Слингсби Т67 Светлячок
РФ-6, Т67 Светлячок | |
---|---|
Слингсби T67M260 Светлячок | |
Общая информация | |
Тип | Учебно-туристический/спортивный самолет |
Производитель | Фурнье Слингсби Авиация |
Статус | Ограниченное обслуживание |
Основные пользователи | Королевские ВВС Иордании |
Количество построенных | > 250 |
История | |
Изготовлено | 1974–1995 |
Первый полет | 12 марта 1974 г. |
Развитый в | Спортавиа РС-180 |
Slingsby T67 Firefly , первоначально выпускавшийся как Fournier RF-6 , представляет собой двухместный самолет для тренировок по высшему пилотажу, построенный компанией Slingsby Aviation в Киркбимурсайде , Йоркшир , Англия . [ 1 ]
Он использовался в качестве учебно-тренировочного самолета несколькими вооруженными силами, а также гражданскими эксплуатантами. В середине 1990-х годов самолет вызвал споры в Соединенных Штатах после трех несчастных случаев со смертельным исходом во время учений ВВС США. У Firefly плохое восстановление при вращении , и он попал как минимум в 36 аварий со смертельным исходом. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]RF -6 был разработан Рене Фурнье и совершил первый полет 12 марта 1974 года. Он имел полностью деревянную конструкцию и имел крыло с большим удлинением, повторяющее его ранние конструкции мотопланеров. Фурнье открыл свой собственный завод в Нитре, недалеко от Тура, для производства этой конструкции, но после того, как было построено всего около 40 экземпляров, это предприятие оказалось финансово нежизнеспособным, и он был вынужден закрыть производство. Четырехместная версия разрабатывалась Sportavia-Pützer как RF-6C, но она продемонстрировала серьезные проблемы с устойчивостью, которые в конечном итоге привели к почти полной переработке конструкции в Sportavia-Pützer RS 180 Sportsman .
В 1981 году Фурнье продал права на разработку RF-6B компании Slingsby Aviation , которая переименовала его в T67. Самые ранние образцы, T67A, были практически идентичны самолетам, построенным Фурнье, но вскоре конструкция была пересмотрена: деревянная конструкция была заменена конструкцией из композитного материала. Слингсби выпустил несколько версий, в которых был усовершенствован планер и добавлены двигатели все большей мощности. Slingsby T67M, предназначенный для военного (отсюда и «М») учебного рынка, был первым, оснащенным гребным винтом с постоянной скоростью и перевернутыми топливной и масляной системами. Было построено более 250 самолетов, в основном Т67М260 и близкие к нему варианты Т-3А.
Операционная история
[ редактировать ]Крупнейшим эксплуатантом Firefly были ВВС США, где ему было присвоено обозначение T-3A Firefly . Firefly был выбран в 1992 году для замены самолета Т-41 для программы расширенной летной проверки командования, которая включала в себя фигуры высшего пилотажа. С 1993 по 1995 год было закуплено и доставлено 113 самолетов в муниципальный аэропорт Хондо в Техасе и Академию ВВС США в Колорадо. Этот тип должен был не только заменить учебно-тренировочный самолет Cessna T-41 , но и соответствовать требованиям программы расширенной проверки полетов (EFSP). В июле 1997 года командующий командованием авиационного обучения и подготовки вывел из строя весь парк Т-3А из-за несанкционированных остановок двигателей во время полета и наземных операций. Основным фактором, повлиявшим на это решение, стали три аварии с Т-3А класса А. В результате происшествий с Т-3А погибли трое курсантов Военно-воздушной академии и трое инструкторов. [ 3 ] У ВВС США нет замены этому типу, поскольку они больше не проводят обучение людей, не летающих. [ нужны разъяснения ] В конечном итоге в начале 2000-х годов самолеты были признаны сверхнужными и в 2006 году утилизированы на слом. [ 2 ] [ 4 ]
В период с 1995 по 2010 год Королевские ВВС использовали 22 самолета Slingsby T67M260 в качестве основного учебно-тренировочного самолета. Более 100 000 часов налета было выполнено из RAF Barkston Heath студентами армии, Королевского флота и Королевской морской пехоты, а также из RAF Church Fenton с RAF и иностранными студентами. [ нужна ссылка ]
Firefly также использовался Королевскими вспомогательными военно-воздушными силами Гонконга . [ нужна ссылка ] и Королевские ВВС Иордании (используются до сих пор). [ когда? ] [ нужна ссылка ]
Firefly использовался в Великобритании для базовой тренировки по пилотажу в 2000-х годах. [ 5 ] В декабре 2012 года Национальный летный лабораторный центр при Крэнфилдском университете в Великобритании приобрел T67M260 в дополнение к своему пилотажному тренажеру Scottish Aviation Bulldog для обучения и опыта полетов студентов магистратуры. [ нужна ссылка ] С 2019 года Firefly используется на курсах UPRT . [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]

- РФ-6Б
- Основная производственная серия Fournier с Rolls-Royce (построено 43 экземпляра) производства двигателем Continental O-200 мощностью 100 л.с. (75 кВт)
- РФ-6Б/120
- RF-6B с двигателем Lycoming O-235 мощностью 120 л.с. (89 кВт), построен один
- РФ-6С
- Четырехместная версия RF-6B производства Sportavia с двигателем Lycoming O-320 , построено четыре, преобразовано в Sportavia RS-180.
- Т67А
- RF-6B/120, построенный на Слингсби, сертифицирован 1 октября 1981 года, двигатель О-235 мощностью 118 л.с., деревянная конструкция, двухлопастной неподвижный винт, топливо в противопожарном баке, цельный фонарь, построено десять
- Т67М Светлячок
- T67M, впервые совершивший полет 5 декабря 1982 года и сертифицированный 2 августа 1983 года, был разработан на основе T67A как самолет из стеклопластика для использования в качестве военного учебно-тренировочного самолета. T67M оснащен инжекторным двигателем Lycoming AEIO320-D1B мощностью 160 л.с. (120 кВт) и двухлопастным винтом постоянной скорости Hoffman HO-V72L-V/180CB, цельным фонарем, топливом в противопожарном баке. Инжекторный двигатель с перевернутыми топливной и масляной системами позволял самолету выполнять фигуры высшего пилотажа с устойчивой отрицательной перегрузкой (перевернутой), хотя перевернутое вращение никогда официально не одобрялось. Всего было выпущено 32 Т67М (включая более поздний Т67М MkII).
- Т67Б
- T67B, впервые совершивший полет 16 апреля 1981 года и сертифицированный 18 сентября 1984 года, фактически представлял собой T67A, изготовленный, как и T67M, из армированного стекловолокном пластика, но без двигателя и винта повышенной мощности. Двигатель О-235 мощностью 118 л.с., 2-лопастной винт, топливо в противопожарном баке, цельный фонарь. Всего было выпущено 14 Т67Б.
- Т67М МкII Светлячок
- Сертифицирован 20 декабря 1985 года, двигатель AEIO-320 с впрыском топлива мощностью 160 л.с., двухлопастной винт постоянной скорости, перевернутые топливная и масляная системы. T67M MkII заменил цельный фонарь T67M двухсекционной конструкцией, а одинарный топливный бак в фюзеляже - двумя баками большего размера в крыльях.
- Т67М200 Светлячок
- Сертифицированный 19 июня 1987 года, T67M200 имел более мощный двигатель Lycoming AEIO360-A1E мощностью 200 л.с. (149 кВт) с трехлопастным винтом Хоффмана и перевернутыми топливной и масляной системами. Всего было выпущено 26 Т67М-200.

- T67C Светлячок
- Сертифицированный 15 декабря 1987 года, T67C был последним из «гражданских» вариантов, основанных на T67B с форсированным двигателем Lycoming O-320 мощностью 160 л.с. (120 кВт), но без систем впрыска топлива и перевернутого полета, имеющихся на T67M. варианты. Двухлопастной винт постоянной скорости. Две последующие подверсии T67C копировали двухсекционный фонарь (T67C-2) и крыльевые баки (T67C-3, иногда называемые T67D) от T67M MkII. Всего было выпущено 28 T67C в трех версиях.
- Т67М260 Светлячок
- Сертифицированный 11 ноября 1993 года, T67M260 увеличил мощность благодаря шестицилиндровому двигателю Lycoming AEIO540-D4A5 мощностью 260 л.с. (190 кВт) и трехлопастному винту постоянной скорости. T67M260, что необычно для легких самолетов с боковой посадкой, был создан для управления в одиночку с правого сиденья, чтобы позволить пилотам-курсантам сразу привыкнуть к левому дросселю, который имеется в большинстве военных самолетов - более ранние модели T67M имели второй дроссель на левой боковине кабины. Всего был выпущен 51 Т67М-260. До конца 2010 года они использовались для успешного обучения сотен пилотов Королевских ВВС, RN, британской армии, а также иностранных пилотов и пилотов стран Содружества в Объединенной начальной летной школе.
- Т67М260-Т3А Светлячок
- Последней военной версией семейства Т67, сертифицированной 15 декабря 1993 года, был Т67М260-Т3А, вся производственная партия из 114 экземпляров была закуплена ВВС США, где он был известен как Т-3А. Т-3А по сути представлял собой Т67М260 с добавлением кондиционера. Хотя американские СМИ утверждали, что виноват самолет после того, как четыре самолета были уничтожены в результате аварий, в ходе очень тщательных испытаний на авиабазе Эдвардс не было обнаружено никаких остановок двигателя или проблем с паровыми пробками в топливной системе. Все трое инструкторов, погибших в результате катастроф, были пилотами большого транспортного самолета С-141. Их единственным опытом высшего пилотажа была подготовка пилотов ВВС на учебно-тренировочных самолетах Т-37 и Т-38. Это, в сочетании с более низкой плотностью воздуха на большей высоте аэродрома Академии и тренировочных площадок, означало, что выход из штопора задерживался и/или использовались неправильные методы предотвращения/восстановления штопора. Парашюты не использовались при первом несчастном случае со смертельным исходом, но использовались при втором и третьем несчастных случаях со смертельным исходом. Обе эти аварии были вызваны штопором на малой высоте. После трех катастроф со смертельным исходом и отказа двигателя на схеме посадки Академии флот был остановлен в 1997 году и хранился без обслуживания до уничтожения в 2006 году.
- CT-111 Светлячок
- Обозначение канадских вооруженных сил только внутри страны, поскольку самолеты зарегистрированы как гражданские самолеты.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Бахрейна эксплуатируют три Т67М-260. [ 7 ]
- Воздушное крыло Сил обороны Белиза - 1 x T67M-260 [ 7 ] доставлен в 1996 году. Сейчас находится на гражданской службе в США. [ 8 ]
- Королевские ВВС Иордании - 14 × Т67М-260 [ 7 ]
Firefly используется Королевскими ВВС Нидерландов во время отбора пилотов, который передается по контракту TTC в аэропорту Сеппе .
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Firefly использовался в качестве самолета базовой военной подготовки в Канаде. Канадские Fireflies поступили на вооружение в 1992 году, заменив CT 134 Musketeer . немецкого производства, Они, в свою очередь, были заменены в 2006 году на Grob G-120 когда контракт закончился. Самолеты принадлежали и эксплуатировались компанией Bombardier Aerospace по контракту с канадскими вооруженными силами. [ нужна ссылка ]
Firefly использовались в качестве базового учебно-тренировочного самолета в Соединенном Королевстве до весны 2010 года, когда их заменили самолеты Grob Tutor . Самолеты принадлежат и эксплуатируются по контракту гражданской компанией от имени военных. В Великобритании это действовало по схеме, известной как «Подрядчик принадлежит подрядчику» (CoCo). [ нужна ссылка ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]/
Гонконг
- Королевские вспомогательные военно-воздушные силы Гонконга / Летная служба правительства Гонконга - после 1996 года списаны все четыре самолета T67-M200.
- Гонконгский авиационный клуб - используется для тренировок пилотов по высшему пилотажу.
- Оклендский аэроклуб - один T67B - используется для тренировок пилотов по высшему пилотажу и обзорных полетов с хорошей видимостью. [ 9 ]
- Аэроклуб North Shore - один T67-M200 - используется для тренировок пилотов по высшему пилотажу. [ 10 ]
- Турецкая авиационная ассоциация (Türk Hava Kurumu) - использовалась для проведения базовой летной подготовки стажеров ATPL (T67-M200).
- В июне 2011 года компания Swift Aircraft приобрела у Babcock Defense Services 22 бывших учебных самолета Slingsby T67-M260 британских ВВС для продажи или аренды. [ 12 ]
- Университет Крэнфилда управляет одним самолетом T67 для начала полетов аэрокосмических инженеров.
- Компания Leading Edge Aviation управляет одним бывшим самолетом T67 Королевских вспомогательных ВВС Гонконга для выполнения полетов A-UPRT для своих пилотов-студентов.
- Ultimate High управляет парком из трех самолетов T67-M260 для обучения UPRT, подготовки формирований и испытательных полетов.
- Cubair Flight Training имеет доступ к одному T67M Mk.II для отработки навыков пилотажа и обучения полетам по приборам.
- CRM Aviation использует 6 самолетов T67M Mk.II для обучения соединений.
- В рамках подготовки по летным характеристикам для полетов UPRT используются два самолета T67M Mk.II.
- Академия авиакомпаний Skyborne использует один T67-M200 (G-SAUP) для обучения UPRT на своей британской базе в Глостершире.
Технические характеристики (Т-3А)
[ редактировать ]Данные из World Aircraft & Systems Directory Brassey. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 24 фута 10 дюймов (7,55 м)
- Размах крыльев: 34 фута 9 дюймов (10,69 м)
- Высота: 7 футов 9 дюймов (2,36 м)
- Площадь крыла: 136 кв. футов (12,6 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 23015/23013 (корень/кончик)
- Пустой вес: 1750 фунтов (794 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2550 фунтов (1157 кг)
- Силовая установка: 1 × Textron Lycoming AEIO-540-D 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель мощностью 260 л.с. (194 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 152 узла (175 миль в час, 281 км/ч)
- Крейсерская скорость: 140 узлов (161 миль в час, 259 км/ч)
- Скорость сваливания: 54 узла (62 мили в час, 100 км/ч) (с закрылками)
- Никогда не превышайте скорость : 195 узлов (224 миль в час, 361 км/ч).
- Дальность: 407 миль (468 миль, 753 км)
- Практический потолок: 19 000 футов (5790 м)
- Скорость набора высоты: 1380 футов/мин (7,0 м/с).
- Нагрузка на крыло: 18,8 фунтов/кв. футов (92 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,10 л.с./фунт (0,17 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- PAC CT/4 (Pacific Aerospace Limited)
- Т-41 Мескалеро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Слингсби Т67 Светлячок» . Маршалл Слингсби. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Робинетт, Роб. «Т-3 и я» . robrobinette.com . Проверено 17 февраля 2022 г.
Т-3 был относительно неумолимым самолетом, который мог резко перевернуться (перевернуть) при очень небольшом смещении руля направления, сопровождаемом ЛЮБЫМ ударом по сваливанию. Этот режим, а также режим вращения носовой части с низкой/высокой скоростью вращения являются основными причинами того, что у Slingsby T67M/T-3A такие ужасные показатели безопасности: более 14% парка Т-67 было уничтожено в результате несчастных случаев со смертельным исходом. Типичным входом Т-3 в штопор был резкий разворот, при котором самолет полностью переворачивался во время первого разворота, что очень дезориентировало новых пилотов. Самолет не сможет выйти из штопора, если вы отпустите органы управления полетом - он фактически развернется и начнет вращаться быстрее, а нос будет даже ниже, чем обычно. Т-3 действительно крутился носом очень низко — настолько низко, что приходилось смотреть вверх, чтобы увидеть горизонт. Он также вращался очень быстро. Это не было похоже на разворот Т-37, вообще ничего. Т-3 вращался так быстро, что при восстановлении вращения у вас начинался нистагм (глазные яблоки подпрыгивали взад и вперед). Обучение вращению в Академии на большой высоте (мы вводили все вращения на высоте от 11 500 до 12 000 футов над средним уровнем моря) действительно повлияло на то, как самолет вращался и восстанавливался. Чем разрежен воздух, тем меньше приходится работать поверхностям управления полетом во время выхода из штопора. Я считаю, что это одна из причин, по которой в Академии произошли все несчастные случаи со вращением.
- ^ «Аиб сообщает» . usaf.aib.law.af.mil . Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Печаль, что самолеты Йоркшира сдаются на слом ВВС США» . Дарлингтон и Стоктон Таймс . 22 сентября 2006 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Профиль Т. Касселлс» . Октябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 1 января 2014 г. Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Skyborne предлагает UPRT в Slingsby T67 Firefly» . Новости карьеры пилота . 3 октября 2019 года . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Hoyle Flight International , 13–19 декабря 2011 г., с. 34.
- ^ «Slingsby T67M-200 Firefly на службе Сил обороны Белиза - Aeroflight» .
- ^ «Флот» . Оклендский аэроклуб . Архивировано из оригинала 19 октября 2008 года . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ «Слингсби Светлячок» . Аэроклуб Норт Шор . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Летная школа и самолеты» . ФТЕХерес .
- ^ «Слингсби Firefly T67 – сервис и поддержка» . Стремительный самолет . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 года.
- ^ Тейлор, MJH, изд. (1999). Всемирный каталог самолетов и систем Брасси, издание 1999/2000 гг . Брасси. ISBN 1-85753-245-7 .
- ^ «FAS.org Т-3А Светлячок» . Проверено 10 апреля 2007 г.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 180, № 5231, 13–19 декабря 2011 г., стр. 26–52. ISSN 0015-3710.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
https://www.ntsb.gov/_layouts/ntsb.aviation/brief.aspx?ev_id=20141024X52246&key=1
- Официальная страница T67 Firefly канадских вооруженных сил
- Сертификат типа Великобритании для семейства T67 Firefly
- Маршалл Слингсби. Получено 18 июня 2012 г.,
- Том Касселл. Получено 18 июня 2012 г.,
- Утилизируемый ВВС проблемный самолет возвращен 9 сентября 2006 г.
- Ссылка AF: Официальные лица объявляют окончательную диспозицию T-3A Firefly с изображением, являющимся общественным достоянием.