Гиродин QH-50 DASH
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |
QH-50 ДЭШ | |
---|---|
![]() QH-50 проводит летные испытания на авианосце Николас | |
Общая информация | |
Тип | Противолодочный дрон |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Американская компания Gyrodyne |
Статус | В эксплуатации в качестве целевого буксира |
Основные пользователи | ВМС США |
Количество построенных | 755 |
История | |
Изготовлено | 1962–1969 |
Дата введения | 1963 |
Первый полет | 1959 |
Разработано на основе | Гиродинный роторный мотоцикл RON |
Gyrodyne QH-50 DASH ( Dron Anti-Submarine Helicopter ) — небольшой дрон- вертолет, построенный американской компанией Gyrodyne дальнего действия для использования в качестве противолодочного оружия на кораблях, которые в противном случае были бы слишком малы для управления полноразмерным вертолетом. . Он оставался в производстве до 1969 года. Некоторые из них до сих пор используются для различных наземных целей.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]DASH был основной частью США флота программы восстановления и модернизации (FRAM) конца 1950-х годов. FRAM был основан потому, что Советский Союз строил подводные лодки быстрее, чем США могли строить противолодочные фрегаты . Вместо строительства фрегатов серия обновлений FRAM позволила США быстро обновиться за счет переоборудования старых кораблей, которые были менее полезны в современных морских боях. Военно-морской флот мог модернизировать гидролокатор на Второй мировой войны, времен эсминцах но ему требовалось противостоящее оружие для атаки по периметру дальности действия гидролокатора. На старых эсминцах было мало места для надстроек, таких как полноценная летная палуба . Первоначальная концепция DASH представляла собой легкий беспилотный вертолет, способный сбрасывать глубинные ядерные бомбы или торпеды . Самолет считался расходным материалом.
Программа пилотируемых роторных мотоциклов Gyrodyne в середине 1950-х годов обеспечила работу над прототипом DASH, и в конечном итоге роторный мотоцикл был модифицирован для производства первоначальной версии дрона, DSN-1/QH-50A. DSN-1 был оснащен двигателем Porsche YO-95. -6 поршневых двигателей мощностью 72 л.с. и одну самонаводящуюся Mark 43 торпеду . Следующей опытно-конструкторской версией стал DSN-2/QH-50B , оснащенный двумя двигателями Porsche YO-95-6, а также оснащенный одним двигателем Mk 43. Серийное производство DASH началось с третьей версии, DSN-3/QH. -50C мощностью 255 л.с. (190 кВт) двигатель Boeing T50-4 , в котором турбовальный заменил поршневой двигатель, а полезная нагрузка была увеличена до двух торпед Mark 44. . Всего до окончания производства в январе 1966 года было произведено 378 QH-50C.
Единственный QH-50A (DS-1006), который был снят с эксплуатации в 1961 году после испытаний подрядчика, был повторно задействован в 1964 году для испытаний наклонно-поплавкового шасси. [ 1 ] В каждом углу удлиненной рамы был добавлен длинный цилиндрический поплавок. Каждый поплавок мог поворачиваться на 90° от горизонтали, ориентироваться прямо вперед и имел на конце подушечку для приземления на твердые поверхности. Для приземления на воду поплавки поворачивались в вертикальное положение, и вертолет стабилизировался до тех пор, пока поплавки не были погружены примерно на 75%, что обеспечивало высокую степень устойчивости. [ 2 ]
Операции
[ редактировать ]
Схема управления DASH имела два контроллера: один в кабине экипажа, другой в центре боевой информации. Взлет и посадку осуществлял диспетчер кабины экипажа. Диспетчер в Центре боевой информации (CIC) будет направлять DASH к местоположению цели и выпускать оружие, используя полуавтоматическое управление и радар. Диспетчер CIC не мог видеть самолет или его высоту и иногда терял оперативное управление или осведомленность об обстановке. В конце программы были проведены успешные эксперименты по установке на дрон телекамеры. Эти DASH SNOOPY также использовались в качестве корректировщиков морской артиллерийской стрельбы. [ 3 ]
Была разработана привязная система посадки, позволяющая приземляться и взлетать при волнении моря до 6 баллов. Эта система состояла из стальных рельсов, привинченных к кабине экипажа, и тросовой системы для вытягивания вертолета из ангара. Вертолет был прикреплен к стальным рельсам, чтобы он не соскальзывал с кабины экипажа при сильном волнении. Эту систему время от времени устанавливали и использовали на борту корабля, но никогда не использовали в бурном море для запуска вертолета.
DASH появился потому, что Gyrodyne работала с Корпусом морской пехоты США над разработкой небольшого экспериментального вертолета соосной схемы RON Rotorcycle для использования в качестве разведывательной платформы. Вертолет соосной схемы имеет два вращающихся в противоположных направлениях несущих винта для управления крутящим моментом , в отличие от более распространенного несущего винта/хвостового винта, встречающегося на большинстве вертолетов. Коаксиальные роторы обеспечивают большую подъемную силу, что позволяет использовать более короткие лопасти несущего винта. Обе особенности помогают вертолету быть как можно меньшим. С другой стороны, лопасти необходимо держать очень далеко друг от друга, чтобы избежать столкновения, поскольку лопасти прогибаются при вращении. Это приводит к увеличению сложности и снижению маневренности.

Для дрона эти компромиссы были приемлемыми. Для роли DASH первоначальная морская версия имела турбовальный двигатель для улучшения характеристик, а также замену сидений и органов управления системой дистанционного управления и местом для хранения двух торпед Mark 44 . В таком виде DASH можно было пролетать на расстоянии до 22 миль (35 км) от корабля, не предупреждая подводную лодку о том, что она подверглась атаке, по крайней мере, до тех пор, пока торпеда не вошла в воду. [ 4 ]
Поскольку это был расходный материал, DASH использовала готовую промышленную электронику без каких-либо резервных копий. Органы управления были многоканальными аналоговыми FM . Более 80% потерь самолетов в эксплуатации были связаны с точечными отказами электроники. Всего 10% потерь пришлось на ошибки пилотов и только 10% потерь на отказы двигателей или планера.
Программа DASH была отменена в 1969 году и выведена из эксплуатации в 1968–1973 годах. DASH оказались ненадежными при эксплуатации на корабле: более половины из 746 дронов ВМС США были потеряны в море. Возможно, это произошло из-за недостаточной технической поддержки, поскольку у других служб не было особых проблем с DASH. [ 5 ] Хотя официальной причиной была низкая надежность, производитель указал на расходы войны во Вьетнаме и отсутствие необходимости в противолодочных средствах в этой войне.
Модифицированные машины DASH продолжали эксплуатироваться еще несколько лет во время войны во Вьетнаме. С прикрепленными к ним телекамерами они использовались своими кораблями в качестве дистанционных корректировщиков артиллерии и органической разведки.
До мая 2006 года небольшое количество дронов QH-50D DASH эксплуатировалось армией США на ракетном полигоне Уайт-Сэндс , где они использовались для буксировки целей и калибровки радаров и электронных систем. [ 6 ]
Японские морские силы самообороны парк из 20 дронов QH-50 для использования на своих Takatsuki эсминцах класса и Minegumo (JMSDF) имеют . Поскольку JMSDF считали операцию DASH очень престижной, а самолеты регулярно летали и обслуживались, у них был гораздо меньший уровень потерь, чем у ВМС США. Однако из-за трудностей с поддержанием операций DASH после прекращения программы США дроны и сопутствующее оборудование были сняты с вооружения JMSDF в 1977 году. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- ДСН-1
- Обозначение ВМС США девяти предсерийных самолетов, переименованных в QH-50A в 1962 году.
- ДСН-2
- Обозначение ВМС США для трех предсерийных самолетов, переименованных в QH-50B в 1962 году.
- ДСН-3
- Обозначение ВМС США для 373 серийных самолетов, переименованных в QH-50C в 1962 году.
- QH-50A
- DSN-1, переименованный в 1962 году, девять предсерийных самолетов для оценки, с плоско-четырехпоршневым двигателем Porsche мощностью 72 л.с. (54 кВт).
- QH-50B
- DSN-2, переименованный в 1962 году, представляет собой три предсерийных самолета, оснащенных двумя плоско-четырехпоршневыми двигателями Porsche мощностью 86 л.с. (64,5 кВт).
- QH-50C
- DSN-3 переименован в 1962 году, серийный самолет с турбовальным двигателем Boeing T50-8A мощностью 300 л.с. (225 кВт), построено 373 экземпляра.

- QH-50D
- Серийный самолет с более крупным турбовальным двигателем Boeing T50-12 мощностью 365 л.с. (272 кВт), лопастями несущего винта из стекловолокна, увеличенным запасом топлива и отсутствием хвостового оперения. построено 377 штук.
- QH-50DM
- Всего было изготовлено 10 модифицированных QH-50D (заводские номера 150AO-160AO). [ нужна ссылка ] «ДМ» мощностью 550л.с. поставлялся модифицированной версией Боинга Т50-12. Они использовались для военной разведки армии США во время войны во Вьетнаме.
- YQH-50E
- Три самолета QH-50D, модифицированные двигателями Allison T63 -A-5A.
- QH-50F
- Предлагаемая серийная версия YQH-50E, не построена.
- QH-50H
- Предлагаемая двухмоторная версия QH-50F с увеличенным фюзеляжем и несущими винтами не строилась.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Технические характеристики (QH-50C)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969-70 гг. [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: нет
- Длина: 12 футов 11 дюймов (3,94 м)
- Высота: 9 футов 8,5 дюймов (2,96 м)
- Пустой вес: 1154 фунта (523 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2285 фунтов (1036 кг)
- Запас топлива: 35 галлонов США (29 имп галлонов; 130 л)
- Силовая установка: 1 Boeing T50-BO-8A турбовальный , мощностью 300 л.с. (220 кВт).
- Диаметр несущего винта: 2 × 20 футов 0 дюймов (6,10 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 80 узлов (92 миль в час, 148 км/ч)
- Крейсерская скорость: 43 узла (50 миль в час, 80 км/ч)
- Дальность: 71 миль (82 мили, 132 км)
- Выносливость: 1 час
- Практический потолок: 16 400 футов (5 000 м)
- Скорость набора высоты: 1880 футов/мин (9,6 м/с).
Вооружение
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Модель QH-50A» , Исторический фонд Gyrodyne Helicopter . Проверено: 22 января 2023 г.
- ^ «После наклона Крыльев... наклон плывет». Рейс Интернешнл . 86 (2905): 814. 12 ноября 1964 г.
- ^ Пенистон, Брэдли. «Беспилотная военно-морская война: ретроспектива и перспектива» . Архивировано 24 декабря 2013 г. в журнале Wayback Machine Armed Forces Journal (armedforcesjournal.com), 20 декабря 2013 г. Дата обращения: 29 августа 2019 г.
- ^ Апостол 1984, с. 67.
- ^ Фридман 2004, стр. 280–283.
- ^ «Гиродина сегодня» . Гиродинные вертолеты. 9 мая 2006 г. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Эсминцы JMSDF» . Исторический фонд вертолетов Gyrodyne . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Музеи, поддерживаемые Фондом Gyrodyne» . Исторический фонд вертолетов Gyrodyne . Проверено 10 августа 2019 г. .
- ^ «История дронов» . Музей авиационной беспилотной техники. Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 г. Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Gyrodyne QH-50C (Дрон) DSN 3 | Американский музей вертолетов и образовательный центр» . Американский музей вертолетов.
- ^ «Система вооружения QH-50 DASH» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 11 августа 2019 г. - через Facebook.
- ^ «Гиродайн QH-50C в Музее колыбели авиации» . Колыбель авиации.
- ^ «Гиродин QH-50C DASH в Военном музее Рассела» . Авиационные фотографии Рода Бирдена . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Экспонаты Военного музея Рассела» . Военный музей Рассела . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Беспилотный противолодочный вертолет QH-50C «DASH Drone» » . Крылья свободы . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ "Гиродайн XRON-1 'Ротоцикл'". Музей авиации Новой Англии. Проверено: 4 августа 2013 г.
- ^ "Дом" . Коллекция военного наследия Северного Техаса.
- ^ «Музей авиации Каролины – дайте волю своему воображению» . Каролинский музей авиации.
- ^ «Движения – Приходы и Приобретения» . Друзья музея вертолетов . Друзья музея вертолетов . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ "Музей ракетной базы Уайт-Сэндс". Архивировано 9 мая 2008 г. в Музее ракетного полигона Wayback Machine White Sands.
- ^ «Гиродин QH-50D DASH» . Музей боевых птиц Эстрелла . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ «Гиродин QH-50C DASH в Музее классических роторов» . Авиационные фотографии Рода Бирдена . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Невероятная история QH-50 DASH» (PDF) . Школа авиационной инженерии Пенсильванского государственного университета . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ «Система вооружения QH-50 DASH» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 12 августа 2019 г. - через Facebook.
- ^ «Система вооружения QH-50 DASH» . Проверено 12 августа 2019 г. - через Facebook.
- ^ «Деятельность подводных лодок: угрозы подводным лодкам» . Музей JMSDF Куре. Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Тейлор 1969, с. 519.
Библиография
[ редактировать ]- Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Bonanza Books, 1984. ISBN 978-0-51743-935-7 .
- Фридман, Норман (2004). Эсминцы США: иллюстрированная история дизайна (пересмотренная редакция). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-442-3 . .
- Полмар, Норман (1993). «Вопрос 1/91: Вертолеты USN DASH». Военный корабль Интернешнл . ХХХ (3): 317. ISSN 0043-0374 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1969.
- Уэтерхорн, Арей (1992). «Вопрос 1/91». Военный корабль Интернешнл . XXIX (3): 310. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]