Jump to content

История беспилотных летательных аппаратов

BQM -74 Chukar III с турбореактивным двигателем . , беспилотник- мишень

К беспилотным летательным аппаратам ( БПЛА ) относятся как автономные (способные действовать без участия человека) дроны , так и дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). БПЛА способен осуществлять контролируемый устойчивый горизонтальный полет и приводится в движение реактивным, поршневым или электрическим двигателем. [ 1 ] В двадцать первом веке технологии достигли такого уровня сложности, что теперь БПЛА отведена значительно расширенная роль во многих областях авиации.

БПЛА отличается от крылатой ракеты тем, что БПЛА предназначен для восстановления после выполнения задания, а крылатая ракета поражает цель. Военный БПЛА может нести и вести огонь на борту, а крылатая ракета является боеприпасом. Барражирующие боеприпасы представляют собой промежуточный между ними класс беспилотных летательных аппаратов.

Раннее развитие

[ редактировать ]

Австрийская атака с зажигательным шаром на Венецию

[ редактировать ]

Самое раннее зарегистрированное использование беспилотного летательного аппарата в боевых действиях произошло в июле 1849 года. [ 2 ] [ 3 ] служил авианосцем ( предшественник авианосца ) [ 4 ] Это первое наступательное применение авиации в морской авиации . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Австрийские войска, осаждавшие Венецию, попытались спустить на воду около 200 зажигательных аэростатов, каждый из которых нес бомбу весом от 24 до 30 фунтов, которая должна была быть сброшена с воздушного шара с запалом замедленного действия над осажденным городом. Воздушные шары запускались в основном с земли; однако некоторые из них были запущены и с австрийского корабля SMS Vulcano . Австрийцы использовали пилотные шары меньшего размера, чтобы определить правильные настройки взрывателя. В городе упала как минимум одна бомба; однако из-за изменения ветра после запуска большинство воздушных шаров не достигли цели, а некоторые отлетели обратно над австрийскими позициями и кораблем-пускателем « Вулкано» . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Первые беспилотные самолеты были построены во время Первой мировой войны. Из предложения AM Low использовать опыт в области первых теле- и радиотехнологий для разработки беспилотного самолета с дистанционным управлением для атаки на цеппелины. [ 11 ] [ 12 ] В 1917 и 1918 годах возникла замечательная последовательность британских беспилотных вооружений . конструкторы компаний Sopwith Aviation и ее подрядчика Rushton Proctor, de Havilland и Королевского авиационного завода В проекте приняли участие . Все они были разработаны для использования системы радиоуправления Лоу, разработанной на секретных экспериментальных заводах Королевского летного корпуса в Фелтеме. Из них Лоу подтвердил, что моноплан Джеффри де Хэвилленда летел под управлением 21 марта 1917 года. [ 13 ] Лоу известен как «отец систем радионаведения», и в 1976 году Лоу был занесен в Международный зал космической славы . В качестве альтернативы Джон Тейлор предположил, что Лоу был «отцом дистанционно пилотируемого транспортного средства». [ 14 ]

Вскоре после этого, 12 сентября, автоматический самолет Хьюитта-Сперри , иначе известный как «летающая бомба», совершил свой первый полет, продемонстрировав концепцию беспилотного летательного аппарата. Они предназначались для использования в качестве «воздушных торпед» — ранней версии современных крылатых ракет . Управление достигалось с помощью гироскопов, разработанных Элмером Сперри из компании Sperry Gyrscope Company . [ 15 ]

Позже, в ноябре 1917 года, автоматический самолет эксплуатировался для представителей армии США. Это привело к тому, что армия заказала проект по созданию «воздушной торпеды», в результате чего появился « Кеттеринг-жук» , который впервые поднялся в воздух в 1918 году. Хотя революционная технология «жука» была успешной, она не успела участвовать в войне, которая закончилась раньше, чем она. может быть полностью разработан и внедрен. [ 16 ]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Уинстон Черчилль , Дэвид Маргессон и другие ждут, чтобы посмотреть запуск дрона-мишени de Havilland Queen Bee, 6 июня 1941 года.

После Первой мировой войны три Standard E-1 были переоборудованы в дроны. [ 17 ] « Гортань» была первой крылатой ракетой в форме небольшого самолета-моноплана, который можно было запускать с военного корабля и управлять им на автопилоте; Королевский флот испытывал его между 1927 и 1929 годами. Первые успехи беспилотных самолетов привели к разработке радиоуправляемых беспилотных самолетов-мишеней в Великобритании и США в 1930-х годах. В 1931 году британцы разработали Fairey Queen радиоуправляемую мишень на основе гидросамолета Fairey III F, построив небольшую партию из трех штук, а в 1935 году продолжили этот эксперимент, выпустив большее количество другой радиоуправляемой мишени, «DH.82B Queen Bee». , созданный на основе учебно-тренировочного биплана de Havilland Tiger Moth . Название «Пчелиная матка» предположительно привело к использованию термина «дрон» для обозначения беспилотных летательных аппаратов. [ 18 ] особенно если они радиоуправляемые. В этот период ВМС США , продолжая работы, начавшиеся еще в 1917 году, также экспериментировали с радиоуправляемыми самолетами. В 1936 году руководитель исследовательской группы ВМС США использовал термин «ДРОН» для обозначения радиоуправляемых воздушных целей. [ 19 ] [ 20 ] С 1929 года венгерский учёный Кальман Тиханьи работал над телевизионным наведением для оборонных нужд, создав прототипы камеры для самолётов с дистанционным управлением в Лондоне для Министерства авиации Великобритании , а затем адаптировав её для ВМС Италии . [ 21 ] [ 22 ] В 1929 году Тиханьи изобрел первую инфракрасную (ночного видения) электронную телекамеру для противовоздушной обороны в Великобритании. [ 23 ] [ 24 ] Решения технологии, которую Тиханьи описал в своем патенте 1929 года, стали настолько влиятельными, что американские компании-производители БПЛА все еще использовали многие из ее решений даже полвека спустя, до середины 1980-х годов. [ 25 ]

Последующие британские «дроны» включали Airspeed Queen Wasp , Miles Queen Martinet и поставляемый США Curtiss Queen Seamew . После Второй мировой войны их заменил англо-австралийский GAF Jindivik с реактивным двигателем . [ нужна ссылка ]

Советы испытали беспилотную доставку боеприпасов в 1935-1939 годах. [ 26 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Радиоплан OQ-3 и его пусковая установка, Райт Филд, октябрь 1945 г.
OQ-2 ВМС США, сбитый авианосцем USS Makin Island во время артиллерийских учений у берегов Вакануры, Япония (октябрь 1945 г.)

Реджинальд Денни и радиоплан

[ редактировать ]

Первый крупносерийный, специально созданный дрон был продуктом Реджинальда Денни . Он служил в Британском королевском летном корпусе во время Первой мировой войны, а после войны, в 1919 году, вернулся в США, чтобы возобновить карьеру в Голливуде. Денни был успешным исполнителем главной роли, и в перерывах между актерскими работами он интересовался радиоуправляемыми моделями самолетов в 1930-х годах, открыв магазин. [ 27 ]

Мастерская превратилась в « Радиопланетную компанию ». Денни считал, что недорогие радиоуправляемые самолеты будут очень полезны для обучения зенитчиков, и в 1935 году продемонстрировал армии США прототип дрона-мишени RP-1 . Затем Денни купил конструкцию у Уолтера Райтера в 1938 году и начал продавать ее любителям как «Деннимит» и продемонстрировал ее армии как RP-2, а после модификаций как RP-3 и RP-4 в 1939 году. В 1940 году Денни и его партнеры выиграли армейский контракт на свой радиоуправляемый RP-4, который стал радиосамолетом OQ-2 . Во время Второй мировой войны они произвели для армии почти пятнадцать тысяч дронов. [ нужна ссылка ]

Настоящим изобретателем радиоуправляемого самолета, который мог улетать из поля зрения, был Эдвард М. Соренсен, о чем свидетельствуют его патенты в США. Его изобретение было первым, которое позволяло с наземного терминала узнавать, что делает самолет, например набор высоты, высоту, крен, направление, скорость вращения и другие приборы. Без этих патентов первые радиоуправляемые самолеты могли работать только в пределах видимости наземного пилота. [ 28 ]

Воздушные торпеды

[ редактировать ]

ВМС США также начали экспериментировать с радиоуправляемыми самолетами в 1930-х годах, в результате чего в 1937 году был создан дрон Curtiss N2C-2 . N2C-2 управлялся дистанционно с другого самолета, названного TG-2. К 1938 году на вооружении стояли зенитные дроны-мишени N2C-2. [ 29 ]

ВВС США (USAAF) приняли на вооружение концепцию N2C-2 в 1939 году. [ 29 ] Устаревшие самолеты были приняты на вооружение как зенитные дроны-мишени «А-серии». Поскольку код «А» будет также использоваться для «штурмовых» самолетов, позже «полноразмерным» целям будет присвоено обозначение «PQ». USAAF приобрели сотни дронов-мишеней Culver «PQ-8», которые представляли собой радиоуправляемые версии аккуратных маленьких Culver Cadet двухместных легких гражданских самолетов , а также тысячи улучшенных Culver PQ-14 Cadet, производных от PQ-8. США также использовали радиоуправляемые самолеты, в том числе модифицированные B-17 Flying Fortress и B-24 Liberator тяжелые бомбардировщики в операциях «Афродита» и «Наковальня» в боевых действиях в небольших масштабах во время Второй мировой войны в качестве очень больших воздушных торпед, хотя и без большого успеха и с потерями. членов экипажа, включая Джозефа П. Кеннеди-младшего. [ нужна ссылка ]

« ТДН-1 » представлял собой беспилотный летательный аппарат, разработанный для использования в 1940 году. ТДН был способен доставить 1000-фунтовую бомбу, но так и не вступил в боевую эксплуатацию. [ нужна ссылка ]

В 1941 году штурмовой дрон Завода военно -морских самолетов «Проект Фокс» установил в дрон телекамеру RCA , а в самолет управления TG-2 — шестидюймовый телевизионный экран. [ 29 ] В апреле 1942 года штурмовой дрон успешно нанес демонстрационную торпедную атаку по американскому эсминцу на расстоянии 20 миль от самолета управления ТГ-2. [ 29 ] Еще один штурмовой беспилотник успешно врезался в цель, движущуюся со скоростью восемь узлов. [ 29 ] ВМФ Затем Бюро аэронавтики предложило программу штурмовых беспилотников с дистанционным телевизионным управлением, включающую 162 самолета управления и 1000 штурмовых дронов. [ 29 ] Внутри ВМФ возникли разногласия относительно относительных преимуществ предложенной программы полномасштабного боевого внедрения по сравнению с мелкомасштабными боевыми испытаниями с минимальными затратами ресурсов авиации, которые могли бы раскрыть концепцию противнику и позволить разработать меры противодействия до начала полного производства. [ 29 ] Штурмовые дроны оставались недоказанной концепцией в умах военных планировщиков, несмотря на крупные достижения союзников в 1944 году. [ 29 ] Применение было ограничено атакой четырех дронов на выброшенное на берег японское торговое судно у Расселовых островов в конце июля, после чего было использовано 46 дронов на севере Соломоновых островов . [ 29 ] На неподвижном корабле было зафиксировано два попадания и два промаха. [ 29 ] Некоторым из более поздних дронов не удалось достичь своих целей, но большинство из них оказались эффективными. [ 29 ]

Импульсные форсунки

[ редактировать ]

Летающая бомба Фау-1 была первой когда-либо созданной крылатой ракетой. [ 30 ] Он был построен в армейском исследовательском центре Пенемюнде и впервые испытан в 1942 году. Фау-1 предназначался для нападения на Лондон и был подвергнут массированным выстрелам, выполняя более ста пусков в день. Фау-1 запускался с рельсовой системы для достижения скорости, необходимой для работы его импульсного реактивного двигателя, и должен был достичь радиуса 250 километров, в какой-то момент летя со скоростью 640 км/ч.

Макдоннелл построил мишень с импульсным реактивным двигателем, TD2D-1 Katydid , позже KDD-1, а затем KDH-1. Это была сигарообразная машина воздушного базирования с прямым центральным крылом и V-образным хвостовым оперением, охватывающим импульсный реактивный двигатель. Katydid был разработан в середине войны, и небольшое их количество было принято на вооружение ВМС США. [ 31 ]

После войны ВМС получили небольшое количество еще одной мишени с импульсным двигателем, серии Curtiss KD2C Skeet . Это была еще одна машина сигарообразной формы с импульсным реактивным двигателем в фюзеляже и воздухозаборником в носовой части. Он имел прямые, низко расположенные крылья с законцовыми баками и трехкилевое хвостовое оперение. [ нужна ссылка ]

Воздушные шары

[ редактировать ]

Япония совершила дальние атаки на материковую часть США, используя свои беспилотные воздушные шары Fu-Go . Они использовали высотную реактивную струю и новую систему балласта, чтобы достичь северо-запада США. Хотя они были призваны вызвать лесные пожары и массовую панику, их воздействие было незначительным.

Холодная война

[ редактировать ]

Эволюция целевого дрона

[ редактировать ]

В период после Второй мировой войны компания Radioplane продолжила успех дрона-мишени OQ-2 , выпустив еще одну очень успешную серию дронов-мишеней с поршневым двигателем, которые впоследствии стали известны как семейство базовых учебных мишеней (BTT) (обозначение BTT). не был создан до 1980-х годов, но используется здесь как удобный способ разрешить клубок обозначений), включая OQ-19/KD2R Quail и MQM-33/MQM-36 Shelduck. БТТ оставались на вооружении до конца 20 века. Первым дроном-мишенью, переоборудованным в беспилотную воздушную фоторазведку на поле боя, была версия переделанного MQM-33 для армии США в середине 1950-х годов, получившего обозначение RP-71. [ 32 ] позже переименован в MQM-57 Falconer. [ нужна ссылка ]

Американские военные приобрели ряд других дронов, во многом схожих с дронами Radioplane. Компания Globe создала серию мишеней, начиная с поршневого мишени KDG Snipe 1946 года, который развился через KD2G и KD5G мишени с импульсным приводом KD3G и KD4G и поршневые мишени KD6G. , до серии мишеней с поршневым приводом . Серия KD6G, похоже, была единственной из целей Globe, построенной в значительном количестве. По размеру и конфигурации он был похож на серию БТТ, но имел двухкилевое оперение. В начале 1960-х годов он был переименован в MQM-40, и к тому времени практически вышел из строя. [ нужна ссылка ]

Использование дронов в качестве приманки восходит как минимум к 1950-м годам, когда в такой роли испытывался арбалет Northrop. Первым действующим дроном-приманкой стал McDonnell Douglas « ADM-20 Quail », который использовался бомбардировщиками Boeing B-52 Stratofortress для проникновения в защищенное воздушное пространство. [ нужна ссылка ]

К концу 1950-х годов боевые самолеты были способны развивать скорость 2 Маха, и поэтому, чтобы не отставать, пришлось разрабатывать более быстрые цели. В конце 1950-х годов компания Northrop разработала мишень с турбореактивным двигателем, развивающую скорость 2 Маха, первоначально получившую обозначение Q-4, но позже получившую обозначение AQM-35 . В серийном варианте это был тонкий дротик с короткими клиновидными крыльями, обычным стреловидным хвостовым оперением и турбореактивным двигателем General Electric J85 , подобным тому, который используется на истребителе Northrop F-5 . [ нужна ссылка ]

Ядерные испытания

[ редактировать ]

В 1946 году восемь B-17 Flying Fortress были преобразованы американскими летчиками в дроны для сбора радиоактивных данных. Управление ими при взлете и посадке осуществлялось с передатчика на джипе, а во время полета - с передатчика на другом В-17. Их использовали на атолле Бикини ( операция «Перекресток ») для сбора образцов изнутри радиоактивного облака. Во время испытаний Бейкера два дрона пролетели прямо над взрывом; когда ударная волна достигла их, оба набрали высоту, а самый нижний был поврежден. ВМС США провели аналогичные испытания с беспилотниками Grumman F6F Hellcat . Дроны B-17 использовались аналогичным образом в операции «Песчаник» в 1947 году и в операции «Оранжерея» в 1951 году. В этом последнем испытании также Lockheed P-80 Shooting Star использовались несколько самолетов , модифицированных в дроны компанией Sperry Corporation ; однако сложная система привела к очень высокому уровню аварийности. Один из дронов B-17, бортовой номер 44-83525, в настоящее время находится на восстановлении на базе ВВС Дэвис-Монтан . [ нужна ссылка ]

Разведывательные платформы

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов вместе с «Фалконером» армия США приобрела еще один разведывательный дрон — Aerojet-General SD-2 Overseer . Он имел конфигурацию, аналогичную «Фалконеру», но имел V-образное хвостовое оперение и был примерно вдвое тяжелее. [ нужна ссылка ]

Успех дронов в качестве целей привел к их использованию для других задач. Хорошо зарекомендовавший себя Ryan Firebee стал хорошей платформой для таких экспериментов , и испытания по его оценке для разведывательной миссии оказались весьма успешными. Серия разведывательных дронов, созданных на базе Firebee, серии Ryan Model 147 Lightning Bug, использовалась США для шпионажа за Северным Вьетнамом , коммунистическим Китаем и Северной Кореей в 1960-х и начале 1970-х годов. [ нужна ссылка ]

Lightning Bugs были не единственными дронами- разведчиками дальнего действия , разработанными в 1960-х годах. США разработали другие, более специализированные разведывательные дроны: Ryan «Model 154», Ryan и Boeing «Compass Copes» и Lockheed D-21 , все из которых были более или менее засекречены. [ 33 ]

Проекты Советского Союза

[ редактировать ]

СССР также разработал ряд разведывательных дронов, хотя , поскольку многие программы, реализуемые Советским Союзом, были засекречены, детали этих самолетов неясны и противоречивы. [ нужна ссылка ]

Yakolev Pchela-1K on Stroy-P launcher

Известные системы дронов, запланированные или разработанные в бывшем Советском Союзе, включают (в алфавитном порядке):

Вьетнамская война: разведывательные дроны

[ редактировать ]

К концу 1959 года единственным самолетом-разведчиком, доступным США, был U-2 . До спутников-шпионов оставалось еще полтора года, а SR-71 Blackbird все еще находился на чертежной доске. [ 34 ] В такой обстановке появились опасения по поводу негативной огласки предполагаемого захвата американских летчиков на коммунистической территории. Опасения пилотов оправдались в мае 1960 года, когда пилот U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс . над СССР был сбит [ 34 ] Неудивительно, что активизировалась работа над беспилотным дроном, который был бы способен проникать глубоко на территорию противника и возвращаться с точной военной разведкой. Через три месяца после гибели U-2 родилась высокосекретная программа БПЛА (тогда называемая ДПЛА) под кодовым названием Red Wagon. [ 34 ]

Сразу после инцидента с эсминцами ВМС США « Мэддокс» (DD-731) и « Тернер Джой» (DD-951) , и даже до того, как он перерос в президентскую « Резолюцию Тонкинского залива » и войну с Северным Вьетнамом , ВВС США выпустили немедленный приказ о немедленном переброске подразделений БПЛА в Юго-Восточную Азию на любых имеющихся С-130 или С-133 . [ 35 ] Первыми птицами (дронами) будут Ryan 147B (AQM-34), размещенные на C-130. После завершения своих миссий они будут сброшены с парашютом для восстановления недалеко от Тайваня . [ 36 ]

Дроны ВВС США (БПЛА) Стратегического авиационного командования были развернуты в Республике Южный Вьетнам (РВН) в 1964 году в составе 4025-й стратегической разведывательной эскадрильи, 4080-го стратегического разведывательного крыла. В 1966 году это подразделение было переименовано в 350-ю стратегическую разведывательную эскадрилью, 100-е стратегическое разведывательное крыло. Крыло . [ 37 ]

Эскадрилья управляла Ryan Firebees , запуская их с модифицированного транспортного самолета D C-130A Hercules , обычно по два дрона под каждым крылом, каждый Hercules несет всего по 4 дрона. БПЛА раскрывали парашюты после выполнения своих задач и обычно возвращались вертолетами, которым было поручено выполнять эти миссии. [ 38 ]

ВВС Северного Вьетнама использовали полеты американских беспилотников для отработки своих навыков воздушного боя, и хотя они заявляют о нескольких успешных перехватах, известно, что только шесть из них были сбиты МиГами ВВС США. [ 39 ] [ 40 ] Но у погони за дронами был и недостаток; у одного северовьетнамского МиГа закончилось топливо, [ 41 ] Вызвав катапультирование пилотов, ЗРК Северного Вьетнама сбил МиГ-17 ВВС США , «преследуя беспилотник по горячим следам». Другой МиГ-17 ВВС сбил еще один МиГ, который попал на линию огня, преследуя беспилотник. [ 42 ]

С 1967 года и почти до конца участия США в войне в 1972 году различные модели 147SC Lightning Bug совершили более половины вылетов над территорией противника. Средний боевой вылет одного дрона составил три вылета, прежде чем он был потерян. Самым известным Lightning Bug был дрон 147SC под названием «Кот Том». Том Кэт совершил шестьдесят восемь боевых вылетов, прежде чем вражеский стрелок наконец сбил его «над Ханоем 25 сентября 1974 года». [ 43 ] С августа 1964 года и до своего последнего боевого вылета 30 апреля 1975 года ( падение Сайгона ВВС США ) 100-е стратегическое разведывательное крыло запустило 3435 разведывательных дронов «Райан» над Северным Вьетнамом и его окрестностями, потеряв при этом около 554 БПЛА. причины во время войны. [ 44 ] [ 45 ]

Ирано-иракская война

[ редактировать ]

Во время ирано-иракской войны Иран искал необходимость в новой разведывательной платформе в дополнение к RF-4 . В начале 1980-х годов началась разработка Qods Mohajer-1 , а производство началось в 1985 году. Они эксплуатировались бригадой КСИР «Раад» во многих ключевых сражениях войны, включая операцию «Кербала-5» и операцию «Вальфаджр-8» . Они приняли участие в 619 различных миссиях, сделав около 54 000 фотографий. [ 46 ] Иран также вооружил их РПГ, как видно на некоторых изображениях, однако неизвестно, использовались ли они в бою в такой конфигурации. [ 47 ]

Послевоенные размышления

[ редактировать ]

Полезность самолетов-роботов для разведки была продемонстрирована во Вьетнаме. В то же время предпринимались первые шаги по их использованию в активных боях на море и на суше , но беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на поле боя не вступили в свои права до 1980-х годов. [ нужна ссылка ]

В первые годы дроны-мишени часто запускались с самолетов; или с рельсов с использованием твердотопливных ракетных ускорителей взлета ( РАТО ); или гидравлическая, электромагнитная или пневматическая катапульта . Очень маленькие дроны-мишени можно запускать с помощью эластичной катапульты. Лишь немногие дроны-мишени имеют шасси, поэтому их обычно поднимают с помощью парашюта или, в некоторых случаях, с помощью скользящей посадки. Начиная с апреля 1966 года и до конца войны в 1975 году, ВВС США успешно провели около 2655 уловов системой воздушного поиска (MARS) из 2745 попыток, в основном с использованием дрона модели Ryan 147J. [ 48 ]

Наибольшее количество боевых вылетов за время войны совершил Ryan 147SC (военное обозначение AQM-34L) - 1651 вылет. За время войны было потеряно около 211 AQM-34L. Самой высокой птицей был 147SC по имени «Кот Том». Он выполнил 68 боевых вылетов во Вьетнаме, прежде чем не смог вернуться 25 сентября 1974 года. За Томом Кэтом следовали Budweiser (с 63 вылетами), Ryan's Daughter (52 вылета), и Baby Duck (46 миссий). [ 49 ]

Самыми крупными БПЛА во Вьетнаме были модели 147T, TE и TF ( военные модели AQM-34P, 34Q и 34R). Эти машины имели длину 30 футов, размах крыльев 32 фута и двигатели с тягой 2800 фунтов . Они совершили 28, 268 и 216 боевых вылетов соответственно; из них 23 дрона AQM-34Q были потеряны, машины AQM-34R уничтожены, а 6 моделей AQM-34P так и не вернулись домой. [ 49 ]

Война с террором

[ редактировать ]

Использование вооруженных дронов стало актуальным с началом войны с террором . Мировая аудитория познакомилась с вооруженными дронами и их смертоносным применением, когда после терактов 11 сентября 2001 года американский БПЛА убил Каеда Салима Синана аль-Харети (он же Абу Али аль-Харити) в результате удара дрона в ноябре 2002 года , в результате которого погибли шесть человек, в том числе Каед, предполагаемый организатор взрыва авианосца «Коул» в 2000 году .


БПЛА поля боя

[ редактировать ]

Отношение к БПЛА, которые часто рассматривались как ненадежные и дорогие игрушки, резко изменилось после победы ВВС Израиля над сирийскими ВВС в 1982 году. Скоординированное использование Израилем БПЛА вместе с пилотируемой авиацией позволило государству быстро уничтожить десятки сирийских самолетов. самолет с минимальными потерями. Израильские дроны использовались в качестве электронных ловушек, электронных помех, а также для видеоразведки в реальном времени. [ 50 ]

Вооруженные силы США вступают в новую эру, в которой БПЛА будут иметь решающее значение для полезной нагрузки SIGINT , или системы электронного противодействия должны получить широкое распространение после 2010 года, при этом БПЛА будут контролироваться и передавать данные обратно по каналам передачи данных с высокой пропускной способностью в реальном времени, связанные с наземные, воздушные, морские и космические платформы. Эта тенденция возникла еще до начала американской войны в Афганистане в 2001 году, но ее значительно ускорило использование БПЛА в этом конфликте. БПЛА Predator RQ-1L (General Atomics) был первым БПЛА, развернутым на Балканах в 1995 году, в Ираке в 1996 году и оказался очень эффективным в операции «Свобода Ирака», а также в Афганистане.

Миниатюрные и микро БПЛА

[ редактировать ]

Еще одной областью развития БПЛА являются миниатюрные БПЛА, начиная от « микролетательных аппаратов (МАВ)» и миниатюрных БПЛА , которые может нести пехотинец, до БПЛА, которые можно переносить и запускать как пехотный переносной зенитно-ракетный комплекс . [ нужна ссылка ]

Выносливость БПЛА

[ редактировать ]

Идея создания БПЛА, который мог бы оставаться в воздухе в течение длительного времени, существовала уже несколько десятилетий, но стала практической реальностью только в XXI веке. БПЛА Endurance для работы на малых и больших высотах, последний иногда называют БПЛА «высотного и длительного действия (HALE)», в настоящее время находятся в полной эксплуатации. [ 51 ]

21 августа 1998 года аэрозонд AAI под названием Laima становится первым БПЛА, пересекшим Атлантический океан, совершив полет за 26 часов. [ нужна ссылка ]

Эксперименты с БПЛА с лучевой мощностью

[ редактировать ]

Идея использования БПЛА в качестве более дешевой альтернативы спутникам для исследования атмосферы, наблюдения за землей и погодой и, в частности, для связи, возникла, по крайней мере, в конце 1950-х годов, когда концептуальные исследования были сосредоточены на БПЛА с традиционными двигательными установками или новыми формами движения с использованием микроволновых лучей. силовые или фотоэлектрические солнечные элементы.

Еще в 1959 году компания Raytheon предложила то, что сейчас можно было бы назвать БПЛА, использующим лучевую энергию и летающим на высоте 15 километров (9,3 мили), а в 1964 году фактически провела демонстрацию концепции с питанием передающей антенны. вертолет на 20-метровом (65-футовом) тросе. Вертолет нес выпрямляющую антенну или решетку « ректенн », включающую тысячи диодов для преобразования микроволнового луча в полезную электроэнергию.

Демонстрация 1964 года получила широкую огласку, но из нее ничего не вышло, поскольку энтузиазм по поводу спутников Земли был очень велик, а система ректенн была тяжелой и неэффективной. Однако в 1970-х годах НАСА заинтересовалось излучаемой энергией для космических приложений и в 1982 году опубликовало проект гораздо более легкой и дешевой системы ректенн.

Ректенна НАСА была сделана из тонкой пластиковой пленки, на ее поверхность были встроены дипольные антенны и приемные схемы. В 1987 году Канадский исследовательский центр связи использовал такую ​​усовершенствованную ректенну для питания БПЛА с размахом крыльев 5 метров (16 футов 5 дюймов) и весом 4,5 килограмма (9,9 фунтов) в составе Стационарной высотной ретрансляционной платформы ( ШАРП) проект. БПЛА SHARP летел по кругу на высоте 150 метров (490 футов) над передающей антенной. БПЛА требовалось 150 Вт, и он мог получить этот уровень мощности от микроволнового луча мощностью от 6 до 12 киловатт.

Солнечная энергия

[ редактировать ]
от DARPA Vulture — сверхдальний самолет

В 1980-х годах новое внимание было сосредоточено на самолетах, приводимых в движение солнечной энергией . Солнечные фотоэлектрические (PV) элементы не очень эффективны, а количество энергии, вырабатываемой Солнцем на единицу площади, относительно скромное. Самолет, работающий на солнечной энергии, должен быть легким по конструкции, чтобы его можно было поднять с земли с помощью маломощных электродвигателей. Такой самолет был разработан в рамках конкурса на премию Кремера за полеты с приводом от человека. В начале 1970-х годов доктор Пол Б. Маккриди и его компания AeroVironment по-новому взглянули на проблему и разработали нестандартный самолет « Паутинка Кондора », получивший премию Кремера 23 августа 1977 года.

В 1980 году корпорация Dupont поддержала AeroVironment в попытке построить пилотируемый самолет на солнечной энергии, который мог бы летать из Парижа (Франция) в Англию. Первый прототип, «Паутинный пингвин», был хрупким и не очень годным к полетам, но позволил создать более совершенный самолет — « Солар Челленджер ». Этот успех, в свою очередь, привел к созданию концепций AeroVironment для БПЛА на солнечной энергии. БПЛА на солнечной энергии в принципе мог бы оставаться в воздухе неопределенно долго, если бы у него была система накопления энергии, позволяющая ему летать в ночное время. Аэродинамика такого самолета была сложной, поскольку для достижения больших высот он должен был быть намного легче на единицу площади поверхности крыла , чем Solar Challenger, а найти систему накопления энергии с необходимой большой мощностью и легким весом также было хлопотно.

В 1983 году компания AeroVironment исследовала концепцию, получившую обозначение «High Altitude Solar (HALSOL)». Прототип HALSOL впервые поднялся в воздух в июне 1983 года. HALSOL представлял собой простое летающее крыло с размахом 30 метров (98 футов 5 дюймов) и шириной 2,44 метра (8 футов). Основной лонжерон крыла был изготовлен из композитных трубок из углеродного волокна, с нервюрами из пенополистирола, скрепленными елью и кевларом и покрытыми тонкой пластиковой пленкой из майлара. Крыло было легким, но удивительно прочным.

Крыло состояло из пяти сегментов одинакового размаха. С центрального сегмента свисали две гондолы, несущие полезную нагрузку, электронику радиоуправления и телеметрии, а также другое оборудование. Гондолы также обеспечивали шасси. Каждая гондола имела двойные колеса для детской коляски спереди и велосипедное колесо сзади для шасси. HALSOL приводился в движение восемью небольшими электродвигателями, приводившими в движение гребные винты изменяемого шага . Было два двигателя на центральном сегменте крыла, два двигателя на каждом внутреннем сегменте крыла и по одному мотору на каждом внешнем сегменте крыла. Общий вес самолета составлял около 185 килограммов (410 фунтов), из которых около десятой части приходилось на полезную нагрузку.

Девять полетов HALSOL состоялись летом 1983 года на изолированной и секретной базе Грум-Лейк в Неваде. Полеты проводились с использованием радиоуправления и питания от аккумуляторов, поскольку самолет не был оснащен солнечными батареями. Аэродинамика HALSOL была проверена, но исследование привело к выводу, что ни фотоэлектрические элементы, ни технология хранения энергии не были достаточно зрелыми, чтобы сделать эту идею практичной на данный момент. HALSOL был отправлен на хранение и, как оказалось, позже будет воскрешен для большей славы, о чем речь пойдет позже. Однако на данный момент это оставалось полной тайной.

В середине 1980-х годов, вскоре после того, как HALSOL была законсервирована, НАСА заключило контракт с Lockheed на исследование БПЛА HALE на солнечной энергии, получившего название «Солнечная высотная платформа с приводом от солнца (Solar HAPP)», для таких миссий, как мониторинг посевов и военная разведка. и реле связи. Усилия Solar HAPP не привели к созданию прототипа. БПЛА HALE на солнечной энергии были концепцией, немного опередившей свое время, и ранние практические работы над выносливыми БПЛА были сосредоточены на более традиционных концепциях.

В 1984 году DARPA заключило в США контракт на сумму 40 миллионов долларов с компанией Leading Systems Incorporated (LSI) из Ирвайна, Калифорния, на создание выносливого БПЛА под названием «Амбер». Янтарь должен был использоваться для фоторазведки, миссий ELINT или в качестве крылатой ракеты. Армия, ВМС и Корпус морской пехоты США проявили интерес, и в конечном итоге DARPA передало контроль ВМФ. [ нужна ссылка ]

Amber был разработан командой под руководством Авраама Карема из Leading Systems. Эмбер имел длину 4,6 метра (15 футов), размах крыльев 8,54 метра (28 футов), весил 335 кг (740 фунтов) и был оснащен четырехцилиндровым поршневым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 49 кВт (65 л.с.). приводя толкающий в хвост винт. Крыло устанавливалось на коротком пилоне над фюзеляжем. Версия Amber с крылатой ракетой отбрасывала крыло при последнем пикировании на цель. [ нужна ссылка ]

У Amber было перевернутое V-образное хвостовое оперение , которое оказалось популярной конфигурацией для БПЛА-толкателя, поскольку оно защищало пропеллер во время взлета и посадки. Планер был изготовлен из пластика и композитных материалов, в основном кевлара , а БПЛА имел убирающееся трехопорное шасси в форме ходулей для обеспечения клиренса пропеллеров. У Эмбер была продолжительность полета 38 часов и более. [ нужна ссылка ]

Первоначальный контракт предусматривал три прототипа крылатой ракеты А-45 «Basic Amber» и три прототипа разведчика B-45. Первые полеты состоялись в ноябре 1986 года, а полеты большой продолжительности - в следующем году. До этого времени Эмбер держалась в глубокой тайне, но в 1987 году подробности программы были раскрыты. [ нужна ссылка ]

В то время Amber была лишь одной из множества различных программ США по БПЛА, которые планировались, и Конгресс США стал нетерпеливым из-за того, что было воспринято как путаница и дублирование усилий. Конгресс распорядился объединить программы БПЛА в 1987 году, заморозив финансирование до июня 1988 года, когда был создан централизованный Объединенный программный офис по разработке БПЛА, упомянутый ранее. Amber пережил объединение усилий по БПЛА в JPO, в результате чего появился первый разведывательный БПЛА «Amber I», который впервые поднялся в воздух в октябре 1989 года. Было построено семь Amber Is, которые использовались в оценках вместе с Basic Ambers до 1990 года. Однако финансирование средства разведки сокращались, а в 1990 году программа «Янтарь» была закрыта. Компания LSI столкнулась с банкротством и в 1991 году была выкуплена компанией General Atomics , которая позже превратила Amber в оперативную платформу MQ-1 Predator . [ 52 ]

внутреннее использование в США

[ редактировать ]

Агентство таможенного и пограничного контроля США экспериментировало с несколькими моделями БПЛА и начало закупку парка невооруженных MQ-9 Reaper для обследования границы США с Мексикой. «За более чем шесть месяцев службы слежка Predator помогла арестовать почти 3900 человек и конфисковать четыре тонны марихуаны», - говорят пограничники. [ 53 ]

18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) выдало разрешительный сертификат, который позволит M/RQ-1 и M/RQ-9 использовать самолеты в гражданском воздушном пространстве США для поиска выживших после катастроф. В 2005 году были сделаны запросы на использование самолета в поисково-спасательных операциях после урагана «Катрина» , но, поскольку на тот момент не было разрешения Федерального управления гражданской авиации, активы не были использованы. камера «Хищника» Инфракрасная с цифровым зумом способна распознавать тепловые характеристики человеческого тела на высоте 10 000 футов, что делает самолет идеальным поисково-спасательным инструментом. [ 54 ]

Согласно отчету Wall Street Journal за 2006 год : «После выдающейся службы в зонах боевых действий в последние годы беспилотные самолеты попадают в зону турбулентности, пытаясь присоединиться к авиалайнерам и пилотам выходного дня в гражданском небе Америки. Дроны сталкиваются с нормативными препятствиями, безопасностью и технологическими препятствиями – хотя Спрос на них растет. Правительственные учреждения хотят, чтобы они использовались для оказания помощи при стихийных бедствиях, наблюдения за границами и борьбы с лесными пожарами, в то время как частные компании надеются однажды использовать дроны для самых разных задач, таких как проверка трубопроводов и распыление пестицидов на фермах». [ 53 ]

Рекреационные дроны стали популярны в США в 2015 году: ожидается, что к концу года будет продано около миллиона таких дронов. [ 55 ]

Дроны над Канадой

[ редактировать ]

Правительство Канады рассматривает возможность приобретения БПЛА для наблюдения за Арктикой. Правительство Канады хочет купить как минимум три высотных беспилотных летательных аппарата для потенциального использования в Арктике. Правительство Канады хочет модифицировать существующий дрон Global Hawk, который может работать на высоте 20 000 метров, чтобы он соответствовал суровым условиям полетов на Крайнем Севере Канады. [ 56 ]

Использование мелким игроком

[ редактировать ]

Когда-то стоимость миниатюрных технологий ограничивала использование БПЛА более крупными и лучше финансируемыми группами, такими как вооруженные силы США, но из-за падения стоимости технологий БПЛА, включая транспортные средства и оборудование для мониторинга в их более простых формах, они стали доступны группам. у которого раньше не было средств на его использование. Сообщалось, что начиная с 2004 года ливанская шиитская военизированная организация «Хезболла» начала эксплуатацию БПЛА «Мирсад-1» с заявленной целью вооружить самолет для трансграничных атак на Израиль. [ 57 ] Однако, по словам одного блоггера, дрон на самом деле был иранским «Абабил-2» барражирующим боеприпасом . [ 58 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Поддерживаемые Ираном ополченцы на Ближнем Востоке теперь используют современные БПЛА, в том числе хуситы в Йемене , которые использовали беспилотники Samad в эффективной атаке на объекты Aramco в Саудовской Аравии в 2019 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Беспилотный летательный аппарат | Определение, история, типы и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 1 декабря 2022 г.
  2. ^ Воздушная мощь в эпоху тотальной войны , Джон Бакли
  3. ^ Будущее использования дронов: возможности и угрозы с этической и юридической точек зрения , Asser Press - Springer, глава Алана Маккенны, стр. 355
  4. ^ Морская авиация во Второй мировой войне , Филип Каплан
  5. ^ Бегство: изобретение воздушной эпохи, от античности до Первой мировой войны , Ричард П. Халлион, стр. 66
  6. ^ Морская авиация в Первой мировой войне: ее воздействие и влияние , Р.Д. Непрофессионал, стр. 56
  7. ^ Сломанные крылья: Венгерские ВВС, 1918-45 , Стивен Л. Реннер, страница 2
  8. ^ Военные самолеты, Происхождение до 1918 года: иллюстрированная история их воздействия , Джастин Д. Мерфи, страницы 9-10.
  9. ^ Военные воздухоплавания во время ранней гражданской войны , Издательство Университета Джонса Хопкинса, Ф. Стэнсбери Хейдон, стр. 18-20
  10. ^ Микеш, Роберт К. «Атака Японии воздушными шарами во время Второй мировой войны на Северную Америку». (1973).
  11. ^ «Он зажёг лампу», 1958. Биография профессора А. М. Лоу Урсулы Блум.
  12. ^ «Рассвет дрона», Стив Миллс, Издательство Casemate 2019.
  13. ^ Профессор А.М. Низкий полет, 3 октября 1952 г., стр. 436 "Первая управляемая ракета"
  14. ^ Тейлор, Джон WR. Карманный справочник Джейн по дистанционно пилотируемым транспортным средствам .
  15. ^ Пирсон, Ли: Разработка летающей бомбы
  16. ^ Дорогой, Дэвид. «Кеттеринг Баг» . daviddarling.info . Проверено 1 апреля 2015 г.
  17. ^ Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировых самолетов (Этобико, Онтарио: Prospero Books, 1997), стр. 854, «Стандартный самолет».
  18. ^ "дрон, №1" . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  19. ^ Хауэт: Глава XL . На продажу у суперинтенданта документации правительства США. Распечатать. Выключенный. 1963 год . Проверено 6 марта 2018 г.
  20. ^ "дрон, №1" . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) - «[...] заглавные буквы указывают, что DRONE - это военное кодовое название»
  21. ^ «КАЛМАН ТИХАНИ (1897 – 1947)» . Венгерское ведомство интеллектуальной собственности . Проверено 3 июня 2014 г.
  22. ^ «Дистанционно пилотируемые летательные аппараты: «воздушная мишень» и «воздушная торпеда» в Великобритании» . www.ctie.monash.edu.au . Архивировано из оригинала 5 марта 2001 года.
  23. ^ Сипка, Ласло. «Новаторы и инновации» . Архивировано из оригинала 12 июля 2011 года . Проверено 15 августа 2009 г.
  24. ^ «Кальман Тиханьи (1897 — 1947) — пионер телевидения» . Архивировано из оригинала 24 октября 2003 года.
  25. ^ См. цитаты из патента [1] .
  26. ^ Андерссон, Леннарт (1994). Советские самолеты и авиация, 1917-1941 гг . Серия «Патнэм Авиация». Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 249. ИСБН  9781557507709 . Проверено 20 декабря 2021 г. Эксперименты с беспилотной версией ТБ-1, управляемой по радио от других самолетов, начались в 1935 году и продолжались до 1939 года.
  27. ^ «Реджинальд Денни (1891–1967) — пионер авиации» . monash.edu.au . Проверено 1 апреля 2015 г.
  28. ^ Патент США 2 490 844, поданный в мае 1940 г.; Патент 2 408 819, поданный 16 мая 1940 г., и патент 2 482 804, поданный 16 мая 1940 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фарни, Делмар С., RADM USN «Рождение управляемых ракет», Труды Военно-морского института США, декабрь 1980 г., стр. 54–60.
  30. ^ «ЛЕТАЮЩАЯ БОМБА V1» . МиГФлюг . 21 марта 2015 года . Проверено 30 мая 2017 г.
  31. ^ Астро-джет . Глендейлское ракетное общество. 1944 год.
  32. ^ «Беспилотный фотодрон делает снимки с воздуха» Popular Mechanics , июнь 1956 г., стр. 144 нижняя статья.
  33. ^ Грег Гебель (1 февраля 2012 г.). «[6.0] Дорога к долговечным БПЛА» . Беспилотные летательные аппараты: США . Векторы . Проверено 4 сентября 2012 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Вагнер п. xi
  35. ^ Вагнер с. 53
  36. ^ Акс, Дэвид. п. 51, 52. 2021. Война дронов во Вьетнаме. Ручка и меч, Военный. Великобритания. ISBN 978 1 52677 026 4
  37. ^ Топор стр. 123
  38. ^ Топор стр. 24, 90-93
  39. ^ Топерцер (25) с. 53
  40. ^ Топерчер (29) с. 7,8
  41. ^ «Война молниеносных насекомых за Северный Вьетнам» . 13 июля 2017 г.
  42. ^ Топор стр. 87
  43. ^ Топор стр. 107, 114, 115
  44. ^ Вагнер с. 200 и 213
  45. ^ Топор стр. 137. Примечание – Для записи: с. 137 штатов потеряли 578 дронов
  46. ^ «Глядя на неизвестную роль «попытки» и «иммигранта» в Кербеле 5 и Вал-Фаджре 8» . Новости Машрека (на персидском языке). 1 октября 2011 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
  47. ^ «История и возможности иранской программы боевых дронов» . УАНИ . Проверено 29 декабря 2021 г.
  48. ^ Вагнер с. 109
  49. ^ Перейти обратно: а б Вагнер п. 213
  50. ^ «Краткая история беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)» . www.draganfly.com . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  51. ^ Эта статья содержит материал, который первоначально был взят из веб-статьи « Беспилотные летательные аппараты» , заархивированной 11 января 2012 г. в Wayback Machine Грега Гебеля, которая существует в общественном достоянии.
  52. ^ «Хищник Дженерал Атомикс» . spyflight.co.uk . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б Джонатан Карп и Энди Пастор (7 августа 2006 г.). «Дроны в домашнем небе? Они востребованы для спасательных операций и миссий по наблюдению, но критики сомневаются в безопасности» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 7 ноября 2006 г.
  54. ^ «ФАУ разрешает Хищникам искать выживших» . архив.есть . Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  55. ^ «Новые технологии делают дроны проще и доступнее — Boston Globe» . Бостон Глобус .
  56. ^ «Дроны над Канадой: Оттава рассматривает возможность покупки самолетов для наблюдения за Арктикой» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  57. ^ «Террористы разрабатывают беспилотные летательные аппараты» . www.armscontrol.ru . Проверено 5 ноября 2023 г.
  58. ^ Райт, Гален (5 февраля 2011 г.). «Аркенстоун — Аркенстоун: БПЛА Абабиль» . Аркенстоун — Аркенстоун . Проверено 28 декабря 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акс, Дэвид. Война дронов во Вьетнаме. Ручка и меч, военные, Великобритания. 2021. ISBN 978 1 52677 026 4.
  • Фарни, Делмер С. (RAdm в отставке): История радиоуправляемых самолетов и управляемых ракет
  • Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии в 1961-1973 гг. 2001, Midland Publishing, Великобритания. ISBN   1-85780-115-6 .
  • Макдэйд, Хью и Оливер, Дэвид: Роботы-воины. Совершенно секретная история беспилотного самолета . Орион Медиа, 1997.
  • Мишель III, Маршалл Л. Столкновения, Воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг. 1997, Издательство Военно-морского института. ISBN   978-1-59114-519-6 .
  • Топерчер, Иштван. Части МиГ-17 и МиГ-19 времен Вьетнамской войны. 2001/2-е издание 2008 г., Osprey Combat Aircraft 25. ISBN   978-1-84176-162-6 .
  • Топерчер, Иштван. МиГ-21 Части Вьетнамской войны. 2001/4-е издание 2008 г., Osprey Combat Aircraft 29. ISBN   978-1-84176-263-0 .
  • Вагнер, Уильям: Молниеносные жуки и другие разведывательные дроны. 1982, опубликовано Armed Forces Journal International в сотрудничестве с Aero Publishers, Inc.
  • Эта статья содержит материал, первоначально взятый из веб-статьи Грега Гебеля «Беспилотные летательные аппараты» , которая находится в открытом доступе.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19d498169d6dc502c8e1ccc0e9ac0339__1722095280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/39/19d498169d6dc502c8e1ccc0e9ac0339.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of unmanned aerial vehicles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)