Jump to content

Расслоение эмоциональной жизни (Шелер)

Макс Шелер (1874–1928)

Макс Шелер (1874–1928) был немецким континентальным философом начала 20-го века, придерживавшимся феноменологической традиции. [ 1 ] Шелера Стиль феноменологии был описан некоторыми учеными как «прикладная феноменология»: обращение к фактам или «вещам в себе», всегда обеспечивающим описательную основу для спекулятивных философских концепций. Один из ключевых источников именно такого набора фактов выражен в описательной карте эмоциональной жизни человека («Стратификация эмоциональной жизни») Шелера, сформулированной в его основополагающей работе 1913–1916 годов «Формализм в этике и неформальная этика ценностей». [ 2 ]

Практическое значение «Стратификации эмоциональной жизни» Шелера очевидно в нескольких отношениях и точках зрения.

Во-первых, Шелер, похоже, приводит доводы в пользу того, что мы сегодня можем назвать эмоциональным интеллектом , как порталом к ​​более этичному поведению и оптимальному личностному развитию, подобно древнегреческой заботе о развитии добродетельного характера. [ 3 ] Однако, в отличие от многих наших современных взглядов и предрассудков, эмоциональную жизнь не следует рассматривать как просто хаотическое препятствие для разума, а, скорее, следует понимать как своего рода «шестое чувство», имеющее информативное объективное ядро: то, что Шелер назвал нашим Ordo Amoris. (или «Логика сердца»). [ 4 ]

Во-вторых, для Шелера ценности имеют истинный приоритет как реальные присущие качества, обнаруживаемые в вещах, людях, ситуациях и т.п. Ценности и имманентный эмоциональный опыт взаимосвязаны: «Очевидный факт заключается в том, что мы действуем по отношению к ценностям так же, как мы поступаем по отношению к цветам и звукам». [ 5 ] Утверждение Шелера состоит в том, что коррелятами чувств и эмоций являются ценности , точно так же, как коррелятами зрительного восприятия являются цвета , а звукового восприятия — звуки . Если такие качества присутствуют в мире человека, их склонны воспринимать. Но верно и обратное: значения, приписываемые вещам, людям, ситуациям и тому подобному, однозначно сосуществуют с субъективной относительностью каждого человека как «совокупности действий различного рода». [ 6 ] имеющий уникальное качественное направление [ 7 ] и судьба. [ 8 ] Как ценностное существо и носитель ценностей каждый человек уникален, как снежинка. Вот почему этику Шелера обычно называют этикой материальных ценностей в отличие от формальной этики ( Иммануил Кант ).

В-третьих, ценности эмоционально интуитивно понятны. Целое частей «нечто» интуитивно воспринимается сознанием до того, как какая-либо из может быть полностью рационально познана или усвоена. Общие выражения, такие как «ах-ха», «любовь с первого взгляда», дежавю или «кошачья пижама», суммируют эту основную идею. Ценности реализуются посредством личных представлений (т.е. «привлечений» и «отталкиваний») положительных (и отрицательных) качеств, обнаруживаемых посредством наших собственных заранее обдуманных, заранее волевых действий предпочтения . [ 9 ]

В-четвертых, глубина эмоций сигнализирует о важности (интенсивности) ценности, точно так же, как отсутствие чувств сигнализирует об их недостатке. Эта глубинная структура, обнаруживаемая в эмоциональной жизни, коррелирует с формулировкой Шелера о восходящей вертикальной априорной иерархии ценностей как формирующей основу интуитивной этики, вдохновленной любовью. [ 10 ] исходящие в конечном счете от Божественного . [ 11 ]

Анализ Шелером слоев эмоциональной жизни

[ редактировать ]

Для Шелера человеческие чувства, чувственные состояния и эмоции представляют собой значимую и прогрессивную структуру уровней от нашей периферии к более глубоким и стабильным структурам личности. [ 12 ] Шелер выделил четыре [ 13 ] отдельные, но взаимосвязанные слои эмоциональной жизни человека. [ 14 ]

На самой периферии у нас есть чувственные чувства (например, щекотка, зуд, аромат, вкус, удовольствие, боль, голод, жажда, опьянение…), которые проявляются в относительных модусах радости и страдания. Эти чувства кратчайшие по продолжительности, расширены и локализованы по отношению к живому телу и наиболее легко изменяются и доступны с помощью внешних средств и стимулов. [ 15 ]

Далее у нас есть витальные чувства или чувственные состояния единого живого тела, которые переживаются как единое поле или целое (например, комфорт, здоровье, бодрость, сила, усталость, болезнь, слабость, преклонный возраст, феномен фантомных конечностей …), и которые намеренно проявляются как страх и надежда. [ 16 ]

Остальные два слоя эмоциональной карты принадлежат сфере индивидуальной личности, поскольку эти эмоции выходят за пределы (или, по крайней мере, превосходят) физические ограничения живого тела и окружающей среды; они менее всего подвержены произвольным изменениям; и они также по самой своей природе коммуникабельны и социальны по своему характеру.

Это, во-первых, чисто психические чувственные состояния или эмоции, имеющие характерное эго-качество (например, эйфория, счастье, сочувствие, наслаждение, печаль, печаль, гнев, ревность…), и которые намеренно проявляются как сочувствие, предпочтение, любовь, ненавидя и желая. [ 17 ] Поскольку это отражает преобладающую умственную предрасположенность человека, важно отметить, что состояния психических чувств можно изменить посредством актов свободной воли, мысли и позитивных социальных взаимодействий.

Наконец, Шелер выделяет духовные чувства , которые резко отличаются от состояний личных психических чувств тем, что «все эго-состояния кажутся погашенными… [и такие эмоции] овладевают всем нашим существом». [ 18 ] (например, блаженство, трепет, удивление, катарсис, отчаяние, стыд, раскаяние, тревога, муки совести, горе…). Эти виды эмоций настигают и одолевают нас, обычно совершенно неожиданно. Мы не можем рассуждать или желать вызвать такие духовные чувства. В качестве положительного опыта мы можем только открыть свои сердца и разум и надеяться, что они нас найдут.

Намеренная арка позитивных чувств и чувственных состояний в конечном итоге простирается от чувственного к духовному или от своего рода «гедонистического нигилизма» к более глубоким уровням личного удовлетворения. [ 19 ] Противоположное верно для негативных чувств и чувственных состояний. [ 20 ]

Связь между эмоциональной жизнью и ценностными модальностями

[ редактировать ]

Структура стратификационной модели эмоциональной жизни Шелера коррелирует с присущей ей структурой спектральных типов ценностных рангов или с тем, что Шелер назвал априорной иерархией модальностей ценностей . [ 21 ] Наша предыдущая аналогия с восприятием цвета иллюстрирует этот момент. Точно так же, как все цвета, которые мы интуитивно воспринимаем (видим), являются производными от чистого спектра или оттенков, как, например, когда чистый («белый») свет преломляется через призму, так и все интуитивные (ощущаемые) ценности являются производными от априорной иерархии модальностей ценностей, как когда Божественная любовь постигается чисто упорядоченным сердцем ( Ordo Amoris ).

Шелер утверждает, что эти ценностные модальности постоянны и неизменны на протяжении всей истории, образуя основу объективной неформальной этики. высшему эти модальности (с соответствующими им позитивными и негативными формами отрицания ценности) таковы: чувственные ценности приятного От низшего к и неприятного ; жизненные благородных вульгарных и ; ценности ментальные (психические) прекрасного неправильного и безобразного , правильного и ценности , истины и лжи ; и, наконец, Святого и Несвятого Божественного ценности и Идолов . [ 22 ]

Логическим следствием всего вышесказанного является то, что люди, естественно, предпочтут положительную ценность (т. е. ценностную ситуацию) отрицательной ценности (или неценности), например, когда жизнь, кажется, трагически катится по самосохраняющейся спирали негатива. эмоции (зависть, гнев, ревность, злоба, ненависть, месть) — психофилософская проблематика, получившая название Ressentiment . Более того, люди, естественно, будут предпочитать ценности более высокого ранга ценностям более низкого в той степени, в которой они будут тратить время, труд и жертвы, чтобы достичь их: например, люди обычно откладывают меру немедленного удовлетворения, чтобы обеспечить образование ребенка, собственную пенсию и т. д.

Следовательно, относительность ценностного опыта переходит к истокам объективной морали, обеспечивающей личностную реализацию и трансцендентность. Поскольку всякая этика в конечном итоге должна каким-то образом давать советы нашим решениям, неформальная этика Шелера, основанная на ценностях, обещает потенциально достичь этой цели посредством нашего когнитивного понимания и направления предварительной информации, предлагаемой в нашей эмоциональной жизни.

Философия против психологии: соотношение синергии

[ редактировать ]

И критики, и поклонники находят этику Шелера склонной к полетам романтизма, поскольку она «решительно отменяет нормативный характер этических действий». [ 23 ] Неудивительно, поскольку неформальная этика опирается не на систему правил или принципов, а только на неявные предложения. [ 24 ] Более прагматичные применения принципов Шелера лучше всего реализовать под контролируемым руководством терапевтической психологии.

Идеи Шелера вдохновляют всех, кто разделяет общую философскую веру в фундаментальную ценность личности и в развитие каждого из нас до оптимального потенциала. Это тем более верно, если мы подумаем, что это может означать для хорошо организованного свободного и демократического общества.

Однако следует проявлять крайнюю осторожность и не предполагать, что философия Шелера каким-то образом основана исключительно на какой-то прогрессивной восходящей психологии: например, иерархия потребностей Абрахама Маслоу Жана Пиаже , теория когнитивного развития или «Стадии морального развития» Лоуренса Кольберга . Это особенно важно, поскольку Шелер широко полагался на иерархические модели «стратификации» как своего рода общий мотив. [ 25 ] за его философию в целом, а также за широкий круг редакционных тем. Несмотря на множество поразительных сходств содержания с научными психологическими теориями, философия Шелера, напротив, представляет собой, прежде всего, полезную спекулятивную модель эманации сверху вниз. [ 26 ] руководствуясь любовью и ценностями и основанный на дуалистических метафизических принципах [ 27 ] Жизненного Порыва ( Дранг ) [ 28 ] и Дух ( Geist ). [ 29 ]

Точно так же наука сама по себе не может полностью объяснить поддерживающие духовные силы, которые выводят человека и культуру за пределы ограничений практической необходимости, адаптации и естественного отбора. Когда научный метод больше не может разработать модель для проверки того, что подозревает ученый, он становится своего рода философом... то есть, когда научное сообщество считает, что этот член «размягчился в голове» - различие, которое, по иронии судьбы, включает в себя большинство лучших и ярчайших представителей науки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макс Шелер, Избранные философские очерки. Пер. Дэвид Р. Лахтерман. «Идолы самопознания», «Ордо Аморис», «Феноменология и теория познания», «Теория трех фактов» и «Идеализм и реализм» (Эванстон: издательство Northwestern University Press, 1973), вступление редактора, стр. . xi-xiv.
  2. ^ Манфред С. Фрингс, Макс Шелер: Краткое введение в мир великого мыслителя (Милуоки: Marquette University Press, 1996), стр. 21.
  3. ^ Макс Шелер «Ordo Amoris», в «Избранных философских эссе», пер. Дэвид Р. Лахтерман (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), стр. 103–104. См. также «Республика» Платона (Душа).
  4. ^ «Орден любви», с. 117
  5. ^ Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей, пер. Манфред С. Фрингс и Ричард Л. Функ (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), стр. 174.
  6. ^ Формализм, с. 383.
  7. ^ Формализм, с. 385.
  8. ^ «Орден любви», с. 106.
  9. ^ Макс Шелер, Природа симпатии, пер. Питер Хит (Хамден: Shoe Sting Press, 1973), с. 153.
  10. ^ Сочувствие, с. 157 и 161. Для Шелера появление христианской любви в истории подтвердило любовь к тем, кого считали «ниже» по статусу, чем он сам (т. е. к нуждающимся, утвержденным, социально эксплуатируемым и отвергнутым, другим), в отличие от классической любви. Греческая и римская любовь фокусировала только то, что выше и могущественнее. Благодаря христианской любви наше стремление к высшему ведет к Богу, что, в свою очередь, ведет к состраданию и принятию по отношению к другим и к миру, в отличие от нас самих, как к незавершенной работе, борющейся и несовершенной, но, тем не менее, красивой и ценной. См. также «Фрингс», стр. 126-127.
  11. ^ Сочувствие, Глава 11; «Ордо Аморис», стр. 105-108; Формализм, с. 294. См. также Макс Шелер, О вечном в человеке.
  12. ^ Формализм, с. 336.
  13. ^ Некоторые ученые, сосредоточив внимание на более поздних работах Шелера, пришли к выводу о пятой модальности ценностей - ценностях полезности, расположенных между разумными и жизненными ценностями. Это спорный момент, поскольку многие ученые полагают, что Шелер никогда не возвращался к своим ранним формулировкам об эмоциях и ценностях. Кроме того, в своих ранних работах Шелер не выделил отдельный класс чувств, чувственных состояний или эмоций, связанных с полезностью. Фактически Шелер утверждал, что ценности полезного всегда служат ценностям приятного («Формализм», с. 94). Полезность лучше интерпретировать и ассимилировать как высокоразвитое измерение Жизненного Побуждения.
  14. ^ Формализм, с. 332.
  15. ^ Формализм, стр. 333-338.
  16. ^ Формализм, стр. 338-342 и 335. Страх как негативное жизненное влияние имеет обычный эффект блокирования высших мыслительных процессов на психическом уровне.
  17. ^ Формализм, с. 342 и 336.
  18. ^ Формализм, с. 343.
  19. ^ Формализм, с. 331. См. также Формализм, Часть II, Глава 9 (б) «Все волевые направления к реализации положительных и сравнительно более высоких ценностей первоначально возникают из положительных чувственных состояний и источников». Обратите внимание, что весь опыт положительных чувств и состояний чувств Всегда по своей сути указывают и направляют информацию к еще более высоким ценностям с сопутствующими им чувствами и чувственными состояниями. Все положительные чувства и чувственные состояния ускоряют осознание еще более высоких ценностей и слоев чувств. в частности, может служить функцией возвращения человека обратно в свой мир с обновленной перспективой и энергией.
  20. ^ Макс Шелер, Ressentiment, пер. Уильям Х. Холдхейм (Нью-Йорк: полдень, 1973), стр. 23–26. См. также «Формализм», часть II, и главу 9 (а) «Закон склонности к суррогатам, когда «более глубокая» эмоциональная детерминация Эго отрицательна». Когда личный прогресс застаивается или разочаровывается при переходе от негативного к более позитивному плато при относительно высоком витальном или психическом уровне достижения ценностей, возникает внутренняя тенденция к регрессу с точки зрения потакания традиционным порокам. Эту тенденцию можно назвать трансцендентным (самолечением) состоянием человеческой «врожденной моральной слабости». В своей крайней форме эта тенденция может привести к ресентименту . В литературе эта тенденция сродни понятию « трагический порок ».
  21. ^ Формализм, Часть I, Глава 2, Раздел 5.
  22. ^ Формализм, Часть I, Глава 2-B (5) «Априорные отношения ранга между ценностными модальностями».
  23. ^ Рокко Буттильоне, Кароль Войтыла: Мысль о человеке, который стал Папой Иоанном Павлом II, пер. Паоло Гуйетти, Франческа Мерфи (Wm. B. Eerdmans Publishing, 1997). стр. 60-61
  24. ^ Шелер утверждал, что два события гарантируют восстановление правильно упорядоченного сердца Ordo Amoris : (а) появление образцовых людей («образцов для подражания») и (б) естественный мистический религиозный опыт.
  25. ^ Иерархия типовых типов людей от низшего к высшему: Бон Вивант, Герой, Гений и Святой. (См. «Формализм», стр. 585). Иерархия основных форм человеческого единения от низшего к высшему: Стадо, Семья и живое сообщество, Общество и Коллективные личности Церкви и Нации. Иерархия Сфер Сознания (Форм Познания или Познания) от низшего к высшему: Неживое, Живое, Я-Ты и Абсолют.
  26. ^ Формализм, стр. 94.
  27. ^ Артур Р. Лютер, «Сочлененное единство бытия в феноменологии Шелера. Базовый драйв и дух», в книге Макса Шелера (1874–1928) «Столетние эссе», под ред. Манфред С. Фрингс (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1974), стр. 1–42. См. также Макс Шелер, «Место человека в природе». См. также «Фрингс», главу 2 «О биопсихическом мире». Для Шелера Дух проявляется бесконечно как Божественная Сущность или Бог (в зависимости от вашей религиозной ориентации); и, конечно, как личности и коллективно как нация и церковь. Личности являются точкой соединения и местом между влечениями (жизненными побуждениями) и Духом.
  28. ^ "Frings", стр. 11. "...низший слой психического существа - это наличие неопределённого, недифференцированного, слепого " побуждения вперед " ( Drang ). Оно совершенно бессознательно и, следовательно, без внутреннего или внешнего ощущения. Это стремление проявляется как медленное «к» и «от» (например, к свету), и его прежде всего следует отнести к растительной жизни. Это в то же время «пар» ( Dampf ), который. находится в основании всей жизни, продвигая всю жизнь вперед к ее высшим проявлениям».
  29. ^ «Frings», стр. 15-17. «... существенное различие между животным и человеком - это присутствие Духа ( Geist ), который делает человеческую жизнь совершенно независимой от побуждений и независимой от привязанности к окружающей среде (в отличие от в основном животное, пораженное окружающей средой).... Это становится ясно, если принять во внимание, что человек формирует свою собственную среду в социальной жизни и истории, а также используя искусственные средства для ее изменения для лучшего приспособления и комфорта.... Дух возвышает человека над миром и над собой (как органическим существом).... Дух, тогда оно не может иметь своего основания или источника в этом объективном мире, а только в изначальном принципе самого космоса ( Urgrund ).

Источники

[ редактировать ]
  • Шелер, Макс, Формализм в этике и неформальная этика ценностей. Пер. Манфред С. Фрингс и Роджер Л. Фанк. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
  • Шелер Макс О вечном в человеке. Пер. Бернард Ноубл. Хамден: Пресс для обувных струн, 1972.
  • Шелер Макс «Место человека в природе». Пер. Ганс Мейерхофф. Нью-Йорк: полдень, 1973.
  • Шелер, Макс, Природа симпатии. Пер. Питер Хит. Хамден: Пресс для обувных струн, 1973.
  • Шелер, Макс, Философские перспективы. Пер. Манфред С. Фрингс. Бостон: Бикон, 1958.
  • Шелер Макс, Проблемы социологии знания. Пер. Манфред С. Фрингс. Эд, Кеннет В. Стиккерс. Лондон: Routledge & Kegan Paul, Ltd., 1980. Хамден: Shoe String Press, 1972.
  • Шелер, Макс, Ресентимент. Пер. Уильям В. Холдхейм. Введение Льюиса А. Козера. Нью-Йорк: Шокен, 1972.
  • Шелер Макс О вечном в человеке. Пер. Бернард Ноубл. Хамден: Пресс для обувных струн, 1972.
  • Шелер Макс, Избранные философские очерки. Пер. Дэвид Р. Лахтерман. «Идолы самопознания», «Ордо Амориса», «Феноменология и теория познания», «Теория трех фактов», «Идеализм и реализм». Эванстон: Издательство Северо-Западного университета, 1973.
  • Фрингс, Манфред С. Макс Шелер: Краткое введение в мир великого мыслителя. Милуоки: Издательство Университета Маркетт, 1996.
  • Фрингс, Манфред С. Разум Макса Шелера: первое всеобъемлющее руководство, основанное на завершенных работах. Милуоки: Издательство Университета Маркетт, 2001.
  • Лютер, Артур Р. «Артикулированное единство бытия в феноменологии Шелера. Базовый драйв и дух». Макс Шелер (1874–1928) Очерки столетия, Ред. Манфред С. Фрингс. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1974.
  • Эмад, Парвис. «Человек, смерть и мир» Макс Шелер (1874–1928) «Очерки столетия», под ред. Манфред С. Фрингс. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1974).
  • Войтыла, Кароль (Папа Иоанн Павел II). Действующее лицо. Пер. Потоцкий Анджей. Бостон: Клювер, 1979.
  • Буттильоне, Рокко. Кароль Войтыла: Мысли о человеке, который стал Папой Иоанном Павлом II, пер. Паоло Гуйетти, Франческа Мерфи. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 1997.
  • Уэлч, Э. Парл. «Феноменология религии Макса Шелера». Дисс. Университет Южной Калифорнии, 1934 год.
  • Чопек, Майкл Дж. «Проблема религии Макса Шелера: критическое изложение». Дисс. Чикаго: Университет ДеПола, 1981.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fef359269afc2a25d86584d4e9f540b8__1722524220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/b8/fef359269afc2a25d86584d4e9f540b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stratification of emotional life (Scheler) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)