Jump to content

София (гностицизм)

(Перенаправлено с Эпинойи )

София ( койне греческий : Σοφíα «Мудрость», коптский : ⲧⲥⲟⲫⲓⲁ «София» [1] ) является основной темой, наряду со Знанием ( γνῶσις gnosis , коптский : ⲧⲥⲱⲟⲩⲛ tsōwn ), среди многих раннехристианских теологий знания, сгруппированных ересиологом Иринеем как гностикои ( γνωστικοί ) , «знающие» или «люди, которые утверждали, что обладают более глубокой мудростью». ". Гностицизм — это термин 17-го века, расширяющий определение групп Иринея и включающий в себя другие синкретические верования и греко-римские мистерии . [2]

В гностицизме София — женская фигура, аналогичная человеческой душе, но одновременно являющаяся одним из женских аспектов Бога . Гностики считали, что она была , или женщиной-близнецом Иисуса , то есть Невестой Христа и Святым Духом Троицы сизигией . Иногда ее называют Ахамот ( Ἀχαμώθ , иврит : חכמה хокма ) и Пруникос ( Προύνικος ). В текстах Наг-Хаммади София — низший эон или антропная эманация божества . Она будет дочерью Элохима .

Гностические мифы

[ редактировать ]

Почти все гностические системы сирийского или египетского что Вселенная началась с изначального, непознаваемого Бога Моноим называет Родителем, Битосом («Глубина») или Монадой типа учили , , которого . Из этого первоначального единого начала Единый спонтанно эманировал последующие Эоны , последовательно образуя пары постепенно «меньших» существ. Вместе с источником, из которого они исходят, они образуют Плерому «Полноты» Бога и, таким образом, их следует рассматривать не как отличные от божественной, а как символические абстракции божественной природы. Переход от нематериального к материальному, от ноуменального к чувственному осуществляется пороком, страстью или грехом одного из Эонов.

В большинстве версий гностического мифа именно София вызывает эту нестабильность в Плероме, что, в свою очередь, приводит к созданию материальности. Согласно некоторым гностическим текстам, кризис возникает в результате попытки Софии эманировать без своей сизигии или, в другой традиции, из-за того, что она пытается преодолеть барьер между собой и непознаваемым Битосом. После катастрофического падения с Плеромы страх и тоска Софии от потери жизни (так же, как она потеряла свет Единого) вызывает растерянность и стремление вернуться к ней. Из-за этих стремлений материя (греч. hylē , ὕλη ) и душа (греч. psychē , ψυχή случайно возникают ). Создание Демиурга , также известного как Ялдабаоф , также является ошибкой, допущенной во время этого изгнания. Демиург приступает к созданию физического мира, в котором мы живем, не зная о Софии, которой, тем не менее, удается вселить некую духовную искру или пневму в свое творение .

В « Пистис София» Христос послан вернуть Софию обратно в Плерому. Христос позволяет ей снова увидеть свет, принося ей познание духа ( греч. пневма , πνευμα ). Затем Христос отправляется на землю в образе человека Иисуса, чтобы дать людям гнозис, необходимый для спасения из физического мира и возвращения в духовный мир. В гностицизме евангельская история Иисуса сама по себе аллегорична: это Внешняя Тайна, используемая для представления Гнозиса, а не истины в историческом контексте. Для гностиков драма искупления Софии через Христа или Логоса является центральной драмой мироздания. София пребывает во всех людях как божественная искра . [3]

Книга пословиц

[ редактировать ]

Еврейская александрийская религиозная философия была много занята идеей Божественной Софии , как откровения внутренней мысли Божией, и приписывала ей не только образование и упорядочивание природной вселенной (ср. Клем. Hom. xvi. 12 ), но и передача знаний человечеству. В Притчах 8 Премудрость описана как Советница и Работница Божья (Мастер-работник, Р.В.), которая жила подле Него прежде сотворения мира и постоянно забавлялась пред Ним.

Следуя описанию, данному в Книге Притчей , гностики определили Софии место обитания и определили ее отношение к верхнему миру, а также к семи планетарным силам, находящимся под ней. Семь сфер или небес были для древних высшими областями сотворенной вселенной. Их считали семью кругами, возвышающимися один над другим и управляемыми семью Архонтами , Хебдомадом .

Над самой высокой из областей и сводом над ней располагалась Огдоада , сфера неизменности, близкая к духовному миру ( Климент Александрийский , Строматы , IV. 25 , 161; сост. VI. 16 , 138 кв.) . В Притчах 9:1 : «Премудрость построила дом свой, вытесала семь столбов его». Их интерпретировали как планетарные небеса; жилище самой Софии помещалось над Хебдомадой в Огдоаде ( Отрывок. ex Theodot . 8, 47). Далее о той же божественной мудрости говорится ( Притчи 8:2 ): «Она стоит на высоте, при дороге, на перекрестке». Согласно гностической интерпретации, София, таким образом, имеет свое жилище над сотворенной вселенной, между верхним и нижним миром, между Плеромой и эктисменой . Она сидит у «ворот сильных», т.е. у подступов к царствам семи Архонтов, и у «входов» в высшее царство света воспеваются ее хвалы. Таким образом, София является высшим правителем видимой вселенной и в то же время посредником между высшим и нижним мирами. Она формирует эту мирскую вселенную по небесным прототипам и образует семь звездных кругов с их Архонтами, под властью которых находятся, согласно астрологическим концепциям древности, судьбы всех земных вещей, и особенно человека. Она «мать» или «мать живых». ( Эпиф . Хаер . 26, 10). Как пришедшая свыше, она сама имеет пневматическую сущность, mētēr phōteinē (Эпиф. 40, 2) или anō ynamis (Эпиф. 39, 2), из которой все пневматические души черпают свое начало.

Примиряя учение о пневмоприроде Софии с отведенным ей жилищем, согласно Притчам, в царстве средины, то есть за пределами высшего царства света, предполагалось нисхождение Софии из ее небесного царства. домой, Плерому, в пустоту ( кенома ) под ней. Идея заключалась в захвате или ограблении света, или всплеске и распространении светлой росы в кэнома , вызванном оживляющим движением в верхнем мире. Но поскольку свет, низведенный во тьму этого нижнего мира, мыслился и описывался как связанный со страданием, то это страдание следует рассматривать как наказание. Этому выводу также способствовало платоновское представление о духовном падении.

Мифы души

[ редактировать ]

Отчужденные по своей вине от своего небесного дома, души опустились в этот нижний мир, не потеряв совершенно памяти о своем прежнем состоянии, и, исполненные тоски по утраченному наследству, эти падшие души еще стремятся вверх. В этом смысле миф о падении Софии можно считать имеющим типичное значение. Судьба «матери» рассматривалась как прообраз того, что повторяется в истории всех индивидуальных душ, которые, будучи небесного пневматического происхождения, пали из верхнего мира света, своего дома, и оказались под властью злые силы, от которых им предстоит пережить долгую череду страданий, пока они снова не сподобятся возвращения в верхний мир.

Но если, согласно философии Платона, падшие души все еще сохраняют память о своем потерянном доме, то в гностических кругах это представление сохранилось в другой форме. Учили, что души пневматиков, потерявшие память о своем небесном происхождении, должны были еще раз стать участниками гнозиса, или познания своей собственной пневматической сущности, чтобы вернуться в царство света. В передаче этого Гнозиса состоит искупление, принесенное и удостоенное Христом пневмодушам. Но различные судьбы таких душ обычно рассматривались в судьбах Софии, и поэтому учили, что София также нуждается в искуплении, совершенном Христом, Которым она избавляется от своей агноии и своего пути и воли, в нужный момент. конца развития мира, вновь вернуться в свой давно утраченный дом, Верхнюю Плерому, в которую эта мать найдет вход вместе со всеми пневмодушами своих детей, и там, в небесном чертоге, отпраздновать брачный пир вечность.

Сирийский гнозис

[ редактировать ]

Миф о Софии в различных гностических системах подвергался самым разнообразным трактовкам. Древнейший, Сирийский Гнозис, относил к Софии образование нижнего мира и производство его правителей Архонтов; а вместе с этим ей приписывали также сохранение и размножение духовного семени.

Формирование нижнего мира

[ редактировать ]
Мистическое изображение Софии из «Тайных фигур розенкрейцеров » , Альтона , 1785 год.

По описанию Иринея , великий Мать-принцип вселенной появляется как первая женщина, Святой Дух ( руха д'кудша ), движущаяся над водами, и также называется матерью всего живого. Под ней находятся четыре материальных элемента — вода, тьма, бездна и хаос. Отца Вместе с ней объединяются в два высших мужских светила, первого и второго человека, Отца и Сына, причем последний также обозначается как эннойя . От их соединения происходит третий нетленный свет, третий человек, Христос. Но не в силах поддерживать изобилующую полноту этого света, мать, рождая Христа, терпит, что часть этого света переливается на левую сторону. В то время как Христос как dexios (Он правая рука) вместе со своей Матерью восходит вверх в нетленный Эон, тот другой свет, который перелился на левую руку, опускается в нижний мир и там производит материю. И это София, называемая также Аристера (она левой руки), Проуникос и мужчина-женщина.

Здесь пока еще нет мысли о падении в собственном смысле слова, как в валентинианской системе. Сила, перелившаяся таким образом влево, добровольно спускается в нижние воды, доверяя себе искру истинного света. Более того, очевидно, что, хотя София мифологически отличается от humectatio luminis (греч. ikmas phōtos , ἰκμὰς φωτός ), на самом деле София представляет собой не что иное, как световую искру, идущую сверху, входящую в этот нижний материальный мир и становящуюся здесь. источник всех формирований, как высшей, так и низшей жизни. Она плывет по водам и приводит в движение их доселе неподвижную массу, гоня их в бездну и принимая из хилэ телесный облик . Она циркулирует и нагружена материалом всякого веса и вещества, так что, если бы не сущностная искра света, она бы утонула и потерялась в материале. Привязанная к телу, которое она приняла и тем самым отягощала, она тщетно пытается вырваться из нижних вод и поспешить вверх, чтобы воссоединиться со своей небесной матерью. Не добившись успеха в этом начинании, она стремится сохранить, по крайней мере, свою световую искру от повреждения нижними элементами, поднимается с помощью ее силы в область верхней области и там, распространяясь, образует из своей собственной телесная часть, разделяющая стенка видимого небосвода, но еще сохраняющая Акватилис корпусрис типус . Наконец, охваченная тоской по высшему свету, она наконец находит в себе силу подняться даже над небесами своего собственного образования и полностью отказаться от своей телесности. Оставленное таким образом тело называется «Женщина из Женщины».

Создание и искупление

[ редактировать ]

Далее повествование повествует об образовании семи Архонтов самой Софией, о сотворении человека, которое «мать» (т.е. не первая женщина, а София) использует как средство лишить Архонтов их доли в свет, о вечном конфликте его матери с самовозвышающимися усилиями Архонтов и о ее постоянном стремлении снова и снова вернуть искру света, сокрытую в человеческой природе, пока, наконец, Христос не придет ей на помощь и в ответ на ее молитвы притягивает к Себе все искры света, соединяется с Софией, как жених с невестой, нисходит к Иисусу, приготовленному Софией, как чистый сосуд для Его принятия, и уходит его снова перед распятием, восходящего с Софией в мир или Эон, который никогда не прейдет ( Ириней, I. 30 ; Епиф. 37, 3, sqq.; Феодорит, hfi 14).

Как мировая душа

[ редактировать ]

В этой системе первоначальное космогоническое значение Софии все еще остается на первом плане. Противоположность Христа и Софии, как Он справа ( ho dexios ), и Она слева ( hē aristera ), как мужчины и женщины, есть лишь повторение первого Космогонического Антитезиса в другой форме. Сама София является лишь отражением «Матери всего живого», и поэтому ее также называют «Матерью». Она — форматрица неба и земли, поскольку простая материя может получить форму только через свет, который, нисходя сверху, проник в темные воды хиле ; но в то же время она также является духовным принципом жизни в творении или, как мировая душа, представителем всего, что действительно является пневматическим в этом нижнем мире: ее судьбы и переживания типично представляют собой судьбы и переживания пневматической души, которая затонула. погрузиться в хаос.

Пруникос

[ редактировать ]

Ибо Я первый и последний.
Я почитаемый и презираемый.
Я шлюха и святая.

Гром, Совершенный разум [4]

В гностической системе, описанной Иринеем ( I. XXI ; см. Офиты ), имя Пруник ( греч . Προυνικος) несколько раз занимает место Софии в отношении ее истории. Имя Пруник также дано Софии в описании родственной системы Барбелиот, данной в предыдущей главе «Иринея». Цельс , который показывает, что он встречался с некоторыми произведениями офитов, демонстрирует знакомство с именем Пруник ( ориг. Adv. Cels . vi. 34 ), именем, которое Ориген признает валентинианским. О том, что это имя офитов действительно было принято валентинианами, свидетельствует его появление в валентинианском фрагменте, сохранившемся у Епифания (Epiph. Haer . xxxi. 5). Епифаний также вводит Prunikos как техническое слово в систему симонианцев ( Epiph. Haer . XXI. 2) тех, кого он описывает под главой николаитов (Epiph. Haer . XXV. 3, 4) и офитов (Epiph. Haer. XXI. 2). . Хаер xxxvii 4, 6).

Этимология

[ редактировать ]

Ни Ириней, ни Ориген не указывают на то, что он что-либо знал о значении этого слова; и у нас нет лучших сведений по этому поводу, чем догадка Епифания (Epiph. Haer . xxv. 48). Он говорит, что это слово означает «распутный» или «похотливый», поскольку у греков была фраза о мужчине, который развратил девушку, Eprounikeuse tautēn . Принятие этого объяснения вызывает некоторые колебания. Епифаний был глубоко убежден в грязности гностической морали и обычно давал худшие толкования их языка. Если бы фраза, сообщенная Епифанием, была распространена, то странно, что примеры ее употребления не были приведены у греческих авторов-комиков. Нет необходимости отрицать, что Епифаний слышал эту фразу, но невинные слова начинают использоваться в непристойном смысле как теми, кто считает двусмысленность остроумной, так и теми, кто скромно избегает использования более простого языка. Первоначальное значение слова prouneikos, по-видимому, — носильщик или носитель бремени; его происхождение происходит от enenkein , единственное происхождение, которое, по-видимому, допускает это слово. Затем, изменив его значение, как и слово агораиос , оно стало использоваться в значении буйного и жестокого человека. Единственное отчетливое подтверждение объяснения Епифания состоит в том, что у Исихия ( св. Скиталой ) есть слова aphrodisiōn kai tēs prounikias tēs nykterinēs . Это имело бы решающее значение, если бы мы могли быть уверены, что эти слова появились раньше, чем слова Епифания.

В пользу объяснения Епифания говорит тот факт, что в гностических космогонических мифах постоянно вводится образ сексуальной страсти. В целом кажется вероятным, что prouneikos следует понимать в смысле propherēs , который имеет одним из своих значений [5] «раноразвитый в отношении полового акта». По мнению Эрнста Вильгельма Мёллера (1860), это имя, возможно, означает ее попытки снова уманить из низших Космических Сил семя Божественного света. [6] В рассказе Епифания ( Хаер 37:6) намек на побуждение к половому сношению, связанный с этим именем, становится более заметным.

Однако в тексте «Эксегеза души», найденном в Наг-Хаммади, душа сравнивается с женщиной, которая от совершенства впала в проституцию, и что Отец снова поднимет ее до ее первоначального совершенного состояния. [7] В этом контексте женское олицетворение души напоминает страсть Софьи как Пруникоса.

Матка, метр

[ редактировать ]

С этим тесно связано широко распространенное среди гностических сект представление о нечистой метре ( матке ), из которой, как предполагается, произошел весь мир. Как согласно итальянским валентинианам, Сотер открывает метру нижней Софии ( Энтимезис ) и тем самым вызывает образование вселенной ( Ирен. I. 3 , 4 ), так и, с другой стороны, метра персонифицируется сама . Итак, Епифаний сообщает следующую космогонию как космогонию ветви Николаитов:

Вначале были Тьма, Хаос и Вода ( скотос, кай битос, кай гидор ), но Дух, обитавший среди них, отделил их одно от другого. Из смешения Тьмы с Духом возникает метра , которая снова воспламеняется новым желанием Духа; она рождает сначала четыре, а затем еще четыре эона и таким образом производит правый и левый, свет и тьму. Последним из всех появляется aischros aiōn , который вступает в общение с метрой , потомками которой являются Боги, Ангелы, Демоны и Духи.

Епифаний, Хаер . 25, 5

Сефианцы syndrome ( Hippolytus . Philosophum . v. 7 что из первого совпадения ( ) учат подобным же образом , ) трех первоначал возникли небо и земля как megalētis idea sphragidos . Они имеют форму метры с омфалом посередине. Таким образом, беременная метра содержит в себе все виды животных форм в рефлексе неба и земли, а также все субстанции, встречающиеся в средней области. Эта метра также встречается нам в великом Апофазисе , приписываемом Симону, где она также называется Раем и Эдемом как место формирования человека.

Эти космогонические теории имеют прецедент в Талатте или Тиамат сирийской мифологии, матери-жизни, о которой Беросу так много приходится рассказывать, или в мировом яйце, из которого, когда оно расколото на части, возникают небо и земля и все сущее. [8] Имя этого бероссийского Талатта снова встречается у Ператов Философумен ( Ипполит, Philosophum. V. 9 ) и иногда ошибочно отождествляется с именем моря thalassa .

Барух-Гнозис

[ редактировать ]

Роль, подобную роли метры, играет Эдем, супруга Элохима, в Варух гностической книге Юстина « » ( Ипполит, Философ , ст. 18 sqq. ), которая появляется там как двуобразное существо, образованное сверху как женщина и из середина вниз в виде змеи ( 21 ).

Среди двадцати четырех Ангелов, которых она рождает Элохиму и которые образуют мир из ее членов, вторая женская ангельская форма называется Ахамос [ Ахамот ]. Подобно этой легенде «Философумен » о Барух-Гнозисе, есть то, что рассказывает Епифаний из партии офитов, согласно которой они рассказывали, что Змей из Верхнего мира имел половой акт с Землей, как с женщиной (Епифаний, Хаер , 45). : 1 см. 2).

Барбелиоты

[ редактировать ]

Очень близко к учениям гностиков у Иринея относятся взгляды так называемых барбелиотов ( Ирен. I. 29 ). Имя Барбело , которое по одной из интерпретаций является обозначением верхней Тетрады , изначально не имеет ничего общего с Софией. Это последнее Существо, называемое также Spiritus Sanctus и Prunikos, является потомком первого ангела, стоящего на стороне Моногена. София, видя, что все остальные имеют каждый свой сизиг внутри Плеромы, желает также найти себе такого супруга; и, не найдя никого в верхнем мире, она смотрит вниз, в нижние области, и, все еще неудовлетворенная там, спускается наконец против воли Отца в бездну. Здесь она образует Демиурга ( Проархона ), смесь невежества и самовозвышения. Это Существо, благодаря пневматическим силам, украденным у его матери, приступает к формированию нижнего мира. Мать же убегает в верхние области и поселяется там в Огдоаде.

Эту Софию мы встречаем также среди Офиан, « Диаграмма » которых описана Цельсом и Оригеном , а также среди различных гностических (офитских) партий, упомянутых Епифанием. Там она называется София или Пруникос, высшая мать и высшая сила, и восседает на троне над Хебдомадой (семи планетарными небесами) в Огдоаде (Ориген, Против Цельса . VI. 31 , 34 , 35 , 38 ; Епифан. Хаер) . 25, 3 кв. 26, 1, 10, 39, 2). Ее также иногда называют Парфеносом ( Orig. c. Cels. vi. 31 ) и снова в других местах отождествляют с Барбело или Барберо (Epiph. Haer . 25, 3; 26, 1, 10).

Саймон Магус

[ редактировать ]
«Елена на крепостных стенах Трои » Фредерика Лейтона ; воплощение Эннойи в симонианской системе .

Эннойя

[ редактировать ]

Этот миф о душе и ее нисхождении в этот нижний мир, с ее различными страданиями и переменами судеб вплоть до ее окончательного освобождения, повторяется в симонианской системе в форме Всематери, которая исходит в качестве первой мысли от Хестоса, или высшей силы. Бога. Обычно она носит имя Эннойя , но ее называют также Мудростью (Софией), Правительницей, Святым Духом, Пруником, Барбело. Спустившись с самых высоких небес в самые нижние области, она создает ангелов и архангелов, которые снова создают и управляют материальной вселенной. Удерживаемая и удерживаемая силой этого нижнего мира, она не может вернуться в Царство Отца. По одному из представлений она терпит всевозможные оскорбления со стороны ангелов и архангелов, связанных и снова и снова принуждаемых к новым земным телам и вынужденных веками странствовать во все новых телесных формах. По другому мнению, она сама по себе неспособна страдать, но отправляется в этот нижний мир и подвергается вечному преображению, чтобы своей красотой возбудить своей красотой ангелов и силы, побудить их участвовать в вечной борьбе и таким образом постепенно лишить их своего запаса небесного света. Сам Хестос наконец спускается с высочайших небес в призрачном теле, чтобы избавить страдающую Эннойю и искупить души, удерживаемые в плену, передав им гнозис.

Заблудшая овца

[ редактировать ]

Наиболее частое обозначение симонианской Эннойи — «заблудшая» или «блуждающая овца». Греческие божества Зевс и Афина интерпретировались как обозначающие Хестоса и его Эннойю , а также тирского бога солнца Геракла Мелькарта и богиню луны Селену Астарту . Так и гомеровская Елена , как причина распрей между греками и троянцами , рассматривалась как разновидность Эннойи . История, которую передали отцы церкви о сношении Симона Волхва с его супругой Еленой ( Ирен. I. 23 ; Тертуллиан де Анима , 34 ; Епифаний Хаер . 21; Псевдо-Тертуллиан Хаер . 1 ; Филастер, Хаер . 29). ; Philos . vi. 14 , 15 ; Recogn . ii. 12 ; Hom . ii. 25 ), согласно Ричарду Адельберту Липсиусу . [9]

В Симонианском Апофазисе великий динамис (также называемый Нусом ) и великая эпинойя , порождающая все вещи, образуют сизигию, из которой происходит мужско-женское Существо, называемое Хестос ( Фил . VI, 13 ). В другом месте nous и epinoia называются высшими из трех симонианских сизигий, для которых Hestos образует Hebdomad: но, с другой стороны, nous и epinoia отождествляются с небом и землей ( Philos . VI. 9sqq. ).

Валентина

[ редактировать ]
«Плерома Валентина» из «Критической истории гностицизма»; Жак Маттер, 1826, Том. II, Табличка II.

Наиболее значительное развитие этого мифа о Софии можно найти в валентинианской системе. Сошествие Софии из Плеромы по - платоновски приписывается падению, а в качестве конечной причины этого падения указывается состояние страдания, проникшее в самую Плерому. София или Метер есть в учении Валентина последняя, ​​т.е. тридцатый Эон в Плероме, из которой, выпав из нее, она теперь, в воспоминании о лучшем мире, который она таким образом покинула, рождает Христа «с тенью». ( мета скиас тинос ). Пока Христос возвращается в Плерому, София образует из скиа Демиурга и весь этот нижний мир , правое и левое начало ( Ирен. Хаер . I. 11, 1 ). Ибо ее искупление сводится к Софии либо самому Христу ( Ирен. I. 15, 3 ), либо Сотеру ( Ирен. I. 11, 1 , ср. exc. ex Theod . 23; 41), как общему продукту Эонов. , чтобы вернуть ее в Плерому и снова объединить ее с ее сизигом .

Мотив падения «Софии» был определен, согласно заложенной в ней анатолийской школе, в том, что своим желанием узнать то, что лежит за пределами познаваемого, она ввела себя в состояние невежества и бесформенности. Ее страдания распространяются на всю Плерому. Но в то время как это подтверждается этим в новой силе, София отделяется от него и рождает вне его (посредством своей эннойи , своих воспоминаний о высшем мире) Христа, который тотчас же восходит в Плерому, и после этого она создает ousia amorphos , образ своих страданий, из которого возникают Демиург и нижний мир; последней из всех, глядя вверх в своем беспомощном состоянии и умоляя свет, она, наконец, рождает сперматозоиды tēs ekklēsias , пневматические души. В деле искупления Сотер спускается в сопровождении ангелов мужского пола, которые должны стать будущими сизигами (женских) душ Пневматиков, и вводит Софию вместе с этими Пневматиками в небесный брачный чертог ( Искл. бывший Теод. 29–42; Ирен. я. 2, 3 ). Тот же взгляд, по существу, встречается нам в сообщениях Марка ( Iren. I. 18, 4 ; ср. 15, 3 ; 16, 1, 2 ; 17, 1 ) и в «Эпитоматорах синтагмы Ипполита» ( Псевдо- Тертуллиан Хаер 12 ; Филастер , Хаер 38).

С другой стороны, италийская школа различала двойственную Софию: ано Софию и като Софию или Ахамот.

Птолемей

[ редактировать ]

По учению Птолемея и его учеников, первая из них отделяется от своего сизигоса , телетос в своем дерзком стремлении к немедленному Общению с Отцом всех впадает в состояние страдания и совершенно растворяется в это непомерное желание, если только Хорос не очистил ее от страданий и не утвердил ее снова в Плероме. Ее энтимезис , напротив, овладевшее ею желание и последующее страдание становятся amorphos kai aneideos ousia , называемым также эктромой , отделяется от нее и получает место за пределами Плеромы. .

Место Средины

[ редактировать ]

Из своего жилища над Хебдомадой, в месте Средины, она также называется Огдоадой (Ὀγδοάς), а также именуется Метер , также Софией , а также Иеросалем , Пневма хагион и ( арсеникос ) Кириос . В этих именах сохраняются некоторые частичные воспоминания о древнем Офитическом Гнозисе.

Покаяние

[ редактировать ]

Ахамот сначала получает (посредством Христа и Пневмы хагион, Пары Эонов внутри Плеромы, эманация которой является самой последней) морфозис кат'усиан . Оставшись одна в своих страданиях, она наделилась покаянным умом ( эпистофе ). Теперь нисходит сын как общий плод Плеромы, дает ей morphōsis kata gnōsin и формирует из ее различных привязанностей Демиурга и различные составляющие этого нижнего мира. По его назначению Ахамот производит пневматическое семя ( экклесия ).

Искупление

[ редактировать ]

Конец мировой истории здесь также (как и выше) представляет собой введение низшей Софии со всем ее пневмопотомством в Плерому, и это тесно связано со вторым нисхождением Сотера и его временным союзом с психическим Христом; затем следует брачный союз Ахамот с Сотером и пневмодуш с ангелами ( Iren. I. 1–7 ; exc. ex Theod . 43–65).

Двукратная София

[ редактировать ]

Ту же форму учения мы встречаем и у Секунда, который, как говорят, был первым, кто провел различие между высшей и низшей Софией ( Ирен., I, 11, 2 ), и в сообщении, которое Philosophumena. дают нам системы, которая, скорее всего, относилась к школе Гераклеона и которая также говорит о двойной Софии ( Фил . VI ). Здесь мы встречаем имя Иерусалим также для exō Софии ( Фил . VI, 29 ). Свою интерпретацию оно находит во фрагментах Гераклеона (ап. Ориген. в Иоанн. Том. х. 19). С другой стороны, имя Ахамот отсутствует как у Ипполита, так и у Гераклеона. Одна школа среди маркосианцев , по-видимому, также учила двойственной Софии ( Ирен., I, 16, 3 ; ср. 21, 5 ).

Этимология

[ редактировать ]

Август Хан ли имя Ахамот (1819 г.) обсуждал , происходит (Ἀχαμώθ) от еврейского Хокма (חָכְמָ֑ה) на арамейском языке Хачмут или оно означает «Она, рождающая» — «Мать». [10] сирийская форма Хахмут Нам засвидетельствована , используемая Вардесаном (Ефрем, Гимн 55), греческая форма Хахамоф встречается только у валентиниан: однако это имя, вероятно, принадлежит древнейшему сирийскому гнозису.

Бардезан

[ редактировать ]

Космогонические мифы играют свою роль и в учении Бардезана . Locus foedus , на котором боги (или Эоны) измерили и основали Рай (Ефрем, Гимн 55), то же самое, что и нечистая метра , которую Ефрем стыдится даже назвать (ср. также Ефрем, Гимн 14). Сотворение мира осуществляется через сына живого и Руха д'Кудша, Святого Духа, с которым тождественен Хахмут, но в сочетании с «тварями», то есть подчиненными существами, которые сотрудничают с ним. (Ефрем, Гимн 3). Об этом прямо не говорится, но в то же время наиболее вероятно предположение, что, как это было с отцом и матерью, так и их потомство, сын Живого, и Руха д'Кудша или Хахмут, являются рассматриваться как Сизигий. Этот последний (Хахмут) порождает двух дочерей: «Позор Сухой Земли», т. е. метру , и «Образ Вод», т. е. тип Aquatilis Corporis , который упоминается в связи с Офитической Софией (Ефрем, Гимн 55). Кроме того, в отрывке, явно относящемся к Вардесану, воздух, огонь, вода и тьма упоминаются как эоны (Этье: Гимн 41). Вероятно, это «Существа», которым в сочетании с Сыном и Руха д'Кудша, Говорят, что Вардесан поручил сотворение мира.

Хотя многое еще остается неясным в отношении учения Вардесана, мы, тем не менее, не можем иметь никакого права просто игнорировать утверждения Ефрема, который остается старейшим сирийским источником наших знаний об учении этого сирийского гностика и поэтому заслуживает нашего главного внимания. Вардесан, по словам Ефрема, способен рассказать и о жене или девушке, которая, сойдя из Верхнего Рая, в своем забвении возносит молитвы о помощи свыше и, услышанная, возвращается к радостям Верхнего Рая (Ефрем, Гимн 55).

Деяния Фомы

[ редактировать ]

Эти высказывания Ефрема дополняются далее Деяниями Фомы , в которых сохранились различные гимны, которые либо являются сочинениями самого Вардесана, либо, во всяком случае, произведениями его школы. [11]

Гимн Жемчужины

[ редактировать ]

В сирийском тексте Деяний [12] мы находим « Гимн Жемчужины» , где душа была послана из своего небесного дома за жемчужиной, охраняемой змеем, но забыла здесь, внизу, о своей небесной миссии, пока ей не напомнило о ней письмо от «отца». «Мать, мать и брат» выполняет свою задачу, получает обратно свое великолепное платье и возвращается в свой старый дом.

Ода Софии

[ редактировать ]

Из других гимнов, которые сохранились в греческой версии более точно, чем в сирийском тексте, подвергшемся католической редакции, в первую очередь заслуживает внимания Ода Софии. [13] [14] в котором описывается бракосочетание «девицы» с ее небесным женихом и ее введение в Высшее Царство Света. Эта «девица», называемая «дочерью света», не является церковью, как предполагает католический рецензент, а Хахмут (София), над головой которой восседает на троне «царь», то есть отец живых; жених ее есть, по наиболее вероятному толкованию, сын живого, т. е. Христа. С ней живые существа, то есть пневмодуши, входят в Плерому и получают славный свет живого Отца и восхваляют вместе с «живым духом» «отца истины» и «матерь мудрости».

Первая молитва посвящения

[ редактировать ]

К Софии также призывают в первой молитве освящения. [15] Там ее называют «милосердной матерью», «супругой мужского начала», «открывающей совершенные тайны», «Матерью семи домов», «находящей покой в ​​восьмом доме», то есть в Огдоаде. Во второй молитве посвящения [16] ее также называют «совершенным Милосердием» и «Супругой Мужского начала», но ее также называют «Святым Духом» (сирийский Руха д'Кудша ), «Открывающей Тайны всей Величины», «Скрытой Матерью», «Скрытой Матерью». «Та, кто знает Тайны Избранных» и «та, кто участвует в конфликтах благородных Агонистов» (т. е. Христа, ср. exc. ex Theod . 58 ho megas agōnistēs Iēsous ).

Кроме того, существует прямое напоминание об учении Вардесана, когда она упоминается как Святой Голубь, родившая двух близнецов, то есть двух дочерей Рухи д'Кудши (ап. Ефрем, Гимн 55).

Пистис София

[ редактировать ]

Особое и богато окрашенное развитие получает мифическая форма Софии гностической книги « Пистис София» . [17] Две первые книги этого сочинения, которым собственно принадлежит имя Пистис София , по большей части (стр. 42–181) посвящены падению, покаянию и искуплению Софии.

По повелению высших сил она получила понимание предназначенного ей жилища в духовном мире, а именно, thesauros lucis, лежащего за пределами XIII Эона. Своими попытками направить туда свой восходящий полет она навлекает на себя вражду Аутадеса , Архонта XIII Эона, и Архонтов XII Эонов под его началом; ими она завлекается в глубины хаоса и подвергается там самым разнообразным мучениям, чтобы таким образом она могла понести потерю своей светлой природы.

Покаяние

[ редактировать ]

В крайней нужде она обращается с тринадцатью покаянными молитвами ( метанойаи к Высшему Свету ). Шаг за шагом Кристус ведет ее вверх, в высшие области, хотя она все еще остается противной атакам Архонтов и после предложения своей XIII Метанойи подвергается более яростным нападениям, чем когда-либо, пока, наконец, Христос не ведет ее вниз в промежуточное место ниже XIII Эона, где она остается до завершения мира и возносит благодарные гимны хвалы и благодарения.

Искупление

[ редактировать ]

Когда земное дело искупления наконец завершено, София возвращается в свой первоначальный небесный дом. Особенность этого изображения состоит в дальнейшем развитии философских идей, нашедших общее выражение в мифах о Софии. По мнению Карла Рейнхольда фон Кёстлина (1854), София здесь не просто, как в случае с Валентином, представительница стремления конечного духа к познанию бесконечного, но в то же время является типом или образцом веры, покаяние и надежда. [18] После своего восстановления она объявляет своим спутникам двойную истину, что, хотя каждая попытка преступить установленные Богом пределы имеет своим последствием страдание и наказание, так и, с другой стороны, божественное сострадание всегда готово удостоить прощения кающегося. .

Светлая Дева

[ редактировать ]

Дальнейшее напоминание о Софии древних гностических систем мы имеем в том, что сказано в книге «Пистис София Девы Света» ( parthenos lucis ), которая там явно отличается от самой Софии и выступает как архетип Астреи . Созвездие Девы . [19] Положение, которое она занимает, находится в месте средины, над жилищем, назначенным Софии в XIII Эоне. Она судья (ушедших) душ, либо открывая для них, либо закрывая перед ними порталы светлого царства (с. 194–295). Под ней стоят еще семь других светлых дев с аналогичными функциями, которые передают благочестивым душам свои последние посвящения (стр. 291 кв. 327 кв. 334). Из места parthenos lucis приходит солнечный дракон, который ежедневно перевозится четырьмя силами света в образе белых лошадей и совершает свой круг вокруг земли (стр. 183, ср. стр. 18, 309). ).

манихейство

[ редактировать ]

Эта дева света ( parthenos tou phōtos ) встречается нам и у манихеев как возбуждающая нечистые желания демонов и тем самым освобождающая свет, который до сих пор сдерживался силой тьмы ( Dispuiat. Archelai et Manetis , ок. 8, н. 11; Феодорит., гл. I. 26). [20] [21] [22] С другой стороны, место гностической Софии у манихеев занимает «Матерь Жизни» ( mētēr tēs zōēs ) и Мировая Душа ( psychē hapantōn ), которая иногда отличается от Матери-Жизни, и считается рассеянным во всех живых существах, избавление которых из царства тьмы составляет всю мировую историю ( Тит Бострийский , адв. Маних . I., 29, 36, изд. Лагард, стр. 17 кв. 23 ; Александр Ликополит ок. 3; Епифан Хаер 66, 24; Acta dispatat. . [23] [24] Их возвращение в мир света описано в знаменитом Canticum Amatorium (ап. Августина, ок. Фауста, iv. 5 кв.).

Тексты Наг-Хаммади

[ редактировать ]

В «Происхождении мира » София изображена как окончательный разрушитель этой материальной вселенной, Ялдабаоф и все его Небеса:

Она [Софья] низвергнет их в бездну. Они [Архонты] будут уничтожены из-за своего нечестия. Ибо они станут подобны вулканам и поглотят друг друга, пока не погибнут от руки прародителя. Уничтожив их, он восстанет против самого себя и будет уничтожать себя, пока не перестанет существовать. И их небеса падут одно за другим, и их силы будут поглощены огнем. Их вечные царства тоже будут перевернуты. И его небеса падут и разобьются надвое. Его [...] падет на [...] поддержку их; они упадут в бездну, и бездна опрокинется. Свет [...] тьму и сотрет ее: это будет похоже на то, чего никогда не было.

Карл Юнг

[ редактировать ]

Карл Юнг связал фигуру Софии с высшим архетипом анимы в глубинной психологии. [25] Архетипическое падение и выздоровление Софии дополнительно связано (в разной степени) со многими различными мифами и историями (см. « Девица в беде »). Среди них:

Обратите внимание, что многие из этих мифов имеют альтернативные психологические интерпретации. Например, юнгианский психолог Мария-Луиза фон Франц интерпретировала такие сказки, как «Спящая красавица», как символ «спасения» или реинтеграции анимы , более «женской» части мужского бессознательного, но не мудрости или Софии как таковых.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лейтон, Бентли, изд. (1989). Кодекс Наг-Хаммади II, 2–7 . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 158–59 , 252–53 . ISBN  90-04-09019-3 .
  2. ^ Майкл Уильямс. «Гностицизм» . Британская энциклопедия . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 17 октября 2011 г.
  3. ^ Макдермот, Вайолет (2002). Падение Софии: гностический текст об искуплении вселенского сознания (первое изд.). Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Lindisfarne Books. ISBN  978-1584200000 .
  4. ^ Макрей, Джордж (1990). «Гром: Совершенный разум». В Робинсоне, Джеймс М. (ред.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Сан-Франциско: ХарперКоллинз.
  5. ^ См. ссылки у Лидделла и Скотта .
  6. ^ Мёллер, Эрнст Вильгельм (1860). История космологии в греческой церкви до Оригена. Со специальными исследованиями гностических систем . Зал. п. 270 кв.м. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Робинсон младший, Уильям К. (1990). «Эксегеза о душе». В Робинсоне, Джеймс М. (ред.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Сан-Франциско: ХарперКоллинз.
  8. ^ Липсиус, Ричард Адельберт (1860). Гностицизм . Брокгауз. стр. 119 кв.
  9. ^ Липсиус, Ричард Адельберт (1867). Об источниковедении Епифания . Вена. п. 74 кв.м. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Хан, август (1819 г.). Гностик Вардесан, первый гимнолог сирийцев: историко-богословский комментарий . стр. 64 кв.
  11. ^ Липсиус, Ричард Адельберт (1883). Апокрифические деяния . Vol.ICA Швечке и сын. стр. 292–321.
  12. ^ Райт, Уильям (1871). Апокрифические деяния апостолов . Уильямс и Норгейт. стр. 238–45 .
  13. ^ Бонне, Альфред Максимилиан (1883). Дополнение к Апокрифическому кодексу . Том. И. Лейпциг. п. 8. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Мид, GRS (1908). Свадебная песня мудрости . Том. 11 «Отголосков Гнозиса». Лондон и Бенарес: ​​Теософское издательское общество. ISBN  9785882806612 .
  15. ^ Боннет , стр. 20 кв.
  16. ^ Боннет, с. 36.
  17. ^ Петерманн, Юлиус Генрих; Шварце, Мориц Готхильф, ред. (1851). Pistis sophia: opus gnosticum Valentino adiudicatum . Берлин. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Кестлин, Карл Рейнхольд фон (1854). Баур, ФК; Целлер, Эдуард (ред.). «Гностическая система Книги Пистис Софии». Теол. Однолетники : 189.
  19. ^ Кёстлин , стр. 57 кв.
  20. ^ Анафема. Маних. ап. Котелье на Признании. Климент IV., 27 и др.
  21. ^ Вещи, Иоганн Карл, изд. (1823). Акта С. Фома Апостол из Парижского кодекса Лейпциг: Фогель. стр. 100-1 128 кв.м.
  22. ^ Баур, Фердинанд Кристиан (1831). Манихейская религиозная система . стр. 219 кв.
  23. ^ См. Баур, стр. 51 кв. 64, 209.
  24. ^ Крыло, Густав (1862). Мани, его учение и его сочинения. Вклад в историю манихейства . стр. 201 кв. 210, 233.
  25. ^ Маттун, Массачусетс (2005). Юнг и человеческая психика: понятное введение . Тейлор и Фрэнсис США. стр. 55 и далее. ISBN  1583911103 .
  26. Как рассказал Плутарх , О поклонении Исиде и Осирису , LIV, 5–6 . Видеть Мид, GRS (1906), Трижды Величайший Гермес: Исследования по эллинистической теософии и гнозису , том. Я, Лондон и Бенарес: ​​Теософское издательское общество, с. 334, прим .
Атрибуция
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 959f5e5736d431d84454fb815585b24e__1720342260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/4e/959f5e5736d431d84454fb815585b24e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sophia (Gnosticism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)