Балет (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2008 г. ) |
Балет как форма музыки превратился из простого дополнения к танцу в конкретную композиционную форму, которая часто имела такую же ценность, как и сопровождающий ее танец. Форма танца, зародившаяся во Франции в 17 веке, начиналась как театральный танец. Лишь в 19 веке балет получил статус «классической» формы. В балете термины «классический» и «романтический» используются в хронологическом порядке в обратном порядке в музыкальном использовании. Таким образом, классический период в балете XIX века совпал с эпохой романтизма в музыке XIX века. Композиторы балетной музыки 17–20 веков, в том числе Жан-Батист Люлли , Петр Ильич Чайковский , Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев , жили преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с ростом международной известности, наблюдаемой при жизни Чайковского и Стравинского, балетная музыкальная композиция и балет в целом распространились по западному миру. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Примерно до второй половины XIX века роль музыки в балете была второстепенной, основной упор делался на танец, а музыка представляла собой просто компиляцию танцевальных мелодий. Написание «балетной музыки» раньше было делом музыкальных мастеров, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840–1893) называли написание им балетной музыки чем-то унизительным. [ нужна ссылка ]
От самых ранних балетов до времен Жана-Батиста Люлли (1632–1687) балетная музыка была неотличима от музыки бального танца. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала историю. Первый балет-боевик был поставлен в 1717 году. «Любовь Марса и Венеры» — это история, рассказанная без слов. Пионером был Джон Уивер (1673–1760). И Люлли, и Жан-Филипп Рамо (1683–1764) писали оперы-балеты , в которых история частично танцевалась, а частично пелась, но балетная музыка постепенно становилась менее важной.
Следующий большой шаг произошел в первые годы девятнадцатого века, когда ведущие танцоры перешли от жесткой обуви к балетным туфлям. Это позволило использовать более свободный стиль музыки. Мари Тальони (1804–1884) считается первой балериной, танцевавшей на пуантах в «Сильфиде» в 1832 году. Теперь стало возможным создавать более выразительную музыку. Постепенно танцы стали более смелыми: мужчины поднимали балерин в воздух.
До времен Чайковского композитор балета считался отдельным от композитора симфоний. Сопровождением сольных и ансамблевых танцев была балетная музыка. Чайковского «Лебединое озеро» было первой балетной партитурой, созданной композитором-симфонистом. По инициативе Чайковского композиторы балета перестали писать простые, легкотанцевальные пьесы. В центре внимания балета больше не был только танец; музыка, стоящая за танцами, стала приобретать такое же преобладание. В конце 19 века Мариус Петипа , французский хореограф и танцор балета, работал с такими композиторами, как Чезаре Пуни, над созданием балетных шедевров, сочетающих как сложный танец, так и сложную музыку. Петипа также работал с Чайковским, будь то в сотрудничестве с Чайковским над его произведениями «Спящая красавица» и «Щелкунчик » или косвенно через переработку « Лебединого озера » Чайковского после смерти композитора. [ 2 ]
Во многих случаях балеты по-прежнему представляли собой короткие сцены в операх, позволяющие менять декорации или костюмы. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки, являющейся частью оперы, является « Часовой танец» из Амилькаре Понкьелли оперы «Джоконда» (1876). Настроение резко изменилось, когда Игоря Стравинского балет «Весна Священная» в Париже впервые был показан в 1913 году в Театре Елисейских Полей . Музыка была модернистской и диссонирующей, а движения были сильно стилизованными. В 1924 году Джордж Антейл написал «Механический балет» , который на самом деле был предназначен для фильма о движущихся объектах, а не для танцоров, но он был новатором в использовании джазовой музыки. С этого момента танцевальная музыка разделилась на два направления: современный танец и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел своей амбициозной музыкой к фильму « Давайте потанцуем» (1937), сочинив более часа музыки, которая варьировалась от умственной и технической до головокружительного джаза и румбы. Одна сцена, «Балет Хоктора» , была написана специально для балерины. Гарриет Хоктор .
Еще одно направление в истории балетной музыки — тенденция к творческой обработке старой музыки. Отторино Респиги взял произведения Джоаккино Россини (1792–1868) и соединил их вместе в балет под названием «Фантастический бутик» , премьера которого состоялась в 1919 году. Зрители балета обычно предпочитают романтическую музыку, поэтому новые балеты создаются из старых произведений с новой хореографией. Известный пример — «Сон» на музыку Феликса Мендельсона (1809–1847) в аранжировке Джона Ланчбери .
Композиторы балета
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые из крупнейших композиторов балета:
- Адольф Адам
- Boris Asafyev
- Леонард Бернштейн
- Артур Блисс
- Нимрод Боренштейн
- Виктор Брунс
- Аарон Копленд
- Лео Делиб
- Виолета Динеску
- Риккардо Дриго
- Мануэль де Фалья
- Лоренцо Ферреро
- Alexander Glazunov
- Рейнхольд Глиэр
- Кристоф Виллибальд Глюк
- Кривой Грофе
- Арам Хачатурян
- Жан-Батист Люлли
- Дариус Мийо
- Людвиг Минкус
- Бруно Моретти
- Франсис Пуленк
- Сергей Прокофьев
- Чезаре Пуни
- Морис Равель
- Эрик Сати
- Дмитрий Шостакович
- Игорь Стравинский
- Карлос Суринах
- Петр Ильич Чайковский
- Николай Черепнин
- Марк-Энтони Тернейдж
- Стефано Ванини
- Дэ-Хо Эом
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Гудвин, Ноэль . "Балет." Гроув Музыка онлайн. 13 декабря 2009 г. www.oxfordmusiconline.com.
- Холлоуэй, Робин. «Сахар и специи: Робин Холлоуэй празднует столетие со дня рождения Чайковского». The Musical Times 134 (ноябрь 1993 г.), 620–623.
- Михайлович, Александр и Жанна Фукс. «Балеты Чайковского: Интерпретация и исполнение». Чайковский и его современники: Столетний симпозиум. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1999. 295–312.
- Варрак, Джон Гамильтон. Музыка балета Чайковского. Лондон, Англия: Британская радиовещательная корпорация, 1979.
- Уайли, Роланд Джон. «Три историка Императорского русского балета». Журнал танцевальных исследований, 13, (осень 1980 г.), 3–16.
- Уайли, Роланд Джон. Чайковский (Серия «Мастера-музыканты»). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Балет и танцевальная музыка (На русском языке.) Музыкальная библиотека. История танцев. Галерея.