Энари
Энареи число , единственное Энареи , были скифскими андрогинными/женоподобными жрецами и шаманскими прорицателями, которые играли важную роль в скифской религии .
Имя
[ редактировать ]Английское имя Энари происходит от древнегреческого имени, записанного Геродотом Галикарнасским как Энарии ( Εναρεες ), [ 1 ] [ 2 ] Само слово происходит от скифского термина Анарья , означающего «мужественный». [ 3 ] Сам термин анарья состоял из элементов а- , означающего «не-», и нарьи , происходящего от нар- , означающего «человек». [ 4 ]
Имя Анария было более точно представлено на древнегреческом языке Псевдо-Гиппократом как Анария ( Αναριεις ). [ 5 ] [ 3 ]
Религиозная роль
[ редактировать ]Анарья были связаны с оргиастическим культом богини Артимпасы и прародовой скифской Богини Змееногих в их формах, находившихся под сильным влиянием ближневосточных богинь плодородия, и обряды Анарий, таким образом, сочетали в себе местные скифские религиозные практики шаманского характера . которые сами были связаны с религиями коренных сибирских народов , а также с религиями, заимствованными из левантийских религий. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Ритуалы
[ редактировать ]Анарья, возможно, использовали каннабис в своих ритуалах, включая как общинные, так и погребальные или психопомпические ритуалы, таким образом, будучи одними из первых духовных практиков, которые использовали каннабис для достижения измененных состояний сознания , подразумевая, что существовала древняя связь между гендерно неконформные духовные практики и употребление веществ, изменяющих сознание. [ 6 ]
Анарья, возможно, также участвовали в скифских погребальных ритуалах, которые включали шаманские практики, и после погребения умершего ритуально очищались парами конопли , что подтверждается археологическими раскопками в сакских гробницах из Сибири, в которых находились треножники , жаровни , шкуры. , и древесный уголь, содержащий остатки листьев и плодов конопли, в одном из Пазырыкских захоронений находится горшок, внутри это были плоды каннабиса, а также медная курильница, используемая для сжигания каннабиса. [ 6 ]
Гадание
[ редактировать ]Анарья также действовали как провидцы и совершали особую форму гадания, в которой использовалась внутренняя кора липы , в отличие от методов традиционных скифских прорицателей, которые использовали ивовые ивы . [ 7 ] Метод гадания анарьев заключался в разрезании внутренней коры липы на три части и оплетении и расплетении этих кусков вокруг пальцев для получения ответов. [ 9 ] [ 6 ]
К анарям особенно советовались, когда царь скифов болел. [ 10 ] [ 6 ] что, по мнению скифов, было вызвано ложной клятвой, принесенной у царского очага. [ 7 ] Как только Анарья опознает подозреваемого, давшего ложную клятву, этот подозреваемый заявит о своей невиновности. Если Анарья поддерживала обвинение, советовались еще с шестью прорицателями, а если они поддерживали первоначальное обвинение, подозреваемого казнили путем обезглавливания. Если дополнительные прорицатели заявляли, что подозреваемый невиновен, процесс консультации с другими прорицателями повторялся. [ 11 ]
Если все прорицатели признавали обвиняемого виновным, виновного казнили через обезглавливание, а его имущество делили между анариями, признавшими его виновным. [ 12 ]
Если большее число прорицателей по-прежнему заявляло, что подозреваемый невиновен, первоначальных обвинителей казнили, помещая в запряженную волами повозку, наполненную хворостом, который поджигали и заставляли тянуть волы, которые в конечном итоге тоже сгорали. с повозкой и опальными прорицателями; сыновья этих анарей тоже все были убиты, а дочери их пощадили. [ 11 ] [ 12 ]
Регалии
[ редактировать ]Анарья, возможно, носили дополнительные регалии, такие как барабаны, используемые в шаманских ритуалах, и головные уборы с рогами, подобные тем, что были найдены в сакских конных захоронениях, а также тем, которые носили в более поздние времена сибирские шаманы. [ 11 ]
Скипетры, увенчанные богато украшенными навершиями шестов, которые были обнаружены по всей степи от Монголии до Великой Венгерской равнины , также использовались анариями как символы власти: на вершинах этих шестов часто были погремушки , а самые старые из них датируются VIII веком до нашей эры. , родом из Тувы и Минусинской котловины , и увенчаны оленем или козелком , стоящим, сдвинув ноги вместе, как будто восседая на скалистом возвышении. Более поздние навершия шестов имеют более сложный дизайн, например, найденный в Александропольском кургане и имеющий форму богини с руками на бедрах, и еще один из того же кургана в форме грифон в рамке, на которой свисают два колокола, и третий из того же кургана, который распадается на три ветви, на каждой из которых находится хищная птица, держащая в клюве колокольчик. Звон и звон колоколов скипетров приглашали собравшихся на предстоящий обряд. [ 11 ]
Андрогинность
[ редактировать ]Анарии принадлежали к самой могущественной скифской аристократии. Они рождались мужчинами, но носили женскую одежду , [ 6 ] выполняла женскую работу, говорила как женщины, [ 9 ] и скифы считали, что они по своей природе отличаются от других мужчин и что их андрогинность имеет божественное происхождение; согласно коренным скифским шаманским традициям, анарьи считались «превратившимися» шаманами, сменившими пол, что характеризовало их как наиболее могущественных шаманов, благодаря чему они внушали страх и, соответственно, пользовались особым уважением в скифском обществе, а скифы приписывали свою андрогинность «женской болезни», вызывающей половое бессилие. [ 7 ]
Артимпаса и Богиня со Змеиными Ногами, с которой были связаны Анарии, сами были андрогинными богинями: считалось, что Артимпаса обладала силой превращать мужчин в женщин; [ 13 ] в то время как Богиню со Змеиными Ногами часто изображали с бородой. [ 14 ]
Центральноазиатское происхождение
[ редактировать ]Традиции «смешанного между полами шаманизма», посредством которого мужчины обретают силу пророчества и становятся религиозными деятелями, одержимыми духами, отказываясь от своей мужественности, до недавнего времени сохранялись коренными сибиряками. [ 9 ]
Позднее греческий Псевдо-Гиппократ ошибочно приписал андрогинность анарий привычке скифов ездить на лошадях и носить брюки. [ 6 ] [ 7 ]
Западноазиатские влияния
[ редактировать ]В VII веке до нашей эры скифы распространились в Западную Азию , в это время скифская религия находилась под влиянием религий народов Плодородного полумесяца . Скифы полагали, что андрогинность анарей возникла в этот период из-за проклятия богини Артимпасы виновникам разграбления храма в Аскалоне богини Астарты , которая сама была андрогинной богиней растительности-плодородия, которая, как полагали, обладала способность превращать мужчин в женщин, а женщин в мужчин, которых скифы отождествляли со своей богиней Артимпасой; это проклятие было наследственным и передавалось по наследству потомкам виновников разграбления. Трансвеститская андрогинность Анарьи, таким образом, была также типична для культа левантийской небесной Аштарт. [ 9 ] [ 7 ]
так и гендерно несоответствующих жрецов Великой Западноазиатской Богини, таких как Келабимы Аштарта, Галлы Кубелеи и Анарья сочетали в себе черты как «преобразованного» шамана степных народов , Мегабизои или Мегабыксы Эфесской Артемиды. . [ 6 ]
Наследственность
[ редактировать ]Учитывая наследственную природу анарьев и веру в то, что проклятие Астарты повлияло на грабителей ее святилища в Аскалоне, а также на их потомков, анарьи, похоже, прожили свою раннюю жизнь как мужчины, а их трансформация в трансвеститов произошла в конце их жизни. после того, как они узнали, что больше не могут вступать в половую связь. [ 9 ] [ 7 ]
Предполагаемая сексуальность
[ редактировать ]Неизвестно, практиковали ли анарии ритуальную кастрацию или просто воздерживались от гетеросексуальных половых сношений, хотя они не соблюдали целомудрия, и относящиеся к ним сочинения Псевдо-Гиппократа предполагают, что они, возможно, также играли рецептивную роль во время анального сношения с мужчинами. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Геродот . «105». Ἱστορίαι [ История ] (на древнегреческом языке). Том. 1.
- ^ Геродот . «67». Ἱστορίαι [ История ] (на древнегреческом языке). Том. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Иванчик 2018 : «упоминается Геродотом как энареес ( ἐνάρεες ; 1.105.4; 4.67.2), а точнее Псевдо-Гиппократом (Аэр. 22) как анарий ( ἀναριεῖς , от скифского термина анарья , «мужественный»)»
- ^ Иванчик 2016 , с. 308.
- ^ Псевдо-Гиппократ. «22». О воздухах (на древнегреческом языке , водах и местах ).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коннер 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ustinova 1999 , p. 67-128.
- ^ Ustinova 2005 , p. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашерсон 1995 , стр. 121–122.
- ^ Филлипс 1972 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Канлифф 2019 , с. 265–290.
- ^ Перейти обратно: а б Парцингер 2004 , с. 104-105.
- ^ Ustinova 1999 , p. 78-80.
- ^ Ustinova 2005 , p. 78-79.
Источники
[ редактировать ]- Ашерсон, Нил (1995). Черное море . Нью-Йорк , США : Hill & Wang . ISBN 978-0-224-04102-7 .
- Коннер, Рэнди П. (1997). «Энария». Энциклопедия квир-мифов, символов и духа Касселла: знания геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров . Лондон , Великобритания : Касселл . стр. 129–131. ISBN 978-0-304-33760-6 .
- Канлифф, Барри (2019). Скифы: кочевники-воины степи . Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-82012-3 .
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 23 октября 2021 г.
- Иванчик, Аскольд И. (2016). «Царская идеология скифов и ее выражение в греческой литературе и иконографии: вклад нумизматики» . древней истории Диалоги . 42 (1): 305–329 . Проверено 17 мая 2023 г.
- Парцингер, Герман (2004). Скифы [ Скифы ] (на немецком языке). Мюнхен , Германия : Verlag CHBeck . ISBN 978-3-406-50842-4 .
- Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR 123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-11231-5 .
- Устинова, Юлия (2005). «Змеиные и усики-богини в искусстве и мифологии Средиземноморья и Черного моря» . Скифы и греки: культурное взаимодействие в Скифии, Афинах и ранней Римской империи (шестой век до н. э. — первый век нашей эры) . Эксетер , Великобритания : Эксетерский университет Press . стр. 64–79. ISBN 978-0-859-89746-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баллабрига, Ален (1986). «Скифские евнухи и их жены [Бесплодие женщин и бессилие мужчин в Скифии по Воздушному трактату Гиппократа]». Метис: антропология древнегреческих миров . 1 (1): 121–138. дои : 10.3406/metis.1986.867 .
- Дэвис-Кимбалл, Джанин (1999). «Жрицы, энарии и другие статусы среди индоиранских народов». В: Материалы десятой ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: Лос-Анджелес, 21-23 мая 1998 г. Серия монографий журнала индоевропейских исследований, номер 32, под редакцией Карлин Джонс-Блей, Мартина Э. Хульда, Анжелы Делла Вольпе и Мириам Роббинс Декстер, 231–259. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.
- Дюмезиль, Жорж (1946). «Скифский «энерей» и беременность Нарте Гамыка». Латомус (на французском языке). 5 (3/4): 249–55. JSTOR 41516541 . Доступ 21 января. 2023.
- «Весы Гиппократа , воды, места в отношении переодевания евнухов: «естественные», но в то же время «божественные»». В: Либер, Элинор. Секс и различия в Древней Греции и Риме . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003. стр. 351–369. дои : 10.1515/9781474468541-025
- «Скифские жрецы и сибирские шаманы». В: Линкольн, Брюс . Яблоки и апельсины: исследования в сравнении и со сравнением . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2018. стр. 96–110. дои : 10.7208/9780226564104-010 .