Берберское восстание
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Берберское восстание | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Фитны | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Омейядский халифат | Берберские повстанцы | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Хишам ибн Абд аль-Малик Убайд Аллах ибн аль-Хабхаб Халид ибн Аби Хабиб † Укба ибн аль-Хаджадж Кульсум ибн Ияд аль-Кушайри † Абд ар-Рахман ибн Хабиб Хандхала ибн Сафван Балдж ибн Бишр аль-Кушайри Хабиб ибн Аби Убайда † Салаба ибн Салама |
Халид ибн Хамид Майсара аль-Матгари Салим Абу Юсуф аль-Азди Уккаша ибн Айюб Абд аль-Вахид ибн Язид † |
История Алжира |
---|
История Марокко |
---|
Берберское восстание или хариджитское восстание [ 1 ] 740–743 гг. н.э. (122–125 гг. хиджры по исламскому календарю ) произошел во время правления омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика и ознаменовал первое успешное отделение от Арабского халифата (управляемого из Дамаска). Подстрекаемое хариджитскими пуританскими проповедниками, берберское восстание против своих арабских правителей Омейядов началось в Танжере в 740 году и первоначально возглавилось Майсарой аль-Матгари . Восстание вскоре распространилось по остальной части Магриба (Северная Африка) и через проливы до Аль-Андалуса .
Хотя берберам удалось положить конец правлению Омейядов в западном Магрибе после битв при Бадгуре и знати , Омейяды встряхнулись и сумели предотвратить разрушение ядра Ифрикии (Тунис, восточный Алжир и западная Ливия) и Аль-Андалуса (Испания и Португалия). ) от попадания в руки повстанцев, в частности обеспечив победу в решающей битве при Аль-Аснаме . Однако остальная часть Магриба так и не вернулась под власть Омейядов . После неудачной попытки захватить столицу провинции Омейядов Кайруан , берберские повстанческие армии распались, а западный Магриб распался на ряд небольших государств, которыми управляли вожди племен и хариджитские имамы.
Берберское восстание было, вероятно, крупнейшим военным поражением во время правления халифа Хишама. В результате возникли некоторые из первых мусульманских государств за пределами Халифата.
Фон
[ редактировать ]Первопричиной восстания стала политика омейядских губернаторов в Кайруане , Ифрикии , имевших власть над Магрибом (вся Северная Африка к западу от Египта) и Аль-Андалусом .
С первых дней мусульманского завоевания Северной Африки арабские командиры обращались с неарабскими (особенно берберскими ) вспомогательными силами непоследовательно и часто довольно плохо. Когда они прибыли в Северную Африку, Омейядам пришлось столкнуться с христианским большинством населения в Африке Проконсуларис (который стал Ифрикией , современный Тунис ) и язычниками в Магрибе аль-Акса (ныне Марокко ) с еврейскими меньшинствами. Некоторые берберы Магриба быстро приняли ислам и приняли участие в распространении ислама в регионе, но арабские власти продолжали относиться к ним как к людям второго сорта.
Хотя берберы принимали на себя большую часть боевых действий при завоевании Испании Омейядами , им давали меньшую долю добычи и часто поручали более суровые обязанности (например, берберов бросали в авангард, в то время как арабские войска держали в тылу; они были назначен на гарнизонную службу на наиболее неспокойных границах). Хотя арабский правитель Ифрикиана Муса ибн Нусайр воспитывал своих берберских помощников (наиболее известный из которых Тарик ибн Зияд ), его преемники, особенно Язид ибн Аби Муслим , обращались со своими берберскими войсками особенно плохо. [ 2 ]
Самое прискорбное то, что арабские правители продолжали взимать чрезвычайные налоги зимми ( джизья и харадж ) и рабскую дань с неарабского населения, принявшего ислам, что прямо противоречило исламскому праву . Это стало особенно обычным явлением во времена халифатов Валида I и Сулеймана .
В 718 году халиф Омейядов Умар II наконец запретил взимание чрезвычайных налогов и рабской дани с мусульман-неарабов, тем самым разрядив большую часть напряженности. Но дорогостоящие военные неудачи в 720-х и 730-х годах вынудили власти халифа искать новаторские способы пополнения своей казны. Во время халифата Хишама с 724 года запреты обходили с помощью новых интерпретаций (например, привязывая земельный налог хараджа к земле, а не к владельцу, так что земли, которые в любой момент подпадали под харадж, оставались под хараджем, даже если в настоящее время принадлежали Мусульманин).
В результате обиженные берберы стали восприимчивы к радикальным хариджитским активистам с востока (особенно суфритского , а позже ибадитского толка), которые начали прибывать в Магриб в 720-х годах. Хариджиты проповедовали пуританскую форму ислама, обещая новый политический порядок, в котором все мусульмане будут равны, независимо от этнической или племенной принадлежности, и будут строго соблюдаться исламские законы. Привлекательность хариджитского послания к берберским ушам позволила их активистам постепенно проникнуть в берберские полки и населенные пункты. Спорадические мятежи берберских гарнизонов (например, при Муннусе в Серданье , Испания, в 729–731 годах) подавлялись с трудом. Один ифрикийский губернатор, Язид ибн Аби Муслим , который открыто возобновил джизью и унизил свою берберскую охрану, заклеймив им руки, был убит в 721 году. [ 3 ]
В 734 году Убайд Аллах ибн аль-Хабхаб был назначен губернатором Омейядов в Кайруане с контролирующей властью над всем Магрибом и Аль-Андалусом . Придя к власти после периода бесхозяйственности, Убайд Аллах вскоре приступил к расширению финансовых ресурсов правительства, в значительной степени опираясь на неарабское население, возобновив чрезвычайные налоги и дань рабам без извинений. Аналогичные инструкции были даны его заместителям Окбе ибн аль-Хаджадж аль-Салули в Кордове (Аль-Андалус) и Омару ибн эль-Моради в Танжере (Магриб). Неудача дорогостоящих экспедиций в Галлию в период 732–737 гг., отбитых франками под предводительством Карла Мартелла , только увеличила налоговое бремя. Параллельная неудача халифских армий на востоке не принесла Дамаску финансовой помощи .
Бунт
[ редактировать ]Восстание в Магрибе
[ редактировать ]Рвение сборщиков налогов Омейядов окончательно сломило терпение берберов. Сообщается, что, следуя указанию Убайд Аллаха ибн аль-Хабхаба получить больше доходов от берберов, Омар ибн аль-Моради, его заместитель губернатора в Танжере, решил объявить берберов, находящихся под его юрисдикцией, «покоренным народом» и, следовательно, приступил к захвату Берберская собственность и порабощение людей, согласно правилам завоевания, « пятая халифа » все еще была должна государству Омейядов (альтернативные источники сообщают, что он просто удвоил их дань).
Это было последней каплей. Вдохновленные суфритскими проповедниками, североафриканские берберские племена западного Марокко – первоначально Гомара , Бергвата и Микнаса – решили открыто поднять восстание против своих арабских повелителей. Своим лидером они выбрали Майсару аль-Матгари , которого некоторые арабские летописцы считали скромным водоносом (но, скорее всего, это был высокопоставленный берберский вождь Матгара ).
Единственный вопрос был во времени. Такая возможность представилась где-то в начале 740 года (122 года хиджры), когда могущественный ифрикийский генерал Хабиб ибн Аби Убайда аль-Фихри , который недавно навязывал свою власть долине Су на юге Марокко, получил инструкции от губернатора Кайруана Убайд Аллаха возглавить большой поход по морю против византийской Сицилии . Собрав свои силы, Хабиб ибн Аби Обейда вывел большую часть ифрикийской армии из Марокко.
Как только могущественный Хабиб благополучно ушел, Майсара собрал свою коалицию из берберских армий, головы которых были обриты по обычаю суфри- хариджитов и с кораническими надписями, привязанными к копьям и копьям, и направил их на Танжер . Вскоре город попал в руки повстанцев, а ненавистный губернатор Омар аль-Моради был убит. Говорят, что именно в этот момент Майсара принял титул и претензии амира аль-муминина («Повелителя правоверных» или «Халифа»). Оставив в Танжере берберский гарнизон под командованием новообращенного христианина Абд аль-Аллаха аль-Ходейджа аль-Ифрики, армия Майсары приступила к штурму западного Марокко, пополняя свои ряды новыми сторонниками, подавляя гарнизоны Омейядов от проливов до самого побережья. Су . Одним из местных губернаторов, убитых берберами, был Исмаил ибн Убайд Аллах, сын кайруанского эмира. [ 4 ]
Берберское восстание удивило губернатора Омейядов в Кайруане Убайд Аллаха ибн аль-Хабхаба, в распоряжении которого было очень мало войск. Он немедленно отправил гонцов к своему генералу Хабибу ибн Аби Обейде аль-Фихри на Сицилию, поручив ему прекратить экспедицию и срочно отправить ифрикийскую армию обратно в Африку. Тем временем Убайд Аллах собрал тяжелую кавалерийскую колонну, состоящую из аристократической арабской элиты Кайруана. Он поставил дворян под командование Халида ибн Аби Хабиба аль-Фихри и отправил их в Танжер, чтобы сдерживать берберских повстанцев, ожидая возвращения Хабиба из Сицилии. Меньшая резервная армия была передана под командование Абд ар-Рахмана ибн аль-Мугиры аль-Абдари и получила указание удерживать Тлемсен на случай, если армия берберских повстанцев прорвется через колонну и попытается прорваться в сторону Кайруана.
Берберские силы Майсары столкнулись с авангардом ифркиянской колонны Халида ибн Аби Хабиба где-то на окраине Танжера. [ 5 ] После короткой стычки с арабской колонной Майсара внезапно приказал берберским армиям отступить в Танжер. Командир арабской кавалерии Халид ибн Аби Хабиба не преследовал, а просто удерживал свою позицию к югу от Танжера, блокируя город, удерживаемый берберами, в ожидании подкрепления от сицилийской экспедиции Хабиба.
В этой передышке берберские повстанцы реорганизовались и совершили внутренний переворот. Вожди берберских племен быстро свергли (и казнили) Майсару и избрали Зенаты берберского вождя Халида ибн Хамида аз-Занати новым берберским «халифом». Причины падения Майсары остаются неясными. Возможно, внезапная трусость, проявленная перед колонной арабской кавалерии, доказала его непригодность к военной службе, возможно, потому, что пуританские суфритские проповедники нашли изъян в благочестии его характера, или, может быть, просто потому, что вожди племени Зената , находясь ближе к линии фронта Ифрикиян, считали, что им следует быть теми, кто возглавляет восстание.
Новый лидер берберов Халид ибн Хамид аз-Занати решил немедленно атаковать простаивающую колонну Ифрикияна, прежде чем она получит подкрепление. Берберские повстанцы под предводительством Халида ибн Хамида разгромили и уничтожили арабскую кавалерию Халида ибн Аби Хабибы в схватке, известной как « Битва знати» , из-за настоящей резни среди сливок ифрикийской арабской знати. Это ориентировочно датируется примерно ок. Октябрь – ноябрь 740 г.
Немедленная реакция арабов на катастрофу показывает, насколько неожиданным был этот поворот. При первых известиях о поражении знати резервная армия Ибн аль-Мугиры в Тлемсене впала в панику. Видя суфритских проповедников повсюду в городе, командующий Омейядов приказал своим нервным арабским войскам провести серию облав в Тлемсене, некоторые из которых закончились неизбирательной резней. Это спровоцировало массовое народное восстание в до сих пор тихом городе. Преимущественно берберское население города быстро изгнало войска Омейядов. Линия фронта берберского восстания теперь переместилась в Средний Магриб ( Алжир ). [ 6 ]
Сицилийская экспедиционная армия Хабиба ибн Аби Обейды прибыла слишком поздно, чтобы предотвратить резню знати. Понимая, что они не в состоянии справиться с берберской армией в одиночку, они отступили в Тлемсен, чтобы собрать резервы, но обнаружили, что и этот город теперь тоже находится в беспорядке. Там Хабиб встретил Мусу ибн Аби Халида, капитана Омейядов, который храбро остался в окрестностях Тлемсена, собирая все верные силы, которые он мог найти. Состояние паники и растерянности было таково, что Хабиб ибн Аби Обейда решил обвинить во всей неразберихе невиновного капитана и в наказание отрубил ему одну руку и одну ногу. [ 6 ]
Хабиб ибн Аби Обейда закрепил остатки ифрикийской армии в окрестностях Тлемсена (возможно, еще в Тахерте ) и призвал Кайруан для подкрепления. Запрос был направлен в Дамаск .
Говорят, что халиф Хишам, услышав шокирующую новость, воскликнул: «Ей-богу, я наверняка разгневаюсь на них с арабской яростью и пошлю против них армию, начало которой там, где они, и конец которой там, где я». являюсь!" [ 7 ]
Переворот в Аль-Андалусе
[ редактировать ]Иногда сообщается, что андалузский губернатор Укба ибн аль-Хаджадж отправил андалузскую армию через пролив, чтобы поддержать колонну Ифрикиян вокруг Танжера, но потерпел такое же поражение от берберских повстанцев в конце 740 года. Но современные историки не принимают во внимание эту историю. , поскольку он взят в основном из более поздних хроник Аль-Андалуса; в современных отчетах нет ничего, что указывало бы на такую экспедицию.
Тем не менее, новость о победе берберов в Марокко эхом разнеслась по Аль-Андалусу. Берберы значительно превосходили арабов по численности в Аль-Андалусе. Опасаясь, что берберские гарнизоны на своих землях могут черпать вдохновение у своих марокканских собратьев, андалузская арабская элита быстро свергла заместителя Обейда Аллаха Укбу ибн аль-Хаджаджа в январе 741 года и восстановила в должности его предшественника Абд аль-Малика ибн Катана аль-Фихри . более популярная фигура как среди местных арабов, так и среди берберов. [ 8 ]
Сирийская экспедиция
[ редактировать ]В феврале 741 года омейядский халиф Хишам назначил Кульсума ибн Ияда аль-Каси вместо опального Обейда Аллаха губернатором Ифрикии. Кульсум должна была сопровождать свежая арабская армия численностью 30 000–27 000 человек, собранная из полков ( джунд ) Сирии. [ 9 ] и еще 3000 человек будут забраны в Египте . [ 10 ] Халиф Хишам назначил племянника Кульсума Бальджа ибн Бишра аль-Кушайри своим лейтенантом и назначенным преемником, а иорданского командующего Талабу ибн Саламу аль-Амили своим вторым преемником (если трагедия постигнет двух предыдущих).
Элитная сирийская кавалерия под командованием Балджи ибн Бишра, которая двинулась впереди основных сил, первой прибыла в Кайруан летом 741 года. Их недолгое пребывание не было счастливым. Сирийцы прибыли в надменном настроении и поссорились с городскими властями Кайруана, которые, подозрительно, оказали им довольно прохладный прием. Интерпретируя это как неблагодарность, сирийские бароны навязывались городу, расквартировывая войска и реквизируя припасы, не обращая внимания на местные власти и приоритеты.
(Уместно отметить, что члены сирийской экспедиции принадлежали к разным племенам, чем арабы, которых они пришли спасти. Первые арабские колонисты Ифрикии и Аль-Андалуса были набраны в основном из племен южноаравийского происхождения (известных как Калбид). или « йеменские » племена), тогда как сирийские джунды состояли в основном из североаравийских племен ( кайсидов или мудхаритов , или « сирийских » племен). [ нужна ссылка ] Древняя и глубокая доисламская племенная вражда между Кайсидами и йеменцами нашла отражение в повторяющихся ссорах между более ранними колонистами и прибывшими джундами .)
Двигаясь медленнее с основной частью сил, Кульсум ибн Ияд сам не вошел в Кайруан, а просто отправил сообщение, поручающее управление городом Абд ар-Рахману ибн Окбе аль-Гаффари , кади Ифрикии. Собрав сирийский авангард, Кульсум поспешил соединиться с оставшимися ифрикийскими силами (около 40 000 человек) Хабиба ибн Аби Обейды аль-Фихри, удерживавшими позиции в окрестностях Тлемсена.
Соединение североафриканских и восточных сил не прошло гладко. [ 11 ] Новости о плохом поведении сирийцев в Кайруане дошли до ифрикийских войск, в то время как сирийцы, возмущенные плохим приемом, высокомерно обращались со своими ифрикианскими коллегами. Хабиб и Балдж поссорились, и армии чуть не дошли до драки. Благодаря гладкой дипломатии Кульсуму ибн Иаду удалось сплотить армии, но взаимные обиды сыграли свою роль в последующих событиях.
Берберская повстанческая армия под руководством Халида ибн Хамида аль-Занати (возможно, совместно с неким Салимом Абу Юсуфом аль-Азди) [ 11 ] ), хотя и имели большую численность (около 200 000), но были очень плохо оснащены. У многих берберских бойцов не было ничего, кроме камней и ножей, они были одеты в простую набедренную повязку и брили головы по пуританскому обычаю. Но они компенсировали это знанием местности, отличным моральным духом и фанатичным религиозным рвением, вдохновленным суфритами.
Берберская и арабская армии окончательно столкнулись в битве при Багдуре (или Бакдуре) в октябре-ноябре 741 года у реки Себу (недалеко от современного Феса ). Пренебрегая опытом и осторожными советами ифрикийцев, Кульсум ибн Ияд допустил несколько серьезных тактических ошибок. Берберские застрельщики обезоружили и изолировали сирийскую кавалерию, в то время как берберская пехота в подавляющем большинстве обрушилась на арабскую пехоту. Арабские армии были быстро разбиты. По некоторым оценкам, две трети арабской армии были убиты или взяты в плен берберами в Багдуре. [ 12 ] Среди жертв были новый губернатор Кульсум ибн Ияд аль-Каси и командующий Ифрикианом Хабиб ибн Аби Обейда аль-Фихри.
Сирийские полки, численность которых теперь сократилась примерно до 10 000 человек, были собраны племянником Кульсума, Балджи ибн Бишром , и двинулись к проливу , где они надеялись пересечь воду в Аль-Андалус. Небольшой контингент ифрикианцев под командованием сына Хабиба Абд аль-Рахмана ибн Хабиба аль-Фихри присоединился к сирийцам в их бегстве, но остальные силы ифрикианцев разрозненно бежали обратно в Кайруан. Основная часть берберской повстанческой армии отправилась в преследование сирийцев и осадила их в Сеуте .
Наступление на Кайруан
[ редактировать ]Лидер зенатских берберов Халид ибн Хамид аз-Занати, одержавший две великие победы над арабскими армиями, исчезает из хроник вскоре после Багдуры (741 г.). [ 13 ] Но известие о поражении придало смелости до сих пор тихим берберским племенам присоединиться к восстанию. Берберские восстания вспыхнули по всему Магрибу и Аль-Андалусу.
Самая непосредственная угроза возникла на юге Ифрикии, где лидер суфритов Укаша ибн Аюб аль-Фезари собрал берберскую армию и осадил Габес и Гафсу . Путем быстрой вылазки на юг с остатками ифрикийской армии кайруанскому кади Абд ар-Рахману ибн Окбе аль-Гаффари удалось разгромить и рассеять силы Укаши возле Гафсы в декабре 741 года. [ 14 ] Но у кади было слишком мало арабских войск, чтобы преследовать его, и Укаша немедленно начал тихо собирать свои силы вокруг Тобны в долине Заб на западе Ифрикии.
Сразу после того, как услышал о катастрофе в Багдуре, халиф Хишам приказал омейядскому правителю Хандале Египта ибн Сафвану аль-Кальби быстро взять на себя управление Ифрикией. В феврале 742 года Хандхала ибн Сафван поспешил со своей египетской армией на запад и достиг Кайруана примерно в апреле 742 года, как раз в тот момент, когда Укаша возвращался, чтобы снова попытать счастья. Силы Хандалы снова отбросили Укашу.
Когда Укаша снова собирал свои силы в Забе, он наткнулся на большую берберскую армию, идущую с запада под командованием Хавары берберского вождя Абд аль-Вахида ибн Язида аль-Хаввари (возможно, посланного берберским халифом Халидом ибн Хамид аз-Занати, хотя в летописях он не упоминается). Армия Абд аль-Вахида состояла примерно из 300 000 берберских солдат, якобы самой большой берберской армии, которую когда-либо видели. [ 15 ] После быстрой консультации Укаша и Абд аль-Вахид договорились о совместной атаке на Кайруан, при этом Укаша повел свои войска по южному маршруту, в то время как Абд аль-Вахид повел свою большую армию через северные перевалы, сходясь к Кайруану с обеих сторон.
Услышав о приближении великих берберских армий, Хандхала ибн Сафван понял, что крайне важно предотвратить их соединение. Отправив кавалерию, чтобы преследовать и замедлить Абд аль-Вахида на севере, Хандхала бросил большую часть своих сил на юг, разгромив Укашу в кровопролитной битве при аль-Карне и взяв его в плен. Но Хандхала сам понес большие потери и теперь столкнулся с печальной перспективой появления гигантской армии Абд аль-Вахида. Говорят, что, спеша обратно, Хандхала взял под ружье все население Кайруана, чтобы пополнить свои ряды, прежде чем снова отправиться в путь. Возможно, в самом кровавом сражении берберских войн Хандхала ибн Сафван разбил великую берберскую армию Абд аль-Вахида ибн Язида при аль-Аснаме около мая 742 года (возможно, немного позже), всего в трех милях от Кайруана. Около 120 000–180 000 берберов, включая Абд аль-Вахида, пали на поле боя в этом единственном столкновении. Вскоре после этого Укаша был казнен.
Хотя Кайруан был сохранен для халифата, а вместе с ним и ядро Ифрикии, Хандхала ибн Сафван теперь столкнулся с незавидной задачей — вернуть в свои ряды более западные провинции, все еще находящиеся под властью берберов. У него не будет возможности добиться этого.
Восстание в Аль-Андалусе
[ редактировать ]История Аль-Андалуса |
---|
Мусульманское завоевание (711–732) |
Омейядский штат Кордова (756–1031) |
Первый национальный период (1009–1110) |
Правило Альморавидов (1085–1145) |
Второй период Таифы (1140–1203) |
Правило подушки (1147–1238) |
Третий национальный период (1232–1287) |
Эмират Гранада (1232–1492) |
Похожие статьи |
Переворот, установивший Абд аль-Малика ибн Катна аль-Фихри правителем Аль-Андалуса в начале 741 года, был надежным способом. Но как только новость о катастрофе в Багдуре распространилась, всеобщее берберское восстание в Аль-Андалусе уже невозможно было предотвратить. В октябре 741 года берберские гарнизоны к северу от реки Дору подняли мятеж. Они бросили своих арабских командиров и вышли на поле боя, оставив свои гарнизонные посты, чтобы собрать свою собственную берберскую повстанческую армию вокруг центра и выступить против андалузских арабов на юге.
Хотя имена их лидеров ускользнули от нас, андалузская берберская повстанческая армия была организована в три колонны: одна должна была взять Толедо (главный город-гарнизон Центральной марки ), другая — направиться на Кордову (столицу Омейядов), а третья — взять Альхесирас , где повстанцы надеялись захватить андалузский флот для переправки дополнительных берберских войск из Северной Африки.
Поскольку пограничные гарнизоны на северо-западе были внезапно эвакуированы, христианский король Астурии Альфонсо I не мог поверить в свою удачу и приступил к отправке астурийских войск для захвата пустующих фортов. С поразительной быстротой и легкостью северо-запад был захвачен, а берега верхнего Эбро подверглись набегу Альфонсо и навсегда отданы Аль-Андалусу. Астурийцы опустошили несколько городов и деревень на берегах реки Дору и увели местное население из городов и деревень Галицко-Леонской низменности обратно в горы, создав пустую буферную зону в долине реки Дору ( Пустыня Дуэро ) между Астурией на севере и Аль-Андалусом на юге. Эта недавно опустевшая граница останется на месте в течение следующих нескольких столетий. Утверждается, что пасторальные берберские горцы остались в высокогорьях вокруг Асторги и Леона . Эти пойманные в ловушку берберские общины называли « марагатос » (этимология неясна, возможно, из-за местные христиане-леонцы mauri capti , «пленные мавры»). обратились в христианство, Хотя в конечном итоге марагатос они сохранили свою отличительную одежду, обычаи и образ жизни берберского происхождения вплоть до начала современной эпохи.
Сирийцы в Аль-Андалусе
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
В течение большей части зимы 741–742 годов остатки сирийской экспедиции, около 10 000 человек под командованием Балджи ибн Бишра , оставались в ловушке в Сеуте , осажденной берберскими повстанцами. Правитель Андалузии Абд аль-Малик ибн Катн аль-Фихри , опасаясь, что присутствие сирийцев в Аль-Андалусе только усугубит ситуацию, отказал им во въезде.
Но вскоре до губернатора Андалузии дошли новости о том, что берберские повстанческие армии с северо-запада были организованы и теперь тремя колоннами двинулись на юг, к Толедо, Кордове и Альхесирасу.
Не имея под рукой достаточного количества арабских сил, губернатор Андалузии Абд аль-Малик понял, что у него нет другого выбора, кроме как использовать оказавшиеся в затруднительном положении сирийские войска для разгрома берберских армий. В тщательно согласованном договоре Абд аль-Малик предоставил сирийцам разрешение на переправу при условии, что они пообещают вернуться в Северную Африку в течение года после урегулирования берберского вопроса в Аль-Андалусе. Заложники были взяты, чтобы обеспечить согласие Сирии.
Сирийские джунды под командованием Бальджа ибн Бишра пересекли проливы в начале 742 года и сразу же направились к окрестностям Медины-Сидонии , где перехватили и уничтожили берберскую колонну, стремившуюся к Альхесирасу. Затем сирийцы присоединились к андалузским арабам в разгроме основной армии берберских повстанцев в жестокой битве недалеко от Кордовы весной 742 года. Вскоре после этого они приступили к разгрому третьей берберской армии, а затем осадили Толедо .
Берберское восстание было подавлено в Аль-Андалусе, но сирийцы не проявили никаких признаков намерения уйти. Когда губернатор Андалузии Абд аль-Малик ибн Катан ибн Фихри настоял на этом, Балдж ибн Бишр решил просто свергнуть его и провозгласить себя губернатором, сославшись на свои полномочия назначенного преемника своего дяди, покойного ифрикийского губернатора Кульсума ибн Ияда аль-Каси . В отместку за купца из Сеуты Балдж приказал замучить до смерти пожилого Ибн Катана.
Гражданская война не замедлила произойти. Андалузские арабы, сплоченные Катаном и Умайей, сыновьями покойного губернатора Фихрида , подняли оружие против сирийских джунд . Сирийцы нанесли решающее поражение андалузцам в битве при Аква Порторе недалеко от Кордовы в августе 742 года, но Балдж ибн Бишр был смертельно ранен на поле боя. Командование сирийской армией перешло к Талабе ибн Саламе аль-Амили , и в течение следующих нескольких месяцев сирийцы оставались в бункерах, в то время как андалузцы (вскоре к которым присоединились остатки берберских повстанцев) собрались в Мериде .
Большая часть следующих нескольких месяцев прошла в междоусобной арабской гражданской войне, а берберский вопрос отошел на второй план. В конце концов, устав от войны, стороны обратились к ифрикийскому эмиру Хандхале ибн Сафвану аль-Кальби с просьбой решить этот вопрос. Хандхала назначил своего двоюродного брата Абу аль-Хаттара ибн Дарара аль-Кальби новым губернатором Аль-Андалуса. Абу аль-Хаттар прибыл в мае 743 года и немедленно приступил к восстановлению мира в Аль-Андалусе, освобождению пленных (арабов и берберов) и поиску решения проблемы перемещенных сирийских войск. Он решил распределить различные сирийские джунды по Аль-Андалусу, выделив полковые феодальные владения в до сих пор слабо контролируемых районах: дамасская джунда была создана в Эльвире ( Гранада ), иорданская джунда в Райю ( Малага и Арчидона ), палестинская джунда в Медина-Сидония и Херес , Джунд Эмеса (Химс) в Севилье и Ньебла и Джунд Киннасрин в Хаэне . Египетский джунд был разделен между Бежа (Алгарве) на западе и Тудмиром ( Мурсия ) на востоке. [ 16 ] (Аль-Маккари относится к дополнительному джунду из Васита (Ирак), поселившемуся в Кабре , но этот джунд не зафиксирован в других источниках). [ 17 ] Сирийским джундам была выделена треть налоговых поступлений, собранных в их регионах, а также переданы обязанности по сбору налогов и военной службе губернатору Андалузии.
Приход сирийских джунд будет иметь огромные последствия для последующей истории Андалузии. Они существенно увеличили арабский элемент на Пиренейском полуострове и, как таковые, сыграли важную роль в углублении мусульманского влияния на юге, который впоследствии стал сердцем Аль-Андалуса. Но они также принесли и неприятности. Не желая подчиняться управлению, сирийские джунды продолжали существовать в условиях автономной феодальной анархии, серьезно дестабилизируя власть губернатора Аль-Андалуса.
Спустя годы
[ редактировать ]Обычно 742 или 743 год называют «концом» Великого берберского восстания после того, как берберским армиям не удалось захватить Кайруан или Кордову . Но власть берберов в Марокко, а также в западной и центральной частях Магриб аль-Аусата (Центральный Магриб, современный Алжир) будет продолжаться, что приведет к созданию государства Баргвата в Тамесне к 744 году, по словам Абу Курры . государство в Тлемсене к 742 году и эмират Мидрарид в Сиджилмассе к 758 году, в то время как арабское владение будет продолжаться над Аль-Андалусом и Ифрикией , включая восточную часть современного Алжира.
Позже при поддержке берберов к власти пришли неберберские династии, такие как Рустамиды , династия персидского происхождения, которая к 761 году основала имамата в районе Тахерта . [ 19 ] [ 20 ] в современном Алжире и шарифские Идрисиды в Марокко , к 789 году считавшиеся династией-основателем современного марокканского государства. [ 21 ] [ 22 ]
К этому времени, хотя и не организованные как государства, многие территории находились под властью хариджитских повстанцев, таких как Джерба , Варгла , Сетиф , Тозер , Гафса и Джебель-Нафуса . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мери, Йозеф В. (31 октября 2005 г.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 341. ИСБН 978-1-135-45596-5 .
- ^ Дханнун Таха (1989: 198)
- ^ Хрбек, Иван (1992), Африка с седьмого по одиннадцатый век , том. 3-е, Калифорнийский университет Press, с. 131, ISBN 978-0-520-06698-4
- ^ Ибн Халдун, стр.216-17.
- ↑ Вслед за Ибн Халдуном (стр. 217) комментаторы обычно отмечают эту встречу на реке Челиф (в Алжире). Однако маловероятно, что берберские повстанцы добрались бы до такого дальнего востока так скоро. Вероятно, Ибн Халдун или его переписчики перепутали это место с похожим по звучанию, расположенным ближе к Танжеру. Жюльен (1961: стр.30) предполагает, что это было в верховьях реки Себу .
- ^ Перейти обратно: а б Бланкиншип (1994, стр.208)
- ^ Бланкиншип, 1994: стр.209.
- ^ Бланкиншип, 1994: стр.209.
- ^ В частности, 27 000 сирийских солдат состояли из 6 000 человек из каждой из четырех основных сирийских джунд Джунд Димашк (Дамаск) , Джунд Химс (Хомс) , Джунд аль-Урдунн (Иордания) и Джунд Филастин (Палестина) , плюс 3000 человек. из Джунд Киннасрин
- ^ Дози, Рейнхарт (1913) Испанский ислам: История мусульман в Испании (перевод Фрэнсиса Гриффина Стоукса из испанской истории мусульман Испании ) Chatto & Windus, Лондон, стр. 133 , ОСЛК 3191175
- ^ Перейти обратно: а б Бланкиншип, стр.211
- ^ Бланкиншип, стр.212.
- ^ Фурнель (1857: стр.79)
- ^ Бланшип, стр.215
- ^ Ибн Халдун (1857: стр.363); Фурнель (1857: с.79)
- ^ Леви-Провансаль, (1950: стр.48); Кеннеди (1996: стр. 45).
- ^ Аль-Маккари (1840-43: стр.46)
- ^ Перейти обратно: а б Georges Duby, Atlas Historique Mondial , Larousse Ed. (2000), pp.220 & 224 ( ISBN 2702828655 )
- ^ Ясир Бенхима, Рустамиды (761-909). Архивировано 21 сентября 2013 г. на Wayback Machine , на qantara-med.org (получено 18 апреля 2013 г.).
- ↑ Королевство Рустамид , о Британнике (получено 18 апреля 2013 г.)
- ^ «традиция (...) восходит к истокам современного марокканского государства в девятом веке, когда династия Идрисидов основала почтенный город Фес», Г. Иоффе, Марокко: Монархия, легитимность и преемственность , в: Third World Quarterly , 1988 г.
- ^ «Идрисиды, династия-основатель Фаса и, по крайней мере, в идеале, современного марокканского государства (...)», марокканская династическая шурфа в двух исторических контекстах: культ идрисидов и власть Алавидов в: Журнал Исследования Северной Африки, том 6, выпуск 2, 2001 г. [1]
Источники
[ редактировать ]- аль-Маккари (1840–43, перевод П. де Гаянгоса) История мусульманских династий в Испании , 2 тома, Лондон: Королевское азиатское общество.
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-1827-8
- Фурнель, Анри (1857) Этюд о завоевании Африки арабами , Париж, Impermerie Imperiale.
- Хит, Джеффри М. (2002). Еврейские и мусульманские диалекты марокканского арабского языка . Лондон: Рутледж . ISBN 0-7007-1514-2
- Холт, П.М., Ламбтон, Энн К.С. и Льюис, Бернард (1977). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29137-2
- Хрбек, Иван (1992), Африка с седьмого по одиннадцатый век, 3-е место, University of California Press,
- Ибн Халдун (пер. 1852 г.) История берберов и мусульманских династий Африки , Алжир.
- Леви-Провансаль, Э. (1950) История мусульманской Испании, Том 1 , изд. 1999 г., Париж: Лароз.
- Жюльен, Шарль-Андре, История Северной Африки от истоков до 1830 г. , оригинальное издание 1931 г., переиздание Payot, Париж, 1961 г.
- Кеннеди, Хью (1996) Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса , Нью-Йорк и Лондон: Лонгман.
- Мерсье, Э. (1888) Histoire de l'Afrqiue septentrionale, т. 1 , Париж: Леру. Представитель Элиброн Классикс, 2005.
- Рот, А.М. и Рот, Норман (1994). Евреи, вестготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-09971-9
- Таха, Абд аль-Вахид Дханнун (1989) Мусульманское завоевание и заселение Северной Африки и Испании , Лондон, Рутледж.