Эон (гностицизм)
Во многих гностических системах различные эманации Бога Монада известны под такими именами, как Единый, , Айон телеос (αἰών τέλεος «Широкий Эон»), Битос ( βυθός , «глубина» или «глубина»), Архе ( ἀρχή , «глубина»). начало»), Проархе ( προαρχή , « до начала») и как Эоны (которые также часто называются и могут быть парными или сгруппированными). В разных системах эти эманации по-разному называются, классифицируются и описываются (но эманация является общей для всех форм «гностицизма»). В василидийском гнозисе они называются сыновствами (υἱότητες huiotetes ; поют.: υἱότης huiotes ); по Маркусу , это числа и звуки; в валентинианстве они образуют пары мужчина/женщина, называемые сизигиями ( συζυγίαι , от σύζυγοι syzygoi : букв. «Соединяющиеся вместе»).
Этот источник всего бытия — Эон, в котором обитает внутреннее существо, известное как Энноея ( ἔννοια , «мысль, намерение»), Харис ( χάρις , «благодать») или Сиге ( σιγή , «молчание»). Расколотое совершенное существо зачинает внутри себя второй Эон, Нус (Νους, «разум»). Таким образом создаются сложные иерархии Эонов, иногда до тридцати. Эти Эоны принадлежат чисто идеальному, ноуменальному , умопостигаемому или сверхчувственному миру; они нематериальны, это ипостасные идеи. Вместе с источником, из которого они исходят, они образуют Плерому ( πλήρωμα , «полнота»). Самые нижние области Плеромы ближе всего к тьме; то есть физический мир.
Переход от нематериального к материальному, от нуменального к чувственному создается изъяном, страстью или грехом в Эоне. По мнению Василида , это недостаток последнего сыновства; по мнению других, грех Великого Архонта , или Эона-Творца Вселенной; по мнению других, это страсть женского Эона Софии , которая эманирует без своего партнера Эона, в результате чего появляется Демиург ( Δημιουργός ), [ 1 ] существо, которого никогда не должно было быть. Это существо не принадлежит Плероме, а Единый эманирует два спасительных Эона, Христа и Святого Духа , чтобы спасти человечество от Демиурга. Затем Христос принял человеческую форму ( Иисуса ), чтобы научить человечество, как достичь Гнозиса . Конечная цель всего Гнозиса — это метанойя (μετάνοια), или покаяние — устранение греха материального существования и возвращение в Плерому.
Эоны имеют много общего с иудео-христианскими ангелами, включая роли слуг и эманаций Бога, а также существуют как существа света. Фактически, некоторые Гностические Ангелы, такие как Армозель, также являются Эонами. Гностическое Евангелие от Иуды , найденное в 2006 году, купленное, хранимое и переведенное Национальным географическим обществом , также упоминает Эоны. [ 2 ]
Валентина
[ редактировать ]Валентин считал началом всех вещей Первичное Существо или Битос, которое после веков молчания и созерцания породило другие существа в процессе эманации. Первую серию существ, Эонов, насчитывалось тридцать, что представляло собой пятнадцать сизигий или пар, дополняющих друг друга сексуально. Ниже представлена одна распространенная форма: [ 3 ]
Тертуллиана В книге « Против валентиниан» представлена несколько иная последовательность. Первые восемь из этих Эонов, соответствующие поколениям с первого по четвертое ниже, называются Огдоадой . [ 4 ]
- Первое поколение
- Битос (Единый) и Сиге (Молчание, Харис, Энноея и т. д.)
- Второе поколение
- Нус (Нус, Разум) и Алетейя (Веритас, Истина)
- Третье поколение, произошедшее от Ноуса и Алетейи.
- Сермо (Слово; Логос ) и Вита (Жизнь; Зоя Зоя)
- Четвертое поколение, произошедшее от Sermo и Vita.
- Антропос (Гомо, Человек) и Экклесия Церковь [ 5 ]
- Пятое поколение
- Исходит от Сермо и Виты :
- Битиос (глубокий) и Миксис (смесь)
- Агератос (Нестарый) и Хеносис (Союз)
- Autophyes (Необычайная природа) и Hedone (Удовольствие)
- Ацинетос (неподвижный) и синкразис (смесь)
- Моноген (Единородный) и Макария (Счастье)
- Произошло от Антропоса и Экклесии.
- Параклет (Утешитель) и Пистис (Вера)
- Патрикас (отцовская линия) и Элпис (Надежда)
- Метрикос (Материнская) и Агапе (Любовь)
- Айнос (Хвала) и Синезис (Разум)
- Экклезиастик (Сын Экклесии) и Макариот (Блаженство)
- Телетус (Совершенный) и София (Мудрость)
- Исходит от Сермо и Виты :
Птолемей и Колорбас
[ редактировать ]По словам Иринея , [ 6 ] у последователей гностиков Птолемея и Колорбаза были Эоны, отличные от Эонов Валентина. Логос создается, когда Антропос учится говорить. Первые четыре называются Тетрадами , а восемь — Огдоады божествами древнеегипетского пантеона .
- Первое поколение
- Битос (Единый) и Сиге (Молчание, Харис, Энноея и т. д.)
- Второе поколение (задуманное Единым):
- Энноея (Мысль) и Телезис (Воля)
- Третье поколение, произошедшее от Эннои и Телезиса:
- Nous Nous (или Моноген ) и Алетейя Истина
- Четвертое поколение, произошедшее от Ноуса и Алетейи:
- Антропос (Гомо, Человек) и Церковь Экклесия (см. ссылку 5 ниже)
- Пятое поколение, произошедшее от Антропоса и Экклесии:
- Логотипы Логотипы и Зои Лайф
- Шестое поколение:
- Эманировали от Логоса и Зои:
- Битий и Миксис
- Агератос и Хеносис
- Аутофии и Гедон
- Ацинетос и Синкразис
- Моноген и Макария
- Исходит от Антропоса и Экклесии:
- Параклет и Пистис
- Патрикос и Элпис
- Метрикос и Агапе
- Айнос и Синезис
- Экклезиастик и Макариоты
- Телетос и София
- Эманировали от Логоса и Зои:
Порядок Антропоса и Экклесии против Логоса и Зои несколько спорен; разные источники дают разные сведения. Логос и Зоя уникальны для этой системы по сравнению с предыдущей и могут быть развитой версией первой, всего 32 Эона, но неясно, действительно ли первые два Эона считались Эонами.
Современные интерпретации
[ редактировать ]По словам Митера, «общее число Эонов, составляющее 32, отражает сходство механизма с Древом Жизни , которое, как предполагается в Зохаре , включает в себя 10 Сфирот и 22 пути, соединяющих эти 10 Сфирот; при этом создаются 10 Эонов. в течение первых пяти поколений, из которых произошли остальные 22 Эона позже, в шестом поколении». [ нужна ссылка ]
Сказать
[ редактировать ]В системе Валентина, изложенной Иринеем (I. 1), происхождение вещей сводилось к двум вечным сосуществующим началам — мужскому и женскому. Мужчину звали Битос, или Проархе, или Пропатор и т. д.; у женщины были имена Энноя, Харис и Сиге. Вся Эонология Валентина была основана на теории сизигий, или пар Эонов, причем каждый Эон имел супругу; и предполагаемая необходимость сотрудничества мужского и женского начала для создания новых была общей для Валентина и некоторых более ранних гностических систем. Но в этих системах был спорным вопрос о том, является ли Первый Принцип всего двояким. И в более ранних системах, и даже среди валентиниан были такие, которые считали, что происхождение вещей должно быть прослежено до единого Принципа, который некоторые называли гермафродитом ; другие говорили, что это превыше всего секса. И среди валентиниан, насчитывавших тридцать Эонов, были такие, которые считали Битос и Сиге первой парой; другие, утверждавшие Единый Принцип, исключили Бифа из числа и составили число тридцать, не считая его. Так, Ириней говорит о валентинианах (I. ii. 4. стр. 10): «Ибо они утверждают, что иногда Отец действует совместно с Сиге, но в другое время он показывает себя независимым как от мужчины, так и от женщины». И ( Я. xi. 5 ) «Ибо одни объявляют его безсупругом, ни мужчиной, ни женщиной, и, по сути, вообще ничем; другие же утверждают, что он мужеско-женский, приписывая ему природу гермафродита; другие, опять же, назначь ему Сиге в качестве супруги, чтобы таким образом образовалось первое соединение».
Ипполит полагает, что Валентин заимствовал свою систему от системы Симона ; и в том, что, как изложено в Apophasis Megale , из которого он дает выдержки, происхождение вещей происходит от шести корней, разделенных на три пары; но все эти корни проистекают из единого независимого Принципа, не имеющего супруга. Имя Сиге встречается в описании, которое Ипполит (VI, 18) цитирует из Апофазиса , о том, как из высшего Принципа возникают мужские и женские ответвления nous и epinoia . Имя Sige дано там не какому-либо из ответвлений, а самому высшему Принципу; однако в описании эти ответвления предстают не как отдельные сущности, а как различные аспекты одного и того же Существа.
Кирилл Иерусалимский ( Катех . VI, 17) делает Сиге дочерью Битоса, а от него матерью Логоса; басню, которую он классифицирует как инцест, приписываемый Юпитеру в языческой мифологии. Ириней ( II. xii. ) высмеивает абсурдность позднейшей формы валентинианской теории, в которой Сиге и Логос представлены как сосуществующие Эоны в одной Плероме. «Где есть Молчание, — говорит он, — там не будет Слова; а где есть Слово, там не может быть Тишины». Далее он ( II, 14 ) связывает изобретение Сиге с языческими поэтами, цитируя Антифана, который в своей «Теогонии» делает Хаос порождением Ночи и Безмолвия.
Вместо Ночи и Тишины они заменяют Байтуса и Сиге; вместо Хаоса поставили Нус; и для Любви (которой, как говорит комик, все остальное было приведено в порядок) они выдвинули Слово; тогда как для первичных и величайших богов они создали Эоны; и вместо второстепенных богов они рассказывают нам о том творении своей матери , которое находится вне Плеромы, называя его второй Огдоадой. ... эти люди называют те вещи, которые находятся внутри Плеромы, реальным существованием, точно так же, как те философы называли атомы; в то время как они утверждают, что те, кто находится вне Плеромы, не имеют истинного существования, как и те, кто уважает вакуум. Таким образом, они изгнали себя в этом мире (поскольку они находятся здесь, за пределами Плеромы) в место, которого не существует. Опять же, когда они утверждают, что эти вещи [внизу] являются изображениями того, что имеет истинное существование [вверху], они снова наиболее явно повторяют учение Демокрита и Платона . Ибо Демокрит был первым, кто утверждал, что многочисленные и разнообразные фигуры были как бы запечатлены в формах [вещей верхних] и спустились из вселенского пространства в этот мир. Но Платон, со своей стороны, говорит о материи, образце и Боге . Эти люди, следуя этим различиям, создали то, что он называет идеями , и иллюстрируют образы тех вещей, которые выше...
Энноея
[ редактировать ]В попытках создателей различных гностических систем объяснить происхождение существующего мира, первая стадия процесса обычно заключалась в персонификации зачатия в божественном разуме того, что должно было исходить от Него. ) мы узнаем От Иустина Мученика ( Ап . I. 26) и от Иринея ( I. 23 , что слово Энноя употреблялось в техническом смысле в системе Симона . Латинский перевод Иринея либо сохраняет это слово, либо передает «mentis Conceptio». У Тертуллиана есть «injectio» ( Де Анима , 34). В Apophasis Megale, цитируемом Ипполитом ( ссылка VI. 18, 19, стр. 174), использовано слово не Ennoia , а Epinoia . Ириней утверждает ( I. 23 ), что слово Энноея перешло из системы Симона в систему Менандра. В системе Барбелиота, которую Ириней также считает производной от системы Симона ( I. 29 ), Энноея появляется как одна из первых в ряду эманаций от безымянного Отца.
В системе Валентина ( Ирен. I. i. ) Энноея — одно из нескольких альтернативных имен супруги первичного Эона Битоса. Несколько иную форму, в которой Птолемей представил эту часть системы, см. у Иринея ( I. xii. ). Ириней критикует эту часть системы ( II. xiii ). Имя Энноя аналогичным образом используется в системе офитов, описанной Иринеем ( I. xxx. ).
Чарис
[ редактировать ]Харис в системе Валентина была альтернативным именем, наряду с Энноеей и Сиге, для супруги первичного Эона Битоса ( Ирен. I. 4 ). Имя выражает тот аспект абсолютного Величия, в котором оно рассматривается не как одинокая монада, а как передающее свое совершенство существам, первоисточником которых оно является; и это объяснение дано в валентинианском фрагменте, сохраненном Епифанием ( Haer . xxxi. 6), dia to epikechoregekenai auten thesaurismata tou Megetous tois ek tou Megetous . Использование слова Харис позволило Птолемею (цитируется Иринеем, I: 8 ) найти в Иоанна 1:14 первую четверку Эонов, а именно Патер, Моноген, Харис, Алетейя. Возникает подозрение, что именно с целью такого отождествления имена, встречающиеся в прологе Евангелия от Иоанна, были добавлены как альтернативные названия к первоначальным именам Эонов. Но это вопрос, по которому у нас нет данных, чтобы высказать свое мнение. Харис занимает важное место в системе Марка ( Ириней, I. 13). ). Имя Харис появляется также в системе Барбелитов ( Ириней , I. 29 ), но как обозначающее более позднюю эманацию, чем в валентинианской системе. Возможно, это слово имеет также техническое значение в молитвах офитов, сохраненных Оригеном ( Contra Celsum , VI, 31 ), все из которых заканчиваются призывом he charis synesto moi, nai pater, synesto .
Мы
[ редактировать ]Церковь
[ редактировать ]Эта высшая Экклесия считалась архетипом низшей Экклесии, состоящей из духовного семени на земле ( Iren. I. v. 6, стр. 28). В гностической системе, описанной Иринеем ( I. xxx. стр. 109), мы имеем также небесную церковь, однако не как отдельный Эон, а как составленную гармонией первосуществующих существ. По словам Ипполита (т. 6, стр. 95), наассенцы насчитали три Экклесии.
Особенно в случае с церковью мы находим в христианских рассуждениях до Валентина следы представления, лежащего в основе всего учения об Эонах, о том, что земные вещи имеют свои архетипы в ранее существовавших небесных вещах. Ерма ( Вис . 2:4) говорит о церкви, как созданной прежде всего, и о мире, как созданном ради нее; и в недавно обнаруженной части так называемого Второго послания Климента к Коринфянам (ок. 14) автор говорит о духовной Церкви, как созданной прежде солнца и луны, как предсуществующей, как Сам Христос, и как Он проявленной в последние дни для спасения людей; и он даже использует язык, который, если бы он не был в достаточной степени объяснен тем, что сказано в Послании к Ефесянам о союзе между Христом и Его Церковью, можно было бы предположить, что он имеет родство с валентинианским учением об отношениях между Антропосом и Его Церковью. Экклесия. [ 7 ]
Автор Послания к Евреям цитирует указание Моисею построить скинию по образцу, показанному ему на горе (отрывок, цитируемый в Деяниях 7:44 ), и его аргумент основывается на выводе о том, что различные части еврейского служение было всего лишь копиями лучших небесных архетипов. Эта же небесная скиния появляется как часть образов книги Откровения ( 11:19 , 15:5 ). В той же книге церковь предстает женой Агнца, новым Иерусалимом , сходящим с небес; и учение Св. Павла ( Ефесянам 1:3 ) можно облечь в форму, согласно которой церковь существовала в Божьем избрании прежде основания мира.
Антропос
[ редактировать ]Как мир есть образ живого Эона ( tou zontos aionos ), так и человек есть образ предсуществующего человека антропов проон . Валентин, по словам Климента Александрийского ( Valentini homil. ap. Clem. Strom. iv. iv. 13, 92 ), говорил о Софии как о художнике ( zographos ), делающем этот видимый нижний мир картиной славного Архетипа, но слушатель или читатель с такой же готовностью понял бы, что под этой Софией подразумевается небесная мудрость Книги Притчей, как и 12-й и падший Эон. Под ней (по мнению Валентина) стоят миротворцы-ангелы, главой которых является Демиург. Ее образование ( плазма ) – это Адам, созданный во имя проона Антропоса . В него, таким образом, созданная высшая сила помещает семя небесной пневматической сущности ( spermate tes anothen ousias ). Обладая таким образом высшим пониманием, Адам возбуждает страх у ангелов; ибо как космические антропы охвачены страхом перед изображениями, сделанными их собственными руками, чтобы носить имя Бога, то есть идолами, так и эти ангелы заставляют исчезнуть созданные ими изображения ( Эп. друзьям ап. Клем. Алекс. Стром. ii. 8, 36 ).
... говорят, что Ахамот нарисовала эти изображения в честь эонов. Однако они передают эту работу Сотеру как ее создателю, который действовал через Ахамот, чтобы представить ее как сам образ невидимого и неведомого Отца, поскольку она, конечно, невидима и неизвестна Демиургу, и таким же образом он создал этот же Демиург соответствует Нусу, сыну. Архангелы, творения Демиурга, являются моделями остальных эонов. ... разве вы не согласны, что я должен смеяться над этими картинами, написанными таким безумным художником? Ахамот, женщина, но в то же время образ Отца; Демиург, не знающий о своей матери, не говоря уже о своем Отце, но представляющий Нуса, который не знает своего Отца; ангелы, репродукции своих хозяев. Это то же самое, что подделать подделку...
- Тертуллиан, Против валентиниан , XIX.
Гор
[ редактировать ]Согласно учению Валентина, изложенному Иринеем I. 2 , самая младшая Эон София, в своем стремлении постичь Отца всего, подвергается опасности быть поглощенной его сущностью, от чего она спасается, вступая в контакт с ограничивающей силой Хоросом , функция которого состоит в усилении всего сущего. за пределами невыразимого Величия, ограничивая каждого в назначенном ему месте. По этой версии Орос был ранее существовавшей державой; но согласно другому, и, очевидно, более позднему сообщению, Хорос — это Эон, возникший только в этом случае по просьбе всех Эонов, которые умоляли Отца предотвратить опасность, которая грозила затронуть их всех. Затем (как повествует Ипполит, VI. 31) он руководит производством новой пары Эонов, Христа и Святого Духа, которые восстанавливают порядок, отделив от Плеромы несформировавшееся потомство Софии. После этого создается Хорос, чтобы обеспечить постоянство созданного таким образом порядка. Ириней ( нас ) меняет этот порядок, и первым рождается Хорос, а затем другая пара.
Валентинианский фрагмент у Епифания ( Haer . 31, стр. 171), который, по-видимому, дает более древнюю форму этой ереси, ничего не знает о Горе, но в нем говорится как о последнем духовном рождении зарождение пяти существ без супругов, чьи имена используются в иренейской версии как титулы сверхштатного Эона Хороса. Но, кроме того, у этого Эона есть шестое имя, которое в версии Ипполита сделано его основным титулом Ставрос ; и поясняется ( Ириней, I. 3 ), что помимо своей функции разделителя, в отношении которой он называется Хоросом, этот Эон выполняет работу по утверждению и урегулированию, в отношении чего он называется Ставросом. происхождение от sterizo Намекается на .
Буквальное земное распятие Спасителя (которое видит психическая церковь, которая верит только в исторического Иисуса) должно было представлять архетипическую сцену в мире Эонов, когда младшая София, Ахамот, исцеляется с помощью инструментов Спасителя.
Животный и плотской Христос, однако, страдает подобно высшему Христу, который с целью создания Ахамот был растянут на кресте, то есть Гора, в субстанциальной, хотя и не познаваемой форме. Таким образом они сводят все вещи к простым образам, ведь сами христиане на самом деле являются не чем иным, как воображаемыми существами!
— Тертуллиан, Против валентиниан , XXVII.
Только что объясненное различие в различном использовании имен Хорос и Ставрос не было тщательно соблюдено валентинианцами. Так, последнее слово иногда употребляется, когда говорится о функции разделения и разделения ( Excerpt. ex Script. Theodot. 22 и 42, Clem. Alex. ii. pp. 974, 979), причем в последнем отрывке отмечается, что крест отделяет верных от неверующих; и Клем. Алекс., который иногда употребляет валентинианский язык в ортодоксальном смысле, говорит так же ( Paed . III. 12, стр. 303 и Strom . II. 20, стр. 486).
В валентинианской теории существует двойной Гор или, по крайней мере, двойная функция, выполняемая Гором.
Итак, Платон, излагая тайны, касающиеся вселенной, пишет Дионисию, выражаясь примерно так: «. . . Все сущее принадлежит Царю всего, и все сущее из-за него, и он является причиной всего славного (объектов творения). Второе о втором, а третье о третьем. Но что касается короля, то здесь нет ничего из того, о чем я говорил. Но после этого душа усердно желает узнать, что это за вещи, глядя на те вещи, которые ей подобны, и ни одно из них не является (само по себе) достаточным. . . ».
Валентин, присоединившись к этим (замечаниям), сделал основным принципом своей системы «Царя всех», о котором упоминал Платон и которого этот еретик называет Патером, Битосом и Проархе над остальными Эонами. И когда Платон употребляет слова «что вторично в вещах, которые вторичны», Валентин предполагает, что вторыми являются все Эоны, находящиеся в пределах [ Хора] (Плеромы, а также) предела (самого себя). И когда Платон употребляет слова «что третье о том, что третье», он имеет (представляет собой третье) все устройство (существующее) вне предела и Плеромы.- Ипполит, Философумена , 6, 32
С одной стороны, он выполняет, как уже описано, функцию внутри Плеромы, отделяя другие Эоны от невыразимого Битоса и спасая их от поглощения своей сущностью. С другой стороны, Хорос является внешней границей самой Плеромы, придавая ей постоянство и стабильность, защищая ее от вторжения любого постороннего элемента.
Культурные ссылки
[ редактировать ]Мультсериал «Эон Поток» заимствовал свое название и некоторые элементы иконографии из гностицизма, в частности, эонов (два главных героя, образующих сизигию) и демиурга. [ 8 ] [ 9 ]
Веб-комикс Homestuck также черпает вдохновение из гностических идей: главную героиню Джейд Харли называют «садовым гностиком» в качестве псевдонима. Она также сливается со своей собакой Беккерелем, образуя сизигию. Ялдабаоф и Абраксас также появляются в комиксе.
Видеоигра « Cruelty Squad » неоднократно упоминается и отсылает к гностической мифологии. Целями уровня «Офис» являются четыре субархонта. На следующем уровне, метко названном «Решетка Архонтов», есть финальный босс — Абраксас, хотя он искажен и выглядит совсем по-другому, имея некоторые общие характеристики. Есть много других отсылок к гностическим идеологиям, например, главная цель игры — достижение окончательного просветления над всем остальным, а не принятие своей ситуации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лит. «полусоздатель», иногда называемый Ялдабаофом, «Сыном Хаоса».
- ↑ «Утраченное Евангелие» — онлайн-репортаж от National Geographic, включая коптский текст, английский перевод и фотографии. Архивировано 8 апреля 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Мид, с. 231.
- ^ Против валентиниан лат . Adversus Valentinianos ) Книги 7-8 ( .
- ^ Смит, Уильям; Уэйс, Генри (1880). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин: продолжение «Библейского словаря» . Дж. Мюррей.
- ^ Против ересей (лат. Adversus Haereses ), также известных как «Обнаружение и свержение ложно так называемого гнозиса» I. xii .
- ^ В примечаниях к только что процитированным отрывкам в изданиях Лайтфута и Гебхардта и Гарнака можно найти ссылки на других ранних авторов, которые использовали аналогичные выражения в отношении церкви.
- ^ Aeon Flux: Все, что вам когда-либо нужно было из научной фантастики , Элисон Венето, SMRT TV, 24 апреля 2006 г., «...Aeon Flux имеет серьезный гностический уклон. Древняя мистическая религия - это то место, где они получили концепции эоны и демиург, среди прочего».
- ^ Aeon Flux: Кинофильм и анимация - Обзор , 18 мая 2008 г., «Чужой по соседству», Нина Мунтяну
Библиография
[ редактировать ]- Мид, GRS (1890). Блаватская, Елена (ред.). «Пистис София» . Люцифер . 6 (33). Лондон: Теософское издательское общество: 230–239.
- Атрибуция
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1877). «Чарис» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. Я. Лондон: Джон Мюррей. п. 453.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1880). «Экклесия» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. II. Лондон: Джон Мюррей. п. 32.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1880). «Энноя» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. II. Лондон: Джон Мюррей. п. 124.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1882). «Гор» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. III. Лондон: Джон Мюррей. п. 162.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Гвинн, Джон (1887). «Нус» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. IV. Лондон: Джон Мюррей. п. 55.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1887). «Сигэ» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. IV. Лондон: Джон Мюррей. п. 662.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Липсиус, Ричард Адельберт (1887). «Валентинус» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. IV. Лондон: Джон Мюррей. стр. 1076–99.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Эоны ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет Тертуллиана против валентиниан является исходным текстом для большей части того, что мы знаем об Эонах.
- Соответствующий текст на оригинальной латыни.
- Ириней: Против ересей
- Gnosis.org — Библиотека Гностического общества.