Мучная мания

Листомания или лихорадка Листа — это сильное безумие фанатов, направленное против венгерского композитора Ференца Листа во время его выступлений. Это безумие впервые произошло в Берлине в 1841 году, а позже этот термин был придуман Генрихом Гейне в фельетоне, который он написал 25 апреля 1844 года, обсуждая парижский концертный сезон 1844 года. Листомания характеризовалась сильным уровнем истерии , демонстрируемой фанатами, сродни обращению с некоторыми знаменитыми музыкантами, начиная со второй половины 20-го века, но во времена, не известные таким музыкальным ажиотажем.
Фон
[ редактировать ]Ференц Лист начал получать уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет у своего отца Адама Листа , талантливого музыканта, игравшего на фортепиано , скрипке , виолончели и гитаре знавшего Йозефа Гайдна , Иоганна Непомука Гуммеля и Людвига ван Бетховена и лично . К одиннадцати годам Ференц Лист уже сочинял музыку и выступал с концертами. Став старше, Лист продолжал учиться и развивать свои навыки игры на фортепиано.
В 1839 году Лист начал обширное турне по Европе, которое продолжалось следующие восемь лет. Этот период часто считается пиком творчества Листа как концертирующего пианиста, и во время своих турне он получил множество наград и похвал. Ученые назвали эти годы периодом «трансцендентной казни» Листа. [ 1 ] В этот период появились первые сообщения о бурной реакции поклонников Листа, которую стали называть Листоманией.
Лист прибыл в Берлин около Рождества 1841 года, и слух о его прибытии вскоре распространился. [ 2 ] В тот вечер группа из тридцати студентов исполнила ему серенаду на песню «Rheinweinlied». [ 2 ] Позже он дал свой первый сольный концерт в Берлине 27 декабря 1841 года в Sing-Akademie zu Berlin перед восторженной толпой. Это выступление позже будет отмечено как начало листомании, которая после 1842 года охватила всю Европу. [ 2 ] [ 3 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Листомания характеризовалась истерической реакцией на Листа и его концерты. [ 2 ] [ 3 ] Сообщалось, что игра Листа поднимала настроение публики до уровня мистического экстаза. [ 3 ] Поклонники Листа окружали его, дрались из-за его носовых платков и перчаток. [ 3 ] Поклонники носили его портрет на брошах и камеях . [ 2 ] [ 4 ] Женщины пытались заполучить пряди его волос, и всякий раз, когда он ломал струну фортепиано, поклонники пытались получить ее, чтобы сделать браслет. [ 4 ] Некоторые поклонницы даже носили с собой стеклянные флаконы, в которые наливали остатки его кофе. [ 2 ] Согласно одному отчету:
Однажды Лист выбросил на улицу окурок старой сигары под бдительным взором увлеченной фрейлины, которая благоговейно вытащила из сточной канавы зловонную травку, заключила ее в медальон и окружила монограммой «FL». бриллиантами и продолжала выполнять свои придворные обязанности, не замечая тошнотворного запаха, который от них исходил. [ 4 ]
Создание и использование термина
[ редактировать ]Писатель Генрих Гейне ввел термин «листомания», чтобы описать излияние эмоций, сопровождавшее Листа и его выступления. Гейне написал серию музыкальных фельетонов в течение нескольких музыкальных сезонов, обсуждая музыку того времени. Его обзор музыкального сезона 1844 года, написанный в Париже 25 апреля 1844 года, является первым местом, где он использует термин «листомания»:
Когда раньше я слышал об обмороках, которые случались в Германии и особенно в Берлине, когда там появлялся Лист, я пожал плечами с сожалением и думал: тихая субботняя Германия не желает терять возможности получить то небольшое необходимое упражнение, которое ей разрешено. ... В их случае, думал я, дело идет о спектакле ради спектакля... Так я объяснял эту листоманию и смотрел на нее как на признак политически несвободных условий, существующих за Рейном. Но в конце концов я ошибся и заметил это только на прошлой неделе в Итальянском оперном театре, где Лист дал свой первый концерт... Это действительно была не немецко-сентиментальная, сентиментальная берлинская публика, перед которой Лист играл, вполне один, а точнее, в сопровождении исключительно своего гения. И все же, как судорожно действовал на них один его вид! Какими бурными были аплодисменты, раздавшиеся ему навстречу!... Какое это было признание! Настоящее безумие, неслыханное в анналах фурора! [ 5 ]
Музыковед Дана Гули утверждает, что использование Гейном термина «Листомания» не использовалось так же, как « Битломания » использовалось для описания сильных эмоций, возникших по отношению к «Битлз» в 20 веке. Вместо этого листомания имела гораздо больший медицинский акцент, потому что термин «мания» был гораздо более сильным термином в 1840-х годах, тогда как в 20-м веке «мания» могла относиться к чему-то столь же легкому, как новое увлечение модой. Некоторые считали Листоманию настоящим заразным заболеванием, и критики рекомендовали меры по иммунизации населения. [ 6 ]
Некоторые критики того времени считали, что листомания, или «лихорадка Листомании», как ее иногда называли, была в основном отражением настроений берлинцев и северных немцев и что в южногерманских городах не будет таких эпизодов листомании из-за разницы в конституциях. населения. Как говорилось в одном из отчетов мюнхенской газеты в 1843 году:
Лихорадка Листа, зараза, которая вспыхивает в каждом городе, который посещает наш художник и которую не могут защитить ни возраст, ни мудрость, кажется, появляется здесь лишь спорадически, и нашим жителям не стоит опасаться случаев удушья, подобных тем, которые так часто возникали в северных столицах. с их сильной конституцией. [ 6 ]
В 1891 году американский поэт Натан Хаскелл Доул использовал этот термин в относительно нейтральном контексте, чтобы описать кратковременную фиксацию пианистов на композициях Листа:
Поэтому нередко можно увидеть, как пианисты перерастают свой энтузиазм по поводу Листа и оглядываются назад на свою «листоманию» как на лишь фазу развития, которой они не стыдятся, а скорее гордятся. [ 7 ]
Причины
[ редактировать ]Причина листовомании не была известна, но были попытки объяснить это состояние. Гейне попытался объяснить причину листовомании в том же письме, в котором он впервые употребил этот термин. В этом письме он писал:
В чем причина этого явления? Решение этого вопроса принадлежит скорее области патологии, чем области эстетики. Врач, специализирующийся на женских болезнях и которого я попросил объяснить магию, которую наш Лист воздействовал на публику, самым странным образом улыбался и в то же время говорил всякие вещи о магнетизме , гальванизме , электричестве , заразе. о тесном зале, наполненном бесчисленными восковыми лампочками и несколькими сотнями надушенных и потеющих людей, об исторической эпилепсии, о феномене щекотки , о музыкальных кантеридах и других шершавых вещах, которые, я полагаю, имеют отношение к тайнам bona dea . Возможно, решение вопроса не погребено в столь авантюрных глубинах, а плавает на весьма прозаической поверхности. Мне кажется порой, что все это колдовство можно объяснить тем, что никто на свете не умеет так хорошо организовывать свои успехи, вернее, их мизансцену , как наш Ференц Лист. [ 5 ]
Дана Гули утверждает, что разные люди объясняли причину Листомании у берлинской аудитории по-разному, исходя из своих политических взглядов в то время; более того, те, кто придерживался прогрессивного взгляда на дела, считали, что излияние эмоций берлинской публики было в значительной степени побочным эффектом репрессивного и цензурного государства и что энтузиазм в отношении Листа был «компенсацией, иллюзорной заменой отсутствия свободы воли и публичной власти». участие среди берлинцев». Противоположная положительная точка зрения на Листоманию заключалась в том, что она была ответом на огромную доброжелательность и благотворительность Листа. [ 6 ] Эта точка зрения объяснялась следующим образом:
Оптимистическая и популярная политическая риторика Фридриха Вильгельма IV с ее обещаниями либеральных социальных реформ предрасположила берлинскую общественность к тому, чтобы оценить различные жесты Листа в поддержку благотворительных, гуманитарных целей, поскольку они видели в доброжелательности Листа отголоски себя и своего монарха. Но что важно, доказательства этому они нашли не только в его пожертвованиях. Его личная открытость, его поведение по отношению к публике и его исполнительский стиль также стали символами «благотворительности». [ 6 ]
Предполагается, что одним из факторов, способствующих Листомании, было то, что Лист в молодые годы был известен как красивый мужчина. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Ференц Лист
- синдром Стендаля
- Коллективное поведение
- причуда
- Битломания
- Листомания (фильм)
- «Листомания» (песня)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келлер, Джоанна (14 января 2001 г.). «В поисках Листа, которого можно полюбить» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года . Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уокер 1987 , с. 371
- ^ Jump up to: а б с д Уокер 1987 , с. 289
- ^ Jump up to: а б с Уокер 1987 , с. 372
- ^ Jump up to: а б Зоннек, Оскар Джордж Теодор (1922). «Музыкальные фельетоны Генриха Гейне» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 8 (3): 457–458. дои : 10.1093/mq/viii.3.435 . Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гули, Дана Эндрю (2004). Виртуоз Лист . Издательство Кембриджского университета. стр. 201–235. ISBN 0-521-83443-0 .
- ^ Доул, Натан Хаскелл (1891). Партитура известных композиторов . Тай Кроуэлл и компания.
- ↑ BBC Culture – «Забудьте The Beatles – Лист был первой музыкальной суперзвездой». 17 августа 2016 г. Прочтите 4 мая 2019 г.
Источники
- Уокер, Алан (1987). Ференц Лист, Виртуозные годы (1811–1847) (переработанная редакция). Издательство Корнельского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фестиваль Листомания 2011 , Бургенланд, Австрия
- Листомания 2011 , фестиваль семи концертов в Консерватории Новой Англии , Бостон.
- «Как Ференц Лист стал первой в мире рок-звездой» , рассказ NPR о Листомании