Арест подозреваемого в Сараево
«Арест подозреваемого в Сараево» , также ошибочно идентифицированный как «Арест Гаврило Принципа» , представляет собой исторически значимую фотографию, на которой запечатлены непосредственные последствия убийства эрцгерцога Франца Фердинанда Австрийского и его жены Софи, герцогини Гогенберг , в Сараево 28 июня. 1914. Первоначально считалось, что изображение изображает задержание убийцы Гаврило Принципа , но изображение привлекло широкое внимание после появления на обложке австрийского еженедельника Wiener Bilder 5 июля 1914 года. Это изображение сыграло решающую роль в возбуждении патриотических чувств, которые объединили страны-союзники в начале Первой мировой войны .
Несмотря на первоначальную интерпретацию, современные ученые в целом согласны с тем, что на фотографии изображен не арест Принципа, а арест Фердинанда Бера, невиновного свидетеля, не имеющего отношения к убийству. Это открытие бросает вызов исторической достоверности изображения, однако оно остается символом 20-го века, представляя собой катализатор, спровоцировавший Первую мировую войну. [1] Долгосрочное влияние фотографии на общественное восприятие и ее место в историческом повествовании демонстрируют сложную связь между образами и исторической интерпретацией.
Фон
[ редактировать ]28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник Австро-Венгерской империи , и его жена Софи были убиты во время посещения Сараево , столицы провинции Боснии и Герцеговины . Убийство произошло с близкого расстояния, когда в них стреляли с людного тротуара. В то время Босния и Герцеговина находилась под оккупацией Австро-Венгрии с 1878 года и была официально аннексирована в 1908 году. Стрелком оказался Гаврило Принцип подросток , боснийский серб- и член Млада Босна , организации, занимающейся освобождением. Боснии от австро-венгерского правления и объединения всех южных славян , включая сербов, хорватов и мусульман. После убийства Гаврило Принцип был незамедлительно арестован вместе со многими другими подозреваемыми, связанными с этой организацией. [2]
Убийство оказало глубокое влияние на межэтнические отношения, приведя к погромы похожим на антисербским беспорядкам , в некоторых случаях поощряемым австро-венгерскими властями. [3] Эти жестокие события привели к тому, что боснийские мусульмане и хорваты начали насилие против сербов в Сараево и других частях Боснии и Герцеговины. [4] что приводит к разрушению школ, домов и ресторанов, а также к разграблению магазинов. [5]
Губернатор Боснии Оскар Потиорек , который отвечал за безопасность эрцгерцога и его жены, в ответ приказал арестовать всех лиц, подозреваемых в причастности к заговору. В течение первых сорока восьми часов после убийства только в Сараево было задержано и отправлено в тюрьму более двухсот видных сербов. [2] К концу июля около 5000 сербов были заключены в тюрьму, и примерно 150 из них грозила смертная казнь через повешение. [а] За исключением Мухамеда Мехмедбашича , боснийского мусульманина, которому удалось бежать в Черногорию , все остальные заговорщики были арестованы. Следователи австрийской полиции преследовали Мехмедбашича не по политическим мотивам, а стремились подчеркнуть исключительно сербский характер заговора. [7] Среди причастных трое человек, а именно Принцип, Кабринович и Грабез , получили двадцать лет тюремного заключения, избежав смертной казни из-за своего возраста. Кроме того, еще трое получили тюремные сроки, а пятеро были казнены через повешение. [8]
Сам факт этого акта не задокументирован, но существуют «многочисленные иллюстрации в прессе, малонадежные, но обладающие большим воображением». [9] Одна фотография, обычно называемая «арестом подозреваемого в Сараево», неоднократно воспроизводилась в различных книгах и статьях в течение следующих недель, месяцев и лет, утверждая, что на ней изображен арест убийцы Гаврило Принципа. [4]
Фотография
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Эта фотография имеет важное значение в контексте убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены. На нем изображен растрепанный молодой человек в темном костюме, которого насильно ведут к входу в здание, предположительно полицейский участок. На переднем плане вооруженные австро-венгерские жандармы сдерживают группу боснийских мусульман , узнаваемых по их традиционной одежде, включающей фески , короткие жилеты и турецкие брюки , в то время как прохожие через дорогу наблюдают за этой сценой. [4]
По словам профессора истории искусств Ребекки Хауз, разнообразие одежд, представленных на фотографии, усиливает ощущение хаоса и волнения в данный момент и «напоминает нам о корнях убийства в этнической напряженности и националистическом конфликте». [10]
Идентичность основного предмета
[ редактировать ]Изображение было широко опубликовано во многих школьных и исторических учебниках, а также продолжает включаться в современные публикации; его часто сопровождают такие заголовки, как «Человек, который начал великую войну». [11] и описания, в которых говорится, что это «уникальная фотография, на которой запечатлен арест Принципа, сербского студента, сразу после того, как он убил эрцгерцога Австрии Франца Фердинанда и его жену в Сараево 26 июня 1914 года». [11] Педагоги даже рекомендовали использовать его в классах как «Арест Гаврило Принципа... пример фотографии, сыгравшей роль в формировании нашего понимания Европы 20-го века». [12]
Это изображение получило заметное признание: в 1940 году оно было включено в список лучших фотографий мира. [11] и включен в сборник «Фотографии, изменившие мир» в 2006 году с подписью «Арест убийцы эрцгерцога Фердинанда». [13] Следовательно, широко распространено мнение, что основным объектом фотографии является убийца Гаврило Принцип, задержанный сразу после смертельного выстрела. [9]
29 марта 1955 года статья, опубликованная в югославском журнале Republika, вызвала сомнения в личности арестованного на фотографии человека, предполагая, что Принцип не мог быть человеком, изображенным на изображении. [14] Впоследствии, в 1966 году, югославский историк Владимир Дедиер (1914–1990) провел расследование для своего справочника « Дорога в Сараево» , в котором основное внимание уделялось убийству эрцгерцога Принципом. Исследования Дедиера также привели к выводу, что человек, изображенный на фотографии, не был Гаврило Принципом. [15]
Другой молодой человек, Фердинанд Бер, пытался помочь Принципу. Его тоже арестовали, и пока его везли в полицию, его сфотографировал фотограф. . . его фотография позже появилась во многих газетах и книгах, некоторые из них спустя годы после убийства.
- Владимир Дедиер , «Дорога в Сараево» (1966), [16]
Современные ученые сходятся во мнении, что на фотографии изображен арест не Гаврило Принципа, а одного из его друзей, не причастного к убийству. [9] Согласно исследованию, проведенному австрийским историком фотографии доктором Антоном Хольцером, Фердинанд Бер (также известный как Фердо Бер) попал в волну арестов, последовавшую за стрельбой. [1] Немецкий историк доктор Кристоф Хаманн в своей статье, опубликованной в академическом журнале исторической фотографии Fotogeschichte , писал, что Фердинанд Бер был школьным другом Принципа из Сараево. Когда Бер стал свидетелем нападения разъяренной толпы на Принципа после преступления, он попытался защитить своего друга, не подозревая, что Принцип был настоящим убийцей. [15] В результате самого Бера арестовали и доставили в полицейский участок по подозрению в причастности к убийству. [15]
Считается, что самая известная фотография последствий убийства в Сараево показывает жестокое обращение с Гаврилой Принципом. На самом деле на нем показан арест невиновного прохожего Фердинанда Бера во время суматохи, последовавшей за убийством королевской четы. [17]
— Кристофер Эндрю , профессор современной и новейшей истории, бывший заведующий историческим факультетом Кембриджского университета , июнь 2018 г.
По словам журналиста Sunday Times Дэвида Джеймса Смита, молодой человек был сфотографирован по дороге в полицейский участок, Смит утверждает, что подлинной фотографии ареста Принципа нет, и подтверждает, что на снимке действительно изображено задержание Фердинанда Бера. [18]
Британский журналист Тим Батчер провел три года, исследуя жизнь Принципа, с 2011 по 2014 год. Завершив свое исследование, Батчер подтвердил, что на снимке был задержан Фердинанд Бер. [19] Бутчер назвал эту фотографию «знаменитым снимком, который многие историки, журналисты и архивисты... ошибочно полагают, что на нем изображен уведенный настоящий убийца». [20] В заявлении, написанном Бером в 1930 году, через несколько лет после того, как была сделана фотография, выражалось его удивление по поводу того, что его ошибочно идентифицировали как Принципа. Бер подчеркнул разницу во внешности между ним и Принципом, заявив, что Принцип был намного стройнее и ниже ростом. [21]
Я видел фотографию, на которой якобы изображен Принцип, доставленный в тюрьму охранниками. К моему великому удивлению, я увидел, как меня уводит полиция. Фотограф, наверное, поймал момент, когда меня поместили в тюрьму. . . Это, кстати, легко может заметить любой, кто знал Принципа, ведь он был маленьким, а я тогда, как и сейчас, был высоким и худым.
- Заявление Фердинанда Бера (Фердо Бер) в Прегледе , сентябрь 1930 г. [22]
По словам Кристофера Кларка , королевского профессора истории Кембриджского университета, учитывая технологическое развитие фотографии в 1914 году, если бы кому-то удалось сделать такой снимок ареста Принципа, «это было бы не чем иным, как чудом». . Кларк пояснил, что через пару дней после убийства и поимки Гаврило Принципа полиция предупредила фотографа о предстоящем аресте. Чтобы получить большую прибыль от распространения, фотограф впоследствии решил продать изображение с подписью «Арест Гаврило Принципа». [4]
Со времени заявления Фердинанда Бера в 1930 году стало известно, что на фотографии арестован не убийца Принцип, а его школьный друг Бер. [15] Для Institut für Österreichkunde (Институт австрийских исследований), спустя пятьдесят лет после этого события, после того, как Владимир Дедиер опубликовал свою книгу, личность субъекта была подтверждена как «знакомый Принципа по имени Фердо Бер». [23]
Другие источники идентифицировали субъекта как Неделько Чабриновича , ошибка, которая, скорее всего, произошла от Österreichs Illustrierte Zeitung или от издателя открыток Филиппа Рубеля, которые в 1914 году оба ошибочно идентифицировали субъекта как «бомбометателя Чабриновича». [24] Фотоагентство Getty Images продает несколько версий фотографии ареста, одна из них имеет следующую подпись: «Арестованным ранее считался Гаврило Принцип... теперь считается одним из шести его сообщников Неделько. Кабринович». [25] Купив изображение у Getty Images, журнал Life опубликовал его в журнале LIFE Secret Societies с подписью: «Кабринович арестован, фотография, которую долгое время ошибочно считали изображающей Принципа». [26] Другая версия, выставленная на продажу Гетти, подписана: «Фотография сербского террориста Гаврило Принципа (2-й R) сделана 28 июня 1914 года после его ареста после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда». [27]
Автор фотографии
[ редактировать ]Венский центр исторической фотографии Photoinstitut Bonartes идентифицировал автора как австрийского фотографа Вальтера Тауша , владельца студии Photographische Kunstanstalt Sarajevo (Сараевский институт фотографического искусства) на улице Куловица в Сараево. [28] Тауш переехал в Сараево по поручению австро-венгерского правительства в 1910 году и сразу же открыл свою студию. [б] Тауш был профессиональным фотографом, запечатлевшим прибытие эрцгерцога и герцогини в Илиджу , их прибытие в Боснию на вокзале, приветствие герцогини Гогенберг главой государства в отеле «Босна» в Илидже, отъезд герцогини Гогенберг. пара из мэрии Сараево после первого взрыва бомбы, за несколько минут до рокового револьверного нападения 28 июня 1914 года, поездка по улицам на автомобиле, включая место первого (бомбового) нападения Неделько Чабриновича , [15] и сразу после покушения конвоирование убийцы Гаврило Принципа и его товарищей в тюрьму. [28] Уолтер Тауш широко известен как профессиональный фотограф, сфотографировавший место убийства. [29] Fotogeschichte называет Тауша президентом «Ассоциации профессиональных фотографов» Боснии и Герцеговины и что его профессиональная репутация объясняет, почему он смог получить аккредитацию официального фотографа на время визита эрцгерцога в Сараево и почему он скорее всего автор изображения ареста. [15] По словам Кристофа Хаманна, фотограф канонической фотографии ареста предполагаемого убийцы был известен по имени, поскольку Österreichs Illustrierte Zeitung упомянула Вальтера Тауша в своем номере от 5 июля 1914 года. [15]
В некоторых источниках в качестве фотографов картины упоминаются имена Шарля Трампуса или Филиппа Рубеля. В 1971 году открытка была представлена в третьем номере немецкого ежемесячного журнала Foto und Film-Prisma со следующей надписью: «Филипп Рубель: Захват Гаврило Принципа после покушения на эрцгерцога Франца Фердинанда, Сараево, 28 июня 1914 года». В 1983 году американский фотоисторик Гельмут Гернсхайм опубликовал снимок с такой же легендой в своей книге «История фотографии». [28] По словам Хольцера, Чарльз Трампус был владельцем парижского фотоагентства Press Agency Trampus, а не фотографом, в то время как Филипп Рубель владел компанией по изданию открыток, которая продавала только фотографии. [28] Хольцер называет автора анонимным фотографом из Сараево, который продал фотографию Чарльзу Трампусу. Рубель приобрел права на воспроизведение у Трампуса для Австро-Венгрии и Германской империи и опубликовал фотографию в виде открытки с напечатанной на обороте надписью «Собственность и издатель Филипп Рубель, Вена». [28] Эта информация доступна в базе данных фотографий музея Альбертина в Вене. [30]
Фотоинститут Bonartes нашел записи судебного иска, возбужденного Филиппом Рубелем против Österreichische Zeitungsdruckerei-AG , издательства в Вене, которое без разрешения печатало и распространяло открытки. Личность фотографа Вальтера Тауша и приобретение прав издателем Рубелем, а также процедура подачи жалобы на Österreichische Zeitungsdruckerei-AG стали общедоступными с 15 января 1915 года, когда в Вене состоялось судебное заседание. В ходе судебного разбирательства типограф был оправдан, поскольку изображение представляло собой не портрет, а «ситуативную картину» и на отпечатках не было отмечено соответствующей оговорки. [30] Данные были опубликованы в отчете и опубликованы в популярной венской ежедневной газете Neue Wiener Tagblatt от 16 января 1915 года. По словам Тимма Старла, автора Lexikon zur Fotografie in Österreich 1839 bis 1945 (Лексикон по фотографии в Австрии с 1839 по 1945 год). ), австрийская база данных фотографий, краткая версия судебных разбирательств доступна в базе данных «Библиография фотографии в Австрии» на веб-сайте музея Альбертина и доступна с 21 декабря 1998 года. [28]
Другие источники, такие как Хорватский исторический музей в Загребе, утверждают, что автором был фотограф-любитель по имени Милош Оберайгер, который оказался между полицейскими и убийцей в день убийства. По данным музея, на оборотной стороне фотографии было обнаружено письменное объяснение на венгерском языке. [31] Getty images продает версию изображения со следующей ссылкой: «Арест Неделько Кабриновича… заснят фотографом-любителем Милошем Оберайгером», указывая источником изображения Topical Press Agency , британское фотоагентство, основанное в 1903 году и распущенное в 1957. [25] В книге 2006 года под названием «Основные первоисточники терроризма» фотографом указан тот же человек, а источником указан Хорватский исторический музей в Загребе. [32]
Другие фотографы, такие как Карл Зеебальд, который управлял фотоагентством в Вене, также продали фотографию прессе, на которой якобы был изображен убийца под своим собственным именем, что еще больше усилило путаницу. [1]
Публикация и последствия
[ редактировать ]5 июля 1914 года, через неделю после убийства, австрийский еженедельник Wiener Bilder опубликовал на своей первой полосе фотографию, на которой предположительно изображен сараевский убийца с подписью « Die Ermordung des Thronfolgers und seiner Gemahlin в Сараево». Die Festnahme des Mörders Princip (Убийство наследника престола и его жены в Сараево. Арест убийцы Принципа) без указания фотографа. [1] В тот же день венская ежедневная газета, австрийская Illustrierte Zeitung , опубликовала статью с заголовком «Бомбометатель Чабринович». [30] Несколько дней спустя, 9 июля 1914 года, Die Hamburger Woche No. 28, иллюстрированный журнал Hamburger Nachrichten , опубликовал его под заголовком «Арест убийцы в Сараево» и указал Трампуса как фотографа. [1] Также 9 июля 1914 года крупнейший журнал страны The Interest Sheet также поместил снимок с подписью: Арест 20-летнего гимназиста Гавро Принципа, убийцы наследника престола (Арест 20-летний старшеклассник Гавро Принцип, убийца наследника престола). [14]
В 2005 году Энциклопедия фотографии двадцатого века опубликовала это изображение как «критический момент, который спровоцирует войну», запечатленное на фотографии на обложке номера Die Hanzburger Woche от 9 июля 1914 года , показывающей арест сербского националиста Гаврило Принципа после того, как он застрелил эрцгерцога Фердинанда, наследника австро-венгерского престола». [33] Сцена быстро стала знаменитой после того, как из нее были сделаны открытки, вновь перепечатанные в газетах по всему миру, а по сей день также на обложках книг, университетских учебниках и в музеях с той же подписью, утверждающей, что арестованный был убийцей Принципа. [1]
- Австрийский еженедельник Wiener Bilder , приложение к журналу с фотографией, озаглавленной «Арест Гаврило Принципа» , 5 июля 1914 года.
- Открытка, опубликованная Филиппом Рубелем, с подписью, в которой подозреваемый указан как «бомбометчик Чабринович».
- Гамбургская неделя , фото предоставлено Трампусом, 9 июля 1914 года.
16 июня 2012 года австрийский историк фотографии Антон Хольцер опубликовал свое исследование фотографии ареста в австрийской ежедневной газете Die Press под заголовком «Убийца, который не был таковым». Хольцер выяснил, что сомнения в том, что речь идет о Принципе, существовали с самого начала, но как только изображение попало в обращение, историю уже невозможно было остановить, и по сей день арестованный на фотографии человек продолжает изображаться как убийца Франц Фердинанд. [1] По словам Батчера, это изображение настолько хорошо соответствует повествованию об отчаявшемся убийце, что бесчисленное количество историков, репортеров, телеведущих и кинематографистов продолжают утверждать, что предметом фотографии был Принцип. [21] Кристофер Кларк называет это «вопиющей ошибкой», поскольку фотографии самого момента нападения нет, а фотография задержания в конечном итоге имела статус медиа-подмены. [15] Изображение стало иконой 20-го века после того, как его переиздали как арест человека, который произвел выстрел, положивший начало Первой мировой войне . [1]
Ханс Б. фон Сотен, автор книг «Фотографии делают политику» и «Фейки и манипуляции» , книги на тему фотоманипуляций и фотоподделок, заключает, что, хотя на фотографии не изображен убийца и нет фотографии ареста реального убийцы, эта фотография остается одной из самых захватывающих в мировой истории. [22] Кристоф Хаманн видит в нем визуальный символ, который сохранил в долговременной памяти убийство и повествование о политической ответственности Сербии. [15]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Убийство эрцгерцога боснийским сербом послужило предлогом для вторжения Австро-Венгрии в Сербию, что привело к началу Первой мировой войны . [6]
- ↑ Вальтер Тауш был одним из немногих австрийцев, оставшихся в Сараево после Первой мировой войны.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пресса 2012 .
- ^ Jump up to: а б Кларк 2012 , с. 348.
- ^ Лион 2015 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Грешам Колледж, 2014 год .
- ^ Митрович 2007 , стр. 18.
- ^ Маллиган 2017 , с. 215.
- ^ Мясник 2015 , с. 278.
- ^ Гастингс 2013 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Автор Sothen 2017 , с. 51.
- ^ Хауз 2017 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б с Вм. Х. Уайз и Ко, 1940 , с. 380.
- ^ Стрэдлинг 2001 , с. 112.
- ^ Степан и Бигерт 2006 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Пол Б. (2 июля 2016 г.). « Первые выстрелы Первой мировой войны: Сараевское убийство в истории и памяти». Центральная Европа . 14 (2). Информа Великобритания Лимитед: 141–156. дои : 10.1080/14790963.2017.1355514 . ISSN 1479-0963 . S2CID 148855964 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Журнал «Фотоистория» .
- ^ Дедижер 1966 , с. 322.
- ^ Эндрю 2018 , с. 2052.
- ^ Смит 2010 , с. 210.
- ^ История сегодня, 2014 г.
- ^ Мясник 2015 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б Мясник 2015 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Автор Sothen 2017 , с. 52.
- ^ Институт австрийских исследований, 1990 , с. 124.
- ^ Имперские военные музеи .
- ^ Jump up to: а б Getty Images Кабринович .
- ^ Журнал 2020 , с. 107.
- ^ Getty Images 1914 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Открыточный проект Бонарте .
- ^ Уэйд 2020 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Альбертина онлайн .
- ^ Хорватский исторический музей 1914 года .
- ^ Лернер и Лернер 2006 , с. 15.
- ^ Уоррен 2005 , с. 1207.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Эндрю, К. (2018). Тайный мир: история разведки . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-241-30522-5 .
- Мясник, Т. (2015). Триггер: Охота на убийцу, который привел мир к войне . Винтажные книги. Винтажное издательство. ISBN 978-0-09-958133-8 .
- Кларк, К. (2012). Лунатики: как Европа вступила в войну в 1914 году . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-7181-9295-2 .
- Дедижер, В. (1966). Дорога в Сараево . Саймон и Шустер.
- Гастингс, М. (2013). Катастрофа: Европа идет на войну, 1914 год . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-751975-0 .
- Хауз, Р. (2017). «Реформа текстиля, моды и дизайна в Австро-Венгрии перед Первой мировой войной»: принципы одежды . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-54688-1 .
- Институт австрийских исследований (1990). Австрия в истории и литературе с географией [ Австрия в истории и литературе ] (на немецком языке). Институт австрийских исследований.
- Лернер, КЛ; Лернер, BW (2006). Терроризм: основные первоисточники . Виртуальная справочная библиотека Гейла. Томсон Гейл. ISBN 978-1-4144-0320-5 .
- Лион, Дж. (2015). Сербия и Балканский фронт, 1914 год: начало Великой войны . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-4725-8003-0 .
- Журнал, Л. (2020). ЖИЗНЬ Тайные общества . Книги TI Incorporated. ISBN 978-1-5478-5640-4 .
- Митрович, А. (2007). Великая война Сербии, 1914–1918 гг . Центральноевропейские исследования. Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-476-7 .
- Маллиган, В. (2017). Истоки Первой мировой войны . Новые подходы к европейской истории. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-15959-4 .
- Смит, диджей (2010). Одно утро в Сараево: правдивая история убийства, изменившего мир . Орион. ISBN 978-0-297-85608-5 .
- Степан, П.; Бигерт, К. (2006). Фотографии, которые изменили мир: 20 век . Престель. ISBN 978-3-7913-3628-2 .
- Стрэдлинг, Р. (2001). Преподавание европейской истории ХХ века . Коллекция «Образование». Паб Совета Европы. ISBN 978-92-871-4466-9 .
- Сотен, HB (2017). Подписи к изображениям: Фото Политика – Подделки ] • Фейки • Манипуляции . Издательство Арес. ISBN 978-3-902732-04-0 .
- Уэйд, Дж. (2020). Камеры на войне: фототехника, запечатлевшая 100 лет конфликта – от Крыма до Кореи . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 978-1-5267-6013-5 .
- Уоррен, Л. (2005). Энциклопедия фотографии двадцатого века, трехтомный комплект . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-20536-2 .
- Вм. Х. Уайз и компания (1940). Лучшие фотографии мира . Мудрый.
Интернет-публикации
[ редактировать ]- Альбертина онлайн. «Поиск в базе данных» (на немецком языке).
{{cite web}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Bonartes Photoinstitut Центр исторической фотографии. «Изменяющаяся история» [проект Bonartes Postcards]. Проект открытки Бонарте (на немецком языке).
- Мясник, Тим (2014). «Неуловимый убийца Сараево» . История сегодня .
- Кларк, Кристофер (29 сентября 2014 г.). «Лунатики: Как Европа вступила в войну в 1914 году» . Грешем-колледж . Стенограмма лекции от 29 сентября 2014 г.
- Хорватский исторический музей (1914 г.). «Фотография ареста Гаврило Принципа» . Хорватский исторический музей.
- Пресса (15 июня 2012 г.). «Убийца, который не был таковым» (на немецком языке).
{{cite web}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Фотоисторический журнал. «Журнал Fotogeschichte: Christoph_Hamann_Das Assassination von Sarajevo_Fotogeschichte_153_2019» [Попытка убийства в Сараево, 1914 год, Визуальные стратегии современной австрийской фотопрессы] (на немецком языке).
{{cite web}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Гетти Изображения. «Полиция Сараево арестовала мужчину после неудавшегося покушения» .
- Гетти Изображения (1914). «Фотография сербского террориста Гаврило Принципа, сделанная 28 июня 1914 года...»
{{cite web}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Имперские военные музеи. «Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, Сараево, 1914 год» .
{{cite web}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Открытка с изображением Неделько Чабриновича . арестованного
- База данных Albertina , база данных по истории фотографии Австрии.
- Fotogeschichte , Академический журнал, посвященный фотографии, ее истории и взаимоотношениям с обществом.
- Фотоинститут Бонарт , Центр исторической фотографии в Вене .
- Postkarten Bonartes — проект, инициированный Фотоинститутом Бонарт, посвященный исследованию открыток.
- Postkartensammlung — проект Музея Граца , посвященный иллюстрированным открыткам, в партнерстве с Фотоинститутом Бонарт.