Управление территорией в династическом Китае

Управление территорией в династическом Китае — это история практики управления землей от династии Цинь (221–206 до н. э.) до династии Цин (1644–1912).
Административное деление в императорском Китае
[ редактировать ]
Графство
[ редактировать ]Единственным уровнем, на котором государственные чиновники фактически управляли простыми людьми, был уровень уездов. Округа координировались префектурами, которые насчитывали в среднем около десяти округов. Контролирующие инспекторы были отправлены из центрального правительства для наблюдения за работой префектур. Во времена династий Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) эти договоренности были закреплены в постоянных провинциях. Финансирование местной администрации осуществлялось за счет собранных налогов, часть которых отводилась центральному правительству. [ 1 ]
Графства ( сиань ) первоначально означали «зависимости», управляемые вассалами королевской крови. Во времена династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) они координировались командориями ( цзюнь ) и распространялись по всей империи, но Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) вернул их под непрямое управление вассалами. Однако через 100 лет зависимости были постепенно преобразованы в графства или включены к 100 г. до н.э. На практике большинство династий начинались с некоторой комбинации дихотомии графства и зависимости и со временем имели тенденцию к большей централизации через систему графств / префектур. [ 1 ]
Уезд возглавлял «назначаемый судом чиновник» ( чаотин мингуань ), ответственный за сбор налогов, слушание судебных процессов, общественный порядок, образование, экзамены, мораль и религиозные обычаи. Уезды в политически важных областях были закреплены за обладателями степеней дзинши , а уезды в отдаленных районах были закреплены за выпускниками провинциальных экзаменов ( дзюрен ). Во времена династии Мин процент магистратов, имеющих степень дзинши , мог варьироваться от 71% до 5% в зависимости от важности закрепленной за ними территории. Теоретически офис каждого местного магистрата ( ямен ) был разделен на шесть отделов, соответствующих шести министерствам . Ко времени Цин были также добавлены дополнительные разделы для налогов, получения и распределения документов и соли. В среднем в каждом уезде Цин на этих участках работало 20-30 служащих. Они были выбраны магистратом и получили государственную стипендию. Под началом клерков работали различные младшие чиновники и вспомогательный персонал. также В ямене были бегуны ( яньи ), выполнявшие черную работу. В конце XIX века общая численность занятых на производстве Ямен в округе может варьироваться от 200 до более 500. [ 2 ]
Деревня
[ редактировать ]Ниже графства находились деревни и городские округа, которыми управляли магистраты, городские власти, местные семьи и местная милиция. Во времена Цинь и Хань уезды были разделены на пять сельских деревень или поселков ( сян ). Ниже сельских округов располагались деревни ( ли ), в которых находились дружины ( у ). Безопасностью в этих сельских районах занимался тинчжан (бывший император Хань Гаозу ). В более поздних династиях были институты безопасности, состоящие из нескольких семей, такие как система Баоцзя . [ 3 ]
Провинциальная администрация
[ редактировать ]Региональные правительства были созданы династией Цинь после того, как она уничтожила последние независимые наследственные королевства. Империя Цинь была разделена на командования ( цзюнь ), каждую из которых возглавляли три чиновника. Династия Хань определила быструю концентрацию центральной власти как одну из причин падения Цинь и поэтому приняла командно-префектурную систему только на половине своей территории и установила наследственные королевства на другой половине. Постепенно они оказались под контролем Хань, и в результате к концу Восточной Хань (25–220) насчитывалось 103 командования. тринадцать областных инспекций ( циши При них было создано ). Большинство из них были названы в честь Девяти регионов и поэтому назывались Чжоу (провинция). Эти провинции, округа или инспекции не действовали как губернаторы провинций. И Тан, и Сун рассматривали эти регионы как широкие области, где члены Комиссии могли координировать деятельность правительства. Каждому округу ( дао или лу ) было поручено четыре комиссии, каждая из которых выполняла свою административную деятельность: военную, финансовую, судебную и снабженческую. [ 4 ]
Постоянные провинциальные администрации возникли при династиях Юань и Мин. [ 3 ] Провинцией Юань, называемой Секретариатом филиала ( син чжуншу шэн ), управляли два управляющих делами правительства ( пинчан чжэнши ). Иногда великий канцлер ( чэнсян ) руководил целой провинцией. Неизвестно, какую центральную власть имело правительство в этих провинциях, поскольку ими по существу управляли монгольские дворяне. Между провинциями и центральным правительством находились два ведомства: Отраслевое бюро по военным делам ( син шуми юань ) и Отраслевое цензорство ( син юши тай ). [ 5 ] Правительство провинции Мин состояло из трех сотрудничающих ведомств: провинциальной административной комиссии ( чэнсюань бужен шиси ), провинциальной комиссии по надзору ( тисин анча шиси ) и региональной военной комиссии ( ду чжихуэй шиси ). Им руководили Великий координатор, срок полномочий которого был неопределенным, и Верховный главнокомандующий. Исполнительные должностные лица трех провинциальных комиссий назывались региональными надзирателями. [ 6 ] К 1850 году династия Цин увеличила количество провинций до 18 и покончила с трехсторонней провинциальной администрацией. Провинциями Цин управлял один губернатор ( сюньфу ), подчинявшийся генерал-губернатору ( цзунду ). [ 7 ]
Столичный
[ редактировать ]Столица, столица и ее внутренние районы подчинялись непосредственно центральному двору и часто назывались таковыми. Во времена династии Юань Ханбалык и его окрестности назывались фули (букв. Живот). Двор Мин называл Нанкин Иньтянь фу (букв. «Отвечающий небесной префектуре») и прилегающую территорию Чжили (букв. «Непосредственно прикрепленный») с 1378 по 1403 год. После 1403 года Бэйпин и окружающий его регион назывался Бэй чжили (северный чжили ), а когда он стал столицей в 1423 году, агломерация Нанкина называлась Нань Чжили (южный Жили ). Префектуры Шуньтянь и Интянь назывались Цзинфу (столичные префектуры). Во времена династии Цин префекту Шуньтянь было разрешено напрямую увековечивать память императора, но субпрефектуры и округа управлялись совместно с губернатором Чжили. В столице обычно была более высокая концентрация военнослужащих. Цин поселил их недалеко от Пекина, на их собственных сельскохозяйственных угодьях, а парки на севере также были усыпаны Баннерные деревни. [ 8 ]
Таблица административных единиц
[ редактировать ]Историческое административное деление в Китае | ||||
---|---|---|---|---|
Династия | Начальный | вторичный | Третичный | Четвертичный период |
Цинь | Командорство ( 郡 , июнь ) | Округ ( округ / округ , Сиань ) | ||
Хан , Джин | Провинция ( штат , Чжоу ) | командование | Графство | |
Ну давай же | «Префектура» (много меньше ) | Графство | ||
Тан , Ляо | Цепь ( 道 , дао ) | Префектура (меньше: чжоу ; больше: фу , фу ) |
Графство | |
Сон и Джин | Цепь ( 路 , lù ) | Префектура (меньше: государство ; больше: правительство ; военные: армия / военные , цзюнь ); промышленный: руководитель/надзиратель, цзян) ; |
Графство | |
Юань | Провинция ( провинция , шэн ) | Цепь ( 道 , дао ) | Префектура (крупнее: Фу , фу ; меньше: Чжоу , чжоу ) |
Графство |
Мин | Провинция прямого управления Чжили ( 正利 / 正利 ) Province (省Провинция |
Префектура ( 府 , Фу ) | Департамент ( штат ) | Графство |
Цин | Провинция прямого управления ( Чжили / Чжили ) Province (省Провинция |
Префектура (府, Фу ) Независимый департамент ( префектура Чжили / префектура Чжили ) Независимая субпрефектура ( департамент Чжили / департамент Чжили ) |
County (縣/县Округ Департамент ( штат ) Субпрефектура ( зал / зал , Тинг ) |
Династия Цинь (221–206 до н.э.)
[ редактировать ]
После того, как государство Цинь завоевало Китай в 221 году до нашей эры, «Первый император Цинь», Цинь Ши Хуан , разделил династию Цинь на 36, а затем, в конечном итоге, на 40 командорий , которые были разделены на округа , которые в дальнейшем были разделены на поселки ( Сян ). Имперская столица была исключена из обычных административных единиц и управлялась камергером ( нэйси ). Административный контроль над командованием был разделен между губернатором ( шоу ), который занимался общим управлением, и защитником ( вэй ), который руководил военными гарнизонами. Округами управлял магистрат ( линг ). Контроль над городом был разделен между старейшиной ( санлао ), моральным авторитетом, мужиком ( сэфу ), который занимался финансовыми делами, и патрульным ( юцзяо ), который поддерживал местный мир. Ниже поселков располагались еще более мелкие подразделения из тысячи дворов, составлявших квартал ( тин ), и сотни дворов, составлявших деревню ( ли ). [ 9 ]
Во времена Цинь не существовало формальной системы набора персонала. Все назначения вплоть до уровня графства основывались на рекомендациях и решались Великим канцлером и императором . Срок полномочий был бессрочным. Чиновники могли получить титулы от 20 до 1 за выдающиеся заслуги, но такие титулы не передавались по наследству и не давали владельцу феодалов. [ 10 ]
Командование Империи Цинь |
---|
Династия Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
[ редактировать ]
Основатель династии Хань , император Гаозу Хань (годы правления 28 февраля 202 г. - 1 июня 195 г. до н. э.), разделил территорию династии на западную половину, непосредственно контролируемую столицей империи, и восточную половину, управляемую королями Хань. династия . В районах, контролируемых центральным правительством, региональная иерархия следовала циньской модели командования и округа. Восточная знать управляла королевствами ( ванго ) или маркизатами ( хоуго ), которые были в значительной степени автономными до 154 г. до н.э., когда серия имперских действий постепенно привела их под контроль центра. К концу тысячелетия они отличались от командорий и округов только по названию и управлялись советником-делегатом ( госяном ), назначаемым центральным правительством. [ 11 ]
До 106 г. до н. э. центральное правительство контролировало командования через разъездных цензоров, но в том же году император У Хань официально разделил командования на 13 провинций. Этими провинциями управляли региональные инспекторы ( циши ) или региональные губернаторы ( чжоуму ). [ 12 ] Региональным инспекторам и губернаторам не разрешалось служить в родном командовании. [ 13 ]
После 104 г. до н. э. имперской столицей управляли Три стража ( санфу ): столичный губернатор ( цзинчжаоинь ), страж левого крыла ( цзуопинъи ) и страж правого края ( юпинъи ). После 89 г. до н.э. эти три должности были подчинены военному коменданту ( sili xiaowei ), который подчинялся непосредственно императору. [ 12 ]
Набор персонала
[ редактировать ]Ханьским чиновничеством управляла аристократия вплоть до уровня уезда. Кандидаты на должности, рекомендованные провинциями, рассматривались Министерством обрядов и затем представлялись императору. Некоторым кандидатам на канцелярские должности будет предложен тест, чтобы определить, смогут ли они запомнить девять тысяч китайских иероглифов. [ 14 ] Тесты, проводившиеся во времена династии Хань , не давали формального поступления на государственные должности. Набор и назначение в династии Хань осуществлялись в основном по рекомендациям аристократов и местных чиновников. Рекомендуемые лица также были в первую очередь аристократами. Теоретически рекомендации основывались на сочетании репутации и способностей, но неизвестно, насколько хорошо это сработало на практике. Во времена Западной Хань устные экзамены по политическим вопросам иногда проводились лично самим императором. [ 15 ]
Хотя должностные лица исполнительной власти назначались центральным правительством, им было разрешено свободно назначать своих сыновей и любимых друзей. Назначенное должностное лицо сначала отбывало один год испытательного срока, а затем получало бессрочный срок с трехлетними интервалами, после чего его начальство оценивало его продвижение по службе, понижение в должности или увольнение. Во время правления императора У (годы правления 9 марта 141 г. до н.э. - 29 марта 87 г. до н.э.) каждое командование и королевство было призвано каждый год выдвигать на должность одного или двух человек. Позже количество номинаций было зафиксировано на уровне одного на 200 тысяч человек. Начиная с 165 г. до н. э., кандидаты сдавали письменные экзамены для подтверждения их грамотности и образованности. В 124 г. до н. э. император У основал Тайсюэ с факультетом из пяти эрудитов ( боси ) и 50 студентами, рекомендованными губернаторами командования, который к концу тысячелетия вырос до 3000 человек. Студенты изучали классику в Тайсюэ в течение одного года, а затем сдавали письменный выпускной экзамен, после чего их либо назначали, либо возвращали домой в поисках должностей в командном составе. Чиновникам ежемесячно платили зерном и монетами, соответствующими их рангу. [ 16 ] Число выпускников, которые продолжали занимать должности, было небольшим. Экзамены не давали формального пути к получению должности, и основным путем к должности оставались рекомендации. [ 17 ]
Провинции династий Хань и Западная Цзинь |
---|
Династия Суй (581–618)
[ редактировать ]
Период династических беспорядков между династиями Хань и Суй привел к увеличению количества округов, командований и регионов, часто создаваемых для управления большими группами беженцев, перемещающихся по Китаю. [ 19 ] В 586 году император Суй Вэнь упразднил командования и оставил провинции под прямым контролем округов. В 605 году император Суй Ян возродил командорство. В первые годы правления династии Суй главнокомандующие территориями ( цзунгуань ) правили как полуавтономные военачальники, но постепенно их заменили отраслевые департаменты государственных дел ( син тайшэн ). [ 20 ]
В 587 году династия Суй обязала каждую провинцию выдвигать на назначение по три «развитых таланта» ( сюцай ) в год. В 599 г. все столичные чиновники пятого ранга и выше должны были выдвигать кандидатуры на назначения по нескольким категориям.
Императорские экзамены
[ редактировать ]экзаменационные категории для «классиков» ( минцзин кэ ) и «развитых талантов» ( сиукай кэ Были введены ). Классиков проверяли по конфуцианскому канону, что в то время считалось легкой задачей, поэтому прошедшие испытания награждались постами на нижних ступенях чиновничества. Развитые таланты подвергались проверке в вопросах государственного управления, а также в соответствии с конфуцианским каноном. В 607 году нашей эры император Ян учредил новую категорию экзаменов для «выдающихся ученых» ( jinshi ke 进士科 ). Эти три категории экзаменов положили начало имперской экзаменационной системе, которая просуществовала до 1905 года. Следовательно, многие также считают 607 год настоящим началом имперской экзаменационной системы. Однако сама династия Суй просуществовала недолго, и дальнейшее развитие система получила гораздо позже. [ 21 ]
Императорские экзамены не оказали существенного влияния на практику отбора кадров во времена династии Суй. Школы в столице по-прежнему выпускали учеников по назначению. Наследование официального статуса также все еще практиковалось. Мужчинам купечества и ремесленникам по-прежнему было запрещено заниматься чиновничьей деятельностью. Однако во время правления императора Вэня (4 марта 581 г. - 13 августа 604 г.) действительно произошло гораздо большее расширение государственной власти над чиновниками. При императоре Вэне все должностные лица вплоть до уровня уезда должны были назначаться Государственным департаментом в столице и подвергаться ежегодной оценке заслуг. Региональных инспекторов и магистратов графств приходилось переводить каждые три года, а их подчиненных — каждые четыре года. При передаче территориального управления им не разрешили взять с собой родителей или совершеннолетних детей. Суй не основал никаких наследственных королевств или маркизов ханьского типа. В качестве компенсации дворянам давали значительные стипендии и персонал. Аристократические чиновники ранжировались на основе их происхождения с такими различиями, как «высокие ожидания», «чистые» и «нечистые», чтобы они могли получить соответствующие должности. [ 22 ]
Провинции династии Суй |
---|
Династия Тан (618–907)
[ редактировать ]

В начале династии Тан » , император Тайцзун ввел « схемы помогающие контролировать работу префектур (а не нового первичного уровня управления). [ 23 ] В округе был назначен комиссар по надзору ( анча ши ), который выполнял функции общего координатора, а не губернатора, посещал префектуры и проверял работу чиновников. [ 24 ] В 639 году эти 10 округов контролировали 43 командорства, которые сами подразделялись на 358 префектур. [ 24 ] [ 25 ] Обычная префектура управлялась префектом. Иногда префектура может быть назначена командованием района ( дуду фу ) под руководством командующего районом ( дуду ), а несколько префектур могут быть сгруппированы в высшее командование района ( да дуду фу ) под руководством главнокомандующего ( да дуду ). Существовали три высшие префектуры, известные как Цзинчжао (в районе Чанъань ), Хэнань (в районе Лояна ) и Тайюань (в современной провинции Шаньси ). Каждой высшей префектурой номинально управлял императорский принц, но обычно фактически за нее отвечал другой чиновник. Позже районные командования были заменены командованиями обороны ( чжэнь ) под руководством военных комиссаров ( цзедуши ). После восстания Ань Лушань (16 декабря 755 г. - 17 февраля 763 г.) роль комиссара по надзору сместилась к роли более прямого гражданского губернатора, в то время как многие военные комиссары стали автономными военачальниками во всем, кроме имени. Иногда приграничные земли обозначались протекторатом ( духу фу ) под покровительством протектора ( духу ). [ 24 ]
В 733 году император Сюаньцзун увеличил количество округов до 15, установив отдельные округа для территорий вокруг Чанъаня и Лояна, а также разделив большие округа Шаннань и Цзяннань на 2 и 3 новых округа соответственно. Он также установил систему постоянных инспекторов, хотя и без исполнительных полномочий. [ 26 ]
Расширение имперских экзаменов
[ редактировать ]Во времена династии Тан кандидаты либо рекомендовались своими школами, либо должны были зарегистрироваться для сдачи экзаменов в своей родной префектуре. [ 21 ] В 693 году У Цзэтянь расширил систему экзаменов, позволив простолюдинам и дворянам, ранее дисквалифицированным из-за своего неэлитного происхождения, сдавать тесты. [ 27 ]
Шесть категорий регулярных экзаменов для государственной службы были организованы Государственным департаментом и проводились Министерством обрядов : талантливые таланты, классики, представленные ученые, юристы, эксперты по письму и эксперты по арифметике. Император Тан Сюаньцзун также добавил категории даосизма и учеников. Самая сложная из этих экзаменационных категорий, представленная степень ученого дзинши , со временем стала более заметной, пока не вытеснила все другие экзамены. К концу Тан степень цзиньши стала обязательным условием для назначения на высшие должности. Для сдачи экзаменов также требовалась запись по рекомендации. [ 14 ] Однако кандидаты, сдавшие экзамены, не получили должность автоматически. Им еще предстояло пройти проверку качества в Министерстве обрядов, после чего им разрешили носить официальные мантии. [ 21 ]
Успешные кандидаты явились в Министерство кадров для прохождения вступительных экзаменов. Ожидалось, что неназначенные должностные лица и обладатели почетных званий будут регулярно сдавать квалификационные экзамены. Неприсвоенный статус может сохраняться очень долго, особенно при ожидании существенного назначения. После назначения на должность младшему чиновнику ежегодно присваивался рейтинг заслуг. Ограничения по сроку полномочий не было, но большинство младших чиновников занимали одну должность не менее трех лет и более. Старшие чиновники служили неопределенно долго по усмотрению императора. [ 28 ]
Танские императоры назначали выпускников дворцовых экзаменов, цзиньши, на важные государственные посты, где они вступали в конфликт с наследственной элитой. Во время правления императора Тана Сюаньцзуна (713–756 гг.) около трети назначенных великих канцлеров были цзиньши, но ко времени правления императора Тана Сяньцзуна (806–821 гг.) три пятых назначенных великих канцлеров были цзиньши. Это изменение в способе организации правительства нанесло настоящий удар по аристократам, но они не сидели сложа руки и не ждали, пока устареют. Вместо этого они сами сдали экзамены, чтобы получить связанные с этим привилегии. К концу династии аристократический класс произвел на свет 116 дзинши, так что они сохраняли значительное влияние в правительстве. Наследственные привилегии также не были полностью отменены. Сыновья высоких министров и великих генералов имели право занимать второстепенные должности без сдачи экзаменов. Кроме того, число выпускников было не только небольшим, но и сформировало собственную клику в правительстве, основанную на экзаменаторах и людях, которых они сдавали. По сути, выпускники стали еще одной группой интересов, с которой императору пришлось бороться. [ 29 ]
Династия Ляо (916–1125)
[ редактировать ]
Династия киданями, , возглавляемая Ляо была разделена между кочевой племенной Северной администрацией и оседлым китайским южным истеблишментом. Каждую из них возглавлял премьер-министр: северный назначался кланом-консортом Сяо, а южный - правящим кланом Елюй. Южные учреждения были разделены на пять «окружений», в каждом из которых была столица. Каждым округом, за исключением того, в котором доминировала Верховная столица ( Шанцзин ), управлял регент ( Люшоу ). Под регентом находились губернаторы ( инь ) префектур, которые управляли нижестоящими магистратами графств. При Северной администрации кидани были организованы вокруг ордо — передвижного лагеря вождя. На протяжении всей династии Ляо число ордос колебалось от 10 до 44. Племенные вассалы Ляо были организованы в территории, известные как маршруты ( лу ), возглавляемые вождем племени. [ 30 ]
Южные комиссары обычно были членами королевского клана Елюй, северные комиссары - в основном членами клана-консорта Сяо. В состав администрации Северного региона в основном, хотя и не исключительно, входили кидани, носившие традиционные киданьские титулы. Его наиболее влиятельными офицерами были кидани комиссары по военным делам, премьер-министры Северной и Южной администраций ( Бэйфу цзайсян, Наньфу цзайсян ), Северный и Южный великие короли ( Бэй Даван, Нань Даван ), оба из которых были членами королевский клан и главнокомандующий (ююэ). Эти люди контролировали все военные и племенные дела, выбор военачальников, расположение племенных стад, распределение пастбищ. Под ними располагалось ошеломляющее множество племенных чиновников, офис королевского клана бывшего государства Бохай и ряд офисов, предоставляющих услуги императорскому дому: ремесленники, врачи, охотники и комиссары, ответственные за королевские стада, конные заводы. и конюшни.
Правительство Южного региона было создано по образцу модели Тан. Как и правительство Северного региона, оно базировалось в Верховной столице, где располагались его главные офисы. В нем существовали традиционные группы старших государственных деятелей, Три наставника ( сань ши ) и Три герцога ( сань гун ), которые действовали в качестве имперских советников, а также сложная бюрократия, во главе которой стояли три министерства, аналогичные трем центральным министерствам ( сан). шэн ) ранней Тан... но только Секретариат играл существенную роль в политических решениях. ... Южная администрация была по существу исполнительной организацией для южных районов и их оседлого населения. Громкие титулы его офицеров не должны скрывать того факта, что принятие рутинных решений и вся военная власть (южные чиновники специально отстранялись от принятия решений по военным делам при дворе) были сосредоточены в киданьском окружении императора, набранном из Северной администрации. [ 31 ]—Денис Твитчетт и Клаус-Питер Титце
Имперские экзамены проводились для южных учреждений только до последнего десятилетия правления династии, когда кидани сочли это приемлемым способом продвижения по карьерной лестнице. На экзаменах основное внимание уделялось лирическим стихам и рапсодиям. Набор на работу посредством экзаменов был нерегулярным, и все известные должности были наследственными по своей природе и занимались киданями. [ 32 ]
Схемы династии Ляо |
---|
Династия Сун (960–1279)
[ редактировать ]
Династия Сун продолжила систему округов, префектур и округов Тан. Военная префектура называлась «армией» ( цзюнь ), а несколько префектур, в которых находились рудники и соляные заводы, назывались промышленными префектурами ( цзянь ). Номинально префектурами управлял префект, но на практике центральное правительство назначало другого управляющего делами для управления группами префектур. Действия префектов также должны были быть подписаны руководителем префектуры. [ 33 ] Как и до них Тан, Сун использовали округа не как губернаторы провинций, а как регионы, в которых уполномоченные могли координировать деятельность правительства. В каждом округе были закреплены четыре комиссии, каждая из которых выполняла свою административную деятельность: военную, финансовую, судебную и снабженческую. [ 4 ]
Научная бюрократия
[ редактировать ]Императорские экзамены стали основным методом набора на официальные должности. Во времена династии было проведено более сотни дворцовых экзаменов, в результате чего было присуждено большее количество степеней дзинши . [ 34 ] Экзамены были открыты для взрослых китайских мужчин с некоторыми ограничениями, включая даже лиц с оккупированных северных территорий династий Ляо и Цзинь. [ 35 ] Многие люди с низким социальным статусом смогли добиться политической известности благодаря успехам на имперских экзаменах. Процесс подготовки к экзамену, как правило, был трудоемким и дорогостоящим, требуя свободного времени и репетиторов. Большинство кандидатов принадлежало к малочисленному, но относительно богатому классу ученых-чиновников -землевладельцев . [ 36 ]
Успешные кандидаты были назначены на должность практически сразу, а периоды ожидания между назначениями были непродолжительными. Ежегодно оценивались заслуги, и чиновники могли запросить оценку для переназначения. Чиновники, желавшие избежать суровых назначений, часто просили о переводе на должность государственного смотрителя даосского храма или монастыря. Высокопоставленные чиновники столицы также иногда выдвигали себя на должность префекта малоизвестных префектур. [ 37 ]
Хотя немалому числу семей или родов Северной Сун удалось на протяжении нескольких поколений произвести на свет высокопоставленных чиновников, ни одна из них не могла соперничать с великими семьями Шести династий и Тан в долголетии, престиже или, возможно, даже силе. Самое главное, обещание экзаменов превратило обучение из элитной заботы в озабоченность. Образование стало не столько сферой деятельности семей ученых, составляющих часть элитного общества, сколько деятельностью, навязываемой академически перспективным мальчикам и молодым людям во всем элитном обществе. [ 38 ]
— Джон В. Чаффи
Наследственные префектуры
[ редактировать ]Когда император Сун Тайцзу расширился на юго-запад, он столкнулся с четырьмя могущественными семьями: Ян Бочжоу , Сун Маньчжоу , Тянь Сичжоу и Лун Наньнина . Лун Яньяо, патриарх семьи Лун, подчинился правлению Сун в 967 году с гарантией того, что он сможет управлять Наньнином как своей личной собственностью, которая будет передаваться по наследству через его семью без вмешательства Сун. Взамен семья Лун должна была принести дань двору Сун. Другим семьям также были предложены те же условия, которые они приняли. Хотя они были включены в число официальных префектур династии Сун, на практике эти семьи и их поместья составляли независимые наследственные королевства в пределах королевства Сун. [ 39 ]
В 975 году император Тайцзун из Сун приказал Сун Цзинъяну и Лун Хантану напасть на королевство Муэгэ и отбросить их через реку Ячи . Какую бы территорию они ни захватывали, им разрешалось сохранить. После года борьбы им удалось добиться успеха. [ 40 ]
Схемы династии Северная Сун |
---|
Династия Цзинь (1115–1234)
[ редактировать ]
Династия чжурчжэнями, , возглавляемая Цзинь была разделена на 19 направлений, пять из которых управлялись из столиц, находящихся под контролем регентов. 14 маршрутов, не контролируемых столицами, находились в ведении зональных командований ( цзунгуаньфу ). Под маршрутами находились префектуры. Чжурчжэни приняли более китайскую администрацию , чем кидани. Они ввели систему экзаменов в 1123 году и приняли трехгодичный цикл экзаменов в 1129 году. Были проведены два отдельных экзамена, чтобы учесть их бывших предметов Ляо и Сун. На севере экзамены были сосредоточены на лирической поэзии и рапсодиях, а на юге - на конфуцианской классике . Во время правления императора Цзинь Цзинь (годы правления 1135–1150) содержание обоих экзаменов было унифицировано, и экзаменуемые тестировались по обоим жанрам. Император Цзинь Чжанцзун (годы правления 1189–1208) отменил префектурные экзамены. Император Цзинь Шизонг (годы правления 1161–1189) учредил первый экзамен, проводимый на чжурчжэньском языке , с упором на политические сочинения и поэзию. Выпускников чжурчжэньского экзамена называли «выпускниками трактата» ( celun jinshi ), чтобы отличить их от обычных китайских дзинши. [ 21 ]
Должности регулярно заполнялись выпускниками экзаменов, и нередко каждый третий кандидат сдавал экзамены. В год выдавалось в среднем 200 столичных ученых степеней. Хотя китайские подданные могли получить должности посредством экзаменов, региональная квота гарантировала, что северяне (в основном чжурчжэни) сдавали экзамены более последовательно и быстрее получали повышение по службе после получения должности. Часто чжурчжэньским экзаменуемым для прохождения экзамена нужно было продемонстрировать не более чем грамотность. Китайские чиновники также сталкивались с дискриминацией, иногда физической, в то время как чжурчжэни сохранили за собой все полномочия по принятию окончательных решений в правительстве Цзинь. [ 41 ]
Округи Китая при династиях Цзинь и Южной Сун. |
---|
Династия Юань (1271–1368)
[ редактировать ]
При монголами , возглавляемой династии Юань , крупнейшей административной единицей была провинция, также известная как Секретариат филиала ( син чжуншу шэн ). Провинцией управляли два управляющих делами правительства ( пинчан чжэнши ). Иногда Великому канцлеру ( чэнсян ) поручали руководить целой провинцией. Сомнительно, какую власть центральное правительство имело над провинциями, поскольку они, по сути, были административной базой монгольской знати. Между провинциями и центральным правительством находились два ведомства: Отраслевое бюро по военным делам ( син шуми юань ) и Отраслевое цензорство ( син юши тай ). Военная ветвь занималась военными делами и имела юрисдикцию над расплывчато определенными территориями, известными как регионы ( чу ). Существовало три отраслевых цензората, которые курировали дела провинции при династии Юань. [ 5 ]
Ниже провинций располагались структуры с агентствами, возглавляемыми комиссарами, которые координировали вопросы между властями провинциального уровня и маршрутами более низкого уровня, префектурами и округами. Маршрут управлялся Смотрителем и Командиром. Ниже располагались префектуры, возглавляемые Надзирателем и Префектом. На самом низком уровне, ниже префектур, находились округа, возглавляемые надзирателем и магистратом. Столица Ханбалык управлялась маршрутом Даду под управлением двух полицейских комиссий, а летняя столица Шанду находилась под управлением другой полицейской комиссии. [ 42 ]
Все жители династии Юань были сгруппированы в четыре категории: монголы, сэму , хань и манзи . Сэму были подданными Юаня, пришедшего с запада Китая, Хань были бывшими подданными династии Цзинь, а манзи - все бывшие подданные династии Сун. Все важные государственные должности занимали монголы и сему, некоторые второстепенные должности занимал Хан, а манзи были переданы в местные офисы в своем районе. Монгольские надзиратели были закреплены за каждым офисом вплоть до уровня уезда. [ 43 ]
Императорские экзамены были на время прекращены после поражения Сун в 1279 году Хубилай-ханом . Один из главных советников Хубилая Лю Бинчжун рекомендовал восстановить экзаменационную систему, однако Хубилай не доверял экзаменам и не прислушивался к его советам. [ 44 ] Хубилай считал, что конфуцианское образование не требуется для государственных должностей, и выступал против такой приверженности китайскому языку и китайским ученым, которые были столь знатоками этого языка, а также сопутствующей ему идеологии. Он хотел назначать своих людей, не полагаясь на аппарат, унаследованный от недавно завоеванной и иногда мятежной страны. [ 45 ] [ 46 ]
Экзаменационная система была возрождена в 1315 году со значительными изменениями во время правления Аюрбарвада Буянту-хана . Новая экзаменационная система распределяла экзаменуемых по региональным категориям таким образом, чтобы отдавать предпочтение монголам и ставить в невыгодное положение манзи. Система квот как для числа кандидатов, так и для присуждаемых ученых степеней была установлена на основе классификации четырех групп: монголов (и сэму ), хань и манзи, с дальнейшими ограничениями по провинциям в пользу северо-востока империи (Монголия). и его окрестности. [ 47 ] Для губернских экзаменов была установлена квота в 300 человек по 75 человек от каждой группы. На столичный экзамен была квота в 100 человек, по 25 человек в каждой группе. Кандидаты были зачислены в два списка: монголы и сэму располагались слева, а хань и манзи - справа. Экзамены были написаны на китайском языке и основаны на конфуцианских и неоконфуцианских текстах, но монголы и сему получали более легкие вопросы, на которые приходилось отвечать, чем китайцы. Успешным кандидатам присваивалось одно из трех званий. Все выпускники имели право на официальное назначение. [ 21 ]
В соответствии с пересмотренной системой ежегодное среднее количество присуждаемых экзаменационных степеней составляло около 21. [ 47 ] Способ разделения четырех региональных категорий имел тенденцию отдавать предпочтение монголам, сему и хань, несмотря на то, что манзи составляли, безусловно, самую большую часть населения. Данные переписи 1290 года фиксируют около 12 000 000 домохозяйств (около 48% от общей численности населения юаней) в Южном Китае по сравнению с 2 000 000 домохозяйств Северного Китая, а население монголов и сэму было меньше. [ 47 ] Хотя Южному Китаю технически было выделено 75 кандидатов для каждого провинциального экзамена, только 28 ханьцев из Южного Китая были включены в число 300 кандидатов, остальные места в Южном Китае (47) были заняты резидентами-монголами или сему, хотя 47 «расовых южнокитайцев» Кандидатами были утверждены китайцы», не являющиеся жителями Южного Китая. [ 48 ]
Набор на работу путем экзаменов во времена династии Юань составлял очень незначительную часть администрации Юань. Потомственная монгольская знать составляла элитное ядро правительства. Первоначально монголы набирали администраторов из своих подданных, но в 1261 году Хубилай предпринял попытку увеличить монгольский персонал, приказав создать монгольские школы для набора чиновников. Школа для сыновей государства была основана в 1271 году для двух-трехлетнего обучения сыновей императорских телохранителей, чтобы они могли стать пригодными для официального набора. [ 49 ] Чиновники, работающие в столице, номинально должны были получать оценки каждые 30 месяцев для понижения в должности или продвижения по службе, но на практике государственные должности передавались по наследству от отца к сыну. [ 50 ]
Книга
[ редактировать ]Вожди племен Юго-Запада были организованы по системе туси . Система туси была вдохновлена системой Джими ( китайский : 羈縻制度 ), внедренной в регионах проживания групп этнических меньшинств во времена династии Тан. [ 51 ] Он был установлен как особый политический термин во времена династии Юань. [ 52 ] и использовался как политический институт для управления недавно приобретенными территориями после завоевания ими Королевства Дали в 1253 году. [ 53 ]
Члены бывшего имперского клана Дуань были назначены генерал-губернаторами с номинальной властью под титулом «главный стюард Дали» ( китайский : 大理 總管 , p Dàlǐ Znggu? n), а местные лидеры были кооптированы под различными титулами в качестве администраторов регион. [ 54 ] Некоторые приписывают введение этой системы в Китае туркменскому губернатору Сайиду Аджалу Шамсу ад-Дину Омару . [ 54 ] Дуань Синчжи, последний король Дали, был назначен первым местным правителем и согласился на размещение там комиссара по умиротворению. [ 55 ] Дуань Синчжи предложил юаньским картам Юньнани и возглавил значительную армию, которая служила проводниками для юаньской армии. К концу 1256 года Юньнань считалась умиротворенной.
При династии Юань местные чиновники, или туси , были клиентами отношений патрон-клиент. Покровитель, императоры Юаня, осуществляли юрисдикционный контроль над клиентом, но не над его/ее территорией как таковой. [ 56 ]
Вожди туси подчинившиеся в Юньнани , Гуйчжоу и Сычуани, правлению Юаня, получили право сохранить свои титулы. Семья Хань Китая Ян, правящая вождеством Бочжоу , признанным династиями Сун и Тан, также получила признание последующих династий Юань и Мин. Клан Ло в Шуйси во главе с Ахуа был признан императорами Юань, как и императоры Сун, когда их возглавлял император Пугуй, и император Тан, когда их возглавлял Апэй. Они произошли от короля Хоцзи эпохи Шу Хань , который помог Чжугэ Ляну против Мэн Хо . Они также были признаны династией Мин. [ 57 ] [ 58 ]
Провинции династии Юань |
---|
Династия Мин (1368–1644)
[ редактировать ]


Самой низшей административной единицей во времена династии Мин был уезд, который контролировался префектурой через субпрефектуру. Префектуры были организованы в провинции и управлялись тремя сотрудничающими агентствами: провинциальной административной комиссией ( чэнсюань бужен шиси ), провинциальной комиссией по надзору ( тисин анча шиси ) и региональной военной комиссией ( ду чжихуэй шиси ). Этими тремя агентствами руководил Великий координатор и Верховный главнокомандующий. Пост Великого координатора был бессрочным и мог длиться от 10 до 20 лет. Военными делами занимался Верховный Главнокомандующий. Ни одна из этих должностей не являлась губернаторской должностью и не считалась представителями правительства специального назначения. [ 59 ] Провинциальная административная комиссия ведала всеми гражданскими делами, особенно финансовыми вопросами. Администрация провинции имела от трех до восьми филиалов в каждой провинции. Каждый филиал возглавлял интендант ( даотай ), осуществлявший административную власть. В каждой провинции также был налоговый интендант ( дулян дао ). Провинциальную комиссию по надзору возглавлял один комиссар по надзору, под началом которого находились различные заместители и помощники комиссара, обладающие цензурными и судебными полномочиями. Региональные военные комиссары отвечали за военные гарнизоны в провинциях. Исполнительные должностные лица трех провинциальных комиссий были известны под общим названием «региональные надзиратели». Целью такого трехстороннего управления провинциями было то, чтобы ни у кого не было верховной власти в одном регионе. [ 6 ]
Набор на работу путем экзаменов процветал после 1384 года при династии Мин. Выпускников провинций иногда назначали на должности низкого ранга или поступали в Гоозицзянь для дальнейшего обучения, после чего их могли рассматривать для более высоких должностей. Перед назначением на должность столичным выпускникам поручали исполнять функции должности сроком до одного года. Максимальный срок пребывания в должности составлял девять лет, но также проводились трехгодичные оценки, после чего должностное лицо могло быть переназначено. Магистраты округов ежемесячно представляли отчеты об оценке своим префектам, а префекты представляли ежегодные оценки властям провинций. Каждый третий год провинциальные власти представляли оценки центральному правительству, после чего проводилась «внешняя оценка», требующая от местной администрации направить представителей для участия в большой аудиенции в столице. Чиновники в столице проводили оценку каждые шесть лет. Столичные чиновники четвертого ранга и выше освобождались от регулярных аттестаций. Сотрудники цензуры проводили нерегулярные оценки. [ 60 ]
Включить Гуилиу
[ редактировать ]Династия Мин продолжила систему вождества Юань Туси . Мин туси делились на гражданские и военные звания. [ 61 ] Гражданским туси были присвоены титулы Ту Чжифу («родная префектура»), Ту Чжичжоу («родной департамент») и Ту Чжисянь («родной округ») в зависимости от размера и численности населения их владений. Номинально они имели тот же ранг, что и их коллеги в обычной системе управления. [ 61 ] Центральное правительство предоставило больше автономии тем военным туси, которые контролировали районы с меньшим количеством ханьских китайцев и имели слаборазвитую инфраструктуру. Они присягнули на верность императору Мин, но имели почти неограниченную власть в своих владениях.
Все местные вожди номинально подчинялись комиссарам по умиротворению ( Сюаньфуши , Сюаньвэйши , Аньфуши ). Комиссары по умиротворению также были местными вождями, получившими свой титул от двора Мин. Чтобы проверить свою власть, комиссары по умиротворению были переданы под контроль военного министерства. [ 62 ]
За свою 276-летнюю историю династия Мин пожаловала в общей сложности 1608 титулов туси , 960 из которых были воинскими, а 648 - гражданскими. [ 63 ] большинство из которых находились в Юньнани, Гуйчжоу и Сычуани. В Тибете, Цинхае и Сычуани двор Мин иногда давал туси лидерам как титулы , так и религиозные титулы. В результате у этих туси появилась двойная идентичность. Они играли как роль политических лидеров, так и религиозных лидеров в своих владениях. Например, во времена правления императора Юнлэ настоятель монастыря Цзиньчуань оказывал помощь армии Мин в битве против монголов. Позже лидеру был присвоен титул Яньхуа Чанши (演化禅师), или «Развитый мастер Чань», и в качестве награды он получил право управлять 15 деревнями, входящими в его владения. [ 64 ]
При администрации Мин юрисдикционная власть туси стала заменяться государственной территориальной властью. Туси действовали как временные промежутки до тех пор, пока не прибыло достаточное количество китайских поселенцев для достижения «переломного момента», а затем они были преобразованы в официальные префектуры и округа, которые были полностью присоединены к центральной бюрократической системе династии Мин. Этот процесс был известен как гайту гуилиу ( упрощенный китайский : 改土归流 ; традиционный китайский : 改土歸流 ), или «превращение местного правления в регулярное управление». [ 53 ] Наиболее ярким примером этого была консолидация юго-западных вождеств туси в провинцию Гуйчжоу в 1413 году. [ 53 ]
Основываясь на прецеденте Юань, Мин начал свою колонизацию юго-запада в 1370-х годах, и хотя его военная мощь то росла, то ослабевала, к началу десятилетий семнадцатого века он смог уничтожить крупнейшие автономные королевства на юго-западе. Ко времени перехода Мин-Цин на юго-западе осталось лишь несколько небольших автономных государств, и Восстание трех феодалов (Саньфан чжи Луань; 1673–1681 гг.) Во многом стереть их с лица земли. Короче говоря, назначение императором Юнчжэном своего доверенного маньчжурского чиновника Ортая (1680–1745) и агрессивную кампанию против должностей туси, которую они начали в 1720-х годах на юго-западе, следует рассматривать как конечную точку, а не начало китайской колонизации Китая. юго-запад. [ 65 ]
— Джон Э. Херман
В целом, gaitu guiliu представлял собой процесс замены туси чиновниками, назначаемыми государством, переход от юрисдикционного суверенитета к территориальному суверенитету и начало формальной империи, а не неформальной. [ 66 ]
Провинции династии Мин |
---|
Династия Цин (1644–1912)
[ редактировать ]


Династия Цин сохранила систему провинций Мин и к 1850 году расширила ее до 18 провинций. Однако в отличие от трехсторонней провинциальной администрации Мин, провинциями Цин управлял один губернатор ( сюньфу ), который обладал значительной властью. Хотя все провинциальные учреждения общались через него с центральным правительством, сам он подчинялся генерал-губернатору ( цзунду ). Хотя номинально генерал-губернаторы превосходили губернатора, обычно они тесно сотрудничали с губернатором и действовали совместно, отчитываясь перед центральным правительством. Губернаторам и генерал-губернаторам не обязательно было иметь баланс между маньчжурами и ханьцами, в отличие от центрального правительства. [ 7 ]
Губернаторам подчинялись два вида агентств: провинциальные административные комиссии ( чэнсюань бужен шиси ) и провинциальные комиссии по надзору ( тисин анча шиси ). Комиссаром администрации провинции был генерал-лейтенант, несший финансовые обязанности. Провинциальный комиссар по надзору отвечал за решение судебных и цензурных вопросов. В каждой провинции также существовал неофициальный провинциальный комиссар по образованию ( тиду сюэчжэн ), который контролировал школы и аттестовал кандидатов на экзамены на государственную службу. В подчинении провинциальной администрации находились окружные интенданты ( даотай ), которые служили посредниками между префектурами и администрацией провинции. [ 67 ]
Лифан Юань
[ редактировать ]Периферийные территории, такие как Монголия , Синьцзян и Тибет, находились под контролем Лифан Юаня (Суда по колониальным делам). Люди, живущие в этих районах, как правило, могли вести свой образ жизни, пока сохраняли мир и проявляли уважение к императору Цин. Многие монголы были организованы в знамена или лиги в маньчжурском стиле, и только в 19 веке Монголия оказалась под более жестким контролем под руководством маньчжурского генерала или великого министра-консультанта ( канзан дачен ) и нескольких судебных администраторов ( банши сиюань ). К жителям Синьцзяна относились как к вассалам-данникам, и их лидеры использовали китайские титулы. Религиозные лидеры Тибета были относительно автономны и относились к ним как к принцам-данникам до 1720-х годов, когда мятеж побудил правительство Цин передать территорию под управление двух великих министров-резидентов ( чжузан дачен ), которых поддерживали военные гарнизоны Цин. [ 68 ]
Провинции династии Цин (1911 г.) |
---|
Феодальные регионы династии Цин |
---|
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2012 , с. 260.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2012 , с. 264.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1987 , с. 45-46.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1987 , с. 63-64.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1987 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1987 , с. 88.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 259.
- ^ Хакер 1987 , с. 9.
- ^ Хакер 1987 , с. 9-10.
- ^ Хакер 1987 , с. 13-14.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1987 , с. 14.
- ^ Хакер 1987 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Автократическая традиция и китайская политика - Чжэнъюань Фу
- ^ Yu, 57
- ^ Хакер 1987 , с. 15-16.
- ^ Краке, 253
- ^ Вай Кит Вики Це (2012). Динамика распада: Поздняя империя Хань (25–220 гг. н. э.) и ее северо-западная граница (докторская диссертация). Пенсильванский университет.
- ^ Се 2013 , с. 92.
- ^ Хакер 1987 , с. 25-26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Китайская императорская экзаменационная система (WWW.chinaknowledge.de)» .
- ^ Хакер 1987 , с. 27.
- ^ Твитчетт 1979 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с Хакер 1987 , с. 32-33.
- ^ Твитчетт 1979 , стр. 203, 205.
- ^ Твитчетт 1979 , с. 404.
- ^ Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05090-2 . п. 97
- ^ Хакер 1987 , с. 37.
- ^ Миядзаки 1976 , с. 112.
- ^ Хакер 1987 , с. 55.
- ^ Твитчетт и Титце 1994 , стр. 78–79.
- ^ Кроссли 1997 , с. 22.
- ^ Теобальд, Ульрих. «Правительство, администрация и закон Империи Сун (www.chinaknowledge.de)» . www.chinaknowledge.de . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Чжэнъюань, Фу. Автократическая традиция и китайская политика .
- ^ Краке, 257 (Таблица 2, в которой показано 26 докторских степеней, присужденных в 1184 году лицам из оккупированного Северного Китая, и 1 в 1256 году)
- ^ Жерне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х.М. Райта (Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0 , стр. 65).
- ^ Хакер 1987 , с. 52.
- ^ Чаффи 1995 , с. 182-183.
- ^ Космо 2003 , с. 251.
- ^ Космо 2003 , с. 252.
- ^ Хакер 1987 , с. 57.
- ^ Хакер 1987 , с. 65.
- ^ Хакер 1987 , с. 67.
- ^ Россари 1988, 30.
- ^ Россари 1988, 71.
- ^ Венди, Фрей. История жива!: Средневековый мир и за его пределами. Пало-Альто, Калифорния: Институт учебных программ для учителей, 2005.
- ^ Перейти обратно: а б с Трещина, 263
- ^ Краке, 263 и стр. 391, н. 17
- ^ Хакер 1987 , с. 69.
- ^ Хакер 1987 , с. 68.
- ^ Китайская система Туси - Издательство Yunnan Nationalities - опубликовано в 1992 г. (Автор: Гун Инь) - ISBN 7-5367-0509-3 : nulog.cn или sfyey.net.
- ^ Анализ основных концепций системы тостов - «Журнал Юньнаньского педагогического университета: издание философии и социальных наук», 2014 г., выпуск 1 (автор: Ли Шию): mzb.com.cn , cssn.cn или wenku (baidu)
- ^ Перейти обратно: а б с Дардес 2012 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Бин Ян. Между ветрами и облаками: создание Юньнани , гл. 4. Издательство Колумбийского университета.
- ^ Этвуд, К.П. Энциклопедия Монголии и монголов . п. 613.
- ^ Герман 2007 , с. 11.
- ^ Герман, Джон. Э. (2005). Ди Космо, Никола; Вятт, Дон Дж (ред.). Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая (иллюстрированное издание). Рутледж. п. 260. ИСБН 1135790957 .
- ^ Кроссли, Памела Кайл; Сиу, Хелен Ф.; Саттон, Дональд С., ред. (2006). Империя на окраинах: культура, этническая принадлежность и границы в Китае раннего Нового времени . Том. 28 исследований Китая (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 143. ИСБН 0520230159 .
- ^ Хакер 1987 , с. 75-76.
- ^ Хакер 1987 , с. 81-82.
- ^ Перейти обратно: а б Памела Кайл Кроссли, Хелен Ф. Сиу, Дональд С. Саттон (2006). Империя на окраинах: культура, этническая принадлежность и границы в Китае раннего Нового времени . (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2006), стр. 136.
- ^ Шин, Создание китайского государства, с. 61.
- ^ Кроссли, Империя на окраинах, с. 137.
- ^ Цзоу, Либо (2010). «Глядя на отношения между тибетскими вождями Цзиарун и религией с точки зрения титула вождя», Журнал Юго-Западного университета национальностей (издание для гуманитарных и социальных наук) 31 ( 02): 11–15, стр. 11.
- ^ Герман 2007 , с. 12.
- ^ Герман 2007 , с. 16.
- ^ Хакер 1987 , с. 89.
- ^ Хакер 1987 , стр. 90–91.
Ссылки
[ редактировать ]- Чаффи, Джон (1995), Тернистые врата обучения в Сун [Песне] Китае , State University of New York Press
- Космо, Никола ди (2003), Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая
- Кроссли, Памела Кайл (1997). Маньчжуры . Кембридж, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 1557865604 .
- Дардесс, Джон (2012), Китай Мин, 1368–1644 гг. Краткая история устойчивой империи , Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
- Герман, Джон Э. (2007), Среди облаков и тумана, колонизация Гуйчжоу Китаем, 1200–1700 гг ., Азиатский центр Гарвардского университета
- Хакер, Чарльз (1987), Словарь официальных названий в императорском Китае
- Краке, Э.А., младший (1967 [1957]). «Регион, семья и человек в китайской экзаменационной системе», в журнале «Китайские мысли и институты» , Джон К. Фэрбенк, редактор. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета.
- Миядзаки, Ичисада (1976), Экзаменационный ад Китая: экзамены на государственную службу императорского Китая , перевод Конрада Широкауэра, Weatherhill; перепечатка: издательство Йельского университета, 1981, ISBN 9780300026399
- Твитчетт, Д. (1979), Кембриджская история Китая, Суй и Тан, Китай, 589–906, Часть I , том. 3, Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-21446-7
- Твитчетт, Денис; Титце, Клаус-Петер (1994). «Ляо». Во Франке, Герберт; Твитчетт, Денис (ред.). Кембриджская история Китая , Том 6, Чужой режим и пограничные государства, 907–1368 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 43–153. ISBN 0521243319 .
- Уилкинсон, Эндимион (2012), История Китая: новое руководство , Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчин
- Се, Баочэн (2013). Краткая история официальной системы в Китае . Перевод Чена, Миронг. Академическое издательство социальных наук. ISBN 978-1-84464-153-6 .
- Ю, Полина (2002). «Китайская поэзия и ее институты», в «Сянских лекциях по китайской поэзии», том 2 , Грейс С. Фонг, редактор. (Монреаль: Центр восточноазиатских исследований, Университет Макгилла).
- Ю, Цзяньфу (2009), «Влияние и просвещение конфуцианского культурного образования на современную европейскую цивилизацию», Front. Образование. Китай , вып. 4, нет. 1, стр. 10–26, номер документа : 10.1007/s11516-009-0002-5 , S2CID 143586407 .