Khosrow I
Khosrow I Хосроэ 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [ а ] | |
![]() Хосров I на декоративной тарелке в музее БнФ. | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 13 сентября 531 г. - февраль 579 г. |
Предшественник | Планы я |
Преемник | Хормизд IV |
Рожденный | 512–514 Ардестан , Сасанидская империя |
Умер | Февраль 579 г. (65–67 лет) Ктесифон , Сасанидская империя |
Супруг | Хазарская принцесса |
Проблема |
|
Дом | Дом Сасана |
Отец | Планы я |
Мать | Испабудхан дворянка |
Религия | Зороастризм |
Хосров I (также пишется Хосров , Хосро или Хосров ; среднеперсидский : 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩 ; новоперсидский : خسرو [ xosˈroʊ̯ ]), традиционно известный под эпитетом Ануширван ( انوشيروان) [ ænuːʃi:rˈvɔːn ] «Бессмертная душа») — сасанидский король царей Ирана с 531 по 579 год . Он был сыном и преемником Кавада I ( годы правления 488–496, 498/9–531 ).
Унаследовав возрожденную империю, находившуюся в состоянии войны с византийцами , Хосров I подписал с ними мирный договор в 532 году, известный как Вечный мир , по которому византийский император Юстиниан I заплатил сасанидцам 11 000 фунтов золота. Затем Хосров сосредоточился на консолидации своей власти, казнив заговорщиков, в том числе своего дядю Бави . Недовольный действиями византийских клиентов и вассалов Гассанидов и поощряемый посланниками остготов из Италии , Хосров нарушил мирный договор и объявил войну византийцам в 540 году. Он разграбил главный город Антиохию и депортировал ее население в Персию. В 541 году он вторгся в Лазицу и сделал ее иранским протекторатом, положив начало Лазичской войне . В 545 году две империи согласились остановить войны в Месопотамии и Сирии, продолжая сражаться в Лазице. Перемирие было заключено в 557 г., а к 562 г. был заключен Пятидесятилетний мирный договор .
В 572 году Юстин II , преемник Юстиниана, нарушил мирный договор и послал византийские войска в сасанидский регион Арзанен . В следующем году Хосров осадил и захватил важный византийский город-крепость Дара , что привело Юстина II к безумию. Война продолжалась до 591 года, пережив Хосрова. Войны Хосрова велись не только на западе. На востоке, в союзе с гёктюрками , он окончательно положил конец Империи эфталитов , нанесшей в V веке несколько поражений сасанидам, убив деда Хосрова Пероза I. На юге иранские войска под предводительством Вахреза разгромили аксумитов и завоевали Йемен .
Хосров I был известен своим характером, добродетелями и знаниями. Во время своего амбициозного правления он продолжил проект своего отца по проведению крупных социальных, военных и экономических реформ, повышению благосостояния народа, увеличению государственных доходов, созданию профессиональной армии, а также основанию или восстановлению многих городов, дворцов и значительной части инфраструктуры. Он интересовался литературой и философией, и при его правлении в Иране процветали искусство и наука. Он был самым выдающимся из сасанидских царей, и его имя стало, как и имя Цезаря в истории Рима , обозначением сасанидских царей .
На момент его смерти Сасанидская империя достигла своего наибольшего размера со времен Шапура II , простираясь от Йемена на западе до Гандхары на востоке. Ему наследовал его сын Хормизд IV .
Имя и титулы
[ редактировать ]Хосров — это новоперсидский вариант его имени, используемый учеными; его первоначальное имя было среднеперсидским , Хусрав , что само по себе происходит от авестийского Хаосраууа («тот, у кого хорошая слава»). [ 1 ] Имя переводится на греческий как Хосров ( Χοσρόης ) и на арабский как Кисра . [ 2 ] Помимо личного имени, он широко известен в источниках под эпитетом Ануширван («Бессмертная душа»), новоперсидским переводом среднеперсидского анушаг-руван . [ 3 ] Этот титул он получил после своей смерти, чтобы отличить его от Хосрова II . [ 4 ] В нем говорилось о его религиозных реформах и содействии процветанию королевства. [ 2 ] и, вероятно, также связал его с мифическим бессмертным царем Кеем Хосровом (оба помнились как благочестивые цари и «восстановители» веры). [ 4 ] Другие варианты имени — Аноширван , [ 2 ] Анушираван [ 5 ] и Новширван . [ 6 ] Хосров также был известен под эпитетом Дадгар («Вершатель правосудия»). [ 7 ] а в исламские времена - Адель («Справедливый»). [ 4 ]
Историография
[ редактировать ]Многие источники, относящиеся к исламской эпохе, такие как ат-Табари «Арабская история пророков и царей» и « Шахнаме» («Книга царей») средневекового персидского эпоса о Фирдоуси (ум. 1020), дают много информации о жизни Хосрова. реформы, и поэтому, скорее всего, почерпнули обе свои информации из книги по истории Средней Персии « Хвадай-Намаг» («Книга лордов»). [ 2 ] Другие работы были созданы независимо, например, « Сират Ануширван» , который, как сообщается, был автобиографией, написанной самим Хосровом и сохранившейся в работах Мискавайха (932–1030). [ 2 ] Хосров также упоминается в нескольких греческих источниках, таких как источники Прокопия , Агафия и Менандра-протектора , которые дают важную информацию об управлении Хосровом ирано -римскими войнами . [ 2 ] Сирийские авторы, такие как Иоанн Эфесский и Захария Ритор, также включают Хосрова в свои работы, предлагая представление о последствиях, которые его экспедиции навлекли на людей, живших на римской границе. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
Сообщается, что Хосров I родился между 512 и 514 годами в Ардестане , городе, расположенном в провинции Спахан в центральном Иране. [ 8 ] [ 9 ] Город, относящийся к периоду Ахеменидов , процветал во времена Хосрова, а также включал в себя храм огня , который, как говорят, был основан мифологическим каянским королем Каем Бахманом . [ 8 ] от которого сасаниды заявляли о своем происхождении. [ 10 ] Хосров был младшим сыном Кавада I , правящего сасанидского шаха. [ 11 ] Его матерью была принцесса Испабудхан , сестра ведущего иранского генерала Бави . [ 12 ] Испабудханы были одним из семи великих домов Ирана , которые составляли элитную аристократию Сасанидской империи . В частности, они пользовались таким высоким статусом, что их признавали «родственниками и партнерами сасанидов». [ 13 ] Семья также занимала важное положение спахбедов Запада, то есть юго-западных регионов Сасанидской империи (Хварваран). [ 14 ]
Следуя традициям аристократических семей или семей высшего сословия, Хосров должен был пойти в школу ( фрахангестан ) в возрасте от пяти до семи лет. [ 15 ] Там он научился писать и выучил яшты , Хадохт , Баян Ясн и Вендидад , следуя той же схеме обучения, что и будущий священник ( травяной ). [ 15 ] Кроме того, он ознакомился с среднеперсидским переводом Авесты , Зендом . [ 15 ] После этого его обучали верховой езде, стрельбе из лука, поло ( човгану ) и военному творчеству. [ 15 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Переговоры с византийцами по поводу усыновления Хосрова
[ редактировать ]
В ц. В 520 году Кавад, чтобы обеспечить преемственность Хосрова, положению которого угрожали братья-соперники и секта маздакитов, предложил императору Юстину I усыновить его. Первоначально это предложение было с энтузиазмом встречено византийским императором и его племянником Юстинианом Юстина , но квестор Прокл выступил против этого шага из-за опасений, что Хосров может позже попытаться захватить византийский трон. [ 11 ] Вместо этого византийцы выдвинули встречное предложение принять Хосрова не как римлянина, а как варвара. [ 16 ] В итоге переговоры не пришли к консенсусу. [ 11 ] Сообщается, что Хосров почувствовал себя оскорбленным византийцами, и его отношение к ним ухудшилось. [ 11 ]
Махбод, который вместе с Сиявушем выступал в роли дипломатов на переговорах, обвинил последнего в намеренном саботаже переговоров. [ 16 ] В адрес Сиявуша были выдвинуты дальнейшие обвинения, в том числе в почитании новых божеств и захоронении его умершей жены, что является нарушением иранских законов. [ 11 ] Таким образом, Сиявуш, скорее всего, был маздакитом, религиозной сектой, которую Кавад первоначально поддерживал, но теперь отказался от поддержки. Хотя Сиявуш был близким другом Кавада и помог ему бежать из заключения, последний не пытался предотвратить его казнь, по-видимому, с целью ограничить огромный авторитет Сиявуша как главы сасанидской армии, должность, которая не нравилась другие дворяне. [ 11 ] Сиявуш был казнен, а его должность упразднена. [ 17 ] Несмотря на провал переговоров, полномасштабная война на главной восточной границе разразилась только в 530 г. В прошедшие годы обе стороны предпочитали вести войну опосредованно, через арабских союзников на юге и гуннов на севере. [ 18 ]
Преследование Маздака и его последователей
[ редактировать ]
Маздак — имя главного представителя религиозного и философского учения под названием «Маздакизм» , которое выступало против насилия и призывало к разделению богатства, женщин и собственности. [ 19 ] архаичная форма коммунизма . [ 20 ] Маздакизм состоял не только из богословских и космологических аспектов, но и политических и социальных последствий, что было невыгодно дворянству и духовенству. [ 21 ] [ 22 ] По мнению современных историков Тураджа Дарьяи и Мэтью Канепы , разделение женщин, скорее всего, было преувеличением и клеветой, вытекающими из указа Маздака, который ослабил правила брака, чтобы помочь низшим классам. [ 22 ] Влиятельные семьи рассматривали это как тактику, направленную на ослабление их происхождения и преимуществ, что, скорее всего, и было так. [ 22 ] Кавад использовал это движение как политический инструмент для ограничения власти дворянства и духовенства. [ 20 ] [ 19 ] Поскольку дворянство и духовенство были ослаблены, Кавад смог провести реформы с меньшими трудностями. [ 11 ] [ 23 ] С бурными реформами 520-х годов Маздак ему больше не нужен. [ 24 ] В результате он официально отказался от поддержки маздакитов. [ 11 ] Была устроена дискуссия, на которой не только зороастрийское жречество, но и христианское и иудейское оклеветало Маздака и его последователей. [ 24 ]
Согласно « Шахнаме» («Книге царей»), написанной несколько столетий спустя средневековым персидским поэтом Фердоуси , Кавад приказал Маздака и его сторонников отправить к Хосрову, который приказал убить своих сторонников, закопав их головы в обнесенном стеной фруктовом саду, оставив только их ноги были видны. [ 24 ] Затем Хосров вызвал Маздака осмотреть его сад, сказав следующее; «Там вы найдете деревья, которых никто никогда не видел и о которых никто никогда не слышал, даже из уст древних мудрецов». [ 24 ] Маздак, увидев трупы своих последователей, вскрикнул и потерял сознание. Впоследствии он был казнен Хосровом, привязав его ноги к виселице и заставив своих людей стрелять в него стрелами. [ 24 ] Достоверность этой истории сомнительна; Для написания «Шахнаме» Фирдоуси использовал гораздо более ранние сообщения о событиях, и, таким образом, эта история может отражать некоторую форму современных воспоминаний. [ 25 ]
Присоединение
[ редактировать ]Вечный мир 532 года
[ редактировать ]
В 531 году, когда иранская армия осаждала Мартирополь , Кавад заболел и умер. [ 26 ] Хосров сменил его, но из-за ненадежности своего внутреннего положения он хотел заключить мир с византийцами, которые сами при императоре Юстиниане I (годы правления 527–565), возможно, уже были больше сосредоточены на возвращении утраченной западной половины Римской империи. чем в ведении войны против Ирана. [ 27 ] Византийские послы Руфин , Гермоген , Александр и Фома нашли Хосрова в более примирительном настроении, чем его отец, и вскоре было достигнуто соглашение. Юстиниан заплатит 110 центенариев (11 000 фунтов) золота якобы в качестве вклада в защиту Кавказских переходов от живущих за его пределами варваров, а база герцога Месопотамии будет перенесена из крепости Дара в город Константина . Два правителя снова признали друг друга равными и пообещали взаимопомощь. [ 27 ] [ 28 ] Хосров первоначально отказался вернуть два форта Лазич , требуя при этом вернуть два других форта, захваченных византийцами в Сасанидской Армении. Юстиниан сначала согласился, но вскоре передумал, в результате чего соглашение было разорвано. [ 29 ] Однако летом 532 года новому посольству Гермогена и Руфина удалось убедить Хосрова полностью обменять занятые форты, а также позволить изгнанным иберийским повстанцам либо остаться в Византийской империи, либо благополучно вернуться в свои дома. [ 29 ]
Консолидация власти
[ редактировать ]Где-то во время раннего правления Хосрова ему пришлось иметь дело со своим старшим братом Кавусом , который правил как правитель-король северной провинции Падишхваргар . [ 30 ] В отличие от Хосрова, он был маздакитом (или, по крайней мере, имел сильные симпатии к маздакитам) и, таким образом, пользовался их поддержкой как кандидат на престол. [ 31 ] Кавус утверждал, что является законным наследником престола из-за своего старшего возраста. [ 31 ] Однако он был побежден силами Хосрова и доставлен в Ктесифон , где Хосров созвал священников и призвал Кавуса признаться и попросить прощения, чтобы его можно было освободить. [ 32 ] Кавус отказался, предпочтя смерть, вынудив Хосрова убить его. [ 32 ] Сообщается, что Хосров «проклял судьбу» за то, что она «заставила его убить такого брата, как Кавус». [ 32 ]
Другая опасность для правления Хосрова заключалась в том, что его дядя Бави , который вместе с другими представителями иранской аристократии оказался вовлеченным в заговор, в ходе которого они пытались свергнуть Хосрова и сделать шахом Ирана Кавада, сына брата Хосрова Джамаспа. [ 33 ] Узнав о заговоре, Хосров казнил всех своих братьев и их потомков, а также Бави и других причастных к нему аристократов. [ 33 ] Хосров также приказал казнить Кавада, который был еще ребенком и находился вдали от суда, будучи воспитанным Адергудунбадесом . Хосров приказал убить Кавада, но Адергудунбад не подчинился и тайно воспитал его, пока в 541 году его не предал шаху его собственный сын Бахрам. Хосров казнил его, но Каваду или кому-то, выдававшему себя за него, удалось бежать в Византийскую империю. [ 34 ]
Реформы
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]Хосров I представляет собой воплощение короля-философа Сасанидской империи. Взойдя на престол, Хосров не восстановил власть феодальной знати или магов, а централизовал свое правительство. [ 35 ] Правление Хосрова считается одним из самых успешных в Сасанидской империи. Мирное соглашение между Римом и Ираном в 531 году дало Хосрову возможность консолидировать власть и сосредоточить свое внимание на внутренних улучшениях. [ 36 ] Его реформы и военные кампании ознаменовали возрождение Сасанидской империи, которая распространяла философские верования, а также торговала товарами с Дальнего Востока на Дальний Запад.
Внутренние реформы при Хосрове были гораздо важнее, чем реформы на внешних границах. Последующие реформы привели к возникновению бюрократического государства за счет великих дворянских семей, усилению центрального правительства и власти шаханшаха. Армия также была реорганизована и привязана к центральному правительству, а не к местному дворянству, что позволило обеспечить большую организованность, более быструю мобилизацию и гораздо больший кавалерийский корпус. Реформы налогообложения обеспечили империи стабильность и гораздо более сильную экономику, что позволило проводить длительные военные кампании, а также увеличить доходы бюрократии. [ 37 ]
Налоговые реформы
[ редактировать ]Налоговые реформы Хосрова получили высокую оценку нескольких ученых, наиболее известным из которых является Ф. Альтхайм. [ 37 ] Налоговые реформы, начатые при Каваде I и полностью реализованные Хосровым, значительно усилили королевский двор. [ 37 ] До правления Хосрова и Кавада большая часть земли принадлежала семи парфянским семьям : Сурену , Варазу, Карену , Испабудхану , Спандияду , Михрану и Зику. [ 38 ] Эти великие землевладельцы пользовались освобождением от налогов Сасанидской империи и были сборщиками налогов в своих местных провинциальных районах. [ 37 ]
С началом маздакитской революции произошло великое восстание крестьян и граждан низшего сословия, которые захватили большие участки земли в соответствии с эгалитарными ценностями. В результате этого возникла большая путаница в вопросах владения и собственности на землю. Хосров обследовал все земли империи без разбора и начал облагать налогом всю землю по единой программе. Налоговые поступления, которые раньше шли местной дворянской семье, теперь шли в казну центрального правительства. [ 37 ] Фиксированный налог, введенный Хосровом, создал более стабильную форму дохода казны.
Поскольку налог не менялся, казначейство могло легко оценить годовой доход. [ 37 ] До налоговых реформ Хосрова налоги собирались в зависимости от урожая, приносимого с земли. Новая система рассчитывала и усредняла налоги на основе прав на воду для каждого объекта недвижимости. На землях, на которых росли финиковые пальмы и оливковые деревья, использовался несколько иной метод налогообложения, основанный на количестве плодоносящих деревьев, содержащихся на этой земле. [ 37 ] Эти налоговые реформы Хосрова стали трамплином, позволившим провести последующие реформы в бюрократии и армии.
Административные реформы
[ редактировать ]Отличительной чертой бюрократической реформы Хосрова было создание нового социального класса. Раньше Сасанидская империя состояла всего из трех социальных классов: магов, дворян и крестьян/простолюдинов. Хосров добавил к этой иерархии между дворянами и крестьянами четвертый класс, названный дехканами . [ 39 ] Дехканы были мелкими землевладельцами Сасанидской империи и считались низшей знатью.
Хосров продвигал честных государственных чиновников, основанных на доверии и честности, а не коррумпированных дворян и магов. [ 40 ] Мелкие землевладельцы-деганы пользовались преимуществом перед высшей знатью, потому что они, как правило, вызывали больше доверия и были обязаны своей верностью шаху своим положением в бюрократии. [ 35 ] Возникновение деганов стало основой империи, поскольку теперь они владели большей частью земли и должностей в местной и провинциальной администрации. [ 37 ]
Уменьшение власти великих семей улучшило империю. Это произошло потому, что раньше каждая великая семья управляла большим участком земли и имела своего короля. Имя Шаханшах, что означает «Царь царей», произошло от того факта, что в Сасанидском Иране было много феодальных королей, правителем которых был Шаханшах. Их падение означало, что их власть была перенаправлена в центральное правительство, и все налоги теперь достались центральному правительству, а не местной знати.
Военные реформы
[ редактировать ]Крупные военные реформы сделали иранскую армию способной вести длительные войны, сражаться на нескольких фронтах и быстрее развертываться. [ 41 ] До правления Хосрова, как и в других частях империи, армия зависела от феодалов из великих семей в обеспечении солдат и кавалерии. Каждая семья предоставляла свою армию и снаряжение по требованию шаханшаха. Эта система была заменена появлением низшего класса дворянства деганов, которому платило и обеспечивало центральное правительство. [ 37 ]
Основной силой сасанидской армии была ашварская конница. Раньше только дворяне могли записаться в ашварскую кавалерию, которая была очень ограничена и создавала нехватку хорошо обученных солдат. Теперь, когда класс дехканов считался дворянством, они смогли присоединиться к кавалерийскому отряду и значительно увеличили численность кавалерийского отряда. [ 41 ]
Военная реформа больше сосредоточилась на организации и обучении войск. Кавалерия по-прежнему оставалась самым важным аспектом иранской армии, пешие лучники были менее важны, а массовые крестьянские силы находились в нижней части спектра.
Хосров создал четыре военных округа, во главе каждого округа стоял спахбед или генерал. [ 37 ] До реформ Хосрова генерал иранцев ( Эран-спахбед ) контролировал вооруженные силы всей империи. [ 42 ] Четыре зоны включали Месопотамию на западе, Кавказский регион на севере, Персидский залив в центральном и юго-западном регионе и Центральную Азию на востоке. Это новое четырехразделение Империи не только создало более эффективную военную систему, но и «[управление] огромной, многорегиональной, многокультурной и многорасовой империей». [ 41 ]
Оборудование
[ редактировать ]Во время правления Хосрова был составлен «список» снаряжения для кавалерии ( асваран ). В список входили шлем, горжет, кольчужная рубашка, ламеллярное пальто или кираса, набедренные доспехи, рукавицы, меч, щит, два лука с запасными тетивами, 30 стрел, топор или булава и конские доспехи. [ 43 ]
Сасанидские буллы, показывающие четыре спаха, показывают, что лошади в этот период все еще были полностью вооружены, а сасанидская кавалерия все еще использовала тактику тяжелой кавалерии. Весьма вероятно, что стремя были введены в сасанидскую конницу за два столетия до реформ Хосрова. [ 44 ] (и упоминаются в Биваре (1972) [ 43 ] ), а «стремя» положение ног можно увидеть на сасанидских буллах и в Так-е-Бостане.
Военные кампании
[ редактировать ]Война с Византийской империей, 540–562 гг.
[ редактировать ]
Фон
[ редактировать ]В 539 году Хосров первоначально попытался получить повод для войны против византийцев, пытаясь воспользоваться разногласиями между его клиентами Лахмидами и византийскими клиентами Гассанидами , которые оба претендовали на владение землями к югу от Пальмиры , недалеко от старой Страты Диоклетиана . [ 45 ] Однако его попытка была сорвана, когда византийцы успешно истолковали проблему. [ 46 ] Впоследствии Хосров обвинил Юстиниана в попытке подкупить правителя Лахмидов аль-Мундхира III ибн ан-Нумана ( годы правления 503–554 ) через своего дипломата Суммуса, а также в том, что он вдохновил некоторых гуннов на вторжение в Иран. [ 46 ] Правитель Гассанидов аль-Харис ибн Джабала ( годы правления 528–569 ) вторгся на территорию Мундхира и унес богатую добычу. [ 46 ] Хосров пожаловался Юстиниану на этот инцидент и потребовал вернуть ему украденные богатства, включая оплату арабов, убитых во время нападения. [ 47 ] Однако его просьба была проигнорирована. [ 48 ] Этот инцидент, а также поддержка эмиссара остготского короля Витигеса и недовольство своим правлением армян, живших на византийской территории, побудили Хосрова возобновить войну против византийцев. [ 47 ] Непрерывные войны Юстиниана в Северной Африке и Италии , должно быть, также способствовали стремлениям Хосрова. [ 46 ] Юстиниан, проинформированный о намерении Хосрова начать войну, пытался его отговорить, но безуспешно. [ 48 ]
Сасанидское вторжение в Сирию
[ редактировать ]В мае 540 г. Хосров вторгся во владения византийцев; он избегал крепости Цирцезия и вместо этого подошел к Зенобии , где предпринял вялую попытку убедить крепость сдаться, но она оказалась безуспешной. [ 48 ] Затем он направился к Суре и убил в бою ее командира Арсака. Деморализованные смертью своего командира, жители послали своего епископа на переговоры с Хосровым. [ 48 ] Сделав вид, что принял просьбу епископа, Хосров воспользовался случаем и захватил город, который вскоре был разграблен. [ 48 ] Герман , двоюродный брат Юстиниана, послал епископа Верои Мегаса для переговоров с Хосровым. [ 48 ] Несмотря на это, Хосров продолжил свою экспедицию, угрожая городу Иераполису , хранители которого быстро заплатили ему 2000 фунтов или 910 килограммов серебра, чтобы он оставил город нетронутым. [ 48 ] Получив дополнительные просьбы Мегаса, Хосров согласился завершить свою экспедицию в обмен на десять центенариев . [ 48 ] Пока Мегас вернулся в Антиохию , чтобы сообщить Герману о требованиях Хосрова, последний подошел к Берее, которую он разграбил. [ 48 ] В июне Хосров дошел до Антиохии, где предложил ее гражданам не нападать на город в обмен на десять центенариев . Его предложение было отклонено, в результате чего он захватил и разграбил город. [ 49 ]
Юстиниан потребовал мира и заключил договор с Хосровом, согласно которому иранцы отойдут обратно в свои владения в обмен на выплату 50 центенариев плюс 5 центенариев дополнительно каждый год. [ 50 ] Часть договора также предусматривала, что византийские послы должны были стать заложниками Хосрова в качестве гарантии того, что византийцы будут соблюдать соглашение. [ 50 ] Однако перед отъездом Хосров зашел в порт Антиохии Селевкию Пиерию , где искупался в Средиземном море . [ 50 ] Затем он сказал послам, что желает посетить город Апамею из интереса, на что они ему неохотно разрешили, с условием, что после этого он уедет в свои владения. [ 51 ] Там он проводил гонки на колесницах, где заставил Синюю фракцию, которую поддерживал Юстиниан, проиграть конкурирующим Зеленым. [ 51 ] Хосров взимал дань с Апамеи и других византийских городов, после чего Юстиниан отменил перемирие и приготовился послать своего полководца Велисария выступить против сасанидов. [ 37 ]
Лазичная война
[ редактировать ]![]() | Актуальность конкретной информации в (или ранее в) этой статье или разделе оспаривается . ( сентябрь 2022 г. ) |

Весной 541 года Хосров повел свою армию на север, в Лазицу, по просьбе лазического короля Губаза II, чтобы отбить византийцев со своей территории. крепость Петра Впоследствии была захвачена войсками Хосрова , и над страной был установлен протекторат. [ 37 ] [ 52 ] В это же время Велисарий прибыл в Месопотамию и начал осаду города Нисибис . Хотя Велисарий значительно превосходил городской гарнизон по численности, город был слишком хорошо укреплен, и он был вынужден опустошать страну вокруг Нисибиса, а затем был отозван обратно на запад. [ 37 ] После успешных кампаний в Армении Хосров снова получил стимул атаковать Сирию. Хосров повернул на юг, в сторону Эдессы , и осадил город . Эдесса теперь была гораздо более важным городом, чем Антиохия, и гарнизон, занимавший город, смог выдержать осаду. [ 37 ] Иранцы были вынуждены отступить из Эдессы, но смогли заключить пятилетнее перемирие с Византийской империей в 545 году. [ 37 ] Через три года после пятилетнего перемирия (548 г.) в Лазице вспыхнуло восстание против сасанидского контроля. В ответ на поддержку жителей Лазицы была отправлена византийская армия, что фактически положило конец установленному перемирию и, таким образом, продолжило Лазичские войны. [ 37 ]
Некоторое время спустя Хосров, который стремился вырвать Дару из-под контроля Византии и сделал бы это, даже если бы рисковал нарушить перемирие, заключенное ими в отношении Месопотамии, попытался захватить ее, обманув их; одного из высших сановников, Изадгушаспа в качестве дипломата он послал в Константинополь , но на самом деле последний заехал в Дару и с помощью своей многочисленной дружины захватил город. Однако этому плану помешал бывший советник Велизария по имени Георгий, потребовавший, чтобы в случае вхождения Изадгушаспа в город с ним было только двадцать членов его команды. Затем Изадгушасп покинул город и продолжил свой путь в Константинополь, где его дружелюбно встретил Юстиниан, преподнесший ему несколько подарков. [ 53 ]
В 549 году предыдущее перемирие между Юстинианом и Хосровом было проигнорировано, и между иранцами и римлянами снова разразилась полномасштабная война. Последняя крупная решающая битва Лазических войн произошла в 556 году, когда византийский генерал Мартин разгромил огромные сасанидские силы во главе с иранским нахваеганом (фельдмаршалом). [ 54 ] Переговоры между Хосровом и Юстинианом начались в 556 году, что привело к заключению Пятидесятилетнего мирного договора в 562 году, по которому иранцы покинули Лазицу в обмен на ежегодную выплату золота. [ 37 ]
По словам древнего историка Менандра Протектора, мелкого чиновника при дворе Юстиниана, договор состоял из 12 пунктов, о которых говорится в следующем отрывке: [ 55 ]
1. Через перевал в месте под названием Цон и через Каспийские ворота
Персы не допустят гуннов, аланов или других варваров в доступ в Римскую империю, а римляне ни в этой области, ни в какой-либо другой части персидской границы не будут посылать армию против персов.
2. Сарацины-союзники обоих государств также будут соблюдать эти соглашения, и союзники персов не будут нападать на римлян, а союзники римлян — на персов.
3. Римские и персидские купцы всех видов товаров, а также подобные им торговцы должны вести свою торговлю по установленному порядку через указанные таможенные посты.
4. Послы и все другие, использующие государственную почту для доставки посланий, как направляющиеся на римскую, так и на персидскую территорию, будут удостоены чести каждый в соответствии со своим статусом и рангом и получат соответствующее внимание. Они будут отправлены обратно без промедления, но смогут обменять привезенные ими товары беспрепятственно и без каких-либо пошлин.
5. Согласовано, что сарацины и все другие варварские купцы любого государства не будут путешествовать чужими дорогами, а будут идти через Нисибис и Дарас и не будут переходить на чужую территорию без официального разрешения. Но если они осмелятся сделать что-либо вопреки соглашению (то есть, если они займутся так называемым уклонением от уплаты налогов), пограничные офицеры выслеживают их и передают для наказания вместе с товаром, который они несут, будь то ассирийцы или римляне.
6. Если кто-либо во время военных действий перешел либо от римлян к персам, либо от персов к римлянам, и если он сдастся и пожелает вернуться в свой дом, ему не должны быть препятствованы и никакие препятствия. будет поставлен на его пути. Но те, кто в мирное время перейдут и перейдут с одной стороны на другую, не будут приняты, но будут использованы все средства, чтобы вернуть их, даже против их воли, к тем, от кого они бежали.
7. Те, кто жалуются, что они понесли какой-либо ущерб от рук подданных другого государства, должны разрешить спор справедливо, встретившись на границе либо лично, либо через своих представителей перед должностными лицами обоих государств, и таким образом Виновная сторона обязана возместить ущерб.
8. Впредь персы не будут жаловаться римлянам на укрепление Дараса. Но в будущем ни одно государство не должно укреплять или защищать стеной какое-либо место вдоль границы, чтобы из-за такого действия не возникло никакого повода для спора и нарушения договора.
9. Силы одного государства не должны нападать или вести войну против народа или любой другой территории, подчиненной другому, но, не причиняя и не причиняя вреда, должны оставаться там, где они находятся, чтобы они тоже могли наслаждаться миром.
10. Большие силы, сверх того, что достаточно для защиты города, не должны быть размещены в Дарасе, и восточный генерал не должен иметь там своей штаб-квартиры, чтобы это не привело к набегам на персов или нанесению им ущерба. Было решено, что если что-то подобное произойдет, то этим преступлением должен заняться командир Дараса.
11. Если город причинит ущерб или уничтожит собственность города другой стороны не в законных военных действиях и с помощью регулярной военной силы, а путем хитрости и воровства (ибо есть такие безбожные люди, которые делают это, чтобы дать предлог для война), было решено, что судьи, находящиеся на границах обоих государств, должны провести тщательное расследование подобных действий и наказать их. Если они окажутся не в состоянии проверить ущерб, который соседи наносят друг другу, было решено передать дело генералу Востока при том понимании, что, если спор не будет урегулирован в течение шести месяцев и истец не получит возмещения, свои убытки, правонарушитель должен нести ответственность перед истцом в двойном размере. Было решено, что, если дело не будет решено таким образом, потерпевшая сторона должна послать депутацию к государю обидчика. Если в течение одного года государь не даст удовлетворения и истец не получит причитающейся ему двойной контрибуции, договор будет считаться нарушенным в отношении настоящего пункта.
12. Здесь вы можете найти молитвы к Богу и моления о том, чтобы Бог был милостив и всегда был союзником тому, кто пребывает в мире, но если кто-либо обманом захочет изменить какое-либо из соглашений, пусть Бог будет его противником и враг.
13. Договор заключен на пятьдесят лет, и условия мира будут оставаться в силе в течение пятидесяти лет, причем год считается по старому обычаю заканчивающимся на триста шестьдесят пятый день.
Война на Востоке
[ редактировать ]
Благодаря стабильному мирному соглашению с византийцами на западе Хосров теперь мог сосредоточить свое внимание на восточных эфталитах. [ 56 ] и положить конец их господству над Центральной Азией . [ 57 ] Даже несмотря на рост военной мощи Ирана в результате реформ Хосрова, сасаниды все еще были обеспокоены перспективой нападения на эфталитов самостоятельно и начали искать союзников. [ 56 ] Их ответом стали тюркские вторжения в Среднюю Азию. [ 58 ] Переселение тюрков в Среднюю Азию очень быстро сделало их естественными врагами и конкурентами эфталитов. [ 56 ]
Эфталиты были сильной военной державой, но им не хватало организации, чтобы сражаться на нескольких фронтах. [ 56 ] Сасаниды и Первый Тюркский каганат заключили союз и в 557 г. предприняли двустороннее нападение на эфталитов, воспользовавшись их дезорганизацией и разобщенностью. Империя эфталитов была разрушена после битвы при Гол-Зарриуне и распалась на несколько мелких королевств вокруг Окса. Царь эфталитов Гадфар и оставшиеся от его людей бежали на юг, на территорию Сасанидов, где нашли убежище. [ 59 ] Тем временем тюркский каган Синджибу достиг соглашения с эфталитской знатью и назначил Фаганиша , правителя Чаганиана , новым царем эфталитов. [ 60 ]

Это очень не понравилось Хосрову, который считал тюркское сотрудничество с эфталитами представляющим опасность для его правления на востоке, и поэтому двинулся к сасанидско-тюркской границе в Гургане . Когда он добрался до места, его встретил тюркский делегат Синджибу и вручил ему подарки. [ 60 ] Там Хосров утвердил свой авторитет и военную мощь и убедил турок заключить с ним союз. Альянс содержал договор, который обязывал Фаганиша быть отправленным к сасанидскому двору в Ктесифоне и получить одобрение Хосрова на его статус короля эфталитов. [ 60 ] Таким образом, Фаганиш и его королевство Чаганиян стали вассалами Сасанидской империи, которая установила Окс в качестве восточной границы для сасанидов и турок. [ 62 ] [ 63 ] Однако после этого дружеские отношения между турками и сасанидами быстро испортились. И турки, и иранцы хотели доминировать на Шелковом пути и в торговой отрасли между Западом и Дальним Востоком. [ 37 ] В 562 году Хосров II еще раз разгромил эфталитов , а затем остановил угрозу турок. [ 57 ]
В 568 году тюркское посольство было отправлено в Византию, чтобы предложить союз и двустороннее нападение на Сасанидскую империю. К счастью для сасанидов, это предложение так и не последовало. [ 64 ] Позже, в 569/570 году, Синджибу напал и разграбил приграничные сасанидские земли, но вскоре был подписан договор. [ 57 ] Затем Хосров послал Михранида по имени Михранситад , чтобы оценить качество дочери тюркского кагана. [ 65 ] Согласно армянским источникам, ее звали Кайен. [ 66 ] в то время как персидские источники сообщают, что ее звали Каким-хакан. [ 67 ] После визита Михранситада в Среднюю Азию Хосров женился на Каким-хакане. По некоторым данным, Ормизд IV , преемник Хосрова, был сыном тюркской принцессы. Однако Энциклопедия Ираника утверждает, что «брак с дочерью тюркского хакана хронологически невозможен», и говорит, что Хормизд родился в 540 году, за тридцать лет до женитьбы Хосрова. [ 57 ]
Кампания в Йемене против Абиссинии
[ редактировать ]В 522 году, еще до правления Хосрова, группа эфиопов- миафизитов возглавила нападение на доминирующих химьяритов южной Аравии. Местный арабский лидер смягчил атаку и обратился за помощью к сасанидцам, в то время как эфиопы впоследствии обратились за помощью к византийцам. Эфиопы отправили еще один отряд через Красное море , убили арабского лидера и короновали эфиопского короля региона. [ 37 ]
В 531 году Юстиниан предложил эфиопам Йемена прекратить морскую торговлю сасанидов с индийцами. Эфиопы так и не удовлетворили эту просьбу, потому что эфиопский генерал по имени Абраха взял под свой контроль йеменский трон и создал независимое государство. [ 37 ] После смерти Абрахи один из его сыновей, Маад-Кариб, ушел в изгнание, а трон занял его сводный брат. Получив отказ со стороны Юстиниана, Маад-Кариб обратился за помощью к Хосрову, который послал небольшой флот и армию под командованием Вахреза , чтобы свергнуть нынешнего короля Йемена. После захвата столицы Саналя на трон взошел сын Маад-Кариба Саиф. [ 37 ]
В конечном итоге Юстиниан отвечал за морское присутствие Сасанидов в Йемене. Не оказав поддержки йеменским арабам, Хосров смог помочь Мад-Карибу и впоследствии основал Йемен как княжество Сасанидской империи. [ 68 ]
Война с Византийской империей, 572–591 гг.
[ редактировать ]Юстиниан умер в 565 году и оставил Юстина II наследником престола. В 555 году сасанидский правитель Армении и родственник Хосрова Чихор-Вишнасп храм огня (известный также как Сурен) построил в армянской столице Двине и предал смерти популярного и влиятельного члена рода Мамиконянов . Эта казнь вызвала огромные гражданские волнения и привела к восстанию и резне губернатора, включая захват Двина в 572 году. Юстин II воспользовался этим восстанием и использовал его как предлог для прекращения выплаты ежегодных платежей Хосрову, фактически положив конец 51-летний мирный договор, заключенный десятью годами ранее. Хосров, который пытался избежать новой войны, послал христианского дипломата по имени Себохт в Константинополь, чтобы попытаться убедить Юстина изменить свое мнение. Джастин, однако, отказался слушать дипломата и приготовился помочь армянам, которых он считал своими союзниками, в их войне против Хосрова. [ 69 ] Византийская армия была послана на территорию Сасанидов и в том же году осадила Нисибис. [ 37 ]
Тем временем Хосров послал в Армению армию под командованием Голона Миграна , но последняя потерпела поражение в Тароне от лидера армянских повстанцев Вардана III Мамиконяна, который захватил его боевых слонов в качестве военной добычи. Однако некоторое время спустя Голон Миграну удалось захватить Англ . В то же время сиунский князь Ваган попросил у Хосрова разрешения перенести свой двор из Двина в столицу Пайтакаран , региона в восточной Армении. Кроме того, Ваан также потребовал объединить Пайтакаран с провинцией Адурбадаган . Хосров согласился и сделал то, что он просил. [ 70 ]
В 573 году Хосров послал армию под командованием Адармахана для вторжения в Сирию , а сам вместе с тремя михранидскими военными офицерами Изадгушаспом , Фарибурзом и Бахрамом Чобином. [ 71 ] [ 72 ] повели армию к Даре , где через четыре месяца они захватили город, а Адармахан разграбил несколько городов в Сирии, включая Апамею . [ 73 ] Сообщается, что Юстин потерял рассудок после этих византийских бедствий и отрекся от престола.
Его сменил Тиберий , высокопоставленный военный офицер в 578 году. [ 74 ] Хосров снова вторгся в Армению, чувствуя, что имеет преимущество, и поначалу добился успеха. Вскоре после этого ситуация изменилась, и византийцы получили широкую поддержку среди местных жителей. Это заставило сасанидов попытаться заключить еще одно перемирие. Однако некоторое время спустя Хосров с армией, состоящей из 12 000 иранских солдат, включая объединение Сабиров - арабских солдат численностью 8 000 человек, посланных его союзниками, опустошил места вокруг Ресаины и Констанции в Сирии, тем самым снова перевернув ситуацию. [ 75 ] В то же время одному из главных генералов Хосрова, Тамхосрову , удалось обмануть Мориса, инсценировав вторжение в Феодосиополь, а затем разграбить сельскую местность Мартирополя и Амиды . [ 76 ]
Однако ход войны быстро изменился, когда недавно назначенный византийский верховный главнокомандующий Маврикий вышел на поле боя и захватил множество сасанидских поселений. [ 37 ] Восстание закончилось, когда Хосров амнистировал Армению и вернул ее в состав Сасанидской империи. Мирные переговоры снова были возобновлены, но внезапно закончились смертью Хосрова в 579 году. [ 77 ] которому наследовал его сын Хормизд IV .
Религиозная политика
[ редактировать ]
Хосров, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма . [ 78 ] Начиная с V века, сасанидские монархи были осведомлены о значении религиозных меньшинств в королевстве и в результате пытались объединить их в структуру управления, где в соответствии с правовыми принципами ко всем относились бы просто как к мардам. зан и шар , то есть «мужчина/женщина-гражданин (Империи)». [ 79 ] Евреи и особенно христиане приняли концепцию Ирана и считали себя частью нации. [ 79 ] Ко времени Хосрова лидер Церкви Востока имел титул « Католикоса Ирана» ( Ērān Cathollicos ). [ 80 ]
Сасанидские монархи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их неотложных политических интересах. [ 81 ] Это относилось и к Хосрову, которому, по словам Эберхарда Зауэра, пришлось «идти по тонкой грани». [ 81 ] Сам Хосров активно пользовался церковью и любил ее Абу патриарха I , которого он хотел защитить от зороастрийских священников. [ 81 ] Тем не менее Аба был обвинен в сотрудничестве с византийцами, что было серьезным обвинением в связи с войной, начавшейся в 540 году. [ 81 ] Следовательно, в 542 году Аба был уволен со своего поста, но вместо казни был лишь сослан. [ 81 ]
Хосров даже поддерживал хорошие отношения с Григорием , Михранидским командующим иранскими войсками на Кавказе , который демонстративно отрекся от зороастризма перед другими войсками, собравшимися на пиру в 518 году. [ 82 ] Это вызвало недовольство среди членов двора, которые заставили Хосрова разобраться с отступником из такой могущественной и влиятельной семьи, заявив, что «это большое позор для религии магов , что такой великий человек из рода магов Дом Миграна, который всегда был слугой Ормазда , теперь становится слугой Христа ». [ 83 ] Таким образом, Хосров был вынужден освободить Григория и заключить его в тюрьму, однако Михраниды сочли выбор Хосрова недостаточным. [ 83 ] Сын дяди Григория по отцовской линии, Мигран, попросил Хосрова казнить Григория за «опозорение нашего рода». [ 83 ] Последний был в состоянии обратиться с такой просьбой, поскольку недавно победил эфталитов на востоке; В конце концов Григорий был казнен. [ 83 ]
Однако Хосров жестко и быстро расправлялся с людьми, чья вера или практика противоречили зороастрийской ортодоксальности, основанной на Сасанидах. [ 84 ] Отклонение в церемониях и принципах превосходило отступничество как «социальное и политическое зло, подрывающее основы имперской религии (Пейн)». [ 85 ] Согласно предполагаемому автобиографическому произведению Хосрова о Сирате Ануширване , он приказал немедленно казнить группу дворян, практиковавших неортодоксальность, когда он узнал о них. [ 85 ] Согласно книге, Хосров также приказал еще одну группу — предположительно манихеев . изгнать из Ирана [ 85 ] Это произошло из-за опасений королевской власти относительно того, что религиозные мошенники могут нарушить политическую структуру, что недавно произошло во время правления маздакитов Кавада и Хосрова. [ 85 ]
Конструкции
[ редактировать ]
Известно, что Хосров за время своего долгого правления заказал множество проектов общественных работ, таких как мосты, дороги, плотины и стены. [ 86 ] Чтобы защитить границы Ирана, Хосров построил (и укрепил) ряд стен вокруг своей империи, во многом похожих на Великую Китайскую стену и стену Адриана в Северной Англии . [ 87 ] Вместо того, чтобы построить его на одной стороне империи, он построил его на четырех. [ 35 ] Согласно среднеперсидским источникам, Хосров I приказал построить Великую стену Горгана , которая простиралась от восточного побережья Каспийского моря, чтобы блокировать вторжения кочевых племен, таких как эфталиты . [ 87 ] На северо-западе он приказал дополнительно укрепить Дербентскую стену , чтобы защитить территорию от вторжений аланов , тюрков, сариров , хазар и других северных соседей. [ 88 ]
Еще одна стена была построена на юго-западе и получила название вар-и тазиган («стена арабов»). [ 35 ] Возможно, он также построил еще одну стену на северо-востоке — стену Таммиши . [ 89 ] Помимо оборонительных сооружений, Хосров также имел крупномасштабную систему каналов, созданную в Асористане , известную в исламских источниках как канал Нахраван . [ 90 ] Из всех его построек самым запоминающимся и заслуживающим внимания достижением был построенный им дворец в Ктесифоне, известный как Так-е Касра . [ 86 ] Дворец, стоящий и по сей день, хотя и сильно разрушенный, представляет собой одно из самых замечательных архитектурных достижений империи. [ 2 ]
После разграбления Антиохии в 540 году Хосров построил новый город в одном парасанге (4–5 километров или 2,5–3,1 мили) к югу от Ктесифона для захваченных им жителей. [ 91 ] Он был расположен на восточном берегу Тигра и официально назывался Weh-andīōg-husraw («Город лучше, чем Антиохия, [построил] Хосров» или «Лучшая Антиохия Хосрова»). [ 92 ] Сообщается, что в городе были общественные бани и ипподром , а также уличная программа по образцу Антиохии. [ 93 ] Христианскому населению была предоставлена свобода вероисповедания и захоронения. [ 93 ] Город был неофициально известен как Румаган («Город греков»), который позже стал ар-Румийей при Халифате . [ 93 ] Остатки города, скорее всего, расположены на нераскопанном месте, которое до сих пор известно как Бустан Кисра («Сады Хосрова»). [ 93 ]
-
Остатки Великой стены Горгана
-
Карта, показывающая протяженность Великой стены Горгана
-
Стена Дербентской цитадели
-
Карта сасанидских укреплений в Дербенте, составленная Родерихом фон Эркертом.
Чеканка монет
[ редактировать ]
Сасанидское возрождение произошло под его правлением, поэтому Хосров на монетах своего особого выпуска чеканил такие надписи , как «Иранцы стали бесстрашными» ( ērān abē-bēm kard ) и «Иранцы стали сильными» ( ērān abzonhēnēd ). [ 94 ]
Философ Кинг
[ редактировать ]
Хосровым I восхищались как в Иране, так и за его пределами за его характер, добродетели и знание греческой философии. Некоторые римляне считали его истинным царем-философом . [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ]
Хосров I был известен как великий покровитель философии и знаний. Запись в Хрониках Серта гласит:
Хосров был очень сведущ в философии, которую он изучал, как говорят, у Мар Бар Саммы, сирийского епископа Карду, и у Павла Перса . [ 98 ]
Хосров I известен следующей философской цитатой:
Мы исследовали обычаи наших предков, но, озабоченные открытием истины, мы [также] изучали обычаи и поведение римлян и индийцев и принимали среди них те, которые казались разумными и достойными похвалы, а не просто приятными. Мы не отвергли никого из-за принадлежности к другой религии или народу. И, изучив «хорошие обычаи и законы наших предков, а также обычаев иноземцев, мы не отказались принять ничего хорошего и не избежали ничего плохого. Любовь к нашим предкам не привела нас к принятию обычаев, которые не были хорошими. [ 57 ]
Хосров I принял беженцев из Восточной Римской империи, когда Юстиниан закрыл неоплатонистские школы в Афинах в 529 году. [ 58 ] Он очень интересовался индийской философией, наукой, математикой и медициной. Он отправил к индийскому двору несколько посольств и подарки и попросил их взамен прислать обратно философов для преподавания при его дворе. [ 99 ] Хосров сделал множество переводов текстов с греческого , санскрита и сирийского на среднеперсидский язык . [ 37 ] Он получил титул «короля-философа Платона» от греческих беженцев, которых он впустил в свою империю из-за его большого интереса к философии Платона . [ 58 ] Нёльдеке утверждает, что Хосров I был «определенно одним из самых эффективных и лучших королей, которые у иранцев ». когда-либо были [ 57 ]
Синтез греческих, иранских, индийских и армянских традиций обучения произошел в Сасанидской империи. Одним из результатов этого синтеза стало создание так называемого Бимаристана — первой больницы, в которой была введена концепция разделения палат в зависимости от патологии. Греческая фармакология в сочетании с иранскими и индийскими традициями привела к значительным достижениям в медицине. [ 99 ] По словам историка Ричарда Фрая, этот огромный приток знаний привел к эпохе Возрождения во время и в продолжение правления Хосрова. [ 37 ]

Интеллектуальные игры, такие как шахматы и нарды, демонстрировали и прославляли дипломатические отношения между Хосровом и «великим королем Индии». Визирь . индийского короля придумал шахматы как веселый игривый вызов королю Хосрову Похоже, что индийским правителем, который послал игру в шахматы Хосрову, был Маухари король Шарваварман из Каннауджа , между началом правления Шарвавармана в 560/565 году и концом правления Хосрова в 579 году. [ 100 ] Когда игра была отправлена в Иран, к ней пришло письмо, в котором говорилось: «Поскольку ваше имя — Царь царей, вся ваша власть над нами означает, что ваши мудрецы должны быть мудрее наших. Либо вы пришлете нам объяснение этой игры. шахмат или пошлите нам доход и дань». [ 101 ] Великий визирь Хосрова успешно разгадал загадку и научился играть в шахматы. В ответ мудрый визирь создал игровые нарды и отправил их индийскому двору с тем же посланием. Индийский король не смог разгадать загадку и был вынужден платить дань. [ 101 ]
Академия Гондишапура
[ редактировать ]
Известно, что Хосров I значительно расширил Академию Гондишапура , расположенную в городе Гундешапур . [ 102 ] Что касается развития нерелигиозных знаний и исследований в Иране, то помимо исторических свидетельств о таких традициях в предшествующих иранских империях, имеются сообщения о систематической деятельности, инициированной сасанидским двором уже в первые десятилетия сасанидского правления. В среднеперсидской энциклопедии Денкард говорится, что во время правления Шапура I сочинения такого рода были собраны и добавлены в Авесту . И в таких отчетах отражена атмосфера ярких размышлений и дискуссий при раннем сасанидском дворе в третьем веке нашей эры. [ 103 ] Основание Академии Гондишапура ввело при сасанидском дворе изучение философии, медицины, физики, поэзии, риторики и астрономии. [ 102 ] Согласно некоторым историческим сведениям, этот знаменитый учебный центр был построен для того, чтобы предоставить прибывающим греческим беженцам место для обучения и обмена своими знаниями. [ 99 ] Гундешапур стал центром сочетания греческих и индийских наук, а также иранских и сирийских традиций. Космополитизм, представленный институтом Гондишапура, стал катализатором современных исследований.
Наследие
[ редактировать ]

Хотя достижения Хосрова были весьма успешными и помогли централизовать империю, после его смерти они продлились недолго. Местные чиновники и крупные дворянские семьи были возмущены тем фактом, что их лишили власти, и начали быстро восстанавливать власть после его смерти. [ 37 ] Правление Хосрова оказало большое влияние на исламскую культуру и политическую жизнь. Многие из его политик и реформ были перенесены в исламскую нацию в процессе ее трансформации из децентрализованной конфедерации в централизованную империю. [ 37 ]
Существует значительное количество исламских произведений, вдохновленных правлением Хосрова I, например Китаб -Тадж Джахиза ат . Большое количество исламских текстов, относящихся к правлению Хосрова, может затруднить различие между фактом и заблуждением. [ 37 ]
Во время его правления был развит и, возможно, даже создан Шелковый путь между древним Китаем, Индией и западным миром. [ 99 ] Ричард Фрай утверждает, что причиной многочисленных войн Хосрова с Византийской империей, а также с восточными эфталитами было установление сасанидского господства на этом торговом пути. [ 37 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Планы я ( р. 488–496, 498–531 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нравиться | Замасп | Ксеркс | Khosrow I ( р. 531–579 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шапур | Планы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анушзад | Хормизд IV ( р. 579–590 ) | Лето | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также назван «Королем королей иранцев и неиранцев».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скьярво 2000 ; Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 г.
- ^ Дарьяи 2014 , с. XVIII.
- ^ Jump up to: а б с Гарибольди, Рубин и Шиндель 2020 .
- ^ Киа 2016 , с. 83.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 256.
- ^ Домброва 2012 , с. 197; Николсон, Канепа и Дарьяи
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд 1986 , стр. 385–387.
- ^ Кроун 1991 , с. 35 (примечание 25).
- ^ Халеги-Мотлах 1988 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шиндель 2013a , стр. 136–141.
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 381–382; Пуршариати 2008 , стр. 110–111.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 118.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 106–108; Шахбази 1989 , стр. 180–182.
- ^ Jump up to: а б с д Тафазцоли 1997 , с. 179-180.
- ^ Jump up to: а б , 11 Прокопия
- ^ Сундерманн 1986 , с. 662.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Фрай 1983 , с. 150.
- ^ Дарьяи 2014 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с Дарьяи и Канепа 2018 .
- ^ Эксворси 2008 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д и Эксворси 2008 , с. 60.
- ^ Эксворси 2008 , с. 61.
- ^ Шомон и Шиппманн 1988 , стр. 574–580.
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 96.
- ^ Маас 2005 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б Greatrex & Lieu 2002 , стр. 96–97.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 28; Пуршариати 2008 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б с Пуршариати 2008 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 111.
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 16, 276; Пуршариати 2008 , стр. 268–269; Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д Дарьяи 2014 , с. 29.
- ^ Dignas & Winter 2007 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Фрай, 1984 год .
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , с. 126.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 500.
- ^ Farrokh 2007 , pp. 230–230.
- ^ Jump up to: а б с Farrokh 2007 , p. 229.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Бивар, ADH (1972). «Техника и тактика кавалерии на Евфратском рубеже». Документы Думбартон-Окса . 26 : 271–291. дои : 10.2307/1291323 . JSTOR 1291323 .
- ^ Херрманн, Джорджина (1989). «Парфянское и Сасанидское седло». Археология Ираника и Востока .
- ^ Мартиндейл 1992 , с. 112; Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 102; Шахид 1995 , стр. 209–210.
- ^ Jump up to: а б с д Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Greatrex & Lieu 2002 , стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 103.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Прокопий, XI .
- ^ Мартиндейл 1992 , стр. 559, 639; Бери, 1958 , стр. 101–102.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 123.
- ^ Farrokh 2007 , p. 236.
- ^ «Защитник Меандра. Фрагменты 6.1-6.3 . Перевод Р. К. Блоки, под редакцией Ходадада Резахани» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Farrokh 2007 , p. 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 2005 .
- ^ Jump up to: а б с Дарьяи 2014 , с. 30.
- ^ Резахани 2017 , стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б с Резахани 2017 , с. 142.
- ^ Зеймаль, Е.В. (1994). «Обращение монет в Центральной Азии в период раннего средневековья (пятый – восьмой века нашей эры)». Бюллетень Азиатского института . 8 : 245–267. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048777 .
- ^ Литвинский и Дэни 1996 , стр. 176–177.
- ^ Бивар 2003 , стр. 198–201.
- ^ Dignas & Winter 2007 , с. 115.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 103.
- ^ Ter-Mkrticnyan L.H. Armyanskiye istochniki - Sredney Azii V - VII vv., p. 57.
- ^ Фарснама Ибн'л-Балхи, стр. 24, 94.
- ^ Farrokh 2007 , p. 237.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 141.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 149.
- ^ Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 102.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 146–149, 150.
- ^ Farrokh 2007 , p. 240.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 160.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 161.
- ^ Farrokh 2007 , pp. 240–241.
- ^ Пейн 2015a , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 56.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и Зауэр 2017 , с. 190.
- ^ Пейн 2015a , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б с д Пейн 2015а , с. 52.
- ^ Пейн 2015a , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Пейн 2015а , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 29; Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 г.
- ^ Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 ; Киа 2016 , с. 259; Кеттенхофен 1994 ; Поттс 2018
- ^ Рекаванди и Зауэр 2013 .
- ^ Мороний 1993 , стр. 912–913.
- ^ Зауэр 2017 , стр. 33–34; Шахбази 2005 г.
- ^ Зауэр 2017 , стр. 33–34; Шахбази 2005 ; Конопля 2018
- ^ Jump up to: а б с д Зауэр 2017 , с. 34.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 31.
- ^ Эксворси 2008 , с. 65.
- ^ Оаким, Салим (1987). Иран, арабы и Запад: история двадцати пяти веков . Вантедж Пресс. п. 92.
- ^ Роуз, Дженни (2011). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. п. 133. ИСБН 9781848850880 .
- ^ Аддай Шер , изд., Histoire Nestorienne (Chronique de Seért) , Patrologia Orientalis 7 (1910), 147.
- ^ Jump up to: а б с д Farrokh 2007 , p. 241.
- ^ Jump up to: а б Эдер, Манфред Эй Джей (2010). Археология Южной Азии, 2007 г. Материалы 19-го собрания Европейской ассоциации археологов Южной Азии в Равенне, Италия, июль 2007 г., Том II (PDF) . Археопресс Археология. п. 69. ИСБН 978-1-4073-0674-2 .
- ^ Jump up to: а б Канепа 2009 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Гейл Марлоу (2010). «Врачи Джундишапура» (PDF) . электронная Сасаника . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 83.
Библиография
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]- Прокопий , История войн .
Современные работы
[ редактировать ]- Эксуорси, Майкл (2008). История Ирана: Империя разума . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 1–368. ISBN 978-0-465-00888-9 .
- Бивар, ADH (2003). «Эфталиты » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XII/2: Хедаят аль-мотааллемин – Герат VII . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 198–201. ISBN 978-0-933273-75-7 .
- Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4355-2 .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Бери, Джон Багнелл (1958). История Поздней Римской империи: от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана, Том 2 . Минеола, Нью-Йорк: ISBN Dover Publications, Inc. 0-486-20399-9 .
- Кальмар, Жан (1988). «Керманшах IV. История до 1953 года». Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 3 . стр. 319–324.
- Канепа, Мэтью П. (2009). Два глаза земли: искусство и ритуал царствования между Римом и сасанидским Ираном . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-25727-6 .
- Канепа, Мэтью (2018). «Вех-андиг-хусрав (Румаган)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Шомон, МЛ (1985). "Албания". Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 8 . стр. 806–810.
- Шомон, ML; Шиппманн, К. (1988). «Балаш, сасанидский царь царей». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 6 . стр. 574–580.
- Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака». Иран . 29 : 21–42. дои : 10.2307/4299846 . JSTOR 4299846 . ( требуется регистрация )
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2008). Сасанидская эпоха . ИБТаурис. стр. 1–200. ISBN 9780857719720 .
- Домброва, Эдвард (2012). «Империя Аршакидов». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Дарьяи, Турадж (2009). «Шапур II». Энциклопедия Ираника .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 9780692864401 .
- Дарьяи, Турадж; Канепа, Мэтью (2018). «Маздак» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарьяи, Турадж; Николсон, Оливер (2018). «Кобад I (депутат Кавад)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарьяи, Турадж. «Йездигерд II» . Энциклопедия Ираника .
- Дигнас, Беате; Зима, Энгельберт (2007). Рим и Персия в поздней античности . Кембридж.
- Фаррох, Каве (2007). Тени в пустыне . Издательство Оспри.
- Фрай, Р.Н. (1984). «Реформы Хосрова Ануширвана («Бессмертной души»)». История Древнего Ирана . Проверено 7 марта 2020 г. - через fordham.edu/.
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20092-Х .
- Гаджиев, Муртазали (2017а). «Стена Апзут Кават». Энциклопедия Ираника .
- Гаджиев, Муртазали (2017б). «Строительная деятельность Кавада I в Кавказской Албании» . Иран и Кавказ . 21 (2). Брилл: 121–131. дои : 10.1163/1573384X-20170202 .
- Гарибольди, Андреа; Рубин, Зеев; Шиндель, Николаус (2020). «Хосров I: Жизнь и времена» . Энциклопедия Ираника Онлайн . Брилл . Проверено 18 июня 2024 г.
- Гаубе, Х. (1986). «Арраджан». Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 5 . стр. 519–520.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Первая персидская война Юстиниана и вечный мир». Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge . стр. 82–97. ISBN 0-415-14687-9 .
- Хилленбранд, Р. (1986). «Ардестан». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 385–387.
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2013). «Военная инфраструктура в римских провинциях к северу и югу от Армянского Тавра в поздней античности». В Сарантисе, Александр; Кристи, Нил (ред.). Война и военное дело в поздней античности: современные перспективы . Брилл. ISBN 978-9004252578 .
- Кеттенхофен, Эрих (1994). «Дербанд». Иранская энциклопедия, Том VII . стр. 13–19.
- Халеги-Мотлах, Лучшее из Халеги-Мотлах. (1988). «Бахман (2) Сын Эсфандиара » Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 5 . стр. 100-1 489–490.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Литвинский, Б.А.; Дэни, Ахмад Хасан (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 1–569. ISBN 9789231032110 .
- Маас, Майкл, изд. (2005). Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81746-2 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20159-4 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20160-8 .
- Макдонаф, Скотт (2011). «Ноги трона: короли, элиты и подданные в Сасанидском Иране». В Арнасоне, Иоганн П.; Раафлауб, Курт А. (ред.). Римская империя в контексте: исторические и сравнительные перспективы . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 290–321. дои : 10.1002/9781444390186.ch13 . ISBN 9781444390186 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране» . В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 9780195304657 .
- Морони, Майкл Г. (1993). «ан-Нахраван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 912–913. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Лангаруди, Резазаде (2002). «Фахрадж». Энциклопедия Ираника .
- Модаррес, Али. «Мейбод». Энциклопедия Ираника .
- Николсон, Оливер; Канепа, Мэтью; Дарьяи, Турадж (2018). «Хосров и Аноширван» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Пейн, Ричард Э. (2015a). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пейн, Ричард Э. (2015b). «Возрождение Ирана: Сасанидская империя и гунны». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 282–299. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Поттс, Дэниел Т. (2018). «Сасанидский Иран и его северо-восточная граница» . В Массачусетсе, Майкл; Ди Космо, Никола (ред.). Империи и обмены в поздней античности Евразии . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–538. ISBN 9781316146040 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Пуршариати, Парване (2017). «Карин». Энциклопедия Ираника .
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1991). «Китайско-иранские отношения i. В доисламские времена» . Энциклопедия Ираника, Том. В, Фаск. 4 . стр. 424–431.
- Выздоровление, Хамид Омрани; Зауэр, Эберхард В. (2013). "Стена Тамиши " Энциклопедия Ираника
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 9781474401029 .
- Шиндель, Николаус (2013a). «Кавад I и. Царствование». Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 2 . стр. 136–141.
- Шиндель, Николаус (2013b). «Кавад I II. Чеканка монет». Энциклопедия Ираника, Том. XVI, Фаск. 2 . стр. 141–143.
- Шиндель, Николаус (2013c). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шахбази, А.Ш. (1988). "БАХРАМ (2)" Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 5 . стр. 100-1 514–522.
- Шахбази, А. Шапур (1989). «БЕСТИМ О БЕНДОЙ». Энциклопедия Ираника, Том IV, Фаск. 2 . стр. 180–182 . Проверено 13 августа 2013 г.
- Шахбази, А. Шапур (1993). «Наследный принц » Энциклопедия Ирана, Том. VI, Фаск. 4 . Лондон ua: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 430–432. ISBN 90-04-08114-3 .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Сундерманн, В. (1986). «Артештаран Салар». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 6 . п. 662 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в VI веке. Том 1, Часть 1: Политическая и военная история . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Скьярво, Prods Oktor (2000). «Каяниан vii. Каууи Хаосраууах, Кей Хусрой, Кей Хосров» . Энциклопедия Ираника .
- Тафазцоли, Ахмед (1989). «Бозорган». Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 4 . Ахмад Тафаззоли. п. 427.
- Тафазцоли, Ахмад (1997). «Образование ii. В парфянский и сасанидский периоды» . Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 2 . стр. 179–180.
