Jump to content

Португальская гитара

(Перенаправлено с португальской гитары )
Португальская гитара
Португальская гитара
Слева: гитара Коимбра; справа: Лиссабонская гитара
Струнный инструмент
Классификация Струнный инструмент
Связанные инструменты
Английская гитара - Цитерн

Португальская гитара или португальская гитара ( Португальский : Португальская гитара , произносится [ɡiˈtaʁɐ puɾtuˈɣezɐ] ) — щипковый струнный инструмент с двенадцатью стальными струнами, натянутыми в шесть рядов по две струны. Это один из немногих музыкальных инструментов, в котором до сих пор используются тюнеры Watch-Key или Preston . Он символически связан с музыкальным жанром, известным как Фадо .

Португальская гитара

Наиболее распространенная сегодня португальская гитара претерпела в прошлом веке значительную техническую модификацию (размеры, механическую систему настройки и т. д.), хотя сохранила то же количество ходов, настройку струн и технику пальцев, характерную для этого типа инструментов.

Португальская гитара является потомком средневекового цитола , основанного на свидетельствах его использования в Португалии с тринадцатого века (тогда известного как «цитоле» по-португальски) среди трубадуров и менестрелей, а также в эпоху Возрождения , хотя первоначально она была ограничена дворяне в придворных кругах. Позже он стал популярным, и были обнаружены упоминания о том, что цитры играли в театре, в тавернах и парикмахерских, в частности, в семнадцатом и восемнадцатом веках.

В 1582 году монах Филипп де Каверелл посетил Лиссабон и описал его обычаи; он упоминает любовь португальцев к цитре и другим музыкальным инструментам. В 1649 году был издан каталог Королевской музыкальной библиотеки короля Португалии Жуана IV, содержащий самые известные книги по циттерной музыке зарубежных композиторов шестнадцатого и семнадцатого веков, в которые позволяют верить сложность и техническая трудность произведений. что в Португалии были высококвалифицированные игроки.

Фадо Хосе Малхоа (1910)

Ангел, играющий на цитре (около 1680 г.), скульптура больших размеров в монастыре Алкобаса , подробно изображает прямого предка португальской гитары. [1] В первой половине восемнадцатого века Рибейру Санчес (1699–1783) брал уроки игры на цитре в городе Гуарда, Португалия , как он упоминает в письме из Санкт-Петербурга в 1735 году.

В тот же период есть и другие свидетельства использования цитры, намекающие на репертуар сонат, менуэтов и т. Д., Общий с другими инструментами, такими как клавесин или гитара. новый тип цитры, так называемая английская гитара Позже в этом столетии (около 1750 г.) в Португалии появился . К 1786 году струны, изготовленные английским мастером Симпсоном, стали очень популярны, и было отмечено, что он также может производить надежные струны из мельхиора. Существовал тип цитры, модифицированный на местном уровне немецкими, английскими, шотландскими и голландскими мастерами и с энтузиазмом принятый новой торговой буржуазией города Порту, которая использовала его во внутреннем контексте практики хаусмузыки . В его состав входили «томные модиньяс», «медленные менуэты» и «рискованные лундуны», как их тогда называли. [ 1 ] Английская гитара исчезла как отдельный инструмент к середине 19 века в Португалии, как и везде, но ее влияние на последующие португальские гитары можно увидеть с точки зрения системы настройки часовых клавиш, размера, шестиструнной струны и настройки - см. описание. afinacão natural (естественная настройка) в разделе «Настройка» ниже. Особенно с середины XIX века португальская гитара как отдельный инструмент, развившийся на основе различных более ранних типов циттер, вошла в моду благодаря ее ассоциации с аккомпанементом лиссабонской песни ( фадо ).

Последнее подробное упоминание о цитаре появилось в 1858 году в Дж. Фетиса « книге Музыка стала проще» . Португальский перевод включает глоссарий, описывающий различные характеристики (настройки, социальный статус, репертуар и т. д.) как циттерны, так и «английской» гитары того времени.

Постепенно дизайн Симпсона был преобразован португальскими мастерами: он стал более широким корпусом, большей длиной мензуры и более широкой накладкой грифа, которая стала более управляемой за счет использования большого радиуса, а не плоской накладки грифа.

Португальская гитара используется для сольной музыки ( гитаррад ), а также в качестве аккомпанемента, который она разделяет с классической гитарой со стальными струнами ( виола де фадо ) и иногда с контрабасом или гитарой-басом, а ее широкий репертуар часто представлен в концертных залах. а также в рамках фестивалей классической и мировой музыки по всему миру. [ 2 ]

Существует две различные модели португальских гитар: Lisboa и Coimbra .

Различия между двумя моделями заключаются в длине мензуры (445 мм длины свободной струны у гитар Lisboa и 470 мм у гитар Coimbra), размерах корпуса и других более мелких деталях конструкции. В целом модель Коимбры имеет более простую конструкцию, чем модель Лиссабона. Визуально и наиболее отличительно модель Lisboa можно легко отличить от модели Coimbra по более широкой деке и орнаменту в виде завитка ( caracol — улитка), который обычно украшает настраивающую машину вместо каплевидного мотива Coimbra ( lágrima ). Гитары Lisboa также обычно имеют более короткий и узкий профиль грифа. С акустической точки зрения обе модели имеют очень отчетливый тембр и настроены с разницей в большую секунду: модель Lisboa в D имеет более яркий и резонансный звук, а модель Coimbra в C с более темным тембром. Выбор между ними обоими зависит от предпочтений каждого игрока.

Еще в 1905 году мастера создавали более крупные португальские гитары (называемые гитаррао , множественное число — гитарроэс ), по-видимому, в очень небольшом количестве и с ограниченным успехом. Недавно знаменитый мастер Жилберто Грасио построил гитарран , который вместо этого назвал гитолао ; этот инструмент, который обеспечивает более широкий тембральный диапазон на низких и высоких частотах, чем обычная португальская гитара. [ 3 ]

Техники игры на португальской гитаре исторически называются фигетой и дедильо . [ 4 ] Техника Фигеты включает в себя игру исключительно большим и указательным пальцами и была вдохновлена ​​техникой игры на Виоле да Терра . Техника Дедилью концентрируется на движениях указательным пальцем вверх и вниз для воспроизведения сложных отрывков. На португальской гитаре струны выбираются уголком ногтей, избегая контакта тела со струнами. Неиспользуемые пальцы медиаторской руки лежат под струнами, на гарда-унхасе на деке. Большинство игроков используют различные материалы вместо натуральных ногтей; эти палочки ( унхасы ) традиционно делались из черепахового панциря, но сегодня они обычно изготавливаются из нейлона или пластика. Лиссабона В то время как унха обычно имеют прямоугольную форму для более четкой атаки, унх Коимбры, как правило, повторяют естественный изгиб ногтя.

Основой техники являются фадо майор, фадо менор и фадо мурария . Затем осваивается тринадо (орнамент триоли), слайды, взятие отдельных струн (а не обеих подряд) и интенсивное характерное вибрато для украшения мелодии. Наконец, помимо фадо , есть традиционные виртуозные пьесы — фадо Лопес , Variaçoes em Re Menor , La Menor , Mi Menor и Si Menor.

Хороший гитарист должен знать как минимум сотню из более чем двухсот стандартных фаду. [ 5 ] в любом ключе, запрошенном фадистой .

Лиссабон

[ редактировать ]

В стиле игры Лиссабона традиционно используется Guitarra de Lisboa, но сегодня все чаще можно увидеть музыкантов с Guitarra de Coimbra, настроенными более плотно, чтобы соответствовать настройке Лиссабона. [ 6 ] В аккомпанементе Лиссабонскому фаду гитарист играет вступление, традиционно основанное на второй половине вокальной мелодии, затем чередует описанные выше приемы и короткие выразительные фразы, отвечающие на фразы фадиста в музыкальном призыве-ответе. В более быстрых фадо гитара пение часто виртуозно импровизирует, включая соло под фадиста .

Стиль игры Коимбры, популяризированный Артуром и Карлосом Паредесами , зародился у студентов исторического Университета Коимбры . Студенты и выпускники мужского пола традиционно играли Коимбрское фадо по ночам или серенату (серенаду) для женщины, за которой ухаживали.

Вместо того, чтобы преодолевать разрыв между фразами певца, в Коимбра Фаду гитара играет аккордовый аккомпанемент вместе с акустической гитарой. В отличие от быстрого и более технически сложного лиссабонского фаду, гитарист играет удар большим пальцем вниз, за ​​которым следует прокатанный аккорд по всем струнам, который заканчивается скрещиванием указательного пальца перед большим пальцем. Этот образец легко модифицируется, чтобы он соответствовал тактовому размеру конкретного исполняемого Коимбра Фадо.

Известные художники

[ редактировать ]
Антониу Чайньо и его португальская гитара (модель Лиссабона)

Армандиньо , родившийся в 1891 году, стал одним из самых влиятельных гитаристов Лиссабона, оставив после себя обширный репертуар вариаций и фаду . Ему приписывают популяризацию второго солистского подхода к игре на гитаре под аккомпанемент фадо вместо использования простых щипковых аккордов. [ 7 ] По стопам Армандиньо пришли и другие гитаристы, такие как Хайме Сантос, Рауль Нери, Хосе Нуньес, Карлуш Гонсалвес и Фонтес Роча . Артур Паредес , родившийся в 1899 году, был не менее важным игроком в городе Коимбра. Многие из сегодняшних особенностей гитары Коимбры можно отнести к его контактам с местными мастерами. Его сын Карлос Паредес был виртуозом и добился большой популярности, став самым всемирно известным португальским гитаристом. Его композиции на португальской гитаре выходят за рамки традиционного использования инструмента в музыкальном искусстве фаду , давая ему (и инструменту) статус выше народной или региональной музыки. Этой сольной традиции до сих пор следуют несколько выдающихся музыкантов, таких как Педро Кальдейра Кабрал, Антонио Чайньо, Рикардо Роша, Пауло Соарес и ряд других гитаристов-виртуозов молодого поколения. Первый концерт для португальской гитары с оркестром был написан Фернандо Лапа, а премьера его состоялась Пауло Соарешем в 2003 году в театре Жил Висенте в Коимбре с Коимбрским оркестром. [ нужна ссылка ] Педро Энрикеш да Силва также написал свой концерт для португальской гитары с оркестром, премьера которого состоялась 5 декабря 2017 года с Оркестром Лебедя в Stratford ArtsHouse в Стратфорде-на-Эйвоне. [ 8 ]

Многие ведущие гитаристы Лиссабона — Марио Пачеко, Луис Геррейру, Хосе Мануэль Нето, Энрике Лейтан, Бруно Чавейру, Паулу де Кастро, Рикардо Мартинс и Кастодио Кастело — теперь используют гитары Oscar Cardoso , которые отличаются необычайным новаторством в виде выреза на задней части гитары. гитара . и струна длины Коимбры, но с настройкой Лиссабона Виртуозность этих артистов радикально изменила звучание фадо , а их скорость необыкновенна. Роча сочинял весьма авангардные пьесы, а оригинальные гитарады Пачеко, Кастело и Мартинса стали обычным репертуаром в Лиссабоне, как и гитары Соареша в Коимбре. Более продвинутые игроки узнают некоторые сложные задания Карлоса Паредеса. Марта Перейра да Кошта [ 9 ] добилась известности как первая женщина -гитаристка-виртуоз. [ 10 ]

За пределами португальской музыки

[ редактировать ]

Португальская гитара сыграла небольшую роль в кельтской и западной народной музыке после народного возрождения. В 1970-х годах Энди Ирвин из группы Planxty играл на модифицированной португальской гитаре. [ 11 ] Британский мастер Стефан Собелл создал в начале 1970-х годов современную цитру на основе португальской гитары, которую он купил в магазине подержанных товаров в Лидсе несколько лет назад. [ 12 ] [ 13 ]

Несколько джазовых музыкантов также записывались с португальской гитарой, в том числе Брэд Шепик . [ 14 ] [ 15 ]

Португальская гитара занимает видное место в Sun Kil Moon дебютном альбоме Ghosts Of The Great Highway . [ 16 ]

Британский гитарист Стив Хоу из группы Yes играет на португальской гитаре в песнях " I've Seen All Good People " из альбома Yes (1971), " Wonderous Stories " из Going for the One (1977), "Nine Voices (Longwalker) )» из «Лестницы» (1999), «Час нужды» из «Лети отсюда» (2011), «Восхождение» с небес и земли (2014) и «Спящая сестра». Душа» из сериала «Квест» (2021). [ 17 ]

Британский музыкант Крис Херст играет фаду на португальской гитаре, а также использует ее для современной музыки со своей группой Quatrapuntal. Это берет влияние фадо и португальской группы Madredeus , но смешивает его с классической музыкой и другими элементами. [ 18 ]

Израильский гитарист Зив Тамари играет на португальской гитаре в своем альбоме «My Promized Land» .

Португальские производители гитар

[ редактировать ]

Многие португальские производители гитар до сих пор создают гитары в соответствии с традиционным мастерством. Многие семьи передавали свои знания из поколения в поколение. Среди наиболее известных гитаристов или производителей гитар — семья Грасиу , Альваро да Силвейра, семья Таварес (сейчас живущая в Торонто, Канада), семья Кардозу, особенно Оскар Кардозу (чьи гитары являются предметом недавней книги), Антониу Герра, Домингуш Мачадо, Фернандо Мейрелеш, Антониу Монтейро и Домингуш Серкейра. Инструменты семьи Грасиу и Альваро да Силвейра обычно считаются вершиной качества, хотя эти инструменты очень трудно найти и они могут быть довольно дорогими.

Мастерская APC Антонио Пинту де Карвальо является одной из крупнейших в Европе и производит тысячи традиционных португальских струнных инструментов.

Лиссабонский тюнинг (Лиссабонский тюнинг)
Тюнинг Коимбры (тюнинг Коимбры)
Естественный тюнинг

Настройка, в основном используемая на португальской гитаре, исторически называлась afinacão do fado или afinacão do fado corrido . он уже был широко принят лиссабонскими фадистами Вероятно, он был разработан в начале 19 века, поскольку к середине века . С уменьшением использования естественной настройки (см. ниже) музыкантами, эту настройку стали называть просто либо afinação de Lisboa , когда настроена высокая, в D, либо afinacão de Coimbra , когда настроена низкая, в C; Это связано с тем, что, в то время как большинство лиссабонских исполнителей фадо настраивали свои гитары на D, в Коимбре студенты стали настраивать свои гитары на C в качестве стандартной практики, главным образом под влиянием Артура Паредеса. Однако важно отметить, что независимо от разницы в высоте между двумя вариантами строя, на практике последний по-прежнему использует слуховые соглашения первого, поскольку такое до/ C называется re/ D, a называют D mi/ Музыканты E и т. д. (по сути, португальская гитара, настроенная в Коимбре, превращается в транспонирующий инструмент). аналогично трубе си-бемоль в том смысле, что данная нота обозначается по названию ноты, которое на целую ступень выше, чем название ноты, которое о концертной высоте используется в соглашениях ).

Естественный строй, унаследованный от английской гитары 18 века, также очень часто использовался до первой половины 20 века, и некоторые музыканты конца 19 века предпочитали его первому; его часто настраивали на E вместо C, так как это упрощало смену настройки фаду для музыкантов, которые использовали обе. Также были приняты некоторые вариации этой настройки, такие как afinacão natural com 4ª , также известный как afinacão da Mouraria , или afinacão de João de Deus , также известный как afinacão natural menor . Естественная настройка и ее вариации по большей части вышли из практики уже несколько десятилетий.

Существует также португальская баритон-гитара под названием Guitolão , которая настроена на кварту ниже гитары Коимбры и на пятую часть ниже гитары Лиссабона, на низкую настройку G, называемую afinacão de Guitolão (G, D, E, A, D, E).

Обозначения

[ редактировать ]

На португальской гитаре можно использовать португальские гитарные табулатуры, ноты в высоких тонах или их комбинацию. Техника дедильо обозначается стрелками вверх и вниз над несколькими нотами, соответствующими ударам указательного пальца вниз или вверх. Буква «i» используется для обозначения удара указательным пальцем, или индикатором , а буква «p» используется для обозначения большого пальца, или полягара . Средний палец используется редко, но обозначается буквой «m» ( медио ) . [ 19 ]

Хотя можно найти множество виртуозных произведений Коимбры, записанных в виде нот, фаду, хорошему гитаристу как правило, представляют собой импровизированные произведения и для их исполнения не требуется музыка. Последовательность аккордов каждого конкретного фадо должна быть изначально понятна изучаемому гитаристу , что позволяет легко импровизировать в ответ на фадиста . Хотя этот навык традиционно приобретался более молодыми музыкантами, играющими вместе с более продвинутыми гитаристами в ансамбле, только в начале 2000-х годов фаду , которая формально преподавала импровизационный стиль наряду с письменной версией. была создана первая школа [ 6 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кальдейра Кабрал, Педро (1999). Португальская гитара . Португалия: Эдиклубе. ISBN  972-719-077-4 . — ПОРТУГАЛЬСКАЯ ГИТАРА
  • Ричардс, Тобе А. (2009). Библия португальских гитарных аккордов: настройка Лиссабона, 1728 аккордов . Соединенное Королевство: Книги Кэбота. ISBN  978-1-906207-13-7 . - Полный словарь аккордов для португальской гитары Lisboa.
  • Соареш, Пауло (1999). Португальский метод гитары Vol. 1: Основы для гитары Коимбра . Португалия: Паулу Соареш. ISBN  972-97496-0-4 . - Основные техники игры на португальской гитаре Коимбра (на португальском языке)
  • Соарес, Пауло (2007). Метод португальской гитары, Vol. 2: Освоение аккордов . Португалия: Паулу Соареш. ISBN  978-972-97496-1-2 . - Построение аккордов (на португальском языке)
  • ЦЕБОЛО, Эурико Аугусто. Волшебная гитара Фадо . Португалия: неизвестно. ISBN  972-8019-07-6 . - Основные техники игры на португальской гитаре Коимбра (на португальском языке)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См . «Этюд на гитаре (...)» Антониу да Силва Лейте (1759–1833), опубликованный в Порту в 1796 году.
  2. ^ Кристо, Нуно. «Португальская гитара: история и трансформация инструмента, связанного с фаду» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ «Метод португальской гитары» . www.fernandezmusic.com .
  4. ^ «Португальский методстраница2» . www.fernandezmusic.com . Проверено 01 апреля 2020 г.
  5. ^ Антонио, Паррейра (2014). Книга фаду – 180 традиционных фаду в нотах . Лиссабон: Музей Фаду. ISBN  978-989-96629-9-5 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Анайя Кристо, Нуно Хосе душ Сантуш (январь 2014 г.). Португальская гитара: история и трансформация инструмента, связанного с фаду (магистерская диссертация). Университет Йорка.
  7. ^ «Мариса и история фаду» . Би-би-си .
  8. ^ «Сначала концерт: премьера произведения Педро да Силвы и OOTS для португальской гитары» . www.planethugill.com .
  9. ^ «Марта Перейра да Кошта (домашняя страница художника)» . www.martapereiradacosta.com .
  10. ^ Гилберт, Эндрю (4 марта 2019 г.). «Писатель» . Новости Меркурия . Проверено 24 мая 2022 г.
  11. ^ Магнуссен, Пол. «Лиам О'Флинн и Энди Ирвин в разговоре с Полом Магнуссеном» . Guitar International (неопубликовано), 1982. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 22 июня 2015 г.
  12. ^ «Гитара Стефана Собелла » Как я начинал: моя первая гитара» . www.sobellguitars.com .
  13. ^ Лады . Публикации ГПИ. 1980.
  14. ^ Владимир Богданов; Крис Вудстра; Стивен Томас Эрлевин (2002). Весь музыкальный путеводитель по джазу: полное руководство по джазовой музыке . Книги о бэкбите. стр. 971–. ISBN  978-0-87930-717-2 .
  15. ^ Nielsen Business Media, Inc. (21 марта 1998 г.). Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc., стр. 97 –. ISSN   0006-2510 . {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  16. ^ «Сан Кил Мун: Бенджи — обзор альбома» . 11 февраля 2014 г.
  17. ^ Рэй, Рэнди (31 января 2013 г.). «Стив Хоу: окольный путь к да» . JamBands.com . Проверено 17 июня 2017 г.
  18. ^ Примером этого является песня Daybreak, в которой заметное место занимает португальская гитара: https://www.youtube.com/watch?v=hSOVbybxNNs
  19. ^ Португальский метод игры на гитаре . Коимбра: Паулу Соареш. 1997.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12c59108927a6830db60827041e9d837__1723162140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/37/12c59108927a6830db60827041e9d837.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portuguese guitar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)