером в Рио-де-Жанейро в начале 1950-х годов. Хотя он получил награду как восходящая звезда в 1952 году, он не продолжил карьеру: по словам Куциснки , потому что ему не хватало таланта; [ 4 ] по словам его бывшего наставника Паскоаля Карлоса Маньо, потому что его интересы были направлены в первую очередь на политический активизм. [ 5 ] С самого начала своей карьеры Фрэнсис считал себя не артистом, а публичным интеллектуалом, стремящимся к социальным изменениям. По его собственным словам, он вернулся из турне по северо-восточной Бразилии, «убежденный в необходимости социальной революции». [ 6 ]
Решив карьеру сценического режиссера, Фрэнсис поступил в Колумбийский университет , где изучал драматическую литературу , в основном посещая занятия брехтовского ученого Эрика Бентли . Он также познакомился с творчеством критика Джорджа Джина Натана . В конце концов он бросил учебу в Колумбии. [ 7 ]
Во время своего пребывания в Соединенных Штатах Фрэнсис присоединился к множеству бразильских интеллектуалов, которые в 1940-х и 1950-х годах отказались от любой абстрактной и аристократической европейской концепции «цивилизации», имея в виду в основном французскую культуру Belle Époque , в пользу американской модели. который приравнивал модернизацию к передовому технологическому развитию ( фордизму ) и массовой демократии, понимаемой как необходимая материальная основа социальных изменений, которые Фрэнсис выразил через личную смесь проамериканизма и левого радикализма. [ 8 ]
Его принятие того, что он считал американским прагматизмом, привело Фрэнсиса к пожизненному воинственному эмпиризму и презрению к теории. По словам Кучински, Фрэнсис всегда откровенно заявлял, что ему наскучили академические методы интеллектуального анализа, описывая их как традиционные и лишенные воображения. [ 9 ] Он всегда предпочитал свою роль журналиста роли ученого. Как учёный он был склонен к тому, что многие считали чрезмерными интеллектуальными претензиями: по словам одной из его критиков, психоаналитика и писательницы Марии Риты Кель , Франциск никогда не сомневался, поскольку якобы всё понимал ещё до того, как осознал, что произошло на самом деле. [ 10 ] Его также отталкивало то, что он считал риторической неясностью структурализма 1960-х годов , вместо этого он стремился к «простой, ученой прозе с ясным языком». [ 11 ] В недавнем интервью он с гордостью охарактеризовал себя как «не [являющийся] ученым, который пишет трактаты. Я журналист, который обсуждает факты дня, политические и культурные события». [ 12 ]
Этот способ работы, по мнению таких критиков, как Кель и Кучински, формировал его творчество на протяжении всей его жизни. Те же критики видели в этом сигнал неспособности к длительной интеллектуальной работе и склонности полагаться на вспышки остроумия и заимствованную эрудицию (употребление бесконечных цитат и острот ), что сделало бы его склонным к ошибкам и неточностям. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] По словам Кучинского, его «отсутствие тщательного исследования, установленных фактов, точной информации [...] в конечном итоге стало - из-за чрезмерного обобщения и отсутствия терпения [...] - откровенным фанатизмом». [ 15 ]
Его знакомство с современной американской критикой подготовило его к той важной роли, которую он сыграл в бразильском театре, который в то время находился в лихорадочном процессе культурной модернизации, главным образом в смысле глубокой американизации культурных ценностей. [ 17 ] Этот процесс начался после падения диктатуры Жетулиу Варгаса в 1945 году и продолжался до военного переворота 1964 года. Проработав режиссером с 1954 по 1956 год, в течение которого он поставил пять пьес с умеренным успехом, [ 4 ] В 1957 году Фрэнсис начал писать как театральный критик для газеты Diário Carioca . Вскоре его похвалили за защиту современного подхода к постановке. Бразильская сцена характеризовалась провинциальными раздорами между соперничающими труппами, а также строгой приверженностью классическим европейским традициям. Вместе с другими критиками, такими как театровед Сабато Магальди и по Шекспиру переводчик и эксперт Барбара Гелиодора , Фрэнсис стремился к социальному и психологическому реализму на бразильской сцене, что выражалось в его ассоциации работ Брехта с произведениями Джорджа Бернарда Шоу и Шона О'. Кейси (игнорируя при этом антиреалистическую позицию брехтианского театра и подчиняя ее условностям актерского метода ). [ 18 ] По его собственным словам, он предлагал подойти к постановке прежде всего как к интеллектуальной задаче: «стремиться на сцене найти эквивалент тому ощущению единства и тотальной выразительности, которое возникает при чтении текста». [ 19 ] В то же время он вместе с редактором Хорхе Захаром спонсировал публикацию сборника переводов иностранных пьес, которые составят канон, на основе которого будет развиваться будущая бразильская модернистская драматургия. [ 20 ]
В рамках этой интеллектуальной структуры Франциск действовал как культурный националист, поддерживая современных восходящих бразильских драматургов, таких как Нельсон Родригес и Джанфранческо Гуарниери , а также таких актеров, как Фернанда Монтенегро , и в целом пользовался за это уважением. [ 21 ] Тем не менее, он по-прежнему известен своей склонностью к необдуманному поведению и личным нападкам, как, например, в ссоре с актрисой в 1958 году, когда он отреагировал на то, что он считал намеком на свою (предполагаемую) гомосексуальность , написав столь унизительный фрагмент За клевету его публично ударил муж актрисы. [ 22 ]
Радикальная журналистика и художественная литература (1964–79).
[ редактировать ]В конце 1950-х — начале 1960-х годов Фрэнсис работал в основном как культурный и литературный критик. В период с 1959 по 1962 год он был редактором (вместе с Наумом Сироцким) журнала о культуре «Сеньор» . [ 23 ] литературный журнал, получивший высокую оценку за качество своих авторов, а также за инновационный графический дизайн, [ 24 ] который был создан Беа Фейтлер . [ 25 ] Там Фрэнсис опубликовал рассказы малоизвестных в то время писателей, таких как Кларис Лиспектор. [ 26 ] и Гимарайнш Роза . [ 27 ]
В атмосфере горячих, поляризованных политических дебатов, характерных для начала эпохи холодной войны в Бразилии, Франциск называл себя троцкистом . Хотя он никогда не был членом различных троцкистских организаций, существовавших в то время, он был другом различных бывших членов бразильской секции Международной левой оппозиции 1930-х годов , таких как Марио Педроса и Эдмундо Монис . [ 28 ] В 1963 году его пригласили вести политическую колонку в левой варгоистской газете « Última Hora» , где он стал известен своими радикальными взглядами. [ 29 ] В своих статьях он выступал за националистическую лево-реформистскую программу (земельные и франчайзинговые реформы и усиление контроля за иностранными инвестициями), советуя левым поддерживать правительство Жоау Гуларта посредством стратегии давления «снизу», делая ставку на массовая мобилизация широких масс против того, что он считал в основном реакционным парламентом. Он поддерживал радикальный популизм , который в конечном итоге сломает рамки парламентского бездействия и приведет к радикальным реформациям. [ 30 ] Хотя Франциск сочувствовал реформистской программе правительства Жоау Гуларта , у него были опасения по поводу позиции президента, поскольку, по его мнению, Гуларт «требовал невозможного в институциональном плане: попросить Конгресс, где консерваторы являются правящей силой, изменить капиталистические отношения собственности». . [ 31 ]

Он заявил, что присоединился к одной из военизированных «групп из одиннадцати человек», организованных независимым лидером левых Леонелем Бризолой : [ 33 ] по некоторым данным, он был казначеем организации Бризолы. [ 34 ] Фрэнсис подвергся политическому преследованию После падения Гуларта в 1964 году , и в конечном итоге ему запретили появляться в основной прессе. Однако в 1967 году он редактировал культурное приложение к Correio da Manhã , крупной газете, которая была закрыта диктатурой в начале 1969 года. [ 35 ]
Ему запретили официально работать в крупной газете, и в конце 1960-х Фрэнсис зарабатывал на жизнь в основном фрилансером. Он писал материалы для в апреле ежемесячного журнала Realidade , выступал в качестве консультанта для Editora Civilização Brasileira , редактировал Revista Diners (домашний орган, бесплатно распространяемый среди бразильских подписчиков кредитной карты Diners Club ). [ 36 ] и регулярно писал для различных «альтернативных» (или «карликовых» — nanicos , согласно современному бразильскому сленгу) газет и журналов, особенно для сатирического еженедельника O Pasquim и ежедневной газеты Tribuna da Imprensa . Избегая цензуры, он писал в основном о международных делах и явно выступал против интервенции США во Вьетнам , а также поддерживал ООП , пренебрегая официальными проамериканскими и произраильскими симпатиями военного правительства в текстах, которые считались настолько нехарактерно трезвыми, что позже были созданы замечание Кучинского о том, что «только тогда он стал настоящим менчем ». [ 37 ] После «переворота внутри переворота» в конце 1968 года — захвата уже существовавшей военной диктатуры более радикальными генералами — его арестовывали четыре раза под самым тонким предлогом. [ 38 ]
Решив жить за границей, чтобы избежать все более жестких политических репрессий в Бразилии 1970-х годов, Фрэнсис переехал в США, чему способствовали его предыдущее воспитание в Колумбии, его стойкие симпатии к троцкистам. [ 39 ] (и, следовательно, отчуждение от сталинистских левых того времени), а также его настоящие американские связи, такие как его знакомство с дипломатом Джоном Мовинкелем . [ 40 ] В конце 1971 года он переехал в Нью-Йорк в качестве международного корреспондента по Фонда Форда стипендии . [ 41 ] [ 42 ] Оказавшись там, он занял позицию, резко критикующую администрацию Ричарда Никсона , предложив квалифицированную поддержку кандидатуре Джорджа Макговерна на президентских выборах в США 1972 года, полагая, что «наивный реформизм» Макговерна предлагает выход из замороженного консенсуса вокруг Никсона. [ 43 ] - консенсус, который он рассматривал как результат победы консерваторов в «сдержанной гражданской войне» конца 1960-х годов. [ 44 ] В конце 1972 года он опубликовал эссе на португальском языке, в котором подробно описывал упомянутые выборы: Никсон против Макговерна: как Duas Américas . Вскоре после этого он женился на коллеге-журналисте и международном корреспонденте Соне Ноласко Феррейра, которая позже была признана самостоятельной писательницей благодаря своим романам о бразильской иммиграции в США. [ 45 ]
После 1976 года Фрэнсис снова начал работать в крупной бразильской газете, поскольку он начал работать исключительно для ежедневной газеты Folha de S.Paulo , тогда под редакцией троцкистских кадров и знаменитого редактора Клаудио Абрамо . [ 46 ]
Художественная литература и ее последствия
[ редактировать ]Как литератор, Фрэнсис на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем модернистского канона в литературе, который, как он утверждал, получил от Гертруды Стайн : «Все именно так, как есть. Роза - это роза, это роза - это роза . [Это ] не нуждается в прилагательных, кроме иронии». [ 47 ] По его мнению, писатель-модернист должен стремиться к исторической значимости, изображая в личных терминах фрагментарный характер окружающей его социальной реальности, описываемый через объективное ощущение, избегая любого рода комментариев, которые обычно создают ощущение связности и связности. тотальность. По словам Фрэнсиса, в современном искусстве «именно творец навязывает вселенной свой непередаваемый образ, имеющий самое отдаленное отношение к наблюдаемой реальности». [ 48 ] Следовательно, литература должна стремиться к «любопытной позиции – конечно, намеренно – раскрывать вещи такими, какими они кажутся нам, весьма небрежно намекая на то, что скрывается за ними». [ 49 ] Отвергая социальный реализм , Фрэнсис стремился к социально-политической значимости в выборе темы, что выражалось, например, в его неприятии «апогея американского мелкобуржуазного филистимства », которое он видел в романах Джона Апдайка « Кролик » . [ 50 ] или «постоянное погружение в анекдотическое», которое он видел в современного Вуди Аллена . фильмах [ 51 ]
Основываясь на этих правилах, в конце 1970-х годов Фрэнсис опубликовал первые две части запланированной трилогии социальных романов, в которых он попытался, в стиле, который сам Фрэнсис называет напоминающим Джеймса Джойса , но имеющем очень мало общего с стиль и гений ирландского художника, чтобы избегать того, что он считал популистской направленностью современной бразильской художественной литературы, [ 52 ] то есть изображение жизни сельских низших и/или высших классов, типичное для более поздних бразильских авторов -модернистов, таких как Эрико Вериссимо , Хорхе Амадо или Грасилиано Рамос . [ 53 ] Отвергая то, что он считал изображением «правящей буржуазии как злой карикатуры», он решил предложить «народу» возможность «узнать больше о своих хозяевах». [ 54 ] описывая жизнь немногих счастливых в Рио 1960–1970-х годов («элита очаровательной местечковости Рио-де-Жанейро [модные районы], их вечеринки и чувственные удовольствия» [ 55 ] ) — проект, напоминающий Скотта Фицджеральда . С этим же он связывал свое принятие модернистских стилевых условностей (сопоставление, нелинейное повествование) – или, по его собственным словам, сознательный отказ от более ранней формальной стилистики. [ 56 ] – к необходимости изобразить развивающуюся городскую Бразилию. [ 57 ]
Первый роман «Кабеса де Папель» ( «Бумажная голова» , каламбур с бразильским детским стишком), смесь мемуаров и шпионского триллера , был опубликован в Бразилии в 1977 году. В 1979 году он опубликовал продолжение, «Кабеса де Негро» (также каламбур). , на этот раз с названием своеобразного самодельного фейерверка под названием «Голова чёрного человека»), который задумывался и как триллер, и как один из разнообразных Мемориальные романы 1970-х годов, в которых рассказывается о вооруженной подпольной борьбе против бразильской военной диктатуры. [ 58 ] Оба романа имели умеренный успех в продажах, но были встречены критикой. Бразильские ученые, имеющие как академическое, так и журналистское образование, раскритиковали сочинения Франциска за неряшливость: литературный критик Хосе Гильерме Меркиор даже сказал, что он просто избегал дочитывать один из романов Франциска до конца из-за явного отсутствия в нем литературных качеств. [ 59 ] Другие критики, однако, такие как писатель Сильвано Сантьяго , утверждали, что очевидное отсутствие у Франциска стильных качеств просто означало, что он, как и многие другие, просто чувствовал отпечаток времени: в отсутствие открытых общественных дебатов было неизбежно, что литература возьмет на себя паражурналистическую функцию, направленную на транспозицию реальности. [ 60 ] По словам известного австро-бразильского критика Отто Марии Карпо , романы Фрэнсиса предлагали информацию «о маргиналах бразильского общества, которые фыркают очередями и остаются пьяными» и «расфокусированный взгляд на прибрежную [т.е. модную] полосу нашего возраст". [ 61 ] Фрэнсис ответил на ограничения своих критиков в своей обычно язвительной манере, назвав их «умниками, которые принимают аннотации иностранных книг [как свои собственные], чтобы сделать себе карьеру [...] чума университетских профессоров в Бразилии еще более серьезнее, чем Черная смерть в средние века». [ 62 ]
Фрэнсиса также критиковали за предполагаемое отсутствие глубины в его политических и культурных комментариях. [ 9 ] и замешательство, возникающее из-за его попытки смешать поток сознания Джойса с сюжетом шпионского триллера : по словам газетного критика Folha de S.Paulo Винисиуса Торреса Фильо, за создание в своих романах чего-то вроде «разбавленного вниз Грэма Грина », выражая навязчивую идею времен Холодной войны демонстрировать якобы интеллектуальную изощренность, рассматривая политические проблемы с точки зрения заговоров и шпионов. [ 63 ] Те же критики указывали также на неоднородность сюжета романов Фрэнсиса и его неглубокие отступления – в которых Фрэнсис проявил, по их мнению, слабость к бесконечным цитатам и несвоевременным комментариям, которые, несмотря на их неоспоримое обаяние, [ 64 ] показал автора, который просто не смог удержаться от того, чтобы предложить свою эрудицию на витрине потенциальному читателю. [ 65 ] Этот предполагаемый эгоцентричный характер его произведений заставил литературного критика Жоау Луиса Лафету заявить, что Франциск намеревался написать об анатомии бразильского правящего класса, но писал только о своей (зависимой) позиции по отношению к нему как интеллектуала. [ 66 ] В своем позднем, посмертном комментарии к романам-близнецам «Кабеса» писатель Рикардо Лисиас написал, что текст Франциска представляет собой смесь поверхностной геополитики, кулинарного легкомыслия, жутких сексуальных комментариев – и все это сплетено в «своего рода безумную речь, всегда в тот же кружащийся бессмысленный ритм». [ 67 ]
Однако величайшим достижением двух романов те же самые критики признали «стилистика насмешки» Франциска ( retórica da esculhambação ): его грамматически неверные фразировки, полиглотический словарный запас. [ 68 ] и запутанная смесь эрудированного и откровенно вульгарного. Если кратко описать, то это была «беспорядочная ( avacalhada ) агрессивная риторика, сама по себе являющаяся критикой напыщенной логореи и мистификации [своей бразильской правящей элите]». [ 63 ] В своей позднейшей критике ученый Жоау Мануэль душ Сантос Кунья сказал, что именно логорея Франциска в этих романах выступала как «изнасилование» журналистского языка, что ясно показало его отказ от любых претензий на объективность, чтобы позволить ему создайте «грязный язык для грязного времени». [ 69 ]
Несмотря на откровенную левизну Фрэнсиса в то время, американский литературовед Малкольм Сильверманн уже считал его тон нигилистическим : по словам того же критика, то, что проявлял каждый персонаж в романах Фрэнсиса – независимо от политической принадлежности – было тот же «беспечный эротико-политический разврат, демонстративное потребление, воинственное использование непристойностей и общее пренебрежение ко всем». [ 70 ] Таково было внешнее проявление более глубокого процесса, который затронул Франциска, а также других бразильских левых интеллектуалов того времени: общее чувство разочарования, которое в конечном итоге нашло выход в самой крайней агрессии, направленной против прежних идеалов. [ 71 ]
После совместной публикации в 1982 году двух новелл под названием Filhas do Segundo Sexo («Дети второго пола») - попытки решить проблему женской эмансипации среднего класса и в то же время фельетона простым языком - который был очень плохо принят обоими критиками [ 72 ] и публично, Фрэнсис прекратил публикацию художественной литературы. Через одиннадцать лет после его смерти новый роман, оставленный Фрэнсисом в качестве черновика, должен был быть опубликован после редактирования его вдовой: Carne Viva («Открытая рана»), [ 73 ] где автор снова попытался изобразить жизнь богатых и искушенных людей между мифическим Рио-де-Жанейро 1960-х годов и столь же мифическим французским маем - что побудило критика Винисиуса Торреса Фрейре в « Фолья де Сан-Паулу » заявить, что Франциск оставил лишь воспоминания о китчевом характере своего обычного снобизма . [ 74 ]
Годы после диктатуры: идеологический сдвиг и известность в СМИ (1979–97)
[ редактировать ]В 1980 году, когда ему исполнилось 50 лет, Фрэнсис опубликовал в основном политические мемуары O afeto que se encerra («Вложенная любовь» - снова каламбур, на этот раз на стих из гимна бразильского флага ), в которых он подтвердил свои марксистские убеждения. [ 75 ] Однако вскоре после этого он сделал резкий и внезапный поворот от троцкизма к консервативным взглядам. Между ним и левыми на бразильской интеллектуальной и политической сцене возникла пропасть во время падения военной диктатуры и после нее, когда Фрэнсис из Нью-Йорка бросал оскорбления в адрес различных ученых и политиков, и особенно в адрес Рабочей партии (PT), которая в период после диктатуры демократия быстро стала доминирующей левой партией Бразилии. По словам одного из его критиков, он тщательно выбирал свои цели и использовал самые отвратительные прилагательные, имея в качестве своих избранных целей лидеров народных движений, левых, особенно ПТ, а также писателей и ученых, которых он очернял поименно. [ 76 ]
интеллектуальном разочаровании конца 1970-х годов Сдвиг Фрэнсиса, коренящийся в общем в отношении левых, [ 77 ] тем не менее, имелись и личные причины, по которым более поздние ученые разошлись во мнениях: медиа-исследователь Кучински говорит о разочаровании [ 78 ] и отчуждение; [ 79 ] некоторые коллеги-журналисты предполагают простой объективный интерес, отмечая, что Фрэнсис в начале 1980-х годов тайно лоббировал в своей колонке интересы частного бизнеса. [ 80 ] Другие утверждают, что общение с деятелями истеблишмента связано с тщеславием. [ 81 ] Его критиковали за то, что он плохо понимал бразильские реалии и комментировал Бразилию, живя за границей. [ 82 ] - а также симулировал знакомство с нью-йоркской интеллектуальной средой, которой, по мнению тех же критиков, ему не хватало, [ 83 ] и отсутствие которого он всегда возмущал. [ 84 ]
Другие авторы, однако, такие как историк Изабель Лустоза, имеют другое объяснение: будучи левым интеллектуалом, Франциск уже взращивал глубоко укоренившийся культурный элитизм , а также ненависть к появлению так называемых новых социальных движений , ненависть, выраженная, например, в его женоненавистничестве на протяжении всей его жизни . [ 85 ] [ 86 ] В один из немногих случаев, когда ему удалось войти в контакт с крупной фигурой интеллектуальной среды жителей Нью-Йорка, он не удержался от антифеминистских высказываний, из-за которых его пренебрегла американская поэтесса Эдриенн Рич . [ 87 ]
Вокруг этой элитарной тенденции, возможно, развившейся в результате поверхностного прочтения авторами Франкфуртской школы критики культурной индустрии , [ 88 ] Фрэнсис развил свою идею левых взглядов как, прежде всего, средства для достижения цели: социальной модернизации и политической демократизации бразильского общества, что в конечном итоге означало принятие основных американских ценностей и американской культуры. [ 89 ] По словам Лустосы, оппозиция Франциска автаркическому бразильскому культурному национализму была такова, что в конечном итоге он решил, что он будет «скорее последним в суде, чем первым в захолустье». [ 90 ] Еще до военного переворота 1964 года Франциск решил поддержать правительство Гуларта только в той степени, в которой Гуларт выступал за программу модернизации, в которой «популистская политика вчерашнего дня стала историческим агентом сегодняшнего дня». [ 91 ] Короче говоря, левые взгляды Франциска были всего лишь инструментом вестернизации .
В начале 1980-х годов Фрэнсис вел себя снисходительно по отношению к тогдашнему лидеру Рабочей партии Луле , которого он описал как сторонника обычного профсоюзного движения, с которым «даже Рональд Рейган согласился бы». [ 92 ] Однако в конце 1980-х у него возникли подозрения относительно того, что он считал растущим радикализмом ПТ. [ 93 ] что, связанное с его обычной мизантропией («под своим аристократическим призванием я имею в виду установление жестких границ симпатиям к ближним»), [ 94 ] в конечном итоге привело его к выражению опасений, что появление низовых, массовых, основанных на профсоюзах и антиинтеллектуальных левых, подобных тем, которые представляла Рабочая партия, означает риск того, что Бразилия и бразильцы могут дистанцироваться от « наше культурное наследие [sic], которым является Иллюминатский Запад, США, наши североамериканские коллеги по размеру, которые со времен Франклина Рузвельта хотят, чтобы мы были их южноамериканскими партнерами». [ 95 ] Его растущее отвращение к бразильскому обществу в целом, вызванное неспособностью левых предотвратить военный переворот 1964 года , а также его растущее чувство отчуждения от бразильской политики. [ 96 ] также мог сыграть роль в его идеологическом повороте . Еще в 1960-е годы, комментируя роман своего друга Карлоса Эйтора Кони , Франциск задумался о несовместимости деятельности интеллектуалов и общего бразильского общества. [ 97 ] В более позднем комментарии он отвергнет даже саму идею реальной массовой политики и пренебрежительно напишет о протестной культуре новых левых 1960-х годов: даже когда есть митинги и марши, «если присмотреться, шумят обычные подозреваемые . Остальные являются простыми наблюдателями». [ 98 ]
В каком-то смысле политический сдвиг Фрэнсиса вправо был эмоциональным отказом от отсталости, которую он стал отождествлять со всем, что связано с Бразилией («отвратительный климат, пустынная культура, чрезмерная и ужасная еда, невыносимая политическая среда»). [ 99 ] Такое априорное отрицание, как бы оно ни было, не нуждалось в очень подробном описании: в интервью 1994 года Фрэнсис назвал в качестве причины своей смены поездку 1970-х годов на Средний Запад Америки , «промышленный центр страны», где он якобы видел «нет ничего, что могло бы сравниться с ним с точки зрения прогресса и благосостояния рабочих». [ 100 ]
Эти и подобные взгляды легли в основу мнений, подобных тому, которое было высказано в одном из некрологов Франциска его покойным политическим другом, [ 101 ] финансовый царь и бывший министр планирования Каштелу-Бранко военной администрации Роберто Кампос : по снисходительному мнению Кампоса, колонки Франциска были интеллектуально бесполезны, но, тем не менее, представляли собой хорошую пропаганду; они представляли собой «странный букет [...] экономических догадок», но, тем не менее, хороший «бокс для идей». [ 102 ] Взгляды Фрэнсиса на самом деле были очень простыми и заключались в крайнем разнообразии марксистского историзма и рейгановской экономики предложения : чтобы освободить производительные силы и развивать Бразилию, было, по его мнению, необходимо «сдать страну». людям, которые хотят и умеют зарабатывать деньги – частный капитал». [ 103 ] Эссе O Brasil no Mundo , опубликованное в 1985 году, в котором авторитаризм Бразилии отождествляется с отсутствием капитализма, выразило этот идеологический сдвиг. [ 104 ] В своей последней книге « Trinta Anos Esta Noite» (1994), мемуарах, опубликованных к 30-й годовщине переворота 1964 года, он утверждал, что социалистическая трансформация бразильского общества в то время была недостижима и что Бразилия должна превратиться в американское государство. сфера влияния. [ 105 ] Несмотря на его непростые отношения с различными президентами Бразилии после диктатуры (особенно с Фернандо Коллором и Фернандо Энрике Кардозу приверженность позднего Франциска ), факт заключается в том, что неолиберальная никогда не была направлена на конкретное правительство , а на идеал правительства . [ 106 ]
Такие идеи в конечном итоге выразятся в своего рода фанатизме , который станет еще более заметным. [ 107 ] расистский подтекст, направленный против « средиземноморских народов , чернокожих, бедняков всех мастей, северо-восточных бразильцев ». [ 108 ] Эта тенденция началась с колонки 1988 года, направленной против тогдашнего кандидата от Рабочей партии на пост мэра Сан-Паулу Луизы Эрундины , женщины из сельской местности на северо-востоке Бразилии, которую он назвал «мясистым джентльменом», «красоткой». [ 109 ] и чьи перспективы победы на выборах он описал цитатой Джозефа Конрада («ужас, ужас»). [ 110 ] Подобные злоупотребления в конечном итоге принесли Фрэнсису сомнительную славу, построенную на его различных скандальных клеветах, например, когда он выразил желание, чтобы член парламента от ПТ и член профсоюза афро-бразилец Висентиньо был «высечен как раб». [ 9 ] В другом своем содержательном заявлении он заявил, что «открытие [sic] кларнета Моцартом было . большим вкладом, чем все, что Африка дала нам до сегодняшнего дня» [ 111 ] Когда президент Фернандо Коллор создал парк Яномамо в Бразилии, он написал, что это был жест человека, который дал «землю в изобилии» людям, которые «не могли быть использованы даже в качестве рабов». [ 112 ] В колонке 1990-х годов он написал, что «политические проблемы Бразилии возникли из-за мертвой хватки северо-восточных элит». [ 113 ]
В начале 1990-х годов Фрэнсис утверждал, что последствия для американского университетского образования были мрачными. Стэнфордский университет отменил или сделал необязательным курс западной цивилизации, потому что это будет вопрос мертвых, белых и мужчин . Ничто до 1900 года не имеет наименьшего значения, говорит учебник политкорректности . Невежественные поколения славы западной культуры , Гомера , Данте Алигьери , Уильяма Шекспира , Вольтера , Мольера , Жана Расина , Микеланджело , Бенвенуто Челлини , сформировались за эти двадцать лет без знания этих людей. [ 114 ]
Еще одна запрещенная книга — «Моби Дик» американского писателя Германа Мелвилла , которая представляет собой одно из выдающихся событий в литературе. Знаете ли вы, в чем заключаются политически некорректные демонстрации Моби Дика? На китобойном судне «Пекод» только мужчины, и нет женщины, которая гарпунила китов. А Моби Дик рассказывает об охоте на китов, охота на которых является преступлением против окружающей среды. Выступать за окружающую среду политкорректно. [ 114 ]
Телезнаменитость (1979–97)
[ редактировать ]Из-за этого Пауло Франсис подвергся нападкам со стороны многих из своих бывших соратников, а количество споров, в которые он был вовлечен, усилило его славу скандального журналиста. Многие из этих полемик сами по себе стали событиями поп-культуры, как, например, демонстрация взаимной враждебности между ним и популярным композитором Каэтано Велозу . [ 115 ] [ 116 ] С 1979 года он работал телекомментатором в Rede Globo , что само по себе было убедительным доказательством его политических сдвигов, поскольку во время диктатуры он обвинил босса Globo Роберто Мариньо в манипулировании информацией с целью его изгнания. из Бразилии. [ 117 ] Он также выдержал ожесточенный спор с газетным омбудсменом Фолья де Сан-Паулу Кайо Тулио Коста - в основном из-за неоднократных оскорблений Франциска Лулы как кандидата в президенты от ПТ на предстоящих выборах 1989 года. Коста возражал главным образом против описания Лулы Фрэнсисом как «[человека], названного в честь осьминога. [ 118 ] и левый нападающий [футбольной ассоциации], полуграмотный, со сдержанным обаянием пролетариата». [ 119 ] Фрэнсиса. Коста также указал на расизм [ 120 ] Фрэнсис покинул Folha в начале 1991 года и начал вести свою колонку для O Estado de S. Paulo . Его колонка также была объединена и опубликована в газете, принадлежащей Globo, ежедневной газете Рио-де-Жанейро O Globo и других. [ 121 ]
В одной из своих более поздних колонок в Фолье Фрэнсис предложил поддержку тогдашнему избранному президенту Фернандо Коллору, которого он описал как «высокого, красивого и белого - западного белого человека. Это образ Бразилии, с которым я вырос». [ 122 ] В другой статье, написанной в конце 1990 года, он описал ссору между ним и чернокожим официантом в ресторане отеля Plaza Palm Court, заключив замечание: «Я думал о кнуте. В последнее время я очень много думаю о кнутах [... ] Удивительно, что в Палм-Корт есть негр [ криуло ], да ещё и грубый в придачу». [ 123 ] Как отмечает его посмертный редактор, «последующие годы [Фрэнсиса] не сильно отличались от этого». [ 124 ]
Сосредоточившись впоследствии на своей деятельности в качестве телевизионного комментатора, Фрэнсис быстро стал феноменом поп-культуры , играя образ эксперта, всегда готового оставить язвительный комментарий басовым голосом , что принесло ему множество подражателей на бразильском телевидении. [ 125 ] Этот публичный персонаж, которого некоторые считают карикатурой на самого себя, [ 126 ] его часто критиковали за неидеальное отношение к истине: согласно анекдоту, рассказанному одним из его друзей, когда Франциск еще работал в Folha de S.Paulo , один репортер, которому было поручено редактировать его колонку, обратился к тогдашнему Главный редактор газеты Борис Кейсой заявил, что «цифры Фрэнсиса не соответствуют истине», на что редактор, известный своими правыми политическими позициями, ответил: «Сонни, это твои цифры должны сверять цифры с реальностью нет необходимости». [ 127 ] В последние годы деятельность Фрэнсиса в качестве комментатора была сосредоточена на еженедельном шоу кабельного телевидения Manhattan Connection , где он комментировал текущие проблемы в образе, который его коллега описал как «три журналиста, тщетно пытающиеся сдержать высокомерную и самонадеянную личность Фрэнсиса». позволяя ему в конечном итоге всегда иметь последнее слово и строить невероятные догадки обо всем». [ 128 ]
Заключительные споры и смерть
[ редактировать ]Его стиль — «постоянный понос оскорблений, оперное представление бомбардировщика, служащего единственному делу — своему собственному». [ 129 ] вызвало стойкие обиды. Фрэнсису неоднократно предъявляли иски в бразильских судах за клевету, но безрезультатно. [ 130 ] В начале 1996 года он подвергся резкой критике со стороны антрополога, а затем сенатора Дарси Рибейро , который, реагируя на пренебрежительные комментарии Фрэнсиса по поводу представленного им законопроекта о реструктуризации системы образования Бразилии, назвал его нео- гринго и обвинил в лоббировании интересы частных университетов. По словам Рибейро, Франциск прекрасно осознавал тот факт, что то, что он предлагал как «новости», на самом деле было задачей от имени заинтересованных групп. [ 131 ] В конце этого года была опубликована целая книга, в которой перечислены и описаны различные случаи его предполагаемого плагиата и злоупотреблений. [ 132 ]
В начале 1997 года Фрэнсис по кабельному телевидению обвинил руководство бразильской государственной нефтяной корпорации Petrobras в нечестности. Фрэнсис также утверждал, что ее директора хранили 50 миллионов долларов США на счете в швейцарском банке . После заявлений Фрэнсиса руководство Petrobras подало на него в суд за клевету в американском суде, что стало возможным, поскольку шоу транслировалось в США для бразильских абонентов кабельного телевидения. [ 130 ] Судя по всему, иск о клевете усугубил плохое состояние здоровья Фрэнсиса, что также было связано с пожизненным отсутствием физических упражнений, пьянством и наркозависимостью, а также хронической депрессией . [ 133 ] Вскоре после этого у него случился смертельный сердечный приступ, и он умер в Нью-Йорке 4 февраля 1997 года. Он был похоронен в Рио-де-Жанейро, у него осталась жена Соня Ноласко . [ 134 ] которая в то время уже работала в Организации Объединенных Наций и после смерти мужа будет выполнять различные гуманитарные миссии в Восточный Тимор и Гаити . [ 135 ]
По словам его личного друга, политического обозревателя Элио Гаспари, Франциск обратился к тогдашнему сенатору Хосе Серре , который якобы просил президента Фернандо Энрике Кардозу проследить за тем, чтобы директора Petrobras отказались от иска против Франциска. Однако президент Кардозу предпочел не предпринимать никаких действий. [ 136 ]
Наследие
[ редактировать ]Фрэнсис оставил разделенное наследие, поскольку его левые критики и правые поклонники разошлись во мнениях относительно общей оценки его карьеры. Для левых это была печальная история предательства левой культуры 1950-х годов и бразильской интеллигенции 1960-х годов, в которой он вырос. [ 137 ] ради успеха в Культурной Индустрии. [ 138 ] На состоявшемся в Берлине конгрессе ученых, занимающихся изучением бразильских интеллектуалов, статьи, написанные о нем Кучински и Лустосой, были почти отвергнуты, «поскольку его состояние как интеллектуала считалось сомнительным». [ 139 ] Некоторые говорили, что даже в его левой фазе его элитарность уже была очевидна. [ 140 ] особенно в том, как он использовал свою предполагаемую эрудицию [ 141 ] как товар ради оказания авторитарного влияния на культурные дебаты. [ 142 ] Другой ученый даже придумал выражение, что Фрэнсис как личность оставил пустым неформальное «стул» для журналистской театральности, за которое боролись различные обозреватели, исключая серьезную журналистику. [ 143 ] И наоборот, его консервативные друзья и поклонники – а также некоторые из его оставшихся левых друзей – от всей души хвалили его за его стилистические и сатирические качества (короче, за его публичную личность ). Они преуменьшили значение его наиболее противоречивых заявлений и высоко оценили его ясность в открытом признании упадка его прежних левых идеалов. [ 144 ] Другие друзья и коллеги оплакивали его потерю как потерю живого воспоминания из уже мифического Рио-де-Жанейро 1950-х и 1960-х годов. [ 145 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Личное мнение (культура и политика) (очерки, 1966 г.)
- Уверенность в сомнениях (эссе, 1970)
- Никсон x Макговерн – Две Америки (эссе, 1972)
- Пауло Фрэнсис Nu e Cru (газетные статьи, 1976)
- Бумажная голова (роман, 1977)
- Пауло Фрэнсис - Сборник его лучших когда-либо опубликованных текстов (сборник колонок, 1978)
- Черная голова (роман, 1979)
- Привязанность, которая заканчивается (мемуары, 1980)
- Дочери второго пола (новеллы, 1982)
- Бразилия в мире (эссе, 1985 г.)
- Сегодня вечером тридцать лет - 1964: что я видел и жил (эссе, 1994)
- Вааал - Придворный словарь Пауло Фрэнсиса (антология высказываний, 1996)
- Живая плоть (роман, 2008)
- Diário da Corte (коллекция колонок Folha de S.Paulo , Nelson de Sá, org., 2012)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ана Каролина Д. Экостегай, изд. Медиакультура и воображаемые технологии: методологии и исследования . Порту-Алегри: EDIPUCRS, 2005, ISBN 85-7430-505-7 , с. 185.
- ^ Изабель Лустоса, Уловки удачи , с. 251.
- ^ Фрэнсис, Завершающая привязанность , мемуары, цитируется Кучински, «Пауло Франциск», стр. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Кучински, «Пауло Франциск», 89.
- ^ «Я должен сказать, что человеку с такими способностями и мировоззрением Фрэнсиса было очень трудно быть актером» - Паскоал Карлос Маньо, интервью 1973 года, перепечатано в Jaguar и Sergio Augusto, orgs. О Паским-Антология: Том III, 1973–1974 , с. 101.
- ^ Цитируется Лустосой, Trapaças da Sorte , 252.
- ^ См. Александр Торрес Фонсека, «Пауло Франсис, от театра к политике: «Прости меня за предательство», магистр наук. диссертация, исторический факультет Федерального университета Минас-Жерайс , 2001, с. 41; Позже Фрэнсис использовал это, чтобы сказать, что он «отказался» писать диссертацию при спонсорской поддержке Бентли, а также получить докторскую степень по политологии в Университете штата Индиана в 1970-х годах из-за «скуки и отсутствия уважения» к академической жизни. – Апуд Торрес Фонсека, Пауло Франсис, от театра к политике , 41 год.
- ^ Изабель Лустоса, As Trapaças da Sorte , 258/260.
- ^ Перейти обратно: а б с Кучински, «Пауло Франциск», 87.
- ^ Мэри Рита Кель, цитируется Кучински, «Пол Фрэнсис»,
- ^ Карлос Эдуардо Линс да Силва, Наступление часа: американское влияние на бразильскую журналистику . Сан-Паулу: Суммус, 1990, с. 109.
- ^ Пауло Маркун, изд., Лучшее из Roda Viva . Сан-Паулу, Conex, 2005 г., Том 2, ISBN 85-7594-055-4 , с. 115.
- ^ В поддержку этого тезиса приводятся различные примеры: в статье, призванной предложить список шедевров мировой литературы, Франциск перечисляет » Фукидида « Историю Пелопоннесской войны , а затем описывает афинского демагога Клеона как спартанского лидера - или Фюрер , если быть точным... (посещение сайта 11 мая 2011).
- ↑ Еще одна известная ошибка, написал Фрэнсис в критике фильма «Тора!». Тора! Тора! , что японский адмирал Исороку Ямамото присутствовал на предварительном просмотре фильма – ошибка настолько грубая, что «Ямамото» на какое-то время стало жаргонным обозначением глупой журналистской ошибки: ср. Пауло Эдуардо Ногейра, Пауло Франсис , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Кучински, Пауло Франсис , 85.
- ↑ Еще в 1962 году драматург Нельсон Родригес описывал Франциска как «одержимого неграмотного, который испытывает потребность видеть повсюду невежд» и живое доказательство бразильских культурных достижений, в том, что «тот, кто никогда не выходил за рамки «Графа Монте-Кристо» , все же пишет колонку »- Нельсон Родригес, A Pátria de Chuteiras , Рио: Nova Fronteira, 2014, ISBN 978-85-209-3818-8 .
- ^ Лустоса, Обманщики удачи , 257.
- ^ Мария Сильвия Бетти, «Североамериканская критика и культурные дебаты в бразильском театре 196/70-х годов: вступительные примечания». Аврора 1:2007.
- ^ «Искусство режиссуры 1», Diário Carioca , 29 июля 1961 г., цитируется Джорджем Моурой, Пауло Франсис: o Soldado braggrão , стр. 62.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 90.
- ^ Моура, Отважный солдат .
- ^ См. Кучински, «Пауло Франциск», 84.
- ↑ Сайт Globo.com , по состоянию на 6 мая 2011 г.
- ^ Люси Нимейер и Сибеле Бустаманте, «Revista Senhor e sua Cores». ARCOS DESIGN 4 , январь 2009 г. По состоянию на 5 мая 2011 г.
- ^ Хосе Сальвадор Фаро, Revista Realidade, 1966–1968: время репортажей в бразильской прессе . Порту-Алегри: УЛБРА, 1999 г., ISBN 85-85692-66-9 , стр. 81–82.
- ^ Бенджамин Мозер , Почему этот мир: биография Кларис Лиспектор . Издательство Оксфордского университета, 2009 г., ISBN 978-0-19-538556-4 , с. 243.
- ^ Элиане Фатима Корти Бассо, «Revista Senhor: Культурная журналистика». УНИревиста , том. 1, № 3: (июль 2006 г.) . Доступ 11 мая 2011 г.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», стр. 87–88.
- ↑ О колонке Франциска Última Hora см. Александр Торрес Фонсека, Пауло Франциск: от театра к политике .
- ^ Торрес Фонсека, Пауло Фрэнсис , Глава 2.
- ^ Фрэнсис, «Тридцать лет сегодня вечером» , apud Кассио Силва Морейра, Национальный проект правительства Жоау Гуларта: трехлетний план и основные реформы (1961–1964) , стр. 332, Кандидатская диссертация , УФРГС, 2011. По состоянию на 11 февраля 2011 г.
- ^ По часовой стрелке, слева направо: писатель Маркес Ребелу (в очках, спиной к камере), обозревательница Адальжиза Нери (сидит справа от Жоау Гуларта), журналист Сэмюэл Вайнер (курит в плетеном кресле, справа от Франциск), писатель Хорхе Амадо (стоит позади Франциска) и художник Ди Кавальканти (без галстука, справа).
- ^ Сэмюэл Вайнер, Моя причина жизни . Рио-де-Жанейро: Record, 1987, с. 245.
- ^ Генетон Мораес Нето, Досье Габейры . Рио-де-Жанейро: Globo Livros, 2013. Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ См. Сайт Globo.com.
- ^ Веб-сайт Globo.com; Пауло Франсис: «Две или три вещи я знаю о себе». O Pasquim , выпуск 102, июнь 1971 г., переиздание IN Jaguar & Sérgio Augusto, ред. Придира: 1969–1971, номера от 1 до 150 . Сан-Паулу: Desiderata, 2006, с. 210.
- ^ Кучински, «Пауло Франциск», 91 — в оригинале на идише .
- ↑ Фолья де С.Пауло , 4 февраля 1997 г. По состоянию на 5 мая 2011 г.
- ↑ В 1960-е годы Франциск спонсировал публикацию издательством Editora Civilização Brasileira португальского перевода биографической трилогии Исаака Дойчера о Троцком: ср. Луис Ренато Виейра, Освященные и проклятые: интеллектуалы и редакторы Civilização Brasileira , Бразилиа, 1998, Тезаурус, стр. 84, примечание 34.
- ^ Lustosa, Trapaças da Sorte , 255. Мовинклел был выпускником Принстона и ветераном УСС , согласно его некрологу 2003 года, опубликованному в Princeton Alumni Weekly, [1] , по состоянию на 7 мая 2011 года.
- ↑ Согласно сайту Globo.com , Фрэнсис выиграл эту стипендию благодаря спонсорской поддержке издателя и бизнесмена Фернандо Гаспаряна .
- ^ Поскольку стипендия Фрэнсиса не принесла никаких публично признанных результатов, более поздний историк высказывает подозрение, что это академический фасад проекта, который не будет «способствовать имперской [то есть американской] политике по борьбе с повстанцами» - Люсия Мария Вандерли Neves, org., Право на социальное и левое на капитал: интеллектуалы новой педагогики гегемонии в Бразилии . Сан-Паулу: Ксама, 2010 г., цитируется Александром Бланклом Батистой, «Пауло Франциск и политико-идеологический сценарий 1989 года», Материалы XXVI Национального исторического симпозиума - ANPUH, Сан-Паулу, июль 2011 г., стр. 3, сноска 2.
- ↑ Фрэнсис, Tribuna da Imprensa колонка , цитируется в статье «Зарубежные газеты бьют Киссинджера, Макговерна» , The Daily Register , Мидлтаун, 5 апреля 1972 г.
- ^ «Апокалипсис по мнению Фрэнсиса Форда Копполы». Колонка от 26 августа 1979 г., воспроизведена в издании Нельсона де Са, Diário da Corte , Сан-Паулу: Três Estrelas, 2012, ISBN 978-85-65339-02-5 , с. 84.
- ^ Максин Л. Марголис, Маленькая Бразилия: этнография бразильских иммигрантов в Нью-Йорке . Издательство Принстонского университета, 1994, ISBN 0-691-03348-X , с. 277.
- ^ Клаудио Абрамо, Правила игры . Сан-Паулу: Cia das Letras, 1988. ISBN 85-7164-015-7 , с. 89.
- ^ «Нелюбимый язык, на котором мы говорим», колонка от 11 сентября 1982 года, Diário da Corte , 150.
- ^ «Я видел это, и оно мне не понравилось», колонка от 10 апреля 1977 года, Diário da Corte , 45.
- ^ «О'Нил остался, а кто еще...», колонка от 26 ноября 1983 г., Court Journal , 180/181.
- ^ «Джон Апдайк, талантливый писатель без какого-либо характера», колонка от 16 октября 1982 года, Court Journal , 153.
- ^ Diário da Corte , 45 — об Энни Холл . У Фрэнсиса была двойственная реакция на Аллена, которую можно резюмировать в комментарии, предложенном Ханной и ее сестрами : «Настоящий художник беспокоит свою публику [...] Аллен, ну, он блестящий, гениальный комик, но он не мне больно» [ não tira pedaço ] – колонка от 17 мая 1986 г., Diário da Corte , 241.
- ^ Жоао Луис Лафета, Антонио Арнони Прадо: Измерение ночи: и другие эссе . Сан-Паулу: Editora 34, 2004 г., ISBN 85-7326-309-1 , с. 479.
- ↑ По словам Фрэнсиса в статье 1970 года, реалистический регионализм не мог «предложить руководящие принципы воображению 1970-х годов, [обеспокоенному] индустриально-технологическим комплексом, который формирует будущее общество», – цитирует Элоиза Буарке де Оланда. И Марко Аугусто Гонсалвес, «A Ficção da Realidade Brasileira», в Adauto Novaes, изд., « 70 лет Аноса - Все еще под бурей» , Сан-Паулу: Aeroplano/SENAC, 2005, ISBN 85-86579-63-7 , стр. 97/98.
- ^ Пауло Франсис, «Романтика - выход из литературного популизма Хорхе Амадо», колонка от 28 августа 1977 года, Diário da Corte , 54.
- ^ Винисиус Торрес Фрейре, «Супермены в барах Леблона», Folha de S.Paulo , 4 февраля 2007 г. Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Судебный дневник , 148.
- ^ Винисиус Торрес Фрейре, «Супермены».
- ^ Мариу Аугусто Медейрос да Силва, Городские писатели-партизаны: литература свидетельств, двойственность и политический переход, 1977–1984 . Сан-Паулу: Аннаблюм/FAPESP, 2008 г., ISBN 978-85-7419-826-2 , с. 159, примечание 45; Анхель Рама и Карлос Санчес Лосано, Литературная критика и утопия в Латинской Америке . Медельин: Редакционный университет Антиокии, 2006 г., ISBN 958-655-902-5 , с. 107.
- ^ Джанете Гаспар Мачадо, бразильские романы семидесятых годов . Федеральный университет Санта-Катарины, 1981, с. 92.
- ^ Сильвано Сантьяго и Ана Лючия Газзола, Пространство между: очерки латиноамериканской культуры . Издательство Университета Дьюка, 2001, ISBN 0-8223-2749-X , с. 117.
- ↑ Отто Мария Карпо, «Ярмарка развлечений Фрэнсиса», Veja , выпуск 468, 24 августа 1977 г.
- ↑ См ., выпуск 570. 8 августа 1979.
- ^ Перейти обратно: а б Торрес Фрейре, «Супермены».
- ^ Маурисио Осорио Кребс, «Стратегия мемориального повествования Пауло Франциска», Letronica, Порту-Алегри, т.3, №1, июль 2010 г. По состоянию на 11 мая 2011 г.
- ^ Азеведо, Франческа Батиста де Азеведо и Кунья, Жоау Мануэль душ Сантуш: «Кабеса де Папель, роль главы во времена социальных и политических репрессий». Статья доступна по адресу [2] , по состоянию на 12 мая 2011 г.
- ^ Жоао Луис Лафета, Измерение ночи: и другие эссе . Сан-Паулу: Дуас Сидадес/Editora 34, 2004 г., ISBN 85-235-0038-3 , с. 480.
- ^ Лисиас, Вмешательства: альбом обзоров . электронная галактика, 2014 . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «Фразировка [Фрэнсиса] чрезвычайно шокирует, [тем, что] она грамматически неправильно истолкована, ее синтаксис совершенно неправилен, а устная речь деформирована под влиянием иностранного языка. И при всем этом он подделывает «плохо написанное» язык в академических терминах, который в то же время является очень сложным в своем контексте, поскольку он пытается воспроизвести газетный жаргон» – Дави Арригучи-младший, цитирует Кристиан Коста, Пенья де Алугель: Escritores Jornalistas no Brasil, 1904–2004 , с. 141.
- ^ Интервью, Getúlio , мартовский выпуск 2009 г. По состоянию на 4 декабря 2011 г.
- ^ Малкольм Сильверман, Протест и новый бразильский роман , Рио-де-Жанейро: Civilização Brasileira, 2000, исправленное издание, ISBN 85-200-0495-4 , с. 329.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 87; по словам друга Франциска, коллеги-журналиста и культурного критика Серджио Аугусто: «бывшие коммунисты — это люди, которые чувствуют себя преданными, и [Фрэнсис] с [когда-то] начал реагировать как жертва измены», — цитирует Маркоса Аугусто Гонсалвеш, «10 лет назад Франциск», Folha de S.Paulo , 4 февраля 2007 г., переиздано на Observatorio da Imprensa сайте . По состоянию на 12 мая 2011 г.
- ^ « Дети второго пола недостойны внимания» - Кристиан Коста, Пенья де Алугель , 360, сноска 19.
- ^ Пауло Фрэнсис, Carne Viva , изд. Соня Ноласко Хейлборн, Рио-де-Жанейро: Редактор Фрэнсис, 2008 г., ISBN 978-85-89362-79-5 .
- ↑ Винисиус Торрес Фрейре, «Воспоминания о китче и клише-снобизме», Folha de S.Paulo , 6 марта 2008 г.
- ^ См. Кучински, «Пауло Франциск», 87–88.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 86.
- ^ «Современные левые должны подвергнуться глубокому пересмотру после событий в Китае, Кампучии , Вьетнаме и странах третьего мира в целом, не говоря уже о неприятном присутствии СССР» – Франциск, колонка от 1 августа 1979 г., Diário da Corte , 81 .
- ↑ Кучински утверждает, что причину идеологического сдвига Фрэнсиса следует искать в конфликте в Южном Ливане 1978 года , поскольку только шок Фрэнсиса от снисходительности либеральных американских СМИ к притеснениям палестинцев мог объяснить его самоуничтожение как журналиста – ср. Кучински, «Пауло Франциск», с. 91. Действительно, Фрэнсис в своей колонке « Фолья де Сан-Пауло» от 1 августа 1979 года фактически обвинил редакторов The New York Review of Books в том, что они «публикуют каждую болтовню советских диссидентов , катающихся на каноэ вьетнамских лодочников». [...] и не говорить, что такое Израиль » – Diário da Corte , 79.
- ↑ Кучински сравнивает Фрэнсиса с Глаубером Роча и композитором Жеральдо Вандре , поскольку всем троим пришлось бежать из Бразилии во время репрессий 1970-х годов, страдая затем от процесса «интеллектуального искоренения [...], который привел их к различной степени умственного отторжения». смятение» (Кучинский, «Пауло Франциск», 89).
- ^ Хосе Карлос де Ассис, Двойное лицо коррупции , воспроизведено на новостном сайте Observatorio da Imprensa , [3] , по состоянию на 12 мая 2011 г.; Нирландо Бейран, Revista Brasileiros , выпуск 32.
- ^ «Как бы он ни был тщеславен, Фрэнсис очаровал себя маленьким миром, в котором он жил в Нью-Йорке - приглашения на обед, пропитанный лучшими винами, проходящие мимо политики, похвалы влиятельных людей. В детстве я был меня предупреждали о том, что нельзя «держать плохую компанию», поэтому я не могу понять, как Франциск мог позволить себе увлечься такими фигурами, как Паулу Малуф », – Сержио Аугусто, интервью Бейрану, Revista Бразилейрос , 32.
- ↑ Морейра Алвес, apud O Globo , 5 февраля 1997 г.
- ^ «Фрэнсис был надуманным провинциалом, который на самом деле жил в Нью-Йорке как ничтожество» - Юремир М. да Силва, Revista Press and Advertising , выпуск 125 . По состоянию на 12 мая 2011 г.
- ^ См., например от 6 ноября 1977 года , его колонка Фолья де Сан-Паулу «Как живут богатые», Diário da Corte , 63/66.
- ^ Рэйчел Сойет, «Насмешка как консервативный инструмент среди либертарианцев : антифеминизм Паскима». Журнал феминистских исследований , том. 13, нет. 3 сентября/декабря 2005 г. По состоянию на 12 мая 2011 г.
- ↑ Комментируя бразильский фильм «Дона Флор и ее два мужа» , Фрэнсис одобрительно заметил, что «изображение женщины, любящей эксплуатирующего и шлепающего партнера-мужчину [...] должно быть [интеллектуально] подрывным в высшей степени». Колонка от 14 марта 1978 года, Diário da Corte , 72.
- ↑ По словам Фрэнсиса: «[Адриенн] написала в New York Review , что женское подчинение настолько древнее, что его можно считать нормальным. Я ответил ей, что существуют многовековые и тысячелетние отчеты о восстаниях рабов и крестьян [ ...] но что я никогда не слышала о женском восстании [...] Она ответила мне, что тогда женщины не осознают себя. Тогда это не одно и то же, - ответил я, - но Рич, в очень. американский жест, начал разговаривать с другим человеком». Пауло Фрэнсис, O Pasquim , выпуск 202, май 1973 г., перепечатано в Jaguar и Sergio Augusto, orgs. О Паским-Антология: Том III, 1973–1974 , с. 40.
- ^ Хорхе Альберто Бенитц, «Красивый (и честный) документальный фильм». Observatorio da Imprensa Сайт , 28 февраля 2012 г.
- ↑ В конкретной интерпретации Франциском концепции Перманентной революции Троцкого мировая социалистическая революция увенчается успехом только тогда (и если) она достигнет «ведущих» стран: Франциск, O Afeto que se close . Рио-де-Жанейро: Бразильская цивилизация, 1980, с. 55; Что касается смеси американизма и марксизма в бразильских левых 1960-х годов, см., например, Раймундо Сантос, Интеллектуальный маршрут в бразильском марксизме , сайт Грамши и Бразилии.
- ^ Изабель Лустоса, Обманщики удачи , 262.
- ^ Фрэнсис, цитируется Марко Антонио Вилья, Джанго: профиль (1945–1964) . Сан-Паулу: Глобо, 2004, ISBN 85-250-3742-7 , с. 207.
- ^ «Путешествие, испытание, которое нельзя игнорировать» . Колонка от 11 февраля 1981 года, Diário da Corte , 136.
- ^ «Мэры Сан-Паулу и Рио», колонка от 16 августа 1985 г., Diário da Corte , 227/228.
- ^ «Я не хочу знать о вашей жизни», колонка от 8 мая 1978 года, Diário da Corte , 74.
- ^ «Ламуриас да Галерия», 3 февраля. Колонка 1990 года, Diário da Corte , 347, цитируется Э. Валентайном Дэниелом и Джеффри М. Пеком, ред. Культура/контекст: исследования в области антропологии и литературоведения . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1996, ISBN 978-0-520-08464-3 , с. 237.
- ↑ Комментируя трансляцию заседания Бразильского Конгресса после диктатуры, он написал, что «мужчины выглядели мошенниками, в то время как несколько присутствующих женщин выглядели как проститутки с тушеным мясом в порту». Цитируется по D'Escoteguy, Cultura Midiática , 190.
- ^ Нэнси Т. Баден, Приглушенные крики: писатель и литература в авторитарной Бразилии, 1964–1985 . Университетское издательство Америки, 1999 г., ISBN 978-0-7618-1420-7 , с. 40.
- ^ Цитируется Александром Бланклом Батистой, «ПЕРЕворот 1964 ГОДА И БРАЗИЛЬСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ-ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА В РЕЧИ ПАУЛО ФРАНСИСА». Espaço Plural , XIII, № 27, 2-й семестр 2012 г., стр. 111-125.
- ↑ Apud Veja , выпуск 570, 8 августа 1979 г.
- ↑ См . выпуск 1333 от 30 марта 1994 г.
- ↑ Благодаря своей политике, благоприятствующей бизнесу, Кампос был одним из самых стойких bêtes noires Франциска , о котором он написал в своей колонке от 25 июня 1983 года, что «все предпочтительнее педантичности [Кампоса], его самоуверенности». удовлетворение, маскирующееся под дружелюбие [...] на его диком лице» ( Diário da Corte , 165). Менее чем через два года Фрэнсис внезапно заявил в своей колонке от 9 февраля 1985 года, что Кампос был невоспетым поборником свободного рынка, а также «прихода капитала и технологий, в которых так остро нуждается наша несчастная страна»: Диарио да Корте , 209.
- ^ О Глобо , 9 февраля 1997 г.
- ↑ O Estado de S. Paulo , 25 апреля 1991 г.
- ^ Дэниел Пиза, «Пауло Франциск, текст, который остается», Revista Cult, 1 февраля 2007 г .. По состоянию на 9 мая 2011 г.
- ^ см . Паулу Эдуардо Ногейра, Паулу Франсис , 107/108.
- ^ Бланкл Батиста, 12.
- ↑ Однако афро-бразильский активист Абдиас ду Насименту уже в конце 1950-х годов назвал Фрэнсиса расистом, вспомнив, что во время постановки пьесы Мико Педро Антонио Калладо « » он поручил чернокожему главному герою сыграть актера в черном цвете: Насименто, Бразилия, смесь или резня?: очерки геноцида чернокожего народа . Дувр, Монтана: First Majority Press, 1989, ISBN 0-912469-26-9 , с. 165.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 92.
- ^ arreitada - Северо-восточный сленг, обозначающий сексуальное возбуждение.
- ^ Иво Патарра, Правительство Луизы Эрундины . Сан-Паулу: редакция Geração, 1996, стр. 443.
- ↑ Цитируется Кучински, «Пауло Фрэнсис», 92.
- ^ Джеффри О'Коннор, журнал Amazon: депеши с исчезающей границы . Нью-Йорк: Пингвин (Книга перьев), 1997, ISBN 978-0-525-94113-2 , с. 302.
- ^ Роберт М. Левин , Бразильское наследие . Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1997, ISBN 0-7656-0009-9 , с. 157. Левин, однако, имел длительную обиду на Фрэнсиса за его антисионистские взгляды и написал о нем статью под названием « Анатомия бразильского антисемита: Пауло Франциск и израильско-арабский конфликт» (периодическая статья, Институт межамериканских исследований, Университет Майами).
- ^ Перейти обратно: а б «Штат Сан-Паулу — Коллекция Эстадан» .
- ^ Чарльз А. Перроне, Кристофер Данн, ред. Бразильская популярная музыка и глобализация . Нью-Йорк: Рутледж, 2001, ISBN 0-415-93695-0 , с. 97.
- ↑ Сама по себе полемика развернулась по поводу участия Велозу в интервью Мика Джаггера , транслировавшегося по бразильскому телевидению: недовольный Велозу своим капиталом интеллектуального влияния, Фрэнсис считал, что Джаггер «высмеивал» его (колонка от 25 июня 1983 года, Diário da Corte , 165); на что Велозу отреагировал небрежно, сказав, что «эти скрытые геи ( bonecas travadas ) ужасны»: Folha de S.Paulo от 31 июля 2007 , онлайн-издание г. Проверено 18 июня 2012 г.
- ↑ Пауло Фрэнсис, «Um homem chamado porcaria», O Pasquim , 14 января 1971. В статье Фрэнсис осудил тот факт, что во время одного из заключений он был указан в газете Мариньо O Globo как один из политических деятелей. заключенные, которые должны быть освобождены за границей в обмен на освобождение посла Германии в Бразилии, похищенного и удерживаемого в заложниках подпольными левыми партизанами, - таких «выкупленных» заключенных в обязательном порядке лишают бразильского гражданства. Яростность нападения была очевидна уже в названии Фрэнсиса («Человек, которого называют отбросом»), а также в дизайне подписи, нарисованной карикатуристом Ягуаром , где буквы слова «отказ» ( porcaria ) покрытых мухами были зарисованы в виде фекалий, , с дополнительным рисунком, помимо талисмана еженедельника, мыши Сига, которую сильно рвет: ср. Клаудио Хулио Тоньолли, «Роберто Мариньо (1904–2003): K-Pax или Signos Em Rotação». Новостной сайт Observatorio da Imprensa . По состоянию на 12 мая 2011 г.
- ^ «Лула» по-португальски означает «кальмар».
- ^ apud Кайо Тулио Коста, омбудсмен: Часы Паскаля . Сан-Паулу, редакция Geração, 2006 г., ISBN 85-7509-152-2 , с. 116; Сам Лула тогда отреагировал бесцеремонно, просто заявив, что «Фрэнсис слишком долго жил за границей», чтобы сказать что-либо приличное о продолжающейся кампании: Diário da Corte , 350, сноска редактора 140.
- ↑ В одной из своих колонок того времени Коста написал, что «если бы предрассудки [Фрэнсиса] были приняты к сведению и наказаны в соответствии со сводом законов, то теперь он отбывал бы более чем столетний срок в тюрьме» – Кайо Тулио Коста, Фолья-де-Сан-Паулу , 18 февраля 1990 г.
- ^ Александр Бланкль Батиста, «ЗАМЕЧАНИЯ О ВЫСТУПЛЕНИИ ПАУЛО ФРАНЦИСА В ГАЗЕТЕ Фолья де Сан-Паулу (1975-1990)». Коммуникации и рынок / UNIGRAN - Дурадос - MS, вып. 01, нет. 02 – специальный выпуск, с. 46–55, ноябрь 2012 г. Доступно по адресу . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ "Коллор де Мелло", 27 января 1990 г., Diário da Corte , 345.
- ^ «День в Новиорке», колонка от 29 сентября 1990 г., Diário da Corte , 373/374.
- ^ Нельсон де Са, Предисловие к Diário da Corte , 16.
- ^ В своих телевизионных комментариях Фрэнсис повышал интонацию в последнем слове каждого предложения, позволяя даже детям подражать ему: Марсио Поетш Феррейра, Риторика названия и полемизм: задача завоевания внимания читающей публики в контексте Сообщество блоггеров . Докторская диссертация, 2009 г., PUC-RS, доступно по адресу [4] . По состоянию на 11 мая 2011 г., с. 16.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 93.
- ↑ Как рассказал Алуизио Мараньян режиссеру-документалисту Нельсону Хойнеффу, ср. O Globo , 20 января 2010 г., доступно по адресу [5] . По состоянию на 12 мая 2011 г.
- ^ Моасир Вернек де Кастро, "Versões de Paulo Francisco", Jornal do Brasil , 11 февраля 1997 г. По состоянию на 25 июня 2012 г.
- ^ Нирландо Бейран, «Пауло Фрэнсис, бомбардировщик».
- ^ Перейти обратно: а б Кучински, «Пауло Франциск», 94.
- ^ Дарси Рибейро, «Мистер Хейлборн». IN Cronicas Brasileiras , Рио-де-Жанейро: Desiderata, 2009, ISBN 978-85-99070-91-8 , с. 75.
- ^ Кучински, «Пауло Фрэнсис», 94–95.
- ^ Лусио Флавио Пинто, «Правда о смерти Франциска». Observatorio da Imprensa , 600, 27 июля 2010 г., доступно по адресу [6] . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ Фолья де Сан-Паулу , 5 мая 2013 г., [7] . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Блог журналиста Аргемиро Феррейры, запись от 17 января 2010 г. Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ См. Элио Гаспари, «Поздравляем, доктор Джоэл Ренно, вы убили Пауло Фрэнсиса» - синдицированная колонка, опубликованная в Folha de S.Paulo , 5 февраля 1997 года. Правительство Кардозу считало Фрэнсиса заведомо ненадежным; Когда министр связи Кардозо Серджио Мотта совершил поездку в Соединенные Штаты, чтобы заручиться поддержкой американских корпораций приватизации государственных предприятий, его команда проинформировала его, что ему следует поговорить лично с Фрэнсисом, «чтобы помешать ему сказать что-нибудь глупое». «В эфире – ср. Хосе Прата, Серджио Мотта: Трактор в действии . Сан-Паулу: редакция Geração, 1999, ISBN 978-85-86028-83-0 , с. 188.
- ↑ Кучински, «Пауло Франциск», 89: Фрэнсису «посчастливилось родиться в нужном месте и вырасти в лучший момент, [поскольку] он мог зайти за угол и перебежать Ягуар, вокруг другого и через Хорхе Амадо, он пил кофе с Миллором Фернандешем или [редактором] Конио Сильвейрой . Он научился своему троцкизму у Марио Педросы, а был Оскар Нимейер ». его сценографом
- ↑ См., например, резкие оценки историка Марио Маэстри «О интеллектуальный Райвосо» Фарга и журналиста Моасира Вернека де Кастро «Версы де Пауло Франциска», а также более поздние комментарии его бывшего коллеги. на TV Globo Пауло Энрике Аморим, доступно по адресу [8] . По состоянию на 13 мая 2011 г.
- ^ Лигия Кьяппини Мораес Лейте, Антониу Димас, Бертольд Зилли, ред., Бразилия, страна прошлого? . Сан-Паулу: Боитемпо, 2000, с. 20.
- ^ «Можно понять, что для Фрэнсиса не было ничего проще, чем дать волю своим реакционным стремлениям. Насколько естественно звучат его расистские, сексистские и правые высказывания, можно увидеть, наблюдая за его телепередачами, особенно когда он не знал, что его записывают» - Хорхе Альберто Бениц, «Ум красивый (и честный) документальный».
- ↑ По словам другого более позднего журналистского комментатора, критика Фрэнсиса была «колонизированной, претенциозной, провозглашавшей предполагаемое знание, которое часто оказывалось лишенным последовательности, [а также] предлагало массу ссылок [...] необоснованных ни на чем в путь оригинальной интерпретации». Франциско Боско, O Globo , 20 июня 2012 г.
- ^ Веллингтон Перейра, «Культурная журналистика: педагогические процедуры». Бумага доступна по адресу [9] . По состоянию на 13 мая 2011 г.
- ^ Фернандо Латтман-Вельтман, «Эра Лулы и большая пресса: хроника зависимых отношений». ревистафаак , Бауру, с. 1, нет. 1 апреля/сентября. 2011. Доступно онлайн . Проверено 21 июня 2012 г.
- ^ См., например, дань уважения Миллору Фернандесу, Veja , выпуск 2025, 12 сентября 2007 г., а также комментарии к недавнему документальному фильму режиссера Нельсона Хойнеффа: [10] ; [11] ; [12] . По состоянию на 13 мая 2011 г.
- ↑ Веб-сайт журналистки Лусии Гимарайнш , колонка от 2 ноября 2008 г. Проверено 30 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Коста, Кристиан – Пенья де Алугель: Писатели-журналисты в Бразилии, 1904–2004 гг ., Сан-Паулу: Cia das Letras, 2005. [ 1 ]
- Д'Эскотеги, Ана Каролина, организация – Медиакультура и воображаемые технологии: методологии и исследования . Порту-Алегри: EDIPUCRS, 2005. [ 2 ]
- Ягуар и Аугусто, Серджио, ред. Придира - Антология: Том III, 1973–1974 . Рио-де-Жанейро: Дезидерата, 2009. [ 3 ]
- Кучински, Бернардо – «Пауло Фрэнсис: бразильская трагедия», в «Синдроме спутниковой антенны» , Сан-Паулу: Editora Fundação Perseu Abramo, 1998. [ 4 ]
- Лустоса, Изабель – Уловки удачи: очерки по политической истории и истории культуры . Белу-Оризонти: UFMG, 2004. [ 5 ]
- Моура, Джордж – Пауло Франсис: отважный солдат , Рио-де-Жанейро, Объектива, 2-й. издание, 1996 год. [ 6 ]
- Ногейра, Пауло Эдуардо – Пауло Франсис: профессиональный полемист . Сан-Паулу: Официальная пресса, 2010. [ 7 ]
Академическая статья
[ редактировать ]- Батиста, Александр Бланкль – «Пауло Франсис и политико-идеологический сценарий 1989 года: анализ дискурса о «конце социализма в Восточной Европе» и «опасности Лулы» в бразильском политико-избирательном процессе того года», Труды XXVI Симпозиума по национальной истории – ANPUH, Сан-Паулу, июль 2011 г.
Сайты
[ редактировать ]- Бейран, Нирландо – «Пауло Франсис, бомбардировщик». Revista Brasileiros , 32 марта 2010 г. [13] По состоянию на 21 июня 2012 г.
- Фрейре, Винисиус Торрес – «Супермены в барах Леблона», Folha de S.Paulo , 4 февраля 2007 г., доступно на сайте . По состоянию на 9 мая 2011 г.
- Фонсека, Александр Торрес – «Пауло Франсис, от театра к политике: «Прости меня за предательство»», докторская диссертация, исторический факультет Федерального университета Минас-Жерайс, 2001 г., доступна для скачивания по адресу . По состоянию на 10 мая 2011 г.
- Memória Globo – Globo.com – Профили – Пауло Фрэнсис, по состоянию на 7 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Коста, Кристиана (2005). Наказание за аренду: писатели-журналисты в Бразилии, 1904-2004 гг . [Сан-Паулу, Бразилия]: Companhia das Letras. ISBN 85-359-0663-0 . ОСЛК 66001781 .
- ^ Ана Каролина Д. Экостеги (2005). Медиакультура и воображаемые технологии: методологии и исследования . Порту-Алегри: EDIPUCRS. ISBN 978-85-7430-505-9 . OCLC 166274078 .
- ^ Jaguar, Серджио Аугусто, изд. (2006–2009). Придира: антология . Рио-де-Жанейро, Бразилия: Editora Desiderata. ISBN 85-99070-04-5 . OCLC 76953045 .
- ^ Кучински, Бернардо (1998). Синдром спутниковой тарелки: этика бразильской журналистики . Сан-Паулу, Бразилия: Editora Fundação Perseu Abramo. ISBN 85-86469-12-2 . OCLC 41185284 .
- ^ Лустоса, Изабель (2004). Проделки судьбы: очерки политической истории и истории культуры . Белу-Оризонти: Редакция UFMG. ISBN 85-7041-405-6 . OCLC 62594424 .
- ^ Моура, Джордж (1996). Пауло Франсис, отважный солдат: интеллектуальная одиссея актера, режиссера и театрального критика Пауло Франциска по бразильским сценам . Рио-де-Жанейро, Р.Дж.: Цель. ISBN 85-7302-089-Х . OCLC 36225385 .
- ^ Ногейра, Паулу Эдуардо (2010). Пауло Франциск: профессиональный полемист . Сан-Паулу: Официальная пресса штата Сан-Паулу. ISBN 978-85-7060-761-4 . OCLC 721346597 .
- Бразильские журналисты-мужчины
- Бразильские романисты-мужчины
- Писатели из Рио-де-Жанейро (город)
- 1930 рождений
- 1997 смертей
- Бразильцы немецкого происхождения
- Консерватизм в Бразилии
- Бразильские антикоммунисты
- Бразильские романисты ХХ века
- Бразильские писатели-мужчины XX века
- Бразильские журналисты ХХ века