Jump to content

Мучная мания

(Перенаправлено с «Листомания (феномен)
В Концертном зале работы Теодора Хоземанна , 1842 год, карикатура на Листа и его поклонников.

Листомания или лихорадка Листа — это сильное безумие фанатов, направленное против венгерского композитора Ференца Листа во время его выступлений. Это безумие впервые произошло в Берлине в 1841 году, а позже этот термин был придуман Генрихом Гейне в фельетоне, который он написал 25 апреля 1844 года, обсуждая парижский концертный сезон 1844 года. Листомания характеризовалась сильным уровнем истерии , демонстрируемой фанатами, сродни обращению с некоторыми знаменитыми музыкантами, начиная со второй половины 20-го века, но во времена, не известные таким музыкальным ажиотажем.

Ференц Лист начал получать уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет у своего отца Адама Листа , талантливого музыканта, игравшего на фортепиано , скрипке , виолончели и гитаре знавшего Йозефа Гайдна , Иоганна Непомука Гуммеля и Людвига ван Бетховена и лично . К одиннадцати годам Ференц Лист уже сочинял музыку и выступал с концертами. Став старше, Лист продолжал учиться и развивать свои навыки игры на фортепиано.

В 1839 году Лист начал обширное турне по Европе, которое продолжалось следующие восемь лет. Этот период часто считается пиком творчества Листа как концертирующего пианиста, и во время своих турне он получил множество наград и похвал. Ученые назвали эти годы периодом «трансцендентной казни» Листа. [ 1 ] В этот период появились первые сообщения о бурной реакции поклонников Листа, которую стали называть Листоманией.

Лист прибыл в Берлин около Рождества 1841 года, и слух о его прибытии вскоре распространился. [ 2 ] В тот вечер группа из тридцати студентов исполнила ему серенаду на песню «Rheinweinlied». [ 2 ] Позже он дал свой первый сольный концерт в Берлине 27 декабря 1841 года в Sing-Akademie zu Berlin перед восторженной толпой. Это выступление позже будет отмечено как начало листомании, которая после 1842 года охватила всю Европу. [ 2 ] [ 3 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Лист в 1843 году

Листомания характеризовалась истерической реакцией на Листа и его концерты. [ 2 ] [ 3 ] Сообщалось, что игра Листа поднимала настроение публики до уровня мистического экстаза. [ 3 ] Поклонники Листа окружали его, дрались из-за его носовых платков и перчаток. [ 3 ] Поклонники носили его портрет на брошах и камеях . [ 2 ] [ 4 ] Женщины пытались заполучить пряди его волос, и всякий раз, когда он ломал струну фортепиано, поклонники пытались получить ее, чтобы сделать браслет. [ 4 ] Некоторые поклонницы даже носили с собой стеклянные флаконы, в которые наливали остатки его кофе. [ 2 ] Согласно одному отчету:

Однажды Лист выбросил на улицу окурок старой сигары под бдительным взором увлеченной фрейлины, которая благоговейно вытащила из сточной канавы зловонную травку, заключила ее в медальон и окружила монограммой «FL». бриллиантами и продолжала выполнять свои придворные обязанности, не замечая тошнотворного запаха, который от них исходил. [ 4 ]

Создание и использование термина

[ редактировать ]

Писатель Генрих Гейне ввел термин «листомания», чтобы описать излияние эмоций, сопровождавшее Листа и его выступления. Гейне написал серию музыкальных фельетонов в течение нескольких музыкальных сезонов, обсуждая музыку того времени. Его обзор музыкального сезона 1844 года, написанный в Париже 25 апреля 1844 года, является первым местом, где он использует термин «листомания»:

Когда раньше я слышал об обмороках, которые случались в Германии и особенно в Берлине, когда там появлялся Лист, я пожал плечами с сожалением и думал: тихая субботняя Германия не желает терять возможности получить то небольшое необходимое упражнение, которое ей разрешено. ... В их случае, думал я, дело идет о спектакле ради спектакля... Так я объяснял эту листоманию и смотрел на нее как на признак политически несвободных условий, существующих за Рейном. Но в конце концов я ошибся и заметил это только на прошлой неделе в Итальянском оперном театре, где Лист дал свой первый концерт... Это действительно была не немецко-сентиментальная, сентиментальная берлинская публика, перед которой Лист играл, вполне один, а точнее, в сопровождении исключительно своего гения. И все же, как судорожно действовал на них один его вид! Какими бурными были аплодисменты, раздавшиеся ему навстречу!... Какое это было признание! Настоящее безумие, неслыханное в анналах фурора! [ 5 ]

Музыковед Дана Гули утверждает, что использование Гейном термина «Листомания» не использовалось так же, как « Битломания » использовалось для описания сильных эмоций, возникших по отношению к «Битлз» в 20 веке. Вместо этого листомания имела гораздо больший медицинский акцент, потому что термин «мания» был гораздо более сильным термином в 1840-х годах, тогда как в 20-м веке «мания» могла относиться к чему-то столь же легкому, как новое увлечение модой. Некоторые считали Листоманию настоящим заразным заболеванием, и критики рекомендовали меры по иммунизации населения. [ 6 ]

Некоторые критики того времени считали, что листомания, или «лихорадка Листомании», как ее иногда называли, была в основном отражением настроений берлинцев и северных немцев и что в южногерманских городах не будет таких эпизодов листомании из-за разницы в конституциях. населения. Как говорилось в одном из отчетов мюнхенской газеты в 1843 году:

Лихорадка Листа, зараза, которая вспыхивает в каждом городе, который посещает наш художник и которую не могут защитить ни возраст, ни мудрость, кажется, появляется здесь лишь спорадически, и нашим жителям не стоит опасаться случаев удушья, подобных тем, которые так часто возникали в северных столицах. с их сильной конституцией. [ 6 ]

В 1891 году американский поэт Натан Хаскелл Доул использовал этот термин в относительно нейтральном контексте, чтобы описать кратковременную фиксацию пианистов на композициях Листа:

Поэтому нередко можно увидеть, как пианисты перерастают свой энтузиазм по поводу Листа и оглядываются назад на свою «листоманию» как на лишь фазу развития, которой они не стыдятся, а скорее гордятся. [ 7 ]

Причина листовомании не была известна, но были попытки объяснить это состояние. Гейне попытался объяснить причину листовомании в том же письме, в котором он впервые употребил этот термин. В этом письме он писал:

В чем причина этого явления? Решение этого вопроса принадлежит скорее области патологии, чем области эстетики. Врач, специализирующийся на женских болезнях и которого я попросил объяснить магию, которую наш Лист воздействовал на публику, самым странным образом улыбался и в то же время говорил всякие вещи о магнетизме , гальванизме , электричестве , заразе. о тесном зале, наполненном бесчисленными восковыми лампочками и несколькими сотнями надушенных и потеющих людей, об исторической эпилепсии, о феномене щекотки , о музыкальных кантеридах и других шершавых вещах, которые, я полагаю, имеют отношение к тайнам bona dea . Возможно, решение вопроса не погребено в столь авантюрных глубинах, а плавает на весьма прозаической поверхности. Мне кажется порой, что все это колдовство можно объяснить тем, что никто на свете не умеет так хорошо организовывать свои успехи, вернее, их мизансцену , как наш Ференц Лист. [ 5 ]

Дана Гули утверждает, что разные люди объясняли причину Листомании у берлинской аудитории по-разному, исходя из своих политических взглядов в то время; более того, те, кто придерживался прогрессивного взгляда на дела, считали, что излияние эмоций берлинской публики было в значительной степени побочным эффектом репрессивного и цензурного государства и что энтузиазм в отношении Листа был «компенсацией, иллюзорной заменой отсутствия свободы воли и публичной власти». участие среди берлинцев». Противоположная положительная точка зрения на Листоманию заключалась в том, что она была ответом на огромную доброжелательность и благотворительность Листа. [ 6 ] Эта точка зрения объяснялась следующим образом:

Оптимистическая и популярная политическая риторика Фридриха Вильгельма IV с ее обещаниями либеральных социальных реформ предрасположила берлинскую общественность к тому, чтобы оценить различные жесты Листа в поддержку благотворительных, гуманитарных целей, поскольку они видели в доброжелательности Листа отголоски себя и своего монарха. Но что важно, доказательства этому они нашли не только в его пожертвованиях. Его личная открытость, его поведение по отношению к публике и его исполнительский стиль также стали символами «благотворительности». [ 6 ]

Предполагается, что одним из факторов, способствующих Листомании, было то, что Лист в молодые годы был известен как красивый мужчина. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Келлер, Джоанна (14 января 2001 г.). «В поисках Листа, которого можно полюбить» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Уокер 1987 , с. 371
  3. ^ Jump up to: а б с д Уокер 1987 , с. 289
  4. ^ Jump up to: а б с Уокер 1987 , с. 372
  5. ^ Jump up to: а б Зоннек, Оскар Джордж Теодор (1922). «Музыкальные фельетоны Генриха Гейне» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 8 (3): 457–458. дои : 10.1093/mq/viii.3.435 . Проверено 14 мая 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Гули, Дана Эндрю (2004). Виртуоз Лист . Издательство Кембриджского университета. стр. 201–235. ISBN  0-521-83443-0 .
  7. ^ Доул, Натан Хаскелл (1891). Партитура известных композиторов . Тай Кроуэлл и компания.
  8. BBC Culture – «Забудьте The Beatles – Лист был первой музыкальной суперзвездой». 17 августа 2016 г. Прочтите 4 мая 2019 г.

Источники

  • Уокер, Алан (1987). Ференц Лист, Виртуозные годы (1811–1847) (переработанная редакция). Издательство Корнельского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3638400a8970544415378bf4edb266d4__1719000360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/d4/3638400a8970544415378bf4edb266d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lisztomania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)