Макараванк
Макараванк Макараванк | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Тавушская область , Армения |
Географические координаты | 40 ° 58'26 "N 45 ° 07'38" E / 40,973819 ° N 45,127233 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 10 век |
Завершенный | 13 век |
Макараванк ( арм . րակարավանք комплекс 10-13 веков ) — церковный недалеко от Ачаджур села Тавушской области , Армении расположенный на склоне горы Пайтатап. Комплекс Макараванк занимает место среди Ахтамара, Бгено-Нораванка , Гандзасара по своему своеобразию, богатству и разнообразию орнаментов и занимает важное место в армянской архитектуре .
Хотя монастырь больше не используется для богослужений, комплекс хорошо сохранился. Здесь есть 4 церкви, притвор ( притвор ), который обслуживает две самые большие церкви, и другие здания, выполнявшие второстепенные функции. Когда-то вокруг Макараванка располагались обширные поселения, наличие которых имело большое значение для роста монастыря.
Монастырь также иногда называли Аграваванк.
История
[ редактировать ]Самая старая церковь группы была построена в 10 и 11 веках. Материалами, использованными при его строительстве, были в основном большие куски грубо отесанного красного туфа (распространенный армянский строительный материал). Одна из церквей, названная Сурб Аствацацин, была построена в 1198 году из белого камня на восточной стороне комплекса. Сурб Аствацацин приписывается Ованесу. Главная церковь была построена в 1205 году из розового андезита с красным андезитовым притвором. [ нужна ссылка ]
Сложный
[ редактировать ]Монастырь был окружен стенами, его ворота были украшены колоннами . На огороженной территории располагались многочисленные жилые постройки. Среди них были архитектурные павильоны с минеральными источниками . Постройки Макараванка сложены из темно-розового андезита и красного туфа, иногда с зеленоватыми камнями. Есть также остатки ограды и источник/колодец 12 или 13 века за пределами стен, где для пикника сейчас находится место .
Главный храм
[ редактировать ]Пройдя через ворота в окружной стене, справа находится главная церковь 1205 года, построенная Варданом, сыном князя Базаза.
Главный храм представляет собой купольный зал. Диаметр высокого купола довольно велик, а в интерьере сооружения преобладает подкупольное пространство. Вертикальную направленность интерьера подчеркивают колонны, поддерживающие купол. К столбам прикреплено несколько граненых пилястр и полуколонн, образующих вверху полукруглые и остроконечные арки , несущие опорный обхват куполов. высокие , полукруглые в плане ниши , обрамленные изящными аркатурами на сдвоенных полуколоннах, украшающие нижнюю часть алтарных апсид Гармонично сочетаются с колоннами .
Необычайный интерес представляют стены алтарных помостов , украшенные геометрическим орнаментом. В Макараванке профилированные восьмиконечные звезды и восьмиугольники между ними, расположенные в два ряда, покрыты разнообразной и богатой резьбой, уникальной в архитектуре средневековой Армении. В нем присутствуют различные цветочные мотивы, составляющие необычные букеты, всевозможные рыбы и птицы, а также сфинксы и сирены . Интересны лодочник, смотрящий вперед, и мужская фигура, помещенная внутри восьмиугольника вверх по левому краю стены алтарного помоста с надписью «эритасард» – вероятно, автопортрет резчика. Все это заключено в сильно профилированную рамку, привлекающую внимание зрителя к рельефам внутри нее.
Внешнее убранство главного храма Макараванка более выразительно. Над центральным окном южного фасада расположены солнечные часы, а под ними, на консольной колонне, изображение голубя; круглые окна различаются по форме и орнаменту. Входные порталы прямоугольные, с полукруглой внутренней нишей. Тимпан . и перемычка состоят из камней различной формы и цвета Барабан купола окаймлен изящной двадцатиарочной аркатурой на сдвоенных полуколоннах.
Арки выполнены в виде орнаментальной ленты; такая же полоса проходит между арками и карнизом. Аркатура гармонично пропорциональна куполу и общему объему церкви.
Он радовался
[ редактировать ]Пройдя через ворота в окружной стене, слева окажется притвор. Фасад Ваче I гавита, построенного на пожертвования князя Вачутяна в 1224 году, украшен скульптурами сфинкса и льва, нападающего на быка . Внутри притвора находится самая ранняя церковь 10 или 11 века.
Нартекс четырехколонный. Построенный до 1207 года, он обслуживал оба храма одновременно. В нем есть дверь, которая вела в пекарню хлеба для причастия , небольшую сводчатую комнату. Убранство притвора подчинено художественным особенностям главного храма, что особенно ярко проявляется в орнаментальной резьбе. Западный портал, как и притвор Гегарда , имеет ступенчатое обрамление, включающее окно наверху. барельефы На среднем выступе, по бокам окна, вырезаны . Справа изображен крылатый сфинкс с короной на голове, а слева – лев, нападающий на быка.
Стержень юго-западной колонны интерьера опоясан восьмиарочной аркатурой, капитель подчеркнута на поперечной оси большой розеткой , над которой на лицевой стороне арки расположено рельефное изображение голубь с поднятым крылом. Устой на западной стороне, соответствующий колонне, имеет меньшие вертикальные деления , чем другие пристенные устои. На плоских потолках угловых секций были вырезаны розетки различного дизайна, окрашенные в белый, желтый и красный цвета. Убранство центральной части было богаче. в форме щита, Цветочный орнамент, покрывающий подвески изображает птиц в разных позах. Обхват перехода к 20-гранному основанию потолка, состоявшего, вероятно, из шести пересекающихся арок, составлен из разделенных желобками треугольных плит, вертикальных и наклонных.
Церковь Сурб Аствацацин
[ редактировать ]За пределами них находится небольшая церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы ), приписываемая игумену Ованнесу в 1198 году в память о его родителях и братьях, со скульптурным порталом.
Церковь представляет собой миниатюрное здание, относящееся к типу четырехапсидных центрических круглых памятников X-XIII веков, таких как церковь Св. Григория в Санаине . Но в отличие от них церковь Аствацацин круглая только в нижней части и восьмигранная в верхней, с четырьмя треугольными нишами, увенчанными различными раковинами . Купол пропорционален нижнему круглому объему. Убранство церкви стилистически гармонирует с убранством главного храма и притвора. Профилированный пояс, окаймляющий здание, проходит по торцам ниш и оконных проемов. На северной стороне бросаются в глаза рельефы аиста и змеи, а над южным окном сцена, изображающая двух зверей, сцепившихся в схватке.
Другие структуры
[ редактировать ]Наиболее древним сооружением из всех является крестово-купольная церковь Макараванка X века с пристройками по углам, отличающаяся от рядовых построек этого типа богатым резным орнаментом (цветочным и переплетенным линейным) на стене алтарного возвышения и на рамы главных окон интерьера.
Небольшие часовни, построенные из тесаного камня, имеют резные дверные наличники. Часовня Макараванка имеет сводчатый потолок.
План этажа
[ редактировать ]
1. церковь 10 века |
Галерея
[ редактировать ]-
Портал с замысловатой резьбой.
Источники
[ редактировать ]- « Архитектурные ансамбли Армении » О. Халпахчяна, изданные в Москве издательством «Искусство» в 1980 году.
- « Путеводитель по Армении заново » Брейди Кислинга и Раффи Коджана, опубликованный в Интернете и напечатанный в 2005 году.