Яванский календарь
Яванский календарь ( яванский : ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ , Романизированный: Пананггалан Джава ) - календарь яванского народа . Он используется одновременно с двумя другими календарями, григорианским календарем и исламским календарем . Григорианский календарь является официальным календарем Индонезийской Республики и гражданского общества, в то время как исламский календарь используется мусульманами и правительством Индонезии для религиозного поклонения и решающности соответствующих исламских праздников .
Яванский календарь используется основными этническими группами острова Ява , то есть яванским , мадурезским и сунданским народом , в первую очередь как культурный идентификатор и идентификатор, и как поддерживаемая традиция древности. Яванский календарь используется для культурных и духовных целей. [ 1 ]
Нынешняя система яванского календаря была открыта султаном Агунгом из Матарама в Грегорианском 1633 году. [ 2 ] До этого Javanese использовал календарь śaka , который имеет свою эпоху в 78 г. н.э. и использует лунный цикл для расчета времени. [ 3 ] Календарь Султана Агунга сохранил систему подсчета календарного календарного календаря, но отличается, используя ту же лунного года систему измерения , что и исламский календарь , а не солнечный год . Иногда яванский календарь упоминается своим латинским названием Anno Javanico или AJ (яванский год). [ 4 ]
Календарные циклы
[ редактировать ]Яванский календарь содержит несколько, перекрывающихся (но отдельных) измерений раз, называемых «циклами». К ним относятся:
- Нативная пятидневная неделя под названием Pasaran
- Общая григорианская и исламская семидневная неделя
- Солнечный месяц под названием Мангса
- Лунный месяц , называемый Вулан
- Лунный год или годы
- Циклы Octo-Ennia (8 лет), или Windu
- 120-летний цикл 15 Винду , называемый Куруп
|
|
Текущие корреляции
[ редактировать ]Яванский календарный год 1944 года произошел полностью в течение гражданского календарного года 2011 года. [ Цитация необходима ] Такие годы встречаются один раз каждые 33 или 34 яванских лет (32 или 33 гражданских года). Здесь перечислены больше:
Яванский год в течение гражданского года | ||
---|---|---|
Яванский | Гражданский | Разница |
1575 | 1653 | 78 |
1608 | 1685 | 77 |
1649 | 1718 | 76 |
1673 | 1751 | 75 |
1706 | 1783 | 74 |
1740 | 1816 | 73 |
1773 | 1848 | 72 |
1807 | 1882 | 71 |
1841 | 1914 | 70 |
1877 | 1946 | 69 |
1908 | 1979 | 68 |
1944 | 2011 | 67 |
1977 | 2043 | 66 |
2011 | 2076 | 65 |
2043 | 2108 | 64 |
2076 | 2140 | 63 |
Яванский год будет полностью в течение григорианского года такого же числа в 4195 -м году, [ Цитация необходима ] После какого года число яванского года всегда будет больше, чем количество одновременного гражданского года.
Разделение времени
[ редактировать ]Дни в яванском календаре, как и исламский календарь, начинаются на закате . [ 2 ] Традиционно яванцы делят не днем и ночи на часы , а на фазы. [ 4 ] Разделение дня и ночи:
Начинать | Конец | Яванское имя | Значение |
---|---|---|---|
6 утра | 8 утра | утро ꦲꦺꦱꦸꦏ꧀ |
утро |
8 утра | 12 часов вечера | Тенганги ꦠꦼꦁꦲꦔꦶ |
один |
12 часов вечера | 13:00 | барабан ꦧꦼꦢꦸꦒ꧀ |
Время для молитвы Бедуга |
13:00 | 3 часа дня | Западный Лингсир ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦏꦸꦭꦺꦴꦤ꧀ |
(Солнце) Движение на запад |
3 часа дня | 18:00 | Страна ꦲꦱꦂ |
время для молитвы Асара |
18:00 | 8 вечера | вечер ꦱꦺꦴꦫꦺ |
вечер |
8 вечера | 11 часов вечера | сироп ꦱꦶꦫꦥ꧀ |
Сонное время |
11 часов вечера | 1 утра | полночь ꦠꦼꦔꦃꦮꦼꦔꦶ |
полночь |
1 утра | 3 утра | Лингсир ночь ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦮꦼꦔꦶ |
поздно ночью |
3 утра | 6 утра | будить ꦧꦔꦸꦤ꧀ |
пробуждение |
Циклы дней
[ редактировать ]Пятидневная неделя (рынок)
[ редактировать ]Местные яванские системы групп за несколько дней до пятидневной недели под названием Pasaran , в отличие от большинства календарей, которые используют семидневную неделю. Название, Пасаран , получено из корневого слова Pasar (« Market »). Исторически исторически, но и до сих пор сегодня, яванские жители деревни собираются общины на местных рынках, чтобы встретиться с общественностью, участвовать в торговле, а также покупать и продавать фермерские продукты, приготовленные продукты, предметы домашней промышленности и так далее. Джон Кроуфурд (1820) предположил, что длина еженедельного цикла связана с количеством пальцев на руке, [ 5 ] и что странствующие торговцы повернут свои визиты в разные деревни в соответствии с пятидневным «списком».
Дни цикла имеют два имени, поскольку на яванском языке есть четкий словарь, связанный с двумя разными регистрами вежливости : Нгоко (неформальный) и Крама (формальный). Названия Крамы . для дней, второй в списке, гораздо реже

- ꦊꦒꦶ (Legi) - ꦩꦤꦶꦱ꧀ (Manis)
- ꦥꦲꦶꦁ (Pahing) - ꦥꦲꦶꦠ꧀ (Pait)
- ꦥꦺꦴꦤ꧀ (фунт) - ꦥꦼꦛꦏ꧀ (белый)
- ꦮꦒꦺ (Wagé) - ꦕꦼꦩꦺꦁ (обувь)
- ꦏ꧀ꦭꦶꦮꦺꦴꦤ꧀ (kliwon) - ꦲꦱꦶꦃ (asih)
Происхождение имен неясно, и их этимология остается неясной. Возможно, имена могут быть получены от коренных богов, таких как европейские и азиатские имена в течение дней недели. [ 5 ] Древняя яванская рукопись иллюстрирует неделю с пятью человеческими фигурами (показанными вправо ниже дневных имен): мужчина, захватывающий выставку у волос, женщина, держащая рог, чтобы получить предложение, мужчина, указывающий на затяжной меч на другой, а Женщина, держащая сельскохозяйственную продукцию, и мужчина, держащий копье, ведущее быка. [ 5 ]
Кроме того, яванцы считают имена в эти дни, что имеют мистическое отношение к цветам и кардинальному направлению :
- Legi: белый и восточный
- Pahing: красный и юг
- Пон: желтый и запад
- Ваге: черный и северный
- Кливон: размытые цвета/фокус и «центр».
Большинство рынков больше не работают в рамках этого традиционного цикла Пасарана , вместо этого прагматично оставляя каждый день григорианской недели. Однако многие рынки в Java по -прежнему сохраняют традиционные имена, которые указывали на то, что после того, как рынки работают только в определенные дни пасарана , такие как Pasar Legi или Pasar Kliwon. [ 2 ] Некоторые рынки в малых или средних местах будут намного заняты в день Пасарана , чем в другие дни. На названии имени рынка странствующие продавцы, по -видимому, продают такие вещи, как скот, растения и другие продукты, которые либо менее часто покупаются, либо дороже. Это позволяет меньшему количеству этих продавцов обслуживать гораздо большую площадь, как в прошлые дни.
Яванская астрологическая вера диктует, что характеристики и судьбу человека связаны с сочетанием Дня Пасарана и «общим» будним днем исламского календаря в день рождения этого человека. Яванские люди находят большой интерес к астрологическим интерпретациям этой комбинации, называемых циклом Ветонана .
Семидневная неделя
[ редактировать ]Семидневный недельный цикл ( Дина Питу , «Семь дней») получен из исламского календаря , принятой после распространения ислама по всему индонезийскому архипелагу. Имена дней недели на яванском языке получены из их арабских коллег, а именно:
Яванский | арабский | Английский |
---|---|---|
Ваш ( ꦱꦼꦤꦶꦤ꧀ ) | Yaum al-Henayn (понедельник) | Понедельник |
Вторник ( ꦱꦼꦭꦱ ) | Yaum ath-thalatha '(вторник) | Вторник |
Rebo ( ꦉꦧꦺꦴ ) | Yaum al-arba'a '(среда) | Среда |
Кемис ( ꦏꦼꦩꦶꦱ꧀ ) | Яум аль-Хамис (четверг) | Четверг |
Пятница ( ꦗꦼꦩꦸꦮꦃ ) | Yaum al-Jum`a (пятница) | Пятница |
Set ( ꦱꦼꦠꦸ ) | Yaum as-sabt (суббота) | Суббота |
Неделя/воскресенье ( ꦩꦶꦁꦒꦸ/ꦲꦲꦢ꧀ ) | Яум аль-Ахад (воскресенье) | Воскресенье |
Эти двухнедельные системы происходят одновременно; Таким образом, определенная пятница может упасть в день Кливона, и, следовательно, ее называют Джуматом Кливоном . [ 2 ] Эта комбинация образует цикл Ветонана .
Велосипедная комната
[ редактировать ]Цикл Wetonan накладывает пятидневный цикл Пасарана с семидневным циклом. Каждый цикл Fetonan длится 35 (7x5) дней. Пример цикла Ветонана :
Цикл "Wetonan" за 2 -й недели мая ( MEI ) 2008: Английский Понедельник 5 Вторник 6 Среда 7 Четверг 8 Пятница 9 Суббота 10 Воскресенье 11 Яванская семидневная неделя Понедельник 5 Вторник 6 Rebo 7 Четверг 8 Пятница 9 Набор 10 Неделя/ воскресенье 11 Яванская рыночная неделя 28 фунтов 29 заработная плата 1 Kliwon 2 закона 3 pahing 4 фунта 5 заработная плата
Из примера выше, Feton на вторник 6 мая 2008 года будет читать как заработная плата Selasa .
Цикл Ветонана особенно важен для гаданических систем, важных праздников и обрядов прохода. Попоминания и мероприятия проводятся в дни, которые считаются благоприятными.
Особенно выдающимся примером, все еще широко преподанным в начальных школах, является то, что Feton для провозглашения независимости Индонезии 17 августа 1945 года состоялся на Jumat Legi ; Это также является Feton для рождения и смерти султана Агунг , одного из величайших царей Явы и изобретателя современного яванского календаря. [ 6 ] Поэтому Jumat Legi считается важной ночью для паломничества. [ 7 ] Есть также табу , которые относятся к циклу; Например, ритуальный танец Бедхайя может быть исполнена только на Кемисе Кливон . [ 8 ]
Совпадение Дня Пасарана с общим днем в день рождения считается яванцем, чтобы указать личные характеристики этого человека, подобно западному зодиаку и планетарному позиционированию в западной астрологии . [ 1 ]
Производительность цикла
[ редактировать ]Pawukon -210-дневный цикл в яванском календаре, [ 2 ] Связано с индуистской традицией. Хотя большинство связано с Бали , он все еще используется в Java для особых целей. Календарь состоит из одновременных недель и имеет набор из десяти недель, которые имеют продолжительность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 дней.
Первый день года считается первым днем всех десяти недель. Поскольку 210 не делится на 4, 8 или 9, дополнительные дни должны быть добавлены в 4-, 8- и 9-дневные недели.
Даты нумерации
[ редактировать ]Для хронометража дни пронумерованы в течение лунного месяца ( Wulan ), как это обычно в других календарных системах. Дата указывает на изменение Луны и символизирует жизнь человека в мире. Этот процесс вращающейся жизни известен как Cakra Manggilingan или Heru Cakra .
В первый день месяца, когда луна маленькая, ее сравнивают с новорожденным. 14 -й день, называемый Пурнама Сидхи (полнолуние), представляет собой женатого взрослого. На следующий день, называемый Пурнама , встречается, когда Луна начинает ослабевать. 20 -й день, Панглонг , символизирует тот момент, когда люди начинают терять память. 25 -й день, Sumurup , представляет собой точку, в которой взрослый требуется забота, как когда они были молодыми. 26 -й день, Мандзин , представляет возвращение человека к своему происхождению. [ 6 ]
Циклы месяцев
[ редактировать ]Поскольку яванский лунный год - от 11 до 12 дней короче, чем гражданский год, он начинается на 11–12 днях ранее в гражданском году после гражданского года, когда начался предыдущий яванский год. Каждые 33 или 34 яванских лет, или один раз каждые 32 или 33 гражданских лет, начало яванского года (1 Сура) совпадает с одним из первых десяти дней января. Последующие Новые годы переходят назад в течение гражданского года в начале января, проходя через каждый гражданский месяц с декабря по январь.
Жертва
[ редактировать ]
Солнечный год делится на двенадцать периодов ( мангса ) неравной длины. Его происхождение заключается в сельскохозяйственной практике в Яве. Названия первых десяти месяцев - это просто порядковые числа от 1 до 10 на яванском языке, хотя имена 11 -го и 12 -го месяца неясны. [ 5 ] [ 9 ] Цикл начинается около июньского солнцестояния , примерно в середине сухого сезона в Яве.
В 19 веке система солнечного месяца или праната Мангса была намного более известна среди яванцев, чем гражданский или религиозный год. [ 5 ] Цикл явно имеет яванское происхождение, поскольку конкретное применение их климата не соответствует другим территориям на индонезийском архипелаге , а также использование яванских имен в течение месяцев. [ 5 ] Несмотря на то, что цикл хорошо соответствует погодной паттерне, он по -прежнему явно несколько произвольный, как видно по длине месяцев. [ 5 ]
В астрологии Pranata Mangsa используется для прогнозирования личностных черт аналогично признакам солнца в западной астрологии. Он больше не используется для гадания , но некоторые практикующие используют его, а также другие циклы в их гадания. [ 1 ]
Солнечные месяцы:
Начальный день | Имя | Длина в дни | Описание |
---|---|---|---|
23 июня | Пример ꦩꦁꦱꦏꦱꦺꦴ |
41 | Сухой сезон; Листья падают с деревьев; Земля засохла и засушена, лишена воды «как драгоценный камень, который освободился от ее обстановки». |
3 августа | Зима с ꦩꦁꦱꦏꦫꦺꦴ |
23 | Сухой сезон; Сохванная земля лежит в твердых скоплениях; Манго и хлопковые деревья начинают расцвести. |
26 августа | Третий сезон ꦩꦁꦱꦏꦠꦼꦭꦸ |
24 | Сухой сезон; Ставится корни специй; Дерево Гадунг начинает приносить плоды. |
19 сентября | Добыча Капат ꦩꦁꦱꦏꦥꦠ꧀ |
25 | Дождь начинает падать, как «слезы в душе», отмечая конец сухого сезона; Птицы поют и увлекаются гнездами. Сезон Лабух под рукой. |
14 октября | Калима добыча ꦩꦁꦱꦏꦭꦶꦩ |
27 | Сезон дождей, иногда с жестокими ветрами и наводнениями; Манго созрели; Змеи изгнаны из их гнезд; «Фонтан золота падает на землю». |
11 ноября | Зима зима ꦩꦁꦱꦏꦤꦼꦩ꧀ |
43 | Сезон дождей; Молния поражает, и есть оползни; Но это также сезон многих фруктов. |
23 декабря | Седьмая зима ꦩꦁꦱꦏꦥꦶꦠꦸ |
43 | Сезон дождей находится на своем пике; Птицам трудно найти пищу, и во многих районах происходит сильное наводнение. |
4 февраля | Восьмой сезон ꦩꦁꦱꦏꦮꦺꦴꦭꦸ |
26/27 | Сезон дождей; Рисовые поля растут, и кошка ищет своего помощника; Grubs и личинки изобилуют. |
2 марта | Зима ꦩꦁꦱꦏꦱꦔ |
25 | Сезон дождей; Рисовые поля становятся желтыми; «Счастливые новости распространяются»; Вода хранится в земле, ветер дует в одном направлении, и многие фрукты созрели. |
27 марта | Период прошлого ꦩꦁꦱꦏꦱꦢꦱ |
24 | Дождь, но падает, но уменьшается; Ветер шелест и сильно дует; Воздух все еще холодный. Сезон Маренга под рукой. |
20 апреля | Жертва Десты ꦩꦁꦱꦢꦺꦱ꧀ꦠ |
23 | Сухой сезон начался; Фермеры собирают рисовые поля; Птицы, как и молодые, склонны к привязанности, как будто они были «драгоценностями сердца». |
13 мая | рыбалка ꦩꦁꦱꦱꦢ꧀ꦝ |
41 | Сухой сезон; Вода начинает отступать, «исчезая из его многочисленных мест». |
Месяц
[ редактировать ]Каждый лунный год ( TAUN ) делится на серию из двенадцати Вулана/Саси или Лунных месяцев. Каждый состоит из 29 или 30 дней. Это адаптировано из использования месяцев в исламском календаре. Названия месяца приведены ниже на яванском и арабском языке, которые можно использовать взаимозаменяемо:
Так (неформально) | Арабские имена | Продолжительность дней |
---|---|---|
Глава ꦱꦸꦫ |
Мухаррам (Мухаррам) | 30 |
Посещать ꦱꦥꦂ |
Сафар (ноль) | 29 |
Мулоры / Рабиулавалл ꦩꦸꦭꦸꦢ꧀/ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦮꦭ꧀ |
Раби аль-Аваль (весна I) | 30 |
Бакда Мулуд / Рабиулакир ꦧꦏ꧀ꦢꦩꦸꦭꦸꦢ꧀/ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦏꦶꦂ |
Раби аль-Тани (Раби II) | 29 |
Jumadilawal ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦮꦭ꧀ |
Jumada al-Awwal (Jumada I) | 30 |
Jumadilekir ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦏꦶꦂ |
Джумада аль-Тани (Джумада аль-Акхера) | 29 |
Rejeb ꦉꦗꦼꦧ꧀ |
Раджаб (Раджаб) | 30 |
Рува/Дух ꦫꦸꦮꦃ/ꦲꦂꦮꦃ |
Шаабан (Шабан) | 29 |
Ушиб/девять ꦥꦱ/ꦱꦶꦪꦩ꧀ |
Рамадхан (Рамадан) | 30 |
Салал ꦱꦮꦭ꧀ |
Shahawal (шаль) | 29 |
Прерван/apit ꦱꦼꦭ/ꦲꦥꦶꦠ꧀ |
Dhu al-qi'dah (dhul qi'dah) | 30 |
Отличный/обзор ꦧꦼꦱꦂ/ꦏꦗꦶ |
Dhu al-hjjah (Dhu al-Hijjah) | 29 или 30 |
Продолжительность прошлого месяца может составлять 29 или 30 дней, в зависимости от того, является ли год нормальным или лечебным годом ( Taun Kabisat ).
Цикл месяцев иногда метафорически рассматривается для представления цикла человеческой жизни. Первые девять месяцев представляют беременность перед рождением, в то время как десятый месяц представляет человека в мире, одиннадцатый конец его или ее существования, и двенадцатое возвращение к тому, откуда он или она. Таким образом, цикл переходит от одной искры или зачатия ( Риджал ) к другой, проходя через пустоту ( сувунг ). [ 6 ]
Годовой обозначение
[ редактировать ]Эра Шаливахана , которая началась в 78 г. н.э. и продолжает использоваться на Бали, использовалась в индуистские времена на Яве, и в течение более века после появления ислама на Яве.
Когда Султан Агунг принял исламский лунный календарь в 1633 году, он не принял Anno Hegirae для обозначения тех лет, а вместо этого продолжил график эры Шаливаханы, которая была в 1555 году в то время. [ 5 ] В результате Anno javanico не учитывается с любого времени.
Циклы лет
[ редактировать ]Восемь Тахун составляет Винду . Единый Винду длится 81 повторение цикла Ветонана, или 2835 дней (около 7 лет 9 месяцев в григорианском календаре). Тахун - это лунные годы и более короткие длины, чем григорианские годы. Названия лет в цикле Винду следующие (в Краме/Нгоко):
- Пурвана/Алип (354 дня)
- Karyana / EHE (354 дня)
- Анама/Джемавал (355 дней)
- Лалана/Же
- Нгилан / Дал (355 дней)
- Ветер/Bé (354 дня)
- Васана/Ваву (354 дня)
- Ежемесячный / Джимакир (355 дней)
Винду : затем сгруппированы в четыре из четырех человек
- Винду Ади
- Винду Кинкхара
- Винду Сенгара
- Винду Санкайя
Циклы Вулана , Тахуна и Винду получены из календаря Сака .
Винду больше не используется в гороскопии, но есть доказательства того, что он ранее использовался судебными чиновниками для прогнозирования тенденций. Прохождение Винду часто рассматривается как веха и заслуживает сланца -ритуального праздника. [ 1 ]
Настраивать
[ редактировать ]Куруп - это период 120 Тахун , или лунные годы. Таким образом, есть 1440 лунные месяцы, или 15 Винду в Курупе . Один день сброшен с последнего месяца, когда Бесар имел 30 дней, в результате чего последний Курупа из . имел один день меньше, чем обычно Таким образом, общее количество дней в Курупе составляет 42 524 (2835 дней в Windu x 15 Windu - 1 день). Это такое же количество дней, что и в 120 лунных годах табличного исламского календаря.
Каждый куруп назван в честь даты цикла Ветонана, по которой начинается куруп . Поскольку это всегда падает в Alip (первый) год Винду , он префикс Alip. Нынешний курп начался во вторник, 24 марта 1936 года, который соответствует Мухарраму 01 из 1355 AH в табличном исламском календаре и закончится в воскресенье, 25 августа 2052 года. Поскольку дата Wetonan того дня была Selasa Pon, Kurup называется Alip Selasa Pon.
Следующий Куруп начнется в понедельник, 26 августа 2052 года, что соответствует Мухарраму 01 из 1475 AH в табличном исламском календаре и закончится в субботу, 28 января 2169 года, и будет называться Алип Сенин Пахинг. [ 11 ]
В Новой
[ редактировать ]Дина Муля (ꦢꦶꦤꦩꦸꦭꦾ, буквально «благородные дни») отмечаются поклонения Густи , создателя жизни и вселенной. Практикующие традиционные яванские духовные учения сохранили несколько благородных дней: [ 6 ]
- Сату Сура , первая из Сура, Новый год
- Ангара Касих: вторник Кливон
- Дина Пурнама: Джмуу Лей/Сукра Свит (пятница Legi)
Смотрите также
[ редактировать ]- Исламский календарь
- Календарь Павукона , балийский числовой календарь 210 дней в году
- Балийский также Канелддар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Арсинига, Мэтью. «Подробнее о яванском питаном» . Архивировано с оригинала на 2006-08-30.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Ой, Эрик (2001). Ява . Tuttle Publishing. п. 70. ISBN 978-962-593244-6 .
- ^ Ricklefs, MC (1993). История современной Индонезии с C. 1300 . Издательство Стэнфордского университета. п. 46. ISBN 0-8047-2195-5 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Raffles, Томас Стэмфорд (1817). История Java . Черный, Парбери и Аллен: и Джон Мюррей.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Кроуфурд, Джон (1820). История индийского архипелаго Vol. 1 Эдинбург: Арчибальд Констебль и Ко.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Негоро, Сурио С. «Яванский календарь и его значение для мистической жизни» . Joglosemar. Архивировано с оригинала 2017-09-24 . Получено 2006-12-10 .
- ^ Фурманн, Клаус (2000). «Формы яванского паломничества в святые» (PDF) . Диссертация для Альберта-Людвигс-Универсейтат Фрейбург . Университет Фрайбурга : 231. Архивировано из оригинала (PDF) 2011-08-14.
- ^ Кунст, Япония (1949). Музыка в Java Гаага: морские пехотинцы Ниджофф. Стр. 151–1
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гиш, Ларс; Eade, JC (1 декабря 2019 г.). Этот. Наследие 22 (3) (3): 447–4 doi : 3724/ sp.j.1440-2
- ^ Doyodipuro, Ki Hudoyo (1995). Тайна института добычи . Семаранг: Премия Дахара.
- ^ Яванский календарь 120 лет. ISBN 979-501-454-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Peigaud, Th., Worddom Javans-Forland . Гризан - Батавия : JB Wolters, 1938
- Куинн, Джордж Яванская наука о «краже со взломом» , Рима. Обзор индонезийских и малазийских дел, IX: 1 января - июня 1975 года. С. 33–54.
- Ricklefs, MC, Современная яванская историческая традиция: изучение оригинальной хроники Kartasura и связанных с ними материалов. Лондон: Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет, 1978
- Соэбарди. Календрические традиции в Индонезии Маджала Иилму-Ильму Сатсра Индонезия, 1965 № 3.