Королевство Сукхотай
Королевство Сукхотай | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1238–1438 | |||||||||
![]() Королевство Сукхотай в наибольшем развитии в конце 13 века, во времена правления короля Рама Кхамхенга. | |||||||||
![]() Королевство Сукхотай (оранжевый) в 1400 году н.э. | |||||||||
Капитал | |||||||||
Общие языки | Старый тайский | ||||||||
Религия | Тхеравада Буддизм | ||||||||
Правительство | Королевство Мандала | ||||||||
Монарх | |||||||||
• 1238–1270 (первый) | См. Интратит | ||||||||
• 1279–1298 | Рам Камхенг | ||||||||
• 1347–1368 | Ли Тай | ||||||||
• 1419–1438 (последний) | Бороммапан | ||||||||
Историческая эпоха | Постклассическая эпоха | ||||||||
• Учреждение | 1238 | ||||||||
1378–1438 | |||||||||
• Присоединён к Аюттайе. | 1438 | ||||||||
• Установка Санфета I | 1569 [ 1 ] | ||||||||
Валюта |
| ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | |||||||||
Королевство Сукхотай ( тайский : Сукхотай , RTGS : Сукхотай , IAST : Суходая , произносится [sù.kʰǒː.tʰāj] ) было постклассическим сиамским королевством ( мандалой ) на материковой части Юго-Восточной Азии, окружавшим древнюю столицу Сукхотай на территории современного северо-центрального Таиланда . Королевство было основано Си Интратитом (Маха Таммарача IV) оно попало под влияние соседней Аюттхая в 1238 году и существовало как независимое государство до 1438 года, когда после смерти Бороммапана .
Сукхотай изначально был торговым центром в Лаво , который сам находился под сюзеренитетом Кхмерской империи , когда народ Центрального Таиланда во главе с Пхо Кхун Банг Кланг Хао, местным лидером, восстал и обрел независимость. Банг Кланг Хао принял царственное имя Си Интратит и стал первым монархом династии Пхра Руанг .
Королевство было централизовано и максимально расширилось во время правления Рама Камхенга Великого (1279–1298), который, по мнению некоторых историков, принес буддизм Тхеравады и первоначальную тайскую письменность в королевство . Рам Камхенг также инициировал отношения с юаньским Китаем , благодаря которым королевство разработало методы производства и экспорта керамики, такой как изделия сангхалок .
После правления Рама Камхенга королевство пришло в упадок. В 1349 году, во время правления Ли Тай (Маха Таммарача I), Сукхотай был захвачен королевством Аюттхая, соседним тайским государством. Он оставался данником Аюттхая, пока не был аннексирован королевством в 1438 году после смерти Бороммапана. Несмотря на это, дворянство Сукхотай продолжало влиять на монархию Аюттхая спустя столетия через династию Сукхотай .
Сукхотай традиционно известен как «первое тайское королевство» в тайской историографии, но нынешний исторический консенсус согласен с тем, что история тайского народа началась намного раньше . Руины столицы королевства, находящиеся сейчас в 12 км (7,5 миль) от современного города Сукхотай Тани в провинции Сукхотай , сохранились как Исторический парк Сукхотай и были внесены в список Всемирного наследия .
Этимология
[ редактировать ]Английский ) термин Sukhothai ( тайский : สุโขทัย является латинизацией тайского слова в соответствии с Общей системой транскрипции Королевского Таиланда . Тайское слово, обозначающее историческую страну, было транслитерацией кхмерского написания , переведенного на английский язык как Суходая ( кхмерский : សុខោទ័យ ). Кхмерский термин сам по себе происходит от санскритского сукха ( санскрит : सुख , «прочное счастье») и удайя ( санскрит : उदय , «возвышение» или «появление»). В совокупности эту фразу можно интерпретировать как означающую «рассвет счастья».
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Согласно легенде, город Сукхотай был основан в 494 г. до н. э., за ним последовал город-побратим Чалян ( เชลียง ) после того, как люди, говорящие на тайском языке, мигрировали на юг из верхнего бассейна Меконга . [ 3 ] : 2 Позже, в 500 году нашей эры, после основания Королевства Лаво , нобель из Лаво по имени Пхалират ( тайский : พาลีราช ) стал первым губернатором Сукхотаи. [ 4 ] Следующие правители после Пхалирата остаются неясными. [ 3 ] : 6, 10 Ожидалось, что город будет заброшен в конце 6-го века из-за вторжения другого австроазиатско -говорящего народа из Умонгасела ( อุโมงคเสลา ) в современном Фанге , а затем был восстановлен в 957 году Афаем Камини ( อภัยคามินี ), которые эвакуировались из Харипунджая после того, как столица Харипунджайя была разграблена народом Куй из Умонгасела. [ 3 ] : 6, 10 Сукхотай провозгласил независимость от Умонгасела в 1017 году во время правления Аруна Кумана ( Арун Куман ), [ 3 ] : 13–14 который продолжался до основания Королевства Сукхотай в 1238 году. [ 5 ] : 195–196
Город в кхмерском стиле впервые появился в Сукотаи около 1200 года. [ 6 ] Примерно в пятидесяти километрах к северу от Суходая находился еще один город-побратим, Шри Саджаналая , который позже стал Си Сатчаналай ( тайский : ศรีสัชนาลัย ), важным центром политики Сукотаи рядом со столицей. [ 7 ] [ 8 ] Под контролем Лаво в городе были построены различные памятники, некоторые из которых до сих пор стоят в Историческом парке Сукхотай . К ним относятся храм Та Фа Даенг, Ват Пхра Пхай Луанг и Ват Си Савай. [ 9 ]
Напротив, некоторые историки предполагают, что миграция тайцев в материковую Юго-Восточную Азию была несколько постепенной и, вероятно, имела место между 8 и 10 веками. [ 10 ] До возвышения Сукхотаи в соседних северных высокогорьях существовали различные другие тайские королевства. К ним относятся Нгоеньян из народа Северного Таиланда (современный Чианг Саен ) и Чианг Хунг из народа Тай Лю (современный Цзинхун , Китай ). Согласно полулегендарным шансским документам, принц Мау Шаня Сэм Лунг-пха из Могаунга , прежде чем он основал тайское королевство Ахом в Ассаме в 1229 году, совершал набеги на долину Менам и Малайский полуостров до Тави ( Давей ) и Янсаленг ( Джанк Цейлон ?). Этот предполагаемый приток вооруженных тайцев мог иметь какое-то отношение к созданию тайского королевства Сукхотай. [ 11 ] : 301
Согласно легенде, в 1238 году группа народов Центрального Таиланда во главе с местным вождем мыанг Пхо Кхун Банг Кланг Хао восстала против губернатора Суходая и провозгласила Сукхотай независимым тайским государством. Банг Кланг Хао помогал местный союзник Пхо Кхун Фа Муанг . [ 5 ] : 195–196 Это событие стало поворотным моментом в истории тайских народов, поскольку Сукхотай оставался центром тайской власти до конца 14 века. [ 12 ] [ 13 ] [ 5 ]
Банг Кланг Хао правил Сукхотаем под царственным именем Си Интратит и основал династию Пхра Руанг . Под властью Си Интратита изначальное королевство распространило свое влияние на приграничные города, окружающие столицу. К концу своего правления в 1270 году Сукхотай охватывал всю верхнюю долину реки Чао Прайя , тогда известной просто как Маенам ( тайский : แม่น้ำ , «мать вод»), общее тайское название для всех рек.
Расширение при Раме Камхенге Великом
[ редактировать ]
В 1270 году Си Интратит умер, и ему наследовал его сын Бан Муанг . В конце правления Бан Муанга ему наследовал его брат Рам Камхенг Великий ; оба расширили Сукхотай за пределы границ, установленных их отцом. На юге Рам Кхамхенг подчинил мандалы королевства Суварнабхуми (вероятно, современный Супхан Бури ) и Тамбралинга (современный Накхонситхаммарат ). Говорят, что благодаря приобретению Тамбралинга Рам Кхамхенг принял буддизм Тхеравады в качестве государственной религии Сукхотаи; точность этих утверждений традиционных историков оспаривается.
На севере Рам Кхамхенг поставил Пхрае и Муанг Суа (современный Луангпрабанг , Лаос ), среди других городов-государств мандалы под дань . На западе Рам Кхамхенг помог народу мон под предводительством Вареру (который, как говорят, сбежал с дочерью Рама Камхенга) в их восстании против языческого контроля, и Вареру основал королевство в Мартабане , предшественнике Хантавадди (современный Баго) . , Мьянма ). Мартабан традиционно считается государством-данником Сукхотаи, но такое господство Сукхотаи, возможно, не распространялось так далеко.
Что касается религии и культуры, Рам Камхенг попросил монахов из Шри Тамнакорна распространять буддизм Тхеравады в Сукхотае. В 1283 году письмо Сукхотай , вероятно, было изобретено Рамом Кхамхенгом; Самое раннее свидетельство этого древнего тайского письма можно найти в надписи Рам Кхамхенг , обнаруженной Монгкутом (Рамой IV) почти шесть столетий спустя. Позже этот сценарий превратился в современный тайский сценарий .
Именно в это время были установлены первые отношения с юаньским Китаем , и Сукотай начал отправлять торговые миссии в Китай. Хорошо известным экспортным товаром Сукхотаи была посуда сангхалок . Это был единственный период в тайской истории, когда в Сиаме производилась керамика в китайском стиле, но к 14 веку она вышла из употребления.
Упадок и статус притока
[ редактировать ]К началу четырнадцатого века Сукхотай контролировал равнину Чао Прайя с отрогами на запад к королевству Хантавадди и на юг к королевству Накхонситхаммарат . После смерти Рама Камхенга ему наследовал его сын Ло Тай .
Государства-данники Сукхотаи начали быстро отделяться после смерти Рама Кхамхенга. На севере Уттарадит и лаосские королевства Муанг Суа и Вьенг Чан Вьенг Кхам (современный Вьентьян ) освободились от своих повелителей Сукхотай. В 1319 году Мартабан на западе откололся. В 1321 году Лан На (государство-преемник Нгоеньянга) аннексировал Так , один из старейших городов Сукхотаи. На юге Супхан Бури также вырвался на свободу в начале правления Ло Тай. Таким образом, королевство быстро вернулось к своему прежнему статусу просто местной власти.
В 1323 году Ло Тай сменил его двоюродный брат Нгуа Нам Тум . В 1347 году ему наследовал Ли Тай (Маха Таммарача I), сын Ло Тай. В 1349 году армии Аюттхая вторглись в королевство и вынудили Сукхотай стать его данником. [ 5 ] : 222 Центр власти в подчиненном государстве переместился в Сон Хвэ (современный Пхитсанулок ). В 1378 году Лю Тай (Маха Таммарача II) был вынужден подчиниться этой новой тайской власти как вассальное государство. [ 15 ] : 29–30 В 1399 году его сменил Сай Лю Тай (Маха Таммарача III).
В 1424 году, после смерти Сай Лю Тая, за трон боролись его сыновья Пхая Рам и Пхая Бан Муанг. Интхарача из Аюттхая вмешался и назначил Бан Муанга Бороммапаном (Маха Таммарача IV). Когда Бороммапан умер в 1438 году, Бороммарачатират II из Аюттхая назначил своего сына Рамесуана (будущего Боромматралокканат Аюттхая) Уппаратом в Сукхотае, должность, аналогичную как положению наместника , так и предполагаемого наследника , установив форму личного союза и создав сиамскую Система Парадного дворца . Принца Рамесуана предположительно сопровождал административный персонал Аюттхая и военный гарнизон, тем самым подтверждая конец Сукхотая как независимого королевства. [ 16 ]
Аннексия и дальнейшее влияние
[ редактировать ]Под статусом данника бывшие территории Сукхотаи, известные жителям Аюттхая как Муэанг Нуэа ( тайский : เมืองเหนือ , «северные города»), продолжали управляться местными аристократами под властью Аюттхая в соответствии с системами мандалы обоих доминионов. Мандалы политически и культурно сливались в 15 и 16 веках, а война, администрация, архитектура, религиозная практика и язык Сукхотаи повлияли на политику Аюттхая. Дворяне Сукхотай связали себя с элитой Аюттхаи посредством брачных союзов и часто играли роль создателей королей в конфликтах за престол в Аюттхае. Военачальники Сукхотаи служили в армии Аюттхая, поскольку военные традиции Сукхотаи считались более жесткими. [ 17 ]
С 1456 по 1474 год бывшая территория Сукхотай стала полем битвы во время войны Аюттхая-Лан На (1441–1474). В 1462 году Сукхотай ненадолго восстал против Аюттайи и объединился со своим врагом Лан На . В 1463 году Боромматрайлокканат временно перенес резиденцию монарха в Сонг Хве, предположительно, чтобы быть ближе к линии фронта, а город был навсегда переименован в Пхитсанулок. [ нужна ссылка ] Современные португальские торговцы описали Аюттайю и Пхитсанулок как «государства-побратимы». [ 17 ]
В 1548 году Маха Чаккрапхат назначил Кхуна Фиренторатепа, дворянина из клана Сукхотай, лидером Пхитсанулока. Фиренторатепу было присвоено имя Маха Таммарача в соответствии с историческими королями Сукхотаи, и он женился на одной из дочерей Маха Чаккрафата, что усилило его претензии как на историческую, так и на нынешнюю монархию. Несмотря на это, титул Уппарата достался сыну Маха Чаккрапхата Рамесуану (умершему в 1564 году), а позже его брату Махинтратирату . После серии войн с бирманской империей Таунгу Маха Таммарача объединился с бирманцами против Аюттхая. В 1569 году Аюттхая под властью Махинтратирата перешла к бирманцам, и Байиннаунг назначил Маха Таммарачу (Санфета I) вассальным королем Аюттхая и первым королем династии Сукхотай . [ 17 ]
В 1584 году Маха Таммарача и его сын Уппарат и будущий Наресуан Великий (Санфет II) освободили Аюттайю от бирманского господства во время бирманско-сиамской войны 1584–1593 годов . После битвы на реке Ситтаунг Наресуан насильно переселил людей из северных городов Пхитсанулок , Сукхотай , Пхичай , Саванкхалок , Кампхенг Пхет , Пхичит и Пхра Банг ближе к Аюттайе. [ 18 ] [ 19 ] С тех пор руины столицы бывшего королевства Сукхотай были сохранены как Исторический парк Сукхотай и внесены в список Всемирного наследия . [ 20 ]
Наследие
[ редактировать ]
Силаджаруек Сукотаи — это сотни каменных надписей, которые составляют исторические записи того периода. Среди наиболее важных надписей - Надпись Рам Кхамхенг (также известная как Надпись № 1), Силаджаруек Ват Шричум (отчет об истории самого региона и Шри-Ланки ) и Силаджаруек Ват Памамуанг (политико-религиозный отчет о Ло Тай).
Монгкут (Рама IV) считается поборником повествовательной истории Сукхотаи благодаря открытию надписи № 1, «первого свидетельства» истории Сукхотаи. Монгкут сказал, что он нашел «первую каменную надпись» в Сукхотае, в которой рассказывается о героических королях, таких как Рам Кхамхенг , административной системе и других событиях, которые считались «процветающим временем» королевства. История Сукхотаи была включена в «национальную историю» Таиланда в конце 19 века Монгкутом как исторический труд, представленный британской дипломатической миссии. [ 21 ]

С тех пор, как часть современного процесса национального строительства, современная национальная сиамская история включала историю Королевства Сукхотай. Сукхотай называли «первой национальной столицей». [ 22 ] за ним следуют Аюттхая и Тонбури , вплоть до Раттанакосина , или сегодняшнего Бангкока . История Сукотаи имела решающее значение для сиамских «модернистов», как «консервативных», так и «революционных». [ нужна ссылка ] История Сукотаи стала еще более важной после Сиамской революции 1932 года . Исследований и публикаций по истории Сукотаи было много. [ 23 ] Идеи, вытекающие из надписи, изучались и «теоретизировались». [ 24 ]
Одной из самых известных тем было «демократическое» правление Сукотаи. Истории о близких отношениях между королем и его народом, ярко описанные как отношения «отца и сына», [ 25 ] считались «семенем» древней тайской демократии; однако изменения в правительстве произошли, когда позднее общество приняло «иностранные» традиции, такие как традиции Ангкора , находившиеся под влиянием индуизма и «мистического» буддизма Махаяны . История Сукхотаи стала образцом «свободы». Чит Пхумисак , «революционный» учёный, рассматривал период Сукхотай как начало освобождения тайского народа от иностранного правителя в Ангкоре. [ нужна ссылка ]
Во время военного правления, начавшегося в 1950-х годах, Сукхотай все чаще включался в программу национальной истории Таиланда. Модель «отец-сын» Сукотаи для тайской демократии, в отличие от ангкорской традиции, стала моделью свободы от «иностранной идеологии» камбоджийского коммунизма . В рамках новой учебной программы также изучались другие аспекты Сукотаи, такие как статус простолюдина и раба, а также экономика. Эти темы стали предметом идеологических споров во время Холодной войны и коммунистического мятежа в Таиланде . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крис Бейкер ; Пасук Фонгпайчит (2017). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 76.
Но 1569 год стал также заключительным актом слияния Аюттхая и Северных городов.
- ^ «Деньги» [Валюта]. Королевский монетный двор Таиланда , 2014 г. Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маха Виравонг (1953). «Хроники тайской нации: история нации с древних времен» (на тайском языке), Университет Чулалонгкорн . Архивировано из оригинала 8 марта 2024 года.
- ^ «Легенда о Муанг Саванкхалоке» (PDF) (на тайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Кауинга, Сьюзен Браун. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттхая: Сиам в мире раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 34. ISBN 978-1-108-12143-9 .
- ^ «Си Сатчаналай — Джим Вейджман» . www.jimwagemanphoto.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Зона Чалянг исторического парка Си Сатчаналай» . www.reown-travel.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ orientalarchitecture.com. «Храм Та Фа Даенг, Сукхотай, Таиланд» . Азиатская архитектура . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Питтаяпорн, Питтаяват. 2014. « Слои китайских заимствований в прото-юго-западном тай как свидетельство датировки распространения юго-западного тай ». « Результаты исследований в области лингвистики Юго-Восточной Азии», праздничная награда в честь профессора Прани Куллаваниджайи . Мануся , специальный выпуск 20. Бангкок: Издательство Чулалонгкорнского университета. стр. 47–64
- ^ Лоуренс Палмер Бриггс (1950). «Кхмерская империя и Малайский полуостров» . Дальневосточный ежеквартальный вестник . 9 (3). Издательство Университета Дьюка : 256–305. дои : 10.2307/2049556 . JSTOR 2049556 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года.
- ^ Свирер, Дональд К. (1 января 1995 г.). Буддийский мир Юго-Восточной Азии . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-2459-9 .
- ^ Уикс, Роберт С. (31 мая 2018 г.). Деньги, рынки и торговля в ранней Юго-Восточной Азии: развитие местных денежных систем до 1400 года нашей эры . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-1947-9 .
- ^ «Сидящий Будда в «Маравиджайе» » . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Чакрабонгсе, К., 1960, Lords of Life, Лондон: Alvin Redman Limited
- ^ Дэвид К. Вятт (2004). Таиланд: Краткая история (2-е изд.). Книги шелкопряда. п. 59.
- ^ Jump up to: а б с Крис Бейкер; Пасук Фонгпаичит (2014). История Таиланда (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 10.
- ^ Пхисет Чхиачанфонг (2003). Пхра Маха Таммараджа Ксатратират . Бангкок: Издательство Матичон. стр. 57. ISBN 974-322-818-7 .
- ^ Крис Бейкер; Пасук Фонгпайчит (2017). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 77.
- ^ «Исторический город Сукхотай и связанные с ним исторические города» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Лингат, Р. (1933). «История Ват Паваранивеса» (цифровой) . Журнал Сиамского общества . 26.1в. Фонд Сиамского наследия . Проверено 17 марта 2013 г.
В 1837 году король Пхра Нанг Клао назначил принца Монгкута аббатом храма Ват Паваранивека, расположенного недалеко от крепостной стены в северной части города. Этот монастырь был основан около десяти лет назад принцем Какти, который был возведен в ранг второго короля после вознесения на престол Пхрананг Клао, его племянника (1824–1832).
- ^ Кодес, Г. (1921). «Происхождение династии Суходая» (Цифровой формат) . Журнал Сиамского общества . 14.1б. Фонд Сиамского наследия: 1 . Проверено 17 марта 2013 г.
Династия, правившая в течение части XIII и первой половины XIV веков в Суходае и Шри Саджаннлае , в верховьях Менам Йома , является первой исторической сиамской династией. Она имеет двойное право на этот титул: и потому, что ее колыбель находилась именно в стране, обозначенной иностранцами как «Сиам» ( кхмерский : Сьям; китайский Сиен и т. д.), и потому, что именно эта династия, освободив тайские княжества, от камбоджийского ига и постепенно распространив свои завоевания вплоть до Малайского полуострова , проложило путь к образованию собственно так называемого Королевства Сиам.
- ^ Брэдли, CB (1909). «Самое древнее известное письмо на сиамском языке; надпись Пхра Рам Кхамхенг из Сукхотаи, 1293 год нашей эры» (цифровой) . Журнал Сиамского общества . 6.1б . Фонд Сиамского наследия . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «Эпиграфические и исторические исследования, №№ 1–24, опубликованные в Журнале Сиамского общества за 1968–1979 годы» - преф. Содержит библиографические ссылки. Предметы: Надписи, тайский язык. Примечания: английский и тайский; немного пали (римским).
- ^ Сарасин Вирафол (1977). «Право в традиционном Сиаме и Китае: сравнительное исследование» (цифровое) . Журнал Сиамского общества . 65.1с. Фонд Сиамского наследия . Проверено 17 марта 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Экачай, Саницуда (28 сентября 2019 г.). «Открытие ума с помощью древней мандалы » . Почта Бангкока . Проверено 28 сентября 2019 г.
- Королевство Сукхотай
- Бывшие страны в истории Таиланда
- Бывшие королевства
- Индианизированные королевства
- Провинция Сукхотай
- 13 век в Таиланде
- 14 век в Таиланде
- 15 век в Таиланде.
- 16 век в Таиланде.
- Штаты и территории, основанные в 1238 году.
- Штаты и территории, основанные в 1438 году.
- 1238 заведений в Азии
- 1438 закрытий в Азии
- Заведения XIII века в Таиланде
- Разрушения XV века в Таиланде
- Бывшие монархии Юго-Восточной Азии
- Притоки Императорского Китая