Воздушный транспорт
Воздушные перевозки — это организованная доставка грузов или личного состава преимущественно с помощью военно-транспортных самолетов .
Воздушные перевозки делятся на два типа: стратегические и тактические. Обычно стратегические воздушные перевозки включают перемещение материалов на большие расстояния (например, через континент или театр военных действий или за их пределы), тогда как тактические воздушные перевозки направлены на переброску ресурсов и материалов в определенное место с высокой точностью.
В зависимости от ситуации поставки грузов по воздуху могут доставляться различными способами. Когда пункт назначения и окружающее воздушное пространство считаются безопасными, самолет приземлится в соответствующем аэропорту или авиабазе для выгрузки груза на земле. Если посадка корабля или доставка грузов в определенный район из зоны приземления наземным транспортом невозможна, грузовой самолет может сбрасывать их в полете с помощью парашютов, прикрепленных к соответствующим контейнерам снабжения. Когда имеется обширная зона, где предполагаемые получатели имеют контроль, не опасаясь, что противник помешает сбору и/или украдет товары, самолеты могут поддерживать нормальную высоту полета и просто воздуха сбрасывать припасы с и позволить им спуститься на землю с парашютом. . Однако, когда территория слишком мала для этого метода, например, в случае изолированной базы, и/или слишком опасна для приземления, система эвакуации с парашютом на малой высоте используется .
Во время стихийных бедствий и других кризисов воздушные перевозки используются для поддержки или замены других транспортных средств для оказания помощи пострадавшему гражданскому населению. Примеры включают Берлинский воздушный транспорт для снабжения изолированного Западного Берлина продовольствием и углем, воздушный транспорт Air India 1990 года для спасения индийских граждан, оказавшихся в войне в Персидском заливе , и воздушный транспорт в Биафране в 1967–70 годах во время гражданской войны в Нигерии .
История
[ редактировать ]В ноябре 1915 года французская эскадрилья MF 99 S , оснащенная самолетами Farman MF.11 , переправила раненых солдат из Сербии через Албанию на Корфу . Это была первая операция медицинской эвакуации в истории авиации. [ 1 ] [ 2 ]
В апреле 1923 года самолеты Королевских ВВС британских иракского командования переправили 280 сикхских военнослужащих из Кингарбана в Киркук в рамках первой британской воздушной операции. Эта операция проводилась только на небольшом расстоянии, и только в 1929 году Королевские ВВС провели небоевую воздушную эвакуацию сотрудников британского посольства из Афганистана в Индию на большие расстояния с использованием самолета Vickers Victoria во время воздушной перевозки в Кабул .
Первая в мире боевая переброска по воздуху на большие расстояния состоялась с июля по октябрь 1936 года. [ 3 ] Нацистские немецкие Люфтваффе Ju 52 и фашистские итальянские Regia Aeronautica Savoia-Marchetti SM.81 использовались испанскими националистическими ВВС для переброски войск Африканской армии из испанского Марокко на материковую часть Испании в начале Испании гражданской войны в .
Воздушные перевозки стали практичными во время Второй мировой войны , поскольку самолеты стали достаточно большими и сложными, чтобы справляться с большими объемами грузов. Немцы использовали воздушные перевозки для успешной помощи Демянскому котлу , хотя Люфтваффе понесло значительные потери для своего парка транспортных самолетов. Ввиду очевидной оправданности тактики воздушных перевозок, начальник верховного командования Люфтваффе Герман Геринг заверил Адольфа Гитлера , что Люфтваффе может провести воздушные перевозки в более крупном масштабе, что стало ключевым фактором, не позволившим Шестой армии уйти из Сталинграда после его окружения. со стороны Красной Армии . Однако в этот момент Люфтваффе были напряжены, столкнувшись с более подготовленными советскими военно-воздушными силами в Сталинграде, поэтому они не смогли доставить необходимые припасы до того, как аэродромы были захвачены. Несмотря на очевидные недостатки воздушной перевозки, Гитлер отказал Шестой армии в разрешении на попытку прорыва, что в конечном итоге привело ее командующего Фридриха Паулюса . к капитуляции [ 4 ]
начало ВВС США В мае 1942 года командование воздушного транспорта более полумиллиона чистых тонн техники из Индии в Свободный Китай через Горб. крупнейшую и самую длительную воздушную переброску за всю войну, доставив к ноябрю 1945 года Летчики были сбиты в оккупированной нацистами Сербии во время операции «Приливная волна» , Пятнадцатые воздушные силы США и Управление стратегических служб эвакуировали некоторых из них в ходе операции «Халярд» при содействии Дражи Михайловича партизан Четника . [ 5 ] Кроме того, в конце Второй мировой войны ВВС США и ВВС Великобритании организовали сброс гуманитарной помощи в оккупированные нацистами Нидерланды в рамках операций «Манна» и «Човхаунд», чтобы облегчить голландский голод 1944-45 годов . [ 6 ]
Крупнейшей воздушной перевозкой был Берлинский воздушный транспорт , продолжавшийся с июня 1948 по сентябрь 1949 года, международная операция, призванная помешать блокаде Западного Берлина Советским Союзом . Переброску организовали ВВС США , Королевские ВВС Великобритании, ВВС Франции , Королевские ВВС Канады , Королевские ВВС Австралии , Королевские ВВС Новой Зеландии и ВВС ЮАР с использованием C-47. Skytrains , C-54 Skymasters , Handley Page Haltons и Short Sunderlands . [ 7 ] Многие советские и западные лидеры первоначально предполагали, что воздушный транспорт для пополнения запасов Западного Берлина потерпит неудачу из-за результатов Сталинградской битвы. Однако вместо этого это удалось и стало позором для Советского Союза, который положил конец блокаде. [ 8 ] [ 9 ] Блокада и успех воздушной перевозки станут главным фактором начала холодной войны и формирования Организации Североатлантического договора , Западноевропейского союза и Федеративной Республики Германия . [ 10 ] [ 11 ]
Израильские ВВС и Эль-Аль провели ряд воздушных перевозок во время исхода евреев из арабских и мусульманских стран в Израиль после арабо-израильской войны 1948 года . В 1949 году Израиль эвакуировал 49 000 йеменских евреев в Израиль в рамках операции «На крыльях орлов» . [ 12 ] В 1951 году он провел операцию «Эзра и Неемия», эвакуировав более 120 000 евреев из Ирака в Израиль через Британский Кипр . [ 13 ] Позже Армия обороны Израиля эвакуировала более 8000 Бета-Израиль беженцев из Эфиопии, проживающих в лагерях беженцев в Судане, в рамках операций «Моисей» , «Иисус Навин» и «Операция Соломон» во время эфиопского голода и гражданской войны . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Во время Первой Индокитайской войны французские экспедиционные войска разработали концепцию hérisson (« еж »), создав укрепленный воздушный пункт путем переброски солдат по воздуху на позиции, прилегающие к ключевым линиям снабжения Вьетминя в Лаос. Это отрежет солдат Вьетминя , сражающихся в Лаосе, и вынудит их отступить. «Это была попытка перехватить тыл противника, остановить поток припасов и подкреплений, создать редут в тылу противника и расстроить его линии». Он был успешно реализован в битве при На Сане , поэтому французы надеялись повторить его в большем масштабе в битве при Дьенбьенфу . [ 17 ] Однако, основываясь на уроках, извлеченных из На Сана, Вьетминь улучшил свою подготовку в Чинбьенфу, включая скрытую артиллерию и массированные зенитные батареи, из-за чего французским самолетам стало опасно использовать взлетно-посадочные полосы, после чего бомбардировка вынудила французов вообще отказаться от использования взлетно-посадочной полосы и полагаться на десантирование с парашютом. Осажденные французские войска в конце концов сдались. [ 18 ]
Самая крупная гражданская воздушная перевозка за всю историю, авиаперевозка в Биафру , была осуществлена протестантской и католической церквями, работавшими вместе под лозунгом «Объединенная церковная помощь» (JCA) для доставки еды в Биафру во время войны за отделение Биафры от Нигерии в 1967–70. По оценкам, это совместное усилие (которое участники называли «Авиалинии Иисуса Христа» в шутку от инициалов JCA), спасло более миллиона жизней в Биафре. Большинство самолетов вылетало из португальских Сан-Томе и Принсипи на взлетно-посадочную полосу Ули , единственного действующего «аэропорта» в Биафре, который был создан путем расширения общей дороги. Полеты выполнялись ночью с выключенным освещением и почти в полной радиомолчании, чтобы избежать столкновения ВВС Нигерии с самолетами МиГ . Все самолеты, экипажи и материально-техническое обеспечение оплачивались, устанавливались и обслуживались объединенными церковными группами. JCA, их экипажи и самолеты (в основном устаревшие многовинтовые авиалайнеры, такие как DC-7 , Lockheed Constellation и Superconstellations , DC-6 и DC3 ) продолжали летать в Биафру ценой жизни многих экипажей. [ 19 ] [ нужна проверка ]
1973 Во время войны Судного дня ВВС США года командование военно-воздушных перевозок провело операцию «Никель Грасс» для пополнения запасов Израиля перед лицом скоординированного внезапного нападения Египта и Сирии . [ 20 ] Воздушный транспорт позволил Израилю начать контрнаступление против арабских государств, но заставил Организацию стран-экспортеров нефти наложить нефтяное эмбарго на Соединенные Штаты, положив начало энергетическому кризису 1970-х годов . [ 21 ]
в 1974 году Во время турецкого вторжения на Кипр ВВС Греции попытались перебросить коммандос в аэропорт Никосии в рамках операции «Ники» , но потерпели неудачу после того, как самолеты «Норд Норатлас» были сбиты дружественным огнем кипрской национальной гвардии после пролета над британскими ВВС Акротири . [ 22 ] [ 23 ]
Крупнейшую гражданскую воздушную перевозку в истории осуществила авиакомпания Air India во время войны в Персидском заливе , которая репатриировала 176 000 индийских рабочих-мигрантов, застрявших в баасистском Ираке после вторжения в Кувейт . [ 24 ] [ 25 ] Индия осуществляла и другие перевозки рабочих-мигрантов по воздуху во время кризисов на Ближнем Востоке. ВМС Индии эвакуировали множество индийских мирных жителей из Ливанской войны 2006 года посредством операции «Сукун» , из Первой гражданской войны в Ливии посредством операции «Безопасное возвращение домой» , из гражданской войны в Южном Судане посредством операции «Санкат Мочан» и из саудовско-йеменской войны посредством операции «Рахат» . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] ВМС Пакистана также эвакуировали пакистанских граждан из Йемена по воздуху во время саудовской интервенции. [ 29 ] Индийские вооруженные силы также осуществили переброску по воздуху в Непал после землетрясения в Непале в 2015 году в рамках операции Майтри . [ 30 ]
Во время вспышки пандемии COVID-19 в Ухане многочисленные военно-воздушные силы и гражданские авиакомпании организовали эвакуационные рейсы из международного аэропорта Ухань Тяньхэ . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Самый высокий уровень гражданских воздушных перевозок в истории (количество эвакуированных гражданских лиц в день) был во время падения Кабула в августе 2021 года, когда 778 рейсов эвакуировали 124 334 человека за 17 дней - 7300 гражданских лиц в день (по сравнению с 2700 воздушными перевозками индийцев из Кувейта в день). в 1990 году). [ 39 ] Пик эвакуации пришелся на 23 августа 2021 года, когда за один день было эвакуировано более 21 600 мирных жителей. Во время падения Кабула в конце войны в Афганистане после того, как Талибан захватил большую часть Афганистана в ходе наступления 2021 года после вывода сил США и НАТО , иностранные правительства эвакуировали сотни тысяч своих граждан, а также находящихся в опасности афганцев из Международный аэропорт имени Хамида Карзая . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] В рамках операции Вооруженных сил США » « Убежище союзников министр обороны США Ллойд Остин реквизировал американские авиалайнеры через Гражданский резервный воздушный флот для оказания помощи Транспортному командованию США . [ 43 ] Позже Министерство обороны США заявило, что эвакуировало 122 000 человек, включая граждан США и претендентов на получение специальной иммиграционной визы в Афганистан . [ 44 ] Другие воздушные перевозки включали британских вооруженных сил » операцию «Питтинг , канадских вооруженных сил » операцию «Эгида и индийских вооруженных сил » операцию «Деви Шакти .
Стратегические воздушные перевозки
[ редактировать ]Стратегические воздушные перевозки — это использование военно-транспортных самолетов для перевозки транспортных средств , техники , вооружения или личного состава на большие расстояния. Обычно это предполагает переброску необходимых предметов по воздуху между двумя авиабазами, расположенными в разных местах. Это позволяет командирам при необходимости доставлять предметы на театр боевых действий из точки на другом конце планеты. Самолеты, выполняющие эту роль, считаются стратегическими авиалайнерами . Это контрастирует с тактическими авиалайнерами, такими как C-130 Hercules и Transall C-160 , которые обычно могут доставлять припасы только в пределах данного театра военных действий .
Примеры последних крупных стратегических авиалайнеров включают:
- Аэробус А400М Атлас
- Антонов Ан-124 Руслан
- Антонов Ан-225 «Мрия» (Единственная модель, уничтоженная во время боя за аэропорт Антонов ) [ 45 ]
- Боинг С-17 Глоубмастер III
- Ильюшин Ил-76
- Локхид С-5 Гэлакси
- Сиань Y-20
Однако перебрасывать значительные механизированные силы, такие как основные боевые танки, по воздуху непомерно дорого и непрактично. Например, M1 Abrams мог нести только C-5 Galaxy (два танка) или C-17 Globemaster III (один танк). Эта трудность побудила к инвестициям в более легкие боевые бронированные машины (такие как « Страйкер »), а также к некоторым предварительным исследованиям альтернативных технологий воздушных перевозок, таких как экранопланы и дирижабли . Гражданские самолеты также широко используются для перевозки. Для некоторых гражданских авиакомпаний, таких как «Волга-Днепр» , военные контракты составляют значительную часть доходов.
Тактический воздушный транспорт
[ редактировать ]Тактические воздушные перевозки — военный термин, обозначающий воздушную транспортировку припасов и оборудования на театре военных действий (в отличие от стратегических воздушных перевозок). Самолеты, выполняющие эту роль, называются тактическими авиалайнерами . Обычно это турбовинтовые самолеты, которые имеют короткие взлетно-посадочные дистанции и шины низкого давления, позволяющие выполнять полеты с небольших или плохо подготовленных взлетно-посадочных полос. Хотя им не хватает скорости и дальности действия стратегических авиалайнеров (которые обычно оснащены реактивными двигателями ), эти возможности неоценимы в зонах боевых действий. Более крупные военно-транспортные вертолеты , такие как CH-47 Chinook и Ми-26 , также могут использоваться для переброски личного состава и техники. Преимущество вертолетов заключается в том, что им не требуется взлетно-посадочная полоса, а оборудование часто можно подвешивать под самолетом, что позволяет доставлять его без приземления, но они неэффективны с точки зрения расхода топлива и, следовательно, обычно имеют ограниченную дальность полета. Также существуют гибридные самолеты, такие как Bell Boeing V-22 Osprey, которые пытаются объединить Полет вертикального взлета и посадки с большей дальностью и скоростью.
Тактические самолеты для воздушных перевозок спроектированы так, чтобы быть маневренными, что позволяет выполнять полеты на малой высоте, чтобы избежать обнаружения радаром, а также с воздуха сбрасывать припасы . Большинство из них оснащены защитными системами , защищающими их от атак ракет класса «земля-воздух» .
Самая первая советская тактическая воздушная переброска произошла в 1929 году, когда сорок бойцов Красной Армии были переброшены по воздуху в город Гарм в Таджикистане (тогда Таджикская АССР ) для отражения нападения басмачей повстанцев под командованием Фузайла Максума . [ 46 ]
Примеры последних крупных тактических авиалайнеров включают:
- Антонов Ан-12
- Антонов Ан-72
- Антонов Ан-70
- Антонов Ан-178
- EADS CASA CN-235
- EADS CASA C-295
- С-27 Спартанец
- C-130J Супер Геркулес
- Трансалл С-160
- Кавасаки С-2
- Шэньси Y-8
- Шэньси Y-9
- Эмбраер КС-390
Сравнение авиалайнеров
[ редактировать ]Последние платформы
[ редактировать ]Самолет [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] | Роль | Макс. полезная нагрузка (кг) | Дальность (морская миля) | Круиз ( Мах ) | Потолок (футы) | Цена |
---|---|---|---|---|---|---|
Антонов Ан-72 [ 51 ] | Тактический | 10,000 | 1728 морских миль | 0,68 Маха | 36 089 футов | 12,5 млн долларов (оценка) |
C-130J Супер Геркулес [ 52 ] | Тактический | 19,050 | 2380 морских миль | 0,58 Маха | 33 000 футов | 52 миллиона долларов (оценка) |
Антонов Ан-12 | Тактический | 20,000 | 1940 морских миль | 0,55 Маха | 33 000 футов | — |
Шэньси Y-8 | Тактический | 20,000 | 3030 морских миль | 0,45 Маха | 34 000 футов | — |
Эмбраер КС-390 | Тактический | 26,000 | 3140 морских миль | 0,70 Маха | 36 000 футов | 50 миллионов долларов (оценка) |
Шэньси Y-9 | Тактический | 25,000 | 3700 морских миль | 0,53 Маха | 34 120 футов | — |
Аэробус А400М Атлас | Стратегический/тактический | 37,000 | 2450 морских миль | 0,72 Маха | 37 000 футов | 100 миллионов евро (оценка) |
Аэробус C295 | Тактический | 9,250 | 2100 морских миль | 0,35 Маха | 30 000 футов | - |
Кавасаки С-2 | Стратегический/тактический | 37,600 | 3000 морских миль | 0,80 Маха | 40 000 футов | 120 миллионов долларов (оценка) |
Антонов Ан-70 | Тактический | 47,000 | 1621 морская миля | 0,73 Маха | 40 000 футов | 80 миллионов долларов (оценка) |
Ильюшин Ил-76 | Стратегический/тактический | 60,000 | 2700 морских миль | 0,70 Маха | 42 700 футов | 120 миллионов долларов (оценка) |
Сиань Y-20 | Стратегический | 66,000 | 2430 морских миль | 0,75 Маха | 42 700 футов | — |
C-17 Глоубмастер III | Стратегический/тактический | 77,520 | 2380 морских миль | 0,77 Маха | 45 000 футов | 225 миллионов долларов |
С-5 Галактика | Стратегический | 122,472 | 2400 морских миль | 0,77 Маха | 34 000 футов | 168 миллионов долларов |
Антонов Ан-124 | Стратегический | 150,000 | 2808 морских миль | 0,65 Маха | 35 000 футов | 70–100 млн долларов |
Антонов Ан-225 | Стратегический | 250,000 | 2159 морских миль | 0,61 Маха | 33 000 футов | — |
См. также
[ редактировать ]- Эйрбридж
- Аирдроп
- Воздушные грузы
- Берлинский воздушный транспорт
- Градиент потери силы , военная концепция
- Операция «Никель Грасс» в Израиле, 1973 г.
- Проекция силы
- Морской транспорт
- Втулочное распределение
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Альбин, Денис. «525-я эскадрилья» . История французской военной авиации (на французском языке) . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «Великие крысы – я лечу» . Радио Телевидение Сербии (на сербском языке). 8 февраля 2014 года . Получено 15 августа.
- ^ Подпись к фотографии, стр. 146, а также текст, стр. 201, Air Power , Будянский, Стивен, Penguin Group, Лондон, Англия, 2005 г.
- ^ Бивор, Энтони (1999). Сталинград . Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-024985-0 . OCLC 40646157 .
- ^ «Величайшее спасение, о котором вы никогда не слышали» . Питтсбург Пост-Газетт . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Операция Манна-Чаухаунд: Избавление свыше» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 6 мая 2020 г. Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Тернер, Барри (2017). Воздушный транспорт в Берлин: операция по оказанию помощи, определившая Холодную войну . ISBN 978-1-5100-8956-3 . OCLC 1018254052 .
- ^ Шредер, Хелена (2010). Прорыватели блокады: Берлинский воздушный транспорт . Страуд: История. ISBN 978-0-7524-5600-3 . OCLC 495598280 .
- ^ Тейлор, Фред (2006). Берлинская стена: разделенный мир, 1961–1989 (1-е изд. для США). Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-078613-7 . OCLC 76481596 .
- ^ Архивы, Национальный. «Блокада Берлина и образование НАТО» . www.nationalarchives.gov.uk . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Блокада Берлина» . НАТО . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «На крыльях орлов: операция по доставке йеменских евреев в Израиль» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ «Операция Эзра и Нехемия — переброска иракских евреев по воздуху» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Операция Моисей» . www.historyofwar.org . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ "1984-1991 Перевозка еврейской общины Эфиопии |" . 10 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ «Операция Соломон» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Кеннеди, Брюс. «Битва 1954 года изменила историю Вьетнама» . CNN . Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года.
- ^ Симпсон, Ховард Р. (май 1994 г.). Дьенбьенфу: эпическая битва, которую забыла Америка . Брасси (США). ISBN 0-02-881047-3 .
- ^ Тени: воздушные перевозки и воздушная война в Биафре и Нигерии 1967–1970, Майкл И. Дрейпер ( ISBN 1-902109-63-5 )
- ^ «Никелевая трава» . 31 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Вамболд, Адам (08 октября 2014 г.). «Операция «Никелевая трава: поворотный момент войны Судного дня»» . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Военные истории – 21-22 июля 1974 года» . www.militaryhistories.co.uk . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Никосия, Associated Press (6 августа 2015 г.). «Кипрские чиновники говорят, что они, возможно, нашли греческий самолет, сбитый в 1974 году» . Хранитель . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Фабиан, КП; Журнал «Иностранные дела Индии» (2012). «Крупнейшая воздушная эвакуация в истории» . Индийский журнал иностранных дел . 7 (1): 93–107. ISSN 0973-3248 . JSTOR 45341807 .
- ^ Венкатарамакришнан, Рохан (2 июля 2014 г.). «Воздушная перевозка из Берлина была замечательной, но самая крупная эвакуация гражданского населения в истории осуществлена Индией» . Прокрутка.в . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Khaleej Times Online – Возвращение эвакуированных приносит радость семьям» . 30 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Индия объявляет операцию «Безопасное возвращение домой», тысячи людей уже в пути» . Сифи . 02 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 02 марта 2011 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Индия эвакуирует 4640 граждан, еще 960 — из Йемена» . oneindia.com . 09.04.2015 . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Хайдер, Ирфан (27 марта 2015 г.). «Наваз приказывает эвакуировать пакистанцев, застрявших в Йемене» . рассвет.com . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Землетрясение в Непале: Индия начинает операцию «Маитри», перебросив по воздуху 546 человек из Катманду» . 26 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Коронавирус: второй самолет, на борту которого находятся 323 индийца из Ухани, сегодня прибудет в Дели» . Индия сегодня . 1 февраля 2020 г. . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Цзян, Стивен; Стракуалурси, Вероника (25 января 2020 г.). «Чартерный рейс США для эвакуации американских дипломатов и граждан из Китая на фоне вспышки коронавируса» . CNN . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Гольдштейн, Майкл. «Госдепартамент США вернул домой более 85 000 американцев, пострадавших от коронавирусного кризиса» . Форбс . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Чаудхури, Дипанджан Рой. «Коронавирус: Индия возвращает 36 иностранцев и 76 граждан из Ухани» . Экономические времена . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ "Эвакуация украинцев из Уханя: куда прилетит самолет, как обустроят карантин и кто протестует?" . gordonua.com . 19 February 2020 . Retrieved 2021-09-05 .
- ^ "Финны прибывают во Францию после репатриации из Уханя" . Юле Уутисет . 21 февраля 2020 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Канадский государственный служащий и летный экипаж освобождены из карантина по коронавирусу – National | Globalnews.ca» . 10.02.2020. Архивировано из оригинала 10 февраля 2020 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Рейс для эвакуации коронавируса из Ухани приземлился в Дарвине – ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация)» . Новости АВС . 09.02.2020. Архивировано из оригинала 09 февраля 2020 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Полковник ВВС вспоминает последние вылеты из Кабула в рамках одной из крупнейших эвакуаций в истории» . Фокс Ньюс . 2 сентября 2022 г.
- ^ Чухтай, Алия. «Инфографика: Отслеживание рейсов из Кабула» . www.aljazeera.com . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Шарич, Ивана (26 августа 2021 г.). «Союзники США пытаются покинуть Афганистан» . Аксиос . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ «Американские войска останутся до тех пор, пока американцы и имеющие на это право афганцы не будут эвакуированы, — говорит Байден» . Хранитель . 16 августа 2021 г. Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Кауфман, Элли; Либерманн, Орен; Стракуалурси, Вероника; Бенвенист, Алексис (22 августа 2021 г.). «Пентагон задействует американские авиакомпании для оказания помощи в эвакуации из Афганистана» . CNN . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Гауэтт, Николь; Ханслер, Дженнифер; Старр, Барбара; Либерманн, Орен (30 августа 2021 г.). «Последние военные самолеты США покинули Афганистан, ознаменовав конец самой продолжительной войны Соединенных Штатов» . CNN . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ "Украина задерживает чиновников из-за уничтожения знаменитого самолета в начале войны" . Рейтер . 10 марта 2023 г.
- ^ Такер, Спенсер, 2013. Энциклопедия повстанческих и противоповстанческих действий: новая эра современной войны: новая эра современной войны. Санта-Барбара: ABC-CLIO. https://www.abc-clio.com/ABC-CLIOCorporate/product.aspx?pc=A3973C
- ^ Сравнение военно-транспортных самолетов
- ^ «Базоподъемность военно-транспортной авиации» . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ↑ Данные Lockheed C-5. Архивировано 16 мая 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ «Шэньси Y-9 (Юнь-9)» .
- ^ «АН-72 УГОЛЬНИК (АНТОНОВ)» .
- ^ Пайк, Джон. «Технические характеристики и характеристики C-130J» . www.globalsecurity.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Короткометражный фильм «ВОЗДУШНЫЙ ПОДЪЕМ… РАБОТАЕМ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ» (1979) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .